Кто построил этот дом читать

Конспект занятия на тему «Кто построил этот дом?». Мультимедийная презентация.

Конспект занятия на тему «Кто построил этот дом?».

Мультимедийная презентация.

Цель: закрепление представлений о профессиях людей, работающих на стройке.

I. Организационный момент. Рассматривание картины «Стройка».

Вопросы для работы с сюжетной картиной:
Что вы видите на этой стройке?
В какой части рисунка изображён дом?
В какой части находится подъёмный кран?
Кто находится в центре рисунка?
Внимательно посмотрите на предметы вокруг строителя,
Назовите, что расположено вверху, а что внизу.
Найдите на рисунке ещё одного строителя. Внутри чего он сидит? Кого и что вы видите снаружи кабины подъёмного крана?
Перечислите предметы, которые лежат впереди (перед домом, перед подъёмным краном).
Что находится позади стройки?

– Как можно по — другому назвать дом? (Здание, строение, сооружение).

II. Основная часть.

– Мы сегодня узнаем «Кто построил этот дом?» (стихотворение С. Баруздина.)

1. Чтение стихотворения с показом слайдов.

2. Умение пользоваться линейкой и карандашом.

– Что делает архитектор? (Архитектор создает проект дома).
– Сейчас все вы будите архитекторами. С помощью линейки и карандаша начертите проект дома.
– Из каких геометрических фигур состоит дом?

3. Игра «Кто и чем занимается».

Водитель – водитель водит автомобиль.

Бульдозерист – бульдозерист равняет площадку под строительство.

Экскаваторщик – экскаваторщик роет котлован под постройку.

Крановщик – крановщик поднимает строительные материалы.

Каменщик – каменщик кладёт стены.

Кровельщик – кровельщик кроет крышу.

Плотник – плотник ставит рамы и двери.

Штукатур – штукатур штукатурит потолки и стены.

Маляр – маляр красит потолки, стены.

4. Артикуляционная гимнастика «Маляр».

5. Зрительная гимнастика:

Плотно закрыть, а затем широко открыть глаза

Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо не поворачивая головы

Вращать глазами по кругу

Плотно закрыть, а затем широко открыть глаза.

6. Придумайте названия улицам из слов: строитель, солнышко, и берёзка.
– Какие названия придумали? (Улица Солнечная, улица Березовая, улица Строительная.)
7. Физкультурная пауза «Кровельщик». Координация речи с движением.

То не град, то не гром –                Стоят лицом в круг и изображают удары « молотком».
Кровельщик на крыше.                 Тянутся на носочках, подняв руки.
Бьет он громко молотком –          Вновь удары « молотком».
Вся округа слышит.                       Закрывают уши руками.
Он железом кроет дом,                 Широко разводят руки в стороны.
Чтобы сухо было в нем.                Наклоняются, касаются носков руками.

8. Работа со счетными палочками. Совершенствование тонкой моторики.

– Возьмите 4 счетные палочки и сложите из них геометрическую фигуру.
– Какая геометрическая фигура получилась? (Квадрат.)
– Молодцы! Возьмите еще 2 палочки и положите их так, чтобы получилось окно.
– Сколько палочек пошло на окно?  (6)
– Сколько палочек ушло на 2 окна?  (12)
– Из каких материалов делают окна в домах?  (Из дерева, из пластика).
9. Как вы думаете:
– Пластик на ощупь, какой? (Гладкий).
– Дерево на ощупь, какое? (Шероховатое).
– Окна из пластика, какие? А из дерева? (Пластиковые, деревянные.) Молодцы!

10. Игра «Кто, чем работает? »Назвать строительный инструмент. Ребёнок рассказывает, человеку какой строительной профессии он нужен и что им делают. Например, маляру нужна кисть, он ею красит стены.

11. Игра «Четвёртый лишний».
Кисть, маляр, рубанок, топор.
Каменщик, маляр, кисть, штукатур.
Топор, молоток, кисть, плотник.
Подъёмный кран, молоток, бульдозер, экскаватор.

12. Игра «Кто это? »
Расчищает строительную площадку бульдозером – (бульдозерист) .
Подвозит строительный материал на машине – (шофёр) .
Подвозит строительный материал на тракторе – (тракторист) .
Кладёт стены из камня – (каменщик) .
Кроет крышу – (кровельщик) .
Делает рамы, двери – (плотник) .
Стеклит окна – (стекольщик) .
Белит и красит стены – (маляр) .
Штукатурит стены – (штукатур) .
III. Итог занятия.

– Кто построил этот дом?Скажите, какой ваш дом? (Многоэтажный, пятиэтажный, кирпичный, теплый, красивый, светлый,… ).
– Сколько строительных профессий мы назвали?

«Кто построил этот дом?» (стихотворение С. Баруздина.)

На улице Садовой
Дом построен новый.
В нём столько светлых окон —
Считать — не сосчитать,
А крыша так высоко,
Что птицам не достать.
В доме — десять этажей,
В доме — тысячи людей.
Кто построил этот дом,
Дом, в котором мы живём?

Архитектор строит дом,
Дом многоэтажный.
Строит дом карандашом
На листе бумажном.

Сегодня каменщик с утра
К работе приступил.
Кладет кирпич за кирпичом –
Растет этаж за этажом,
И с каждым часом, с каждым днем
Все выше новый дом. 

Чтобы в доме было сухо и тепло,
Чтобы снег зимою в дом не занесло,
Чтоб не мокли люди в доме под дождем,
Кровельщик железом покрывает дом

Летят опилки белые
Летят из-под пилы:
Это плотник делает,
Рамы и полы.

Красить комнаты пора —
Пригласили маляра.
Но не с кистью и ведром
Наш маляр приходит в дом:
Вместо кисти он принёс
Механический насос.
Брызжет краска по стене,
Солнце светится в окне.
Стали стены голубыми,
Словно небо в вышине.
Новый дом почти готов —
Примет к празднику жильцов!

Источник

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка «Дом, в котором ты живешь. Кто построил этот дом?». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам

Татьяна Малышева
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка «Дом, в котором ты живешь. Кто построил этот дом?»

Тема: «Дом, в котором ты живешь. Кто построил этот дом

«Предлоги «к», «от».

Программные задачи:

Расширить и закрепить представления о профессиях людей, работающих на стройке. Познакомить с трудом строителей, воспитывать уважение к их труду, упражнять в словообразовании существительных, обозначающих строительную профессию, закреплять способность к социальной адаптации,

повторить домашний адрес. Уточнить пространственные отношения, продолжать учить составлять предложения из деформированного текста с заданными предлогами.

Методы и приёмы: художественное слово, беседа, рассматривание, дидактические игры, практическая деятельность, поощрение, педагогическая оценка.

Предварительная работа: беседа о профессии строителя, рассматривание картинок по теме «Профессии на стройке», организация сюжетно – ролевой игры «На стройке», разучивание стихотворения С. Баруздина «Кто построил этот дом, разучивание упражнения «Маляры».

Оборудование: информационно – коммуникативные технологии, слайды на тему «Профессии на стройке», «Рабочие машины», «Разные дома», «Стройка», схемы предлогов «К, ОТ», мяч.

Словарная работа: существительные – профессия, работа, стройка, архитектор, инженер, строитель, рабочий, бетонщик, каменщик, крановщик, бульдозерист, экскаваторщик, плотник, стекольщик, кровельщик, маляр, штукатур

Прилагательные – нужный, трудный, полезный, смелые, трудолюбивые.

Глаголы – строить, копать, рыть, расчищать, поднимать, класть, штукатурить, красить, крыть, стеклить, проводить.

Ход занятия

1.Оргмомент: беседа –

Ребята, назовите, пожалуйста, свой домашний адрес).

2. Д/и «Какие бывают дома, если они из»: (показ слайдов № 1)

Кирпича – Бревен —

Блоков – Глины —

Панелей – Досок –

3. Сообщение темы занятия

Сегодня мы с вами побываем на стройке и узнаем, кто строит дома.

Чтение детьми стих. С. Баруздина «Кто построил этот дом

(по ходу чтения показ слайдов № 2)

Кто построил этот дом,

Дом, в котором мы живём?

Архитектор

Архитектор строит дом, дом многоэтажный,

Строит дом карандашом на листке бумажном.

Нужно всё нарисовать, вычислить, проверить,

Все квартиры сосчитать, лестницы и двери.

Чтоб стоял он много лет, чтобы был в квартирах свет

Ванны, умывальники для больших и маленьких.

Каменщик

На стройке жаркая пора, сигнал уже пробил.

Сегодня каменщик с утра к работе приступил.

Ему идёт двадцатый год,а он уже герой:

Читайте также:  Играть самой построить дом

Быстрее всех кирпич кладёт строитель молодой.

Кладёт кирпич за кирпичом – растёт этаж за этажом,

И с каждым часом, с каждым днём всё выше новый дом.

Кровельщик

Чтобы в доме было сухо и тепло,

Чтобы снег зимою в дом не занесло,

Чтоб не мокли люди в доме под дождём,

Кровельщик железом покрывает дом.

Ходит кран подъёмный – огромной высоты,

Подаёт на крышу железные листы.

Кровельщик работает на крыше дотемна,

Ему, как на ладони,вся Москва видна:

Площади и парки в предвечерней мгле,

А над ними яркие звёзды на Кремле!

Плотник

Летят опилки белые,летят из под пилы:

Это плотник делает рамы и полы.

Топором, рубанком выстругает планки.

Сделал подоконники без сучка – задоринки.

Хорошему работнику и слава и почёт.

Недаром орден плотнику вручил народ.

Штукатур

Из училища на стройку к нам приехал паренёк.

Он уверенно и бойко штукатурит потолок.

Штукатурку лепит к стенам маленькой лопаткою,

Чтобы были эти стены ровные и гладкие.

Он трудом своим гордится и своим успехам рад.

«Дело мастера боится», — про парнишку говорят.

Маляр

Красить комнаты пора – пригласили маляра.

Но не с кистью и ведром наш маляр приходит в дом:

Вместо кисти он принёс механический насос.

4. Игра «Кто это?» — закрепление представлений о профессии строителей, упражнение в словообразовании. (Показ слайдов № 3 «Профессии людей на стройке»)

Составляет чертежи, проект дома – проектировщик, архитектор.

Расчищает строительную площадку бульдозером – бульдозерист

Роет котлован под фундамент экскаватором — экскаваторщик

Работает на подъемном кране, поднимает разные грузы – крановщик.

Подвозит строительные материалы на самосвале –

Кладет стены из камня –

Кроет крышу –

Кладет паркет –

Делает рамы, двери –

Стеклит окна –

Сваривает металлические конструкции –

Бетонирует фундамент –

Штукатурит стены –

Белит, красит стены, двери –

Проводит электричество –

Подводит воду, делает канализацию –

5. Пальчиковая гимнастика «Строители»

Строить новый дом хотим мы

Чтобы много лет стоял.

Для него необходимо

Выбрать нужный материал. (Хлопки на каждое слово).

Клей, стекло, обои, гвозди,

Лак, паркет, перила, доски,

Дерево, кирпич, бетон. (На каждое слово загибать палец).

Строим, строим новый дом. (Руки вверх домиком).

6. Д/игра «Четвертый лишний»

Каменщик, маляр, кисть, штукатур

Подъемный кран, молоток, бульдозер, экскаватор

Архитектор, крановщик, продавец, плотник

Кисть, маляр, рубанок, топор

7. Д/и «Что кому нужно» (распределить предметы к профессиям) (показ слайдов № 4)

8. Д/и «Подружи слова в предложении» (схемы предлогов на доске, предварительно уточняется их пространственное расположение).

Крановщик, идти, подъемный кран, к.

Маляр, покрашенная стена, от, отойти.

Составьте свои предложения с данными предлогами на тему «Стройка»

9. Динамическое упражнение «Маляры»

Маляры известку носят, Идут по кругу, держат в руках

воображаемые ведра.

Стены кистью купоросят, Поворачиваются лицом в круг, делают

движения вверх – вниз воображаемой

кистью.

Не спеша разводят мел. Наклоняются, «мешают в ведре».

Я бы тоже так сумел. Вновь «красят».

8. Рассматривание сюжетной картинки «Стройка». (слайд № 5)

9. Составление рассказа по опорным словам — строитель, дом; экскаваторщик, котлован; крановщик, материалы, каменщик, стены, плотник, окна, двери, труд, нужный, профессия, важная.

10. Итог занятия, педагогическая оценка, поощрение.

— Как называют людей, которые работают на стройке?

— Какие профессии строителей вы сегодня узнали на занятии?

— Перечислите, какую работу выполняют на стройке строители?

— Что облегчает тяжелый труд строителей?

— Какие машины и механизмы облегчают их труд?

— Какими инструментами пользуются строители в работе?

— Какие нужны строительные материалы, чтобы построить дом?

— Из чего строят дома?

— Почему так важен для людей труд строителей?

Источник

Конспект НОД в старшей группе «Кто построил этот дом?». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам

Добина Елена Юрьевна
Конспект НОД в старшей группе «Кто построил этот дом?»

Цель:

расширение и уточнение знаний о строительных профессиях.

Задачи:

Образовательные: Расширить и конкретизировать представления детей о строительных профессиях, строительных инструментах, разных строительных материалов, их назначении.

Развивающие: Развивать речь детей, активизировать словарный запас., закреплять умение отвечать на вопросы,развивать пространственное, логическое мышление.

Воспитательные: Формировать представление детей о социальной значимости труда строителей, воспитывать уважение к труду людей. Воспитывать культуру общения.

Предварительная работа:

1. Чтение художественной литературы (С. Баруздин «Строим дом», С. Михалков «Три поросенка». В. Маяковский «Кем быть)

2. Рассматривание иллюстраций, связанных со строительными профессиями.

3. Отгадывание загадок, чтение и проговаривание пословиц и поговорок

4. Проведение сюжетно-ролевых игр («Строим дом», «Строители») и дидактических игр («Кому что?», «Что лишнее?», «Угадай по описанию)

5. Изготовление поделки из бумаги дом (оригами)

Материалы и оборудование:

картины с изображением людей строительных профессий; иллюстрация с домом в центре (многоэтажный) и деревянного (одноэтажный, картинки с изображением строительных инструментов, техники, разных видов жилищ человека. Дом из бумаги.

Интеграция образовательных областей:

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Ход занятия:

Воспитатель зачитывает письмо: «Дорогие ребята! Мы хотим к Новому году сделать для нашего братца Наф-Нафа сюрприз – построить дом, чтобы в нем могли гостить наши друзья. Но сколько раз мы не пробовали строить, наши дома все время ломаются. Не понимаем почему. Помогите! Ниф-Ниф и Нуф-Нуф».

– Узнали героев?

– Из какой они сказки? («Три поросенка»)

– Поможем поросятам разобраться, почему у них не получается построить настоящий дом?

– вспомните, из чего строили дом поросята? (Из соломы и веток.)

– Чтобы построить прочный, крепкий дом нам нужно много трудиться. Ребята, а вы знаете, какие самые верные помощники есть у человека? Кто помогает ему в работе?Послушайте мою загадку:

Любят труд,

Не терпят скуки,

Всё умеют наши….руки!

Правильно — это руки! Недаром люди столько пословиц придумали о них.

«С трудовыми руками нигде не пропадёшь.»

«Не игла шьёт, а руки.»

«Не печь кормит, а руки»

«Золотые руки у того, кто обучился хорошо»

Человек своим трудом и старанием всё строит, создаёт. Для этого нужно много учиться и работать.

Ребята, расскажите мне, а как называется профессия людей, которые строят дома, работают на стройплощадке?

— Правильно — строитель. Эта профессия появилась много лет назад, когда люди выйдя из пещер, стали возводить себе жильё.

Скажи, пожалуйста, ребята, для чего человеку нужен дом?

Действительно в доме человек укрывается от непогоды, отдыхает от усталости, работает.

Люди научились строить самые разные дома.

-Ребята, посмотрите на эти картинки. (воспитатель показывает картинки разных видов домов)

— все эти разные и даже удивительные для нас дома построил человек, скажите мне, а что у них общего?

-Правильно, у всех есть дверь, окна, крыша и стены.

Дидактическая игра «Разве так бывает?»

Воспитатель обращает внимание детей на картинки с изображением многоэтажного и одноэтажного домов.

— Возможно ли,чтобы эти дома и в реальной жизни были одинаковой величины? Почему этого не может быть? (много этажей –высокий, один этаж – низкий)

Давайте вспомним из каких материалов строят дома.

Упражнение «Назови какой»

Дети называют, какой получится дом, если его построитьиз материалов на картинке:

— Из камня? (каменный)

— Из дерева? (деревянный)

— Изо льда? (ледяной или иглу)

— Из кирпича? (кирпичный)

— Из глины? (глиняный)

— Как вы думаете, из чего будет лучше построить крепкий дом для Наф-Нафа (бетон, кирпич)

Порося строили дом одни, без помощников, а ведь что бы построить настоящий дом много мастеров должно потрудиться,

Сейчас мы все вместе узнаем, какие строители помогут нам построить дом.

Воспитатель читает стихи и выставляет на мольберт картинки с изображением людей данной профессии:

Замелькал мастерком

Каменщик играя.

То кирпич кладет бочком,

То на спинку, то торчком.

То подтянет с края.

Дом растет все выше, выше,

Стены есть, дела за крышей.

Читайте также:  Построить дом в лабинске

Кровельщик, скорей сюда,

Без тебя мне тут беда!

Вот и плотники идут.

Столяров с собой зовут.

Застучали молотки,

И запели пилы.

Будут рамы, косяки.

Двери и стропила.

Кисть в руке у маляра

И послушна, и быстра.

По стене летит, как белка,

Пахнет свежестью побелка.

-Вспомните, ребята, о каких профессиях вы услышали в стихах? А какими инструментами пользуются мастера? (ребёнок называет профессию, подходит к воспитателю и достаёт из коробки нужный инструмент, показывает его всем детям)

-Молодцы, правильно ответили, все эти профессии нужны, чтобы строить прочные и надежные дома.

-А теперь, ребята, давайте с вами отправимся на стройплощадку.

Проводится физкультминутка (под музыку из к/ф «Высота» «не кочегары мы не плотники»)

Покажем, какие высокие краны стоят (руки через стороны — вверх, опускаем)

Краны поднимают тяжелые плиты, а рабочие поднимают строительные материалы руками (ноги на ширине плеч, дотягиваемся до пола, выпрямляемся)

Дом растет всё выше, выше

Стены есть, дела за крышей! (руки соединить вверху, опустить)

Вот и плотники идут,

Столяров с собой зовут (стучат кулак о кулак, двигают руками вперед)

Кисть в руке у маляра

И послушна и быстра (приседание с вытянутыми руками)

Вот и окна появились (руки на поясе,повороты туловища)

На стройке много предметов лежат на земле, давайте их перешагнем

(Шаг на месте,высоко поднимая колени)

-Молодцы, ребята! Скажите, пожалуйста, а что помогает строителям быстро возводить здания? (Машины, техника).

Воспитатель загадывает загадки:

Котлован под дом копать

Целый год лопатой.

Нам же будет помогать

В этом (Экскаватор)

Чтобы выросла стена

Дома-великана,

Срочно помощь нам нужна

Башенного….(Крана)

-А какую ещё строительную технику вы знаете (воспитатель показывает картинки)

-Расскажите, а какими должны быть строители?

(Трудолюбивыми, выносливыми, сильными, смелыми, дружными.)

Может быть вы вспомните ещё поговорки о труде, дружбе?

Дело мастера боится

Кто не работает, тот не ест

Построить здание — надо иметь знание

Где труд, там и счастье

-Правильно.

— строитель должен быть очень смелым, ведь на стройке опасно, нужно обязательно соблюдать правила безопасности.

— А что используют строители, чтобы защитить себя (каску и защитный костюм).

Ну, что ж, ребята, давайте и мы превратимся в строителей, поможем построить Ниф-Нифу и Нуф-Нуфу крепкий, прочный и красивый дом!

Дети детализируют сделанный ими на предыдущем занятии дом, наклеивают части и раскрашивают по своему желанию.

Молодцы! Вы все справились!А закончить наше занятие мне хочется такими словами: «ТРУДОМ ВЕЛИК И СЛАВЕН ЧЕЛОВЕК»

Рефлексия:

— Ребята, что нового вы сегодня узнали на занятии?

— Как вы думаете, мы помогли поросятам построить дом?

— Из каких материалов можно построить дом?

-Вам понравилось занятие?

-Наф-Наф всех благодарит за помощь! Все молодцы

Источник

Гид по роману Мариам Петросян «Дом, в котором…»

Автор иллюстрации — anndr

Вспоминаем давно вышедшие отличные книги. Сегодня поговорим о романе «Дом, в котором…».

Книга Мариам Петросянстала настоящим литературным событием сразу после публикации в 2009 году, получила целый ряд премий, переведена на несколько иностранных языков и вот уже десять лет не покидает списки бестселлеров. Критики пытаются объяснить её феноменальный успех, а литературоведы посвящают ей статьи и диссертации. Для сотен тысяч людей «Дом» стал своеобразным паролем, по которому узнают «своих».

Если вы еще не читали эту уникальную книгу, ловите нашу статью о ней и… добро пожаловать в Дом! А если читали — с возвращением Домой! 😉

Основной сюжет этого объемного романа мог бы уложиться в пару предложений. «Дом, в котором…»  — история воспитанников необычной закрытой школы-интерната для детей-инвалидов. Это и есть тот самый Дом. Его обитатели сторонятся внешнего мира, живут по своим собственным законам, а некоторые даже обладают сверхъестественными способностями. В книге описывается старшая группа воспитанников и ее последний год пребывания в Доме. Не так уж сложно, правда? На самом же деле все куда запутаннее, чем может показаться на первый взгляд. Дом — это, возможно, самое необычное место на Земле. Сны, видения и причудливые ритуалы вплетены в жизнь обитателей этого магического пространства, существующего на границе реальности и… чего-то совсем иного.

Мы постараемся рассказать обо всем по порядку (надеемся, у нас получится — много о чем хочется поговорить :)), но сначала предлагаем вам небольшую зарисовку о том, как строился «Дом».

Необыкновенная история создания

Эту книгу Мариам Петросян начала писать еще в 1991 году. А идея Дома и его обитателей появилась и того раньше! Вот что рассказала об этом ереванская художница и писательница в интервью журналу «Литературная Россия»:

«Самый первый вариант, совсем не похожий на этот, был написан в конце восьмидесятых. Я начала писать о Доме, когда была ровесницей его героев. А рисовала их раньше, чем начала о них писать. Так что замысел и герои намного старше, чем сама книга».

Рисунок Мариам Петросян: Сфинкс и Слепой

Вначале, как известно, было слово. И слово это было — Дом. А сюжет появился гораздо позднее. Это была довольно простая история о мальчике, попавшем в совершенно новое место и окружение. Мариам придумала героев, а затем дала им свободу действий и просто наблюдала за ними, описывала их жизнь.

В некоторых деталях сюжета нашли отражение эпизоды из жизни писательницы. В интервью для «Русского репортера» она рассказала: однажды ей с мужем довелось пожить в московской двухкомнатной квартире, где обитали девять студентов-армян. Ребята спали в одной комнате, на ночь клали на пол матрасы. В квартире действовали установленные ими правила: например, не водить на ночь девчонок. Этот «свод законов» висел на стене, его старались соблюдать. Точно так же и у обитателей «Дома, в котором…» были определенные правила. Да и жили они по несколько человек в одной комнате.

Мариам Петросян

Путь к публикации был долгим и сложным. В 1998 году Мариам подарила объемную рукопись «Дома» подруге из Москвы, сын которой затем передал сверток знакомому. Книга пролежала у этого человека почти десять лет, и вспомнил он о ней, только когда собрался переезжать. Удивительно, как «Дом» вообще не потерялся! Прочитав книгу, этот «знакомый знакомого» снова передал ее кому-то… Пройдя очередной круг почета, рукопись оказалась у преподавателя вокала, обучавшего Шаши Мартынову — главного редактора издательства «Гаятри»! Она прочитала «Дом» и осталась в восторге. Однако и тут все оказалось не так просто: документ ведь не был подписан. Шаши пришлось пройти весь обратный путь через «знакомых знакомых», чтобы, наконец, выйти на Мариам Петросян.

Первое издание романа

Книга была опубликована в издательстве «Гаятри» в 2009 году. Изначально она называлась «Дом, который» (по ассоциации с известным английским народным стихотворением «Дом, который построил Джек»). Это был внушительного объема однотомник в твердой обложке, а затем — трехтомник в мягком переплете. Название решено было изменить на «Дом, в котором…», чтобы оно ни с чем не ассоциировалось. С тех пор книга переиздавалась еще дважды, один раз — с фанатскими иллюстрациями, собранными со всего мира. Кстати, к тому времени книга уже была переведена на десяток языков, среди них — итальянский, польский, французский, английский, чешский и другие.

Трехтомное издание романа

Роман получил множество премий и наград: приз зрительских симпатий премии «Большая книга», «Русскую премию», «Портал», «Странник», «Студенческий Букер» и «Звездный мост».

Опыт прочтения и литературные параллели

Пытаться разобрать по косточкам и детально объяснить роман «Дом, в котором…» — задача трудная и вряд ли выполнимая. Есть мнение, что подобные манипуляции способны изрядно попортить удовольствие от чтения и погружения в необыкновенный мир книги. Спрашивается, зачем мы вообще тогда затеяли весь этот разговор? Что ж, откровенно признаемся: мы просто очень любим эту книгу и хотим, чтобы ее прочитало как можно больше людей. 🙂

Читайте также:  Построить дом сруб в орле

Штука в том, что недосказанность, неясность и отсутствие определенности в романе стали отдельным приемом, позволяющим создать специфическую атмосферу Дома, заставить читателя почувствовать себя одним из его обитателей. Возможно, именно эта особенность стала главной причиной успеха книги. Каждый читатель привносил в нее что-то от себя самого: собственные идеи, смыслы, свое видение и литературные отсылки к другим произведениям.

Кстати, о последних. Спор о том, кто же повлиял на творчество Мариам Петросян, не утихает до сих пор. Фанаты и литературоведы не устают строить теории. Сама писательница даже стала собирать коллекцию книг, которые, по мнению читателей, оказали на нее влияние, но которые она сама вообще не читала, пока «Дом» не вышел 🙂

Но, конечно, без влияния других авторов не обошлось. Об этом Мариам рассказала в интервью «Частному корреспонденту»:

«Влияли на меня скорее отдельные книги, чем авторы. „Помутнение“ Филипа Дика, „Порою блажь великая» Кена Кизи, „Иллюзии“ Баха, „Дочь железного дракона“ Майкла Суэнвика, одна из самых моих любимых книг.

Добрый воспитатель и наставник Лось возник из Дока — героя книги „Консервный ряд“ Джона Стейнбека — и притащил с собой оттуда же еще одного персонажа, мальчика Фрэнки, у меня — Красавицу. Большой, сильный и недотепистый Слон тоже навеян Стейнбеком, „О мышах и людях“. Отрывок с описанием раннего детства Слепого в первой интермедии — почти прямая отсылка к Кристмасу из „Света в августе“ Уильяма Фолкнера».

Об устройстве Дома

Мариам Петросян создала не только особый, ни на что не похожий мир Дома, но и специфический язык его обитателей: многозначные понятия, термины… Ни у одного из персонажей нет собственного имени, лишь прозвища. Исключение составляет Курильщик — главный рассказчик первой части романа, тот самый «новичок», с точки зрения которого мы видим Дом. Однако и его имя мы узнаем лишь в самом конце.

«К входящему Дом поворачивается острым углом. Это угол, об который разбиваешься до крови. Потом можно войти».

Сначала Дом предстает перед нами как пусть и необычная, но вполне реальная школа-интернат для детей-инвалидов. Большинство воспитанников — дети с явными физическими отклонениями: слепые, безрукие, колясочники (в книге — колясники) и другие. Есть также обитатели с психическими проблемами: аутисты, дауны, социопаты. А есть и те, кто просто служил помехой своим родителям и был насильно определен в интернат. В любом случае, для мира за пределами Дома все эти дети — чужаки. Странные. Другие. Однако внутри интерната они сплотились в общество со своими правилами и законами, а, точнее, в особую категорию людей, принявших правила и законы Дома. Впрочем, и в этом мире существует разделение. Оно происходит между своеобразными фракциями, которые составляют обитатели той или иной комнаты.

Первая из них — Фазаны. Это единственная группа, которую не принимают во всех остальных фракциях. Проще говоря, их не любят. Почему? Фазаны слишком правильные. Их цель — порядок и здоровый образ жизни. Они готовы подчиняться правилам воспитателей и видят в этом безусловное благо. Именно здесь начинается история Курильщика, которого Фазаны решают изгнать за несоответствие моральному облику их группы и неподобающее поведение. Характерная черта Фазанов — отсутствие лидера, вожака стаи. Вместо него — так называемый товарищеский суд равных. Ничего не напоминает? Подсказка — время создания романа. 🙂

Вторая группа — это Крысы. Неформалы. Анархисты. Они абсолютно неуправляемы, ходят в жуткой одежде и с разноцветными прическами, всегда носят с собой бритвы, заточки, осколки стекол. Вожаки у них надолго не задерживаются из-за постоянных внутренних конфликтов в группе. Впрочем, подобные вещи в Доме — норма. Здесь могут не только подраться, но и убить.

В третьей комнате обитают самые странные представители Дома — Птицы. Они обожают своего вожака — Стервятника, и из солидарности (у вожака погиб брат-близнец) носят только черное, а еще выращивают бесчисленные комнатные растения в глубине темной комнаты и… вышивают крестиком. Птицы кажутся скромными и безобидными, однако именно они наиболее глубоко знают тайны Дома.

В четвертую группу входит большинство главных героев «Дома, в котором…». Здесь происходит основное действие романа, сюда же попадает Курильщик после изгнания Фазанами. Обитатели четвертой комнаты не имеют общего названия и особой идеологии. Это скорее семья, в которой есть сразу два лидера — «папа и мама» — Слепой и Сфинкс. Но есть одна загвоздка: Слепой — это признанный «хозяин» Дома. Данный титул можно отвоевать лишь в смертельном поединке…

Автор иллюстрации — elena-nekrasova

Пятой группы… не существует. Пятую и шестую комнату занимают Псы, потому что их очень много. По сути их группа — стая, объединившаяся вокруг вожака, Помпея.

Кроме основных групп, в Доме существуют и другие. Их можно назвать бандами, которые образуют «профессионалы своего дела». Например, Бандерлоги — разносчики слухов и сплетен. Или Летуны — смельчаки, добывающие провиант за пределами Дома, то есть в Наружности.

«В Доме горбатых называли Ангелами, подразумевая сложенные крылья, и это была одна из немногих ласковых кличек, которые Дом давал своим детям».

Интересно, что в большей части романа нет женских персонажей. Они появляются лишь в третьей части, когда в силу вступает Новый Закон, позволяющий девочкам и мальчикам, проживающим в интернате, свободно общаться друг с другом.

Специфические названия и прозвища у обитателей Дома есть для всего, не только для банд, групп и воспитанников. Например, лазарет — это Могильник, столовая — Кофейник. Есть свои названия и у особых ритуалов, присущих обитателям Дома: Самая Длинная Ночь и Ночь Сказок.

Такова мизансцена, на которой разыгрывается основное, реальное действие романа. Однако есть и другая, мистическая сторона. И у романа, и у Дома. Она называется Изнанка. Это особое пространство можно назвать параллельным миром или царством фантазий, которое время от времени посещают некоторые обитатели Дома. Слепой бывает там чаще других, у них с Домом свои тайны. Тех, кто может переходить на Изнанку, называют Ходоками и Прыгунами. Разница в том, что Ходоки могут посещать Изнанку по собственному желанию, а Прыгунов туда периодически «забрасывает» неведомая сила. Для последних в реальном мире могут пройти считанные дни, а на Изнанке — годы. И о том, что происходит ТАМ, мы вам не расскажем. Читайте сами 🙂

И еще раз о «Доме»

У романа Мариам Петросян нет единого, сквозного сюжета. Писательница рассказывает нам о том, как проходит последний год перед выпуском для Курильщика, обитателей четвертой комнаты и других воспитанников Дома. Мы узнаем про внутренний мир каждого из них, про их иррациональный страх перед Наружностью и необходимостью жить в ней, про поиски любой возможности остаться в Доме, на Изнанке и, наоборот, про сопротивление подавляющей воле Дома. Мы видим, как повседневные заботы, характерные для обычных подростков из реального мира, сплетаются с причудливыми снами, видениями, надписями на коридорных стенах, пророчествами…

Кроме того, в романе существует множество отсылок к прошлому Дома, из которых мы узнаем о детстве будущих выпускников, а также о жизни воспитателей, играющих далеко не последнюю роль в повествовании.

Издание с иллюстрациям от поклонников романа

Понимание внутренней мистической логики Дома появляется именно за счет того, что автор нигде не объясняет и не разъясняет подробности. Что такое Дом? Откуда он взялся? Почему он такой? Откуда взялись магические способности его обитателей? Все это предлагается читателям как данность. И эта данность служит очередным творческим приемом: она позволяет читателю войти в Дом, стать одним из персонажей романа. Это ли не волшебное свойство большой литературы?..

Читайте «Дом в котором» в сервисе электронных и аудиокниг ЛитРес.

Другие хиты, проверенные временем, читайте в сервисе электронных и аудиокниг ЛитРес со скидкой 30%. Поймите, почему эти книги любит весь мир!

Еще больше интересных материалов в нашем Telegram-канале!

Источник