Кто построил дом рябушинского

Особняк Рябушинского

Особняк Рябушинского на Малой Никитской — символ московского модерна. При его создании архитектор Франц Осипович Шехтель не был ограничен ни в средствах, ни в проявлении фантазии.

Малая Никитская, д. 6

«Архитектура как искусство воплощает в себе духовный мир всех эпох, и проникновенный зодчий, претворивший в своём произведении переживаемую им эпоху, … завещает этот подлинный документ грядущим векам.» Ф. О. Шехтель.

Вторая жизнь особняка связана с Алексеем Максимовичем Горьким. Теперь это музей, двери которого открыты для всех.

О Степане Павловиче Рябушинском

Степан Рябушинский — промышленник, банкир и меценат, представитель третьего поколения купеческой династии Рябушинских.

Он был одним из управляющих «Товарищества мануфактур П. М. Рябушинского с сыновьями», совладельцем «Банкирского дома братьев Рябушинских» (с 1912 года — членом совета созданного на его основе Московского банка), соучредителем «Товарищества Московского автомобильного завода (АМО)» (будущего Автозавода имени Лихачева —ЗИЛ). Среди его увлечений — коллекционирование и реставрация древних икон.

После революции Степан Павлович эмигрировал в Италию, где жил на проценты с капиталов, которые успел перевести за границу. Он открыл магазин тканей в Милане и умер в 1942 году.

Об архитектуре и интерьерах

Особняк С. П. Рябушинского построен в 1900—1903 годах в духе модерна. Это оригинальный проект Ф. О. Шехтеля, в котором он выступил как архитектор, инженер, дизайнер и декоратор.

Особняк со стороны Спиридоновки

Все фасады особняка, а не только главный, обладают выразительностью. Их главное украшение — мозаичный фриз с орхидеями и лилиями по рисункам Шехтеля (его выполнил выдающийся мозаичист Владимир Александрович Фролов, который свои последние мозаики собирал в блокадном Ленинграде). Образ дополняют оконные проёмы разной формы с изогнутыми переплётами, ажурные балконы и ограда.

Во внутреннем дворе находятся служебные здания. Здесь были прачечная, дворницкая, кладовая, конюшня, гараж (Степан Рябушинский — один из первых в Москве владельцев личного автомобиля). В левом флигеле в 1942—1946 годах жил писатель Алексей Толстой (теперь это его музей).

Вестибюль

Во внутренней планировке дома Шехтель отказался от анфилады и закружил комнаты вокруг эффектной парадной лестницы. Она сделана из мрамора, невероятно гладкая на ощупь. Остроумная деталь — лампа-медуза на гребне лестницы-волны, которая сверху выглядит как панцирь черепахи.

Светильник на парадной лестнице

Балкон-переход

На первом этаже пять комнат, которые перетекают одна в другую: приёмная (спальня Горького), кабинет, прихожая, столовая, кабинет секретаря. В полуподвале была кухня, на втором этаже — спальни, детские, комнаты с коллекцией икон Рябушинского.

«Главная же задача красочной живописи и панно какого бы то ни было содержания – в повышении художественного значения сооружения в соответствии с его назначением. Это взаимоотношение между архитектурою, живописью и скульптурою в своей совокупности должно ввести зрителя в то настроение, которое отвечает назначению здания.» Ф. О. Шехтель.

Интерьер особняка насыщен деталями-символами, природными мотивами. Главный символ — спираль. При этом в каждой комнате свой рисунок дверей, оконных рам, паркетов, своя потолочная лепнина.

Декор дверей и потолка. Лепнина по потолке напоминает заросший пруд.

Витраж в вестибюле, который меняет цвет в зависимости от освещения.

Интерьер кабинета. Нэцкэ из коллекции Горького

Люстра и шкаф над камином — по проекту Шехтеля. На витраже в ниже можно разглядеть фигуры мужчины под лавровым деревом.

Вход в кабинет из спальни Горького (приёмной Рябушинского)

Столовая

Утраты особняка: перегородка со светильниками в виде крыльев бабочки, мраморный камин с рельефом женщины-бабочки в столовой.

Моленная на третьем этаже. Рябушинские сохраняли верность старообрядчеству, которое преследовалось до принятия Указов о веротерпимости в 1905—1906 годах.

Роспись стен моленной по эскизам Шехтеля.

О Горьком

Алексей Максимович Горький въехал в особняк в мае 1931 года и прожил в нём последние пять лет жизни. С 1965 года здесь существует музей.

В 1921—1925 особняк Рябушинского находился в ведомстве Русского психоаналитического общества. Здесь был экспериментальный детский сад, куда ходили дети Якова Свердлова, Тимура Фрунзе и младший сын Иосифа Сталина Василий. Видимо, тогда Сталин и присмотрел этот особняк.

«Но я совершенно точно знаю, что моё поселение во дворце или храме произведёт справедливо отвратительное впечатление на людей, которые, адски работая, обитают в сараях.» А. М. Горький.

Когда Горькому поступило от Сталина личное предложение вернуться в страну (он жил в Италии как политический эмигрант с 1906 года, в 1913 году вернулся в Россию, но в 1921 году снова уехал — официально по состоянию здоровья), он не смог отказать. Поначалу Сталин разрешил Горькому выезжать на зиму в Италию, но в 1933 предоставил ему дачу в Крыму и больше не выпускал. Сталин был здесь частым гостем.

Личные вещи Горького. При Горьком комнаты и холлы обросли громоздкими шкафами с его библиотекой.

На втором этаже, куда Горькому было тяжело подниматься, жил его сын с женой и двумя внучками.

Читайте также:  Как проще построит дом из пеноблока

Детали

Вид из окна — как продолжение комнаты, природная декорация

Вход со двора

Капитель из саламандр и кувшинок в холле второго этажа символизирует тернистый путь к добру

Оригинальные ручки на окнах…

… и дверях

Витраж

Источник

ДОМ-МУЗЕЙ МАКСИМА ГОРЬКОГО (ОСОБНЯК РЯБУШИНСКОГО)

На пересечении тишайших Малой Никитской и Спиридоновки, в роскошном доме в стиле модерн постройки Ф.О. Шехтеля, находится Дом-музей А. М. Горького. А до революции хозяином дома был Степан Рябушинский. Поэтому кто-то называет особняк домом Рябушинского, а кто-то музеем Горького. Сотрудники музея рассказывают о жизни писателя, его семьи, его творчестве. А если вы не любите долгие экскурсии, можно просто отдохнуть на лавочке в уютном тенистом дворике, а потом самостоятельно посмотреть неземной красоты интерьеры Дома.

Фасады здания облицованы глазурованным кирпичом, поверху обвиты лентой мозаичного фриза с изображением ирисов (<em>на фото выше</em>), а гладкие стены прорезаны квадратами больших окон. Так выглядит бывшая главная — парадная дверь. Сегодня вход в музей происходит через «черный ход».

Летом 1900 года на Малой Никитской началось строительство роскошного особняка для Степана Павловича Рябушинского — одного из представителей третьего поколения династии. Степа́н Па́влович Рябуши́нский — русский предприниматель, банкир, коллекционер, меценат, вместе с братом Сергеем основал первый в России автомобильный завод АМО, ныне Завод имени Лихачёва. Улица Малая Никитская в те годы выглядела весьма провинциально: невысокие деревянные или каменные дома, куры, гуляющие по булыжной мостовой, аромат самоварного дымка. Чтобы разместить здесь городскую усадьбу с изысканным домом, внутренним двором и службами — прачечной, дворницкой, кладовой, гаражом и конюшней — требовался опытный архитектор, способный мыслить неординарно. Заказ на строительство получил Фёдор Осипович Шехтель (1859–1926), работы которого особенно нравились Степану Павловичу. Когда началось строительство дома на Малой Никитской, Рябушинскому было 26 лет. В архитектуре его резиденции сплелись мотивы английской готики и мавританской архитектуры; внутренняя отделка, участие в создании которой принимал М.А. Врубель, поражает великолепием. После октябрьской революции, Степан Рябушинский спешно с женой и двумя детьми (Еленой и Борисом) эмигрировал в Италию; потомки по линии дочери Елены (1902—2000) проживают в Милане, носят фамилию Rijoff (Рыжовы). С 1919 г. в здании размещалось государственное издательство (Госиздат), с 1925 по 1931 — Всесоюзное Общество культурных связей с заграницей, а затем особняк был предоставлен в распоряжение только что вернувшемуся в СССР М. Горькому. В 1965 г. здесь открылся музей писателя.

Сам Горький не участвовал в выборе своего жилища и не высказывал никаких пожеланий. Еще в 1928 г. он получил письмо некой советской труженицы с просьбой не уезжать снова в Италию и отказаться от своей тамошней виллы, на что ответил в газете «Рабочая Москва»: «Кстати, у меня там нет своей виллы. У меня никогда не было и не будет своих домов, своей «недвижимой собственности». Писатель М. Слонимский вспоминал, как однажды некий льстивый гость поднял тост «За хозяина дома!». Лицо Горького побагровело, и он перебил оратора вопросом: «За какого хозяина? Я не хозяин этого дома. Хозяин — Моссовет!«, — после чего встал и вышел из комнаты.

Главной изюминкой дома стала парадная лестница холла, выполненная в форме волны («тающая лестница»). Каскад мраморных волн, выкидывающий высоко вверх люстру-медузу, зеленоватые стены, имитирующие морскую стихию, приглушённое освещение, ручки дверей в форме морского конька создают картину подводного мира. Шехтель продолжил эту игру и в оформлении остальных комнат — растительные мотивы, морская тематика, причудливые улитки и бабочки, замаскированные в деталях интерьера, — в этом доме кипит особенная жизнь. Трагически сложилась судьба Ф.О. Шехтеля. Архитектор с семьей остался в России, пытался найти своё место в новой стране социализма. Семью Шехтеля выселили из особняка на Большой Садовой, и великий архитектор, стоявший у истоков русского модерна, строивший для Морозовых, Рябушинских, Смирновых, до конца своих дней скитался по съёмным квартирам и домам и умер больным и нищим. Сегодня по его проектам изучают историю архитектуры, а на небосклоне есть малая планета, названная в его честь.

Есть в особняке и свои секреты — тайная старообрядческая молельня, расположенная в мансарде северо-западной части дома; с улицы её не разглядеть. Стены и купол в молельне покрывает уникальная абстрактная храмовая роспись — небольшая комната максимально стилизована под древнюю церковь. Чтобы пройти в тайную комнату, нужно было подняться на второй этаж, пройти по узкой галерее и — вверх по чёрной лестнице. Посторонние и не догадывались, что в доме есть такое помещение.

Горький прожил в доме на Никитской всю оставшуюся жизнь, до 1936 года. Поселился на первом этаже — подниматься по двенадцатиметровой лестнице больному писателя было сложно. А наверху устроилась его семья — сын Максим Алексеевич с женой Надеждой Алексеевной (дома ее звали Тимоша) и внучки Марфа и Дарья.

Чтобы не замерзнуть на мраморной лавочке, на нее направлен поток теплого воздуха из такой замысловатой решетки. Система не сохранилась до наших дней. После 1917 года особняк Рябушинских перешёл во владения города и принадлежал попеременно Наркомату по иностранным делам, Государственному издательству, психоаналитическому институту, детскому саду. За эти годы были утрачены мебель Рябушинских и осветительные приборы, выполненные по эскизам Шехтеля, разрушена вентиляционная система и разобран уникальный камин из каррарского мрамора, находившийся в столовой, по слухам он сейчас где-то в «Архангельском», на бывшей даче минобороновского начальства.

Читайте также:  Построить дом из газобетона с мансардой

Уникальные витражи, паркет из ценных пород дерева, живописные потолки, роскошные люстры, лепнина — дом на Малой Никитской не очень-то соответствовал вкусам писателя из народа. Горький не раз говорил о нём: «Величаво, грандиозно, улыбнуться не на что». А это уютная библиотека с огромным окном, вместительными шкафами, диваном и кожаными креслами. Обратите внимание на великолепный потолок библиотеки (на фото ниже).

Самая большая комната (на фото ниже) служила столовой, гостиной. Постоянное место Горького за столом отмечено чайным прибором. Завтрак обычно проходил в узком кругу, более оживленно становилось за обедом и вечернем чаем. Здесь проходили встречи Горького с многочисленными гостями, прежде всего писателями, людьми искусства; велись многочисленные дискуссии о тогдашнем методе литературы, получившем название «социалистического реализма».  Почти все известные писатели 1930-х годов побывали у Горького — его дом заменял им писательский клуб.  Были литературные обеды, ужины, да и просто по любому вопросу приходили туда. В мемуарах К.И. Чуковского (первый том), например, можно про это прочесть.

Кабинет. В этой комнате писатель проводил утренние часы с 9 до 2 дня, отводя самое продуктивное время работе над своими произведениями: творческая деятельность Горького в эти годы была огромна. Эта комната более других отражает вкусы Алексея Максимовича. Кабинет был похож на рабочие комнаты писателя там, где он жил — в Сорренто в Италии, Теселли в Крыму, на подмосковной даче в Горках. «Казалось, что он возит свою рабочую комнаты с собой», — вспоминал С.Я. Маршак. Во второй половине дня Горький работал здесь над рукописями начинающих писателей, отвечал на письма многочисленных корреспондентов, занимался редакторской работой по руководимым им изданиям.

Рабочий стол (у окна), большой, выше обычного и без ящиков, был сделан по просьбе Горького — за таким столом он привык работать. Книги, блокноты с заметками, остро заточенные цветные карандаши, которыми писатель правил тексты, свои и чужие, всё аккуратно лежит на столе в ожидании хозяина. Вдоль стен — шкафы, где разместилась внушительных размеров коллекция — Горький собирал резные работы из кости мастеров XVIII–XX веков (нецки).

Спальня (на фото ниже). Здесь только необходимое. Антикварный спальный гарнитур — случайное приобретение при меблировке дома и не отражает склонности писателя. В шкафу и комоде — личные вещи и одежда Алексея Максимовича. По его просьбе повешена угловая книжная полка, на которой расставлялись книги для ежедневного вечернего чтения. В последнем подборе оказались: «Народные русские сказки», собранные А. Афанасьевым, «Песни» Беранже, произведения Р. Роллана и стихи Н. Языкова, книги К.С. Станиславского и В.Г. Короленко и др. Иногда Горький в шутку называл себя «профессиональным читателем».

На тумбочке возле кровати — снимок старшей внучки Алексея Максимовича — Марфы. Это одна из самых последних фоторабот сына — Максима Алексеевича. Он скончался 11 мая 1934 года от крупозного воспаления легких. Эту потерю Горький фактически не смог перенести и пережил сына лишь на два года.

Как найти:  ул. Малая Никитская, д. 6/2. Вход 300/150 руб. Плата за экскурсию — отдельно. Часы работы — 11.00-17.30, пн, вт — выходные дни. Карты не принимаются.

Телефон +74956900535

Фотографии и текст — Павел Семёнов

Источник

Особняк знаменитого московского предпринимателя Степана Рябушинского

Одним из символов раннего русского модерна начала 20-го века является особняк знаменитого московского предпринимателя Степана Рябушинского, считавшегося одним из богатейших людей дореволюционной Москвы. Особняку Рябушинского в советские годы повезло гораздо больше, чем многим другим достопримечательностям столицы, он уцелел и прекрасно сохранился до наших времен.

Фотография особняка в 1902 году

Фотография особняка в 1902 году

Возведение усадьбы Рябушинского началось летом первого года двадцатого века, на который возлагались большие надежды. Всеобщее воодушевление царит вокруг, все считали, что новый век станет символом технического прогресса, всеобщего мира и благоденствия.

Не был исключением и Степан Рябушинский, его состояние росло, и он решил построить большую усадьбу с барским домом и хозяйственными постройками. Вокруг был разбит сад, появились фонтанчики и прочие элементы благополучной жизни. Автором же проекта усадьбы стал, уже знаменитый в те годы, архитектор Федор Осипович Шехтель.

В 1903-м году строительные работы были завершены, и москвичи ахнули от увиденной красоты. Сам хозяйский особняк был возведен в непривычном для широкого круга людей стиле. Помимо семьи владельца, в доме располагалась большая коллекция старинных икон, настояна частная галерея, а позже появилась реставрационная мастерская.

Балкон со спиралевидными глазами сов на фоне фриза с орхидеями, 2007 год

Однако все это продолжалось недолго, в 1917-м году грянули тяжелые потрясения, и привычная жизнь рухнула. Рябушинские были вынуждены покинуть Родину, а их собственность была отобрана новой властью, которая своим преступным отношением разрушила часть усадьбы.

Особняк Рябушинского сохранился до наших дней лишь благодаря тому, что его присмотрели влиятельные деятели нового правительства. С 1931-го года в здании проживал Горький, здесь его посещали многие известные писатели и поэты. Впрочем, Горького поселили сюда не просто так, его фактически поместили под домашний арест, это было построчное наблюдение, он фактически попал в золотую клетку.

Читайте также:  Как построить дом с помощью worldedit

В 1965-м году в здании был открыт музей Горького, который продолжает существовать и в наши дни. Сам дом прекрасно сохранился, и по-прежнему поражает своей красотой.

Витражный пейзаж в прихожей, 2013 год

Витражный пейзаж в прихожей, 2013 год

Витражный пейзаж в прихожей, 2013 год

Подлинное русское — в историях, местах и людях, на странице «Русский контур». Подписывайтесь ❤

❤ Так же подписывайтесь на наш канал на YouTube❤

Читайте так же:

Как 150 казачек обратили в бегство 9-тысячное войско врага

Как картина «Спопыткач» едва не погубила карьеру художника Николая Пимоненко

Самое красивое здание петровской Москвы — палаты Троекуровых

Самый большой золотой самородок России

Александр Бармин — советский перебежчик, помогавший создать ЦРУ

Русский юридический факультет в Праге

Пикники наших предков в Российской империи

Принц Ольденбургский, племянник русского монарха и забытый меценат

«Молочный король» российского производства

Забытый шедевр русской церковной архитектуры в Баловнево

Трагедия жизни дочери Александра II

Подвиг кровельщика Василия Марина во время пожара Большого театра

Степан Эрьзя — мастер скульптуры

Калужский каменный мост — самый старый в России

Источник

Особняк С.П. Рябушинского — чудо в стиле модерн в центре Москвы | Журнал Ярмарки Мастеров

Особняк Рябушинского — городская усадьба, построенная архитектором Федором Шехтелем для предпринимателя Степана Рябушинского в 1900-1903 годах. Является примером раннего модерна в русской архитектуре. Располагается в самом центре Москвы на Малой Никитской улице.

Также по этому адресу расположен музей-квартира русского писателя и драматурга А.М. Горького. Но удивительно то, что большинство посетителей приходят сюда не для того, чтобы посмотреть на личные вещи писателя, а чтобы увидеть потрясающие интерьеры особняка, построенного в стиле модерн. Уже внешне этот дом волей-неволей притягивает взгляды любопытных прохожих. Здание несколько ассиметрично, окна различны по форме, а решетка балкона напоминает рыбью чешую. Сейчас парадный вход дома наглухо закрыт, и посетители проходят в музей через черный ход со стороны Спиридоновки.

Особняк С.П. Рябушинского — чудо в стиле модерн в центре Москвы, фото № 1

Со стороны фасада особняк кажется невысоким и видно только два этажа. Но на самом деле, в доме есть еще и третий этаж, тайный, в котором располагается молельня.

Первый этаж дома напоминает подводный мир со своими чудными обитателями. Войдя в него, вы увидите необычную лестницу, сделанную из мрамора. Она словно волной поднимается вверх, унося вас на второй этаж дома.

Особняк С.П. Рябушинского — чудо в стиле модерн в центре Москвы, фото № 2

На самом верху лестницы поселился осьминог, созданный из мерцающих кристаллов.

Особняк С.П. Рябушинского — чудо в стиле модерн в центре Москвы, фото № 3

Особняк С.П. Рябушинского — чудо в стиле модерн в центре Москвы, фото № 4

А если вы посмотрите на него сверху, то она напомнит вам морскую черепаху.

Особняк С.П. Рябушинского — чудо в стиле модерн в центре Москвы, фото № 5

Тема подводного царства преследует вас буквально в каждом элементе особняка: дверная ручка, выполненная в форме морских коньков,

Особняк С.П. Рябушинского — чудо в стиле модерн в центре Москвы, фото № 6

Паркет, напоминающий морскую волну.

Особняк С.П. Рябушинского — чудо в стиле модерн в центре Москвы, фото № 7

Потолок украшает выполненная вручную лепнина, имитирующая заросший водоём.

Особняк С.П. Рябушинского — чудо в стиле модерн в центре Москвы, фото № 8

Капитель колонны украшают саламандры, плотным клубком переплетенные с лилиями. В этой необычной скульптуре есть свой глубокий смысл. Чудовищные ящерицы олицетворяют зло, а прекрасные лилии — символ добра.

Особняк С.П. Рябушинского — чудо в стиле модерн в центре Москвы, фото № 9

На третьем этаже располагалась потайная молельня, спрятанная от посторонних глаз не только изнутри особняка, но и снаружи.

Чтобы попасть наверх, нужно было пройти по узкой галерее второго этажа, а затем подняться по тёмной лестнице на третий. Молельня была тайной. В те годы, на момент строительства дома, гонения на старообрядцев (Рябушинские были старообрядцами) ослабли, но им все еще было запрещено иметь свои собственные культовые сооружения, и многие действовали скрыто. Лестница в молельню вела из специально пристроенной к дому башне.

Комната выполнена Шехтелем в стиле раннехристианских храмов. В основании свода — небольшое окно, создававшее естественное освещение. Стены цвета красной глины расписаны узорами, которые воспроизводят звёздное небо.

Особняк С.П. Рябушинского — чудо в стиле модерн в центре Москвы, фото № 10

Особняк С.П. Рябушинского — чудо в стиле модерн в центре Москвы, фото № 11

В прихожей особенное внимание привлекает витражная картина. Она визуально меняет цвет в зависимости от позиции смотрящего — от синего до ярко-жёлтого. Витражный пейзаж подчёркивает символическую концепцию декора дома — единение человека с природой.

Особняк С.П. Рябушинского — чудо в стиле модерн в центре Москвы, фото № 12

Рядом с прихожей находится кабинет, обильно декорированный мотивом лаврского, древнего символа славы, успеха и победы. Этот узор повторяется в деревянной отделке, витраже, дверных ручках.

В этой комнате Алексей Михайлович работал каждый день по определенному расписанию с 9 утра до 2 дня. Выходных, как говорят, у писателя не было.

Особняк С.П. Рябушинского — чудо в стиле модерн в центре Москвы, фото № 13

Большая часть мебели кабинета после революции утрачена. Сохранился только один оригинальный предмет, выполненный по эскизам Шехтеля, — небольшой шкаф над камином.

Многие думают, что таким необычным интерьером Рябушинский хотел скрыть от глаз посторонних самое главное и ценное для него в этом доме — молельню. Ведь молиться в открытую в те годы, до указа о веротерпимости, было небезопасно.

Я рассказала только о некоторых загадочных символах, словно впечатанных в необычный интерьер дома. Надеюсь, что этим повествованием я вдохновлю посетить этот особняк тех, кто еще там не был, а тех, кто уже был, заглянуть туда еще раз.

Источник