Кто построил дом минотавру

ЛАБИРИНТ МИНОТАВРА.

Когда Арес-Дионис, рассекая мрак, дошёл до самого центра, до цели своего пути, он увидел вдруг, что у него уже нет той секиры, что была вначале. Его секира превратилась в чистый свет — он держал в своих руках пламя, огонь, факел, который ярко освещал всё вокруг, ибо бог совершил двойное чудо: одним остриём секиры он рассёк тьму вовне, а другим — свою внутреннюю тьму. Таким же способом, как он создал свет снаружи, он создал свет в самом себе; так же как он прорезал внешний путь, он прорезал и путь внутренний. И когда Арес-Дионис дошёл до центра лабиринта, он достиг конечной точки своего пути: он достиг света, достиг внутреннего совершенства.

Достаточно окинуть взглядом план Кносского дворца, чтобы убедиться, что это было грандиозное здание, превосходившее и Ватикан, и Эскориал, и Версаль. Лабиринт состоял из центрального двора, окруженного множеством строений, внутренних двориков, театра и летней виллы царя.

Об этой некогда цветущей местности было известно лишь то, что относится к области мифологии. Согласно мифам, здесь родился сам Зевс-громовержец, а затем на Крите царствовал его сын Минос, один из могущественных властителей древнего мира. Искусный мастер Дедал соорудил для царя легендарный лабиринт, который впоследствии стал прообразом всех будущих лабиринтов.

Макет .

Сооружение стоит на прочном фундаменте и образует сложную систему храмов, залов, комнат, коридоров, проходов и складов, находящихся на разных уровнях и соединяющихся бесчисленными лестницами и переходами. Но это отнюдь не беспорядочное нагромождение зданий, а единый архитектурный замысел, один огромный дворец-город, здание-государство, не имеющее аналогов в истории зодчества. Богато разукрашенный вход во дворец представлял собой величественный портик с колоннадой, нижняя часть стены которого была покрыта росписью, перемежающейся фресками со сложными композициями.Народ живущий в этом там поистине утопал в роскоши и сладострастии.

о.Крит

Жемчужиной моря, драгоценным алмазом, вправленным в синь небес, должна была казаться эта столица приближающимся к острову морякам. По крайней мере, два великих человека — Овидий и Геродот, видевшие Критский дворец в более или менее сохранившемся виде, — описали его в необычайно восторженных тонах. Правда, сами эллины уже смутно представляли себе, что такое лабиринт и каково его предназначение. Они лишь пересказывали предания и красивые легенды, наподобие мифической «нити Ариадны», которая помогла возлюбленному царевны Тесею выбраться из лабиринта.

Вещи найденные при раскопках.

Вещи, найденные в лабиринте, подтверждают представления о богатстве его обстановки. До нашего времени уцелели предметы и обломки великолепной мебели, среди которых — столы с затейливо сделанными ножками, изукрашенные ларцы из алебастра, металлические светильники, золотые, серебряные и фаянсовые вазы. Очень много женских украшений.

За свою долгую историю критский лабиринт несколько раз разрушался и отстраивался вновь, а в 1380 году до нашей эры был разрушен и заброшен окончательно, пока английский археолог А.Эванс не обнаружил загадочное иероглифическое письмо в Оксфордском музее. В письме говорилось о древнем лабиринте. В 1900 году археолог прибыл на Крит и начал раскопки. Артур Эванс вел раскопки почти 30 лет и раскопал не город, а дворец, равный по площади целому городу. Это и был знаменитый Кносский лабиринт, который представлял собой сооружение общей площадью 22 тыс. квадратных метров, имевшее как минимум 5-6 надземных уровней-этажей, соединенных проходами и лестницами, и целый ряд подземных склепов. Критский лабиринт оказался не выдумкой древних, а настоящим чудом архитектуры, в котором было что-то непонятное разуму.

МИФ О ЛАБИРИНТЕ.

Миф о загадочном лабиринте, созданном Дедалом, удивительным архитектором и изобретателем с древнего Крита, чьё имя теперь уже всегда ассоциируется с лабиринтом, запутанным путём. Имя Дедал, или Дактиль, как его иногда называют, на древнем языке греков означает «Тот, кто создаёт», «Тот, кто работает руками, строит». Дедал — символ строителя, но не просто создателя комплекса парков и дворцов, коим являлся лабиринт царя Миноса, а строителя в более глубоком смысле слова, возможно сходном с символикой самого первого божества, построившего во мраке Лабиринт Света.

Лабиринт Дедала не был ни подземным сооружением, ни чем-то тёмным и извилистым; это был огромный комплекс домов, дворцов и парков, задуманный так, что тот, кто в него входил, не мог найти выхода. Дело не в том, что лабиринт Дедала был ужасен, а в том, что из него невозможно было выйти. Дедал построил этот лабиринт для критского царя Миноса, почти легендарного персонажа, чьё имя позволяет нам познакомиться с очень древними преданиями всех народов той эпохи. Минос жил в сказочном дворце, и у него была жена Пасифая, из-за которой разыгралась вся драма, связанная с лабиринтом.

Желая стать царем, Минос рассчитывал на помощь ещё одного могущественного бога, повелителя вод и океанов Посейдона. Для того чтобы Минос чувствовал его поддержку, Посейдон совершил чудо: из вод и морской пены он создал белого быка и подарил его Миносу в знак того, что тот действительно является царём Крита. Однако, как говорит греческий миф, случилось так, что супруга Миноса безнадёжно влюбилась в белого быка, мечтала только о нём и желала лишь его. Не зная, как к нему приблизиться, она попросила Дедала, великого строителя, соорудить огромную бронзовую корову, прекрасную и привлекательную, чтобы бык ощутил влечение, в то время как Пасифая скроется внутри неё. И вот разыгрывается подлинная трагедия: Дедал создаёт корову, Пасифая прячется в ней, бык подходит к корове, и от этого странного союза женщины и быка появляется наполовину бык, наполовину человек — Минотавр.

Это чудовище, этот монстр поселился в центре лабиринта, который в тот же миг превратился из комплекса парков и дворцов в мрачное место, внушающее страх и печаль, в вечное напоминание о несчастье царя Крита. Некоторые древние предания, помимо критских, сохранили менее упрощённое толкование трагедии Пасифаи и Белого быка. Например, в легендах доколумбовой Америки и Индии есть упоминания о том, что миллионы лет тому назад, на определённом этапе эволюции человека, люди сбились с пути и смешались с животными, и из-за этого извращения и нарушения законов природы на земле появились настоящие чудища, гибриды, которых сложно даже описать. Они вселяли страх не только потому, что обладали, подобно Минотавру, злым нравом; на них лежала печать позора от союза, который никогда не должен был состояться, от тайны, которая не должна была открыться до тех пор, пока все эти события не сотрутся из памяти человечества.

Пикассо.

Читайте также:  Поджигают дом чтобы построить

Итак, связь Пасифаи с Быком и рождение Минотавра имеет отношение к древним расам и к тем давним событиям, которые в определённый момент стерлись из памяти людей. С другой стороны, чудовище, Минотавр — это слепая, аморфная материя без разума и цели, которая скрывается в центре лабиринта, ожидая жертв от своего благодетеля. Проходят годы, продолжает легенда, и Минотавр в своём лабиринте действительно превращается в нечто ужасающее. Царь Крита, победив афинян в войне, облагает их страшной данью: каждые девять лет они должны направлять семь юношей и семь невинных девушек в жертву Минотавру. Когда наступает срок выплаты третьей дани, в Афинах против этого восстаёт герой, обладающий всеми достоинствами, — Тесей. Он даёт себе обещание не принимать правление городом до тех пор, пока не освободит его от напасти, пока не убьёт Минотавра.

Тесей сам записывается в число юношей, которые должны стать жертвами чудовища, отправляется на Крит, пленяет сердце Ариадны, дочери Миноса, и добивается, чтобы она дала ему клубок ниток, с помощью которого он сможет пройти через лабиринт и затем, убив Минотавра, найти из него выход. Клубок сыграл в этой истории важнейшую роль.

Тесей входит в лабиринт и, проникая всё дальше в его сложные и запутанные коридоры, разматывает нить. Дойдя до центра, он благодаря своей колоссальной силе и воле убивает Минотавра и находит выход. В простых и наивных историях Тесей убивает Минотавра мечом, иногда — кинжалом. Но в самых древних повествованиях, а также на изображениях на древних аттических вазах Тесей убивает Минотавра секирой с двойным лезвием. И вновь герой, проложивший себе путь в лабиринте, дойдя до центра, совершает чудо с помощью Лабриса, двойной секиры.

Нам предстоит решить ещё одну загадку: Ариадна передаёт Тесею не клубок — а веретено с нитками. И, проникая в глубь лабиринта, Тесей разматывает именно его. Но герой возвращается к выходу, подбирая нить и снова сматывая её, и из лабиринта выносит уже действительно клубок — идеально круглый шар. Этот символ также нельзя назвать новым. Веретено, с которым Тесей идёт в лабиринт, символизирует несовершенство его внутреннего мира, который он должен «развернуть», то есть пройти ряд испытаний.

Шар, что он создаёт, подбирая нить, — это совершенство, которого он достиг, предав смерти Минотавра, а значит, пройдя испытания и выйдя из лабиринта. Лабиринтов, так же как и Тесеев, было много. Есть они и в Испании. На протяжении всего пути к Сантьяго де Компостелла и во всей Галисии есть бесконечное множество древнейших изображений лабиринтов на камне, которые зовут пилигрима ступить на путь к Сантьяго и пройти эту дорогу, а нам они прямо указывают на то, что в своём символическом и духовном значении этот путь является лабиринтом

С психологической точки зрения смятение Тесея, жаждавшего убить Минотавра, имеет ту же природу, что и смятение человека, который растерян и испуган. Мы испуганы потому, что чего-то не знаем и не умеем; испуганы потому, что чего-то не понимаем и из-за этого чувствуем себя неуверенными. Наш страх обычно проявляется в том, что мы не можем выбрать, не знаем, куда идти, чему посвятить свою жизнь; он проявляется в вечной обыденности и посредственности, изнурительной и печальной: мы готовы на всё, лишь бы не принимать решения и не проявлять хотя бы немного твердости. Растерянность — ещё одна болезнь, которая преследует нас в современном лабиринте на психологическом плане. Эта растерянность возникает оттого, что нам самим очень сложно решить, кто мы, откуда пришли и куда идём. Эти три вопроса — главная причина нашей растерянности, хотя они столь просты и бесхитростны, что кажутся нам детскими. Есть же какой-то смысл в нашей жизни, кроме постоянного пребывания в растерянности? Для чего мы работаем и ради чего учимся? Для чего мы живём и что такое счастье? К чему мы стремимся? Что такое страдание и как его распознать? С психологической точки зрения мы по-прежнему блуждаем в лабиринте, и, хотя в нём нет чудовищ и узких коридорчиков, нас постоянно подстерегают ловушки. И конечно же именно миф предлагает нам решение. Тесей не входит в лабиринт с пустыми руками, и было бы странно, если бы мы с пустыми руками искали выход из него. Тесей берёт с собой два предмета: секиру (или меч — как вам больше нравится), чтобы убить чудовище, и веретено с нитками, свой клубок, чтобы найти путь обратно. (То есть вернуться к себе.)

А психологическая реальность лабиринта жива и поныне. Если в древности говорили об инициатическом лабиринте как о пути, проходя который человек мог реализовать себя, сегодня мы должны говорить о лабиринте материальном и психологическом. Увидеть материальный лабиринт нетрудно: окружающий нас мир, то, с чем мы сталкиваемся в жизни, то, как мы живём и как себя проявляем, — всё это часть одного лабиринта. Сложность в другом:

Читайте также:  Архитектор как построить дом для себя

Тот, кто попадал в критские парки и дворцы, даже не подозревал, что вошёл в лабиринт; так и мы в нашей повседневной жизни не осознаём, что находимся в лабиринте, который затягивает в себя человека.

Источник

Легенда о Минотавре и Кносский дворец

Кносс – главный город Крита во времена минойской цивилизации (2600-1400 гг до н.э.). Во время своего расцвета был самым влиятельным городом в Средиземноморье. Находился он на расстоянии примерно 5 км от современного Ираклиона.

Кносс уникален тем, что впервые в истории человечества в нем были построены многоэтажные здания, проведен водопровод, канализация, отопление, естественное и искусственное освещение, замощены улицы.

В настоящее время можно осмотреть остатки Кносского дворца. Вплоть до конца 19 века его существование считалось вымыслом, пока дворец не обнаружили. По легенде именно в лабиринте этого дворца жил Минотавр.

Реконструкция Кносского дворца

Дворец в плане – комплекс сотен помещений, соединенных друг с другом коридорами и лестницами. Эти помещения сгруппированы вокруг большого двора и включали в себя колонные залы, смотровые террасы, ванные комнаты с росписями дельфинами. В данный момент оригинал фрески с дельфинами находится в Археологическом музее Ираклиона.

По большей части свою широкую известность Кносский дворец получил благодаря частичной реконструкции, которая до сих пор вызывает массу споров, мол, не нужно было надстраивать и показывать, как дворец мог выглядеть в то время. Но, на мой взгляд, благодаря ей, проще представить, как он выглядел, по руинам простым обывателям это было бы сделать довольно сложно.

Кносский дворец тесно связан с греческими мифами и в частности с легендой о Минотавре, поэтому рассказывая про дворец невозможно не затронуть эту тему.

Согласно греческой мифологии, правителем Крита, столицей которого тогда являлся Кносс, был Минос. Минос — один из сыновей Зевса от его союза с Европой, которую тот похитил из Финикии, превратившись в белого быка и привезя ее на Крит.

Жена Миноса влюбилась в быка и родила от него Минотавра – чудище с телом человека и головой быка. Минос заключил Минотавра в лабиринт, построенный Дедалом. Да, да, тем самым, который смастерил искусственные крылья себе и сыну, чтобы убежать с Крита от разгневанного Миноса.

Как мы помним, Икару это сделать не удалось, он слишком увлекся полетом, забыл наставления отца и поднялся высоко к солнцу, которое растопило воск, скреплявший крылья, Икар рухнул в море и утонул.

Так вот этот самый лабиринт Дедала по одной из версий находился как раз в Кносском дворце. Афины платили дань царю Миносу, и посылали 7 знатных красивых юношей и девушек ему в качестве дани, которые предназначались на съедение Минотавру. Так продолжалось до тех пор, пока Тесей, сын царя Афин Эгея, не приплыл на Крит, чтобы прекратить это.

Помогла ему в этом дочь Миноса Ариадна, которая влюбилась в Тесея. Она показала ему вход в лабиринт и дала ему клубок нитей, которые Тесей разматывал, когда шел по лабиринту для того, чтобы найти потом выход из него. Убив Минотавра, Тесей вышел из лабиринта, наматывая обратно «нить Ариадны» и молодые сбежали от Миноса в Афины.

Но не дано им быть счастливыми: Ариадну забрал к себе бог Дионис, влюбленный в нее, а Тесей, подплывая к дому, забыл спустить черные паруса, как обещал отцу, если останется жив. Эгей, увидев черные паруса, решил, что его сын умер, и, не выдержав горя, бросился в море со скалы. С тех пор море называется Эгейским.

Вот такие страсти кипели вокруг Кносского дворца. Это конечно только мифы, но что могло послужить причиной к появлению мифа о Минотавре?

Во время расцвета Минойской цивилизации (примерно 1700-1400 гг до нашей эры) часто проводился обряд «игр с быками», который представлял собой религиозный ритуал, во время которого акробаты прыгали сальто через скачущего в галопе быка.

В Кносском дворце была найдена фреска с изображением этого обряда (хранится сейчас в Археологическом музее Ираклиона).

Естественно, не все юноши выживали после таких прыжков. А так как доступ во дворец простым людям был запрещен, то народ видел только, как в него заходили юноши, но не выходили. Да и сам дворец по своему строению весьма запутан и похож на лабиринт. Оцените сами:

Схема Кносского дворца

Поэтому и сплелось у людей в голове дворец –лабиринт, бык – минотавр и юноши-акробаты – жертвы минотавра.

По другой версии образ Минотавра как чудовища списан с начальника стражи царя Миноса, который участвовал в потешных боях с пленниками Кносского дворца.

Посетить Кносский дворец летом можно с 8 утра до 8 вечера, зимой с 8 утра до 5 вечера, стоимость посещения 15 евро. От Ираклиона до дворца можно добраться на автобусе №2.

Читайте также:

Крит. Историческая справка

Что посмотреть в Ираклионе?

Эль Греко и Крит

Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые рассказы про интересные места нашей удивительной планеты.

Читайте также:  Из какого материала лучше построить дачный дом

Больше фото — в Instagram: Nlatintravel

Автор снимков : Новикова Наталья

Копирование и использование фотографий без письменного разрешения автора запрещено

Источник

Тайны лабиринта Минотавра: тот ли дворец откопал Артур Эванс?

Сегодня исполняется ровно 120 лет со дня величайшего археологического открытия, равных которому насчитывается не больше десятка за всю историю науки. 23 марта 1900 года британский историк и археолог Артур Джон Эванс обнаружил на греческом острове Крит остатки легендарного лабиринта Минотавра.

Как библиотечные рукописи привели Артура Эванса на Крит

Эванс, служивший до того ученым хранителем Эшмоловского музея искусства и археологии при Оксфордском университете, много лет занимался изучением документов, относящиеся к истории древней Греции. Именно там — в хранилище, среди музейных артефактов — он и нашел некие древние документы, расшифровал их и сделал смелое предположение, что на острове Крит, недалеко от современного Ираклиона, под землей может быть найден целый древний город. Его догадки укрепились еще больше, когда до него дошел слух, что один из критских купцов обнаружил в тех местах руины необычных построек и очень большие горшки (видимо, пифосы).

Получив эти сведения, археолог собрал все свои личные средства и отправился на Крит. В 1899 году он приобрел в собственность большой холм в той местности, где были найдены руины, и нанял двух шотландских специалистов (археолога Дункана Маккензи и архитектора Теодора Файфа), а также три десятка рабочих-землекопов.

23 марта 1900 года команда начала раскопки. Успех был стремительным: спустя всего несколько часов после начала работ нанятые Эвансом рабочие обнаружили остатки некоего древнего сооружения. Сперва археолог считал, что ведет раскопки целого поселения, но потом оказалось, что это единое гигантское сооружение, равное по размеру древнему городу.

Фото: Шарифулин Валерий/ТАСС

Находка, которая была названа позже Кносским дворцом, принесла безвестному ранее историку мировую славу.

Позже Артур Эванс целых 30 лет вел раскопки на Крите. На пространстве пяти квадратных километров ему удалось откопать множество разнообразных строений: дворцы, виллы, каменные дома. Это был древний Кносс — главный город острова во II тысячелетии до нашей эры, ее культурный и политический центр. Археолог нашел также предметы быта, искусства и культуры, датируемые 1300-1500 гг. до нашей эры. В результате его исследований была открыта одна из величайших древних цивилизаций, существовавшая между первобытными эпохами и античностью. Она получила название минойской, по имени легендарного царя Миноса, фигурировавшего в древнегреческих мифах. Ученый предположил, что именно Миносу принадлежал Кносский дворец, который он откопал.

Инженерные решения древних зодчих

Сейчас Кносский дворец — самый знаменитый памятник Крита. Его изображения украшают путеводители по острову, местные открытки и сувениры. В нем сохранились потрясающие по красоте фрески, яркие и искусные, демонстрирующие не только изысканность, но и неуемную роскошь. На картинах древние мастера изображали девушек среди лилий, юношей, собиравших цветы и наполнявших ими вазы. Красота была возведена в культ. Благодаря фрескам можно даже сделать вывод о критской моде того времени. Четыре тысячелетия назад женщины носили длинные пестрые платья с завышенной талией и глубоким декольте, а также остроконечные шляпы. Волосы они стригли по моде: иногда так коротко, что их прически выглядят вполне актуальными и сегодня.

Эвансу удалось установить, что Дворец был построен с использованием невиданных для тех времен инженерных решений: там были и великолепные банные помещения, и водоотводные каналы, и хитроумная система вентиляции, и системы искусственного и естественного освещения, и многое другое.

Дворец расположен на площади 2,5 гектара и имеет невероятно сложную и запутанную структуру. Он многоуровневый, изобилует массой помещений и коридоров, некоторые из которых заканчиваются тупиками или имеют кольцевую структуру: то есть в итоге выводят в те же комнаты, с которых начинался путь. Среди бесчисленных поворотов и хаотически размещенных комнат легко заблудиться. Это дало повод Эвансу заявить о том, что он нашел мифологический лабиринт Минотавра.

Фото: Шарифулин Валерий/ТАСС

Тесей, Минотавр и нить Ариадны

Согласно древнегреческому мифу, удивительный дворец-лабиринт построил для царя Миноса величайший мастер древности Дедал. Это тот самый уникальный мастер, который фигурирует и в другой легенде: именно он создал для своего сына Икара крылья, чтобы тот смог осуществить мечту человечества о полете в небеса.

Царь Минос сперва жил в этом дворце сам, а потом поселил в нем ужасного человека-быка Минотавра. О его происхождении мы узнаем из древнегреческих легенд. Согласно одной из них, бог Посейдон послал царю Миносу огромного и свирепого быка, которого тот должен был принести в жертву богам. Но бык был таким совершенным творением природы, что царь ослушался Посейдона: он не захотел терять быка. А жена Миноса Пасифая и вовсе прониклась к божественному быку противоестественной страстью и от связи с ним родила страшное чудовище — Минотавра. Он имел человеческое тело и голову быка, был невероятно свиреп и питался исключительно юными и прекрасными отпрысками знатных афинских семейств.

Фото: YAYTASS

Царь Минос заключил Минотавра в своем дворце и каждые девять лет посылал ему на съедение по семь афинских юношей и девушек. Минос наложил эту страшную человеческую дань на афинян за то, что они убили его сына Андрогея. Несчастные жертвы входили в роскошный дворец-лабиринт, и уже никогда не выходили из него.

H. A.Guerber, The story of Greeks, 1896

Прекратил это злодеяние древнегреческий герой Тесей, сын бога Посейдона. Он решил победить злобное чудовище и покончить с человеческими жертвами. Он вошел в лабиринт, нашел в огромном дворце Минотавра, сразился с ним и победил его в схватке. А не заблудиться в лабиринте ему помогла дочь царя Миноса, царевна Ариадна. Девушка влюбилась в прекрасного Тесея и дала ему с собой моток нитей. Разматывая нить Ариадны, Тесей смог сориентироваться в лабиринте и выйти назад, да еще и вывел за собой спасенных им юношей и девушек.

Кносский дворец: памятник древности или аттракцион?

Конечно, не факт, что в легенде упоминался именно этот дворец, но Артуру Эвансу хотелось считать, что это так. Правда, более поздние исследователи указывали на то, что древнегреческие мифы, в которых упоминается страшный Минотавр, старше, чем найденный на Крите дворец. Но их оппоненты утверждали, что дату первой постройки установить сложно: за свою долгую историю Кносский дворец несколько раз разрушался и отстраивался вновь, и лишь около 1380 года до нашей эры был разрушен и заброшен окончательно. Так это или нет, но с подачи Артура Эванса Кносский дворец прочно связался в сознании людей XX, а затем и XXI века с мифом о Минотавре.

Отношение же ученого мира к Артуру Эвансу довольно сложное и неоднозначное. С одной стороны, он действительно совершил исключительно важное открытие целой минойской цивилизации. А с другой — обошелся с древними руинами не так, как это принято в научном мире.

Параллельно с раскопками археолог вел воссоздание фрагментов дворца в таком виде, как представлял себе он сам и его сподвижник, архитектор Теодор Файф. Так что сейчас дворец представляет собой скорее аттракцион для туристов, чем подлинный памятник древней архитектуры. Современным посетителям непросто отделить эффектный новодел Эванса от древних построек. Но именно благодаря своей зрелищности Кносский дворец является самым посещаемым туристическим объектом на Крите. В отличие от тех древних руин, которые были не тронуты и остались в первозданном виде.

Фото: YAYTASS

Источник