Кто построил дом в уральске

Уральскому дому Карева — 105 лет


В Уральске Большой дом Карева знают все. Вот уже больше ста лет он является центром культурной жизни города.

И не только. Еще с царских времен и по сей день, в нем размещаются лучшие городские магазины. За всю историю дома в нем квартировали свыше ста (!) различных учреждений.
Однако помимо радостных и значительных для истории воспоминаний дом к своему юбилею накопил целый воз проблем.
История постройки Каревского дома, как гласит народная молва, началась с того, что купец Овчинников построил свой двухэтажный дом.
Построил и давай хвастаться перед другими купцами: «Я на балконе своего дома каждый день пью чай и любуюсь рассветом и закатом». Так надоел он своим хвастовством купцу Кареву, что тот сказал: «Полюбовался и хватит, больше не будешь». Прямо напротив дома Овчинникова он построил свой, вдвое выше и в несколько раз больше.
Однако грандиозное по тем временам строительство не принесло счастья Александру Тимофеевичу. А напротив стало причиной его гибели. Рассказывают, что в день новоселья, купец узнал о том, что строительство фактически его разорило. В праздничный вечер вместе с многочисленными гостями он изрядно выпил, затем вышел на балкон и на глазах у прогуливавшихся горожан упал с него и разбился насмерть.
Сделал ли он это намеренно или упал случайно до сих пор неизвестно. Этот факт, наряду со многими другими, остается одной из тайн Каревского Дома.
Позже в годы революции, в селе Серебряково скончалась от тифа и хозяйка дома — Дарья Федоровна, куда она бежала, опасаясь преследования большевиков.
С момента смерти своего создателя Большой Дом, как до сих пор величают его уральцы, зажил своей особенной жизнью, став неотъемлемой частью истории города.
Александр Тимофеевич строил Дом как торговый, доходный. И потому, согласно его замыслу, первый этаж сдавался под магазин, второй под офицерское собрание, потом его занимал Коммерческий клуб. А на третьем этаже размещалась гостиница, о чем еще не так давно свидетельствовало слово «номера», выведенное крупными черными буквами на северном торце здания. Номера в Каревском Доме считались лучшими в городе. Недавно слово закрасили. Хорошо, что еще не сняли с фронтона здания табличку с датой постройки «1900 год», но об этом отдельно.
А тогда, в годы молодости Дома до утра гремели балы в офицерском собрании, в Коммерческом клубе на втором этаже. А на третьем этаже, начиная с 1914 года, шумные гимназисты резвились в перемены.
После революции первый этаж также отводился под магазины, второй под различные учреждения, позже частично был отдан публичной библиотеке. На третьем этаже одно время также была гостиница, затем — редакция областных газет «Приуралье» и «Орал онiри».
В годы Великой Отечественной в Каревском Доме располагался госпиталь. Уральские школьники устраивали для раненых бойцов концерты. Зрителей усаживали прямо на ступени парадной лестницы, ведущей на второй этаж, а вестибюль внизу использовали как сцену. После войны на втором этаже расположилась Народная филармония. Кстати, по акустике зал Уральской областной филармонии считается лучшим в Казахстане. В этом зале выступали многие звезды казахстанской и российской сцены.
А не так давно Марат Бисенгалиев создал в Уральске камерный оркестр из местных дарований. Причем он подарил музыкантам уникальные инструменты 19 века, которые привез из Великобритании. Теперь на выступления оркестра уральцы могут попасть не чаще двух раз в год, такой плотный график гастролей у талантливого коллектива.
О Каревском доме, о людях в разные годы работавших здесь, можно рассказывать очень долго. За сто пять лет Дом накопил много радостных и не очень историй.
К одной из трагических можно отнести и историю медленного разрушения самого дома. Годы не щадят и здания. Ржавели и разрушались водосточные трубы. Стекавшая с крыш вода подтачивала углы, да и весь фундамент Дома. Заливаются водой довольно часто подвальные помещения. Едва держатся великолепные кружевные балконы на затейливых чугунных кронштейнах.
А 25 марта 2000-го зачем-то разрушили арку ворот. Вместо нее сделали другую, из силикатного кирпича. Могли бы и не стараться. Белая арка с домом из темно-красного кирпича сочетается также как седло и корова. Правда, городские власти сделали и кое-что хорошее. В сентябре 2001-го закончились строительно-реставрационные работы в Каревском, вернее не во всем доме, а только на фасаде и внутри той половины второго этажа, что занимает филармония.
Реставрацию вело ТОО «Бонита инженеринг», за что ему — ТОО огромное спасибо от уральцев и всех казахстанских ценителей старины. Мастера постарались на славу. Двери и бронзовую фурнитуру привезли из Москвы, мебель и люстры — аж из Италии. Парадные лестницы до третьего этажа теперь из мрамора или под мрамор, а выше — обшарпанные, стертые за столетие каменные ступени.
Вестибюль на первом и холл на втором тщательно отделаны. Покрашен фасад и торцы здания, перекрыта крыша. Филармония преобразилась, но она занимает только часть Дома. Почему-то библиотеку, притом одну из старейших по собранию книг в Казахстане отремонтировать не посчитали нужным. Это и понятно. Заезжие знаменитости и городское начальство в библиотеку не заходят. С глаз долой — из сердца вон, согласно этой поговорке и ведут себя местные чиновники.
Раз библиотека не на виду, то и ремонтировать ее не стоит. Она же для народа. А то, что в ней хранятся жемчужины культурного наследия, библиографические редкости, так кто это теперь знает и помнит? Уж во всяком случае, не городские чиновники.
К тому же многочисленные арендаторы постоянно устраивают на первом этаже Дома всевозможные ремонты и перепланировки, меняют внутренний и внешний дизайн. Уродуя тем самым весь фасад здания и весь его архитектурный облик.
В России уже действует закон, согласно которому любой нувориш, пожелавший купить в собственность или арендовать памятник архитектуры, обязан провести на свой счет реставрационные работы под контролем муниципального архитектора, да так, чтобы максимально воссоздать первоначальный облик, внутреннюю отделку и обстановку(!), изначально задуманную проектировщиками здания.
Если это условие не выполняется, то права на собственность или аренду отнимаются государством. А у нас кто во что горазд. Памятник там или не памятник, кто как хочет, так и переделывает. Стоило бы эту практику прекратить, особенно учитывая тот факт, что архитектурных памятников в Казахстане не так уж и много. И закон, подобный российскому о сохранении архитектурного наследия нам бы тоже не помешал.
А пока остается надеяться на качество старинных материалов и добросовестность строителей прошлого, благодаря которым до наших дней достояли многие здания, в том числе и Большой Дом Карева.

Читайте также:  Построить дом из цсп панелей

Источник

Город Орал. Что стало с землёй уральских казаков в независимом Казахстане?

Материал содержит информацию о товарах, употребление которых может навредить вашему здоровью.

Проехав казахстанскую границу в Озинках и переведя стрелки на 2 часа вперёд, мы быстро поняли, что в Саратовском Заволжье дорога совсем не так уж и плоха — по колдобинам и ямам, по зубастым колеям, по грунтовкам в степи, которыми водители предпочитали объезжать совсем непроезжий асфальт, сотню километров от границы до Уральска мы одолевали часа три.

А могли бы и дольше — но дорога сейчас активно реконструируется, и всё перечисленное в прошлом предложении исправно чередовалось с участками новенького чёрного асфальта. На самом деле в таком состоянии (только даже без реконструкции) большинство дорог, ведущих к российским границам, и между Атырау и Астраханью, Актюбинском и Орском всё ещё хуже. А вот из Уральска на Самару дорога оказалась вполне приличная — но её мы проезжали на обратном пути.

Кругом — лишь зелёная степь, редкие сиротливые посёлки, да элеваторы у станций, довлеющие над пространством словно кафедральный соборы. Станции — на старейшей в Казахстане бывшей Рязано-Уральской железной дороге, пришедшей сюда через Энгельс (тогда Покровск) в 1893 году. Казахстанские железные дороги с той поры разрослись в мощную систему, по многим пунктам (вроде сети скоростных поездов «Тулпар») опередившую железные дороги России.

А начиналось всё именно здесь, и вот эти мосты да вокзальчик (1894) на второстепенной станции Таскала — старейшие железнодорожные постройки Казахстана. Сейчас эта линия, впрочем, от остальной сети изолирована — восточнее Уральска её прерывает выступ российской территории с городом Соль-Илецк. Движение здесь точно есть, в том числе поезд Москва — Алма-Ата, но не сказать, чтобы очень активное — за несколько часов пути мимо нас не прошло ни единого поезда:

Вот и сам Уральск показался впереди, и с 2009 года, когда я приезжал сюда впервые, вид его стал более уютным и цветастым. Как, на самом деле, и у всего Казахстана, за те 8 лет, что я его знаю, оказавшегося страной действительно развивающейся. Казахстан-2009 мне показался бедным и диковатым и я был рад, когда унёс оттуда ноги; в 2011 и 2012 я видел эту страну деловитой и успешной, но тяжёлой для оказавшегося в ней человека, и сам именно в Казахстане имел худшие неприятности за всё время моих путешествий. В 2015-м здесь ощущалась уже сытая зажиточность, но лишь в последнюю пару-тройку лет к зажиточности этой прибавилось какое-то особое «человеческое лицо».

Помню, как в 2011 году в «коллективном такси» под Экибастузом казашка, вернувшаяся на родину после нескольких лет в Новосибирске, говорила, что при сопоставимых зарплатах и более высоких пенсиях, по развитию общества от России Казахстан отстаёт на 5-6 лет, и вот сейчас я вспомнил её слова. Да, чисто на уровне ощущений сейчас здесь вполне себе «наш» 2013 год, когда водитель только-только научился возражать обнаглевшему гаишнику на трассе, а человека с фотоаппаратом перестали принимать за шпиона.

Уральск стоит в почти равностороннем треугольнике рек Урал и Чаган, на острие которого — Курени, тот самый Яицкий городок, зародившаяся в кровавом 16 веке непокорная казачья вольница, против России и её царя бунтовавшая чаще, чем любой из среднеазиатских народов, и даже невзирая на переименования Яика и в Урал.

Но здесь же бывали Александр Пушкин, Василий Жуковский, Лев Толстой, Фёдор Шаляпин и даже цесаревичи Александр и Николай, будущие «царь-освободитель» и последний император соответственно. В Куренях — похожий на бункер казачий собор 18 века и хоть на пару брёвен подлинна изба Емельки Пугачёва. В общем, Уральск — действительно интересный город.

Но тогда я не выходил за пределы речного треугольника, в этот раз же мы приехали с «наружной» стороны, где Уральск продолжают посёлки Зачаганск (32 тыс. жителей), Деркул и Круглоозёрное в этом типично постсоветском «полунезависимом» статусе не районов, но посёлков, однако в составе более крупного города. У развилки дорог на Саратов и Атырау — Зачаганск:

А переезжая сам Чаган по плотине, я едва успел достать фотоаппарат, сначала растерявшись от неожиданности: последнее, что ожидаешь увидеть на степной реке — это военный корабль! Назывался он, что характерно, «Мангышлак» (вернее, на казахский манер — «Мангистау»):

Но как ни странно, расположенный за тысячи километров от «полноценных» морей Уральск — город военно-морской. Стал таковым он почти случайно: в 1941 году, когда СССР практически лишился западных морей, из Ленинграда вглубь страны эвакуировался основанный 20-ю годами ранее завод «Двигатель». Можно подумать, что его везли на Дальний Восток, да не дотащили, обронив в степи по дороге, но скорее всего в выборе места был свой резон — например, быстро усилить новыми катерами флот на Каспийском море.

Как бы то ни было, завод «подводных лодок в бескрайней пустыне» в Уральске прижился, исправно строил катера, спускавшиеся в Каспий и Волгу да расходившиеся через каналы по всем пяти морям, и что ещё страннее — сумел выжить после распада СССР. Ныне он называется «Зенит», его компактная и невзрачная площадка вплотную примыкает к центру близ Татарской слободы, а важнейшая его продукция — боевые катера для береговой охраны Казахстана на Каспийском море. Вот и ракетно-артиллерийский корабль (фактически большой катер) «Мангистау» проекта «Казахстан» спустили на воду за три дня до нашей поездки:

И подозреваю, что самое впечатляющее зрелище в Уральске — то, как именно их спускают на воду, потому что слип и верфи расположены по схеме «баня с раздевалкой через дорогу». Дело в том, что «Зенит» стоит хоть и недалеко от реки, но не выходит к ней непосредственно, да и плотина ниже по течению не предусмотрена для пропуска судов. Поэтому «изделия» перевозят на слип за плотиной автотрейлером, и серый корабль на улицах города, надстройки и орудия над крышами одноэтажных предместий — думаю, зрелище незабываемое.
Памятник на набережной Чагана (1969) на полпути от слипа до завода:

А плотина у слипа — не преемница ли старинного учуга, заслона для идущей на нерест рыбы, у которого она скапливалась плотными косяками, становясь лёгкой добычей для ловцов. В 17-18 веках на Яике и в дельте Волги стояло множество учугов, но яицкие были снесены в 1752 году, волжские — в 1802, и лишь под Уральском как привилегия казаков учуг просуществовал до 1917 года. Река тогда была столь обильна рыбой, что её натиск порой ломал учужные колья-«кошачины», и отгонять осетров приходилось пушкой. Ниже плотины в Уральске остался Учужный затон, а исторические следы исчезнувших учугов встречаются на Яике тут и там:

историческое фото из открытых источников

Читайте также:  Построить частный дом москва

В самом Уральске за десятилетие отреновировали акимат в национальном стиле:

Поставили несколько скульптур и инсталляций:

Соорудили несколько офисов и торговых центров в духе хай-тека:

Запустили характерные двухцветные автобусы, наверное подержанные откуда-то из дальней Азии:

Снесли памятник революционерам напротив университета да открыли на окраине огромный супермакрет «Метро», в котором нашлось место и лавке с кумысом, шубатом и куртом. Что ещё стало для меня новым — минимум дважды мы натыкались на людей, почти не понимавших по-русски, и это при том, что русских в Уральске около 40% населения. На самом деле я не знаю, случайность это или тенденция, но если тенденция — то печальная: теоретически казахи могут забыть русский язык гораздо быстрее, чем узбеки, таджики или киргизы — ведь на заработки в Россию им не ездить.

А вот такому вот сюжету с голливудским поцелуем на фоне новенькой мечети — думаю, позавидует и Евросоюз:

Обычный двор в советских районах Уральска:

Ещё какая-то индустрия ближе к окраинам. Помимо военных катеров, при Советах на родине Пугачёвского бунта делали ещё и крупнокалиберные пулемёты.

А вот так название «Уральск» пишется по-кахазски, и честно, лучше бы его переименовали обратно в Яицкий городок (Жаик-Кала):

В Уральске мы провели битых три часа, пока меняли валюту в двух разных пунктах (нас было четверо, а тенге в первом обменнике хватило лишь на троих), искали супермаркет и затаривались продуктами в дорогу (включая обязательный для 3/4 команды коньяк «Казахстан» — в меру приличный, но очень дешёвый), покупали сим-карты и просто теряли время на неизбежное «кто в лес, кто по дрова».

Покинув город практически на закате, мы поехали на юг вдоль мелкого извилистого Яика, порой подходившего к самой трассе заболоченными плавнями, в которых так легко представить казачий струг с осетрами да добром персидского купца, кормящего теперь колоссальных сомов где-нибудь ниже по течению:

В Средней Азии не редоксть — обветшалые кресты на фоне нового минарета, а здесь в одном из придорожных сёл — мазары на фоне православной церкви:

Постепенно природа меняется, ведь дорога сотнями километров идёт строго на юг. За Атырау безжалостная степь окончательно вступает в свои права:

И верный символ степных дорог — это столбы. Много-много столбов:

Вместо рек и озёр — белые линзы солончаков:

Но особенность этой степи — в том, что в ней добывают нефть, и именно в Казахстане, ближе к Каспийскому морю, лежат крупнейшие нефтяные месторождения бывшего СССР — Кашаган на шельефе Каспийского моря и Тенгиз в степи на юге Атыраусской области. Первый открыли лишь в 2000 году, второй был известен с 1979 года, а его освоение в 1980-х годах сопровождалось грандиозным взрывом, разметавшим по степям 4 километра скважинных труб, и 200-метровым факелом, который тушили около года (!) и обезвредили лишь подземным направленным взрывом, перебившим ствол.

Строительство было завершено лишь к 1990-му году, но советская инфраструктура досталась «Шеврону» — разработка казахских месторождений подчёркнуто транснациональная, и даже вахтовый посёлок Шанырак с характерными «домами-солнцами», корпуса которых сходятся к крытому двору, в пустыне строили израильтяне. Будь у нас больше времени, может быть мы заехали бы и к Тенгизу, но с трассы видны лишь памятники освоению нефти да факелы объектов поскромнее:

Источник

Эхо Старого Уральска – газета «ИНФОРМБИРЖА news»

(Продолжение. Начало в № 32)

Москва. Здание Думы

Каревы и их дом

Итак, в январе 1899 года «Уральский листок» сообщал: «На днях дом наследников Бизянова на Б.М. окончательно куплен купцом А.Т. Каревым, а в начале марта предполагается приступить к постройке нового грандиозного здания, нижний этаж которого предполагается под магазин, во втором будет ресторан с концертным залом и номера для приезжающих: план постройки грандиозный, здание предполагается таких размеров, что в Уральске такого еще не было».

Известна легенда о том, как купец Карев яростно торговался с купцом и скотопромышленником Овчинниковым за будущий участок. Карев, многократно переплатив, торг выиграл, но отомстил Овчинникову, заслонив солнце его дому своим «небоскребом». Так вот, эта легенда по своей фабуле уходит как раз в это время, в зиму 1899 года. Фактических подтверждений ей нет. В Уральске в это время выходило 3 газеты, причем две из них ежедневные городские. Падкие на местные скандалы и сенсации, они, безусловно, с большим удовольствием и в ярких подробностях описали бы подобные события, случись они на самом деле. Для примера достаточно вспомнить «автомобильное дело» присяжного поверенного Н.М. Логашкина. Но увы, в прессе об этом ни слова. И все же, как говорят, нет дыма без огня. Некие трения между Каревым и Овчинниковым и могли быть. Не ясно только, с кем именно из них. Окна парадных покоев особняка Овчинниковых выходили на восток, глядя на двор дома Бизяновых, что через улицу. До начала нынешнего столетия рядом с домом Овчинниковых на уровне 2-го этажа сохранялась большая терраса с узорчатым кованым ограждением. На ней хозяин, один из братьев или их отец якобы любили по утрам пить чай, наблюдая за улицей. Вряд ли неожиданное строительство по соседству огромного доходного дома могло вызвать восторг Овчинниковых. Пить чай под любопытными взорами новых постояльцев не комфортно. Торг купцов за участок Бизяновых тоже мог быть. Вспомним, что вплотную к дому Карева примыкает бывший магазин Петра Овчинникова, с уцелевшей на парапете монограммой владельца – «ПО». Впрочем, последний был построен несколько позже.

Теперь самое время уделить внимание дому Бизяновых, приобретенному Каревым на слом. Бизяновы одна из старинных уральских казачьих фамилий. Наиболее известен Федот Григорьевич Бизянов, участник заграничных походов против Наполеона, адъютант военного министра Аракчеева, свидетель пребывания Пушкина в Уральске. В 1837 г. он даже временно исполнял обязанность атамана УКВ. По-видимому, великолепный особняк на Большой Михайловской построен Федотом Григорьевичем. К счастью, попав частями в кадры дореволюционных фотографов, эта интересная во всех отношениях постройка не исчезла бесследно. Без преувеличений можно сказать, что это был один из красивейших и крупнейших частных домов на Большой Михайловской улице. Выдержанный в архитектурном стиле русского классицизма, он построен где-то в первой половине XIX века, когда после крупных городских пожаров местная аристократия отстраивала новый Уральск.

Читайте также:  Как построить 2 этаж дома схема

Терраса особняка Овчинниковых

В соответствии с традициями классицизма, строго симметричное здание было по центру оформлено парадным крыльцом в виде огромного шестиколонного портика, причем колонны тосканского ордера необычно строены. По второму ярусу на колоннаде устроен обширный балкон. Особняк Бизяновых напоминал классическую барскую усадьбу и расположен по «барски», посреди огромного участка, с двумя воротами справа и слева от дома. По своей архитектуре он близок к сохранившемуся дому Мизиновых. Непосредственно до сноса, помимо Управления караванного отделения, в доме Бизяновых размещался отель Крутилина и ресторан Вержинского. В большом дворе находились многочисленные дворовые флигели, включая кухмистерскую.

К середине 1899 года Карев начал расчищать купленный участок. В №78 «Уральский листок» в заметке под названием «Грандиозные постройки нашего города» сообщал: «Постройка большого здания под магазины, ресторан и номера на Б.М. ул. будет начата г. Каревым с будущей весны. Стоящий ныне на этом месте дом разбирается. С постройкой этого здания в Уральске будет пополнен большой пробел. Г. Карев предполагает строить свое здание по образцу столичных. Все здание будет освещаться электричеством: в нем будет устроен водопровод. Зал ресторана будет сделан в 2 света, в боковом корпусе будут большие и маленькие квартиры. Если все это осуществится, то г. Карев не будет в убытке».

С момента приобретения участка наступил ключевой этап, о котором у нас нет совершенно никаких сведений. Карев заказал проект будущего здания. В Уральске архитекторов и инженеров, готовых справиться с такой задачей, не было. Где и кому поручен этот проект, неизвестно. Можно лишь предположить, что, в силу возможных тесных связей, Карев мог заказать проект в одном из проектных бюро Самары, что вовсе не отрицает участие архитекторов из иных городов. Новый доходный дом спроектирован в так называемом «псевдорусском» стиле. Характерные кокошники в обрамлениях окон 3 этажа, богатый кирпичный карниз из древнерусских «ширинок» и арок, шатровые завершения кровли – характерные черты этого романтического стиля, использовавшего архитектурные мотивы эпохи Московской Руси. Все декоративные элементы оформления стен выложены из фигурного кирпича, без лепнины и штукатурки, что гарантировало долговечность и минимум усилий по внешнему ремонту фасадов. В архитектуре Уральска это единственный пример «псевдорусского» стиля. Век модерна еще не наступил, поэтому «национальная» архитектура в купеческой среде была очень популярна и, по-видимому, импонировала Кареву. В России к этому времени выстроили значительное количество интересных зданий в этом стиле. Наиболее известны московские Верхние торговые ряды и здание Исторического музея на Красной площади, Большой ярмарочный дом в Нижнем Новгороде. Видными зодчими, работавшими в этом стиле, были братья Чичаговы из Москвы. Дом Карева в чем-то похож на некоторые их проекты, особенно на здание московской городской думы.

Особняк Бизяновых

Любопытно, что одно из красивейших зданий старой Самары – театр, который Карев конечно же видел, построен по проекту Михаила Чичагова также в псевдорусском стиле. Но не будем строить никаких догадок, имя автора проекта дома Каревых остается неизвестным. Напомним лишь еще раз, как писали газеты: «г. Карев предполагает строить свое здание по образцу столичных». Участие столичных архитекторов вполне возможно.

Отдельный вопрос вызывает финансирование проекта. Вряд ли у Карева, при всей его состоятельности, были изначальные средства на полное строительство дома. Газеты озвучивали огромную для Уральска стоимость постройки – 200 тысяч рублей. Для сравнения, заявленная в 1901 году архитектором В. Чагиным сумма для строительства храма Христа Спасителя (без внутренней отделки) составляла 125 тысяч рублей. Причем, эту сумму Уральское войско собирало много лет. Предприятия подобного размаха обычно совершались с привлечением займов, ссуд и кредитов. Так строились доходные дома Москвы и Петербурга. Карев вряд ли был исключением. Имея детально просчитанный бизнес-план, он строил на заемные средства. Это проект на столетие, доходный дом должен был обеспечить в будущем надежный и стабильный доход потомкам.

1899 год ушел в подготовительных хлопотах. Закупался необходимый материал, шло проектирование, расчищалась и готовилась строительная площадка. Работы вызывали недовольство у городского сообщества. «Уральские войсковые ведомости» призывали к соблюдению порядка в части благоустройства: «Мы неоднократно уже говорили в нашей газете, большинство наших домовладельцев на Большой Михайловской улице не обращают никакого внимания на тротуары перед их домами, так что последние представляют из себя скорее западни, чем удобство для проходящей публики. Из таких тротуаров-западнях укажем покуда на тротуар перед домом Ф.Ф. Скворкина, напротив его – перед домом наследника Меркурьева, не говоря уже о тротуаре, где до сих пор не сняты остатки от сломанного парадного крыльца и совершенно же выбит тротуар перед домом купца Карева, где была кухмистерская Крутилина. Все эти домовладельцы – люди далеко не бедные, а потому и следовало бы теперь же потребовать от них исправление тротуаров, так как не более чем через месяц, по Михайловской улице, особенно по солнечной стороне, будут циркулировать вереницы гуляющих и тогда исправлять будет уже поздно».

Весной 1900 года газеты продолжали жаловаться: «Тротуар против разобранного дома купца Карева на Б. Михайловской ул. как известно, присоединен к двору Карева; взамен тротуара положено по Большой улице две узенькие дощечки, которые с грехом пополам допускают движение пешеходов, но со стороны Мостовой ул. такой замены не сделано, и занятый кирпичом Карева тротуар частью не огорожен, так что идущим по Большой ул. по тротуару близ склада кирпича переправляться через глубокою, всегда изобильную грязью, канаву и тащиться по середине улицы, представляет сущую трясину». Но жалобы газетчиков не останавливали строителей: «В ответ на нашу заметку о крайнем стеснении прохожих складом кирпича на Мостовой ул. купец Карев выложил еще несколько возов кирпича, чуть не до середины улицы». Где-то в это же время, когда достаточно просохла земля, отрыт котлован, состоялась закладка фундамента и освящение новой постройки. Эта дата впоследствии будет увековечена на декоративном щипце на кровле. Во избежание распространенных неверных толкований, повторим:«1900» – год освящения закладки постройки, а не ее завершения. Намеренно или нет, но дата оказалась символичной. Дом стал ровесником нового века, символом грядущего обновления Уральска.

(Продолжение следует)

Кто построил дом в уральске

Автор: Рустам Вафеев
Фото автора

Источник