Кто построил дом булгакова
Реальная «нехорошая» квартира из «Мастера и Маргариты»: история и ее обитатели
Террористы, знаменитости, Каплан и другие постояльцы дома на Большой Садовой, 10.
Булгаковскую «нехорошую» квартиру знают не только поклонники творчества писателя и читатели книги «Мастер и Маргарита», но и многие другие. И для большинства из них никакой не секрет, что у этой квартиры №50 по Садовой 302-бис, есть реальный прототип. Это квартира в коммуналке, в которой ютился Булгаков вместе со своей женой. Правда, адрес у нее немного другой – Большая Садовая, 10, но номер квартиры все тот же – 50.
Это помещение уже десятки лет притягивает к себе не только поклонников Булгакова, но и всевозможных мистиков. Но помимо «нехорошей квартиры», дом 10 по Большой Садовой, прославляли и другие постояльцы. О них и расскажем, но обо всем по-порядку.
1. История дома Булгакова и «нехорошей квартиры»
Дом по улице Большой Садовой в наши дни
Красивый дом в стиле модерн на Большой Садовой был построен в начале прошлого века. Здание включало в себя три жилые секции, и одну отданную под мастерские. Но в последний момент внесли коррективы и шестой подъезд превратили в общежитие, лишенное некоторых удобств из-за перепланировки.
Так в известной квартире 50, не было ванной комнаты. А когда к власти пришли Советы, дом вообще превратился в рабочую коммуну, куда и попал начинающий писатель с супругой. Булгакова смущали низкие потолки и не менее «низкие» соседи, ежедневно напивающиеся и устраивающие дебош. Булгаков пытался найти на них управу, но к приезду наряда все дебоширы и их обиженные дамы вели себя тихо.
«Нехорошая квартира» появлялись и в более ранних произведениях Булгакова. Но, как и в «Мастере и Маргарите» писатель предпочитал ее сжечь. Видимо, жизнь в доме Пигит не пришлась ему по вкусу. Учитывая, что своих соседей он частенько прописывал в произведениях. Вскоре писатель съехал, а у квартиры появились новые жильцы.
2. Выдающиеся жильцы дома
Граффити в подъезде
Но прославилась не только «нехорошая квартира» из дома Пигит. В квартире №5 у своей подруги Анны Пигит проживала печально известная Фанни Каплан. Именно из пятой квартиры она и отправилась убивать Ленина, но вот вернуться обратно в дом на Большой Садовой ей было уже не суждено.
В доме снимали квартиры и студии многие выдающиеся люди. В этом месте творили художники Николай Рябушинский, Петр Кончаловский, Василий Суриков и Петр Якулов. У последнего в гостях бывали и Маяковский, Мейерхольд, и многие другие знаменитые люди.
Именно в студии Якулова познакомились Сергей Есенин и Айседора Дункан. А также в доме проживал отец Никиты Михалкова и Андрона Кончаловского – Сергей Михалков.
В 70-х начала пользоваться популярность уже квартира № 44 Людмилы Кузнецовой. В гостях у переводчицы собирались многие знаменитые люди, в том числе Высоцкий и Пугачева.
3. Дом для хиппи
Хиппи в «нехорошей квартире»
В конце 80-х квартира № 50 превратилась в сквот и пристанище хиппи. А в начале 90-х это место было в нее заскакивали на «квартирники» знаменитости типа Юрия Шевчука. Но новые жители поступили по истине по-булгаковски и устроили в своем притоне пожар.
В итоге жителей сквота разогнали, а квартира снова стала пустовать. Правда ненадолго. Несколько лет место в ней занимали различные фирмы, которые устали бороться с поклонниками Булгакова, наводнившими подъезд, изрисовавшими все стены граффити и устраивающими в нем своими посиделки.
Остальные жители дома как могли пытались бороться как с поклонниками «нехорошей квартиры», так и с ней самой. Они затапливали квартиру с чердака, закрашивали рисунки на стенах, вешали замок на дверь, кидали в фанатов камни, но «Буглаковцев» не пугали никакие «козни» жителей дома, мечтающих избавиться от назойливых и незваных «соседей».
4. Музей Булгакова
Музей Булгакова
В итоге Фонд имени Булгакова в 2007 году организовал в ненавистной писателю квартире его первый музей. Причем саму квартиру предусмотрительно освятили. Учредители фонда не хотели, чтобы в созданном музее, как и в квартире и романе «Мастер и Маргарита» видели одну только чертовщину.
Правда за жилплощадь развернулись нешуточные споры. Все испортил, как и по Булгакову, «квартирный вопрос». Музей не удавалось открыть на протяжении десятилетия, потому что противоборствующие стороны, жаждущие создать собственное место, вели настоящую войну с выбиванием окон, заменой замков и отключением электричества.
В результате в доме появилось целых два «музея» – кафе «302-бис» и музей в «нехорошей квартире» № 50. В квартире можно увидеть быт Булгакова, проникнуться атмосферой и посмотреть старые фотографии. Но самые интересные экземпляры сотрудники фонда хранят в своих архивах, боясь, что их украдут.
А вот кафе – это скорее фан-клуб, который при создании декора отталкивался от постулата «как можно больше», потому что в этом месте всего без меры и через чур. Но многие поклонники остаются довольны, тем более здесь проводят встречи и театральные постановки.
«Нехорошая квартира», как и дом, в котором она расположена, до сих пор привлекают поклонников Михаила Булгакова. Многие приходят посмотреть на квартиру, другие загадать желание, которое, по приданию, обязательно сбудется. А многие просто хотят почтить память великого человека.
А вы бывали в «нехорошей» квартире? Делитесь в комментариях!
До новых книг!
Ваш Book24
Источник
История — Булгаковский Дом
Дом 10 по Большой Садовой улице известен поклонникам романа «Мастер и Маргарита» как дом 302-бис, а москвоведам – как доходный дом эпохи модерна, или «Дом Пигит».
Он был построен в 1903-1904 годах на деньги табачного фабриканта, благотворителя и купца Ильи Пигита (в 1891 году тот основал табачную фабрику «Дукат» «Торгового дома И. Пигит и компания»). Проектировали дом в стиле модерн архитекторы Эдмунд Юдицкий и Антонин Милков (ему принадлежит знаменитый парадный фасад, выходящий на Большую Садовую и насчитывающий пять этажей). Проездная арка в центральной части фасада ведет во двор-колодец, окруженный с трех сторон четырехэтажным корпусом.
Сам Илья Пигит тоже жил в построенном доме, занимая десятикомнатную квартиру № 5 на третьем этаже, окнами выходящую на Садовое. Именно в квартире Пигита в 1918 году, накануне покушения на Ленина, останавливалась Фанни Каплан, дружившая с племянницей Ильи Пигит Анной.
До революции квартиры дома арендовали довольно обеспеченные москвичи. В центральной, трехэтажной части дворового корпуса располагались мастерские художников. Так, квартиру-мастерскую № 38 арендовал меценат и редактор-издатель журнала «Золотое руно» Николай Рябушинский, но уже в 1910 году в этой мастерской начал работать художник Петр Кончаловский, пока в 1917 году не переехал в мастерскую № 40, в которой сначала Петр, а потом и его сын Михаил проработали до 1996 года. Сейчас в мастерской открыта мемориальная квартира Петра Кончаловского.
Мастерскую № 36 арендовал управляющий Московской конторой императорских театров и императорских театральных училищ Николай фон Бооль.
Квартиру-мастерскую № 36 с 1937 года и до сих пор занимают представители династии скульпторов Рукавишниковых.
В 1918 году дом был национализирован и стал рабочей коммуной бывшей типографии Ивана Машистова. В 1920-е годы коммунальные квартиры дома заселялись рабочими, в первую очередь сотрудниками московских типографий, а также работниками фабрики «Дукат», продавцами, уборщиками, портнихами, слесарями и другими. В 1920 году мастерскую № 38 занял авангардный театральный художник Георгий Якулов.
В 1921 году в квартиру № 50 въехал Михаил Булгаков со своей женой Татьяной Лаппа. Здесь они прожили почти три года. Соседи по коммуналке стали прототипами многих характерных булгаковских персонажей: Анна Горячева известна всем читателям главного булгаковского романа, как Аннушка-чума, разлившая масло и погубившая тем самым Мишу Берлоза, типографские рабочие, запойные алкоголики, стали главными героями рассказа «Самогонное озеро», и даже соседка с маленьким сыном появилась в рассказе «Псалом». История самого дома 10 описана в рассказе «№ 13. Дом Эльпит-Рабкоммуна», а так ненавистная Булгакову квартира № 50 превратилась в «нехорошую» квартиру, куда въехал Воланд и его свита в романе «Мастер и Маргарита».
В 1924 году Булгаков ненадолго переехал в квартиру № 34, населенную более интеллигентной публикой, а потом уехал из дома Пигит.
После войны дом населяли самые разные жильцы. В1960-е годы начинается массовое расселение коммунальных квартир. С конца 1970-х годов расселенные коммуналки начали занимать различные учреждения. К 1986 году практически все коммунальные квартиры фасадной части дома оказались расселенными, и в уже ветхие от времени и бесхозяйственности свободные и никому не принадлежавшие помещения въехали музыканты, художники, хиппи. В нескольких квартирах, в том числе и в бывшей квартире Ильи Пигита № 5, они организовали сквот, что нашло отражение в нескольких арт-хаусных фильмах, снятых в 90е и двухтысячные годы (например, в фильме Артура Аристакисяна «Место на земле»).
В 2004 году усилиями булгаковедов и неравнодушных меценатов в помещении бывшей жилконторы, на первом этаже Дома Пигит, был открыт «Булгаковский Дом», первый московский музей, посвященный творчеству М.А. Булгакова, а в 2007 году прямо под музеем был открыт Театр имени М.А. Булгакова.
Источник
Дом Булгакова без Булгакова
Сегодня мы расскажем о доме 10 по Большой Садовой (м.Маяковская), который, конечно же, в первую очередь известен как Булгаковский дом или дом с «нехорошей квартирой» (см.нашу рубрику Булгаковская Москва). Однако сегодня мы сознательно не будем говорить о Булгакове и его героях, а расскажем другие истории этого дома, которых и без Михаила Афанасьевича предостаточно.
Если бы Булгаков не жил в этом доме и не описал бы его в нескольких своих произведениях, то дом все равно бы прославился.
Далее можно прочитать интересные истории дома, а также посмотреть много фотографий крыши, двора, лестниц и прочего —>
Дом № 10 по Большой Садовой был построен в 1902-1903 гг. по проекту архитекторов Э. С. Юдицкого и А.И. Милкова в модном, столичном стиле модерн с двором колодцем на питерский манер. Дом строился на участке, принадлежавшем состоятельному промышленнику Ильн Давыдовичу Пигиту, владевшему расположенной за Садовым кольцом табачной фабрикой «Дукат». Что интересно, изначально на участке планировалось построить очередной производственный корпус, но городские власти наотрез запретили строить небогоугодное производство рядом с церковью св. Ермолая (снесена в начале 1930-х, теперь на этом месте сквер между жилыми домами), поэтому решено было построить дорогой доходный дом.
Высота потолков, планировка квартир — все здесь было шикарно и дорого. В угловой квартире ра третьем этаже (см.фото) поселился и сам Илья Пигит. Про роскошества его квартиры по Москве ходили слухи, что у него обои из крокодиловой кожи, подоконники из яшмы, дубовый паркет — в общем, все как полагалось дореволюционному «нуворишу» (или, если изволите, «новому русскому»).
При этом Пигит очень любил искусства и в своем доме создал все условия для богатых художников. В частности, обращают на себя внимание огромные окна в глубине двора: изначально помещения делались под студии художников.
В квартире № 24 в 1910 году поселился знаменитый художник Пётр Петрович Кончаловский (дед Андрона Кончаловского и Никиты Михалкова) со своей семьёй — женой и детьми.
В этом же году было организовано художественное общество «Бубновый валет», главными участниками которого стали Пётр Кончаловский и Аристарх Лентулов. А в гости к Кончаловскому наведывались многие знаменитости: Ф.И.Шаляпин, А.В.Нежданова, А.Толстой, Б.Пастернак, Вс.Иванов, С.Маршак, актеры И.Москвин, Б.Ливанов, композитор С.Прокофьев, скульптор С.Коненков.
Этажом ниже, в квартире №38, была мастерская талантливейшего театрального художника Георгия Богдановича Якулова, про которого даже шутили, что были б декорации Якулова, а пьеса уж как-нибудь да пройдет. К Якулову частенько захаживали Василий Качалов, Всеволод Мейерхольд, Александр Таиров, Андрей Белый, Алиса Коонен, Федор Сологуб, Анатолий Луначарский.
Именно в этом доме в квартире у Якулова на одной из дружеских встреч в октябре 1921 г. познакомились Сергей Есенин и Айседора Дункан.
Очень художественно и интересно их встречу описал Роберт Баблоян:
— Тогда попросим, может, Сергей нам что-нибудь…
Георгий еще не успел договорить фразу, как Сергей, поправив ремень с гребнем на белой своей косоворотке, вспрыгнул на табуретку, словно вышел на сцену, двумя руками провел по волосам и начал:
— Не устрашуся гибели,
Ни копий, ни стрел дождей, —
Так говорит по Библии
Пророк Есенин Сергей.
Время мое пристало,
Не страшен мне лязг кнута.
Тело, Христово тело,
Выплевываю изо рта…
Все присутствующие внимательно слушали очень яркую и взволнованную речь поэта, будто с кем-то спорящего. Только Дункан, которая почти ничего не понимала, глазами неотрывно смотрела на поэта, а руками из красной сумочки достала красный шелковый платочек и аккуратно вытерла помаду с губ.
— Кто это? — спросила она у Шнейдера.
— Есенин, Сергей Александрович, знаменитый русский поэт, — ответил тот.
— Е-зе-нин… Е-зе-нин, — повторяла она, как школьный урок, пытаясь запомнить это слово.
Поэт продолжал читать:
…Я сегодня снесся, как курица,
Золотым словесным яйцом…
…И тебе говорю, Америка,
Отколотая половина земли, —
Страшись по морям безверия
Железные пускать корабли…
Сергей так же ловко спрыгнул с табуретки и — прямиком подбежал к Дункан. Она улыбнулась и, как бы раздвигая занавес, открыла ему свои объятия. Есенин крепко прижал ее к себе и на миг захмелел от ее почти оголенного тела и аромата французских духов.
— Изадора! Моя Изадора! — только и произнес он.
На большее не хватило сил.
А может, слов.
А может, дыхания.
Трудно было догадаться, какими были эти объятия: материнскими (ведь она была на 17 лет старше него), благодарной слушательницы (но она не понимала языка поэта) или потенциальной поклонницы (если не сказать больше)?
Дункан откровенно поцеловала Есенина в губы и мягко опустилась на низкую софу на белых ножках. Есенин опустился перед ней на колени, обхватив ее ноги. Дункан запустила руки в его светлокудрые волосы, медленно приговаривая:
— За-ля-та-я га-ля-ва… За-ля-та-я га-ля-ва…
Ровно через полгода — 10 мая 1922 года, из этого же дома, из дома №10 по Большой Садовой, из мастерской Жоржа Прекрасного (он же — Георгий Якулов) Сергей Есенин и Айседора Дункан отправились в Германию. Что интересно, в марте 1923 г. Дункан лишили американского гражданства под предлогом того, что она вышла замуж за советского гражданина.
Но их брак распался уже в 1923 г. и позже в интервью газете International News Service:
Я никогда не верила в брак, а сейчас я верю в него меньше, чем когда-либо. Я вышла замуж за Сергея только для того, чтобы он мог получить паспорт для поездки в Америку. Он гений, а брак между художниками невозможен.
Сергей обожает землю, по которой я хожу. Во время приступов безумия он может убить меня — но тогда он любит меня еще сильнее. Четыре месяца я работала с Сергеем. Он самый прелестный парень на свете, но он жертва судьбы — как все гении, он сломлен, — я оставила всякую надежду на возможность вылечить его от этого проявляющегося время от времени безумия.
В свое время Айседора Дункан разрушила все старые представления о танце и, основываясь на античных традициях, отвергла сложившиеся правила хореографии, стала танцевать босиком и в легких одеждах:
Обязательно посмотрите пример танца по школе Дункан
Но вернемся к дому на Садовой…
В квартире № 36, расположенной под мастерской Георгия Якулова , располагалась студия фон Бооля, а с 1933 года и до сих пор в этой квартире работают скульпторы династии Рукавишниковых.
Интересно, что до революции и какое-то время после в этом доме в отдельной квартире проживала дочь домовладельца — Анна Пигит.
Анна Пигит по какой-то причине подалась в эсерки-революционерки, вела антиправительственную деятельность, но в конечном итоге попалась и была отправлена на Нерчинскую каторгу (а где же Нерчинск на карте?)
Вернулась в Москву по революционной амнистии, поселилась в доме и через некоторое время к ней приехала и немного пожила ее подруга по каторге Фейга Ройтблат.
Позже Фейга Ройтблат вошла в историю под именем Фанни Каплан…
Покушение на Ленина, арест, расстрел в Кремле. При чем при этом расстреле присутствовал сам Демьян Бедный, по которому Булгаков позже основательно прошелся в своих произведениях и во многом выписал в образе Иванушки Бездомного, но мы обещали не затрагивать булгаковскую тематику, поэтому продолжаем про сам дом.
Как говорили старожилы, самые первые и самые последние коммуналки были в этом доме. После революции здесь образовалась рабочая коммунна (отсюда и все ужасы, пережитые Булгаковым), при этом множество квартир оставалось коммунальными до самых последних времен. Сейчас в доме уже в основном нежилые помещения (офисы, студии и т.п.)
Для наглядности давайте прогуляемся по одной из дореволюционных квартир, ставшей потом коммунальной и ныне переделанной под офисы. Три года назад в ней был большой ремонт и можно было наглядно оценить старые и новые планировки.
На потолке видны полосы от перегородок комнат коммунальной квартиры, однако если приглядеться к лепнине на потолке, то видно, что здесь был большой зал
Все стены, возведенные за советское время носили лишь чисто разградительную функцию
В доме есть ныне запертые «черные» лестницы для прислуги богатых дореволюционных обитателей дома.
На черной лестнице много где сохранились дореволюционные номера квартир
А еще худо-бедно, но сохранились шкафчики для дров и инвентаря
Выходы с «черной» лестницы, как правило в кухню, но в любом случае, в дальний конец квартиры, подальше от господского входа
Еще совсем недавно здесь жили люди…
… часто примерно вот в таких комнатах-пеналах (внимание на потолок: в углу видно, что это просто часть большого зала с перегородками)
Отдельно стоит показать лестницу, ведущую к ныне Государственному Музею Булгакова («нехорошая квартира»)
Еще каких-то 4 года назад она выглядела так:
Но в декабре 2006 г. произошел организованный акт вандализма (до сих пор непонятно кто это организовал, но явно сведущие люди т.к. там где стоят скрытые камеры, никто ничего не испортил)
Вот так выглядел изуродованный подъезд….
Конечно же, оставлять его в таком виде не стали и просто перекрасили…
Конечно, что-то удалось сохранить, но лишь малые крохи былого величия
В 2009 г. культурный центр Булгаковский дом предпринял попытку восстановить некоторые рисунки на черной лестнице…
… получилось не особо хорошо и лестницу так и не открыли для публики. Пока есть только идеи по переделке, а история продолжается и течет своим чередом. Дом живет. Оба булгаковских учреждения (см. нашу не сильно потерявшую в актуальности статью 2008 г. про два дома Булгакова) стараются и делают интересные выставки и представления. В подъезде и дворе периодически сидят бродячие поэты и просто романтики. Будем смотреть, что будет!
Эта запись была опубликована
в Среда, августа 11, 2010 в 14:43 в теме: Без рубрики, КУДА ПОЙТИ, Литературное, Музеи.
Вы можете подписаться на комментарии к этой записи по RSS 2.0.
.
Источник