Кто построил первые высотные дома
Первые небоскребы — История изобретений
Не все знают об истории небоскрёбов и том, как они появились. Это достаточно интересная история и об этом в нашей новой статье.
Время шло, маленькие компании росли и превращались в могучие корпорации, и новое поколение промышленных и финансовых магнатов требовало для своих штаб-квартир все более импозантных помещений. Потребность в новых офисах удачно совпала с разработкой в девятнадцатом веке техники строительства нового типа зданий — небоскрёбов. До 1880-х годов строительство зданий выше 8-9 этажей считалось нерациональным, поскольку здания, сделанные из кирпича, требовали такой прочности основания, что даже окна и двери в нижних этажах открывать было небезопасно, однако в результате множества мелких и одного большого нововведения строительство небоскрёбов вдруг стало возможным. Главное нововведение состояло в том, что стены домов стали делать более лёгкими, т.к. здание держалось не на них, а на стальном каркасе.
Слово skyscraper (небоскрёб) существовало в Англии с 1794 г. и употреблялось в самых разных значениях: высокая шляпа, высокий мяч в бейсболе, самый верхний парус на корабле. Впервые это слово использовали для описания дома в 1888 г. (хотя термин небоскрёбное здание появился за четыре года до этого) и не в Нью-Йорке, как можно было бы подумать, а в Чикаго. В последней четверти девятнадцатого века Чикаго был ведущим городом мира в строительстве больших сооружений по очень простой причине — из-за опустошительного пожара 1871 года. Первым небоскрёбом Чикаго было здание Страховой компании домов, построенное в 1883-1885 гг., за которым быстро последовали Дом Лейтера (1889 г.), Дом уверенности (1894 г.) и Дом Карсона, Пири и Скотта (1889 г.). Вскоре небоскрёбы так изменили cityscape (городской пейзаж, американизм 1850 г.) по всей Америке, что слово skyline, означавшее ранее «линия горизонта», приобрело современный смысл — очертания небоскрёбов на фоне неба.
The Home Insurance Building (Здание домового страхование) — первый в мире небоскреб, построенный в 1885 году в Чикаго, США, снесён в 1931 году.
Дом Лейтера. Построен в 1889 году.
Дом уверенности (Рилайенс-билдинг) 1894 год
Дом Красона, Пири, Скотта. 1889 год постройки.
Родились небоскрёбы в Чикаго, но их настоящей родиной стал Нью-Йорк. Первый нью-йоркский небоскрёб, двадцатидвухэтажный нью-йоркский дом мира, открылся в 1890 г., и вскоре над городом поднялись и другие высотные дома: Пулитцер (1892 г., 93 метра), Флетайрон (Утюг) (1903 г., 86 метров), Таймс Тауер (1904 г., 110 метров), Зингер (1908 г., 180 метров), Метрополитен лайф (1909 г., 210 метров) и, наконец, построенный в 1913 г. Дом Вулворта (240 метров).
Дом Вулворта
Метлайф тауэр
Небоскрёб Зингер
Таймс тауэр
Небоскрёб Флетайрон
Казалось, что ничего большего, чем Вулворт с его 58 этажами, где работало 14 000 человек, построить уже невозможно, и действительно, в течение семнадцати лет он был самым высоким зданием мира, пока в 1930 г. не построили Крайслер. В нем было 77 этажей, и был он почти в полтора раза выше Вулворта (320 метров). В соответствии с проектом, Крайслер должен был иметь высоту 282 метра, но соперник архитектора решил построить на 40-й улице здание на 60 сантиметров выше. Тогда архитектор Крайслера Ван Аллен спешно и секретно спроектировал 37-метровый стальной шпиль, ставший замечательным украшением здания. Безусловное первенство Крайслер сохранял очень недолго. Его ещё не успели закончить, когда на 5-й авеню на месте отеля Валдорф-Астория начались работы над ещё более амбициозным проектом Эмпайр-стейт-билдинга. Поднявшись в высоту на 381 метр, 102-этажное здание держало мировое первенство в течение сорока трёх лет, пока в Чикаго в 1974 г. не возвели 110-этажный, 443-метровый, убийственно-уродливый Сирс Тауер.
Крайслер-билдинг
Эмпайр-стейт-билдинг
Сирс тауэр
Сравнение небоскрёбов Нью-Йорка
Применение стального каркаса и лёгких стен позволило в принципе строить высотные здания, но отнюдь не решило всех проблем. Потребовалось сделать массу усовершенствований, чтобы эти дома могли функционировать. Среди них были револьверные двери, позволявшие избежать сквозняков, мешавших нормально регулировать температуру здания и чрезвычайно пожароопасных, а самое главное, нужны были быстрые и безопасные пассажирские лифты.
Считается, что лифт изобрёл Элиша Отис, хотя различные подъёмные устройства уже давно существовали, когда Отис стал знаменитым в конце 1850-х годов. Он никогда и не утверждал, что изобрёл лифт. Его вклад заключался в изобретении простого, надёжного устройства — пружинного механизма с зажимами на шестерёнках, — делавшего использование вертикального лифта безопасным. Обожая эффектные шоу, Отис путешествовал по всему миру, демонстрируя безопасность сконструированных им лифтов. Лифт, в котором он находился, подтягивали на верёвке на высоту 15 метров, и его помощник, к ужасу зрителей, перерубал верёвку топором, но лифт успевал упасть только на несколько сантиметров перед тем, как придуманный Отисом механизм его останавливал. Заказы на его устройство поступали сотнями. (И все же первые лифты были не очень надёжны. В 1911 г. «Нью-Йорк трибьюн» сообщала, что за два предшествовавших года по крайней мере 2600 человек были убиты или ранены в авариях, связанных с лифтами).
Небоскрёбы неузнаваемо изменили внешний вид американских городов, но почти ничего не добавили к американской речи. Говорят, что выражение twenty-three skiddoo, означающее на сленге «сматывайся поскорее», появилось благодаря небоскрёбу Утюг, расположенному на пересечении 23-й улицы, 5-й авеню и Бродвея. Необычная геометрия дома якобы создавала сильные сквозняки, поднимавшие юбки женщин на подходе к зданию по 23-й улице, где и собирались мужчины, чтобы поглазеть на женские ноги, но полиция была начеку и гоняла зевак этим возгласом. К сожалению, никаких доказательств этой теории не существует. Известно, что слово skiddoo, означающее «убегать», было изобретением плодовитого на неологизмы карикатуриста Т.А. Доргана, работавшего в первой четверти девятнадцатого века, но каким образом оно нерасторжимо связалось с цифрой 23, остаётся (как и многое другое) неизвестным.
Источник
Первые небоскрёбы: история строительства знаменитых высоток | Интересно обо всем
Первые небоскребы появились в США более ста лет назад. Между тем о высотных зданиях люди начали мечтать задолго до технического прогресса.
Дотянуться до небес, чтоб возвыситься над суетой. Чтобы вести диалог с Богом на его территории. Вечная мечта и вечное проклятье человечества. Еще в ветхозаветном Вавилоне люди задумали построить башню до самых небес: так простой смертный мог встать вровень с богами. По преданию башню не достроили — человек был наказан за непомерные амбиции.
Люди не вынесли урок из этого наказания — они по-прежнему стремятся вверх. Спустя тысячелетия они не только научились строить башни до небес, но и начали в них жить.
В конце XIX века в центре Парижа выросла трехсотметровая башня. Каморка Гюстава Эйфеля находилась на уровне 80-го этажа. Тогдашние архитекторы возмечтали побить этот рекорд.
Прежде самым престижным этажом считался второй. Выше без лифта жить было сложно. К слову, небоскребом (skyscraper) тогда называли высокую шляпу или верхний парус на корабле.
И вдруг все изменилось — появился лифт, начали стремительно развиваться технологии, упали цены на стальной прокат. Мечта строить высотные здания стала реальностью.
Первые небоскребы в Чикаго
В 1871 году случился пожар, после которого город пришлось отстраивать заново. Именно здесь появились первые небоскребы, и слово skyscraper наконец попало в строительный словарь.
Небоскреб — высотное здание на металлическом каркасе, в котором есть лифт, вращающаяся дверь, электрическое освещение, механическая вентиляция.
В 1885 году архитектор Уильям Ле Барон Дженни возвел в Чикаго первый небоскреб — Хоум-иншурэнс-билдинг, высотой в 42 метра. Он использовал чугунные колонны и стойки, а также балки из бессемеровской стали, благодаря которым легкая и прочная конструкция вырастает вверх.
Хоум-иншурэнс-билдинг
Первые небоскребы были исключительно конторскими. В некоторых наверху имелись смотровые площадки. Внизу располагались магазины. Строительство шло полным ходом, пока в 1883 году власти Чикаго запретили возводить здания выше 39 метров. Бизнес переехал в Нью-Йорк, где впоследствии и были построены самые знаменитые небоскребы в мире.
Вулворт-билдинг
В начале XX века Манхэттен обрел силуэт, который сделал его узнаваемым даже через столетия. Баснословно дорогая земля заставляла делать застройку как можно плотнее, а здания — выше. К 1913 году около пятидесяти построек на Манхэттене имели более двадцати этажей. Среди первых небоскребов самым заметным стал Вулворт-билдинг. Его высота — 241, 4 м.
Вулворт-билдинг
Рекорд по высоте поставил архитектор Касс Гилберт. Небоскреб был построен по заказу владельца пятицентовых магазинов Фрэнка Уинфилда Вулворта. Можно сказать, он воздвиг себе памятник при жизни, что обошлось ему в 13,5 миллионов долларов. Сумасшедшие по тем временам деньги!
Фрэнка Уинфилда Вулворта
Это здание потрясло современников. Его называли «храмом коммерции«. Ему даже посвятил стихотворение Маяковский («Барышня и Вульворт«). Почти каждый посетитель смотровой площадки небоскреба покупал сувенир. Владельцу оставалось лишь подсчитывать прибыль. Но не все так просто… Небоскреб очень дорого обслуживать, поэтому приходилось (и приходится) выжимать из каждого квадратного метра все до цента.
Эквитабл-билдинг
В 1915 году на Манхэттене вырос небоскреб с рекордным количеством офисных помещений для сдачи в аренду. Соседние кварталы оказались в тени трехсотметрового небоскреба.
Эквитабл-билдинг
Первыми пострадали от высотных зданий владельцы небольших офисных зданий, потерпевшие убытки — светлые помещения стали темными и больше не нужны были арендаторам. В Манхэттене даже появилась организация, безуспешно боровшаяся с плотной застройкой города.
От помпезности до минимализма
В 1916 году власти приняли закон о зонировании, ограничивающий не высоту здания, а его объем. Один из авторов закона — архитектор Харви Уайли Корбетт. Еще один — визуализатор Хью Феррис. Они-то и предложили строить здания ступенями. Ступенчатые небоскребы стали фирменным знаком Манхэттена.
Корбетта интересовала практическая сторона. Он думал о том, как сделать город удобным, а не просто красивым. Ферриса же не интересовали детали, он был прежде всего рисовальщиком. Благодаря этому тандему город обрел облик, которым восхищаются сегодня во всем мире.
Строителей и заказчиков первых небоскребов будущее не интересовало. Они руководствовались собственными амбициями и придерживались принципа: чем роскошнее и помпезнее, тем лучше. При этом отдавали предпочтение старым стилям. На Манхэттене начали появляться бесконечно длинные здания, похожие на французские ратуши, готические соборы и античные храмы.
Закон о зонировании в корне все изменил. Главную роль теперь играла форма здания, а не отделка фасада. Так появился стиль, который странным образом отразился в советской архитектуре.
Одно из легендарных фото тех лет.
Простые рабочие. Ни намека на панику и страх.
А вот знаменитый архитектор небоскребов Раймонд Хул панически боялся высоты с самого детства и долго боролся с фобией, которая мешала его профессии.
Он поборол свой страх. К 40 годам Хул уже ничего не боялся и получал самые дорогие заказы.
У него была своя концепция, заключалась она прежде всего в том, что здания должны находиться друг от друга на расстоянии 150 метров. Но это было экономически нецелесообразно. В Нью-Йорке продолжали воздвигать памятники человеческим амбициям.
Крайслер-билдинг
Заказчикам нужны были рекорды высоты. Догнать и перегнать Эйфелеву башню! Благодаря этой гонке в 1930-м на востоке Манхэттена появился Крайслер-билдинг высотой в 320 метров.
Крайслер-билдинг
Небоскреб характеризуется очень высоким качеством ручной работы, которое было утрачено после Второй мировой войны. В отделке здания впервые была использована хромированная сталь.
Эмпайр-стейт-билдинг
Меньше года прошло после окончания строительства Крайслер-билдинга, как был торжественно открыт небоскреб, который сохранял звание самого высокого вплоть до 1970 года.
Эмпайр-стейт-билдинг
Эмпайр-стейт-билдинг возвели всего за 19 месяцев. Фасад и внутренняя отделка гораздо скромнее, чем у Крайслера.
В годы Великой депрессии Эмпайр-стейт-билдинг не приносил прибыли. Само здание приобрело дурную славу. Его стали называть шпилем самоубийц. С момента открытия с небоскреба сбросились более тридцати человек.
Высотные здания в СССР
Советских архитекторов вдохновляли металлические конструкции Эйфелевой башни. Конструктивисты строили рабочие клубы, дома-коммуны и фантазировали о собственных небоскребах и главном здании мирового коммунизма.
Большая стройка сразу после революции, конечно, не могла начаться. Денег, времени, ресурсов, а главное, знаний, не хватало. В 1924 году в США был отправлен архитектор Вячеслав Олтаржевский. Удивительный человек! Выросший в детдоме, он успел сделать карьеру и при царе, и при Ленине.
В Соединенных Штатах провел 11 лет, стал там успешным архитектором. Правда, первое время ему пришлось трудиться на стройке — его диплом в США не котировался, его еще предстояло подтвердить.
Способность власти рушить и храмы, и судьбы людей ради своих целей смогут на собственной шкуре оценить многие. Среди них и Вячеслав Олтаржевский. В США он успел поработать в конторе Корбетта чертежником, издать книгу «Новый Вавилон«, посвященную Нью-Йорку, и построить несколько зданий, в том числе гостиницу в Королевских соснах, так полюбившуюся Аль Капоне.
В 1934 году его отозвали обратно в СССР, но почему-то он тогда не был приобщен к строительству первых московских небоскребов. Работал над архитектурным обликом Всемирной сельскохозяйственной выставки. В 1939-м был арестован. В 1943 году вышел на свободу. Спустя только четыре года начал работать в комитете по строительству высотных зданий.
В январе 1947 года было принято постановление о строительстве в Москве многоэтажных зданий. С градостроительной точки зрения, высотки должны были уравновесить Дворец советов, который, к счастью, так и не был возведен. Но с точки зрения здравого смысла, зачем сразу же после окончания войны затевать эту безумную стройку?
Первые советские небоскребы должны были показать всему миру мощь страны.
Жилой дом на Кудринской площади
Демонстрация возможностей страны советов проходила под флагом американского стиля ар-деко.
Американцы часто сравнивают московские высотки с небоскребами Манхэттена.
Перед инженерами и рабочими ставились практически невыполнимые задачи. Никто из них раньше не работал на подобных стройках.
Главное здание МГУ
Здание МГУ возводили осужденные по бытовым статьям. Прямо на стройплощадке на Котельнической набережной располагался тюремный лагерь ГУЛАГа. По Москве ходили слухи о нечеловеческих условиях труда зеков. Но это было не совсем так. В нечеловеческих условиях трудились и заключенные, и обычные строители. Все без касок, без страховки.
Высотные здание на Котельнической набережной
В 1953 году Вячеслав Олтаржевский издал книгу «Строительство высотных зданий в Москве«, где подробно описаны все сталинские высотки и проанализированы их конструктивные особенности. В СССР это книга никому не понадобилась. Необходимость Советскому Союзу доказывать свою мощь отпала после разработки атомной бомбы и запуска человека в космос. СССР остановился. Америка тем временем продолжала строить небоскребы.
Источник
Первые небоскрёбы: история изобретений
Интересная история про эволюцию строительства небоскрёбов в Соединённых Штатах Америки.
Со временем, в далёком 19 веке, когда Архитектура постепенно превращалась из каменной в стеклянную и стальную, маленькие корпорации и фирмы решали построить такие здания, которые удивят огромную долю людей. Началом истории небоскрёбов является мысль, определение Архитекторов того, что здание может стать безопасным и устойчивым, если оно будет иметь стальной или мощный железобетонный каркас и при этом, стены должны быть лёгкими, для правильного расчёта нагрузок.
Слово «Skyscraper», в переводе с английского «Небоскрёб» зародилось в Англии в 1794 году, и этим словом обозначали высокие вещи, такие как: высокая шляпа, высокий мяч в волейболе, или самый верхний парус на корабле. То есть, это слово не было никак не связано с Архитектурой.
Когда знаменитый Американский Архитектор Уильям Ле Барон Дженни приехал домой 1861 году, получив инженерно-строительное образование в Париже он основал в 1867 году в Чикаго свою Архитектурную фирму. Прошло время, и Архитектор положил основание тому, что здания могут быть выше 5 этажей. Он начал прорабатывать эту идею. Уильям вывел такую «теорему», что основные несущие элементы — это не стены, а каркас.
Уильям Ле Барон Дженни — отец небоскрёбов
Первое здание, построенное выше пяти этажей, на основе стального каркаса стал The Home Insurance Building (Здание домового страхования), построен первый небоскрёб в 1885 году. Архитектор — Уильям Ле Барон Дженни. Поддерживалось здание стальной рамой. Стиль — Чикагская Школа, основанный Архитектором Генри Ричардсоном. Здание успешно эксплуатировалось, и в 1890 году зданию пристроили ещё два, и высота стала 55 метров (12 этажей). Власти боялись разрушения здания, но разрушения не произошло. В 1931 году Здание Домового Страхования снесли для того, чтобы построить полевое здание банка LaSalle.
Так и сформировались новые взгляды на Архитектуру высотных зданий, и постепенно, технологии строительства небоскрёбов с того времени постоянно совершенствуются. Небоскрёбы — это новая Архитектурная эстетика, за счёт которой современный мир практически невозможно представить.Чикаго — Родина небоскрёбов. Соответственно, это и есть город в Америке, где не налюбуешься этими многометровыми красавцами. Не зря Чикаго и называют столицей современной Архитектуры в США. Сегодня, Архитектурным местом притяжения в Чикаго являются такие небоскрёбы, как: Уиллис-тауэр, высочайший небоскрёб в Америке; Джон-Хэнкок-центр; Пруденшал плаза 2; и другие.
Пруденшал плаза 2
Пруденшал плаза 2
Джон-Хэнкок-центр
Джон-Хэнкок-центр
Башенный небоскрёб «Дом Уверенности» или Рилайенс-билдинг в Чикаго.
Усовершенствованным решением стального каркаса стало здание. Каркас содержит в себе стеклянное заполнение. Конторские этажи решаются повторением одинаковых членений. Здесь уже присутствовало декорирование фасадов различными ордерами и применение фронтонов.
Здание построенно в 1894 году по руководством Архитекторов Д. Х. Вернема и Дж. У. Рута. Расположено башенное здание в Чикаго.
А это Вулворт-Билдинг:
Небоскрёб компании F. W. Woolworth company. Построен в 1913 году под руководством Архитектора Касса Гилберта. Нанял его на проектирование и строительство небоскрёба Американский предприниматель Френк Вулворт в 1910 году. Первоначально высота здания должна была быть 190 метров, но во время проектирования высоту увеличили до 241 метра. Здание построено в 1913 году, и было до 1930 года самым высоким зданием мира. Стиль — неоготика, применяли во время строительства терракоту, сталь и медь. В этом здании 34 лифта. С. Паркс Кадман назвал Вулворт-Билдинг «Собором Торговли». Обзорная площадка на 58 этаже привлекала посетителей до 1945 года. Владимир Маяковский в 1925 году написал стихотворение про Вулворт. Построенное в 1924 году Lincoln American Tower в Мемфисе представляет собой миниатюрную копию Вулворт-билдинг (одна треть высоты).
Спасибо за внимание, ждите новые публикации!
Источник