Кто построил дома в петербурге

Кто отстраивал Петербург? История вложений в доходные дома XIX-XX века

Сейчас в Петербурге наблюдается просто сумасшедший строительный бум, в котором своими муравейниками застраивают свободное пространство все, кому не лень, превращая красивый город в пригороды Гонконга. Но чуть больше века назад город переживал не менее сложное время, а доходные дома вылезали из земли как черви на асфальт после дождя. Так что логично спросить голосом Дудя, за чей же счёт был этот банкет? Кто отстраивал Петербург? Почему даже приходы строили не храмы, а доходные дома?

В предыдущей главе, посвященной внезапному росту доходного Петербурга, мы с вами разбирали причины для массового съезда людей на берега Невы, выдвигая одну логическую теорию. Шутка ли, за 25 лет население нашего города увеличилось на полтора миллиона жителей при условии, что до этого оно не достигало и миллиона! Улицы просто заполоняли люди с котомками. На перроны Николаевского, Царскосельского и Варшавского вокзала высаживались тысячи прежде сюда не ступавших ног, и те с надеждой осматривали роскошные элементы имперской столицы. Впереди была новая жизнь! Нет, были и те, кто победнее, они ехали в обозах или шли пешком в надежде на скорейшее улучшение условий, если конечно старуха процентщица раньше не переломит их судьбу.

2.

Столица манила бывших крестьян, обещала бурный промышленный рост и развитие. Но главное, о чём мы с вами и поговорим, каждому пребывающему нужно было жильё! Застройщики понимали, что ступившая на мостовую многодетная мать с ворохом своих пожитков, молодой телеграфист в дырявом пальто или босой крестьянин, все они и миллионы других не смогут приобрести роскошные хоромы в самом центре и предлагали им в аренду комнаты, квартиры, койки, набрасываясь на них с порога, ну как и сейчас тучные женщины с плакатами «экскурсии» обступают понаприехавших зевак, выходящих с Московского вокзала.

3.

В тот исторический момент очень выгодно было строить, причём строить нужно было много и быстро, толпа ломилась как зомби во время апокалипсиса, а жилых метров катастрофически не хватало. Петербург превратился в дореволюционную версию Дубая, обрастая колоннадой строительных лесов. Многочисленные инвесторы начали вкладывать собственные, а иногда и заёмные средства в постройку новых домов. Петербург рос.

4.

Многие спрашивают, насколько активно он рос. Неужели вот прям так? Придётся ответить цифрами, так что любители букв с аллергией на математику могут этот абзац проигнорировать. Есть в этих наших с вами интернетах такой замечательный портал как citywalls, где ведётся летопись каждого здания Петербурга, даже уничтоженного. Так вот, если верить их исторической разбивке на различные временные периоды, то до 1869 в нашем городе насчитывалось примерно 2500 домов (без деревянных времянок), а начиная с 1870 года и до 1934 было выстроено аж 8174 новых дома. Практически каждый был доходный, практически каждый был новый. Даже Невский проспект в тот период обновился процентов на тридцать, ну и почти все значимые его строения выстроены именно в это время.

5.

Логично спросить, а кто вкладывал свои кровные в постройку? И я отвечу — все! Абсолютно все, у кого в этот момент были деньги. Даже те, у кого их не было, брали взаймы и строили на них. В тот замечательный период вкладывать в недвижимость было исключительно выгодно, потому что срок окупаемости хорошего доходного дома не превышал и двух лет. Двух лет, Карл! Такому не научат даже на слётах «Бизнес молодости».

6.

Как это вообще возможно? Просто в тот временной период государство в лице монарха было заинтересовано в постройке жилья, а не в набивании карманов от бюрократии с земельными кадастрами. Поэтому основным пунктом в графе расходов значилась постройка и проектирование, но никак не выкуп земельного участка. Тем более многим приличным господам эти участки в своё время дарили. Так что, имея на руках земли, легко было вписаться в строительный процесс. Ну и главное, очень много доходных домов строили не просто лица, приближённые к царю, а люди состоящие с ним в родственных отношениях. Сразу у нескольких великих князей Романовых в Петербурге были собственные доходные дома.

7.

При этом некоторые ныряли в строительный бизнес с головой целыми семьям, превращая возведение-аренду-содержание в настоящие фамильные ценности. Так на счету огромного рода Ратьковых-Рожновых числилось несколько десятков объектов коммерческой недвижимости по всему Петербургу, от зерновых складов до дорогих доходных домов. Кстати, они очень много строили именно для взыскательной публики, и можно сказать, что именно они ввели моду на недвижимость бизнес-класса. Более того, они вкладывали денежные средства даже в окружавшую их дома инфраструктуру. Например, один из членов этой семьи ходатайствовал о расширении Ново-Калинкина моста сугубо в собственных интересах для более удобного проезда в центр от их нового доходного дома.

8.

Но зачастую в застройщики метили довольно экзотические организации, направляя полученные средства в крайне выгодный бизнес, например червонцы в строительство вкладывали приходы Латышской и Шведской церкви. Так же за счёт пожертвованных средств отстроились и доходные дома католической церкви святой Екатерины. Вернее как, дома существовали ещё со времён Анны Иоанновны, но к 1895 году архитектор Клевщинский, получивший монеты от святой обители, надстроил дома до пяти этажей и немного изменил фасады, дабы католическая церковь могла ещё больше заработать на мирских делах.

9.

Не обошли стороной стройки века и представители еврейской нации. Ну как же без них? Среди крупных инвесторов замечены торговцы железом, инженеры-строители, купцы разных гильдий. Среди известных имен — Марголины, Яполутер. Короче, в городе строили все, кто только мог, рассчитывая за пару лет снять все сливки с понаприехавшего населения. Даже архитекторы, которые получили заказы на парочку строений, в последствии строили доходные дома от своего имени.

Читайте также:  Как построить загородный дом из бревна

10.

Продолжение следует…

Глава I. Как крестьяне изменили Петербург?
Глава II. Кто отстраивал Петербург?
Глава III. Раньше строили лучше?
Глава IV. Как снимали жильё?
Глава V. Что такое хорошая квартира?
Глава VI. Да будет свет!
Глава VII. Идеальная квартира. Сколько комнат вам нужно?

Хотите больше увлекательных историй? Тогда подписывайтесь на мой телеграм-канал, на инстаграм, ну или на Дзен, ведь там тоже бывают жаркие дебаты.

Подписаться на обновления
Я в других социальных сетях:

Все фотографии в этом посте сделаны мной, в противном случае указана ссылка на источник. Весь материал принадлежит автору, полная или частичная публикация без моего согласия запрещена. При подготовке статьи могли быть использованы различные источники, но слова и текст авторский. Разрешение на использование можно запросить по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.

По вопросам рекламы и предложений писать на почту v.alkopona@gmail.com

Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.

Источник

5 известных и красивых доходных домов Петербурга

фото автора (Толстовский дом)

Петербургский доходный дом-это не просто дом, приносящий доходы владельцу. Он является символом целой эпохи, воплощая дух делового и капиталистического Петербурга второй половины XIX века. В то время доходные дома в Петербурге строились с невероятной скоростью, и быстро заселялись жильцами разных социальных слоев. Роскошные многокомнатные апартаменты на нижних этажах занимали богатые генеральские семьи, чиновники, а в маленьких комнатах, углах верхних этажей и чердаках, ютились нищие студенты и многодетные семьи. Жители нижних этажей попадали к себе домой по парадным лестницам, где их встречал швейцар, а жители чердаков шли к себе по грязным черным дворовым лестницам…

1. Толстовский дом (Ул. Рубинштейна, 15-17)

Толстовский дом (фото автора)

Этот дом построил архитектор Ф.И. Лидваль в стиле северного модерна в 1910-1912 годах. Первым его владельцем был граф Михаил Павлович Толстой. Фасады дома выходят на улицу Рубинштейна и Фонтанку. Оригинальность постройки заключается в том, что три двора, соединяются проездами, образуя целый жилой квартал с великолепной внутренней планировкой. Тройные арки ренессансного типа оформляют проезды во двор с двух сторон. Эти дворы очень известные тем, что в них снимались отрывки многих популярных фильмов: «Бандитский Петербург», «Зимняя вишня», «Вам и не снилось». Жили тут творческие и известные люди: поэт Е.Б. Рейн, писатель А.И. Куприн, певец Э.А. Хиль, художник М.М. Шемякин, балерина И.А. Колпакова и другие.

2. Доходный дом П.П. Вейнера (ул. Чайковского, д. 38, пр. Чернышевского ,д.9)

Доходный дом П.П. Вейнера (фото автора)

На углу улицы Чайковского и проспекта Чернышевского расположен великолепный доходный дом П.П. Вейнера, построенный в стиле эклектики в 1892 году. Дом богато и красиво украшают: атланты, грифоны, львиные головы, мужские маскароны — мужские головы, вытесанные из мрамора. Угловой эркер венчает изящная башенка и флюгер с датой постройки. В доме жил Петр Петрович Вейнер более 30 лет. Он был историком и директором музея «Старый Петербург». Некоторое время тут располагалась редакция журнала «Старые годы».

3. Доходный дом Иды-Амалии Лидваль (Каменноостровский проспект, д.1-3)

Доходный дом Иды-Амалии Лидваль (фото автора)

По адресу Каменноостровский проспект, д. 1-3 находится доходный дом Иды-Амалии Лидваль. Его стены богато украшены скульптурными рельефами с изображениями зверей, птиц, стилизованных растений. Окна имеют разную форму. Природный камень удачно сочетается с керамической плиткой и разно фактурной штукатуркой. Ида-Амалия-это мать архитектора Федора Ивановича Лидваля, для которой он и построил этот великолепный дом. Он жил на третьем этаже в пятикомнатной квартире № 23. В здании также размещалась трудовая школа национальных меньшинств и два детских дома. Знаменитые жильцы дома: художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.

4. Дом К.И. Розенштейна (Большой проспект ПС, д. 75 и Каменноостровский пр-т, д. 35, ул. Льва Толстого, д. 2 )

Дом К.И. Розенштейна (фото автора)

На площади Льва Толстого стоит красивейшее здание-доходный дом К.И. К. И. Розенштейна (Дом с башнями). Он напоминает средневековый английский замок. Построили его в 1915 году в стиле неоклассицизма. Константин Исаевич Розенштейн был архитектором и владельцем этого дома. Квартиры в нем были оборудованы по последнему слову техники. В квартирах имелись газовые плиты, встороенные шкафы, в ванных комнатах установлены калориферы для сушки полотенец. В доме с башнями жили писатель Леонид Андреев и оперный певец Александр Давыдов. На первом этаже здания сейчас расположен театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова.

5. Доходный дом И.В. фон Бессера (Владимирский проспект, д.9)

Доходный дом И.В. фон Бессера (фото автора)

Доходной дом И.В. фон Бессера построен в стиле северного модерна в 1901 году. Автор проекта этого дома точно неизвестен, но предположительно его построил финский архитектор К. А. Шульман. Владел домом статский советник и служащий Императорской канцелярии Иван Викторович фон Бессер. Детали фасада интересны своей тонкой графикой, которая переходит в изящную резьбу каменного портала. Традиционную стилистику «северного» модерна выдает орнаментальный фриз из ветвей и шишек, герб домовладельца со «знаковым» изображением филина. Через весь фасад здания проходит необычный архитектурный элемент-открытая галерея-балкон. Раньше нижние этажи занимал «Дом трудолюбия для образованных женщин» и приемная канцелярия. Сейчас в здании расположен торгово-гостиничный комплекс «Владимирский пассаж» с отелем «Достоевский». Седьмой этаж занимает бар «Раскольникова». В начале 2000-х годов дом подвергался значительным перестройкам.

фото автора

Буду очень рада, если Вы поставите статье «нравится»! Подписывайтесь на мой канал! Впереди еще много интересного…

Вам могут быть интересны статьи: Что скрывается за дверями питерских парадных… и гуляем по Невскому: дом Зингера

Читайте также:  Как построить фундамент для печи в доме

Источник

Градостроительство по-царски. Как, из чего и какими силами Петр I создал свой город

Сколько всего создал Петр Великий, не поддается простому перечислению, но самое его значительное творение, которое не только живет уже более трех веков, но и активно развивается, — это, конечно, город, который создан его руками, по его чертежам, носит его имя и который император фактически подарил сам себе на день рождения. Этот город многие считают одним из красивейших на Земле. 

«То, что Петр I, основав Санкт-Петербург, лично участвовал в строительстве и контролировал всех и вся, — это точно. Насколько он был архитектором — вопрос. Тогда еще даже такой профессии не существовало в нашем восприятии этого слова. Но он делал город — новый, под себя», — отмечает главный научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга Марина Логунова.

Дата основания Санкт-Петербурга хорошо известна — 16 (27 по новому стилю) мая 1703 года. Именно в этот день на одном из островов только что отвоеванной у шведов территории на берегах Невы заложили деревянную крепость, которую Петр назвал Санкт-Петербургом.

«На закладке первой дерево-земляной крепости самого Петра не было. Тогда еще не понятно было, наши земли или не наши: может, их шведы отвоюют», — говорит Логунова. Закладка каменной крепости, как отмечает историк, состоялась, когда уже стало понятно, что здесь будет город, что граница государства отодвинулась за Нарву, уже появились корабли молодого российского флота и Северная война стала разворачиваться в более благоприятном для России ключе.

«Именно в день своего рождения в 1706 году Петр начинает строительство каменной крепости Санкт-Петербург, кладет закладной камень, начинает перестройку крепости в камне», — уточняет Логунова.

Чертежи с отпечатками пальцев

Поскольку город строился с нуля, Петр смог воплотить в нем принципы европейского строительства и применить собственные знания и «шпаргалки» из иностранных книг. Строительство Санкт-Петербурга должно было вестись, по его замыслу, не стихийно, а по плану (который тем не менее постоянно менялся по воле царя и под влиянием обстоятельств), здесь же впервые в России внедрялась практика типовой застройки.

«Не получив стройного образования, Петр Великий всю жизнь продолжал учиться самостоятельно. И помочь ему в этом были призваны книги из его библиотеки. Важным подспорьем в работе царя-зодчего оказывались теоретические трактаты Витрувия, Палладио, Скамоцци, Виньолы», — указано в опубликованном исследовании петербургского Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА).

По оценке исследователей, Петр активно применял чертежи, воспроизведенные в европейских изданиях, и этим легко объяснить наличие в петровской архитектуре «голландизмов», «галлицизмов» и «англицизмов».

«Замечательно, что большинство книг из библиотеки Петра, посвященных строительству и архитектуре, явно были в работе — на их полях пометки, надписи, переводы иностранных текстов на русский язык того времени. Некоторые листы затрепаны. Нижние углы даже очень ценных фолиантов в буквальном, а не в переносном смысле слова хранят следы рук Петра — характерные, сильно удлинненные отпечатки запачканных работой пальцев. Он пользовался своей библиотекой как инструментом энергичной архитектурной и строительной деятельности, используя ее в качестве источника идей, почерпнутых из практики современной ему европейской архитектуры барокко и классицизма», — говорится в исследовании КГА.

Работа художника Пьетро Новелли «Основание Санкт-Петербурга»

© Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images

Французская архитектура Петру не нравилась, потому что дома строились не из кирпича, а из камня и имели, на его взгляд, мало украшений, но несмотря на это, создание градостроительного плана было поручено французу Жану-Батисту Леблону, назначенному генерал-архитектором Санкт-Петербурга.

Что касается участия самого Петра в строительстве, то, по оценке одного из ведущих современных историков петровской эпохи Евгения Анисимова — профессора Санкт-Петербургского филиала ВШЭ, главного научного сотрудника Санкт-Петербургского Института истории РАН, «он, скорее, выполнял роль архитектора, прораба, иногда показывал, как и в каком направлении нужно делать работу».

«В журналах Петра есть такое выражение: «гулял по работам», то есть даже в свободное время он прохаживался в компании со специалистами по стройке, нередко ехал с ними же на объект и обсуждал технические детали. Так, строительство Кунсткамеры оказалось провальным, один архитектор сменял другого, и последнее слово осталось за Петром. Известно, что он бывал с Меншиковым в мастерской архитектора Леблона, где они обсуждали чертежи, а главное — модели зданий», — рассказал Анисимов.

Исполняя волю Петра, Леблон поместил административный центр города на Васильевском острове, в результате чего возвышенные сухие берега будущей Литейной части и Выборгской стороны оказались за городской чертой, а стройку следовало развивать на болотистых, полузатопленных западных землях Васильевского и Адмиралтейского островов.

Впоследствии Петр не раз высказывал недовольство планами Леблона и требовал их изменить

Лучшим образцом застройки города Петр I считал голландскую архитектуру, которая к тому же создавалась в сходных климатических условиях — а жалобы на погоду в Петербурге пошли с первых месяцев его существования. Сподвижники Петра жаловались на слишком длинный световой день — «солнце здесь зело высоко ходит» и на подъем воды.

Самого Петра, строившего на берегах Невы свой, как он его называл, «парадиз», эти погодные явления не смущали, а даже веселили. В сентябре 1706 года он описал, как у него в комнатах стояла вода, а на противоположной стороне по улицам, как по реке, на лодках плавали люди. Но Петру «зело было утешно смотреть, что люди по кровлям и по деревьям будто во время потопа сидели».

Петербург начинался со стилизованной русской избы

Первой гражданской постройкой в Санкт-Петербурге стал дом его основателя, который сколотили за три дня напротив того самого первого строения — крепости, которая впоследствии стала называться Петропавловской.

Первоначальный дворец Петра Первого

© Пресс-служба Русского музея

Здание получило название «Первоначальный дворец Петра Первого». Его построили по старинным русским образцам — на две светлицы, соединенные между собой сенями. Бревна снаружи обтесали, сделали плоскими, окрасили масляной краской и расписали под кирпич. Окна прорубили широкие, по голландскому образцу.

Этот скромный деревянный домик до сих пор стоит и охраняется все века существования Петербурга как величайшая реликвия — его специально облачили в каменный футляр, чтобы защитить от непогоды и прочих неблагоприятных факторов. Это единственная сохранившаяся в Петербурге деревянная постройка начала XVIII века.

«Он назывался «Первоначальный дворец», «Красные хоромы». Дворцом Петр называл домик именно с расчетом на будущее, потому что город должен был расти, прирастать дворцами настоящими. Петр жил в нем пять лет, пока строился Летний дворец. Здесь уточнялись и рождались планы города, планировка Летнего сада», — рассказал генеральный директор Русского музея Владимир Гусев.

Именно по этой причине Первоначальный дворец и раскрасили под кирпич. «Петр торопил события, думал о будущем», — добавил Гусев.

Вокруг Петропавловской крепости спешно велась застройка, возводились деревянные и мазанковые дома, на фасадах которых, как и на домике Петра, имитировалась кирпичная кладка. По замыслу, это придавало Петербургу вид каменного города.

Строительство из подручных материалов

«Безусловно, город не мог строиться сразу из камня — это потом уже было принято решение, Петр издал указ о запрещении каменного строительства во всей стране, кроме Петербурга. Сначала и в землянках жили, и деревянное строительство было», — объясняет Марина Логунова.

Читайте также:  Построить дом на земле для подсобного личного хозяйства

При этом, как отмечает Евгений Анисимов, материалы для городского строительства было сложно достать в местности, которую выбрал Петр: сплошное болото и леса.

«Главные материалы все были завозные — камень (дикарь), песок, известь, дерево (хотя поначалу рубили сосны по островам — на месте Академии художеств был сосновый бор), изразцы и кирпич везли из Голландии, пока голландцы не построили кирпичный завод, фашины (связки прутьев для укрепления насыпей) резали по болотам, а главное — били сваи, тысячи свай. Все главные здания вдоль Невы стоят не просто на сваях, а на «островах» из плотно забитых друг возле друга свай», — сказал Анисимов.

Поначалу Петр I хотел массово строить в городе фахверковые дома (фахверк, нем. fachwerk — каркасная конструкция с несущей основой из наклонных балок, при этом балки видны снаружи, что придает дому характерный вид — прим. ТАСС). Это один из самых известных в Европе стилей, который зародился еще в XV веке. Но на каком варианте остановились в итоге — увы, остается тайной.

«Искусствоведы спорят о том, какие фахверковые дома у нас возникали: были они похожи на украинские мазанки или это фахверковые дома наподобие западноевропейских? Но тут возникает сомнение: если это дома наподобие западноевропейских, то почему ни одного такого дома не сохранилось?» — рассуждает Логунова.

Фахверковый дом, в основе которого каркас из бревен, заполняемый камешками, глиной и кирпичами, мог стоять не один десяток лет, а может быть, и не одну сотню, считает историк.

Как предположил профессор Анисимов, от идеи фахверка пришлось отказаться, поскольку технология не оправдала себя. «Стало ясно, что в Санкт-Петербурге это не проходит — холодно, фахверк промерзает, или просто строили быстро и плохо», — считает он.

Что могли себе позволить «подлые»

«Образцовые дома — это просто, и не надо ничего придумывать. В зависимости от своего статуса, материальных возможностей человек должен был, приходя в канцелярию, получать от архитектора Доменико Трезини некий план и по этому плану дом возводить. Потом это красиво называли «дома для именитых», «дома для зажиточных». Самые простые — «дома для подлых» — не в том смысле, что подлый человек в эмоциональном смысле слова, а тот, который подать платит. Но никто так не говорил в XVIII веке, это более поздние названия, искусствоведческие. А в конечном счете все сводилось к тому, что человек мог себе позволить. Это то, что мы и сейчас видим», — рассказывает Марина Логунова.

На территории Петропавловской крепости до нашего времени остались два образцовых дома для зажиточных и для именитых — это Инженерный дом и Комендантский. Жилища для подлых не сохранились, потому что это были маленькие домишки, которые уже много раз перестроены. Их остатки попадаются сейчас только археологам.

Не шведы, не финны и не каторжники

В 2014 году при проведении раскопок на участке между Сытнинской, Кронверкской улицами и городской застройкой вдоль Кронверкского проспекта и Сытнинской площади археологи Института истории материальной культуры РАН нашли коллективное погребение начала XVIII века и деревянные постройки и сооружения.

Научная обработка археологических находок показала, что люди, погребенные в этом месте, были первыми строителями Санкт-Петербурга. Антропологические исследования останков подтвердили, что у них был особенно развит плечевой пояс — это говорит о том, что они совершали тяжелые рубящие движения, причем они именно работали топором, а не другими предметами.

Современные исследователи также установили, что в основном строителями Петербурга были крестьяне, выходцы из европейских областей России — северо-запада, Поволжья, а также карелы и ижоры, а не пленные шведы, финны и каторжники, как считалось ранее.

Среди них было много мужчин в возрасте до 20 лет и старше 40 лет — и почти нет людей трудоспособного возраста от 20 до 40 лет. Это, по мнению ученых, говорит о том, что крестьяне, несмотря на указ царя, старались уклониться от работ по строительству Петербурга, посылая на них либо совсем молодых, либо уже представителей старшего поколения. Указ Петра I от 1 марта 1704 года требовал ежегодной присылки на строительство Санкт-Петербурга 40 тыс. человек. Указ действовал до 1718 года.

«Проблемой было поселение рабочих. Они жили в землянках, и Петр предписал за одно лето построить 500 однотипных деревянных домов. Это был выход, он соответствовал русской традиции — рубили сруб, помечали бревна, перевозили на место и собирали как конструктор. Но вообще, строили плохо — лес сырой, несколько раз город перестраивали, спешили», — отмечает Анисимов.

Низкие потолки для высокого царя

Город очень быстро разрастался: строительные работы велись по сменам, не прекращаясь. Помимо жилых домов и дворцов строились соборы, портовые сооружения, промышленные и торговые объекты, велось благоустройство, улицы мостили камнем, создавались сады, которым Петр придавал большое значение. На противоположной от Петропавловской крепости стороне Невы уже с 1704 года строилась верфь — Адмиралтейство.

Выдающимся зданием Петербурга того времени был Меншиковский дворец, который по роскоши превосходил любое, даже царское жилище. Тогда он назывался посольским и служил для приемов и официальных церемоний. Но представление о том, что Петр I позволял своим приближенным жить в роскоши, а сам скромно ютился в маленьких домах, ошибочно.

«Почему Петр строил для себя скромные дома? Он любил низенькие потолки, уют, шел от голландских образцов, да и протапливать было легче. Но это не были скромные, простецкие помещения. Они были богато украшены, отличная мебель, изразцы — посмотреть хотя бы Зимний дворец Петра в Эрмитаже. Меншиковский дворец только формально был Меншикова, это был дворец приемов, и когда Петру было нужно, он забирал оттуда мебель, посуду», — объяснил Анисимов.

К концу жизни Петра в Санкт-Петербурге было уже 6 тыс. зданий, а население достигло 40 тыс. человек. Уклад их жизни был совершенно не похож на то, к чему они привыкли в старых городах. Вместо замкнутого образа жизни им приходилось часто общаться, встречаться на ассамблеях, театральных представлениях и других собраниях, для которых была приспособлена инфраструктура молодого Петербурга. Поначалу многие воспринимали переселение в Петербург как неудобство и ссылку, но за несколько десятков лет отношение поменялось.

«При Петре I это было болото, назначенная столица, куда никто не хочет ехать, но ехать надо. К столетию Санкт-Петербурга в 1803 году уже выросло несколько поколений жителей, которые воспринимают этот город уже не как ссылку, а как родное место», — отметила главный научный сотрудник Музея истории Санкт-Петербурга.

Сейчас, спустя более трех веков, по духу и виду город остался совершенно неподражаемым творением первого российского императора, как ни странно, до сих пор развивающимся в соответствии с планами, которые он обозначил. И здания, и события, и люди в нем хранят и продолжают традиции, заложенные Петром Великим.

Екатерина Андреева, Анастасия Стрепенюк

Источник