Кто построил дом долгоруковых
Дом Долгоруковых на Пречистенке — Википедия
Дом Долгоруковых — усадьба в Москве по адресу улица Пречистенка, дом 19/11, строение 1. Объект культурного наследия регионального значения[1].
История[править | править код]
Владение расположено на углу Пречистенки и Сеченовского переулка, современную сложную форму оно приобрело за три века в результате объединения более мелких участков. В 1772-73 годах ряд соседних дворов вдоль Пречистенки приобрёл генерал-майор Михаил Никитич Кречетников. Им был построен усадебный ансамбль из главного дома и двух флигелей. Каменные корпуса служб имели подковообразную форму, между ними располагался парадный двор. После кончины Кречетникова усадьба была продана княгине Е. А. Долгоруковой. До 1840-х годов имением владел её сын князь Андрей Н. Долгоруков, у которого было три довольно известных сына: Илья, Василий и Владимир[2].
Между 1797 и 1799 годами были выстроены галереи над проездными воротами между главным домом и флигелями, в результате чего образовался единый протяжённый объём. В этом виде здание было включено в альбомы М. Ф. Казакова, некоторые исследователи считают Казакова автором проекта.
Главное здание украшает шестиколонный ионический портик, увенчанный треугольным фронтоном. Переходы между главным домом и флигелями украшают коринфские колонны, расставленные с большими промежутками. Усадьба пострадала в пожаре 1812 года, но была восстановлена, венчавший главный дом бельведер в это время был убран, а декор флигелей частично изменён. По мнению исследователей работы выполнил архитектор Ф. И. Кампорези. Документально эта версия подтверждается подрядной записью 1816 года на сооружение новых лестниц и дверей, текст которой гласит: «…все ж оное строение производить и двери зделать по приказанию архитектора Кампорези и по рисунку ево данному». К 1816 году большая часть работ была завершена (по другой информации восстановление затянулось до 1847 года). Часть помещений первого этажа главного дома и флигелей арендовалась держателями мелких мастерских и лавочек[2].
В 1846 году владение купил чиновник И. В. Лаврентьев. Присоединив к нему соседний участок, он полностью сдал усадьбу в аренду. В главном доме располагалась 1-я Московская гимназия, а после неё — школа межевых топографов. В середине 1850-х годов владельцем большей части усадьбы стал подпоручику Н. П. Воейков. У него здание арендовало Александро-Мариинскому училище Пречистенского отделения Попечительства о бедных в Москве, которое было основано В. Е. Чертовой. В народе учебное заведение прозвали «чертовским училищем». Вскоре училище становится полноправным собственником усадьбы, под его нужны выполняется ремонт и перепланировка главного дома, появляется домовая церковь Покрова Богородицы[2].
В 1870-х годах была частично изменена планировка владения, в том числе на новый лад разбит сад училища, за работу над которым цветовод Фомин получил золотую медаль. Была выполнена надстройка полукруглого корпуса служб до двух, частично до трёх этажей. На этом переделки усадьбы не заканчиваются, работы последовательно выполняли архитекторы Н. И. Финисов, А. О. Гунст, Н. Д. Струков. В 1899 году училище превратилось в Александро-Мариинский институт им. кавалерственной дамы В. Е. Чертовой и перешло под управление военных. В начале XX века многие старые постройки усадьбы находились в плохом состоянии, а институт нуждался в новых площадях. Для решения этих задач к главному дому были пристроены два трёхэтажных корпуса, проект выполнил архитектор Н. Д. Струков. Учебное заведение просуществовало в усадьбе до 1917 года[2][3].
При советской власти здесь расположились учреждения военного ведомства. Была выполнена ещё одна перепланировка и ремонт, после чего в 1921 году в усадьбу въехала Академия РККА[2].
В 1998—2000 годах была проведена реставрация главного дома. С марта 2001 году бывшую усадьбу занимает Музейно-выставочный комплекс Российской Академии художеств «Галерея искусств Зураба Церетели»[2].
Усадьба в начале XX века
Главный дом
Декор галереи между главным домом и флигелем
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Москва: Энциклопедия / гл. ред. С. О. Шмидт; сост.: М. И. Андреев, В. М. Карев. — М. : Большая российская энциклопедия, 1997. — 976 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-277-3.
Источник
Дом Долгоруковых. История здания
Дом Долгоруковых — одно из красивейших зданий Москвы эпохи классицизма. Оно вошло в «Альбомы партикулярных строений» М.Ф.Казакова и сохранилось в своей основе до наших дней. Строительство дома началось в 1788 году, когда его владельцем был видный военный и политический деятель эпохи Екатерины Великой, генерал-аншеф и сенатор М.Н.Кречетников. К 1793 году дворец представлял собой городскую усадьбу в классическом стиле с главным домом с монументальным ионическим портиком, боковыми корпусами, парадным двором, окруженным службами. В 1795 году его собственниками стали князья Долгоруковы, во владении которых он находился более полувека.
Дворец не раз перестраивался. В середине 1790-х годов было увеличено число его жилых помещений. При восстановлении дома после пожара 1812 года была изменена отделка уличного фасада. Архитектурный декор здания приобрел черты стиля ампир.
В 1868 году, после неоднократной смены владельцев, усадьба перешла в собственность Александро-Мариинского училища Пречистенского отделения Попечительства о бедных в Москве, преобразованного позднее в Александро-Мариинский институт благородных девиц имени кавалерственной дамы В.Е.Чертовой. Его попечительницей была великая княгиня Елизавета Федоровна, канонизированная русской православной церковью в 1992 году.
В здании под руководством архитектора Д.И.Никифорова были проведены капитальные ремонтные работы и устроена домовая церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
С 1918 по 1998 год комплекс зданий бывшего Александро-Мариинского института занимали многочисленные учреждения Военного ведомства. Дворец пришел в упадок, его залы были разделены на небольшие комнаты, перестроены лестницы, утрачены многие элементы отделки.
В 1998-2000 гг. архитектурный ансамбль «Дом Долгоруковых» – «Александро-Мариинский институт» отреставрирован и реконструирован под руководством Президента Российской академии художеств З.К.Церетели и в нем открыт новый выставочный комплекс – Галерея искусств Зураба Церетели. Торжественное открытие состоялось 6 марта 2001 года.
Этот комплекс был создан в ходе осуществления разработанной З.К.Церетели программы преобразования Академии и возвращения ей того ведущего места в отечественной культуре, которым она обладала в XYIII и XIX столетиях. Создание нового комплекса принадлежит к числу благотворительных культурных инициатив, осуществленных в последние годы З.К.Церетели наряду с основанием Московского музея современного искусства и реставрацией исторического ансамбля сооружений Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Дворец, возрожденный в прежнем великолепии, обладает анфиладой замечательных сводчатых залов первого этажа, сохранивших архитектурное пространство XVIII столетия, и рядом величественных парадных залов второго этажа, декорированных в середине XIX века. Он великолепно приспособлен к экспозиционным нуждам, с многими десятками разнообразных залов и крытыми внутренними дворами для показа произведений изобразительного искусства, общей площадью около 10 тысяч квадратных метров. Здесь проводятся масштабные российские и международные выставки, посвященные всем видам изобразительного искусства, архитектуре и дизайну, истории Академии.
Источник
Дом Долгоруковых — дом в стиле классицизм | Узнай Москву
Владение на углу Пречистенке и Сеченовского переулка имеет весьма сложную форму, поскольку формировалось в результате объединения более мелких участков на протяжении трех веков.
В 1772-1773 годах генерал-майор Михаил Никитич Кречетников скупил смежные дворы, выходившие на Пречистенку, и выстроил городскую усадьбу, состоявшую из главного дома и двух флигелей. Два подковообразных каменных корпуса служб ограничивали парадный двор усадьбы. После смерти Кречетникова княгиня Е. А. Долгорукова выкупила усадьбу, и до 1840-х годов она принадлежала ее сыну князю А.Н. Долгорукову. Трое его сыновей довольно известны. Старший Илья Андреевич был членом ранних декабристских обществ и упомянут в стихах А.С. Пушкина как «осторожный Илья». Средний сын, Василий, занимал пост начальника III Отделения Императорской канцелярии, откуда ушел после покушения Каракозова на Александра II, считая, что не справился со своими обязанностями обеспечения охраны государя. Младший, Владимир, занимал пост московского генерал-губернатора с 1865 по 1891 год.
Между 1797 и 1799 годами над проездными воротами между главным домом и флигелями были надстроены галереи, что привело к созданию единого протяженного объема. Чертежи обновленного здания вошли в знаменитые «Архитектурные альбомы» М.Ф. Казакова. Пожар 1812 года не пощадил усадьбу. Исследователи полагают, что восстановлением занимался архитектор Ф.И. Кампорези. В пользу этого свидетельствует текст подрядной записи 1816 года на изготовление новых лестниц и дверей, где говорится: «…все ж оное строение производить и двери зделать по приказанию архитектора Кампорези и по рисунку ево данному» К 1816 году восстановительные работы были в основном завершены. Часть помещений первого этажа главного дома и служб сдавалась под мелкие мастерские и лавочки.
В 1846 году усадьбу приобретает чиновник И.В. Лаврентьев, который покупает еще и соседний участок и все, что только можно, сдает в аренду. Главный дом занимает 1-я Московская гимназия, затем школа межевых топографов.
В середине 1850-х усадьба почти целиком перешла к подпоручику Н.П. Воейкову, который сдал дом Александро-Мариинскому училищу Пречистенского отделения Попечительства о бедных в Москве, основанному В.Е. Чертовой. Москвичи тут же метко прозвали заведение «чертовским училищем». Вскоре усадьба переходит в собственность училища, проводится ремонт, перепланировка главного дома и устраивается домовая церковь Покрова Богородицы.
В 1870-х планировка владения подверглась некоторому переустройству, в частности, по новому был разбит училищный сад, за что цветовод Фомин был удостоен золотой медали. Старый полуциркульный корпус служб был надстроен до двух, а частично до трех этажей.
Далее переделки следуют одна за другой, архитекторы Н.И. Финисов, А.О. Гунст, Н.Д. Струков последовательно что-то достраивают и перестраивают. В 1899 году училище было преобразовано в Александро-Мариинский институт им. кавалерственной дамы В.Е. Чертовой и перешло в военное ведомство. Институт, располагавшийся здесь до 1917 года, был предназначен для образования дочерей офицеров Московского военного округа. Попечительницей была великая княгиня Елизавета Федоровна. Давали образование: воспитательниц начальных училищ и домашних воспитательниц — прошедшим общий курс обучения; учительниц — прошедшим полный курс обучения.
В начале ХХ века во владении произошли существенные изменения, вызванные потребностью института в расширении площадей и ветхим состоянием многих построек, к главному дому были пристроены два трехэтажных корпуса по проекту архитектора Н.Д. Струкова.
В советское время бывшее владение института было занято учреждениями военного ведомства. Перед переездом сюда в 1921 году Академии РККА здание подверглось очередной перепланировке и ремонту.
В 1998-2000 годах в главном доме была проведена реставрация. С марта 2001 года здесь работает Музейно-выставочный комплекс Российской Академии художеств «Галерея искусств Зураба Церетели».
Источник
Жизнь до Церетели
Как говорил Аркадий Райкин в интермедии «О женщинах»: «Да простят меня мужчины, речь пойдёт о женщинах…». На «Турбине» есть 4 материала, посвященных московскому адресу: улица Пречистенка, дом 19/11. Все они посвящены Галерее искусств Зураба Церетели. Забудем на некоторое время о Церетели и посмотрим была ли жизнь на Марсе в этом здании лет так 200 с гаком назад. Отбрасываю все фотографии со скульптурами крупным планом и оставляю только одну.
В отличие от многих бывших дворянских усадеб Москвы, которые занимали огромные пространства, а потом непрерывно делились, здесь шёл обратный процесс объединения участков. Начало ему положил граф Михаил Никитич Кречетников (1729 -1793),
Михаил Никитич Кречетников.(из Интернета)
который скупил ряд мелких дворов на Пречистенке и объединил их в одну усадьбу. Зачем ему была нужна усадьба в Москве — не совсем понятно, ведь служба графа проходила далеко от Москвы. Интересно, что его деяния во время службы мистическим образом транслировались на его московскую усадьбу. В 1772 году Михаил Николаевич становится псковским губернатором и к губернии присоединяются новые земли, вошедшие в состав России после Первого раздела Польши, а в Москве присоединяются к его усадьбе новые участки земли. Его административный дар используется на всю катушку при создании и обустройстве новых губерний: Тверской — 1775 год, Калужской -1776 год, Тульской -1777 год. В Москве же был построен главный дом и два флигеля. Мистика…
После его смерти усадьбу приобретает Екатерина Андреевна Долгорукова. Известна лишь её девичья фамилия — Станкевич, дата рождения — примерно 1730 год, дата смерти — неизвестна. А вот у мужа Николая Владимировича (1716-1782) и детей, в том числе сына, который унаследовал от неё усадьбу, Андрея Николаевича (1772-1834) с датами рождения и смерти всё в порядке. Мистика…
Во дворе усадьбы находился большой парк, пруды и фонтаны. Кто владел усадьбой после смерти Андрея Николаевича точно неизвестно, но скорее всего она оставалась во владении семейства Долгоруковых. Усадьба при Долгоруковых была в 1797-1799 годах перестроена. И опять догадки с предположениями.
В 1801 -1802 годах русским архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым (1735-1812) были изданы 16 архитектурных альбомов Москвы, из них 10 «Казенных строений» и 6 «Партикулярных строений». В один из партикулярных альбомов был включен фасад нашего здания, из чего ряд исследователей делает вывод, что само здание было построено Казаковым.
В пожаре 1812 года здание очень пострадало. По одним данным его восстановление было завершено в 1816 году под руководством Франца Ивановича Кампорези (1747-1831) , по другим — реставрация затянулась до 1837 и даже 1847 года. Точности и ясности в нашей истории не всегда хватает.
Начиная с Долгоруковых отдельные помещения первого этажа стали сдаваться в аренду владельцам различных лавок. Последующие владельцы собственно для этих целей и покупали недвижимость. При этом уже первым этажом не ограничивались.
В 1846 году усадьба была выкуплена чиновником Иваном Васильевичем Лаврентьевым (около 1788 — 1859), затем после его смерти отставным подпоручиком Николаем Петровичем Воейковым (1785- ?). Хорошо жили некоторые отставные военные, в 1840 году в Москве Воейков задолго до покупки бывшей усадьбы Долгоруковых купил участок на улице Мясницкой 18 и построил там двухэтажный дом. Служил Воейков с 1805 по 1816 год, за отличие в сражении награжден золотой шпагой с надписью “За храбрость». В штатской жизни ему было вольготнее. Он был помещиком Ефремовского и Тульского уездов Тульской губернии, Московского уезда Московской губернии, Гжатского уезда Смоленской губернии, Пронского уезда Рязанской губернии, Мещовского уезда Калужской губернии. Было у него крепостных: 3625 мужских и 3670 женских душ.
Как Лаврентьев, так и Воейков сдавали усадьбу в аренду.
При Лаврентьеве в усадьбе разместилась на время ремонта собственного здания Первая Московская гимназия, затем до покупки собственного здания в 1858 году здесь размещалась Школа межевых топографов. В России не хватало топографов. Существующая с 1779 года Константиновская межевая школа, преобразованная в 1818 году в землемерное училище, а в 1835 году ставшая Константиновским межевым институтом, не справлялась с запросами на специалистов-землемеров. В 1835 году появилась Школа чертежников, преобразованная после многих перемен в Школу межевых топографов.В неё привлекались из военного ведомства 200 кантонистов. Кантонисты — малолетние и несовершеннолетние сыновья нижних воинских чинов, принадлежавшие к военному званию, то есть к военному ведомству, и в силу своего происхождения обязанные служить в Вооружённых Силах России. Эта воинская повинность длилась долгое время, пока не была отменена императором Александром II коронационным манифестом 26 августа 1856 года.
Воейков сдал усадьбу в аренду Александро-Мариинскому училищу Пречистенского отделения Попечительства о бедных в Москве, которое было основано в 1857 году Варварой Евграфовной Чертовой (1805 -1903).
Варвара Евграфовна Чертова (из Интернета)
Дмитрий Иванович Никифоров (1834-1907) , автор книг о старой патриархальной Москве в своей книге «Москва в царствование императора Александра II» так описывал Чертову: «Не было богатаго или влиятельнаго дома в Москве, причастнаго к общественной благотворительности, где бы В. Е. не числилась членом, патронессой, попечительницей или вице-председательницей. Не было богатаго или влиятельнаго дома в Москве, где бы В. Е. не была знакома. Усердно объезжала она своих знакомых, когда возникало какое-нибудь благотворительное учреждение и везде умела возбудить интерес к благому начинанию.»
Чертова была вице-председательницей Дамского Попечительства о бедных, председательницей Московского совета детских приютов. При её содействии были открыты: Барыковская богадельня, убежище во имя Христа Спасителя с бесплатными квартирами, Убежище для слепых старух и детей, приют «Убежище святой Марии» для неизлечимых детей, Попечительство о слепых и много других.
Поэтому, имея такой темперамент и пробивнуюсилу, она добилась, что через несколько лет усадьба была выкуплена под училище, которое в 1899 году было преобразовано в Александро-Мариинский институт имени кавалерственной дамы В. Е. Чертовой и перешло под управление военных. Чертова была удостоена ордена Святой Екатерины малого креста, что давало право называть её Кавалерственной дамой ордена Святой Екатерины.
После революции военные не забыли усадьбу, просто это стали не царские офицеры и генералы, а красные, разместившиеся здесь с 1921 года.
И только в 2001 году здесь разместилась «Галерея искусств Зураба Церетели».
Источник
Палаты Долгоруковых
Колпачный переулок, дом 6 строение 2
Во дворе жилого дома № 6 находится интересный и малоизвестный архитектурный памятник — дворец Долгоруких,
построенный в 1764 г. с использованием старых, еще XVII в., палат.
Здание за свою долгую историю сменило много хозяев, оставшись для нас «палатами Долгоруковых»,
и будучи накрепко привязанным молвой к мрачным тайнам пыточных подвалов Малюты Скуратова.
«палаты Долгоруковых» на Яндекс.Фотках
«палаты Долгоруковых» на Яндекс.Фотках
Архитекторы Д.П.Сухов и Н.Д.Виноградов считали, что в XVII столетии палаты принадлежали В.И. Стрешневу,
тестю царя Михаила Фёдоровича, заведовавшему Приказом золотых дел,
а затем К.П. Нарышкину, воеводе и деду Петра Великого.
В начале XVIII в. этими палатами владели Бутурлины, потом генерал-майор князь К.С. Кантакузен, потомок древнего
византийского рода, представители которого обосновались в России после Прутского похода Петра I.
В 1744 г. палаты были куплены капитаном Бутырского пехотного полка князем А.А.Долгоруковым.
Он являлся потомком тех самых Долгоруких, которые вели свой род от основателя Москвы,
сидящего теперь на вечном коне перед столичной мэрией.
«палаты Долгоруковых» на Яндекс.Фотках
«палаты Долгоруковых» на Яндекс.Фотках
Через несколько лет он приобрёл два соседних участка и начал перестраивать старые палаты, значительно их увеличив.
Долгоруков перестроил палаты, поручив архитектору В.Я. Яковлеву создать дворец в стиле пышного елизаветинского барокко.
Дворец вышел на славу — фасад и план этого здания великий русский зодчий Матвей Казаков поместил в свой альбом наиболее примечательных строений Москвы.
«палаты Долгоруковых» на Яндекс.Фотках
«палаты Долгоруковых» на Яндекс.Фотках
Долгоруков умер в 1782 г. и после его смерти в начале XIX века этот дом оказался предметом судебной тяжбы, в связи с чем была составлена подробная опись владения.
От Покровки усадьба отделялась каменным забором с железными воротами, за ними на площади в полгектара располагался фруктовый сад из 80 деревьев, а уже за садом, в глубине, находился главный двухэтажный каменный дом, к которому вела от улицы широкая въездная аллея.
Парадный двор, своими сложными криволинейными очертаниями скрадывающий асимметрию основной планировки, опоясывала невысокая декоративная ограда со львами, держащими в зубах цепи.
Рядом с палатами находились кузница, конюшня, деревянные флигели, а на берегу пруда стояла баня.
«палаты Долгоруковых» на Яндекс.Фотках
«палаты Долгоруковых» на Яндекс.Фотках
Интерьеры господских покоев поражали роскошью: стены были отделаны штофом, комнаты обогревались голландскими изразцовыми печами, в залах стояла дорогая мебель, подвалы ломились от съестных припасов и вин.
Среди примечательных жильцов дома (на время судебного разбирательства он находился в опеке и сдавался внаем) были калужский губернатор (в 1811-16 гг.), впоследствии сенатор, действительный статский советник Павел Никитич Каверин (1763-1853) — отец Петра Каверина (1794-1855), члена «Союза благоденствия», кутилы и дуэлянта, приятеля А.С.Пушкина.
«палаты Долгоруковых» на Яндекс.Фотках
«палаты Долгоруковых» на Яндекс.Фотках
Затянувшееся судебное дело о наследстве закончилось лишь в 1818 году, и новым хозяином стал отставной капитан князь М.М.Долгоруков, племянник предыдущего владельца.
Человек он был жестокий и вздорный, за издевательства над своими крепостными его сослали в Вятку, а усадьба вновь оказалась в ведении опеки.
В дальнейшем, после смерти М.М.Долгорукова в 1841 г., владение перешло в купеческие руки и стало использоваться для хозяйственных и торговых нужд.
«палаты Долгоруковых» на Яндекс.Фотках
«палаты Долгоруковых» на Яндекс.Фотках
В начале XX века под палатами случайно обнаружили подземную галерею, где на полу лежали несколько старинных книг и палка с золотым набалдашником.
Старожилы дома утверждали: ещё в 1905 году плита в полу поднималась, и в галерею можно было проникнуть.
Во время последующих ремонтов плиту замазали цементом.
Этот вход Игнатий Яковлевич Стеллецкий, археолог и исследователь подземной Москвы, обнаружил в нижнем этаже дома, в той комнате, где в стенах и потолке были вмурованные кольца, но получить разрешение на вскрытие плиты, как ни бился, не смог.
«палаты Долгоруковых» на Яндекс.Фотках
«палаты Долгоруковых» на Яндекс.Фотках
Сейчас дворец Долгоруковых после долгих лет запустения отреставрировали и увидеть его можно, зайдя через арку во двор.
«палаты Долгоруковых» на Яндекс.Фотках
«Барочный декор палат Долгоруковых.» на Яндекс.Фотках
Общий вид.
«Главный дом бывш. городской усадьбы Долгоруких.» на Яндекс.Фотках
Источник