Кто построил дом с слонами

История дачи со слонами — от Константина Головкина до гламурной тусовки

История дачи со слонами — от Константина Головкина до гламурной тусовки

18 октября 2018, 12:58 6 262

Автор: Андрей Артёмов

.

,

Октябрь 2018 года станет еще одной вехой в истории легендарной дачи купца Константина Головкина. Памятник архитектуры федерального значения, который требует незамедлительной и тщательной реставрации, стал местом проведения гламурной вечеринки.

Сегодня мы вспомним историю дачи со слонами от момента ее постройки и вплоть до этой самой тусовки.

В этом году дача купца Головкина может смело отмечать свое 110-летие. В большинстве источников датой ее постройки называют 1908-1909 годы. Проектировал свою загородную резиденцию Константин Павлович лично, чем добавил гордое звание архитектора в длинный перечень своих компетенций (художник, автомобилист, фотограф и т.д.).

Впрочем, есть мнение, что помогал ему в этом нелегком труде профессиональный зодчий Валентин Тепфер (автор доходного дома Сурошникова на Фрунзе, 87-89). Внешний вид дачи со слонами, ее планировка ближе всего к стилистике венского сецессиона —  австрийской интерпретации модерна.

Кто построил дом с слонами

Макет дачи со слонами. Нереализованный вариант. Найден краеведом Игорем Махтевым

Кто построил дом с слонами

Открытка с видом дачи Головкина

Неотъемлемая часть дачной резиденции — скульптуры слонов и загадочной девушки (в народе — Панночка), которая судя по всему олицетворяет собой Волгу. Они также творения рук Константина Головкина, в подмастерьях у него ходил известный в будущем скульптор Василий Акимов.

Были еще и уникальные интерьеры, но, увы, от них остались лишь воспоминания: «Стены в комнатах были разных цветов, а гостиная была украшена холстами с изображениями парящих женских фигур в развевающихся одеждах».

Вот как описывает дачу со слонами архитектор Ваган Каркарьян в своей книге «Самара-Куйбышев-Самара»:

«Дача Головкина — это романтический гротеск, граничащий с мистикой, дом-миф. Построенный из пустотелого кирпича и бетонных блоков. Поэтому в доме своеобразная акустика. Дача — с крупными пластическими объемами, прорезанными узкими, щелевидными, подобно бойницам, окнами, со скульптурой загадочной девушки, выходящей из волны и «агрессивно настроенными» слонами. <…> Поверхность стен гладкая, с очень скупой орнаментикой. Лаконичность, даже аскетичность геометрических объемов ближе к стилистике конструктивистов».

Что же произошло с дачей Константина Головкина после революции? Сведения об этом обрывочны и немногочисленны. В годы Гражданской войны здесь размещался госпиталь, затем дачу передали под детский дом. С ним связана одна весьма интересная и совсем свежая краеведческая находка.

Кто построил дом с слонами

Кто построил дом с слонами

Приведенные выше фото датируются 1922 годом. Воспитательница, присматривающая за беспризорниками — Елизавета Зиберт, женщина, которая спустя четыре года в Америке родит дочь от Владимира Маяковского. В 1929 году дача Головкина была отдана под клуб «Водоканала», который и был ее владельцем на протяжении всего советского периода.

Дача со слонами Водоканал

Упоминается она в путеводителе по Куйбышеву 1935 года: «В конце Шестой просеки, на берегу Волги стоит очень красивая дача со слонами, принадлежавшая в прошлом писчебумажному торговцу Головкину». Напомним, что в 1930-х годах архитектурный стиль модерн со всеми его подвидами считался буржуазным и упадочным, а если построенные в нем здания и хвалили, то только за высокое качество строительных работ.

Упоминается она и в книге отпрыска знаменитого княжеского рода Сергея Голицына, который жил в Самаре в конце 1937 года:

«Вдоль левого берега Волги почти до самой Красной Глинки высились купеческие дачи, одна другой вычурнее. Купцы хорохорились один перед другим, как бы выстроить их почуднее. Последний из них воздвиг по сторонам здания двух гигантских алебастровых слонов, которых хорошо было видно с парохода. Я их застал уже облезлыми, у одного отломался хобот. Не знаю, что бы придумал архитектор для следующей купеческой дачи, но «помешала» революция».

Первое цветное фотоСнимок американского фотографа Говарда Сочурека 1958 года

В советский период посещение дачи со слонами не было проблемой. Сюда привозили на экскурсии детей из пионерлагерей, здесь же устраивали фотосессии молодожены.

Кто построил дом с слонами

1985 год. Фото из личного архива Татьяны Петровой.

Кто построил дом с слонами

Июль 1961 года. Пионерский лагерь «Волга», 2-я смена. Фото Ольги Богдановой

Само здание подверглось внутренней перепланировке, утеряло веранды, кованые элементы, украшавшие фасад и большую часть лепнины. По счастью, первоначальный план дачи сохранился, а в прошлом году дизайнер Ирина Павлова создала виртуальный макет здания.

В начале 1990-х годов в здании было решено провести центральное отопление (сам Головкин жил здесь с конца весны до начала осени), что вызвало просадки фундамента. Его было решено зафиксировать металлическими стяжками, однако от этого стали трескаться стены (дача построена из крупных бетонных блоков и пустотелого кирпича). Затем последовала длившаяся четыре года реставрация, после которой дача Головкина была обнесена забором и закрыта для посетителей.

Забвение длилось почти 20 лет, но в последние годы на территории дачи со слонами стали проводить экскурсии. В мае 2017 года в Музее модерна прошел круглый стол, на котором обсуждалась концепция нового музейного комплекса «Дача со слонами», реализацию которой наметили на 2019 год. На нем было представлено несколько проектов, достаточно сильно отличающихся друг от друга.

Дача  со слонамиПроект, разработанный Музеем модерна

В завершение круглого стола министр культуры Сергей Филиппов сказал, что все представленные концепции дополняют друг друга. Их разработчики должны создать единый проект, а наиболее точное определение того, чем должна стать дача Головкина — «Дом искусств».

Первой вылазкой искусства на дачу со слонами должен был стать променад-спектакль «Дача» по мотивам произведений Леонида Андреева. Его должны были провести 26 августа, затем перенесли на конец сентября, а в итоге представление было и вовсе отменено. В таком печальном исходе был виновен собственник дачи Головкина — МП «Ремжилуниверсал». Подробности этой истории читайте здесь.

Читайте также:  Из чего построить дом сравнительная таблица

И вот, 13 октября этого года дача Константина Головкина вновь попала во все самарские СМИ. Накануне там прошла закрытая вечеринка в честь открытия магазина бренда Paul Smith.

Кто построил дом с слонами

Для десятков гостей устроили фуршет на площадке возле головкинских слонов. А в актовом зале прошел концерт группы On-the-Go с симфоническим оркестром.

Такое использование памятника архитектуры, находящегося в не самом лучшем состоянии, возмутило многих. На вопрос о том, куда будут направленные вырученные за аренду дачи со слонами средства, МП «Ремжилуниверсал» ответил следующее:

Кто построил дом с слонами

Кто построил дом с слонами

UPD.

По последним данным, после реставрации дачи купца Константина Головкина ее отдадут под размещение архитектурной школы самарского Политеха. Проектные работы могут начаться уже в 2020 году.

Читайте по теме:
— Лучшие самарские архитекторы. Мнение Константина Головкина
— Приволжские дачи самарских торговцев ушедших лет

Фото обложки взято здесь

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте и Facebook

Источник

Дом со слонами

Адрес: ул.Советской Армии, 292

Режим работы: не работает

Самой, пожалуй, известной самарской достопримечательностью является знаменитый Дом со слонами. Этот памятник архитектуры эпохи модерн, так популярной в начале 20 века в Самаре, объявлен объектом культурного наследия России, однако до сих пор он находится в крайне запущенном состоянии.

Содержание:

  1. Константин Павлович Головкин – история жизни
  2. Архитектура и дизайн Дома со слонами
  3. Легенды и мифы Дома со слонами

Дом со слонами - достопримечательность СамарыДом со слонами — достопримечательность Самары

Средств на его восстановление пока не выделяется. Может это связано с его удаленностью от центра города, может есть другие причины, но для туристов пока это сооружение малодоступно. Хотя экскурсии туда организуются, но в принципе, смотреть внутри практически нечего. 

Веранда самарского Дома со слонами Веранда Дома со слонами

Снаружи бывшая дача известнейшего городского художника и мецената К.Головкина тоже выглядит печально. А в начале 20 века – это было поистине выдающееся строение, которым любовались отдыхающие с проплывающих мимо по Волге пароходиков.

Дом со слонами в Самаре - вид с ВолгиВид с Волги на Дом со слонами

Кем же был Константин Головкин и что это за сооружение — Дом со слонами?

Константин Павлович Головкин – история жизни

К.Головкин был одним из самых популярных людей Самары конца 19 — начала 20 столетий — успешным купцом, художником и меценатом. Выходец из купеческой среды, испытывающий тягу к рисованию, он не получил специального художественно образования, если не считать частных уроков у художника Ф.Бурова

К.Головкин на пленэре на волжском берегуК.Головкин на пленэре на волжском берегу

Да и общее образование у него было всего 7 классов самарского Реального училища, которое закончил и писатель А.Толстой, чей Музей-усадьба является сегодня архитектурно-литературным памятником.

Оставаясь художником-самоучкой и придерживаясь традиций реализма в живописи, Константин Павлович был активным организатором культурной жизни любимой Самары. Он собирал вокруг себя местных художников, организовывал выставки картин не хуже передвижников, выступал инициатором по организации создания городского Художественного музея, проведя для этого гигантскую организационную работу. Правда, в те времена Художественный музейпредставлял собой просто отдел, выделенный в краеведческом музее, но это было уже большим достижением.

Кроме того, К.Головкин увлекался спортом и проводил в городе велозабеги, был яхтсменом и конькобежцем. Занимался фотографией и издавал открытки с видами города и окрестностей, разработал концепцию организации идеального краеведческого музея. Он проектировал здания, занимался археологическими исследованиями, увлекался краеведением и астрономией. Его энтузиазма и любви хватало на все.

Видовая открытка изданная К.ГоловкинымВидовая открытка, изданная К.Головкиным

Считается, что первый автомобиль, проехавший по улицам Самары в 1904 году, принадлежал Головкину, который став азартным автомобилистом, приобрел дорогущий немецкий «Опель». Он был любителем во всем, но Любителем с большой буквы, а это значит, что всем он занимался глубоко, вдумчиво, с азартом и большим желанием.

Автомобиль К.Головкина 19 век. СамараАвтомобиль К.Головкина. 19 век

И все это он делал параллельно с ведением торговых дел, допоздна засиживаясь с финансовыми документами в конторе своего магазина, торгующим художественными принадлежностями. Торговые дела он вел тоже легко и талантливо, создав огромное состояние в два миллиона рублей! На свои деньги он мечтал построить в Самаре публичный Дом науки и искусств, который должен был украсить город и повысить его культурный потенциал, и даже создал архитектурный проект этого трехэтажного дворца, но увы..эти мечты, из-за бюрократических проволочек, остались на бумаге.

После революционных событий семья Головкина вынужденно перебирается в Иркутск, где, находясь в статусе беженца, Константин Павлович продолжает заниматься археологическими исследованиями в местном регионе. В конце 1918 года он побывал в Монголии, Китае и Японии, где собирал восточные редкости, покупая их в многочисленных антикварных лавках. Считается, что все эти экспедиции съели последние финансы бывшего купца.

К.Головкин с женой. Дореволюционное фотоК.Головкин с женой. Дореволюционное фото

В начале 20-х годов, Головкин возвращается в родной город с ценными экспонатами, найденными им во время археологических экспедиций и путешествий. Большинство привезенных экспонатов он отдает в Самарский краеведческий музей. В это же время он предлагает построить уникальное здание для краеведческого музея, проект которого он разрабатывал несколько лет, продумывая каждую мелочь – от организации витрин с сигнализацией до создания научных лабораторий и проведения экскурсий. Увы, этот проект тоже был неосуществлен.

В новой советской жизни места бывшему купцу и меценату не нашлось. Тем не менее, Константин Павлович и в этих условиях, работая архивариусом в городском архиве, продолжал предаваться своему «любительству» на альтруистской основе. До конца своих дней Головкин занимался краеведением, собирая и систематизируя материалы по истории самарской области.

Картина К.ГоловкинаКартина К.Головкина

Умер он в 1925 году от болезни в страшной нищете, находясь в городской больнице, где даже на смертном одре продолжал рисовать виды из больничного окна. Похоронен он был на Всесвятском кладбище, которое впоследствии было снесено и на его месте организован парк. Так что даже могилы этого достойнейшего жителя Самары не сохранилось.

Зато любимому городу от Головкина навсегда остался Художественный музей, в котором можно увидеть пять его картин, его дневник о путешествии по восточным странам, восточные редкости, привезенные им в 20-х гг. из далекого Иркутска; Дом со слонами и светлая благодарная память потомков.

Читайте также:  Построить крышу дома своими руками фото

Архитектура Дома со слонами

Особую славу К.Головкину и городу Самаре принесла дача художника, построенная им на высоком волжском берегу в стиле модерн. Это была собственная архитектурная разработка Константина Павловича, которому оказывал помощь архитектор В.Тепфер. Константин Павлович собственноручно делал множество макетов будущей дачи, для уточнения внешнего вида и пропорций. В результате получилось совершенно нетипичное для русского модерна сооружение.

Дом со слонами со стороны входаДом со слонами со стороны входа

Архитектурные специалисты находят здесь отголоски венского сецессиона (модерна). Во всяком случае, необычность архитектуры дачи Головкина сразу бросается в глаза. Монолитность и строгость фасадов, узкие бойницы окошек, ассиметричность составляющих частей здания – все слишком фундаментально, непривычно и таинственно.

Интерьерным дизайном хозяин тоже занимался сам. Для каждой комнаты он создавал отдельный дизайн проект в определенной цветовой гамме. Узкие окна создавали в комнатах таинственную и приятную затененность. 

Дом со слонами - комната второго этажаКомната второго этажа

А широкие, оригинальной формы окна с внутренний стороны открывали отличный панорамный вид на волжские просторы.

Стены центрального зала были покрыты авторскими холстами Головкина с летящими женскими фигурами в развевающихся легких одеяниях. К сожалению, на сегодня эти полотна утрачены. Женские фигуры на утраченных полотнах олицетворяли образ протекающей внизу Волги. Считается, что образ Волги воплощен Головкиным и в выполненной им женской скульптуре, украшающей лестницу, ведущую в сад.

Скульптура девушки в саду Дома со со слонамиСкульптура девушки в саду

Но самая главная часть скульптурного украшения монументальной дачи – это, конечно же, скульптуры двух огромных слонов. Эскизы этих массивных животных были нарисованы самим художником, который активно участвовал и в их изготовлении. Установили скульптуры в ракурсе, отлично просматривающемся с проплывающих речных судов.

Дом со слонами - вид из окна дачи на слонов и на ВолгуВид из окна дачи на слонов и на Волгу

По воспоминаниям современников, слоны и девушка – это скульптурные части ансамбля из фонтанов. Водяные струи изливались с двух сторон от девушки из находящихся там ваз, а слоны стояли в проточной воде. Также сохранилась версия, что в полых внутренностях одного из гигантов хранятся документы и фотоматериалы, относящиеся к проектированию и сооружению дачи.

Слон дачи К.Головкина хранит свою тайнуСлон дачи К.Головкина хранит свою тайну

Уезжая в Иркутск, Головкин оставил свое любимое дачное сооружение новым властям, мечтая, чтобы там разместился детский дом. Но в Доме со слонами сначала организовали госпиталь, затем отдали его детскому саду. К концу 20-х гг. 20 столетия Дом со слонами стал клубом «Водоканала». В нем было оборудовано отопление, что отрицательно сказалось на состоянии фундамента.

Сцена Клуба "Водоканала" в бывшем зале Дома со слонамиСцена Клуба «Водоканала» в бывшем зале Дома со слонами

Из-за постоянной смены владельцев Дом со слонами утратил свой великолепный интерьерный дизайн, его фундамент дал усадку, по стенам пошли трещины.

В 90-е годы 20 столетия в течение 4 лет велись реставрационные работы, которые помогли спасти здание от полного разрушения, но полностью обстановка дома и сады восстановлены не были.

Дача К.Головкина - Дом со слонами в ожидании ремонтаДача К.Головкина — в ожидании ремонта

Сегодня Дом со слонами, который продолжает находиться в собственности Водоканала, огражден забором, одичавший сад занял всю дачную территорию, прорастая сквозь дорожки, ступеньки и стены. Здание, к сожалению, продолжает разрушаться. В плачевном состоянии находятся и гигантские слоны, которых в 30-х гг. даже планировали взорвать.

Легенды и мифы Дома со слонами

Дом со слонами на протяжении своей более чем столетней истории оброс различными мифами и легендами. Это связано и с самим месторасположением дома на окраине в малозаселенной зоне, и с его внешним непривычным, несколько мрачноватым видом. Отсутствие больших дачных окон также наталкивает на мистические мысли, а в акустике дома, которая образуется за счет полых кирпичей стен, слышатся потусторонние голоса.

Внутри Дома со слонамиВнутри Дома со слонами

Одна из легенд рассказывает о девушке (считалось, что она была дочерью Головкина), которая решилась на самоубийство, утопившись в Волге из-за безответной любви. На самом деле, дочь Головкина прожила долгую жизнь и еще при своей жизни отрицали мистическую подоплеку Дома со слонами.

Другая версия приписывает смерть любовнице художника, которая также решила покончить с собой. Для сохранения памяти об умершей любимой Головкин якобы и построил эту дачу, воплотив ее образ в печальной девичьей скульптурной фигуре.

Скульптура девушки, выполненная К.Головкиным для дачиСкульптура девушки, выполненная К.Головкиным для дачи

Есть еще миф об убийстве неизвестной девушки, которая была похоронена в саду Дома со слонами. Во всяком случае, все легенды приписывают Дому печальную участь, связанную с чьей-либо смертью и с жизненной трагедией.

Таинственный Дом со слонами в СамареТаинственный Дом со слонами

Некоторые склонны видеть опасность, исходящую от каменных слонов, другие видят в скульптуре девушки отголоски гоголевской Паночки, которая может увезти в мир мертвых. Теперешнее полуразрушенное состояние Дома со слонами способствует поддержанию подобных мистичных домыслов и легенд.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Отзывы туристов

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Читайте также:

Источник

Самара. Дом со слонами — уникальное место, построенное уникальным человеком

Дом со слонами. Это место было для меня каким-то мистическим и всегда притягивало. А еще была мечта побывать внутри этого дома. Не так давно сюда начали водить экскурсии и эта мечта сбылась. Так что мечтайте!

Дом со слонами / из личного архива

Место это – дача самарского художника и краеведа, купца Константина Павловича Головкина, который самарцы называют Дом со слонами. Сегодня Дом со слонами объявлен объектом культурного наследия РФ, но, к сожалению, четыре года назад он был в плачевном состоянии. Надеюсь, что за четыре года что-то поменялось….

Дом со слонами

Необычность архитектуры дачи бросается в глаза сразу, как только ее видишь. Строгие фасады и узкие бойницы-окна, ассиметричность всех частей дома – все это непривычно, таинственно и притягивает внимание.

Построена дача в период с 1908 по 1915 года, о дате #постройки и сейчас идут споры.

Дом со слонами со старых открыток

Читайте также:  Как построить дом из пеноблока пошаговая инструкция с фото

#Дача была построена Константином Головкиным для летнего отдыха своей семьи.

Проект дома был сделан самим Константином Головкиным, а помогал ему #архитектор В. Тепфер. По воспоминаниям современников, Константин Павлович собственноручно делал множество макетов будущей дачи, для уточнения внешнего вида и пропорций. В результате получилось сооружение, совершенно нетипичное для русского модерна.

Старая открытка. Дом со слонами, вид с Волги

Дом построен из пустотелого кирпича и крупных бетонных блоков. Возможно, поэтому в доме уникальная акустика.

Дизайном интерьера всех пяти комнат дома так же занимался хозяин. Для каждой комнаты бал создан свой проект в разной цветовой гамме. Из необычных узких окон дома открывался роскошный вид на Волгу.

Одна из комнат дома. Если правильно помню, кабинет Константина Павловича Головкина

Стены были украшены уникальными авторскими холстами художника. Еще стены оживляли металлические квадратные пластины с выдавленным цветочно-ягодным орнаментом, где на месте ягод были вставлены стеклянные полусферы.

Вся мебель дома была выполнена по эскизам Головкина. Украшением дома служили его же картины. А узоры на портьерах вышивала жена Константина Павловича. Эти подробности деталей интерьера описала в своих воспоминаниях дочь Константина Павловича Головкина.

Одна из картин К.П. Головкина

К сожалению, интерьеров дачи не сохранилось, их уничтожили пожар и реконструкции, интерьеры здания со временем приобрели совершенно другой вид. Фотографий внутреннего оформления тоже не сохранилось, поэтому, гуляя тут, приходится только включать воображение.

Дом со слонами внутри / из личного архива

Самым главным и загадочным украшением дома стали скульптуры огромных слонов, выполненных из цемента в натуральную величину, они установлены перед домом, на площадке, обращенной к реке. Фигуры слонов полые внутри и по легенде в ноге одного из них спрятаны документы и фотографии, относящиеся к постройке дома.

Дом со слонами / из личного архива

Почему это были фигуры слонов сейчас трудно сказать. Но можно предположить, что на их появление повлияла общая атмосфера времени. После англо-бурской войны в обществе началась мода на Африку и Головкин захотел поразить своим решением самарскую публику. Ему это удалось. Проплывающие на кораблях по Волге люди любовались необычным зданием и скульптурами несвойственных для средней полосы животных.

Один из слонов дачи Головкина

История дачи печальна, как и история многих других русских домов и усадеб. После революции 1917 года здание дачи было национализировано и в течение 95 лет использовалось в разных целях. В конце концов, здание было передано на баланс водоканалу и оно было перестроено под клуб для молодежи.

Скульптура молодой девушки, с которой связано много мифов и легенд / из личного архива

В эти времена дом пострадал больше всего. Т.к. он был построен под летнее проживание, в нем не было отопления. Установку отопления пустотелые блоки не выдержали, фундамент начал проседать. Его пытались стянуть металлическими стяжками, но из-за этого стены пошли трещинами и здание начало разрушаться…

В 1990-е здесь велись реставрационные работы, которые помогли спасти здание от полного разрушения, но полностью обстановка дома и сад восстановлены не были.

на территории Дома со слонами / из личного архива

Сегодня Дом со слонами продолжает находиться в собственности водоканала, он огорожен забором, одичавший сад занял всю дачную территорию, прорастая сквозь дорожки, ступеньки и стены. Здание продолжает разрушаться.

Константин Павлович Головкин был одним из самых знаменитых жителей Самары того времени и одним из организаторов культурной жизни любимого города. Успешный купец, #художник и меценат. Он собирал вокруг себя местных художников, организовывал выставки картин, выступал инициатором организации городского Художественного музея и провел для этого огромную работу.

К.П. Головкин с супругой / фото из открытых источников

Головкин увлекался спортом, организовывал в Самаре велогонки, был яхтсменом и конькобежцем. Занимался фотографией и издавал открытки с видами города и окрестностей. Он проектировал здания, увлекался археологией, краеведением и астрономией.

Считается, что первый автомобиль, проехавший по улицам Самары в 1904 году, принадлежал именно Головкину, который стал азартным автомобилистом, приобретя дорогущий немецкий «Опель».

Автомобиль К.П. Головкина / фото из открытых источников

Все это он делал параллельно с ведением торговых дел, допоздна засиживаясь с документами в конторе своего магазина, торгующего товарами для художников.

У Константина Павловича было много планов улучшения жизни города, но воплотиться многим его мечтам не удалось. После революции семья Головкиных была вынуждена уехать в Иркутск. Но и там этот деятельный человек продолжает заниматься археологией и краеведением. В конце 1918 года он побывал в Монголии, Китае и Японии, где собирал редкие восточные вещи. Считается, что в этих экспедициях он израсходовал свои последние финансы.

Константин Головкин на берегу Волги/ фото из открытых источников

В начале 20-х годов, Головкин возвращается в родной город с ценными экспонатами. Большинство привезенных вещей он передал в Самарский краеведческий #музей.

До конца своих дней Головкин занимался краеведением, собирал и систематизировал материалы по истории самарской области.

Константин Павлович Головкин умер не дожив до 54 лет и был похоронен на Всесвятском кладбище. Кладбище находилось на территории современного железнодорожного района города ( в районе Комсомольской площади), было закрыто в 1926 году и снесено под городскую застройку.

Комсомольская площадь и жд вокзал Самары сегодня / из личного архива

О кладбище надо рассказывать отдельно. Здесь были похоронены мать легендарного Федора Шаляпина, мать писателя Алексея Толстого — Александра Толстая-Бостром, академик Сергей Платонов…. И, конечно, могил этих людей, в том числе и могилы Константина Головкина, не сохранилось.

Художественный музей Самары / из личного архива

Зато у любимого им города от Головкина навсегда остался Художественный музей, в котором можно увидеть пять его картин, его дневник о путешествии по восточным странам, восточные редкости, привезенные им из далекого Иркутска.

Подпишитесь! Если понравилась статья, поделитесь с друзьями в соцсетях

Уверена, что вам понравится:

Источник