Кто построил первый дом на руси
От землянки до избы: история славянского жилья
На Руси невозможно было представить ни одного двора без крова. И сегодня человек приходит в свой дом, чтобы набраться сил, укрыться от непогоды, приготовить пищу, остаться наедине с собой и семьей.
Славяне особенно чтили традиции строительства жилья. При возведении землянок, полуземлянок, а с X в. наземных изб они тщательно подходили к выбору материала и никогда не меняли расположение очага. Что и позволило археологам отличать найденные славянские жилища от домов соседствующих народов — тюрков, греков, германцев, сарматов. Кроме того, в качестве оберега славянские семьи использовали смешанный растительно-животный орнамент с геометрической фигурой, на которую наносились символы 4-х стихий.
Древние русичи тщательно подбирали материал. Для строительства сруба подходила сосна и лиственница, для стропил на крышу употребляли более легкую ель. Славяне, конечно, учитывали особенности древесины, поэтому они предпочитали хвойные породы, пропитанные смолой для лучшей гидроизоляции. Хотя от некоторых деревьев они открещивались. Между стен прокладывали мох, он служил вторичной влагоизоляцией и природным антисептиком.
У славян был культ деревьев. После рубки у их душ просили прощения. После возвращения из леса крестьяне посещали баню, чтобы смыть грехи. Во время порубки наши предки наблюдали за тем, как падает дерево, в какую сторону смотрит верхушка. Если оно зацеплялось ветвями за стоящие рядом деревья, считалось, что лес его не отпускает, в этом случае ствол оставляли в лесу. Не брали деревья с наростами и дуплами, это означало, что в лесном гиганте живет недобрый дух.
Баня по-черному
Перед началом строительства дереву давали вылежаться. Только после того, как из стволов выйдут духи, начинали рубить избу. В славянских избах использовались рубленые бревна и тес. Очень долго наши предки применяли топоры, а не пилы, считая, что с одухотворенным материалом, нужно работать орудием богов. Здесь тоже была своя технология. Удар топора закупоривал поры в месте сруба, и туда меньше попадала естественная влага. После заимствования у германских племен пилы топор все равно оставался долгое время в приоритете.
Первые славянские дома
Первым славянским жильем были землянки и полуземлянки. Для их строительства в земле выкапывалась квадратная яма, полутораметровая — для землянок, метровая — для полуземлянок. После чего на месте стен устанавливался сруб или балки, вкопанные в землю, соединенные с плахами. Пол был глиняный, ко входу вела такая же глиняная или деревянная лестница. Крыша была двускатной. На балки из ели накладывался тес, на него — большой слой соломы, и вся конструкция, в том числе и стены полуземлянки, покрывались толстым слоем земли.
Село, где люди жили в землянках
Дома, сложенные подобным образом, были теплыми, но существовали и минусы. Во время дождя в низину заливалась вода, а при топке печки дым мог выходить только через оборудованный с южной стороны вход, так как в подземных домах не было ни одного окна. Хотя позже стали делать окно, или, скорее, запасной выход под самым потолком.
Ближе к цивилизации
Наземные избы появились в IX-X в. в. сначала в северных широтах, так как почва там была холодной, сырой или болотистой.
Первые деревянные дома состояли из одной комнаты — клети — и сеней — неотапливаемой пристройки. На одной стороне имелось небольшое оконце для проветривания, закрывающееся деревянным щитком. В одной комнате селились все, в том числе народившийся в хозяйстве молодой скот.
В наземных жилищах возводилась печная труба, но некоторые хозяева оставляли избы курными или черными. В дальнем правом конце комнаты стояла печь, по диагонали слева от входа находился «красный угол». Слева от печи под потолком настилались полати, под ними или рядом стоял ящик-голбец. В некоторых избах был нижний этаж — подклет. Крыша выполнялась из дерева или соломы. В окна могли быть вставлены рамы, или же делался простой выруб в стене. Ставни, поручни крыльца, фронтонные доски часто украшали резьбой.
Со временем дома стали расти, появлялись избы-пятистенки, с горницей, отделяемой от основной комнаты дополнительной стеной. На севере рубили и шестистенки, которые состояли из 2-х срубов, покрытых единой крышей. В них имелся пристрой в виде больших сеней. Крыши оставались двускатными, но уже могли варьироваться по типу формы. Покрытия долгое время оставались земляными, с тесом и соломой, в XI в. стали использовать лемех —– прямые или резные деревянные пластины.
Покрытие крыши резным лемехом
В XI в. в южных регионах появились избы-мазанки, когда сруб густо обмазывался глиной. В них уже были достаточно объемные окна, в богатых семьях их закрывали слюдой или даже стеклом.
Наземные постройки были значительно больше подземных. Здесь было светлее, теплее и чище, так как полы выкладывались из дерева.
Важнейшим местом в славянских избах был очаг. Сначала его выкладывали из камня и глины, затем с помощью тех же материалов сооружали закрытые очаги. Первые печки были не пригодны для приготовления еды, особенно, если это были печи по-черному. Некоторое время славяне пекли хлеб в специально оборудованных нежилых помещениях, где стояла хлебная печь. Постепенные модификации очага привели к тому, что у них появилась труба и отверстие для варки и томления пищи. Размер печи стал увеличиваться, вскоре на ней оборудовали спальные места — полати.
Веками складывались славянские традиции возведения жилья. Избу строили семьями, исключительно для себя, поэтому в каждом бревнышке была частица тепла и доброты. Славяне верили, если построить хороший дом по канонам, договариваясь с духами земли и деревьев, то он будет защищать семью от врагов, непогоды и болезней.
Источник
Как на Руси дома строили
Дерево в качестве основного строительного материала использовалось с древнейших времен. Именно в деревянной архитектуре русские зодчие выработали то разумное сочетание красоты и пользы, которое перешло затем в сооружения из камня и кирпича. Многие художественные и строительные приемы, отвечающие условиям быта и вкусам лесных народов, вырабатывались в течение столетий в деревянном зодчестве.
Самые значительные постройки на Руси возводились из многовековых стволов (по три века и более) длиною до 18 метров и диаметром более полуметра. И таких деревьев было множество на Руси, особенно на европейском Севере, который в старину называли «Северным краем».
Свойства дерева, как строительного материала во многом обусловили особую форму деревянных сооружений. Бревно — его толщина — стала естественной единицей измерения всех размеров постройки, своеобразным модулем.
На стены изб и храмов шли просмоленные на корню сосна и лиственница, из легкой ели устраивали кровлю. И только там, где эти породы были редки, использовали для стен крепкий тяжелый дуб, либо березу.
Да и дерево рубили не всякое, с разбором, с подготовкой. Загодя высматривали подходящую сосну и делали топором затесы (ласы) — снимали кору на стволе узкими полосами сверху вниз, оставляя между ними полосы нетронутой коры для сокодвижения. Затем, еще лет на пять оставляли сосну стоять. Она за это время густо выделяет смолу, пропитывает ею ствол. И вот по стылой осени, пока день еще не начал удлиняться, а земля и деревья еще спят, рубили эту просмоленную сосну. Позже рубить нельзя — гнить начнет. Осину же, и вообще лиственный лес, наоборот, заготовляли весной, во время сокодвижения. Тогда кора легко сходит с бревна и оно, высушенное на солнце, становится крепким как кость.
Главным, и часто единственным орудием древнерусского зодчего был топор. Пилы, хотя и известны с X века, но применялись исключительно в столярном деле для внутренних работ. Дело в том, что пила при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. Топор же, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: «срубить избу». И, хорошо нам сейчас знакомые, гвозди старались не использовать. Ведь вокруг гвоздя дерево гнить быстрее начинает. В крайнем случае применяли деревянные костыли.
Основу деревянной постройки на Руси составлял «сруб». Это скрепленные («связанные») между собой в четырехугольник бревна. Каждый ряд бревен почтительно называли «венцом». Первый, нижний венец часто ставили на каменное основание — «ряж», который складывали из мощных валунов. Так и теплее, и гниет меньше.
По типу скрепления бревен между собой различались и виды срубов. Для хозяйственных построек применялся сруб «в режь» (редко положенные). Бревна здесь укладывались не плотно, а по парам друг на друга, и часто не скреплялись вовсе. При скреплении бревен «в лапу» концы их, прихотливо вытесанные и действительно напоминающие лапы, не выходили за пределы стены снаружи. Венцы здесь уже плотно прилегали друг к другу, но в углах могло все же задувать зимой.
Самым надежным, теплым, считалось скрепление бревен «в обло», при котором концы бревен немного выходили за пределы стены. Такое странное сегодня название происходит от слова «оболонь» («облонь»), означающего наружные слои дерева (ср. «облекать, обволакивать, оболочка»). Еще в начале XX в. говорили: «рубить избу в оболонь», если хотели подчеркнуть, что внутри избы бревна стен не стесываются. Однако, чаще снаружи бревна оставались круглыми, тогда как внутри избы обтесывались до плоскости — «выскабливались в лас» (ласом называли гладкую полосу). Теперь же термин «обло» относят более к выступающим из стены наружу концам бревен, которые остаются круглыми, с облом.
Сами ряды бревен (венцы) связывались между собой при помощи внутренних шипов. Между венцами в срубе прокладывали мох и после окончательной сборки сруба конопатили льняной паклей щели. Тем же мхом часто закладывали и чердаки для сохранения тепла зимой.
В плане срубы делали в виде четырехугольника («четверик»), либо в виде восьмиугольника («восьмерик»). Из нескольких рядом стоящих четвериков составлялись, в основном, избы, а восьмерики использовались для строительства деревянных церквей (ведь восьмерик позволяет увеличить площадь помещения почти в шесть раз, не изменяя длину бревен). Часто, ставя друг на друга четверики и восьмерики, складывал древнерусский зодчий пирамидальное строение церкви или богатые хоромы.
Простой крытый прямоугольный деревянный сруб без всяких пристроек назывался «клетью». «Клеть клетью, поветь поветью», — говорили в старину, стремясь подчеркнуть надежность сруба по сравнению с открытым навесом — поветью. Обычно сруб ставился на «подклете» — нижнем вспомогательном этаже, который использовали для хранения запасов и хозяйственного инвентаря. А верхние венцы сруба расширялись кверху, образуя карниз — «повал». Это интересное слово, происходящее от глагола «повалиться», часто использовалось на Руси. Так, например, «повалушей» называли верхние холодные общие спальни в доме или хоромах, куда вся семья уходила летом спать (повалиться) из натопленной избы.
Двери в клети делали как можно ниже, а окна располагали повыше. Так тепло меньше уходило из избы.
Кровлю над срубом устраивали в древности безгвоздевую — «самцовую». Для этого завершения двух торцовых стен делали из уменьшающихся обрубков бревен, которые и называли «самцами». На них ступеньками клали длинные продольные жерди — «дольники», «слеги» (ср. «слечь, лечь»). Иногда, правда, самцами называли и концы слег, врубленные в стены. Так или иначе, но вся кровля получила от них свое название.
Сверху вниз поперек в слеги врезали тонкие стволы дерева, срубленные с одним из ответвлений корня. Такие стволы с корнями называли «курицами» (видимо за сходство оставленного корня с куриной лапой). Эти ответвления корней, направленные вверх, поддерживали выдолбленное бревно — «поток». В него собиралась, стекавшая с крыши, вода. И уже сверху на курицы и слеги укладывали широкие доски крыши, упирающиеся нижними краями в выдолбленный паз потока. Особенно тщательно перекрывали от дождя верхний стык досок — «конек» («князек»). Под ним укладывали толстую «коньковую слегу», а сверху стык досок, словно шапкой, прикрывали выдолбленным снизу бревном — «шеломом» или «черепом». Впрочем, чаще бревно это называли «охлупнем» — то, что охватывает.
Чем только не крыли крышу деревянных изб на Руси! То солому увязывали в снопы (пучки) и укладывали вдоль ската крыши, прижимая жердями; то щепили осиновые поленья на дощечки (дранку) и ими, словно чешуею, укрывали избу в несколько слоев. А в глубокой древности даже дерном крыли, переворачивая его корнями вверх и подстилая бересту.
Самым же дорогим покрытием считался «тес» (доски). Само слово «тес» хорошо отражает процесс его изготовления. Ровное, без сучков бревно в нескольких местах надкалывалось вдоль, и в щели забивались клинья. Расколотое таким образом бревно еще несколько раз кололось вдоль. Неровности получившихся широких досок подтесывались специальным топором с очень широким лезвием.
Покрывали крышу обычно в два слоя — «подтесок» и «красный тес». Нижний слой теса на кровле называли еще подскальником, так как часто он покрывался для герметичности «скалой» (берестой, которую скалывали с берез). Иногда устраивали крышу с изломом. Тогда нижнюю, более пологую часть называли «полицей» (от старого слова «пола» — половина).
Весь фронтон избы важно именовали «челом» и обильно украшали магической оберегающей резьбой. Наружные концы подкровельных слег закрывали от дождя длинными досками — «причелинами». А верхний стык причелин прикрывали узорной свисающей доской — «полотенцем».
Кровля — самая важная часть деревянной постройки. «Была бы крыша над головой», — говорят до сих пор в народе. Потому и стал со временем символом любого храма, дома и даже хозяйственного сооружения его «верх».
«Верхом» в древности называли любое завершение. Эти верхи в зависимости от богатства постройки могли быть самыми разнообразными. Наиболее простым был «клетский» верх — простая двускатная крыша на клети. «Шатровым» верхом в виде высокой восьмигранной пирамиды украшались обычно храмы. Затейливым был «кубоватый верх», напоминающий массивную четырехгранную луковицу. Таким верхом украшались терема. Довольно сложной в работе была «бочка» — двускатное покрытие с плавными криволинейными очертаниями, завершающаяся острым гребнем. А ведь делали еще и «крещатую бочку» — две пересекающиеся простые бочки. Шатровые церкви, кубоватые, ярусные, многоглавые — все это названо по завершению храма, по его верху.
Потолок устраивали не всегда. При топке печей «по-черному» он не нужен — дым будет только скапливаться под ним. Поэтому в жилом помещении его делали только при топке «по-белому» (через трубу в печи). При этом доски потолка укладывались на толстые балки — «матицы».
Русская изба была либо «четырехстенкой» (простая клеть), либо «пятистенкой» (клеть, перегороженная внутри стеной — «перерубом»). При строительстве избы к основному объему клети пристраивались подсобные помещения («крыльцо», «сени», «двор», «мост» между избой и двором и т. д.). В русских землях, не избалованных теплом, весь комплекс построек старались собрать вместе, прижать друг к другу.
Существовало три типа организации комплекса построек, составлявших двор. Единый большой двухэтажный дом на несколько родственных семей под одной крышей назывался «кошель». Если хозяйственные помещения пристраивались сбоку и весь дом приобретал вид буквы «Г», то его называли «глаголь». Если же хозяйственные пристройки подстраивались с торца основного сруба и весь комплекс вытягивался в линию, то говорили, что это «брус».
В дом вело «крыльцо», которое часто устраивалось на «помочах» («выпусках») — концах длинных бревен, выпущенных из стены. Такое крыльцо называлось «висячим».
За крыльцом обычно следовали «сени» (сень — тень, затененное место). Их устраивали для того, чтобы дверь не открывалась прямо на улицу, и тепло в зимнее время не выходило из избы. Передняя часть здания вместе с крыльцом и сенями называлась в древности «всходом».
Если изба была двухэтажная, то второй этаж называли «поветью» в хозяйственных постройках и «горницей» в жилом помещении. Помещения же над вторым этажом, где обычно находилась девичья, назывались «теремом».
На второй этаж особенно в хозяйственных постройках часто вел «ввоз» — наклонный бревенчатый помост. По нему могла подняться лошадь с телегой, груженой сеном. Если крыльцо вело сразу на второй этаж, то сама площадка крыльца (особенно, если под ней находился вход на первый этаж) называлась «рундуком».
Так как избы были почти все «курные», то есть отапливались «по-черному», то внутри до высоты человеческого роста стены были белые, специально вылощенные, а выше — черные от постоянного дыма. На дымовой границе вдоль стен обычно располагались длинные деревянные полки — «воронцы», препятствующие проникновению дыма в нижнюю часть помещения.
Дым выходил из избы либо через маленькие «волоковые окошки», либо через «дымник» — деревянную трубу, обильно украшенную резьбой.
Читайте также:
Баня по-черному полезней обычной бани?
Источник
Как строили на Руси?
Испокон веков люди строили и облагораживали свои жилища. Способы построения и архитектурные стили передавались из эпохи в эпоху. На территории Восточной Европы было сформировано собственное зодчество, которое имело свои особенности и признаки.
С момента начала образования Киевской Руси , широкое распространение получило древнерусское зодчество. Изначально на данной территории были деревянные строения, но со временем начали появляться и элементы каменной архитектуры. Именно благодаря искусному использованию дерева в качестве материалов, зодчие того времени начали быстро развивать строительство каменных зданий. Первые храмы из камня начали появляться после принятия христианства. Благодаря зодчим из Византии, строительство в Древней Руси вышло на новый уровень.
Деревянное зодчество
Дерево являлось самым доступным строительным материалом того времени. Большую часть территории государства занимали леса. Данный факт обуславливал быстрое появление деревянных домов. Мастера научились обрабатывать и использовать дерево. Навыки работы с этим материалом передавались через поколения зодчих.
Деревянное зодчество начало зарождаться в северной части страны. Преимущественно там были большие лиственные и хвойные леса. Для строительства заблаговременно выбиралось дерево, которое подходило для использования. Чаще всего использовали сосну. На стволе делали затесы, а потом небольшими продольными полосами снимали кору. При этом дерево сохраняло свойство выделять сок. После такой обработки дерево оставляли на несколько лет произвольно расти. За эти годы дерево выделяло смолу, и тем самым пропитывался ствол. Сосну рубили – осенью, остальные лиственные деревья – весной.
Уникальность этому виду зодчества придает факт – мастера использовали в качестве инструмента только топор. Также не использовали гвозди. Считалось, что они способствуют быстрому гниению ствола. В строительстве использовали скрепленные в форму четырехугольника бревна. Такая конструкция называлась сруб. Ряды из бревен устанавливали друг на друга. Самый нижний ряд устанавливали на основание из камня. Данный «трюк» препятствовал гниению и способствовал сохранению тепла внутри жилища.
В Древней Руси обычные дома и церковные храмы строили по одному принципу. Чаще всего использовалась форма клетки. С запада на восток располагали три сруба. Зодчество начало активно развиваться с появлением деревянных колоколен.
Крепостные строения и оборонительные укрепления
Древняя Русь на протяжении своей истории всегда подвергалась нападениям со стороны врагов. Поэтому оборонительные строения занимали особое место в зодчестве того времени. Данные здания всегда совершенствовались и меняли свой облик. Развитие оружия и осадных установок оказывало влияние на развитие строительства.
Изначально все укрепления были деревянными. Характерными особенностями являлись насыпной вал, ров и защитные стены. Чаще всего крепости располагались на возвышенностях и возле мест схождения рек. Также встречались крепости расположенные возле оврагов. Такое расположение препятствовало нападению с одной стороны. В болотистых местностях государства крепости строили на небольших холмах возле болот.
Городские стены являлись основным видом укрепления крепости. Наверху обустраивали специальную площадку, которая была предназначена для оборонительных действий. В стенах были сделаны специальные отверстия для стрельбы. По периметру стены устанавливались башни. В больших городах было несколько ворот с разных сторон. Обычно перед воротами вырывали ров. Мостом управляли из крепости.
Большие города имели также внутреннюю крепость. Следовательно, воздвигались дополнительные стены, образующие новый оборонительный уровень.
Несмотря на талант и отличные умения древнерусских зодчих, большое влияние на архитектурный стиль оказало византийское зодчество. Именно после принятия христианства в Киеве была воздвигнута первая каменная церковь, строившаяся как кафедральный собор.
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( ???? — палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.
Источник