Кто построил дом лобанова ростовского
История одного объекта: Дом Лобанова-Ростовского в Петербурге или «Дом со львами»
«Дом со львами», «Дворец классицизма», «Дом Лобанова-Ростовского» – всё это имена одного из самых центральных зданий Петербурга. Дом имеет необычную треугольную форму и занимает целый квартал: от Малой Морской до Адмиралтейского проспекта.
Огюст Монферран проектирует «Дворец классицизма»
Здание имеет 200-летнюю историю, строили его три года с 1817 по 1820. Автор проекта – Огюст де Монферран, французский архитектор, главным произведением которого в Петербурге стал Исаакиевский собор.
Именно строительство собора и способствовало тому, что на большом земельном участке рядом с ним появилась резиденция князя Александра Яковлевича Лобанова-Ростовского. В течение XVIII века участок дома №12 по Адмиралтейскому проспекту пустовал. Но всё стремительно изменилось летом 1817 года, когда император Александр I утвердил проект нового Исаакиевского собора, составленный Огюстом Монферраном .Князь Александр Яковлевич Лобанов-Ростовский был так впечатлён работой французского архитектора, что решился на строительство собственного дома на соседнем участке. И проект своей будущей резиденции он заказал у того же архитектора. Здание стало первой работой великого Монферрана в Петербурге и настоящим памятником стиля «Высокий классицизм». Первоначальный проект предусматривал богатое украшение здания, обилие лепнины и скульптур, но Монферран сделал выбор в пользу большей монументальности строения, отказавшись от изящных деталей. В итоге здание имеет два одинаково парадно оформленных фасада – северный и западный – обращенные на набережную и к Исаакиевскому собору. В центре каждого из них размещены восьмиколонные коринфские портики. Фасад здания, выходящий на Вознесенский проспект, выглядит значительно проще, но именно вдоль него от острого угла здания, развивается перспектива, замкнутая шпилем Адмиралтейства.
Внутреннее убранство дома имело богатую отделку, особенно роскошно был оформлен вестибюль и парадная лестница. Парадные помещения размещались на втором этаже.
Князь Лобанов-Ростовский — коллекционер из великого рода
Позволить себе построить огромный дом практически в самом центре столицы Российской империи мог человек богатый и неординарный. Таким и был князь Александр Яковлевич Лобанов-Ростовский. Наследник солидного состояния своих родителей, князь Лобанов приумножил его, женившись на одной из самых богатых невест России, дочери графа Ильи Андреевича Безбородко — Клеопатре Ильиничне. Князь служил Отечеству, участвовал в нескольких войнах, а после выхода в отставку полностью отдался своему любимому делу – коллекционированию, благодаря чему вошел в историю.
Среди его собраний были две особенные коллекции, посвященные двум великим женщинам: киевской княжне Анне Ярославне и шотландской королеве Марии Стюарт. Он извлёк из архивов и напечатал три тома писем Марии Стюарт, собрал сотни её портретов и коллекцию книг о ней. Позднее портреты и книги были переданы Эрмитажу.
Но как коллекционера князя интересовали не только монаршие особы. Он собирал книги по военному искусству и карты, которые передал в распоряжение Главного штаба. Научную и художественную ценность так же имеет коллекция портретов Павла I и его приближённых, пожертвованная Публичной библиотеке. Князь имел в наличии каталоги всех картинных галерей Европы и большую коллекцию тростей и палок, принадлежавших разным историческим персонажам.
Во времена жизни во Франции, князь Лобанов издал в Париже перевод на русский язык Евангелия от Матфея и молитвы, читаемые при божественной литургии. Под конец его жизни свет увидели два сборника разнообразных меню на французском языке. Он был членом парижского Общества библиофилов и Русского географического общества.
Состояние князя позволяло ему иметь собственные яхты, но в силу своего характера, он не мог быть простым владельцем нескольких яхт. Человек, любящий размах и масштаб в любом деле, он основал и стал первым командором Императорского Российского яхт-клуба.
Львы стерегут город…
Фотография из архива компании ООО «АйБи Девелопмент», сделана в ходе выполнения функций Строительного Контроля на объекте.
Вход в дом, обращенной в сторону Адмиралтейского проспекта стерегут изваяния львов. Петербург известен своими львами не менее чем, сфинксами, которые, кстати, расположены через Неву, напротив. Но львы этого дома вошли в историю не только города, но и русской литературы, благодаря А.С. Пушкину. В своей поэме «Медный всадник» он описал и сам особняк и его стражей.
«….Тогда, на площади Петровой,
Где дом в углу вознесся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые,
На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный
Евгений. Он страшился, бедный,
Не за себя. Он не слыхал,
Как подымался жадный вал,
Ему подошвы подмывая,
Как дождь ему в лицо хлестал,
Как ветер, буйно завывая,
С него и шляпу вдруг сорвал…»
Александр Сергеевич виртуозно умел вплести в свои сюжеты реальные события, городские истории или слухи. Легенда гласит, что Пушкину рассказали, как во время наводнения некий господин Яковлев прогуливался по столице, и увеличивающаяся вода застала его как раз у входа в Дом Лобанова. Яковлев сориентировался и решил спастись от надвигающийся воды, взобравшись на спину одного из мраморных львах. Историки спорят и говорят, что легенда имеет обратный эффект – сначала Пушкин пишет про случай со своим героем, а потом появляется история о том, что на самом деле «точно же!» был некий Яковлев, с ним это и произошло. В любом случае, история со львами обрела статус культовой и распространялась вместе с запрещенным в империи произведением.
Львы у здания дали Дому Лобанова второе имя «Дом со львами». Среди множества петербургских львов, которые «стерегут» город на Неве, у этих статуй есть конкретная история их создания – под одним из мраморных животных высечена надпись: «Triscorni F. In Garrara, 1810». Из этого следует, что статуи животных исполнил Трискорни в Карраре в 1810 году. История гласит, что за образец скульптор взял львиную пару, установленную во Флоренции на площади Синьории перед Лоджией деи Ланци еще в XIV веке. Но скульптор не просто скопировал флорентийских львов, а несколько изменил облик зверей.
Выиграть дом за 1 рубль
Вторая легенда, связанная с домом, подтверждает, что князь Лобанов был действительно человеком неординарным и весьма находчивым.
Брак князя оказался недолговечным, и после развода он переехал в Париж, где, благодаря расположению Карла X, снял в аренду ни много ни мало охотничьи угодья в Фонтенбло. Охота, ночные гулянья, пикники – в Фонтенбло шла шумная жизнь с настоящим русским размахом.
Князь почти десятилетие провел за границей, путешествуя по Европе и пополняя свою коллекцию. Естественно, что финансы для этого требовались немалые. Кошелек князя поистощился и Александр Яковлевич решил вернуться в Россию. Тем более что Клеопатра Ильинична, которая иногда ему писала, жаловалась, что денег ей отчаянно не хватает, а «дом со львами» и обязанности, связанные с ним, ей надоели. Она предлагала вместе подумать, как быть дальше. И супруги подумали…
В итоге был выставлен на продажу за немалую по тем временам цену в один миллион рублей. Но покупателя не находилось, а средства были нужны. И князь, человек умный и весьма находчивый, придумал совершенно нестандартный ход в деле продажи элитной недвижимости: разыграть «дом со львами» в лотерею. Он напечатал один миллион лотерейных билетов и запустил их в продажу, цена одного лотерейного билета – рубль. В назначенный день и час один из обладателей такого билета должен был стать новым обладателем «Дома со львами».
Лотерея была объявлена всероссийской. Газеты во всех городах и весях необъятной родины оповещали, что житель любого города и самого маленького селения, затратив всего лишь рубль, может стать обладателем роскошного дворца в самом центре императорской столицы. История с лотерей дошла до императора Николая I, который тут же запретил розыгрыш и купил дом вместе с библиотекой, за последнюю князю Лобанову-Ростовскому назначили пожизненную пенсию.
При этом историки и эту легенду Дома со львами ставят под сомнение и говорят, что никакой истории с лотереей не было, всё это фантазии известного писателя М.И. Пыляева, который опубликовал эту байку в своей книге «Старый Петербург».
Так или иначе дом был продан, финансовый вопрос для князя был решен, а у дома началась своя история.
«Дом со львами» – новые функции, реставрация и строительный контроль
Фото: © РИА Новости/Б.Манушин
Новым владельцем этого здания стало Военное министерство, для которого к концу 1829 года были переделаны помещения. Здесь разместились канцелярия Военного министерства, Военный совет, Генерал-аудиториат, Военно-походная канцелярия, Медицинский и Провиантский департаменты.
В советское здание было переоборудовано под школу. Сначала здесь располагалась 14-ая фабрично-заводская десятилетка Октябрьского района, а затем школа №397.
В конце прошлого века в доме Лобанова-Ростовского работали два банка и Проектный институт. В 2002 году перешло к Управлению делами президента, и те хотели разместить тут конституционный суд, но вскоре от такого решения отказались и в 2004 году передали здание в аренду компании «Тристар Инвестмент Холдингс» для осуществления проекта полномасштабной реставрации особняка и организации открытия в нем гостиницы класса Deluxe. Так в Россию приехал первый в стране отель Four Seasons. В 2004 году началась реставрация фасада и внутренних помещений «Дома со львами». ООО «АйБи Девелопмент» выполняло функции Строительного Контроля и Технического Надзора всех работ, выполняемых в ходе реконструкции и реставрации объекта. В 2013 году состоялось открытия отеля.
Читайте также:
Источник
Дом А. И. Лобанова-Ростовского — здание в стиле барокко | Узнай Москву
На рубеже XVII-XVIII веков на землях бывшей Мясницкой слободы стали охотно селиться представители дворянства и купечества. Мясницкая улица, ставшая к тому времени одной из главных городских артерий, украсилась немалым количеством каменных домов. Одним из новых домовладельцев стал купец Гостиной сотни Федор Козмин (Казьмин), который и выстроил, с отступом от красной линии улицы, каменные барочные палаты.
Шли годы, менялись хозяева, менялась и архитектурная мода. И в середине 1760-х годов новым владельцем становится генерал-аншеф П. И. Панин, известный военачальник Семилетней войны, позже командовавший подавлением Пугачевского восстания. При нем старый особняк был перестроен. По обеим сторонам к главному дому были пристроены крылья, изменился декор фасадов. А еще через тридцать лет князем Александром Ивановичем Лобановым-Ростовским, ставшим в 1791 году владельцем усадьбы, была затеяна новая перестройка.
Очень часто автором проекта, придавшего главному зданию классический облик, сохранившийся и поныне, называют одного из самых известных московских архитекторов Матвея Федоровича Казакова. Однако никаких документальных свидетельств этому нет. Фасад здания вошел в знаменитые «Архитектурные альбомы» зодчего, но Казаков включал в альбомы не только свои творения, но также планы и фасады понравившихся ему «партикулярных строений», созданных другими архитекторами – его современниками. Вполне вероятно, что строителем был зодчий Франческо (Франц Иванович) Кампорезе. Скорее всего, по его проекту двухэтажный особняк был удлинен по уличному фасаду путем пристройки с востока и запада дополнительных объемов с парадными залами. Центральная часть главного фасада получила украшение в виде коринфского колонного портика, увенчанного массивным аттиком с полукруглым окном мезонина, создающего впечатление триумфальной арки. В свою очередь два боковых пилястровых ионических портика лаконичны и легки. И наружные стены, и интерьеры здания украшены богатым лепным декором.
В конце1820-х годов (скорей всего, после 1828-го, см. исследования) здесь размещалась «Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам», основанная графом С. Г. Строгановым, – предтеча Строгановского училища. А в 1826 году усадьбу приобрел управляющий Московским архивом Коллегии иностранных дел, известный историк Алексей Федорович Малиновский. В это время здесь не раз бывал Александр Сергеевич Пушкин. А хозяйка дома, Анна Петровна, хорошо знакомая с семьей Гончаровых, приняла активное участие в сватовстве поэта.
В 1836 году у владения появляются новые хозяева: известные механики, датчане братья Николай и Иоганн Бутенопы, владельцы завода по производству сельскохозяйственной техники, а помимо этого — еще и башенных часов. Часы, изготовленные на заводе Бутенопов, были установлены и на Большом Кремлевском дворце, и на Спасской башне Московского Кремля. Курантами они украсили и мезонин дома на Мясницкой. Сама же усадьба была приспособлена под производственные цели.
В 1874 году владение приобрели братья Липгарты, владельцы «Товарищество Эмиль Липгарт и Ко». Во дворе усадьбы были возведены новые производственные корпуса по проекту архитектора А. Ф. Мейснера. В одном из строений разместилось реальное училище К. П. Воскресенского. В 1906 году для училища одним из известных мастеров московского модерна А. В. Кузнецовым был построен новый корпус (нынешнее строение 2).
После 1917 года в старинном здании расположился госпиталь, а потом сюда въехала Московская потребительская коммуна и Совет кооперации.
К середине 1980-х годов усадьба пришла в аварийное состояние. Ремонт, начавшийся в 1987 году, так и не был закончен. И только в середине 2000-х годов новым арендатором — Некоммерческим партнерством по развитию культуры и искусства «Меценат клуб» — была проведена полная комплексная реставрация. Усадьба находится на охране и включена в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.
Источник
Дом Лобанова-Ростовского на Мясницкой. Интерьеры дома А.И. Лобанова-Ростовского
В Москве всё чаще и чаще для посетителей открываются двери старинных особняков и усадеб. В них по сей день находятся различные организации и конторы, но тем не менее, арендаторы и владельцы осознают историческую значимость собственности и предоставляют возможность москвичам взглянуть на исторические интерьеры.
Дом Лобанова-Ростовского в Москве
Один из таких особняков, который, по особой договорённости, можно посетить – дом 43, стр. 1 на Мясницкой. Это особняк начала XVIII века. В старой Москве этот дворец называли «домом цвета утренней зари».
Не правда ли, очень романтично?
В краеведческих же источниках за особняком закрепилось название – дом Лобанова-Ростовского. Но князь Александр Иванович был далеко не первым и отнюдь не последним владельцем усадьбы на Мясницкой. И жил он там не дольше других хозяев. Воистину, имена не выбирают. Памятная табличка на здании не даёт ошибиться – дом А.И.Лобанова-Ростовского.
Хоть на памятной доске гордо красуется имя архитектора Ф.Кампорези, историки не спешат быть столь безапелляционными. Знак вопроса с имени автора перестройки ещё не снят, есть версии, приписывающие проект Матвею Фёдоровичу (М.Ф.Казакову), тем более, что он перестраивал дом напротив, знаменитую усадьбу Барышникова-Бегичева.
Дом Барышникова-Бегичева на Мясницкой. арх.М.Ф.Казаков
Дом Лобанова-Ростовского. Архитектура
Рассмотрим внимательнее особняк Лобанова-Ростовского. Здание, несомненно, несёт классицистические черты. Но здесь классическая архитектура явно отступает от устоявшихся традиций. Вытянутый вдоль улицы фасад разделён на пять ризалитов. Центральный фасад выделен коринфским портиком. Колонны стоят почти на земле, что несколько утяжеляет фасад.
Они несут массивный аттик, разорванный полукруглым окном мезонина.
Центральная часть дома очень напоминает триумфальную арку. Боковые ризалиты увенчаны обычным треугольным аттиком, выделены ионическим портиком в виде пилястр.
Фасад украшен лепным декором – розетками на центральном аттике,
коринфскими капителями колонн и ионическими – пилястр,
полуциркульным навершием над окном.
Со стороны улицы дом кажется прямоугольным. На самом деле он выстроен покоем, два боковых крыла выходят во двор. Прилагаю план строения.
На плане можно видеть, что курдонер усадьбы предусматривался с противоположной фасаду стороне.
С обратной стороны дома центр фасада выделен белым ризалитом с огромными окнами первого и второго этажей. Этот объём выглядит минимум на 50 лет моложе основного. Тем не менее это неотъемлемая часть дворца.
Слева хорошо видно, как дом увеличивался в размерах: неоштукатуренная часть старая, а поздняя пристройка выделена розовой краской.
Окна второго этажа в старой части заложены кирпичем, из чего следует, что менялось и назначение внутренних покоев.
Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер. Прихожая
Теперь войдём внутрь. Самое первое помещение дома Лобанова-Ростовского – небольшая светлая приёмная. Высота потолков явно не соответствует возможностям дома.
Развитый карниз, опирающийся на колонны, увеличивает высоту приемной.
Вероятно, что целью архитектурной игры мастера был контраст низкой неприметной приёмной и торжественной парадной лестницы. Свидетельствую, трюк удался! Ни в каком другом особняке мне так сильно не хотелось взлететь по лестнице вверх!
Но нам предлагают взглянуть на технический этаж дома.
Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер. Цокольный этаж
Цокольный этаж особняка ныне служит техническим целям. Здесь устроена бойлерная, проложены коммуникации. Судя по архитектуре помещения, в начале XVIII века здесь всё было совершенно по-другому.
Во-первых, едва ли не в каждом закутке видны заложенные проёмы окон.
Есть и дверь, которая вела в погреб (на фото слева, проём, затянутый серой тканью).
В некоторых помещениях видны нервюры сводов. Кое-где сохранилась кирпичная и белокаменная кладка. Местами она оштукатурена и выкрашена краской, но это, полагаю, противогрибковая защита.
Интересно рассматривать древние своды потолков, узкие проходы. Маловероятно, что в нижней части дома располагались покои владельцев. Скорее всего, как и теперь, его использовали для служебных нужд, в качестве складских помещений. Ведь первым хозяином дома был купец гостиной сотни Федор Козмин. Есть сведения, что в 1701 году он выложил за участок 130 целковых. Фёдор Козмин не только соорудил каменные палаты, но и обустроил усадьбу – вырыл пруд, разбил сад, построил надворные службы. Полагаю, что толстая кирпичная кладка цокольного этажа – напоминание о торговых делах первого хозяина – Фёдора Козмина.
Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер. Парадная лестница
Из глубины веков (в прямом и переносном смысле) мы возвращаемся ко входу. Теперь можно рассмотреть парадную прихожую. Лестничный пролёт великолепно освещается окном.
Но в наших широтах не приходится надеяться на дневной свет. В центре потолка красуется большая хрустальная люстра, самое броское украшение парадной лестницы.
Наверху мы попадаем на полукруглую площадку с балюстрадой.
Напольная плитка контрастирует со светлой отделкой помещения. Наборные узоры ярко напомнили особняк Зинаиды Ушковой в Казани.
На экскурсии нам не сказали, откуда современные реставраторы черпали сведения о внутреннем облике помещения. По остаткам отделки? Из архивных сведений? Опирались на интерьеры других особняков? Извлекали примеры из истории архитектуры? Тем не менее, отделка пола плиткой вполне в духе времени, ушковской плиткой не брезговали лучшие дворянские фамилии Российской Империи.
Рассмотрим некоторые детали потолочного декора. Лепнина в основании люстры.
Лепные карнизы и капители полуколонн.
Люстра в полукруглом плафоне потолка.
Теперь перейдём дальше.
Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер. Парадная столовая
Небольшое помещение, отделяющее лестницу от парадной столовой мне совсем не запомнилось, снимки не сделала. Там разместилась неброская приёмная с современной мебелью. Всё внимание – на огромный зал с П-образным столом.
Светлый, с рядом огромных окон.
С тяжёлыми (на вид) портьерами
и замысловатоым картушем, шитым золотными нитями.
Пилястры и карнизы стен отделаны бледно-розовым искусственным мрамором «мясного» цвета.
Отмечу, что искусственный мрамор в былые времена ценился наравне с натуральным и стоил недёшево.
В верхний части пространства между пилястраи украшены полуциркульными вставками с барельефами на тему античной мифологии. Они чередуются. В одних арках видим двух сфинксов и две женские фигуры.
На других – два козлорогих крылатых существа принимают грозди винограда от двух полуобнажённых сатиресс.
О внешнем виде парадной столовой мы можем судить по сохранившейся картине Николая Ивановича Подключникова – «Живописная мастерская в Московском училище живописи ваяния и зодчества». Картина написана в 1830-м году, хранится в собрании Государственного Русского музея.
Здесь уместно напомнить о самом коротком периоде истории особняка А.И.Лобанова-Ростовского – с 1825 по 1826-ой год. Всего один год оно принадлежало строгановской школе подготовки художников прикладного и декоративного искусства.
Таким образом, художественная школа разделяет время владения домом А.И.Лобановым-Ростовским от принадлежности его Алексею Федоровичу Малиновскому. Он купил усадьбу в 1826-м году.
К истории владельцев вернёмся чуть позже, предлагаю рассмотреть некоторые детали интерьера. Лепнина фриза.
Массивные подпорки столов украшены позолоченным орнаментом.
Современная мебель удачно стилизована в соответствии с классицистическим внутренним убранством зала,
идеально гармонирует с цветом искусственного мрамора.
Сохранилась старая печь.
Маловероятно, что такое огромное помещение обогревалось лишь одной печью. Предположу, что Московскому союзу потребительских обществ (МоСПО) старинные печи были ни к чему. Но в действительности их было больше, если внимательно присмотреться с фотографиями, то заметна кафельная плитка второй печи.
Перед тем, как перейти в соседний зал, посмотрим на люстры. Они не столь массивны, как в других покоях дворца.
Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер. Танцевальная зала
Последнее из немногих помещений, доступных для осмотра – танцевальная зала.
Сравнивая размеры парадной столовой и танцевальной залы, на ум приходит мысль, что огромная светлая столовая гораздо больше подходит для танцевальной залы. Но полукруглая ниша и хоры второго уровня для музыкантов не дают ошибиться.
Всё верно, в этой части дома могли проходить и танцевальные, и музыкальные, и театральные вечера.
Конечно, современная меблировка совсем не соответствует его прежнему назначению, но неплохо вписывается в статус и стиль зала.
А портьеры на окнах очень даже соответствуют.
Также, как и люстры.
Дом Лобановых-Ростовских. Немного истории
В пожар 1812 года эта часть Москвы уцелела. Но дворец А.И.Лобанова-Ростовского пострадал не от огня, а от мародёров, особняк разграбили французы.
Среди прославленных посетителей дома назову, в первую очередь, Александра Сергеевича Пушкина. Он был в дружеских отношениях с Александром Фёдоровичем Малиновским.
А.Ф.Малиновский, археограф, заведующий архивом Коллегии иностранных дел, почётный член Оружейной палаты, был братом первого директора Царскосельского Лицея Василия Фёдоровича Малиновского. В.Ф.Малиновский, которого очень любил великий поэт, умер в 1814 году. Во время похорон брата, Алексей Федорович познакомился с Александром Сергеевичем Пушкиным. Спустя 15 лет, супруга Алексея Фёдоровича Анна Петровна урождённая Исленьева, племянница и воспитанница Е.Р.Дашковой, немало поспособствовала Пушкину в устройстве свадьбы с Н.Н.Гончаровой. Анна Петровна была подругой Н.И.Гончаровой и, по просьбе Пушкина, говорила с Натальей Ивановной о будущем браке её дочери. Она же была посажённой матерью со стороны невесты на свадьбе Пушкина и Натали.
Среди владельцев дома числятся Татищевы и Панины.
Интересно, что одно время домом владели братья Бутеноп. Москвичи помнят, что именно их фирма переделала кремлёвские куранты. По сей день на Спасской башне Кремля мы видим тот самый циферблат братьев Бутеноп 1851-го года.
А могли ли владельцы особняка оставить свой дом без часов? Одно время на крыше мезонина красовалась башенка со звоном, узнать время жители Мясницкой могли по часам Бутеноп, их установили в арке мезонина.
В начале ХХ века дворец Лобанова-Ростовского чудом избежал сноса. Мясницкую собирались застроить доходными домами. Но проектам помешала Первая Мировая война.
Дом Лобановых-Ростовских. Современная жизнь
Нынешним арендатором дома А.И.Лобанова-Ростовского по улице Мясницкая, д.43 стр.1 является Некоммерческое Партнерство по развитию культуры и искусства «Меценат клуб». Его основная деятельность – консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления и посреднические услуги в области транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, образования, культуры, здравоохранения и науки.
Для тех, кто хочет более подробно познакомиться с историей многочисленных владельцев дома Лобанова-Ростовского, отсылаю к статье Ларисы Скрыпник. https://moscowsteps.com/dvorec-lobanovyh-rostovskih
(Лариса Скрыпник – научный сотрудник музея Москвы, москвовед, историк, писатель и экскурсовод).
Авторские экскурсии по Москве
Приглашаем на авторские пешеходные и музейные экскурсии по Москве.
Экскурсовод в Москве
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Экскурсия по Красной площади и Александровскому саду
Экскурсия в Новодевичий монастырь
Экскурсия во дворец Алексея Михайловича
Частный гид-переводчик в Москве
Источник