Кто построил дом меньшикова

Содержание статьи

Меншиковский дворец (Санкт-Петербург) — Википедия

Меншиковский дворец (филиал Эрмитажа — дворец Меншикова[1], в реестре культурных памятников — дворец Меншикова А. Д.[2]) — построенный для приближенного императора Петра Первого, первого губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова, дворец выполнен в стиле петровского барокко, первое каменное здание Санкт-Петербурга[3][4]. Авторы проекта — приглашённые зодчие Д. М. Фонтана и Г. И. Шедель[4].

История[править | править код]

Предыстория[править | править код]

В результате Северной войны, к России были присоединены новые земли на побережье Финского залива и в устье Невы, одиннадцатая часть которых была отдана сподвижнику Петра Великого и талантливому полководцу Северной войны Александру Меншикову[5]. Среди них числилась территория городской усадьбы, а также загородной резиденции[5].

    Петровское время[править | править код]

    Усадьба Меншикова и посольский дворец по соседству — гравюра А.Зубова, 1715

    Строительство дворца началось в мае 1710 года по проекту Джованни Мария Фонтаны и Готфрида Иоганна Шеделя. K 1714 году большинство строительных работ было завершено, однако отделка интерьеров велась до 1727 года.

    Усадьба светлейшего князя с цветником и садом протянулась через весь Васильевский остров от Большой до Малой Невы. На её территории располагались бани, медоварня, хлебопекарня, кузница. Царь Пётр Первый называл этот дворец Посольским домом и проводил там почти все праздничные пиры и торжественные обеды. В Меншиковском дворце свадьбу сыграли царевич Алексей и немецкая принцесса Шарлотта София (в православии Наталия Алексеевна) и племянница Петра Первого, будущая российская императрица Анна Иоанновна с герцогом Курляндским.

    Кадетский корпус[править | править код]

    В 1727 году князь Меншиков был обвинён в государственной измене и казнокрадстве и сослан в Берёзов. Его дворец поступил в казну[6].

    В 1731 году архитектор Доменико Трезини перестроил здание для Сухопутного Шляхетского корпуса (с 1800 года Кадетский), и уже в 1731 году здание и весь огромный земельный участок были переданы в пользование Кадетскому корпусу. Вскоре на территории был выстроен комплекс новых зданий (дома 1,3,5 по Кадетской линии)[6].

    Позже главный, невский фасад дворца был изменен и получил более упрощенный облик. Вместо мансардной кровли появилась двускатная, вместо центрального аттика со скульптурами — лучковый фронтон. В работах по перестройке дворца под нужды Кадетского корпуса во второй половине XVIII века участвовали Иван Старов, Василий Баженов, Юрий Фельтен.

    Современность[править | править код]

    Первая научная реставрация здания прошла ещё в конце XIX века. Но подлинное возрождение дворца началось в 1966 году под руководством А. Э. Гессена. . Особое внимание в интерьерах дворца обращают на себя: Ореховая — кабинет с облицовкой стен из ореха, великолепная анфилада парадных комнат, Большая палата со шпалерами XVII века и предметами декоративно-прикладного искусства.

    В советское время во дворце располагалось Военно-политическое училище им. Энгельса. В 1966 году было принято решение придать зданию первоначальный облик. Реставрация была завершена в 1981 году. Меншиковский дворец стал филиалом Эрмитажа. С этого времени там находится экспозиция истории и культуры России петровского времени. До нашего времени от Меншиковской усадьбы сохранился только дворец.

    Внешний вид[править | править код]

    Дворец представляет собой яркий пример петровского барокко. Главный фасад здания эффектно подчёркнут пилястрами с каменными капителями и завершается аттиком, в то время, как боковые ризалиты — вычурными фронтонами с позолоченными княжескими коронами и вензелями. Венчает строение высокая Мансарда «с изломом». Парадная акцентирована портиком из деревянных колонн, искусно имитирующих камень или мрамор. Над портиком — лоджия для оркестра, из года в год встречавшего прибывавших по Неве гостей. После постройки боковых двухэтажных флигелей и садовых строений, здание в плане стало замкнутым четырёхугольником.

    Внутреннее устройство дворца[7][править | править код]

    Концепция[править | править код]

    Несмотря на обязательные европейские заимствования в интерьере Меншиковского дворца достаточно исконно русских деталей. Само его устройство (погреба на цокольном этаже, «детская территория» с отличным от остального дворца декором) говорит об интуитивном соблюдении и переосмыслении мастерами русских традиций. Реставраторы мудро решили не переиначивать исторические варианты отделки, наложенные один на другой и местами под воздействием времени обнажившиеся до первого слоя. Архаичные художественные элементы словно подчиняют сооружение самобытным русским законам. Делают его Меншиковским дворцом, а не отголоском европейских архитектурных мод.

    Цокольный и первый этажи[править | править код]

    Сегодня для всеобщего обозрения представлены далеко не все комнаты Меншиковского дворца. Кирпичный свод цокольного этажа смыкается над служебными помещениями, между тем во времена Меншикова здесь располагалась необъятная винотека Светлейшего. Вина и пиво, подававшиеся на стол при каждой трапезе, хранились в девяти погребах, отдельно русские и заграничные. Также имелись овощные погреба. На цокольном этаже видны несущие конструкции одного из первых каменных зданий города-на-болотах.

    Читайте также:  Построить дом в стиле ампир

    Этажом выше располагались три кухни. На месте современной экспозиции — в двух шагах от жилых помещений — точно была не основная из трех. Здесь разогревали и украшали уже готовые блюда. В Поварне представлена коллекция посуды из глины, дерева и металлов и реконструированная кирпичная плита — новинка петровской эпохи.[8]

    Изразцовые интерьеры[править | править код]

    Меншиковский дворец одним из первых в Петербурге «вобрал» в себя появившуюся во Франции моду на изразцовые интерьеры. Бело-синяя расписная керамическая плитка задавала тон восточной части дворца, где во флигеле, находились детские. Светлейший князь велел выписать голландскую плитку в количестве 50 000 штук на «убранство палат»[9]. Изразцовый вопрос решало и отечественное производство: в 1719 году на кирпичном заводе в Стрельне приступили к работе обученные в Голландии русские художники.

    Сейчас в общей сложности 27810 изразцов украшают стены четырех комнат: Варварин покой, Кабинет из прихожей, Спальня Меншикова и Предспальня (прихожая).[10] Керамические изображения делятся на восемь смысловых групп и имеют только художественное, но и прикладное значение.

    Варварин покой принадлежал свояченице Меншикова, бессменной воспитательнице и няне для детей своей сестры: Александра, Александры и Марии. В этой комнате сразу обращает на себя внимание кровать с балдахином из камня и темного дерева. Считалось полезным спать полусидя, поэтому вместо подушки использовали валик, а само ложе делали немногим больше человеческого роста. На прикроватной стене висит гобелен приглушенно зеленого оттенка. Светлой и стройной комната кажется благодаря изразцовой отделке.

    На глянцево-эмалевую поверхность плитки художник наносил общеизвестные, преимущественно библейские, сюжеты. Варвара Михайловна, читая или рассказывая что-то воспитанникам, могла проиллюстрировать свои слова, указав на соответствующий рисунок.

    Ореховый кабинет. Плафонная живопись, неоднозначное авторство[править | править код]

    Убранство Орехового кабинета

    Ореховый кабинет — просторная светская комната, украшенная панно из орехового дерева — сохранил таинство декоративных росписей петровского времени. Его плафон расписывали несколько раз. Первый и второй слои — темперно-масляная техника по штукатурке и гризайль, тоновая живопись.[11]

    Самый ранний относят к 1711—1712 году. В центре композиции, на фоне черного с багровыми засветами неба — подобная Марсу фигура воина. В его лице можно усмотреть черты императора Петра. Держа в одной руке щит, воин победно замахивается мечом, окруженный атрибутами сражения: ядра, пушки, полковые знамена, барабан, трубы, пороховые бочки. Все это создает скорее былинный, нежели мифологический, ореол, исполненный воинской романтики. Автор росписи неизвестен.

    Патетика произведения заставляет искать истоки образа в древнерусском искусстве: бога Марса представляли агрессивным, а лицо воина выглядит усталым. Несмотря на римскую божественную «униформу», изображение воина сравнимо с архангелом Михаилом в настенных росписях Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве и в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры[12]

    Второй слой плафонной росписи, как и первый, исполнен в ярких крикливых красках: красный, желтый, голубой. Крупный орнамент из цветочных гирлянд, амуров и лихо закрученных вензелей датируют 1715—1716 годом. Архивные документы называют те же имена художников, что и в первом случае: Адольские, А. Захаров. Но автор росписи, руководитель работ неизвестен.

    Третий, постоянный слой, был создан Филиппом Пильманом ближе к концу правления Петра, большинство источников называют 1717-18 годы. Это классическая орнаментальная роспись, выполненная лионским художником-декоратором в n-ном поколении. Цвета становятся благороднее: кораллово-красный, оливковый темно-зеленый, а мотивы — геометрически выверенными. Ныне плафон, расписанный Пильманом, хранится в Эрмитаже. А мы видим на потолке Ореховой комнаты фрагменты живописи на подрамнике авторства Пильмана, и роспись «наподобие» на самом плафоне времен реставрации 1960-х годов.

    Библиографические отсылки[править | править код]

    Внизу по центру композиции (см. Плафонная живопись Орехового кабинета) находится одна конкретная историческая деталь, Книга Марсова: собрание гравюр и реляций, посвященных операциям русских войск против шведов во время Северной войны. Она печаталась в Санкт-Петербургской типографии с 1712 по 1716 годы с постоянными изменениями: добавлялись новые изображения и сведения, часть листов, наоборот, изымалась. Время создания первичной росписи совпадает с периодом, когда Петр задумывал издание Книги Марсовой. Поэтому изображение можно считать «анонсом» будущей энциклопедии сражений.

    Черно-багровый овал с фигурой воина окружен эмблемами и слоганами («Согласие приносит победу», «Где правда и вера, тут и сила прибуде»), которые содержат в себе еще одну важную библиографическую отсылку.
    Научно-просветительские, философские девизы — неотъемлемая часть громкоголосой петровской эпохи. Русские мастера живописи и архитектуры черпали их, в том числе, из книги «Символы и эмблемата» — это сборник эмблем и миниатюр с афористичными подписями на разных языках, специально изданный Петром в Амстердаме.

    Дубовая лестница[править | править код]

    В Меншиковском дворце есть лестница-экспонат. Лестница, по которой никто не поднимается. Массивная, сделанная из дуба. Со ступеньками, продавленными с двух сторон. (С обратной стороны — в бытность охристого здания на университетской набережной кадетским корпусом.) Выполнявшая всегда, с момента постройки дворца и до последней реставрации, функцию главной дворцовой лестницы.

    Примечания[править | править код]

    1. ↑ Дворец Меншикова.
    2. ↑ дворец Меншикова А. Д. (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 февраля 2014. Архивировано 23 февраля 2014 года.
    3. Калязина Н. В. Меншиковский дворец-музей. — Л.: Лениздат, 1989. — ISBN 5-289-00467-X.
    4. 1 2 Витязева В. А., Кириков Б. М. Ленинград: Путеводитель. — Л.: Лениздат, 1986. — С. 257. — 366 с.
    5. 1 2 Тарле Евгений Викторович. Северная война и шведское нашествие на Россию. — Сочинения. — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1959. — Т. 10. — С. 818—826. — 841 с.
    6. 1 2 Артёменко, Г. Уникальные артефакты из Первого кадетского корпуса представили в Петербургском университете. Градозащитный Петербург (24 декабря 2019). Дата обращения: 29 января 2020.
    7. ↑ Исторически первые этажи отведены под складские, служебные, рабочие помещения. На втором этаже находятся парадные залы и личные покои.
    8. ↑ интернет-журнал www.fontanka.ru
    9. ↑ Из письма Христофору Брандту, посреднику по торговым делам в Амстердаме
    10. ↑ подробнее о каждом интерьере на pechy.ru
    11. ↑ статья о метаморфозах русского декоративного искусства на примере Летнего и меншиковского дворцов на studme.org.
    12. Борзин, Борис Фёдорович. Росписи петровского времени. — Л.: Художник РСФСР, 1986. — 30 000 экз.
    Читайте также:  Как построить шикарный дом из дерева

    Ссылки[править | править код]

    • Виртуальная экскурсия по Меншиковскому дворцу
    • Фотографии Меншиковского дворца
    • Панорама «Меншиковский дворец» на проекте Виртуальный Санкт-Петербург
    • В. В. Мещеряков. Исследование и музеефикация дворца Меншикова в Санкт-Петербурге // музей-усадьба «Останкино»

    Источник

    Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге: история и экскурсия по филиалу Эрмитажа

    Меншиковский дворец построен для сподвижника Петра I, приближенного и друга императора, первого губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова. Старейшее здание Санкт-Петербурга, дворец – единственное сохранившееся жилое строение того времени.

    О владельце Александре Меншикове

    Генерал-фельдмаршал, первый помощник и любимец царя-реформатора, богатейший человек, Меншиков помогал царю утверждать новый уклад жизни в России. С юных лет «Алексашка» (так называл его царь) служил императору.

    Денщик Петра I, бомбардир Преображенского полка, участник Азовских походов, сотоварищ Петра, усмиритель «стрелецкого бунта». Александр Данилович Меншиков – тайный советник, светлейший князь Российской империи и герцог Ижорской, князь Священной Римской Империи, президент военной коллегии.

    Александр Данилович Меншиков

    Талантливый военачальник, мужественный, преданный, Меншиков пользовался безграничным доверием Петра. Головокружительная карьера при покровительстве царя помогла ему получить титул графа, став генералиссимусом, занять пост генерал-губернатора Петербурга. Властолюбивый и алчный, князь владел несколькими городами и десятками тысяч крепостных крестьян.

    После смерти Петра I, Меншиков, опираясь на гвардию, возвел на престол жену царя Екатерину I и сам стал править страной. Дочь Меншикова, Мария, стала невестой наследника престола Петра II. Однако недальновидное поведение князя принесло неприятности.

    В сентябре 1727 года обвиненный в государственной измене князь Меншиков с семьей оказался в ссылке. По пути в Тобольскую губернию к месту ссылки скончалась княгиня Дарья Михайловна. В городке Березове сосланный Меншиков лично срубил избу и поселился с семейством. В сентябре 1729 года на 56 году жизни Меншиков умер от апоплексического удара и похоронен близ алтаря построенной им же церкви.

    Строительство дворца

    «Родовое гнездышко» Светлейший князь начал строить в 1710 году, в разгар Северной войны. В 1709 Россия разгромила шведов под Полтавой. В знак благодарности за заслуги в этой баталии Петр I пожаловал Меншикову крупнейший Васильевский остров площадью 11 квадратных километров.

    Петербург в тот период только-только возник как город. А поодаль развернулось грандиозное строительство, в короткий срок князь построил богатейший дом в Санкт-Петербурге.

    Памятник Меншикову

    Каковы же заслуги Меншикова перед царем, если государь, считавший каждый положенный камень в болотистое основание новой столицы, предпочел не заметить сверхрасточительства князя! Летом 1714 года князь с семьей вселился во дворец, самое высокое здание Петербурга. Внутренняя отделка покоев продолжалась до 1727 года.

    Особенности строительства

    Строительством руководили архитекторы Джованни Фонтана и Иоганн Шедель. На подаренной царем территории Меншиков построил усадьбу с цветниками и садом, протянувшуюся через весь Васильевский остров. Одновременно строили комплекс зданий: церковь Воскресения, деревянный Посольский дворец и каменные палаты, дворец Меншикова.

    Фото 19 века

    Фасад Посольского дворца украшала балюстрада на крыше. Двухэтажное здание с высоким крыльцом в центре дома с башенками, ведущее сразу на второй этаж. Со стороны Невы, возле крыльца – деревянная пристань, раскрашенная под кирпич, к которой причаливали лодки и гондолы с гостями. По центру здания проходила деревянная галерея, с которой музыканты встречали подъезжающих гостей «живой» музыкой.

    Возведение каменных палат

    Место для строительства дворца на Васильевском острове выбрано не случайно. Здесь, на острове, Петр I задумывал создать центр будущей столицы. Зная о желании государя видеть в столице каменные здания, Меншиков построил дворец, который одновременно стал и административным зданием. Здесь первый помощник царя Александр Данилович устраивал дипломатические приемы и заседания.

    Вид на Васильевский остров

    В строительстве дворца для князя участвовали все зодчие и строители Петербурга того времени. Каменщики и керамисты, художники и крестьяне, солдаты, даже каторжники трудились здесь, создавая дворец. На фронтоне здания красуется цифра «1710» – дата основания дворца светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова.

    Чем уникальна архитектура

    Выстроенный в стиле петровского барокко, четырехэтажный дворец под высокой, с переломом, кровлей поражал высотой – таких зданий еще не было в Санкт- Петербурге. Дворец превратился в замкнутый четырехугольник, когда пристроили двухэтажные боковые флигели и здания со стороны сада.

    Архитектура здания

    На главном здании красуются пилястры, придавая зданию презентабельный вид вертикальными выступами. По бокам, в верхней части здания, на фронтонах сияют позолоченные княжеские короны и вензеля.

    Читайте также:  Как построить дом 2 класс окружающий мир фото

    Парадный фасад дворца, украшенный скульптурами римских богов, выходит на берег Невы.
    Пышный сад со скульптурами и прудами, гротами и оранжереями оттенял великолепие каменных палат.

    Обзор помещений

    Петр I, скромный в быту и одежде, восхищался «палатами» любимца. Гобеленовые обои и венецианские зеркала, хрустальные люстры с золотом и серебром, стулья и диваны с княжескими гербами, столы на золоченых ножках – свидетельства богатого дома светлейшего князя. Александр Меншиков украшал дворцовые стены картинами, изящными скульптурами, бархатными тканями, мраморной отделкой и мебелью из орехового дерева.

    Внутри дворца

    Чем интересен дизайн

    Особенность интерьеров – голландская узорчатая плитка, украшающая стены. Бело-синяя керамическая «диковинка», полученная князем в подарок от голландских купцов, вдохновила русских мастеров в Стрельне на кирпичных заводах изготовить точную копию.

    Стены Меншиковского дворца украшает 27810 изразцов, половина из которых сделана русскими мастерами. Следуя моде времени, князь позаботился о том, чтобы украсить залы наборным и резным деревом, изразцами и кожей. Мебель доставлялась из Франции и Италии.

    Помещения расположились анфиладами. Фаянсовые изразцы, лепнина, обилие живописи, шелка на стенах, большие мелкорасстеклованные окна – дань европейской моде. Кирпичные печи, внутренние ставни на окнах, обилие дерева и резьбы – русские элементы в интерьере.

    Зал дворца Меншикова

    Залы Меншиковского дворца

    Парадный вестибюль поражает гостей торжественностью и нарядным обликом. На первом этаже обустроены служебные помещения и мастерские. Второй этаж занимала княжеская семья, здесь большие богато украшенные залы, парадные комнаты.

    Дворец Меншикова – жилое здание и одновременно административный центр новой столицы в ранний период развития. Здесь решались государственные вопросы строительства Санкт-Петербурга, организации армии и создания флота. Меншиков – проводник в жизнь России европейских ценностей, что определило особенность устройства залов дворца. Иностранцы называли дворец Меншикова «великолепнейшим во всем Петербурге».

    В двусветном зале для приемов и ассамблей торжественно встречали иностранных дипломатов, устраивали пиры и маскарады в честь побед в Северной войне, праздновали шумные свадьбы. Стены украшает золоченая лепнина и картины. В торце зала – уникальные часы-орган из красного дерева, созданные английским мастером Уильямом Уинроу.

    Многочисленных гостей развлекала «живая» музыка оркестра и пение крепостного хора. Часто под руководством царя здесь устраивали Петровские ассамблеи, во время которых знать обязана танцевать и культурно общаться. Обязательной считалась одежда по-европейски. Мужчины должны являться на ассамблеи чисто выбритые.

    Большой зал украшен 14 золочеными напольными подсвечниками с фигурами купидонов и австрийскими хрустальными люстрами. Здесь заседала военная коллегия.

    Стены столовой декорированы китайскими шелковыми обоями в дубовых рамах. Нижняя часть стен отделана панелями из плиток. В центре – шкаф-горка красного лака с восточным фарфором и росписью в китайском стиле.

    Наборное панно из персидского ореха, дополненное золоченым орнаментом – уникальная отделка стен Ореховой комнаты. Напольные часы в ореховом корпусе изготовлены в Англии. Декоративный плафон расписан французским художником Филиппом Пильманом. Здесь гостили члены императорской семьи, отдыхал Александр Данилович и принимал дипломатов, ведя секретные переговоры.

    Роскошное оформление

    В Большой палате – зале для парадных приемов, стены прокрыты шпалерами XVII века с сюжетами из жизни македонского царя Персея. У дальней стены – древнеримская скульптура Аполлона. В центре зала на персидской скатерти серебряная лохань для льда.

    Княжеские покои

    Парадная лестница из дуба ведет в княжеские покои.

    Варварин покой – комната сестры княгини, Варвары Арсеньевой. Горбатая от рождения, она не вышла замуж и нянчила детей Меншиковых. Интерьер комнаты создают дорогие изразцы и гобелены. Фаянсовой плиткой на стенах выложены голландские морские пейзажи. Роскошная кровать под расписным балдахином – любимое место детей.

    Варварин покой

    В комнате княгини Дарьи Михайловны на обитых тканью стенах – портреты дочерей, Александры и Марии. Обе прожили недолго. Александра умерла при родах в возрасте 23 лет, Мария скончалась в ссылке отца в день своего восемнадцатилетия. Роль украшений в комнате выполняют большие фарфоровые блюда. Рядом с резной французской мебелью стоит примечательный деревянный сундук.

    В кабинете с живописью у стены – секретер XVII века с живописными мраморными вставками. На стенах, обитых синим сукном, симметрично развешаны картины европейских художников. На потолке размещен огромный плафон, изображающий Марса с лицом Петра Великого.

    В азиатском стиле оформлен Китайский кабинет. Комнату украшают напольные вазы, скульптуры, панно на стенах.

    В Красном кабинете, обитом по периметру красной узорчатой тканью, много картин и статуэток.

    На усадьбе Меншикова построены бани, медоварня, кузница, пекарня. Огромный штат прислуги, французские повара обслуживали семейство князя и многочисленных гостей дворца.

    Меншиковский дворец и время

    В 1727 году дворец оказавшегося в ссылке князя поступил в казну. В 1731 году во дворце расположился Кадетский корпус, на территории построили комплекс новых зданий. В советское время здесь устроили Военно-политическое училище имени Энгельса. В блокадном Ленинграде во дворце находился госпиталь.

    В 1966 году началось возрождение дворца. Реставрация завершилась в 1981 году. Меншиковский дворец стал филиалом Эрмитажа с экспозицией культуры России петровского времени.

    Загрузка…

    Источник