Марк захаров дом который построил

Содержание статьи

«Дом, который построил Свифт»: самое фантасмагоричное кино Захарова

«Дом, который построил Свифт»: самое фантасмагоричное кино Захарова

Этот человек проповедует молча. Даже с амвона. Придет, встанет перед прихожанами… и молчит. И те молчат… И всё! Ирландцам почему-то сразу не нравится губернатор и раздражает нищета.

Ирландское правительство, пристально наблюдая за поведением радикального автора Джонатана Свифта (Олег Янковский), присылает к нему на дом в качестве надсмотрщика молодого врача (Александр Абдулов), идеально подходящего для работы с писателем-сатириком: книжек не читает, чувством юмора не обладает, политических воззрений не имеет. Красота, да и только.

А сам декан Свифт, в окружении верных слуг, влюбленных в него женщин, толпы лицедеев и сумасшедших, притворяющихся нормальными, а также нормальных, притворяющихся сумасшедшими (кто есть кто, разобрать невозможно), готовится к своей кончине. Очередной. Она назначена на пять часов вечера. Как и обычно. Вы тоже приглашены.

«Дом, который построил Свифт»: самое фантасмагоричное кино Захарова 1

Описывать происходящее в этом театрализованном фильме по сценарию Григория Горина или хотя бы его краткое содержание — занятие неблагодарное. Это разумная, добрая и вечная шизофреническая фантазия, во время просмотра которой можно двинуться умом, но это очень хорошо. Все, что надо, сразу встанет в голове на место, и человек узнает о себе, кто он такой: лилипут, великан, среднего роста или даже Гулливер. А, может, вообще какое йеху, фильм неплохо выявляет наличие йеху в организме.

Они, йеху, часто приписывают фильму претензию на глубинный смысл, но это, разумеется, полная чушь. В глубинном смысле нуждаются только неглубокие вещи, так болото, как говорил писатель Андрей Белый, притворяется глубиной.

В фильме же все обстоит предельно просто и ясно (особенно, если немножечко спятить). Речь идет о понимании и непонимании обывателем гениального художника и тех вечно актуальных вещах, которые художник отчаянно пытается до обывателя донести, иногда не без успеха:

Декан перестал пользоваться словами. Они искажают смысл. Особенно в наше время. Мы заврались: думаем одно, говорим другое, пишем вообще непонятно что…

Грустный юморист Горин, по чьей пьесе поставлен фильм, вообще регулярно размышлял о подобных вещах в своих произведениях, экранизированных режиссером Захаровым. О чем еще мог говорить человек, который был интеллигентом, врачом и писателем в Советском Союзе тех времен, когда нужно было выбирать, что держать открытым, — рот или глаза?

«Дом, который построил Свифт»: самое фантасмагоричное кино Захарова 2

Но бог с ним, со ртом или даже с глазами. Периодически вступающий закадровый голос велит нам оторваться от земли и поднять голову к небу, то есть расти над собой:

Подняться к небу, вот работа!

Подняться к небу, вот это труд!

Никаких рецептов, как подняться к звездам, фильм не дает, перед нами, в конце концов, театрализованная фантасмагория, танец над реальностью, а не инструкция по пользованию жизнью. Может быть, нужно не бояться открывать рот. Может быть, решиться открыть глаза. Может, прочитать пару умных книжек или посмотреть хорошее кино. Так или иначе искать свою лестницу в небо, как барон Мюнхгаузен из другой смешной и грустной картины Захарова по сценарию все того же Горина.

Горин с Захаровым раз за разом предупреждали: если в небо вы подниметесь, окружающие решат, что вы — сумасшедший и для них опасны. Жизнь была трудной, станет еще труднее. Но расти над собой необходимо.

Поняли, да?

Ну, слава богу! Наконец-то… Мисс Джонсон! У нас радость! Доктор тронулся!

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Писатель и журналист. Пишет тексты про людей. Двигает магический реализм и фантастический натурализм в массы.

Показать комментарии

Источник

Фильм «Дом, который построил Свифт» .

Фильм «Дом, который построил Свифт» — самый неизвестный фильм Марка Захарова. Наверное, не самым известным и самым непопулярным этот фильм стал только по одной причине: фильм самый авангардный и самый экспериментаторский. Я снимаю шляпу перед руководителями советского телевидения по одной простой причине. Ну кто бы сейчас запустил такой фильм в производство? Очень дорого, совсем на непонятную тему, да и сам сюжет очень уж необычен. А тут взяли и запустили. Вроде как в советские годы любили снимать про заграницу, да еще триста лет назад. А тут еще и фильм про Свифта, который, вроде как, передовой писатель. А если не передовой, то просто детский.

Но фильм совсем не имел успеха и приему у публики. Слишком уж необычным был юмор у этого фильма.

При этом сохранились фирменные черты режиссерского стиля Захарова. Много музыкальных номеров, много песен, много пробегов, много отличных и тонких диалогов. Но зрители всего этого не приняли. Слишком уж сложным и неоднозначным получился фильм. И только спустя многие годы фильм находит все новых и новых почитателей. А юмор и сатира этого фильма так и просто на все времена.

Неоднозначна и фигура главного героя Джонотана Свифта — выдающегося английского сатирика, который по злому умыслу, или иронии судьбы, занесен сейчас в детские писатели. И известны два путешествия Гулливера из четырех. Но сам писатель этому очень бы удивился. Его мизантропия и сатира точно не для детей. писатель вообще смотрел на людей, как на источник зла. И это совсем уж вечная тема. Но и на загадочных островах его герой не находил утешения.

Читайте также:  Построили дом какие документы надо оформлять

По сюжету главного героя хотят объявить сумасшедшим. И в который раз это не получается. Более того, что выясняется, что никакого Свифта и в помине уже нет. А его роль играет актер. Это подчеркивает и то, что роль Свифта исполняет Олег Янковский, который никак не выглядит семидесятилетним человеком, а выглядит на сорок. Актеру здесь досталась очень сложная роль. Ему пришлось играть только глазами и мимикой, поскольку его персонаж заговорил только в самом финале. Финал довольно трагичный, но нет смерти для героя, для него есть только путешествие. А доктор, который должен объявить его сумасшедшим, становиться на сторону героя.

В конечном итоге, сам весь наш мир напоминает бедлам, напоминает сумасшедший дом, и не все ли мы можно сказать сумасшедшие. А уж тем более, сумасшедших можно считать писателей, которые выламываются из привычной картины мира, хотя бы потому что пишут. Это сейчас писать легко, стучи себе по клавишам, и все, а тогда писательство было трудом, в том числе и физическим.

Фильм про то, что проповедовать иногда можно можно и молча. Так даже лучше получается. Что окружающий нас мир иногда совсем не такой, каким он кажется. И тут Горин с этой идеей совсем уж опередил братьев Ноланов, у которых черная дыра находилась за книжным шкафом. А здесь эта черная дыры, можно сказать, находиться по всюду. И ходить нужно осторожно, потому что ненароком можно наступить на лилипутов.

Как всегда, актеры играют блестяще, даже те, кто не стал большой звездой. Но они все классные актеры.

Нужно отметить и работу художника — оформителя. Как всегда у Захарова эта работа выше всяких похвал.

Мне фильм понравился, но не могу сказать, что это кино для всех. И не могу сказать, что это совсем кино. Все же режиссура Захарова имеет ярко выраженную театральную природу, а то, что хорошо на подмостках, не всегда уместно на съемочной площадке. Но в этом Захаров определил того же Триера с его попытками поместить театр в кино. И театральность в данной картине иногда просто выпирает из всех щелей. Да и сам сюжет не выглядит цельно. Он распадается на отдельные номера. Вот номер с лилипутами, вот номер с великаном, вот номер с констеблем. Особенно, это заметно в первой части.

Источник

«Умное лицо — это еще не признак ума». Путеводитель по фильмам Марка Захарова

Марк Захаров был в первую очередь режиссёром театральным и поставил не так много фильмов. Интересно, что его первый спектакль был «Дракон», а последний фильм — «Убить дракона». В обоих случаях Захаров взял за основу сказку Шварца.

Стоянка поезда — две минуты

Олег Видов

Самый первый фильм Захарова. Здесь сыграли Юрий Белов и Олег Видов. Хоть фильм и снят на натуре, но это — театр. Тут без конца поют и пляшут.

Фильм создавали сразу для телевидения и в нём Марк Захаров вместе с Александром Орловым рассказывают историю молодого врача, который приезжает в маленький город из столицы. Местные жители мечтают, чтобы он остался работать у них, но врач хочет вернуться в Москву, ведь там его ждёт возлюбленная.

В фильме сыграли: Юрий Саранцев, Нина Крачковская и сам Марк Захаров, а спела Алла Пугачёва.

12 стульев

Миронов и Папанов

Следующий фильм — четырёхсерийный. Это самый длинный фильм Захарова, хотя точнее его будет назвать спектаклем. Гайдай считал, что Захаров совершил преступление, когда снял этот фильм, но тем не менее, эти «стулья» тоже стали классикой.

Снимали «12 стульев» в павильонах, местами фильм неотличим от телеспектакля.

Обыкновенное чудо

Абдулов и Симонова

Захаров любил Олега Янковского и считал, что в нём есть некая двойственность характера, которая заставляет зрителей сомневаться в герое, но в то же время и сопереживать ему.

Этот фильм снят по пьесе Евгения Шварца. Помимо Янковского тут сыграли Абдулов, Леонов, Миронов и, конечно, Симонова.

Это история про волшебника, который от скуки создал свой собственный мир. Янковский будет использовать это амплуа и в других фильмах.

Этот фильм тоже снят полностью в павильонах, но смотрится это неплохо. Театральность «Обыкновенному чуду» как раз на пользу.

Тот самый Мюнхгаузен

Янковский в роли барона

Для съёмок этого фильма Захарову и всей его труппе пришлось поехать в Германию в городок Вернигероде. Тут много натурных съёмок.

Янковский снова сыграл не желающего мириться с окружающим миром фантазёра. Он создаёт собственные миры, в которых у оленей на лбу растёт вишнёвое дерево, а весну можно продлить на один день собственным желанием.

Возможно, это самый лёгкий для просмотра фильм режиссёра. Здесь нет серьёзной драмы, а финал остаётся открытым — мы так и не узнаем судьбу барона, каждый может додумать что-нибудь хорошее.

С Мюнхгаузена можно начать знакомство с творчеством Захарова.

Дом, который построил Свифт

Свифт

Один из самых странных фильмов Захарова. Снова Янковский и Абдулов. И опять Янковский — фантазёр Свифт, в доме у которого живут лилипуты, великаны и разумные лошади гуигнгнмы.

Фильм основан на реальных фактах из жизни писателя, хотя, конечно, у того не бродили по дому волшебные существа.

Наверное, это самый абстрактный фильм Захарова и, возможно, самый непонятый. Начинать просмотр с него не следует, сначала лучше привыкнуть к стилю режиссёра и посмотреть фильмы попроще.

Читайте также:  Можно ли построить дом самому на материнский капитал

Формула любви

Калиостро

Ещё один хит Захарова, на этот раз про графа Калиостро. Именно в этом фильме поют «Уно моменто». В основе лежит повесть Алексея Толстого, но сценарист Григорий Горин сильно переработал исходный текст. Получилась яркая музыкальная комедия.

В роли Калиостро превосходно бы смотрелся Янковский. Очередной плут, который не хочет жить по правилам — ну кто ещё сможет это сыграть?

К сожалению, Янковский отказался. Главную роль исполнил Нодар Мгалоблишвили, а озвучил его Армен Джигарханян.

Убить дракона

Янковский и Абдулов

В 1988 году Захаров снял свой последний фильм. Снова с Янковским, но тут он играет полностью отрицательного персонажа — дракона, причём с тремя головами. Уничтожить дракона предстоит Абдулову.

Этот фильм наименее музыкальный из всех, но тем не менее Захаров не удержался и всё же добавил в него музыкальный номер. Тут есть песенка Эльзы, поёт за неё Лариса Долина.

Фильм довольно мрачный и оставляет много вопросов. После этого фильма Захаров уже больше не снимал кино, предпочитая работать в жанре спектаклей.

Все фильмы Захарова разные и каждый из них стал частью нашей культуры. Иногда, сами того не замечая, мы их цитируем. Например: «Я три дня гналась за вами, чтобы сказать, как вы мне безразличны» или «Умное лицо — это ещё не признак ума. Все глупости в мире совершаются именно с этим выражением лица».

Хотите читать каждый день про кино и сериалы? Подписывайтесь на мой канал в телеграме: https://t.me/kinoakula

Источник

«Улыбайтесь, господа!»: 7 фильмов Марка Захарова

На счету у Марка Захарова всего семь фильмов. Однако почти все они разошлись на цитаты, а звучащие там песни стали хитами, которые знают несколько поколений. Вспоминаем все кинематографические работы знаменитого режиссера.

«Стоянка поезда – две минуты» (1972)

Об этом фильме, который на деле является кинодебютом Захарова, знают немногие. Захаров написал сценарий картины и снял ее в соавторстве с Александром Орловым. Получилась музыкальная комедия о жизни московского врача, который приехал работать в провинцию и неожиданно влюбился в местную медсестру. Ее играла одна из главных красавиц советской сцены Валентина Теличкина. Также в картине снимался Юрий Белов, известнейший актер послевоенного десятилетия, а голосом женских персонажей пела Алла Пугачева. На большом экране «Стоянку» так и не показали: она многие годы пролежала на полке из-за того, что исполнитель главной роли Олег Видов эмигрировал в США.

«12 стульев» (1976)

«Заграница нам поможет! Запад с нами»

Несмотря на произошедшее с первым фильмом, Захаров не отказался от желания работать в кино и взялся за четырехсерийный амбициозный проект. Амбициозный, потому что, во-первых, роман Ильфа и Петрова экранизировали уже не раз. А во-вторых, совсем недавно, в 1971, году вышла версия Леонида Гайдая – признанного мастера комедии. Противопоставить свой фильм работе такого режиссера было смело (поговаривают, что Гайдай отзывался о фильме негативно). Кроме того, на роли главных героев Захаров выбрал актерский дуэт, уже блиставший в «Бриллиантовой руке» Гайдая 1969 года (тоже, кстати, в роли мошенников). Анатолий Папанов сыграл Кису Воробьянинова, а Андрей Миронов – Бендера (режиссер утвердил его без проб). В отличии от предыдущих экранизаций в фильме Захарова было много много музыки и танцев. Эти элементы станут обязательными и для последующих его работ.

«Обыкновенное чудо» (1978)

«Мне ухаживать некогда. Вы привлекательны, я чертовски привлекателен. Чего зря время терять? В полночь жду»

Определить жанр «Обыкновенного чуда» сложно: это и сказка для взрослых, и музыкальная комедия, и философская притча о любви. По сюжету волшебник (Олег Янковский), чтобы развлечь свою жену (Ирина Купченко) рассказывает ей сказки, персонажи которых приходят в их дом. На этот раз волшебник превратил Медведя в человека, но он снова станет зверем, если его поцелует прекрасная принцесса (Евгения Симонова). Конечно, же Медведь и принцесса встречаются, влюбляются, пытаются бежать от своих чувств.

Захаров много раз обращался к творчеству Евгения Шварца в своих спектаклях, а вот фильм по его пьесе поначалу ставить не хотел и почему передумал – неизвестно. Кастинг на главную мужскую роль был строгий. На пробах 25-летний Александр Абдулов, который только поступил в труппу «Ленкома», сомневался, что получит роль. «Пробуюсь всегда я, а играет Костолевский», – говорил актер. Позже он снялся у Захарова в еще в четырех фильмах.

«Тот самый Мюнхгаузен» (1979)

«Я понял, в чём ваша беда: вы слишком серьёзны. Умное лицо – это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!»

Образ ироничного фантазера барона Мюнхгаузена очень нравился актеру Владимиру Зельдину. Он так мечтал сыграть эту роль, что попросил сатирика Григория Горина написать для него пьесу. Спектакль по ней поставили в Театре Советской армии, его увидел Марк Захаров и решил сделать по этому материалу фильм.

Картину снимали в Германии, актерский состав вновь состоял из звезд «Ленкома». По сюжету Мюнхгаузен — уже немолодой человек, который пережил множество переключений и имеет взрослого сына, а на главную роль Захаров выбрал Олега Янковского, которому только исполнилось 35 лет. Получилась двухсерийная трагикомедия о человеке, который умел мечтать и верил в прекрасное.

«Дом, который построил Свифт» (1982)

“– Видите вон тот дуб? Пообщайтесь с ним, ему, наверное, тоже пятьсот лет.
– Как, уже пятьсот? Я помню его ещё желудем…”

Читайте также:  Самый выгодный способ построить дом

И вновь Олег Янковский в главной роли, на этот раз в образе писателя Джонатана Свифта – одного из самых загадочных писателей XVII века. По сюжету его дом населяют придуманные им литературные герои — лилипуты, великаны йеху. В дом Свифта, где реальность тесно срослась с вымыслом, оказывается психиатр Симпсон (Александр Абдулов), который пытается понять гениального автора.

«Дом, который построил Свифт» – самая сюрреалистичная работа Захарова, своеобразный арт-хаус советского времени. Возможно поэтому фантасмагоричная музыкально-комедийная история о сумасшествии и фантазиях так и не стала хитом.

«Формула любви» (1984)

«Селянка, а селянка! Хочешь большой, но чистой любви?»

Григорий Горин написал вольный пересказ повести Алексея Толстого «Граф Калиостро». Главный герой – магистр темных сил (а на деле просто талантливый мошенник), вместе со своими спутниками скрывается от погони в дворянской усадьбе, где попутно пытается оживить статую и добиться любви молодой девушки.

На главную роль Захаров долго не мог найти актера. Случайно он оказался на спектакле грузинского театра, гастролировавшего в Москве, и увидел Нодара Мгалоблишвили. Режиссер сразу понял, что именно он должен сыграть Калиостро и после спектакля отправился прямо в гримерку предлагать роль.

Самая известная песня фильма (и, наверное, из всех фильмов Захарова) – «Уно момент» – появилась случайно. Просто Александр Абдулов и Семен Фарада, игарвшие слуг графа, захотели тоже что-нибудь спеть, и композитор Геннадий Гладков сочинил для них песенку «по-быстрому».

«Убить дракона» (1984)

«Единственный способ избавиться от Дракона – это иметь своего собственного»

Сказочная история о рыцаре Ланцелоте, который освобождает город от тирании Дракона, стала режиссерским дебютом Захарова в 1963 году. Спустя 25 лет по мотивам сюрреалистической пьесы Шварца он снял свою самую драматичную и серьезную картину.

Главные роли исполнили любимые актеры Захрова: Абудлов и Янковский. Но если Абдулов вновь был в привычном амплуа героя, то Янковский был в отталкивающем злодейском образе (а точнее сразу в трех). Фильм вышел в самый разгар перестройки, и лозунг «Убей дракона в себе» перекликался с концепцией «Начни перестройку с себя». Эта картина – единственная из всех работ режиссера была показана в кино. Остальные снимались для телевидения.

Симона Андрисенко

Источник

We’re All Mad Here: «Дом, который построил Свифт»

Этот человек проповедует молча. Даже с амвона. Придёт, встанет перед прихожанами… и молчит. И те молчат… И всё! Ирландцам почему-то сразу не нравится губернатор и раздражает нищета.

Ирландское правительство, пристально наблюдая за поведением радикального автора Джонатана Свифта (Олег Янковский), присылает к нему на дом в качестве надсмотрщика молодого врача (Александр Абдулов), идеально подходящего для работы с писателем-сатириком: книжек не читает, чувством юмора не обладает, политических воззрений не имеет. Красота, да и только. А сам декан Свифт, в окружении верных слуг, влюблённых в него женщин, толпы лицедеев, сумасшедших, притворяющихся нормальными, и нормальных, притворяющихся сумасшедшими (кто есть кто, разобрать невозможно), готовится к своей кончине. Очередной. Она назначена на пять часов вечера. Как и обычно. Вы тоже приглашены.

Описывать происходящее в этом театрализованном фильме по сценарию Григория Горина или хотя бы его краткое содержание – занятие неблагодарное. Это разумная, добрая и вечная шизофреническая фантазия, во время просмотра которой можно двинуться умом, но это очень хорошо. Всё, что надо, сразу встанет в голове на место, и человек узнает о себе, кто он такой: лилипут, великан, среднего роста или даже Гулливер. А, может, вообще какое йеху, фильм неплохо выявляет наличие йеху в организме.

Они, йеху, часто приписывают фильму претензию на глубинный смысл, но это, разумеется, полная чушь. В глубинном смысле нуждаются только неглубокие вещи – так болото, как отмечал писатель Андрей Белый, притворяется глубиной.

В «Доме, который построил Свифт» же всё обстоит предельно просто и ясно (особенно, если немножечко спятить). Речь идёт о понимании и непонимании обывателем гениального художника и тех вечно актуальных вещах, которые художник отчаянно пытается до обывателя донести, иногда не без успеха: «Декан перестал пользоваться словами. Они искажают смысл. Особенно в наше время. Мы заврались: думаем одно, говорим другое, пишем вообще непонятно что…»

Грустный юморист Григорий Горин, по чьей пьесе поставлен фильм, вообще регулярно размышлял о подобных вещах в своих произведениях, экранизированных режиссёром Марком Захаровым. О чём ещё мог говорить человек, который был интеллигентом, врачом и писателем в Советском Союзе тех времен, когда нужно было выбирать, что держать открытым, – рот или глаза?

Но бог с ним, со ртом или даже с глазами. Периодически вступающий закадровый голос велит нам вообще оторваться от земли или хотя бы иногда поднимать голову к небу, чтобы и самим немного вырасти:
«Подняться к небу, вот работа!
Подняться к небу, вот это труд!»

Никаких рецептов для этого фильм не даёт, перед нами, в конце концов, театрализованная фантасмагория, танец над реальностью, а не инструкция по пользованию жизнью. Может быть, нужно не бояться открывать рот. Может быть, нужно решиться открыть, наконец, глаза. Может быть, прочитать пару умных книжек. Так или иначе искать свою лестницу в небо, как барон Мюнхгаузен из другой постановки Захарова по сценарию все того же Горина.

И, скорее всего, если это произойдёт, окружающие решат, что вы – сумасшедший и для них опасны. Поняли, да? Ну, слава богу! Наконец-то… Мисс Джонсон! У нас радость! Доктор тронулся!

Источник