Кто построил гараж архитектор
«Гараж», который построил Абрамович
В этом году Музею современного искусства «Гараж» исполняется 10 лет. За эти годы культурная институция сменила несколько «домов» и первой привозила в Россию выставки Марка Ротко, Луизы Буржуа, Такаси Мураками и других звезд современного искусства. Юбилей «Гаража» получился двойным — павильону «Времена года», в котором сегодня располагается музей, в 2018 году исполняется 50 лет. Что интересного мы о нем знаем?
— Музей «Гараж» был основан Дарьей Жуковой и Романом Абрамовичем и стал одним из первых примеров масштабного меценатства в России XXI века. На открытие культурной институции в июне 2008 года в Москву прилетел сам Джефф Кунс, а свой первый и единственный концерт в России тогда дала британская певица Эми Уайнхаус.
Миллиардер Роман Абрамович и Даша Жукова
— Свое название новая культурная институция получила по месту первой «прописки». С 2008 по 2011 год музей располагался в здании бывшего Бахметьевского автобусного парка — памятника архитектуры советского авангарда. Он был построен в 1928 году по проекту Константина Мельникова и Владимира Шухова для английских автобусов марки Leyland. А уже год спустя — в 1929-м — попал в кадр Дзиги Вертова. В Бахметьевском гараже режиссер снял одну из сцен своего немого документального фильма «Человек с киноаппаратом».
Здание Бахметьевского автобусного парка
— «Гараж» сделал ставку на выставки-блокбастеры и первым привез в Россию персональные экспозиции Марка Ротко, Джеймса Таррелла, Джона Балдессари и других звезд современного искусства.
Скульптура Луизх Буржуа перед зданием музея в Парке Горького
Перед зданием «Гаража» «обитал» 9-метровый паук на тонких ногах Луизы Буржуа, внутри «вырастали» гигантские грибы Карстена Хёллера, появлялась «Бесконечная зеркальная комната» Яёи Кусамы и обитали сотни аниме-фигурок из японских комиксов на выставке Такаси Мураками.
Фрагменты инсталляций Джеймса Таррелла
— За 10 лет существования «Гараж» сменил три площадки. Две из них располагались в Парке Горького. Первая представляла временный павильон, возведенный лауреатом Притцкеровской премии — японским архитектором Шигеру Баном. Это он конструировал бытовки для беженцев из Африки и японцев, переживших цунами. А для «Гаража» возвел овальное здание из переработанных картонных труб. «Форма павильона восходит к одной из церквей моего любимого архитектора Бернини в Риме», — тогда отмечал Шигеру Бан.
Макет временного здания «Гаража» Шигеру Бана
— Летом 2015 года «Гараж» переехал в свой постоянные «дом» — павильон «Времена года» в Парке Горького. Превратить разрушенную советскую «стекляшку» в современный музей доверили еще одному Притцкеровскому лауреату — Рему Колхасу. Голландец понимал, с чем ему предстоит работать. «Времена года» он видел воочию еще 20-летним юношей, когда приезжал в Советский союз.
Кафе «Времена года» в Парке Горького существовало с 1968 года
Колхас сохранил бетонный каркас здания, а внутри — мозаику, глазурованную плитку и кирпич. Кроме этого, в музее осталась бетонная лестница, ведущая с первого на второй этаж. Снаружи здание покрылось поликарбонатом, а на крыше появилась терраса.
Здание Музея «Гараж» в Парке Горького
Деталь фасада музея
— Вместе с «Гаражом» юбилей будут отвечать и «Времена года». В этом году павильону исполняется 50 лет. Построенное в 1968 году как точка общепита, со временем «Времена года» превратились в культовый ресторан и излюбленное место досуга москвичей. Здесь проходили утренники, шахматные турниры и джазовые концерты. С 8 июня посетители «Гаража» смогут познакомиться с проектом «Как отдохнули? Кафе «Времена года» с 1968 года». Это реконструкция фрагмента ресторана, вид из которого открывался на знаменитое колесо обозрения.
Страницы из книги Юргена Теллера © Juergen Teller
— К юбилею «Гаража» подготовлены сразу несколько новых выставочных проектов. В музей привезут снимки одного из самых радикальных фотографов современности Юргена Теллера. Ядром экспозиции станут сделанные им кадры знаменитых футболистов прошлого и настоящего, не зря ведь экспозиция откроется за неделю до старта Чемпионата мира. Но также в «Гараже» покажут и другие фотографии Теллера. Увидеть можно будет и самого фотографа. На одном из снимков он предстанет совершенно голым, стоящим с бутылкой пива и футбольным мячом на могиле своего отца.
Одна из фоторабот Юргена Теллера 2014 года © Juergen Teller
— Еще один выставочный проект юбилейного сезона «Гаража» — «Дорогие зрители…». Героем экспозиции станет сам музей и его посетители. Так, специально для экспозиции художница Екатерина Муромцева создала инсталляцию, созданную на основе десятков томов книг отзывов. Часть выставочного проекта впервые разместится в гардеробе музея. В частности, актеры будут разыгрывать здесь небольшие сценки, построенные на неожиданных ситуациях, происходивших в «Гараже».
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Источник
О музее
Обновленные правила посещения доступны по ссылке. Для посещения выставок необходимо заранее купить билет онлайн на определенный временной интервал.
Расскажите о ваших/своих отношениях с Музеем «Гараж»: пройдите опрос о нашей работе.
Музей современного искусства «Гараж» — место, где встречаются люди, идеи и искусство, чтобы создавать историю.
Основанный в 2008 году Дарьей Жуковой и Романом Абрамовичем, Музей является первой в России филантропической организацией, направленной на развитие современного искусства и культуры.
Обширная программа выставочной, образовательной, научной и издательской деятельности, проводимая «Гаражом», отражает актуальные процессы в русской и международной культуре и открывает возможности для публичного диалога и создания новых произведений.
Первого мая 2014 года Центр современной культуры «Гараж» сменил имя на Музей современного искусства «Гараж», что отражает главную цель сооснователей Музея — знакомство широкой публики с произведениями ныне живущих художников и материалами по истории искусства. Двенадцатого июня 2015 года «Гараж» переехал в свое первое постоянное здание на территории Парка Горького, в самом сердце Москвы.
Дарья Жукова
Сооснователь Музея современного искусства «Гараж»
“
«Музей «Гараж» изначально был основан с учетом международного контекста, но теперь нас все больше и больше признают во всем мире как международно значимую институцию, которая не только представляет, но и созидает культуру. Проект, задуманный первоначально как платформа для представления в Москве современного искусства мирового значения, со временем превратился в прогрессивно мыслящий современный музей, которым мы являемся сегодня».
Антон Белов
Директор Музея современного искусства «Гараж»
“
«В 2018 году Музею «Гараж» исполнилось десять лет. За это время из центра современной культуры «Гараж» превратился в музей современного искусства с обширной программой выставок, кинопоказов, концертов, фестивалей, образовательных мероприятий, научных и региональных исследований, инклюзивных проектов, которые проходят как в самом здании Музея, так и в Образовательном центре, летнем кинотеатре Garage Screen и на площади Искусств. Цель нашей работы — создать уникальный опыт переживания искусства».
Прошлое и будущее Музея «Гараж» тесно связано с архитектурой: занимаемые институцией пространства играют одну из ключевых ролей в выработке современного подхода к созданию музея, удовлетворяющего потребностям и искусства, и публики.
Первоначально Музей размещался в знаменитом здании Бахметьевского автобусного гаража в Москве (в честь которого и получил свое название), спроектированном архитектором-конструктивистом Константином Мельниковым. В 2012 году Музей «Гараж» переехал в Парк Горького, во временный павильон, созданный Шигеру Баном, обладателем многих международных архитектурных премий. Еще через год рядом с павильоном появилось специально построенное здание Образовательного центра Музея «Гараж». Двенадцатого июня 2015 года «Гараж» открыл для посетителей двери своего первого постоянного дома. В результате масштабной реконструкции Ремом Колхасом и бюро ОМА бывшее здание знаменитого советского ресторана «Времена года», построенное в 1968 году, превратилось в пространство, отвечающее требованиям современного музея.
Дарья Жукова
Дарья Жукова — сооснователь Музея современного искусства «Гараж», открывшегося в 2008 году. Кроме того, она является основателем фонда «Айрис» (Iris Foundation) — некоммерческой организации, чьей целью является поддержка и продвижение современной культуры. Cоучредитель и креативный директор Artsy, учредитель и член правления по культуре Culture Shed, член попечительского совета Музея искусств округа Лос-Анджелес (LACMA). Вела ряд успешных бизнес-проектов в сфере моды и дизайна, в том числе журнал GARAGE Magazine, основанный в 2011 году. Дарья Жукова родилась в Москве, получила образование в Лос-Анджелесе, окончив с отличием Калифорнийский университет в Санта-Барбаре по специальности «славистика и литература».
Подробнее
Роман Абрамович
Роман Абрамович — сооснователь Музея современного искусства «Гараж». Российский бизнесмен и филантроп, депутат Госдумы РФ (1999–2001) и губернатор Чукотского автономного округа (2001–2008). Как участник многочисленных филантропических проектов в России и за рубежом, он поддерживает благотворительные организации, работающие в области искусства и культуры, спорта, здравоохранения, образования и социальной защиты. Роман Абрамович является попечителем Большого театра и главным инвестором проекта по реконструкции острова Новая Голландия в Санкт-Петербурге. Кроме того он является спонсором многочисленных культурных проектов в Москве и Санкт-Петербурге, в том числе выставок российских и зарубежных художников, выступлений артистов и музыкантов, образовательных проектов по современной культуре. «Еврейский фонд Романа Абрамовича» осуществляет деятельность по работе с еврейской общиной и помогает малообеспеченным семьям по всей стране. Среди других филантропических проектов бизнесмена — фонды «Полюс надежды» и «Территория», внесших значительный вклад в улучшение условий жизни на Чукотке, а также фонд «Национальная академия футбола», который в течение 10 лет профинансировал строительство более 100 спортивных сооружений и обеспечил молодым спортсменам из разных регионов условия для тренировок. Роман Абрамович родился в 1966 году в Саратове, выпускник Московской государственной юридической академии.
Антон Белов
Антон Белов — директор Музея современного искусства «Гараж» с 2010 года. Окончил Московский институт стали и сплавов (НИТУ «МИСиС») по специальности «Физико-химия процессов и материалов». До начала работы в Музее «Гараж» основал некоммерческий проект Gallery White, задачей которого была помощь молодым художникам в создании новых проектов. В 2009 году стал издателем двуязычного журнала, а затем интернет-ресурса о современном искусстве «Артгид», которое сегодня является ведущим изданием в своей нише. В 2012–2013 году входил в Общественный совет при Министерстве культуры РФ. С 2018 года Антон Белов — заведующий базовой кафедры в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики».
Фонд развития и поддержки искусства «Айрис» (Iris Foundation)
Некоммерческая организация, основанная Дарьей Жуковой в 2008 году для продвижения и развития современной культуры. Благотворительный фонд «Айрис» поддерживает деятельность «Гаража» в России и во всем мире.
Аудиторское заключение. Фонд «АЙРИС» (2011 г.)
Аудиторское заключение. Фонд «АЙРИС» (2012 г.)
Аудиторское заключение. Фонд «АЙРИС» (2013 г.)
Аудиторское заключение. Фонд «АЙРИС» (2014 г.)
Аудиторское заключение. ЧУК «Музей «ГАРАЖ» (2014 г.)
Аудиторское заключение. Фонд «АЙРИС» (2015 г.)
Аудиторское заключение. ЧУК «Музей «ГАРАЖ» (2015 г.)
Аудиторское заключение. Фонд «АЙРИС» (2016 г.)
Аудиторское заключение. ЧУК «Музей «ГАРАЖ» (2016 г.)
Аудиторское заключение. Фонд «АЙРИС» (2017 г.)
Аудиторское заключение. ЧУК «Музей «ГАРАЖ» (2017 г.)
Аудиторское заключение. Фонд «АЙРИС» (2018 г.)
Аудиторское заключение. ЧУК «Музей «ГАРАЖ» (2018 г.)
Источник
Москва Константина Мельникова. Часть 1. Гаражи.
Константин Степанович Мельников (1890-1974) — один из лидер авангардной архитектуры СССР 1920-1930-хх годов. За свою карьеру архитектора он создал очень интересные и необычные здания в Москве, которые я покажу в своих статьях. Сегодня я расскажу о гаражах, в следующей статье — о рабочих клубах, и, третья часть будет посвящена дому архитектора. Конечно же, были и другие строения (павильоны для вставок), много проектов, но, если о них писать, то это будет просто перепечатывание информации:) А здесь только то, что я видел сам.
Подробно Мельникове можно почитать в замечательной книжке Селима Хан-Магомедова «Константин Мельников». Селим Омарович Хан-Магомедов — искусствовед и исследователь архитектуры советского авангарда. Автор был лично знаком с архитектором, много с ним встречался, беседовал, но при жизни Мельникова не успел написать его биографию. В этой книге рассказывается не только о Мельникове-архитекторе, но и о Мельникове-художнике (что меня удивило — в автобиографии Константин Степанович уделил только один (!!!) абзац о себе, как о художнике). Так же рассказано (и показано) о несостоявшихся проектах архитектора. Все сопровождается большим количеством фотографий, иллюстраций, проектов, эскизов.
Сегодня, здания Мельникова мы считаем эталоном конструктивизма, хотя сам он не считал себя конструктивистом и даже противопоставлял себя другим архитекторам этого направления. Так, например, в журнале «Современная архитектура (который издавали братья Веснины и М. Гинзбург) вообще никогда не было упоминания о Константине Мельникове.
Все гаражи и клубы были построены за так называемый «золотой период» Мельникова (1927-1936 гг.). Одна из самых известных построек (и последняя из реализованных) архитектора это —
Гараж Госплана
Гараж Госплана (фото 09.2019)
Гараж Госплана (фото 09.2019)
Гараж расположен по адресу: ул. Авиамоторная, д. 63, стр. 1. Построен в 1934-1936 гг на основе типового проекта В. И. Курочкина. Огромное круглое окно — это автомобильная фара, а другой фасад (фото ниже) символизирует решётку радиатора.
В настоящее время у этого здания не один собственник, и по этой причине долгое время здание никак не реконструировали и толком не ремонтировали. Но в 2018 году начались реставрационные работы (как мне показалось, только на фасадах) и зданию была возвращена первоначальная цветовая палитра.
Гараж Госплана (фото 09.2019)
Гараж Госплана (фото 09.2019)
Гараж Госплана (фото 09.2019)
Гараж Госплана (фото 09.2019)
Гараж Госплана (фото 09.2019)
Здесь можно почитать о том, как «живётся» в гараже Госплана.
Совместно с инженером Владимиром Шуховым (проектировал стальные конструкции) в 1926-1929 было построено два гаража: гараж для грузовых машин на Новорязанской улице и для автобусов —
Бахметьевский гараж
Бахметьевский гараж
Бахметьевский гараж
Бахметьевский гараж
Бахметьевский гараж
Бахметьевский гараж
Бахметьевский гараж
Бахметьевский гараж
Бахметьевский гараж
Бахметьевский гараж
Это здание построено в 1926-1927 гг. и расположено по адресу: ул. Образцова, д. 11. На площади в 8500 кв. метров размещалось 104 автобуса. Причем схема их расположения была такова, что при въезде-выезде маневрирование было сведено к минимуму.
Бахметьевский гараж
Бахметьевский гараж
В 2012 году, после реставрации здания здесь разместился Еврейский музей и центр толерантности (в первый понедельник и в последнее воскресенье каждого месяц вход в музей бесплатный!) в котором часто проходят очень интересные выставки, посвященные русскому авангарду.
Гараж на Новорязанской улице
Гараж на Новорязанской улице
Гараж на Новорязанской улице
Гараж на Новорязанской улице
Гараж на Новорязанской улице
Гараж на Новорязанской улице
Гараж на Новорязанской улице
Гараж на Новорязанской улице
Гараж на Новорязанской улице
Гараж (Новорязанская ул., д. 27) в форме гигантской подковы был построен в 1926-1929 году. Такая необычная форма была обусловлена неудобными границами выделенного под застройку участка. Как и в Бахметьевском гараже, Мельников разработал схему парковки для максимального количества автомобилей и минимального движения внутри гаража.
В 2017 году принято решение о глобальной реконструкции здания и последующего размещения там музея московского транспорта, но работы (на лето 2020 года) пока не начались.
Гараж Интуриста
Гараж Интуриста
Гараж Интуриста
Гараж Интуриста
Гараж Интуриста
Гараж Интуриста
Гараж Интуриста
Гараж Интуриста
Гараж Интуриста
Гараж Интуриста
Гараж, расположенный по адресу: ул. Сущевский Вал, д. 33 был спроектирован архитектурной мастерской Моссовета №7 (которой в то время руководил Константин Мельников) и построен в 1932-1934 гг. (по некоторым сведениям, строительство завершилось в 1938 году) для нужд внешнеэкономического акционерного общества по туризму и инвестициям «Интурист».
Гараж строился уже при «закате» конструктивизма (авангардные произведения вообще были объявлены формализмом), и, в ходе постройки, только правая часть здания была реализована по проекту Мельникова. А левая выстроена уже в «новом» неоклассическом стиле. В этом плане в здании гаража воплотились два противоположных советских архитектурных стиля первой половины прошлого века.
В 1937 году здание было передано под автотранспортные нужды НКВД, а сейчас гараж в ведении автотранспортной службы управления материально-технического обеспечения ФСБ.
Продолжение (часть 2).
О конструктивизме у меня ещё можно почитать следующие статьи: Яков Чернихов, фабрики-кухни, жилые дома, клубы.
Еще больше конструктивизма, советского модернизма, а также советской мозаики и котов в моем инстаграме.
Источник
Алле, гараж: четыре знаменитых творения архитектора Мельникова
Константина Степановича Мельникова еще при жизни во всем мире называли одним из лидеров авангардного направления и великим русским архитектором. При этом в СССР его работы раскритиковали за «формализм», а сам Мельников на пике славы был отлучен от профессии. К счастью, архитектор успел оставить нам яркое творческое наследие, многое из которого сохранилось до сих пор. Так, большой интерес представляют четыре гаража, построенных им в Москве с 1927 по 1936 год.
Бахметьевский гараж
В 1924 году в Москве было организовано регулярное автобусное движение. Действовала «дачная» линия от Пресненской заставы до Серебряного бора, затем открыли внутригородскую линию от Каланчевской площади до Тверской заставы. В конце 1927 года в городе работали 18 автобусных маршрутов, и многие из курсировавших по ним автобусов были произведены английской фирмой Layland. Для ценного автобусного парка нужен был достойный гараж, и его планировали построить на Бахметьевской улице в Марьиной роще.
К тому времени Константин Мельников уже успел поработать над проектом гигантского гаража в Париже, изучил особенности движения машин во время парковки и разработал собственную систему паркования, при которой машина ставилась в гараж передом с поворотом под углом в 127 градусов. Так автомобили передвигались меньше и практически не мешали друг другу в гараже. Архитектор назвал этот способ системой паркования Мельникова и продемонстрировал его преимущества на практике.
Утром 16 мая 1926 года на Арбузовскую площадь Москвы (сейчас на ее месте располагается Конный переулок – между улицей Хавской и Шаболовкой) вывели 30 автобусов и грузовиков. Попеременно они становились на места, обозначенные на мостовой краской. Один вариант парковки был размечен по системе Мельникова, другой – как в традиционном гараже манежного типа. Специальная комиссия следила за маневрами и производила хронометрические замеры. Поскольку победила идея Константина Степановича, Бахметьевский гараж поручили строить ему.
Мельников создал трапециевидное здание гаража на 104 автобуса размером 54 на 167 метров и общей площадью 8575 кв.м. Одной своей формой здание задавало правила движения автотранспорта под тупым углом. У здания — четыре фасада, и для каждого характерно собственное архитектурное решение. Внутреннее пространство гаража устроено без перегородок и просто разделено на три нефа тонкими металлическими колоннами, на которые опираются фермы, удерживающие кровлю. У западной и восточной стен здания установили две металлические винтовые лестницы, которые вели на мостики. Отсюда можно было осматривать автотранспорт и контролировать состояние кровли и перекрытий.
В 2012 году в отреставрированном Бахметьевском гараже разместили Еврейский музей и центр толерантности.
Гараж на Новорязанской улице
Мельников еще не успел достроить Бахметьевский гараж и проверить все нюансы своей парковочной системы, а Московское коммунальное хозяйство уже заказало ему проект нового гаража – на этот раз для грузовиков.
Для него на Новорязанской улице был отведен клиновидный участок. Он оказался так мал, что Мельников решил строить здание в форме подковы и устроить вдоль ее изгиба парковочные места. Такой подход позволял компактно разместить грузовики и обеспечить им беспрепятственный въезд и выезд. Но парковочную систему Мельникова тут применить было невозможно, так что грузовики парковались по старинке, задом, а из гаража попадали прямо на проезжую часть.
Главный фасад гаража Мельников устроил в виде нескольких кирпичных выступов килевидной формы, а в торце каждого из них расположил ворота. В центральной части здания, за остекленным фасадом, размещался административный корпус. Инженерные решения гаража были поручены автору знаменитой телебашни Владимиру Шухову. Он разработал несущие конструкции, не требовавшие большого количества опор, и это позволило разместить в сравнительно небольшом гараже 250 грузовиков.
С 1926 до 2005 года гараж на Новорязанской улице выполнял свою основную функцию. В настоящее время он закрыт на реставрацию. Работы еще не начались, но со временем в здании планируют открыть Музей московского транспорта.
Гараж «Интуриста»
Молодое советское государство не слишком активно, но все же развивало иностранный туризм. В 1929 году был образован «Интурист», а СССР посетило 2500 иностранцев. Для улучшения своей работы «Интурист» увеличил автопарк и выделил средства для строительства гаража на Сущевском Валу.
Работу в 1932 году поручили архитектурно-проектной мастерской Моссовета №7 (ею руководил Константин Мельников) совместно с группой проектировщиков Гипроавтотранса – они-то и были основными авторами проекта. В основу этого проекта лег разработанный инженерами-технологами Гипроавтотранса типовой проект пятиэтажного гаража на 300 автомобилей. У «Интуриста» такого количества машин не было, но гараж строили «с запасом», рассчитывая на то, что интуристы будут приезжать в СССР и на собственных машинах.
Мельников занимался оформлением фасадов гаража. Он изменил композицию типового фасада с помощью сочетания геометрических форм — круга, трапеции и прямоугольника. По его идее, роль композиционной оси фасада играла диагональ – она начиналась от нижней точки круглого окна и огибала здание слева. На ней архитектор планировал установить настоящий автомобиль. Левая часть здания членилась вертикальными оконными проемами. Правую часть Мельников запроектировал в виде сочетания круга и трапеции, заполненных остеклением.
Но поскольку уже начались 1930-е, и в СССР набирала размах борьба с формализмом, Константину Мельникову позволили реализовать лишь правую часть проекта фасада, а левую построили в неоклассическом стиле. Так что сегодня фасад здания на Сущевском Валу представляет собой странное смешение двух противоположных стилей.
Гараж «Интуриста» был готов в 1934 году (по другим данным – в 1938-м), а затем несколько раз перестраивался. После «Интуриста» его хозяином стала НКВД, а сегодня здание принадлежит ФСБ.
Гараж Госплана
Построенное в 1936 году для автомобилей Госплана СССР здание считается последним из реализованных проектов Константина Мельникова. Как и в истории с гаражом «Интуриста», рабочие чертежи здания выполнила архитектурно-проектная мастерская Моссовета № 7, Мельников же занимался лишь архитектурным оформлением фасадов. Константин Степанович использовал три конструктивные формы: прямоугольник, треугольник и круг.
Самый яркий фрагмент фасада – гигантское круглое окно с массивным обрамлением, похожее на автомобильную фару, которое установили между одноэтажным и четырехэтажным корпусами гаража. Справа от «фары» располагалась «горизонталь» — высокая труба (до наших дней она не сохранилась). Фасад высокого административного корпуса прорезывали вертикальные каннелюры: эти желоба должны были напоминать решетку радиатора. Прямоугольные окна дворового фасада были наклонены – параллельно внутренним лестницам.
После Госплана вплоть до 1990-х годов гаражом владел восьмой таксопарк столицы. Затем здание сдавалось в аренду. Сегодня уникальный гараж Мельникова на Авиамоторной улице закрыт на реставрацию.
Источник