Кто построил дом благородного собрания в москве

Дом Благородного собрания — здание в стиле классицизм | Узнай Москву

Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера

Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера, одного из крупнейших музыкантов первой половины ХХ столетия, пианиста, композитора, педагога, музыкального и общественного деятеля, народного артиста СССР, ректора Московской консерватории, была создана по решению Совета Министров СССР 26 января 1955 года. Музей создавался при непосредственном участии Александра Борисовича и принял своих первых посетителей в 1959 году. Первое время Александр Борисович сам проводил экскурсии, а после его смерти в 1961 г. руководителем музея стала его ученица, помощница и супруга Е. И. Гольденвейзер (1911−1998). Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера сегодня, по сути, представляет собой «музей в музее» – единый мемориальный, фондово-экспозиционный, научно-исследовательский, музыкально-просветительный и справочно-методический комплекс. Помещение музея поделено на две зоны – мемориальную и камерный музыкальный салон. В мемориальном отделе ведется просветительская и экскурсионная работа, в музыкальном салоне проходят встречи с учениками А. Б. Гольденвейзера, концерты фортепианной, вокальной и инструментальной музыки, а также вечера видео- и звукозаписи. В музее проводятся научные чтения, методические семинары, консультации и рецензирование научных работ по музыкальной тематике, имеется возможность для работы исследователей и ученых. В экспозиции много внимания уделено более чем полувековой педагогической деятельности Гольденвейзера. Широко известны имена его учеников: С. Фейнберг, Г. Гинзбург, А. Каплан, Л. Сосина, Т. Николаева, Д. Паперно, Г. Гродберг и многие другие. Предметом постоянной заботы Александра Борисовича было детское музыкальное образование. Центральная музыкальная школа в Москве, выросшая на основе Особой детской группы, организованной в начале 1930-х годов, в значительной степени обязана своим созданием А. Б. Гольденвейзеру. В музее хранятся, изучаются и демонстрируются архив А. Б. Гольденвейзера, его библиотека, многочисленные коллекции, ценные мемориальные предметы. Основой собрания Гольденвейзера являются рукописи, книги, ноты и письма, представляющие большую научную и документально-историческую ценность. А обширное собрание живописи, графики и скульптуры говорит о его тонком художественном вкусе. В фотоархиве музыканта – снимки с автографами Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера, М. А. Чехова, К. С. Станиславского. Особый интерес представляют фотографии в Ясной Поляне с Л. Н. Толстым, которые были сделаны Софьей Андреевной Толстой. Собрание концертных и театральных программ отражает музыкальную жизнь Москвы с 1886 по 1961 годы. Множество мемориальных предметов создают в музее-квартире атмосферу уюта и эффект присутствия самого хозяина. Среди них – два рояля фирмы C. Bechstein, мебель начала ХХ века, личные вещи Л. Н. Толстого, с которым А. Б. Гольденвейзера связывали почти 16 лет дружбы. Коллекция Музея-квартиры А. Б. Гольденвейзера представляет огромную ценность не только для исследователей творчества выдающегося музыканта, но и для простых любителей музыки, а также для всех интересующихся историей русской музыкальной культуры.

Источник

Дом Благородного собрания (Дом союзов)

Сегодня трудно представить, что в этом строгом здании, построенном в стиле зрелого классицизма, проходили самые весёлые в первопрестольной балы. И самые популярные. Каждый вторник, как повелось почти с самого начала, здесь, в самом центре первопрестольной, играли лучшие оркестры и кружились в танцах лучшие московские пары. На традиционные зимние и весенние балы съезжались до трёх тысяч человек! И его Колонный зал всех вмещал!

Благородное собрание (Дом союзов) (Москва)

Местонахождение: Москва (Россия)

Архитекторы: М.Ф. Казаков, А.Н. Бакарев, А. Ф. Мейснер

Создание: 1784—1790-х годах М. Ф. Казаков реконструкция разрозненный усадьб в единный объем, создание двухсветного Колонного зала

Восстановление после пожара 1812 г. А. Н. Бакарев

Реконструкция 1903—1908 г. А. Ф. Мейснер, надстроен 3-ий этаж, переделаны фасады и планировка, прилегающая к Колонному залу

Закзчик:  князь В. М. Долгорукий-Крымский

История этого здания началась в середине XVIII века. Оно было построено для московского главнокомандующего Василия Михайловича Долгорукова-Крымского. Затем дом был приобретён Благородным собранием.

Московское Благородное собрание, дворянское сословное учреждение, было открыто в Москве в 1783 году по инициативе попечителя Опекунского совета Михаила Фёдоровича Соймонова и князя Алексея Борисовича Голицына. Благородное собрание стало своего рода альтернативой Английскому клубу. По сути, это был отечественный вариант клуба, но с более либеральными правилами членства.

Членами Благородного собрания могли быть потомственные дворяне, как мужчины, так и женщины. Во главе Благородного собрания стояли 12 выборных старшин. Члены Благородного собрания платили годовые взносы.

В 1784 году Благородное собрание и приобрело дом бывшего московского генерал-губернатора на углу Большой Дмитровки и Охотного Ряда. Для перестройки здания был приглашён архитектор Матвей Фёдорович Казаков.

Главная трудность для зодчего состояла в выработке совершенно нового образа общественного здания. Ведь здесь, в отличие от других зданий, которые Матвей Фёдорович возводил, дом перестраивался из старого здания. Внешне дом мало отличался от больших городских усадеб, которыми в те годы украсилась Москва.

Читайте также:  Сколько стоит построить дом в лесу

Казаков ориентировал главный фасад здания по Большой Дмитровке, выделив его центр торжественным повышенным шестиколонным ионическим портиком. Углы были подчёркнуты более мелкими портиками с пилястрами. Они придали всей композиции строгую симметрию, пропорциональную и ритмическую согласованность. Со стороны Охотного Ряда здание в своей торцевой части имело только парадный подъезд, оформленный аркой на сдвоенных колоннах.

Но основное внимание Казаков решил уделить интерьеру. Он объединил все усадебные постройки в одно монументальное здание и соорудил в его центре, натерритории бывшего внутреннего усадебного двора, величественный Колонный зал. Колонный зал Благородного собрания не зря называют шедевром Казакова.

Вдоль стен прямоугольного в плане зала расставлены стройные белые колонны коринфского ордера. Коринфская колоннада несёт строгий, пластичный и изящно проработанный антаблемент, над которым располагались окна второго света. Благодаря этим окнам гигантский сводчатый потолок с живописным плафоном как бы парил в воздухе.

Крупные пропорции ордера, спокойные формы колонн, чёткие очертания всех частей создают ощущение торжественности. Эту торжественность ещё более подчеркивают полированная поверхность белого искусственного мрамора, настенные зеркала, прекрасные хрустальные люстры. Этому залу простой и благородной архитектуры суждено было стать средоточием жизни граждан «дворянской Республики».

Колонный зал быстро приобрёл славу одного из наиболее торжественных классицистических парадных залов Москвы. Размеры зала – 24,8 метра на 39,5 метра – позволяли танцевать 500 и более парам. Высота потолка (14,5 метра) превосходит современный четырёхэтажный жилой дом. Все эти архитектурные достоинства дополняла замечательная акустика. Плоский деревянный потолок играл роль деки, отражающей и усиливающей звук.

Благодаря такой акустике европейские знаменитости, певцы и музыканты, приезжая в Москву, стремились выступать не только в крепостных театрах и гостиных знатных вельмож, но и в невиданном прежде зале.

Члены Благородного собрания «свободно съезжались наслаждаться приятностями общежития» в свой дом на Дмитровке с октября по апрель. Тогда в Москве, в Колонном зале, и проходили умопомрачительные балы, слава о которых дошла до Петербурга. Екатерина II повелела считать дом, купленный на имя старшины Благородного собрания князя Голицына, частной собственностью московского дворянства. Таким образом, был создан прецедент, когда общественная организация была признана юридическим лицом.

А внук Екатерины II, император Александр I, записался в члены Московского Благородного собрания и повелел называть его Российским. В Москву, уже в Российское Благородное собрание, пообщаться и повеселиться съезжались дворяне из имений всей России.

В 1800–х годах к зданию со стороны Георгиевского переулка было пристроено трёхэтажное здание с угловой ротондой.

Дом Благородного собрания был сильно разрушен пожаром 1812 года. Через два года, в 1814 году, здание было восстановлено учеником Матвея Фёдоровича Казакова архитектором Алексеем Никитичем Бакарёвым.

В здании Благородного собрания возобновились традиционные балы, вечера. В нём московские дворяне принимали приезжавших в город российских императоров. По уставу 1849 года, члены Благородного собрания могли приглашать «гостей». Увидеть Колонный зал, поражающий «простотой и величием», могли возведённые во дворянство выходцы из других сословий, почётные граждане, купцы первой гильдии, купцы-иностранцы и представители «свободных профессий».

Многие выдающиеся деятели культуры и искусства, композиторы и исполнители, писатели и художники поднимались по широкой трёхмаршевой лестнице, которая вела в парадную анфиладу, с залами, кабинетами и гостиными, окружавшими Колонный зал.

Но одним весельем жизнь в доме не ограничивалась. В нём происходили выборы предводителей дворянства и других должностных лиц. В здании Благородного собрания проводились заседания московского губернского Дворянского собрания. Из-за этих собраний здание порой называли Домом Дворянского собрания.

Балы и маскарады сменились регулярными концертами классической музыки. Дом стал первой московской филармонией.

Во второй половине XIX века в Колонном зале Благородного собрания с концертами выступали Пётр Ильич Чайковский, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Сергей Васильевич Рахманинов, Ференц Лист и другие.

Очень славилась богатая библиотека Благородного собрания.

В 1903 году архитектор Александр Фелицианович Мейснер надстроил третий этаж, заложил окна верхнего света в Колонном зале.

После октябрьского переворота Благородное собрание было ликвидировано, а его здание передано профсоюзам и получило название Дом союзов.

С января 1924 года, после похорон В.И. Ульянова (Ленина), установилась традиция переоборудования Колонного зала в траурный для массового прощания с умершими государственными и партийными деятелями.

Со времени, когда дом стал принадлежать профсоюзам, здесь регулярно проходили выступления знаменитостей. По решению правительства они транслировались по Всесоюзному радио. Позднее это право получило Центральное телевидение. По сути, Дом союзов служил городу Москве, народу, который заполнял по вечерам анфиладу роскошных залов. Хочется надеяться, что и в дальнейшем будет заполнять.

Чертежи

Несколько фото с retromap

1890-1904 Здание Благородного дворянского собрания до перестройки

1895-1903 Здание Благородного собрания

1896 .

1896 .

1905 .

1911 г. В Благородном собрании

1913.

1914-1916

1925 г. Дом Союзов.

1927-1936 Колонный зал Дома Союзов

1929 Дом Союзов

1950-1985 Колонный зал Дома Союзов

1975-1985 Дом Союзов

Источники

Источник

????Колонный зал (Дом Союзов): история и фото.

В 1784 году московское дворянство купило для «Благородного собрания» дом князя В.М. Долгорукова-Крымского, что стоял на месте рыбных лавок Охотного ряда.

Путеводитель по архитектурным стилям

Читайте также:  Когда построят дома на главмосстроя

В 1784-1790-х годах М.Ф. Казаков расширил здание и изменил его планировку. Так на месте внутреннего двора появился Колонный зал. Здесь проходили дворянские собрания, приемы высоких гостей, балы и маскарады, слава о которых доходила до Петербурга. Колонный зал был еще и крупнейшей в России ярмаркой невест.

В Благородном собрании была своя библиотека. Ставили здесь и спектакли. На одном из них юный Лермонтов играл астролога.

Но здание Благородного собрания повторило судьбу многих московских домов: в 1812 году оно обгорело, ради извлечения прибыли здание облепили неказистыми лавками, и со временем оно утратило изначальные черты.

Колонный зал Благородного собрания был огромным: он вмещал более 500 пар, имел высоту 14,5 метров и прекрасную акустику. Плоский деревянный потолок играл роль деки, отражающей и усиливающей звук на уровне лучших оперных театров мира. При этом во время строительства Казаков не использовал никаких специальных физических приборов. Не удивительно, что дом Благородного собрания превратился в настоящую филармонию, и европейские знаменитости стремились выступать именно в Колонном зале. В Европе тогда говорили, что нет зала лучше.

А 4 марта 1856 года император Александр II произнес в Колонном зале историческую речь о необходимости освобождения крестьян от крепостничества.

Дворянское собрание в наше время было вполне дворянским, потому что старшины зорко смотрели за тем, чтобы не было какой примеси, и члены, привозившие с собою посетителей, должны были не только ручаться, что привезенные точно дворяне, но и отвечать, что они не сделают ничего предосудительного, и это под опасением попасть на черную доску и через то навсегда лишиться права бывать в собрании. Купечество с их женами и дочерьми, и то только почетное, было допускаемо в виде исключения как зрители в какие-нибудь торжественные дни или во время царских приездов, но не смешивалось с дворянством: стой себе за колоннами да смотри издали.

Дом Союзов

В 1903-1908 годах Дом Союзов надстроили третьим этажом и немного изменили фасад по проекту архитектора А.Ф. Мейснера. Главным украшением Колонного зала стали 28 колонн (9,8 метра в высоту). Отсюда и название.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

После Октябрьской революции здание передали профсоюзам. С 1935 года в Доме Союзов начали проводить детские «Новогодние елки». А на смену дворянской библиотеке пришла рабочая библиотека-читальня имени Горького.

23-27 января 1924 года в Колонном зале Дома Союзов прошло прощание с В.И. Лениным. После этого Колонный зал часто служил местом прощания народа с умершими советскими государственными деятелями. Здесь также проходили показательные судебные разбирательства, съезды Советов и профсоюзов, отчетные партийные конференции Московских городских и областных организаций КПСС, союзов писателей и композиторов, музыкальные концерты и спортивные соревнования.

Сейчас Дом Союзов ориентирован, в первую очередь, на коммерческие проекты, но музыкальные концерты проходят там до сих пор.

А что знаете вы о Колонном зале Дома Союзов?

Источник

История дома Благородного собрания

Появление Московского Благородного собрания относится к «зо­лотому веку» российского дворянства, кульминацией привилегиро­ванного положения которого стала «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» (так называ­емая Жалованная грамота), изданная императрицей Екатериной II в апреле 1785 г.

В 1796 г. указом Екатерины II был утвержден юридический статус московского дворянского сообщества, и оно стало именоваться «Российским  Благородным собранием», хотя официально это название закрепилось позднее.

Весной 1812 г. благодарное московское дворянство установило в  Большом зале Дома Благородного собрания монумент императрице Екатерине II.

Скульптура Екатерины II в Благородном собрании

Своего постоянного дома у Благородного собрания сначала не бы­ло, поэтому в    первые годы его существования московские дворяне со­бирались на ассамблеи (так назывались до начала XIX в. бальные вече­ра) в разных местах: то арендовали помещение в особняке Петра Александровича Бутурлина на Солянке, то во дворце князя Черкасско­го на Тверской улице.

В начале 1780-х гг. было решено купить для московского дворянства собственный дом. Долго выбирали подходящее владение — чтоб оно находилось в престижном месте в центре города. И, наконец, на деньги, получен­ные в Опекунском совете под заклад имений, 19 декабря 1784 г. Обще­ство купило для себя обширный дом князя В. М. Долгорукова на углу Охотного ряда и Боль­шой Дмитровки. 

Указ от 31 марта 1793 г. Московского губернского правления, предписывающий обнародовать Высочайший указ императрицы Екатерины II о том, «чтобы дом, купленный в Москве Благородным Обществом на имя покойного князя Алексея Голицына, считать принадлежащим собственно тому обществу…». ЦИАМ. Ф. 32. Оп. 3. Д. 6959. Л. 1.

Официально называться «Российским» благородное собрание стало на основании Высочайше утвержденного императором положения Комитета министров «О наименовании Московского Благородного собрания Российским Благородным собранием» от 20 сентября 1849 г. В нем говорилось: «1. Дом, занимаемый Благородным собранием в Москве, считать собственностью дворянства Московской губернии. 2. Во внимание к тому, что…  императору Александру Павловичу в 1810 г. благоугодно было означенное собрание наименовать “Российским Благородным собранием”, именоваться оному и впредь „Российским”».

Читайте также:  Как построить красивый дом под землей в майнкрафт

Членами московского Благородного (дворянского) общества могли быть только потомственные дворяне, владевшие имениями в Московской губернии. В Доме Благородного собрания действовала система самоуправ­ления. Из числа уважаемых дворян для руководства дворянским со­обществом избирались старшины.

Лист из журнала совета старшин. Запись о выборе старшин Благородного собрания. 1 марта 1810 г.

Правила клуба в соответствии с иностранными образцами предусма­тривали условия для полноценного отдыха и общения его членов. В нем была отведена специальная комната для чтения.  Бильярдные и карточные игры составляли главный доход, пополнявший бюджет Дома Благородного собрания.

Правила Российского Благородного собрания. 1803 г.

Московское Благородное собрание с момента своего основания стало одним из самых популярных увеселительных мест в Москве, «куда люди свободные съезжались наслаждаться приятностями обще­жития».

Балы в Московском Благородном собрании славились роскошью и изяществом. Московские старожилы рассказывали, что даже зна­менитый вельможа, светлейший князь Григорий Александрович Потемкин изумлялся блеску этих балов, и на своем знаменитом пра­зднике в Таврическом дворце сказал пораженным его роскошью гос­тям: «Нет, господа, мне все кажется, что чего-то не достает, когда я вспомню о бале в Московском Благородном собрании».  А императ­рица Екатерина II, столь внимательно относившаяся ко всем явлени­ям русской общественной жизни, однажды заметила Потемкину: «Когда мне представляют, кого я назначу из Москвы приехавших, то всегда спрашиваю о Благородном собрании; принятые отзывы о нем остаются у меня в памяти».

5 февраля 1861 г. в Российском  Благородном собрании состоялся праздничный обед, «данный Москвою» гене­рал-фельдмаршалу А. И. Барятинскому, сыгравшему огромную роль в завершении кровопролитной Кавказской войны. Выдающийся во­енный и государственный деятель, он являлся одним из наиболее яр­ких соратников императора Александра II.

Стены Московского Дворянского собрания видели всех россий­ских монархов во время их визитов в Первопрестольную столицу матушку-Москву.    Регулярно бывал в Благородном собрании при посещениях Москвы император Александр 1.

Осенью 1826 г. Московское Благородное общество устроило прием в честь приезда в Москву императора Николая I. «Российское Благородное собрание 6 сентября имело счастие угощать в прекрасном доме своем Его Величество Государя Императора самым блестящим и великолепным образом, всегда отличавшим сие Собрание во все достопамятные эпохи древней столицы нашей».

Примечательно, что Александр II с речью о необходимости отмены крепостного права обратился 30 марта 1856 г. именно к московским дворянам, приветствовавшим его в Благородном собрании.

Двумя крупнейшими общегосударственными юбилеями, пышно отмечавшимися по всей Российской империи, безусловно, являлись 100-летие победы в войне 1812 года и 300-летие Дома Романовых.  Летом 1912г. московским дворянством были образованы комиссии по приему Их Императорских Величеств в Доме Российского Благородного собрания: хозяйственная, охранная, церемониальная.

Здание Благородного собрания, торжественно украшенное в честь 300-летнего юбилея Дома Романовых. Май 1913 г. ГУК «Музейное объединение «Музей истории Москвы».

Большой (Колонный) зал в праздничном убранстве. Архив ЗАО «Дом Союзов»

В конце августа 1912 г. Москва в ожидании августейшего визита была празднично украшена. Государю предстояло пробыть здесь три дня.  Вечером  27 августа 1912 г.  в Большом зале Российского Благородного собрания  московское дворянство принимало Николая II.

Стяг в честь 100-летия Отечественной войны 1812 года, поднесенный императору Николаю II27 августа 1912 г., во время визита в Российское Благородное собрание.
Изготовлен по эскизу художника С. И. Васнецова. 

Лик Спаса Нерукотворного, изображение Георгия Победоносца, а также надписи и орнаменты вышиты шелком монахинями Ивановского монастыря. ЦИАМ. Ф. 381. Оп. 1. Д. 456. Л. 4-5.

Дом Благородного собрания сыграл свою роль и в становлении столичного архивного дела. 17 апреля 1895 г. было начато устройство «современного» архива московского дворянства. Для хранилища архива было выбрано подвальное помещение этого здания.

Первая мировая война резко изменила бурную, насыщенную культурными, просветительскими и развлекательными мероприятиями жизнь Благородного собрания. В некоторых помещениях Благородного собрания разместился лазарет для раненых русских солдат и офицеров. Все чаще стало не хватать самого необходимого (дров, электричества и т. д.) для обеспечения нормальной жизнедеятельности дома.

25-26 октября 1917 г. произошла Октябрьская социалистическая революция в Петрограде.

1 ноября 1917 г. Московский военно-революционный комитет (ВPK) принял решение реквизировать помещения, принадлежащие Дворянскому собранию, и известил представителей Дворянского собрания, что в реквизированных помещениях будет размещен Центральный совет московских профессиональных союзов. С этого времени здание Благородного собрания стало называться Домом Союзов. После перенесения столицы из Петрограда в Москву Дом Союзов — штаб-квартира Московского совета профессиональных союзов — превратился в общественно-политический и культурный центр не только московского региона, но и всей страны в целом.

В послереволюционных условиях Дом Союзов фактически стал центром профсоюзного движения в стране. В годы НЭПа в Доме союзов были проведены такие крупнейшие профсоюзные мероприятия, как IV и V Всероссийские съезды профсоюзов, VI, VII, VIII Всесоюзные съезды профсоюзов.

М. П. Томский (Ефремов) (1880-1936). Председатель Московского совета профессиональных союзов в 1917 г., председатель ВЦСПС в 1918-1929 гг.

Митинг рабочих табачной промышленности у Дома Союзов в Москве в честь открытия V Всероссийского съезда профсоюзов 17-22 сентября 1922 г. Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД).

По материалам издания «Дом Союзов. История и современность»  Москва 2008г.

Источник