Козлов дом который построил
Козлов, который построил Виктор Зятчин
Города на Руси, любое селение, погосты (человек всего лишь гость на земле) строились так. Выбирали на лесной опушке, у реки, на холме «пригожее», то есть отвечающее представлениям наших предков о пользе и красоте будущего общего дома пространство для обустройства человеческого обитания, на нём определяли самое видное, светлое, душу радующее место и возводили храм.
Так было и с Козловом. Осенью 1635 года воеводы Иван Биркин и Михаил Спешнев отписывали царю Всея Руси Михаилу Фёдоровичу, озабоченному защитой степной окраины государства, «…и окромя, государь, Козлова Урочища, где городу быть угоже, тово не изыскали места: высоко над Воронежем рекою, на горе…». Далее в челобитной грамоте говорится: «…На Козлове урочище по твоему государеву указу, у Бога милости прося, острог, которому быть вместо города, обложили октября в 11 день… А церковь обложили во имя пресвятые Богородицы честного и славного Покрова октября в 18 день»…
С церкви начинал строить свой Козлов и Витька Зятчин. Было ему тогда лет одиннадцать-двенадцать, учился соответственно в третьем или четвёртом классе восьмой городской школы, что была чуть наискосок развалин того самого первого, деревянного, как и вся крепость, козловского храма Покрова пресвятой Богородицы (точнее, её более позднего повторения в камне), где к столетию со дня рождения Ивана Владимировича Мичурина, 1955-му году, установят ему бронзовый памятник. Великий русский садовод, воспитанный, естественно, в православной семье и православной культуре, как утверждают его биографы, в церковь не ходил за неимением свободного времени. Вряд ли потому, что исповедывал атеизм, скорее всего из чувства неприязни (если только это не выдумка советского богоборческого времени) к некоторым фундаменталистам от православия, вроде благочинного отца Христофора Потапьева. Этот священнослужитель ставил знак равенства между гибридизацией в саду и распутством в публичном доме. Он служил как раз в Покровской соборной церкви и, видимо, очень хотел видеть знаменитого Мичурина своим прихожанином.
Лет сорок спустя Витька Зятчин вернёт «на место» первый Дом Божий крепости-города Козлова. К тому времени лучшему на уроках рисования тихому мальчишке, ставшему известным и уважаемым художником-графиком Виктором Семёновичем, пойдёт шестой десяток. Местом, где он утвердит храм Покрова, не тронув памятника, в отличие от язычников-большевиков, будет графическая серия под рабочим названием «Старый Козлов». Позади останутся школа, армейская служба, и продолжится самая обыкновенная, «как у всех», жизнь в родном городе: работа, семья. Жизнь, в которой не будет ни художественных учебных заведений, ни иных высших курсов профессионального рисовальщика. Только несколько в разное время посещённых уроков у руководителя изокружка при Доме пионеров, замечательного графика и педагога Аркадия Васильевича Платицина. Первая, по-настоящему большая персональная выставка, показавшая работы Виктора Зятчина за последние десятилетия со всей возможной для него на тот период полнотой, состоялась в 1995 году. Ему исполнилось 60 лет.
Тогда в Выставочном зале при Музее-усадьбе А.М. Герасимова у мичуринцев, уже в третьем поколении лишённых представления о неповторимой красоте родного города дореволюционной поры, чувствовалось некоторое сомнение. Не придумал ли художник такую красоту? Ну, порушенные храмы и часовни с открыток начала ХХ века, это понятно, художник все их, кроме Крестовоздвиженского (пока не найдено его фотоизображение) скопировал, какими они были. А старые дома? Те, что уцелели, мы же их знаем, ходим мимо, они же не такие, на многие без слёз не глянешь, а тут, как с иголочки, даже с рекламой купеческих торговых заведений Полянского, Сушкова, Калмыкова, Шишкина — залюбуешься. Приукрасил Виктор Семёнович старый Козлов, идеализировал…
Что ж, влюблённый — всегда идеалист. Старина родного города — предмет обожания художника. И грусти по утраченному.
Вот одна из любимых мною гравюр Виктора Зятчина. Может, потому, что я вырос и живу как бы рядом, даже внутри этого пейзажа. Это обобщение типичного козловского архитектурного экстерьера, вид с восточной стороны. По гребню холма на фоне синего летнего неба — залитые солнцем храмы центральной части города с Ильинским в центре. Ниже, ступенчато — здания, как бы собранные автором вместе от Городского сада до нынешнего сквера (под ним покоится фундамент взорванной в годы безбожия прекрасной церкви) на перекрёстке улиц Марата и Украинской. Ещё ниже, террасой, дома, улицы, бульвар, люди, гуляющие по нему. Арку между зданиями проезжает возок, гуляет супружеская пара, спешит на свидание дама с цветами, здесь же ремесленник с поклажей на голове, дворник, купец, шикарно одетый приказчик с зазнобой, старуха с клюкой, франт на велосипеде с огромным задним колесом изящно приветствует кого-то, на ходу приподняв котелок. И всё это серьёзно и с юмором, декоративно, я бы сказал — гобеленно, но и достоверно, реально, в том времени, когда Мичуринск ещё оставался Козловом и не думал менять ни названия, ни образа жизни, ни социального строя…
…Город мой позавчерашний
Зримо на холме стоит, —
напишет однажды Виктор (он мой ровесник, тёзка и друг, мы учились в одной школе, только в разных классах, и потому на «ты»), владеющий стихом почти как рисунком. И объяснит сомневающимся, почему он «зациклился» на старине, городе, которого нет, остались только как черепки в археологическом раскопе, из которого он пытается собрать и склеить вазу редкой красоты:
Пройдут года, разрушат дом,
Что рисовал давно с натуры,
И лишь в музее под стеклом
Он будет жить в моей гравюре.
…Минули десять лет, а следом ещё один год. Круглую дату приходится делить, потому что провести юбилейную, к 70-летию, выставку, а он так любовно, с такой тщательностью готовил её творчески и технически, пополнив новыми сериями гравюр и обеспечив достойным, исключительно собственноручным оформлением, оказалась невозможно. По обстоятельствам, ужас которых сжимает сердце и год спустя. Виктор родился в марте, и вот уже вся экспозиция готова, осталось договориться с директором редко когда пустовавшего Выставочного зала Тамарой Ильиничной Вороновой. Шёл январь. Крещенская метель сменилась вдруг оттепелью. Город превратился в сплошной опасный каток. На его льду ночью под колёсами поезда гибнет единственный сын Виктора — Олежек, работавший на железной дороге…
Только к осени затаилась отнимавшая все душевные силы боль утраты. По совету и при поддержке друзей Виктор решает показать отложенную юбилейную экспозицию. В очереди на престижные площади герасимовского Выставочного зала он уже не стоял. Поезд ушёл. Тот, отнявший у него сына.
Помещение предоставила центральная городская библиотека в своём филиале на территории института генетики и селекции плодовых растений. Художнику выбор был не только по душе — он уже не хотел ничего лучшего, чем это по-монашески аскетичное, старое помещение на территории возрождающегося Троицкого монастыря под защитой маленькой, словно игрушечной, церкви Успения Божией Матери, единственной уцелевшей в годы безвременья из комплекса Троицкой обители (монастырь был древнее города). Виктор дружил с персоналом библиотеки, талантливой четой Виноградовых, заведующим Александром и его заместителем Татьяной. Художник был старейшим, едва ли не с первых дней существования участником созданного ими клуба поэзии и музыки «Островок».
И вот уникальная выставка гравюр Виктора Зятчина открывается не под весёлый шум весенней капели, а под грустный листопад бабьего лета. В читальном зале уединённой, почти загородной библиотеки с её атмосферой благоговения перед книгой, мировой и отечественной православной культурой. Только друзья, ни «свадебных генералов», ни чиновников от власти с их казённо-фальшивыми поздравлениями, ни тем более столь любимых честолюбивыми юбилярами приятных сюрпризов с заблаговременно организованными телеграммами из губернии и даже столицы. И дарили ему не телевизор, не модный чайник без шнура, а негромкие сердечные слова поддержки, благодарности за искусство, память о старом добром Козлове, стихи и песни…
Год спустя после постигшего Виктора безжалостного удара судьбы, перед Масленицей, накануне дня рождения моего друга и ровесника (мы появились на свет в один год с разницей месяца в полтора) я сижу с ним за чашкой чая в кабинетике-келье заведующего библиотекой Александра Виноградова. Он сходил к монастырскому роднику за «святой водой», и оттого, наверное, так умиротворённо и вкусно нам, троим, за разговором у окна в наступающую весну.
Художник не впервые вспоминает, как начинал он «строить» свой Козлов. Но эта история не перестаёт удивлять меня своей безыскусственной простотой и в то же время штучностью: ни о чём похожем лично мне прежде слышать не приходилось. Попробую передать её, как сумею, невольно греша отсебятиной современника и ровесника, вобравшего в себя память о том времени.
…Году в 1946, а, может, 47-м (значит, было нам тогда с Витькой лет одиннадцать-двенадцать) мама, Екатерина Матвеевна, взяла его с собой в церковь. Недавно на городском кладбище открыли для верующих Скорбященский храм (Ильинский тогда ещё оставался чем-то вроде мастерской воинской части, а Боголюбский — соляным складом), и народ, измученный войной, а тут ещё голодный год наступал, понёс свои печали и надежды в дом Божий, «пожалиться», как говорили старые люди, Богородице-заступнице, душу облегчить, от горестей и невысказанности почерневшую. Был ли то знак свыше, предопределивший творческую часть жизненной судьбы Виктора? Сам он подобную мысль не отвергает, но и не углубляется в неё, предпочитая более простые объяснения. Своей детской впечатлительностью, например. Нечто вроде чудного мгновения ошеломляющей неземной красоты в серых буднях подростка городских кварталов, где образ существования — вечная нужда. «…Как быстро наша память всё забыла! С тоской тревожной помню о былом: совсем недавно в жизни это было — отцовский ветхий, жалкий старый дом», — напишет годы спустя этот мальчишка военной и послевоенной поры. И я, её свидетель, подписываюсь под этим признанием.
Следствием «введения во храм» младенца, советского язычника Витьки Зятчина, вскоре стало замеченное мамой диковинное поведение её малыша-первенца. Он залезал под кровать и пыхтел там над каким-то «секретным» занятием. «Тайна» была немедленно разоблачена родительницей. Оказалось, ребёнок по памяти зарисовал увиденное на той обедне в кладбищенской церкви: священников, иконостас, само здание, затем из бумаги и картона вырезал по контурам нарисованное, раскрасил и соорудил объёмный макет поразившего его зрелища.
Виктор не вернётся к своему открытию таинственного и прекрасного в храме Скорбящей Божией Матери ни в школе, где ему, ученику, владеющему рисунком, пришлось корпеть над стенгазетами, лозунгами, объявлениями и прочими сугубо прикладными поручениями школьного и классного руководства, ни в армии, не внёсшей большого разнообразия в занятия солдата-находку для командира по политчасти, которому состояние наглядной агитации в ленинской комнате и казарме было важнее боевой подготовки.
И всё же именно в полку Советской Армии, обеспечивающем по союзному договору государств-победителей военное и политическое равновесие в поверженной Германии и выполнявшем в составе группы войск эту ответственную миссию в городе советской зоны — Дрездене, Виктор Зятчин испытает второе потрясение от встречи с тайной и совершенной красотой. И произойдёт это чудо тоже в храме, в знаменитой Дрезденской галерее на берегу Эльбы. Но в храме, посвящённом не Всевышнему, а искусству. Он замрёт перед сокровищем мировой живописи «Сикстинской Мадонной» Рафаэля, тогда уже возвращённой немцам спасительницей Европы от фашистов, страной Андрея Рублёва. Пройдёт время, увидит Виктор другое, своё, русское национальное сокровище — «Богоматерь с младенцем», нашу Мадонну, писанную чернецом Спасо-Андроникова монастыря в Москве веком раньше итальянца Рафаэля. И будет потрясён неземной красотой, суровой и вместе с тем поэтической одухотворённостью образа Матери Христа в его православном представлении.
Виктору, как я уже говорил, не доведётся постигать алгебру ремесла художника в учебных заведениях. Старший в семье, где, кроме него, в родительском доме к столу садилось ещё шестеро ребят мал мала меньше при одном кормильце-отце на зарплате сторожа (зимой) и дворника (летом), он после армии пойдёт работать. Немалая практика художника-оформителя определит его профессию, способную добывать хлеб насущный. А неутолимая жажда искусства требовала труда самообразования. И он урывками, выкраивая время, занятое на производстве, затеянном отцом, Семёном Васильевичем, строительстве дома на выделенном земельном участке (самый край города у бывшего угольного склада), изучал и применял приёмы рисунка, разнообразной техники графики. Одной из пригодных для своих целей нашёл граттографию. Виктор посвятит ей одно из лучших своих стихотворений: «Лист мелованной бумаги загрунтован в чёрный цвет, колонок полоской влаги отделил от тени свет…». Экзаменами самому себе станут выставки работ городских художников-любителей.
Я спросил у него за тем чаепитием у библиотечного окна:
— На тех давних выставках, например, в фойе бывшего кинотеатра «Победа», если мне не изменяет память, у тебя не было ничего похожего на гравюры с церквами и особняками старого Козлова. Почему?
— А как они могли быть, когда в те времена даже маковка храма, неосторожно обозначенная художником в пейзажном этюде над крышами зданий или вершинами деревьев, обязательно закрыла бы гравюре дорогу на экспозицию? — И Виктор воспроизвёл замечательную «рецензию» на подобную творческую вольность председателя выставочной комиссии, секретаря горкома партии по идеологии: «Что символизирует эта деталь с крестом в небе, и куда она зовёт?».
«Процесс пошёл» только в конце 80-х.
…»Боже, как летит время!» — воскликнем мы следом за неподражаемым и непревзойдённым Гоголем. Спроси у нынешних двадцати-, даже двадцатипятилетних, а это уже возраст целого нового поколения россиян, кто были такие — начальники, партийные секретари на очень хорошем жаловании и прочем материальном довольствии и чем досаждала им церковь Божия, — не всякий правильно ответит. Ну да Бог им судья, почившим и похороненным по христианским обычаям, а также ныне здравствующим непременно с православным крестиком на положенном месте и иконкой в автомобиле и на стене кабинета. И выставить живописцу ныне можно что угодно, даже нечто вовсе бредовое и неприличное. И купят успешные деловые люди или чиновники, воображающие себя новыми русскими европейцами без комплексов. А мне размечталось: вот, наконец, откроется итоговая выставка полного собрания гравюр моего друга «Старый Козлов» в самом престижном нашем Выставочном зале, придут на неё наши продвинутые предприниматели, проникнутся, восхитятся, оценят подвиг художника и патриота, поднявшего из руин и воспевшего наш город, каким он был в конце ХIХ — начале ХХ веков, и скажут:
— Как вы, Виктор Семёнович, отнесётесь к идее издать в хорошей современной типографии альбом этих уникальных гравюр? Муниципальная казна бедновата, не до жиру — быть бы живу, так мы поможем, пустим шапку по кругу, отметимся в истории города как дальновидные меценаты, не упустившие редкую возможность оставить себе и потомкам память о нашем старинном русском городе в его подлинном неповторимом виде…
Представил себе эту умилительную сцену на воображаемой выставке и подумал: а почему бы и нет? Чем сегодняшние мичуринские купцы хуже козловских, на чьи деньги строился тот город, что сто лет спустя влюблённо, бескорыстно и мастерски реконструировал в рисунках художник, наш современник Виктор Зятчин? Уж он-то свой долг выполнил. Он, написавший о себе:
Я с детства знал и тиф, и вошь,
И щи хлебал — вода с крапивой, —
в свои седые годы скажет со всей заразительной искренностью:
Не жалей, не плачь, не падай духом,
Береги заветное старьё:
Всё, что было в детстве возле луга,
Всё теперь до старости твоё.
Отшумели детские вечорки,
Позабылся детский звонкий смех…
Помню город, что стоит на взгорке.
Позабыть Козлов — тяжёлый грех.
Источник
Советская архитектура: Жилой комбинат авиаторов или «Козловский дом»
Уникальность и стиль
Это первый дом, в котором было предусмотрено обустройство домофонов на все квартиры. Он был сдвинут вглубь квартала, что позволило организовать перед ним сквер, защищающий от шумной дороги. Здание состоит из 24 типовых секций. Фасад облицован серой бетонной плиткой и обращен в сторону сквера. Окна комнат и кухонь объединены деревянными вставками.
Инженеры строительного треста №11 предложили при строительстве этого дома вместо предусмотренной проектом железобетонной рамы, состоящей из колонн, ригелей и плиты перекрытия, а также технического этажа сделать два жилых этажа. В результате этого было получено 20 дополнительных квартир. В книге «Пути созидания», посвященной истории треста, говорится, что экономический эффект при строительстве дома №1 составил более 116 тысяч рублей.
Также упоминается, что с возведением этого дома у треста было немало сложностей. Он был экспериментальным. Облицовка фасада велась силикальцитными плитками, через каждые две секции — монолитные колонны, покоящиеся на плите. Работу осложняли грунтовые воды и ограниченная в размерах площадка.
Благодаря тому, что дом строился для работников завода, его архитектура выделялась — была неординарной. Проходы под зданием зрительно расширяли дворовое пространство и объединяли со сквером. Благодаря этому здание имеет самостоятельный колорит.
Воспоминания строителя
Заслуженный строитель Российской Федерации и почетный архитектор Виталий Симонов участвовал в создании «Козловского дома» от первой до последней секции.
«В 1969 году мы начали строить этот дом, — говорит Виталий Симонов. — Заказчиком было конструкторское бюро Дмитрия Козлова. На нашей первой встрече с Дмитрием Ильичом мы решили, что построим лучший дом в Самарской области. На его месте были сады и частный сектор. Бульдозер просто снес все деревья и собрал в кучу, которую потом вывозили. Дом планировали сделать многоблочным. Мы вводили в год от 4 до 8 подъездов. Всего в нем было порядка тысячи квартир. Строительство шло быстрыми темпами, так как заказ был для щита нашего Советского Союза — ракетно-космической отрасли. В доме селились лучшие умы страны. Мы полностью возвели жилой комплекс за 10 лет. Работали в 3 смены, без выходных. Впервые в этом доме изменили стандарт высоты этажа на 30 см, также сделали паркетные полы, электропечи. Заказчик добился того, чтобы для жителей электричество стоило дешевле — 2 копейки за киловатт. Двор был оформлен резными фигурами самарского скульптора по мотивам сказки о царе Салтане. Сейчас там сохранилась композиция «Ладья»
Оформление по мотивам «Сказки о царе Салтане»
Проблема
Известно, что усилиями генерального конструктора ЦСКБ Дмитрия Козлова был создан сквер с ценными породами деревьев. В нем отдыхают жители дома, а это почти 5 тысяч человек. В начале этого года жильцами велась борьба против потенциального застройщика, который хотел забрать участок сквера. На его месте спроектировали высотное здание Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда. Активные горожане написали обращение к президенту Владимиру Путину и к местным властям с просьбой защитить зеленую зону. Ведь их окна выходили бы на 22-этажного гиганта. Строительство на пересечении улиц Осипенко и проспекта Ленина не ведется. Жильцы дома хотят создать в этом месте мемориально-парковую зону. Мемориал планируют посвятить ветеранам и основателям ракетно-космической отрасли. Планируется, что через несколько лет в сквере появится скульптура в честь Дмитрия Козлова.
По словам строителей, дом начали проектировать в конце 1960-х, а поностью завершили возведение в 1980 году.
Архитекторы Г.П.Телягов, В.М. Матвеенко, М.А. Белоногова и другие.
Козловский дом огибает улица Искровская, на которой расположен интересный детский садик. У него необычное оформление.
Источник