Конспект занятия по развитию речи кто построил этот дом
Конспект НОД в старшей группе «Кто построил этот дом?». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам
Добина Елена Юрьевна
Конспект НОД в старшей группе «Кто построил этот дом?»
Цель:
расширение и уточнение знаний о строительных профессиях.
Задачи:
Образовательные: Расширить и конкретизировать представления детей о строительных профессиях, строительных инструментах, разных строительных материалов, их назначении.
Развивающие: Развивать речь детей, активизировать словарный запас., закреплять умение отвечать на вопросы,развивать пространственное, логическое мышление.
Воспитательные: Формировать представление детей о социальной значимости труда строителей, воспитывать уважение к труду людей. Воспитывать культуру общения.
Предварительная работа:
1. Чтение художественной литературы (С. Баруздин «Строим дом», С. Михалков «Три поросенка». В. Маяковский «Кем быть)
2. Рассматривание иллюстраций, связанных со строительными профессиями.
3. Отгадывание загадок, чтение и проговаривание пословиц и поговорок
4. Проведение сюжетно-ролевых игр («Строим дом», «Строители») и дидактических игр («Кому что?», «Что лишнее?», «Угадай по описанию)
5. Изготовление поделки из бумаги дом (оригами)
Материалы и оборудование:
картины с изображением людей строительных профессий; иллюстрация с домом в центре (многоэтажный) и деревянного (одноэтажный, картинки с изображением строительных инструментов, техники, разных видов жилищ человека. Дом из бумаги.
Интеграция образовательных областей:
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Ход занятия:
Воспитатель зачитывает письмо: «Дорогие ребята! Мы хотим к Новому году сделать для нашего братца Наф-Нафа сюрприз – построить дом, чтобы в нем могли гостить наши друзья. Но сколько раз мы не пробовали строить, наши дома все время ломаются. Не понимаем почему. Помогите! Ниф-Ниф и Нуф-Нуф».
– Узнали героев?
– Из какой они сказки? («Три поросенка»)
– Поможем поросятам разобраться, почему у них не получается построить настоящий дом?
– вспомните, из чего строили дом поросята? (Из соломы и веток.)
– Чтобы построить прочный, крепкий дом нам нужно много трудиться. Ребята, а вы знаете, какие самые верные помощники есть у человека? Кто помогает ему в работе?Послушайте мою загадку:
Любят труд,
Не терпят скуки,
Всё умеют наши….руки!
Правильно — это руки! Недаром люди столько пословиц придумали о них.
«С трудовыми руками нигде не пропадёшь.»
«Не игла шьёт, а руки.»
«Не печь кормит, а руки»
«Золотые руки у того, кто обучился хорошо»
Человек своим трудом и старанием всё строит, создаёт. Для этого нужно много учиться и работать.
Ребята, расскажите мне, а как называется профессия людей, которые строят дома, работают на стройплощадке?
— Правильно — строитель. Эта профессия появилась много лет назад, когда люди выйдя из пещер, стали возводить себе жильё.
Скажи, пожалуйста, ребята, для чего человеку нужен дом?
Действительно в доме человек укрывается от непогоды, отдыхает от усталости, работает.
Люди научились строить самые разные дома.
-Ребята, посмотрите на эти картинки. (воспитатель показывает картинки разных видов домов)
— все эти разные и даже удивительные для нас дома построил человек, скажите мне, а что у них общего?
-Правильно, у всех есть дверь, окна, крыша и стены.
Дидактическая игра «Разве так бывает?»
Воспитатель обращает внимание детей на картинки с изображением многоэтажного и одноэтажного домов.
— Возможно ли,чтобы эти дома и в реальной жизни были одинаковой величины? Почему этого не может быть? (много этажей –высокий, один этаж – низкий)
Давайте вспомним из каких материалов строят дома.
Упражнение «Назови какой»
Дети называют, какой получится дом, если его построитьиз материалов на картинке:
— Из камня? (каменный)
— Из дерева? (деревянный)
— Изо льда? (ледяной или иглу)
— Из кирпича? (кирпичный)
— Из глины? (глиняный)
— Как вы думаете, из чего будет лучше построить крепкий дом для Наф-Нафа (бетон, кирпич)
Порося строили дом одни, без помощников, а ведь что бы построить настоящий дом много мастеров должно потрудиться,
Сейчас мы все вместе узнаем, какие строители помогут нам построить дом.
Воспитатель читает стихи и выставляет на мольберт картинки с изображением людей данной профессии:
Замелькал мастерком
Каменщик играя.
То кирпич кладет бочком,
То на спинку, то торчком.
То подтянет с края.
Дом растет все выше, выше,
Стены есть, дела за крышей.
Кровельщик, скорей сюда,
Без тебя мне тут беда!
Вот и плотники идут.
Столяров с собой зовут.
Застучали молотки,
И запели пилы.
Будут рамы, косяки.
Двери и стропила.
Кисть в руке у маляра
И послушна, и быстра.
По стене летит, как белка,
Пахнет свежестью побелка.
-Вспомните, ребята, о каких профессиях вы услышали в стихах? А какими инструментами пользуются мастера? (ребёнок называет профессию, подходит к воспитателю и достаёт из коробки нужный инструмент, показывает его всем детям)
-Молодцы, правильно ответили, все эти профессии нужны, чтобы строить прочные и надежные дома.
-А теперь, ребята, давайте с вами отправимся на стройплощадку.
Проводится физкультминутка (под музыку из к/ф «Высота» «не кочегары мы не плотники»)
Покажем, какие высокие краны стоят (руки через стороны — вверх, опускаем)
Краны поднимают тяжелые плиты, а рабочие поднимают строительные материалы руками (ноги на ширине плеч, дотягиваемся до пола, выпрямляемся)
Дом растет всё выше, выше
Стены есть, дела за крышей! (руки соединить вверху, опустить)
Вот и плотники идут,
Столяров с собой зовут (стучат кулак о кулак, двигают руками вперед)
Кисть в руке у маляра
И послушна и быстра (приседание с вытянутыми руками)
Вот и окна появились (руки на поясе,повороты туловища)
На стройке много предметов лежат на земле, давайте их перешагнем
(Шаг на месте,высоко поднимая колени)
-Молодцы, ребята! Скажите, пожалуйста, а что помогает строителям быстро возводить здания? (Машины, техника).
Воспитатель загадывает загадки:
Котлован под дом копать
Целый год лопатой.
Нам же будет помогать
В этом (Экскаватор)
Чтобы выросла стена
Дома-великана,
Срочно помощь нам нужна
Башенного….(Крана)
-А какую ещё строительную технику вы знаете (воспитатель показывает картинки)
-Расскажите, а какими должны быть строители?
(Трудолюбивыми, выносливыми, сильными, смелыми, дружными.)
Может быть вы вспомните ещё поговорки о труде, дружбе?
Дело мастера боится
Кто не работает, тот не ест
Построить здание — надо иметь знание
Где труд, там и счастье
-Правильно.
— строитель должен быть очень смелым, ведь на стройке опасно, нужно обязательно соблюдать правила безопасности.
— А что используют строители, чтобы защитить себя (каску и защитный костюм).
Ну, что ж, ребята, давайте и мы превратимся в строителей, поможем построить Ниф-Нифу и Нуф-Нуфу крепкий, прочный и красивый дом!
Дети детализируют сделанный ими на предыдущем занятии дом, наклеивают части и раскрашивают по своему желанию.
Молодцы! Вы все справились!А закончить наше занятие мне хочется такими словами: «ТРУДОМ ВЕЛИК И СЛАВЕН ЧЕЛОВЕК»
Рефлексия:
— Ребята, что нового вы сегодня узнали на занятии?
— Как вы думаете, мы помогли поросятам построить дом?
— Из каких материалов можно построить дом?
-Вам понравилось занятие?
-Наф-Наф всех благодарит за помощь! Все молодцы
Источник
Конспект НОД » Кто построит новый дом?» | План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа):
Конспект занятия в средней группе на тему: «Кто построил новый дом?»
Цель:
Задачи:
Образовательная:Дать представление о строительных профессиях,
Воспитательная:воспитывать уважение к труду человека;пополнить знания о конструкциях домов;
Развивающая: продолжать знакомить с различными строительными материалами.
ХОД:
В- Мы с вами живем в большом городе,в котором много домов,учебных заведений,заводов,фабрик,театров,магазинов и других зданий. Скажите пожалуйста,для чего человеку нужен дом?
Д- Чтобы жить,спать.
В- Правильно,дома нужны для того,чтобы было уютно,укрыться от холода,ветра,дождя и снега. А сейчас давайте посмотрим на наш волшебный экран,он приготовил для нас что-то интересное( на экране изображены схемы с домами).
В- Ребята,посмотрите,посмотрите какие разные дома научились строить люди. Выберите из них те,которые вы могли видеть в нашем городе.
(дети показывают на экране)
В- А почему мы в нашем городе не строят такие дома? (воспитатель показывает оставшиеся на экране дома)
Ответы детей.
В- Правильно дети,это дома,которые строят люди,живущие в других странах. Эти дома отвечают своеобразному образу жизни. Покажите,пожалуйста,дома,которые можно легко разобрать и построить вновь при переезде с места на место.
Д- юрта,шалаш,вигвам.
В- А где можно увидеть такие дома? (воспитатель показывает одноэтажные дома,избы,хаты)
( ответы детей)
В- правильно,такие дома встречаются чаще всего в поселках,селах,деревнях,хуторах. Там где людей меньше,дома строят низкие и маленькие. А в городах места мало,а людей очень много,поэтому и дома здесь и отличаются.
В- А в каких домах живете вы?
Д- в больших,многоэтажных,в квартирах.
В- Как вы думаете,люди каких профессий строят дома?
Д- строители.
В- А еще,ребята,дома строят каменщики,плотники,маляры,сантехники. Чтобы построить многоэтажный дом,много людей занимается этой работой,но каждый делает свое профессиональное дело.
Послушайте,пожалуйста,стихотворение о людях разных строительных специальностей:
( чтение стихотворений)
( показ иллюстраций на интерактивной доске)
В- Существует много строительных специальностей. Угадайте,кто что делает?
— Что делает архитектор?
Д- рисует дома на бумаге.
В- правильно. Архитекторы составляют проекты,чертят планы. А что делает крановщик?
( ответы детей)
В- он работает на высоком кране,поднимает тяжелые грузы на любой этаж,устанавливает бетонные перекрытия.
В- что делает электрик?
( ответы детей)
В- он устанавливает проводку,ставит розетки,подключает свет.
В- Что делает грузчик?
( ответы детей)
В- он помогает всем рабочим,грузит кирпичи,краску,сантехнику.
А какие инструменты необходимы каждому мы узнаем во время игры «кому что нужно для работы?» (детям предлагаются карточки с изображением инструментов и орудий труда. Дети делятся на бригады,каждая бригада выбирает себе необходимые инструменты.
В- Какая техника необходима при строительстве многоэтажного дома?
( ответы детей)
В- А еще:бульдозер,панелевоз,каток для асфальтирования,бетономешалка.
Все люди,которые строят дома-строители. А вы хотели бы стать строителем? Давайте мы с вами построим дома из разных видом лего конструкторов,а жить в них будут вот эти веселые человечки ( трафареты)
В- молодцы ребята,вы сегодня очень хорошо потрудились. У вас получились отличные дома. А чтобы дома внутри были красивыми и уютными,чем отделывают их люди? Какие материалы используют?
(ответы детей)
В- А еще- краска,лак,линолеум,плиты,кафель,рейки,навесные потолки,побелка.
В- Молодцы ребята,хорошие из вас строители получились. Сегодня мы с вами строили дома для игрушечных человечков. А когда вы вырастите,кто-то из вас станет строителем-профессионалом и будет строить красивые ,надежные,уютные,современные дома для людей нашего города.
Источник
Конспект занятия на тему «Кто построил этот дом?». Мультимедийная презентация.
Конспект занятия на тему «Кто построил этот дом?».
Мультимедийная презентация.
Цель: закрепление представлений о профессиях людей, работающих на стройке.
I. Организационный момент. Рассматривание картины «Стройка».
Вопросы для работы с сюжетной картиной:
Что вы видите на этой стройке?
В какой части рисунка изображён дом?
В какой части находится подъёмный кран?
Кто находится в центре рисунка?
Внимательно посмотрите на предметы вокруг строителя,
Назовите, что расположено вверху, а что внизу.
Найдите на рисунке ещё одного строителя. Внутри чего он сидит? Кого и что вы видите снаружи кабины подъёмного крана?
Перечислите предметы, которые лежат впереди (перед домом, перед подъёмным краном).
Что находится позади стройки?
– Как можно по — другому назвать дом? (Здание, строение, сооружение).
II. Основная часть.
– Мы сегодня узнаем «Кто построил этот дом?» (стихотворение С. Баруздина.)
1. Чтение стихотворения с показом слайдов.
2. Умение пользоваться линейкой и карандашом.
– Что делает архитектор? (Архитектор создает проект дома).
– Сейчас все вы будите архитекторами. С помощью линейки и карандаша начертите проект дома.
– Из каких геометрических фигур состоит дом?
3. Игра «Кто и чем занимается».
Водитель – водитель водит автомобиль.
Бульдозерист – бульдозерист равняет площадку под строительство.
Экскаваторщик – экскаваторщик роет котлован под постройку.
Крановщик – крановщик поднимает строительные материалы.
Каменщик – каменщик кладёт стены.
Кровельщик – кровельщик кроет крышу.
Плотник – плотник ставит рамы и двери.
Штукатур – штукатур штукатурит потолки и стены.
Маляр – маляр красит потолки, стены.
4. Артикуляционная гимнастика «Маляр».
5. Зрительная гимнастика:
Плотно закрыть, а затем широко открыть глаза
Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо не поворачивая головы
Вращать глазами по кругу
Плотно закрыть, а затем широко открыть глаза.
6. Придумайте названия улицам из слов: строитель, солнышко, и берёзка.
– Какие названия придумали? (Улица Солнечная, улица Березовая, улица Строительная.)
7. Физкультурная пауза «Кровельщик». Координация речи с движением.
То не град, то не гром – Стоят лицом в круг и изображают удары « молотком».
Кровельщик на крыше. Тянутся на носочках, подняв руки.
Бьет он громко молотком – Вновь удары « молотком».
Вся округа слышит. Закрывают уши руками.
Он железом кроет дом, Широко разводят руки в стороны.
Чтобы сухо было в нем. Наклоняются, касаются носков руками.
8. Работа со счетными палочками. Совершенствование тонкой моторики.
– Возьмите 4 счетные палочки и сложите из них геометрическую фигуру.
– Какая геометрическая фигура получилась? (Квадрат.)
– Молодцы! Возьмите еще 2 палочки и положите их так, чтобы получилось окно.
– Сколько палочек пошло на окно? (6)
– Сколько палочек ушло на 2 окна? (12)
– Из каких материалов делают окна в домах? (Из дерева, из пластика).
9. Как вы думаете:
– Пластик на ощупь, какой? (Гладкий).
– Дерево на ощупь, какое? (Шероховатое).
– Окна из пластика, какие? А из дерева? (Пластиковые, деревянные.) Молодцы!
10. Игра «Кто, чем работает? »Назвать строительный инструмент. Ребёнок рассказывает, человеку какой строительной профессии он нужен и что им делают. Например, маляру нужна кисть, он ею красит стены.
11. Игра «Четвёртый лишний».
Кисть, маляр, рубанок, топор.
Каменщик, маляр, кисть, штукатур.
Топор, молоток, кисть, плотник.
Подъёмный кран, молоток, бульдозер, экскаватор.
12. Игра «Кто это? »
Расчищает строительную площадку бульдозером – (бульдозерист) .
Подвозит строительный материал на машине – (шофёр) .
Подвозит строительный материал на тракторе – (тракторист) .
Кладёт стены из камня – (каменщик) .
Кроет крышу – (кровельщик) .
Делает рамы, двери – (плотник) .
Стеклит окна – (стекольщик) .
Белит и красит стены – (маляр) .
Штукатурит стены – (штукатур) .
III. Итог занятия.
– Кто построил этот дом?Скажите, какой ваш дом? (Многоэтажный, пятиэтажный, кирпичный, теплый, красивый, светлый,… ).
– Сколько строительных профессий мы назвали?
«Кто построил этот дом?» (стихотворение С. Баруздина.)
На улице Садовой
Дом построен новый.
В нём столько светлых окон —
Считать — не сосчитать,
А крыша так высоко,
Что птицам не достать.
В доме — десять этажей,
В доме — тысячи людей.
Кто построил этот дом,
Дом, в котором мы живём?
Архитектор строит дом,
Дом многоэтажный.
Строит дом карандашом
На листе бумажном.
Сегодня каменщик с утра
К работе приступил.
Кладет кирпич за кирпичом –
Растет этаж за этажом,
И с каждым часом, с каждым днем
Все выше новый дом.
Чтобы в доме было сухо и тепло,
Чтобы снег зимою в дом не занесло,
Чтоб не мокли люди в доме под дождем,
Кровельщик железом покрывает дом
Летят опилки белые
Летят из-под пилы:
Это плотник делает,
Рамы и полы.
Красить комнаты пора —
Пригласили маляра.
Но не с кистью и ведром
Наш маляр приходит в дом:
Вместо кисти он принёс
Механический насос.
Брызжет краска по стене,
Солнце светится в окне.
Стали стены голубыми,
Словно небо в вышине.
Новый дом почти готов —
Примет к празднику жильцов!
Источник
Конспект занятия по развитию речи, проведённый в подготовительной группе «Мы строим дом». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам
Татьяна Шаларова
Конспект занятия по развитию речи, проведённый в подготовительной группе «Мы строим дом»
Тема: «Мы строим дом»
Задачи:
1. Расширить и уточнить представления детей о профессии строителя, о различных строительных специальностях, о необходимости и важности труда строителей.
2. Систематизировать знания детей, какие бывают дома.
3. Развивать связную речь, мышление,зрительное внимание и восприятие.
4. Расширять словарь детей: бульдозерист, Экскаваторщик, крановщик, архитектор.
5. Воспитывать уважение к профессии строителей, желание использовать свои знания в строительных играх.
6. Воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.
Оборудование: дидактический материал «Наш дом», картинки с изображением различного вида жилищ, игрушки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вспомните сказку «Три поросёнка» и скажите, какие дома построили поросята? У кого был самый лучший дом и почему? (Рассказы детей)
— Знаете, ребята, и люди тоже в начале строили для себя дома- шалаши. Да и сейчас живут в таких домах на Севере, как они называются, кто знает (Чум. Яранга. Вигвам. Юрта. Йглу)
— Там, где есть лес строили дома из брёвен (дерева)Как называют такой дом? А, где не было леса, строили из камней. Как называют такой дом? (показ картинок)
Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель: — Кто там?
— Чебурашка и Крокодил Гена пришли к нам с картиной, но она запечатана. А им так хочется узнать, что на ней нарисовано! А вы хотите узнать, что на ней нарисовано? Задавайте вопросы!
Дети: -Какое время года изображено на картине?
-Где происходит действие: на улице или дома?
-Что нарисовано на переднем плане картины? На заднем? Слева? Справа?
— Это стройка!
Составление предложений по картине.
(использую схемы предлогов В,НА, ОКОЛО, ПОД)
Воспитатель: -Ребята, у Чебурашки не зря оказалась эта картина, они хотят построить новый дом, в котором могли бы поместиться все их друзья. Поможем им построить! -Да!
— Скажите, прежде, чем построить дом, надо представить, какой он будет и нарисовать его. Кто это делает? (Стихотворение С. Баруздина «Кто построил этот дом»)
— Давайте подумаем, как настоящие архитекторы,и расскажем, какой дом будем строить? (Дети высказываются)
Воспитатель: Прекрасно! Представьте, что мы все строители. Нам выделили участок для строительства дома, С чего начнём?
— Сначала надо огородить хорошим забором. Для чего?
На картине показываю бульдозер. Спрашиваю, что он делает и как называется профессия человека, который им управляет (Бульдозер, профессия- бульдозерист. Бульдозер расчищает участок от земли)
— Кто следующий придёт на нашу площадку? (Экскаватор, профессия- экскаваторщик. Экскаватор вырыл котлован- большую яму, неё будут укладывать фундамент очень прочный, чтобы дом стоял крепко).
— На стройке приходится поднимать тяжёлый груз. Кто его поднимает и устанавливает? (Кран, а управляет им крановщик)Стихотворение про крановщика.
— Ну а мы будем строить дальше наш дом. Кто строит дом из кирпичей? — Каменщик. (Людей, которые строят из твёрдых материалов, таких как кирпич, называют каменщики)
Воспитатель: -Сколько этажей будем строить? Если один, то как будет называться такой дом? (Одноэтажный)
Два этажа? Пять этажей? Много этажей (ответы детей)
-Ну вот и готово! Нет ещё крышу не закончили.
Чтоб в доме было сухо и тепло,
Чтоб снег зимою в дом не занесло,
Чтоб не мокли люди в доме под дождём,
Кровельщик железом покрывает дом.
— Вот и ещё одна профессия строителя — кровельщик.
Физкультурная пауза.
«Кровельщик»
Крокодил Гена:»Уже можно вселяться, дом готов, крыша есть. «
Воспитатель: Ты что, Гена! Внутри ещё ничего не сделали!Кто ещё придёт работать в наш дом.
Стихи про плотника и маляра?
Воспитатель: Довольны наши гости строительством нового дома для друзей?
— Дети, давайте повторим все профессии людей, которые строили дом. Как их назвать одним словом? — Строители.
Игра с мячом «Что делает?»
Сейчас я буду называть специальности строителей и бросать вам мяч. Тот, кто поймает мяч, должен сказать, что делает этот строитель и бросить мяч обратно.
Игра «Логические цепочки»
-На столе лежат картинки, надо отобрать только те картинки, которые относятся к нашей теме «стройка» и объяснить, почему их выбрали.
—
Молодцы! Хорошо занимались, узнали много нового!
Источник