Кто построил дом в красном селе
Былое величие Красного Села
Мне всегда была интересна история Санкт-Петербурга и его окрестностей. Посетив музей Красного Села в школе № 380, где находится много любопытных старинных вещей, много интересно оформленных стендов, побеседовав с Морозовым Е. Е. (руководителем исследовательского краеведческого кружка «Лига»), мне захотелось поближе познакомиться с прошлым нашего города, захотелось сфотографировать достопримечательные места, где в былые времена располагались дворцы, памятники. На некоторое время я, как на машине времени, переместился на несколько веков назад, представив, что развалины, обратив назад бег времени, превратились в дворцы. Представил, как по улицам города гуляют люди тех времен. Это необыкновенно увлекательно — вдруг понять, что за привычными домами, улицами, парками скрыто былое величие Красного Села.
Династия Романовых и Красное Село
История Красного Села и нынешнего Красносельского района связана с жизнью и деятельностью российских императоров и членов Дома Романовых. Первое имя, которое можно назвать в этой связи, безусловно, — имя Петра Великого. Именно ему Красное Село обязано своим основанием. Петра в Дудергофе интересовали выходы полезных ископаемых, возможность использования рек для устройства плотин и строительства предприятий. К сожалению, мы не располагаем источниками, которые сколько-нибудь подробно описывали бы посещения императором Дудергофа.
К петровскому времени относится также строительство Петергофской дороги, связывавшей новую столицу империи Петербург с любимой летней резиденцией Петра — Петергофом. С 1710 г. вдоль Петергофской дороги началось строительство на участках земли, пожалованных Петром I своим приближенным.
После смерти Петра в этом районе наступило относительное затишье, продолжавшееся вплоть до воцарения Елизаветы Петровны, когда с новой силой оживились и Петергоф, и Петергофская дорога. Вместо небольших домиков, которые здесь строили при Петре, стали возникать настоящие усадьбы с небольшими дворцами и с пышными фруктовыми садами около них.
Очень любила места вдоль Петергофской дороги Екатерина II. Известно, что, направляясь из столицы в Петергоф, императрица неоднократно останавливалась в имении своего фаворита, графа Григория Орлова в деревне Лига (будущее Лигово).
Летом 1765 г. на большом поле близ Красного Села впервые были проведены большие военные маневры, в которых участвовала почти вся гвардия и две армейские дивизии — Санкт-Петербургская и Финляндская. Под Красным Селом был разбит военный лагерь, в котором вместе с войсками в течение двух недель жили императрица и наследник престола малолетний великий князь Павел Петрович. Екатерина самолично производила смотры полков, а в день главных учений командовала силами одной из сторон.
Надо полагать, у Павла Петровича остались не самые приятные воспоминания о летнем лагере 1765 г.: став в 1796 г. императором, он ни разу не посетил Красное Село.
Дворцы Романовых в парке Красного Села
Красное Село никогда не было парадной резиденцией русских царей, хотя здесь располагались 5 дворцов Романовых: 3 для Императоров (Николая I, Александра II и Александра III) и два для Великих Князей (Михаила Павловича и Николая Николаевича старшего). Эти дворцы внешне выглядели довольно скромно, так как они были местом для ратного труда и жизни членов императорского дома во время летних лагерных сборов гвардейских полков. Бывали они здесь наездами один — два и более дней.
Дворцы Императора Николая I
Первый дворец был построен для Императора Николая I в 1828 году. К лагерному сезону при дворце был заложен сад.
Сведений о первом дворце сохранилось очень мало. Известно, что построили его по проекту архитектора Дильдина. Был он деревянный, двухэтажный, на каменном фундаменте, имел террасу с деревянными колоннами.
Через 19 лет для Императора построили новый деревянный дворец на краю верхней террасы. Здание имело форму квадрата, два крыльца и восьмигранную башню. С башни открывался прекрасный вид на Безымянное озеро, реку Дудергофку, Скачки, на большой лагерь и Дудергофские горы.
Построен он был по проекту архитектора Христиана Филипповича Мейера.
Для фундамента использовали бутовую плиту. На кладку цоколя употребили старый кирпич от сломанного ветхого здания Бумажной фабрики. Главный фасад выделялся пилястрами. Дворец красился под серую известь с выделенными деталями более светлым тоном.
19 июня 1847 года Император Николай I осмотрел свой новый дворец и признал, что «он хорош, очень хорош и убран прекрасно». Особенно он восхищался видом с башни на лагерь. У дворца были высажены невысокие растения и кусты, чтобы они не загораживали вид на лагерь.
О дальнейшей судьбе этого дворца известно очень мало. После Императора Николая I его владельцем был Великий Князь Сергей Александрович (1857-1905 гг.) сын Александра II.
По рассказам очевидцев, во время Великой Отечественной войны дворец использовали немцы, как огневую точку, что и определило его судьбу. Во время освобождения Красного Села от немецких захватчиков огнем нашей артиллерии дворец был разрушен. На этом месте сегодня находится мемориальное захоронение советских воинов 1941-1945 годов.
Дворцы Императора Александра II
Первый дворец для Александра II в Дворцовом саду был построен в 1832 году. Тогда он ещё был не Императором, а Великим Князем Александром Николаевичем, наследником престола — цесаревичем. Об этом здании почти ничего не известно. Знаем только, что он был деревянный, имел Г-образную форму.
В 1863 году на его месте по проекту архитектора Мейера выстроили новый двухэтажный дворец из сосновых бревен. В плане он был прямоугольный, на каменном фундаменте. Стены были обшиты столярной обшивкой из сосновых досок в рустик. Фасады окрасили масляной краской под серую известь, цоколь и крыльцо — под свинец, крышу — зеленой масляной краской. На втором этаже по всему периметру здания шла галерея.
В этом дворце во время лагерных сборов гвардейских полков обычно «изволил иметь пребывание Император Николай». В том месте, где он находился, сегодня приподнята земля в виде невысокой насыпи. Это позволяет точно определить, где стоял дворец Александра II.
Дворец Императора Александра III
Былое величие Красного Села
Дворец для Императора Александра III размещался на углу Штабной улицы (ныне ул. Равенства) и ската с Красносельской возвышенности. Он был построен в 1866 году из дерева. Один его фасад выходил на Штабную улицу, а остальные три в Дворцовый парк
После Великой Отечественной войны до 1976 года в нем располагалась средняя школа № 262. Последние годы на первом этаже дворца проходили уроки труда. На второй этаж подниматься было опасно. В 1977 году дворец сгорел.
Дворец Великого князя Михаила Павловича
Хозяину этого дворца повезло в том смысле, что для него были построены два дворца и оба сохранились.
Первый был построен в 1825 году в Петербурге архитектором Росси. Назывался он Михайловским. Сегодня в нем располагается Русский музей. Через три года по указанию Императора Николая I в Красном Селе построили два деревянных двухэтажных здания. Одно для Николая I, а другое для его младшего брата Великого князя Михаила Павловича.
Построены они были в 1828 году архитектором Э. Дильдиным и были первыми дворцовыми постройками на территории сегодняшнего Красносельского парка. Собственно говоря, вокруг них и стали создавать дворцовый сад. Почему для Великого Князя построили дворец в Красном Селе? Дело в том, что он с 1826 года был командиром гвардейского корпуса и был обязан следить за проводимыми здесь учениями и маневрами. До 1828 года на время красносельских лагерных сборов он занимал дом купца Крашенинникова. Дом этот находился почти напротив Троицкой церкви, на сегодняшней площади Красного Села.
Дворец Великого Князя внешне был очень похож на дворец Николая I. У него были две террасы. Одна из них выходила на главную улицу и была украшена колоннами.
Вторым и третьим владельцами этого дворца были Великие Князья Константин Николаевич и Владимир Александрович.
Былое величие Красного Села
После Великой Отечественной войны в этом здании находились почта и телеграф. Сегодня в нем — закрытое акционерное общество «РИАЛ». Здесь разрабатывают и изготавливают самоклеющиеся этикетки и оперативную полиграфию. Адрес этого здания: пр. Ленина, 114 (цв. ил. 2).
Военная биография Великого Князя Михаила Павловича была весьма разносторонней. Великий Князь искренне любил военное дело, но страдал парадоманией и увлекался муштрой. Он участвовал в подавлении восстания декабристов 14 декабря 1825 года, восстания в Польше 1830 года и в русско-турецкой кампании. Михаил Павлович управлял тремя обширными и очень важными ведомствами: артиллерией, инженерной частью и военно-учебными заведениями. Великий Князь обращал внимание на физическое развитие кадетов: на гимнастику, фехтование, верховую езду, танцы. Впервые для кадетов он организовал лагерные занятия.
Михаил Павлович не признавал ничего, кроме военной службы. Досконально знал строевые и ружейные приемы. Был строгим, требовательным и придирчивым начальником, свирепым в гневе, но отходчивым. Очень любил юмор, ценил смелую шутку и честное признание. Солдаты и офицеры побаивались его, но уважали за справедливость, отзывчивость и отеческую заботу.
Утраченные памятники в Красном Селе
К числу произведений монументальной скульптуры, не сохранившихся до настоящего времени, относятся и памятники Александру II, Александру III, Великому Князю Владимиру Александровичу, установленные в свое время в Красном Селе.
Прежде всего следует отметить, что представление о том, какими они были, мы можем составить лишь на основании довольно краткой газетно-журнальной информации и немногочисленных, как правило, в один ракурс фотографий (именно такие материалы имеются в архиве Государственного музея городской скульптуры). И хотя этого недостаточно для развернутых искусствоведческой, художественной характеристик, отметим безусловное историческое значение указанных произведений. Не вызывает сомнения, что эти памятники были современны, адекватны времени создания, т. е. определенному этапу в развитии русской монументальной скульптуры.
По композиционному решению указанные произведения являлись памятниками-бюстами, т. е. относились к жанру, весьма популярному в Петербурге начиная со второй половины XIX века.
Бюст традиционно устанавливался в связи с юбилейными датами. Возможность в короткий срок и с небольшими материальными затратами создать памятник, открытие которого можно было приурочить к юбилейным торжествам, являлась привлекательной и широко использовалась.
Памятник-бюст, создававшийся, как правило, по инициативе различных учреждений, воинских подразделений, учебных заведений, горожан и т. д., вполне мог быть изготовлен и установлен на средства ведомств, пожертвования, т. е. не требовал крупных ассигнований.
В связи с 50-летием отмены крепостного права стремились сохранить в монументальных формах память о царе-освободителе. Именно этой дате посвящена установка памятника-бюста Александру II в Красном Селе по инициативе и на средства крестьян Красносельской волости.
Судя по архивной фотографии, портрет царя в достаточной мере официален, строг, сух, тщательно проработан в деталях одежды, узнаваем, традиционен, соответствует прижизненным изображениям, профессионален в исполнении. Лишь надписи на постаменте раскрывают содержание памятника, уточняя, почему именно здесь установлен бюст императора, индивидуализируя произведение.
На лицевой грани: «Царю-освободителю Александру II от благодарных крестьян Красносельской волости 19 февраля 1911 г.». На тыльной стороне: «Осени себя крестным знамением, Православный народ, и призови с нами Божие благословение на твой свободный труд — залог твоего домашнего благополучия и блага общественного. 19 февраля 1861 г.».
Красное Село имеет богатейшую военную историю, связанную с размещением, учениями гвардейских полков, шефами которых, как правило, являлись императоры, великие князья. Так, 19 июля 1912 г. в Красном Селе был установлен памятник-бюст главнокомандующему войсками гвардии, сыну Александра II, великому князю Владимиру Александровичу (1847-1909) «в расположении Красносельского лагеря, против Юнкерского собрания…». Инициатором сооружения явилось училище, носящее имя князя.
Сейчас Красное Село — промышленная окраина Санкт-Петербурга. В ХХ веке Красное Село интенсивно развивалось, в городе появилось несколько предприятий всесоюзного значения, таких как ВНИИ телевидения, ВНИИ транспортного машиностроения, НПО «Феррит» и др. Как и задумано было Петром I, Красное Село стало тружеником для города.
Санкт-Петербург, основанный Петром I, является окном в Европу, а Красное Село является подоконником этого окна. Расположенное на транспортных магистралях, Красное Село выполняло и выполняет функцию связи с Европой.
Время неумолимо уничтожало и уничтожает памятники, стирает след былого величия Красного Села. Революция, Гражданская и Великая Отечественная войны оставили в истории города свой мрачный след.
Однако не утеряна значимость Красного Села для Петербурга. В 1973 году был образован Красносельский район Санкт-Петербурга. Он назван в честь Красного Села. На гербе Красного Села — шпага и кивер, которые говорят о его истории. С 2002 года проводятся маневры с участием старшеклассников. Поддерживаются традиции, отмечается День Города — Красного Села. Красноселы любят свой город, и хочется верить, что они сохранят, донесут до своих детей и внуков его богатую историю. Только наша людская память может сохранить былое величие Красного Села.
Мое мнение, что мы с детства должны любить свою Родину, и эта любовь должна быть искренней, воодушевляющей, толкающей на великие поступки ради своей Родины, а не навязанной. У каждого человека одна большая Родина, но она делиться на Малые, а так как наша Малая Родина — Красное Село, то мы должны знать о ней как можно больше. И эта работа как раз и задумана, чтобы заинтересовать моих земляков историей их Малой Родины и показать, в каком замечательном месте они живут.
Автор: Сергеев Юрий
Источник
Еврейская община Красного Села
Двухэтажный дом в стиле модерн с эркером-башней на проспекте Ленина, 93 — одна из самых необычных построек в Красном Селе. Облик здания долгое время ассоциировался у меня с архитектурой еврейского квартала в Праге, хотя сходство и казалось весьма отдаленным. Архивные документы помогли восстановить ранее неизвестную историю дома: он действительно связан с еврейской общиной, зародившейся в Красном Селе в первой половине XIX века
Трудно удержаться от подробного рассказа о жизни еврейской диаспоры Красного Села. Невероятно хочется подробно рассказать о её истории со всеми деталями, переплетением сюжетов, трагедией жизни, вспомнить, сколько сделали в своё время для этой местности евреи. Почему мы этого почти не знаем? Формат местной газеты не позволяет полностью изложить всю восстановленную историю, поэтому предлагаем ее в сокращении.
ПЕРВЫЕ ГОДЫ
Передвижение евреев по территории России долгие годы было ограничено «чертой оседлости», въезд был запрещен и в Петербург, однако существовали исключения: например, для евреев, служивших в армии и их семей.
Солдатом был и один из первых евреев, поселившихся в Красном Селе – Мордух Шарис, он служил при Красносельском военном госпитале и в 1838 г. решил принять христианство. Священник Троицкой церкви обучил его православным обрядам и крестил, дав новое имя – Матвей Александров.
Но полноценно еврейская община сложилась только в 1857 году, когда в команду Красносельского военного госпиталя прибыли евреи-моряки, исключенные из морского ведомства. Им выдали тору «для напутствия на честную службу царю и отечеству», отвели при госпитале казенное помещение для молельни, а позднее частную квартиру в доме, освобожденном от постоя войск по приказанию красносельского коменданта.
После увольнения в отставку по выслуге лет в 1867 году иудеи уже на свои средства наняли комнату (около 19 квадратных метров) для молельни в Коломенской слободе, в доме Серина. Летом ее посещали все нижние чины из евреев, приезжавшие в Красное Село со своими полками на учения и маневры, а зимой — нижние чины той части, которая находилась в Красном Селе для содержания караулов.
Вскоре в столице и окрестностях было разрешено проживать евреям, получившим образование и евреям-ремесленникам. Своих построек иудеи не имели, но снимали квартиры и лавки в домах красносельских крестьян. В доме Гневновых в Павловской слободе держал лавку портной Мовша Кейлин, другой портной, Вульф Гинзбург, жил в Братошинской слободе, в доме Телятниковой. Там же проживал часовых дел мастер Янкель Гиммельблюм. Неподалеку, в доме А. Шалберова, ремонтировал часы Самуил Соминский. В том же доме находилась знаменитая аптека иудеев Раковских, где ежегодно проходили практику еврейские студенты-провизоры. Супруги Магидей занимались торговлей текстилем: их лавки находились в домах Сазонова и Верещагина в Коломенской слободе. В доме Верещагина также находилась часовая мастерская Исаака Свердлова.
В Красном Селе нередко случались беспорядки, виновными в которых бывали лица разных национальностей. Но обвиняли во всех бедах именно евреев, а в 1873 году в высших кругах рассматривали инициативу о запрете на их проживание в Красносельской и Дудергофской волостях. Лишь в МВД вступились за иудеев и напомнили, что по закону за преступления отвечают конкретные лица, а не все евреи. В итоге из Красного Села была выселена наиболее «вредная личность» — шлиссельбургская мещанка Черна Кушелева, обвиненная в создании публичных домов.
В 1888 году нашелся повод для закрытия еврейской молельни: неместный пьяный еврей затеял в ней ссору, местные иудеи обратились в полицию, а та, вместо составления протокола, закрыла приход, чтобы исключить скандалы в будущем. За помощью евреи обратились к губернатору, а отставной рядовой Мовша Кейлин написал напрямую великому князю Владимиру Александровичу. Единственное, чего удалось добиться – разрешения на молитвы по праздникам, для чего красносельскими комендантами отводились барачные помещения.
В НАЧАЛЕ ПРОШЛОГО ВЕКА
Ситуация изменилась к лучшему после февраля 1903 г., когда был опубликован манифест Николая II, расширявший свободу вероисповедания. В марте того же года красносельские евреи обратились к губернатору с просьбой проводить богослужения в квартире Самуила Гиршевича (Григорьевича) Файвиловича, но получили отказ и предложение посещать синагогу в Петербурге.
Вскоре сменился губернатор, он разрешил красносельским евреям молиться в честь праздников с 28 августа по 20 сентября 1904 г., а красносельский комендант отвел под эту цель помещение в здании Штаба Лагерного Сбора. По окончании праздников на имя губернатора поступило коллективное обращение об открытии постоянной молельни, поданное уполномоченным от 22 еврейских семейств, С. Г. Файвиловичем. Уже в декабре 1904 г. местному приставу пришла телеграмма: «Объявите Файвиловичу, губернатор разрешил совершить молитву в наемном помещении». Разрешение Департамента Духовных дел было получено 30 января 1905 года. Молельня была оборудована С.Г. Файвиловичем в доме Телятникова в Братошинской слободе и удостоилась благодарности императора. При молитвенном доме было создано хозяйственное правление, старостой и председателем молельни был избран С.Г. Файвилович, а раввина приглашали из Петербурга.
Вспыхнувшая в 1905 году революция разделила красносельских евреев на две «враждующие партии»: евреи из воинского сословия выступали за прежний порядок, а евреи-ремесленники желали перемен, что провоцировало много вольных разговоров. Поэтому, памятуя о закрытии молельни в 1888 году, С.Г. Файвилович настаивал, чтобы на религиозных собраниях присутствовал полицейский. В результате 30 августа 1908 г. С. Соминский, И. Свердлов и Я. Гимммельблюм за спиной С.Г. Файвиловича провели собрание в молитвенном доме, где сняли С. Г. Файвиловича с должности и избрали нового старосту. Им стал провизор Красносельской аптеки – Эдуард Вейнберг, человек, безусловно, достойный, но до этого момента чуждый до дел молитвенного дома. Он даже пропустил собственные выборы, придя на собрание с опозданием. Местному начальству снятие Файвиловича объяснили тем, что якобы срок его полномочий окончился в марте 1908 года, а он не сдал отчета и не оставил занимаемую должность. Протокол о выборах был направлен на утверждение губернатору. С. Файвиловичу сообщили о случившемся, и он, заручившись поддержкой коменданта, который называл Файвиловича «лучшим из евреев в Красном Селе», направил губернатору жалобу. Подробности дальнейшего развития событий неизвестны, однако С. Соминский и С. Файвилович навсегда остались врагами. Должность старосты занял приятель С. Файвиловича, Гирш Лейбович Беккер, занимавшийся скупкой и продажей скота, сам же С. Файвилович стал секретарем Красносельской еврейской общины, казначеем избрали Якова Моисеевича Арьева. А молитвенный дом был перенесен в дом С. Файвиловича, на современный проспект Ленина, 93.
В годы Первой мировой войны в Красном Селе размещались запасные батальоны, в которых служило много евреев. Тяжелое военное время вызвало среди прихожан усиленное религиозное чувство, и тогда по инициативе С.Г. Файвиловича в марте 1916 г. было подано прошение о назначении сына главного раввина Петрограда, 33-летнего Герца Давидовича Каценеленбогена, на должность отдельного красносельского раввина. Отец Герца лично хлопотал о назначении сына перед сенатором Н. В. Плеве.
26 мая 1916 года тайным голосованием Герц Каценеленбоген был единогласно избран на эту должность сроком на 3 года, став первым и последним раввином Красносельского еврейского общества.
САМУИЛ ФАЙВИЛОВИЧ
Так кто же такой Самуил Файвилович, стараниями которого была открыта еврейская молельня? Его тесть, Моисей Вельдорский, был одним из тех евреев, которые поселились в Красном Селе в 1857 году. После выхода в отставку он переехал в дом Василия Пичужникова в Коломенской слободе и держал там сапожную мастерскую. Позднее в Красном Селе отец Самуила Файвиловича, Гирш, служивший унтер-офицером в Собственном Его Императорского Величества Конвое, занялся кожевенным ремеслом, поселился в том же доме В. Пичужникова и открыл там лавку. Семейное дело росло и процветало, кожевенные лавки отца и сына Файвиловичей открывались в Братошинской слободе (в доме Ступина), в Фабрикантской слободе (в домах Брадовича, Федотова, Гультяевых, Шалберовых) и близ вокзала, в Коломенской слободе (в доме Верещагина). Позднее Самуил открыл в доме Пичужниковых сапожную мастерскую.
В 1897 С. Файвилович арендует участок по соседству (современный пр. Ленина, 93), где строит деревянный дом, и переносит в него сапожную мастерскую, в которой трудилось до сорока подмастерьев.
Существующее сегодня каменное здание он построил позднее, в 1910 году, в нем было две квартиры по пять комнат каждая (одну из них занимала молельня), одна кухня, четыре печи. С 1907 г. имелась своя недвижимость и у жены Самуила, Софии – ее двухэтажный дом находился между домами 95 и 99 по пр. Ленина (утрачен в 2000-х гг.), там также размещалась кожевенная лавка.
Самуил Файвилович был ярким общественным деятелем. В 1901 году он устроил для детей крестьян ремесленное училище при Мариинском двухклассном училище и лично обучал их сапожному мастерству. В мае 1910 г. с его учениками произошел забавный случай: в жандармскую полицию поступило заявление от Файвиловича о бегстве двух мальчиков. Оказалось, что Коля и Миша увлекались чтением рассказов о путешествиях и решили поехать «ловить краснокожих».
В январе 1901 года Самуил Файвилович вступил в местное общество трезвости, а уже в октябре был избран членом Ревизионного Комитета. Когда он попросил выдать соответствующее свидетельство, священник Троицкой церкви Н. Успенский отказал ему, ссылаясь на то, что Файвилович — иудей, а общество — православное. Тогда Файвилович обратился к митрополиту Антонию, и ему не только выдали свидетельство, но и прислали в подарок еврейскую Библию.
К каждым праздникам С. Файвилович устраивал для больных нижних чинов благотворительные обеды. Для местного населения им были организованы два ссудо-сберегательных товарищества, где Самуил принимал участие безвозмездно, а в одном из них состоял председателем извозопромышленного отдела. Но главным его детищем была деятельность по пожарной безопасности. Он стал членом-жертвователем Красносельской добровольной пожарной дружины сразу после ее открытия, а позднее за свой счет учредил 15 дружин в деревнях около Таиц и Красного Села и состоял их начальником. Самуил Файвилович имел много наград и в итоге получил право на потомственное почетное гражданство. Его успехи вызывали зависть неприятелей, и в прессе периодически появлялись злые «анонимки» в его адрес.
ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН
Самуил Файвилович принял февральскую революцию сразу: с марта 1917 года по 28 марта 1918 года он занимал должность казначея Красносельского исполкома. Жители Красного Села доверяли ему, у него на руках было до ста тысяч народных денег, и он ни копейки не присвоил себе. С 1918 г. состоял на государственной службе, работал делопроизводителем, а затем заведующим пожарным отделом при Петроградском УИсполкоме.
Сапожная мастерская к тому времени принадлежала его жене, и уже в октябре 1918 года была реквизирована с товаром. Однако 18 марта 1919 г. состоялось заседание налоговой комиссии местного исполкома совместно с двумя чиновниками из губернского исполкома. На заседании Файвиловича назвали буржуем и предлагали поместить под арест, пока он не выплатит чрезвычайный налог в размере 200 тысяч рублей (для крестьян размер налога был в пределах 100-200 рублей). Комиссия утверждала, что Файвилович «человек практически нечистоплотный, не только какой бы то ни было защиты коммунистической власти, но и службы на какой бы то ни было должности в советской социалистической республике не достоин». Губернские чиновники попытались воззвать к справедливости, указывали на то, что Файвилович политически благонадежен, просили убрать из протокола текст о политической репутации, но местный исполком был в большинстве и принял постановление. От ареста Самуила Файвиловича спасло то, что его не было в Красном Селе, по долгу службы он находился в командировке.
В поддержку Файвиловича пошли письма: от Пожарного уездного комитета, от Всероссийского пожарного общества, от Финской пожарной дружины Лаголова и Кирпунов, от Купчинской дружины, от Никулинской дружины. Они напоминали, что в Красном Селе нет профессиональных пожарных команд и тридцатилетний безвозмездный труд Файвиловича позволяет, согласно декретам, приравнять его к советским работникам, что именно Файвилович был создателем Никулинской дружины, которая несет охрану авиационного имущества Красной армии, находящегося в складах огнестрельных припасов. В итоге из Комиссариата внутренних дел в местный исполком пришло грозное письмо с требованием прекратить преследование Файвиловича и освободить от уплаты налога в таком размере.
В годы НЭПа сосед С. Файвиловича, П.Б. Бандурин, хотел присвоить участок с постройками себе, но суд принял сторону Файвиловича. Самуил продолжил свою общественную деятельность, став председателем Красносельского пожарного комитета и пожарным старостой волости. По его инициативе был отпразднован юбилей Красносельской добровольной пожарной команды, куда были приглашены Г. Е. Зиновьев, Б.Г. Каплун, С. Н. Равич и другие политические деятели тех лет; открыт пожарный рабоче-крестьянский клуб с буфетом и библиотекой; проведено электричество к пожарному депо. А сохранившийся до наших дней свой каменный дом он предложил занять канцелярии пожарного комитета, переехав вместе с семьей из 12 человек в деревянный флигель на том же участке.
Дети С. Файвиловича получили хорошее образование, врачом работал сын Павел и старшая дочь Роза, участница гражданской войны и партизанских красных отрядов. Позднее Файвиловичи-старшие стали коммунистами, работали в Коминтерне и Госторге, ничего не предвещало беды… Но семья Соминских не простила им старых обид. Поступил донос, что еще одна дочь Файвиловича, бывшая замужем за торговцем, после его смерти переехала жить к родителям в Красное Село. Семью обвинили в сокрытии имущества, все описали.
Парадокс заключался в том, что раскулачивание производил учитель Соминский, в свое время командовавший под Красным Селом белогвардейским отрядом, в то время как один из Файвиловичей командовал красногвардейским отрядом и выгонял белых из Красного Села.
Вся красносельская семья Файвиловичей была депортирована в Узбекистан. Уже в 1930 г. прокуратура признала раскулачивание Файвиловичей ошибкой, но вопрос о реабилитации так и не был поднят.
ВОЕННЫЕ ГОДЫ
Судьбы остальных красносельских евреев сложились по-разному. В 1939 году в Красном Селе проживало 125 евреев, в Дудергофе — 120. Летом 1941 года некоторые еврейские семьи были эвакуированы, но часть населения не уехала, и после захвата немцами Красного Села стала жертвой холокоста. По воспоминаниям А.С. Клейна, комендант граф фон Клейст-Рецов перевешал всех обнаруженных евреев и цыган Красного Села. По другому свидетельству евреев расстреляли на берегу Безымянного озера. Не щадили даже стариков — так, после оккупации Дудергофа нацисты расстреляли 82-летнего Лейзера Магарила, проживавшего в доме 1 по Ореховой долине. 3 апреля 1942 года Эйнзатцгруппа А докладывала в Берлин: «В настоящее время количество евреев неизвестно. В общем, можно допустить, что только несколько еврейских жителей ухитрились бежать. Округа Пскова, включая Порхов, Лугу и Красное Село, свободна от евреев».
В Красном Селе после гибели взрослых оставалось много беспризорных детей. Заведующая детским домом В. Г. Кепп из наиболее крепких ребят организовала рейды по Красному Селу. Отряды прочесывали дома и чердаки опустевших полуразрушенных домов, где находили истощенных замерзших детей. Ребята согревали их своим телом, а потом доставляли в приют. Возможно, так в приют попали еврейки, сёстры Сильд. Рискуя своей жизнью, жизнью сотрудников детского дома и воспитанников, В. Кепп оставила девочек в приюте. Их выдавали за грузинок. Одна из воспитательниц, Галина Смирнова, когда-то со своими родителями жила в Закавказье, немного знала грузинский язык и обычаи. Она научила девочек читать стихи по-грузински и исполнять грузинские танцы. Благодаря этому сёстры Сильд выжили.
СЕМЬЯ АРЬЕВЫХ
Многие евреи, рожденные в Красном Селе, к началу войны получили образование и переехали в Ленинград. Среди них – дети бывшего казначея еврейской молельни Якова Арьева, жившего в Красном Селе (в доме Аникина в Братошинской слободе) с 1877 г. и владевшего мастерской железных изделий. В семье Арьева было двенадцать детей, разница между старшим и младшим ребенком составляла 25 лет. Все они родились и учились в Красном Селе. Младший сын, Тувий Яковлевич, был военным, хирургом, ученым, преподавателем, основоположником учения об ожоговой болезни, под его руководством по всей стране были созданы ожоговые центры. Во время войны Тувий Арьев служил на Карельском фронте, где познакомился с Юрием Германом и сохранил с ним дружбу на всю жизнь. Именно Тувий Арьев был консультантом фильма «Дорогой мой человек» и одним из прототипов главного героя, роль которого блистательно сыграл Алексей Баталов.
Старший сын, Моисей Арьев, стал кардиологом. В силу возраста он успел поучаствовать в дореволюционной жизни красносельских евреев: подписывался под прошениями об открытии молельни, заведовал лавкой отца. Учась в университете, ездил в город из Красного Села на поезде по студенческой скидке. Завершил своё образование Моисей Яковлевич в Германии и впоследствии стал заслуженным деятелем науки. В 1918 г. у него родился сын, Юрий Алексеевич (Моисеевич) Арьев. Его судьба тоже связана с Красным Селом – он долгие годы работал управляющим треста «Мостостроя № 6», на базе которого был организован «Мостоотряд № 19». Именно в этот период в центре Красного Села было возведено здание управления «Мостоотряда» — второе сохранившиеся до наших дней здание на проспекте Ленина, так или иначе связанное с историей еврейской общины.
Анастасия Рубаник
Публикация выполнена при поддержке Ассоциации выпускников СПбГУ
Источник