Марк захаров дом который построил марк
Фильм «Дом, который построил Свифт» .
Фильм «Дом, который построил Свифт» — самый неизвестный фильм Марка Захарова. Наверное, не самым известным и самым непопулярным этот фильм стал только по одной причине: фильм самый авангардный и самый экспериментаторский. Я снимаю шляпу перед руководителями советского телевидения по одной простой причине. Ну кто бы сейчас запустил такой фильм в производство? Очень дорого, совсем на непонятную тему, да и сам сюжет очень уж необычен. А тут взяли и запустили. Вроде как в советские годы любили снимать про заграницу, да еще триста лет назад. А тут еще и фильм про Свифта, который, вроде как, передовой писатель. А если не передовой, то просто детский.
Но фильм совсем не имел успеха и приему у публики. Слишком уж необычным был юмор у этого фильма.
При этом сохранились фирменные черты режиссерского стиля Захарова. Много музыкальных номеров, много песен, много пробегов, много отличных и тонких диалогов. Но зрители всего этого не приняли. Слишком уж сложным и неоднозначным получился фильм. И только спустя многие годы фильм находит все новых и новых почитателей. А юмор и сатира этого фильма так и просто на все времена.
Неоднозначна и фигура главного героя Джонотана Свифта — выдающегося английского сатирика, который по злому умыслу, или иронии судьбы, занесен сейчас в детские писатели. И известны два путешествия Гулливера из четырех. Но сам писатель этому очень бы удивился. Его мизантропия и сатира точно не для детей. писатель вообще смотрел на людей, как на источник зла. И это совсем уж вечная тема. Но и на загадочных островах его герой не находил утешения.
По сюжету главного героя хотят объявить сумасшедшим. И в который раз это не получается. Более того, что выясняется, что никакого Свифта и в помине уже нет. А его роль играет актер. Это подчеркивает и то, что роль Свифта исполняет Олег Янковский, который никак не выглядит семидесятилетним человеком, а выглядит на сорок. Актеру здесь досталась очень сложная роль. Ему пришлось играть только глазами и мимикой, поскольку его персонаж заговорил только в самом финале. Финал довольно трагичный, но нет смерти для героя, для него есть только путешествие. А доктор, который должен объявить его сумасшедшим, становиться на сторону героя.
В конечном итоге, сам весь наш мир напоминает бедлам, напоминает сумасшедший дом, и не все ли мы можно сказать сумасшедшие. А уж тем более, сумасшедших можно считать писателей, которые выламываются из привычной картины мира, хотя бы потому что пишут. Это сейчас писать легко, стучи себе по клавишам, и все, а тогда писательство было трудом, в том числе и физическим.
Фильм про то, что проповедовать иногда можно можно и молча. Так даже лучше получается. Что окружающий нас мир иногда совсем не такой, каким он кажется. И тут Горин с этой идеей совсем уж опередил братьев Ноланов, у которых черная дыра находилась за книжным шкафом. А здесь эта черная дыры, можно сказать, находиться по всюду. И ходить нужно осторожно, потому что ненароком можно наступить на лилипутов.
Как всегда, актеры играют блестяще, даже те, кто не стал большой звездой. Но они все классные актеры.
Нужно отметить и работу художника — оформителя. Как всегда у Захарова эта работа выше всяких похвал.
Мне фильм понравился, но не могу сказать, что это кино для всех. И не могу сказать, что это совсем кино. Все же режиссура Захарова имеет ярко выраженную театральную природу, а то, что хорошо на подмостках, не всегда уместно на съемочной площадке. Но в этом Захаров определил того же Триера с его попытками поместить театр в кино. И театральность в данной картине иногда просто выпирает из всех щелей. Да и сам сюжет не выглядит цельно. Он распадается на отдельные номера. Вот номер с лилипутами, вот номер с великаном, вот номер с констеблем. Особенно, это заметно в первой части.
Источник
Дом на Малой Дмитровке, который построил Марк
К 90-летию «Ленкома» вышла хронологическая фотолетопись театра — шикарное издание, отпечатанное в Италии. В нем нет лишних текстов, только архивные фотографии спектаклей. Из названий самых знаменитых постановок наш театральный обозреватель попыталась сложить поздравление прославленному коллективу. Авторы альбома «Девять десятилетий» — Сергей Николаев и фотограф Александр Стернин, который вот уже много-много лет запечатлевает мгновения жизни театра на Малой Дмитровке. Вот фотографии из архива: первые дни театра, называвшегося ТРАМом — Театром рабочей молодежи. Вот афиши первых спектаклей — «Дай пять!», «Зови фабком». Вот снимки Валентины Серовой, Ивана Берсенева, Софьи Гиацинтовой. А вот уже 1973 год: первые работы Марка Захарова, составившие гордость и славу московской сцены.
«Вот стоит стол, хорошо стоит, дай возьму и поставлю его вверх ногами…» — в этом весь Марк Анатольевич, в «режиссуре зигзагов и монтаже экстремальных ситуаций» ему в Москве нет равных. Каждый новый год жизни «Ленкома» — еще один, понастоящему «Безумный день». Ну, или «Женитьба…», если хотите… Кого и на ком? Ну, тут что кому любо: одному по душе захаровский Бомарше, другому — захаровский Гоголь.
Бывшему актеру Захарову приходилось в жизни нередко выступать в разных ролях. В глазах мыслящей российской интеллигенции он навсегда останется «Тилем» («Но время такое временно, героем страна беременна»).
В глазах группы ответственных сочинителей, с которыми строил театр и коих грудью прикрывал от кинжалов цензуры, — «Хоакином Мурьетой» («След твой взяла черная стая, в колокола небо рыдает»). В глазах покинутых на произвол судьбы собратьев по депутатскому корпусу — «Варваром и еретиком».
Коммунисты вообще воспринимают его не иначе, как «еретиком пылающим» — надо же такое учудить, отправить публично на костер собственный партбилет! Но мы-то сумели оценить красоту игры! «Мистификация» всегда была единственным «Доходным местом» Захарова. Мистифицируя, он вырос в настоящего «Мудреца», научился виртуозно переходить от «Жестоких игр» к «Королевским…», неизменно оберегая нас от «Дня опричника».
В его коллективе всегда царили железная дисциплина и сухой закон. Лозунг «Вместо флейты поднимем фляги» пресекался на корню. Подозреваю, что «Плач палача» не единожды стучался в трезвое сердце маэстро. Но мэтр на уступки не шел, подчиняясь «Диктатуре совести».
За что я еще люблю режиссера Захарова? За то, что он всегда готов ради зрителей идти «Вабанк», взращивая новые «Вишневые сады». За то, что парит неустанно свободной «Чайкой» над «Городом миллионеров», ибо таланта в «Ленкоме» — на миллионы, а талантливых людей — на целый город. На долю этого города выпало, увы, немало «Поминальных молитв». Но провидец Захаров, нацепив колпак «Шута Балакирева», вовремя научил свою команду ставить паруса в самых невозможных, немыслимых, почеловечески жестоких обстоятельствах.
А вот человека Марка Захарова я люблю просто за то, что он «Марк… Анатольевич… Захаров». Все эти годы он, философ, напоминал, что наш земной путь — лишь «Школа для эмигрантов». Где «Под российским небесным флагом и девизом „Авось“ мы должны научиться одному — Любить.
Видео дня. Самые странные традиции со всего мира
Источник
Вклад режиссера Марка Захарова в развитие театрального языка трудно переоценить
Ушел из жизни выдающийся режиссер, народный артист СССР, художественный руководитель московского театра «Ленком» Марк Захаров. Создатель собственного парадоксального театрального и кинонаправления, которое он сам называл фантастическим реализмом, мастер острой формы, где мудрая философия всегда органично сочеталась с тонким юмором.
«Мрак Анатольевич», как называли его в самом театре, умел выращивать таланты и поэтому собрал уникальную труппу, в которой блистали «первачи»: Олег Янковский, Александр Абдулов, Николай Караченцов, Евгений Леонов, Татьяна Пельтцер, Инна Чурикова, Александр Збруев… Артисты у него не просто играли, а демонстрировали феноменальную актерскую отдачу, не боясь рисковать, не оставаясь в пределах одного амплуа. Захаров всегда боролся со стереотипами и штампами в искусстве. «Тиль», «Иванов», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Жестокие игры», рок-опера «Юнона и Авось», «Оптимистическая трагедия», «Три девушки в голубом», «Диктатура совести», «Поминальная молитва» и другие становились событиями.
С приходом перемен «Ленком», в отличие от многих театральных коллективов, не поменял однажды найденный курс. Ощущение нескончаемого праздника жизни, обилие красок в сценографии и костюмах, музыка и танцы, выверенные по секундам, яркое, почти бенефисное, существование звезд —
все оставалось на своих местах. Так же, как и фирменная самоирония, без которой трудно представить ленкомовские спектакли. В новом времени «Ленком» опирался на классику — Бомарше, Чехова, Достоевского, Островского… Многолетнее сотрудничество с драматургом Григорием Гориным в театре и кино подарило немало истинных шедевров, не устаревающих и поныне. Картины «12 стульев», «Обыкновенное чудо», «Формула любви», «Тот самый Мюнхгаузен» стали любимым телевизионным «блюдом».
Актерская команда Захарова убедительно доказывала, что может блистательно существовать не только на театральном, но и на кинематографическом поле. Иногда и в жизни Марк Анатольевич поступал театрально: его сжигание партбилета в эфире одной из телепрограмм запомнилось многим. Позже он называл случившееся «спонтанным поступком» и даже сожалел о нем.
После фантазии «Попрыгунья», где оригинальным образом сочетались произведения Чехова и Аристофана, поздний Захаров неожиданно для многих обратился к творчеству Венедикта Ерофеева и Владимира Сорокина, выпустив спектакли «Вальпургиева ночь» и «День опричника». Премьера спектакля «Капкан» снова по произведениям Сорокина, над которым в последнее время работал мастер, состоится в декабре…
Похоронят выдающегося режиссера на Новодевичьем кладбище, по словам директора театра Марка Варшавера, «рядом с Табаковым и Броневым».
Добрый зритель в 9-м ряду.
Президент направил соболезнование родным и близким народного артиста СССР Марка Захарова.
— Примите мои глубокие соболезнования в связи со смертью народного артиста СССР Марка Анатольевича Захарова — поистине выдающейся личности нашего времени. Безгранично талантливый режиссер, блестящий актер и сценарист, замечательный педагог и литератор, видный общественный и политический деятель, — отметил Глава государства.
Александр Лукашенко подчеркнул, что жизнь и творчество Марка Захарова — это целая эпоха в истории современного театра и кино, пример преданного служения идеалам высокого искусства и своему зрителю.
— Светлая память о нем навсегда сохранится в наших сердцах, — говорится в соболезновании.
(По сообщению пресс-службы Президента.)
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Источник
«Умное лицо — это еще не признак ума». Путеводитель по фильмам Марка Захарова
Марк Захаров был в первую очередь режиссёром театральным и поставил не так много фильмов. Интересно, что его первый спектакль был «Дракон», а последний фильм — «Убить дракона». В обоих случаях Захаров взял за основу сказку Шварца.
Стоянка поезда — две минуты
Олег Видов
Самый первый фильм Захарова. Здесь сыграли Юрий Белов и Олег Видов. Хоть фильм и снят на натуре, но это — театр. Тут без конца поют и пляшут.
Фильм создавали сразу для телевидения и в нём Марк Захаров вместе с Александром Орловым рассказывают историю молодого врача, который приезжает в маленький город из столицы. Местные жители мечтают, чтобы он остался работать у них, но врач хочет вернуться в Москву, ведь там его ждёт возлюбленная.
В фильме сыграли: Юрий Саранцев, Нина Крачковская и сам Марк Захаров, а спела Алла Пугачёва.
12 стульев
Миронов и Папанов
Следующий фильм — четырёхсерийный. Это самый длинный фильм Захарова, хотя точнее его будет назвать спектаклем. Гайдай считал, что Захаров совершил преступление, когда снял этот фильм, но тем не менее, эти «стулья» тоже стали классикой.
Снимали «12 стульев» в павильонах, местами фильм неотличим от телеспектакля.
Обыкновенное чудо
Абдулов и Симонова
Захаров любил Олега Янковского и считал, что в нём есть некая двойственность характера, которая заставляет зрителей сомневаться в герое, но в то же время и сопереживать ему.
Этот фильм снят по пьесе Евгения Шварца. Помимо Янковского тут сыграли Абдулов, Леонов, Миронов и, конечно, Симонова.
Это история про волшебника, который от скуки создал свой собственный мир. Янковский будет использовать это амплуа и в других фильмах.
Этот фильм тоже снят полностью в павильонах, но смотрится это неплохо. Театральность «Обыкновенному чуду» как раз на пользу.
Тот самый Мюнхгаузен
Янковский в роли барона
Для съёмок этого фильма Захарову и всей его труппе пришлось поехать в Германию в городок Вернигероде. Тут много натурных съёмок.
Янковский снова сыграл не желающего мириться с окружающим миром фантазёра. Он создаёт собственные миры, в которых у оленей на лбу растёт вишнёвое дерево, а весну можно продлить на один день собственным желанием.
Возможно, это самый лёгкий для просмотра фильм режиссёра. Здесь нет серьёзной драмы, а финал остаётся открытым — мы так и не узнаем судьбу барона, каждый может додумать что-нибудь хорошее.
С Мюнхгаузена можно начать знакомство с творчеством Захарова.
Дом, который построил Свифт
Свифт
Один из самых странных фильмов Захарова. Снова Янковский и Абдулов. И опять Янковский — фантазёр Свифт, в доме у которого живут лилипуты, великаны и разумные лошади гуигнгнмы.
Фильм основан на реальных фактах из жизни писателя, хотя, конечно, у того не бродили по дому волшебные существа.
Наверное, это самый абстрактный фильм Захарова и, возможно, самый непонятый. Начинать просмотр с него не следует, сначала лучше привыкнуть к стилю режиссёра и посмотреть фильмы попроще.
Формула любви
Калиостро
Ещё один хит Захарова, на этот раз про графа Калиостро. Именно в этом фильме поют «Уно моменто». В основе лежит повесть Алексея Толстого, но сценарист Григорий Горин сильно переработал исходный текст. Получилась яркая музыкальная комедия.
В роли Калиостро превосходно бы смотрелся Янковский. Очередной плут, который не хочет жить по правилам — ну кто ещё сможет это сыграть?
К сожалению, Янковский отказался. Главную роль исполнил Нодар Мгалоблишвили, а озвучил его Армен Джигарханян.
Убить дракона
Янковский и Абдулов
В 1988 году Захаров снял свой последний фильм. Снова с Янковским, но тут он играет полностью отрицательного персонажа — дракона, причём с тремя головами. Уничтожить дракона предстоит Абдулову.
Этот фильм наименее музыкальный из всех, но тем не менее Захаров не удержался и всё же добавил в него музыкальный номер. Тут есть песенка Эльзы, поёт за неё Лариса Долина.
Фильм довольно мрачный и оставляет много вопросов. После этого фильма Захаров уже больше не снимал кино, предпочитая работать в жанре спектаклей.
Все фильмы Захарова разные и каждый из них стал частью нашей культуры. Иногда, сами того не замечая, мы их цитируем. Например: «Я три дня гналась за вами, чтобы сказать, как вы мне безразличны» или «Умное лицо — это ещё не признак ума. Все глупости в мире совершаются именно с этим выражением лица».
Источник
Нелепо, смешно, безрассудно…Год без Марка Захарова
28 сентября 2019 года ушел из жизни создатель уникального театра и уникального кинематографа
Марк Захаров чрезвычайно редко улыбался на публике, отчего заслужил прозвище «Мрак Анатольевич». Но именно его фильмы и спектакли вызывали самый гомерический смех и самые светлые слезы. Вместе с Александром Ширвиндтом и Андреем Мироновым они были выдающимися, если можно так сказать, хулиганами своего поколения, легенды об их похождениях еще долго будут передаваться из уст в уста и сопровождаться цитатой из «Двенадцати стульев»: «Эх! Люди жили!».
В фильме «Умеете ли вы жить?» Александр Ширвиндт (справа) играл роль преподавателя Консерватории, а его закадычные друзья, уже знаменитый Андрей Миронов и совсем не знаменитый Марк Захаров сыграли крохотный эпизод. Режиссер Александр Муратов, 1970 г.
Белая кость
Какие-то загадки из собственной биографии Захаров никогда не объяснял. Например, когда и почему он сменил наследственную фамилию Ширинкин на фамилию деда по материнской линии. Конечно, для современного уха Ширинкин это несколько смешно. Но Борис Леонидович Ширинкин, дед режиссера, был дворянином, а над дворянскими фамилиями не потешаются, ими гордятся, будь это, например, Пушкин или Хитрово. Штабс-капитан Ширинкин погиб во время Первой мировой войны. Другой дед, Сергей Захаров, тоже был очень неподходящим для советской анкеты: воевал на стороне Колчака и уехал в Австралию.
Но все же Захаров – более неприметная фамилия, а вот отцу будущего режиссера, Анатолию Ширинкину, власти всю жизнь трепали нервы, хотя он воевал в Красной армии в годы революции и во время Отечественной войны. Его неоднократно арестовывали и ссылали, хотя работал он скромным учителем физкультуры. Возможно, поэтому мать, Галина Сергеевна, во-первых, так и не выучилась на актрису, а во-вторых, поменяла сыну фамилию.
Вперед за «Синей птицей»
Еще она категорически не желала замечать явные гуманитарные таланты Марка и настояла на том, чтобы сын поступил в инженеры. Со своим неподражаемым юмором Марк Захаров сетовал: ведь мог бы стать специалистом по проблемам канализации, что в нынешнюю эпоху частного строительства является золотым дном, а пришлось делать сомнительную карьеру режиссера…
Как и многих будущих театральных корифеев, Захарова в детстве потряс спектакль МХАТа «Синяя птица» о походе за мечтой. Еще он очень любил Театр кукол Сергея Образцова, занимался в студии, но долго ждал, пока мать сменит гнев на милость. И однажды Галина Сергеевна увидела какой-то вещий сон. После этого она сама подготовила с Марком вступительный репертуар и абитуриент поступил в ГИТИС.
Нина Лапшинова известна только по двум работам в кино. Одна из них – сериал «День за днем». Режиссеры Всеволод Шиловский, Лидия Ишимбаева, 1972 г.
Росший практически без отца и часто – без матери, уезжавшей к супругу в места ссылки, Марк был очень бедным. Он подрабатывал тем, что рисовал карикатуры и рассылал их в разные газеты и журналы. А в ГИТИСе принимал участие в выпуске стенгазеты. Этим же занималась студентка Нина Лапшинова. Однажды она уговаривала Марка что-то нарисовать, а тот отказывался. Девушка не стала строить глазки или сюсюкать, а просто сказала: «Ну Захаров-Презахаров!!!». Этим она буквально потрясла высокомерного художника. Однако Марк никогда не любил толпы и очереди, предпочитал держаться сам по себе, а Нина пользовалась успехом. Однажды Марк понял, что за Ниной ухлестывает молодой человек, способный предложить невесте не только руку и сердце, но и обеспеченную жизнь. Самолюбие взыграло, Нину он отвоевал, и позже она приехала к Марку, которого распределили в Пермский драматический театр.
В перерывах между исполнением различных «костюмных» ролей молодой актер Марк Захаров ставил театральные капустники. Нина оказалась не только «декабристкой» по характеру, но и очень прозорливой женщиной. Она первая сказала супругу, что его будущее – это режиссура, и решила: надо возвращаться в Москву. Шел 1959 год.
Осторожно, двери закрываются
Фильм «Двенадцать стульев» был дебютом Марка Захарова» в кино. В главных ролях он снял актеров родного ему Театра сатиры Андрея Миронова и Анатолия Папанова. 1976 г.
Режиссерские дебюты Марка Анатольевича состоялись в Студенческом театре МГУ. Это был такой очень хитрый театр, там часто ставили то, что никогда бы не прошло на официальных сценах, зато потом гремело на всю Москву. Про Захарова тоже заговорили, и в 1965 году ему приходит приглашение от самого Валентина Плучека. Скорбно, что нынешнее поколение знает имя этого режиссера в основном по очень популярной книге малоуспешной актрисы Татьяны Егоровой «Андрей Миронов и я». Конечно, Валентин Николаевич был человеком земным, со своими грехами, но его Театр сатиры был выдающимся. И пойти работать туда для 32-летнего режиссера – это очень престижно.
Плучек угадал с Захаровым на сто процентов. Спектакль «Доходное место» с Андреем Мироновым в его постановке закрыли после 40 представлений, а это первый признак того, что классика прозвучала злободневно. Затем Марк Захаров поработал с другим мэтром, Андреем Гончаровым, и поставил в Театре им. Маяковского «Разгром» по суперофициальному писателю Александру Фадееву. Над этим спектаклем тоже нависла угроза, и спасло только вмешательство знаменитой актрисы, парторга МХАТа Ангелины Степановой, которая была вдовой Фадеева.
Строительство на развалинах
Захаров не любил экранизированные спектакли, но «Юнону и Авось» нельзя было не увековечить», 1983 г. В главных ролях – Елена Шанина, Николай Караченцов
Было ясно, что в Москве появился очень талантливый режиссер, но его надо как-то встроить в официальное течение жизни, и кому-то показалось, что будет удачным назначить 40-летнего Захарова руководить развалинами под громким названием Театр имени Ленинского комсомола. Очень центральный и официальный по своему положению театр переживал жуткие времена после изгнания оттуда выдающегося режиссера Анатолия Эфроса. За Анатолием Васильевичем ушли его любимые актеры, остались считанные, например, Александр Збруев. Николая Караченцова, выпускника Школы-студии МХАТ, прислали в «Ленинский комсомол» в качестве усиления разоренной труппы. Кстати, именно Караченцов впоследствии предложил название «Ленком».
Александр Збруев и Николай Караченцов в фильме Марка Захарова «Дом, который построил Свифт», 1982 г.
Директор театра Рафик Экимян воспользовался тем, что у замечательного актера Евгения Леонова возник конфликт в Театре им. Маяковского, и переманил к себе. Леонов пару раз снимался вместе с актером Саратовского театра Олегом Янковским и порекомендовал его новому главрежу Захарову. Вот так, с миру по нитке, собралась будущая звездная труппа.
Первым спектаклем Захарова на новой работе стал «Автоград-XXI». Сюжет был посвящен строительству большого автозавода. Тема была очень подходящая, молодежная и правильная. Пьесу написал Юрий Визбор, с которым Захаров жил в одном доме. Марк Анатольевич где-то услышал самодеятельный ансамбль, теперь всем известный как «Аракс», и привел его в спектакль и в театр на долгие годы.
Актеры-премьеры Театра им. Ленинского комсомола Олег Янковский и Леонид Броневой в фильме Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен», 1979 г.
Поэтому завод строили в буквальном смысле с песнями и плясками. Не смог запеть только Янковский, он был настолько не музыкален, что Захаров разрешил ему петь «речитативом», а в нужные моменты, когда Янковский должен был вступать, его тихо щипал за бок кто-то из коллег.
Спектакль «Поминальная молитва», телеверсия 1993 г. Последняя роль Евгения Леонова
Следующим спектаклем стал «Тиль», где заблистали Николай Караченцов и приглашенная из ТЮЗа, игравшая ранее кикимор Инна Чурикова. Спектакль был поставлен по инсценировке Григория Горина классического романа Шарля де Костера, но в нем всё было необычно, там звучали зонги, которые стала петь вся Москва. Один из начальников решил, что «Тиль» – это что-то для детей, пришел туда с внуком. Спектакль тоже чуть не закрыли, но обошлось, и с него началась звездная эпоха «Ленкома», апофеозом которой стала поставленная рок-опера «Юнона и Авось».
Удар за ударом
Спектакль «Три девушки в голубом», телеверсия 1988 г. Татьяна Пельтцер и Инна Чурикова
Театр Захарова долгое время считали «мужским», но это несправедливо. Там играли Софья Гиацинтова, Елена Фадеева, Татьяна Пельтцер. Инна Михайловна Чурикова до сих пор бриллиант труппы. Но, конечно, очень многое в репертуаре держалось на ярких индивидуальностях Олега Янковского, Александра Абдулова, которого Захаров приметил еще студентом, Николая Караченцова. И так распорядилась судьба, что они покинули сцену буквально один за другим. А перед этим, в 2000 году, ушел из жизни друг и соратник Захарова Григорий Горин.
В ночь на 28 февраля 2005 года Николай Караченцов, единственный исполнитель роли графа Резанова в «Юноне и Авось», попадает в аварию и становится полным инвалидом. Отныне он появлялся на публике только в сопровождении своей супруги Людмилы Поргиной, которая перманентно сетовала на то, что Николая Петровича в родном театре совсем не ценят. Однако все годы болезни актеру выплачивали зарплату, не говоря уж о том, что двери «Ленкома» всегда были открыты для Караченцова.
16 июля 2006 года театр навсегда простился с главным художником, сценографом, профессором Олегом Шейнцисом, который работал с Захаровым от «Жестоких игр» до «Ва-банка».
3 января 2008 года умирает Абдулов, когда-то первый красавец, герой-любовник, игрок и шалопай, которого Захаров любил как сына и воспитывал как сидорову козу, даже один раз увольнял. Но на людях неизменно называл «Александр Гаврилович». Захаров был в своих манерах сдержан и старомоден…
Едва похоронили Абдулова, в СМИ появляются сообщения об онкологическом заболевании Олега Янковского, а ведь актер блистает в новом спектакле «Шут Балакирев», идут репетиции гоголевской «Женитьбы». Янковский сыграл «Женитьбу» за несколько месяцев до своей кончины, страшно худой, потерявший волосы. Не всякий режиссер решился бы на такое, а Захаров решился и дал возможность великому актеру и зрителям проститься друг с другом. 20 мая 2009 года Янковский умер.
Так распадалась театральная семья Марка Захарова…
Занавес
Александра Захарова и Александр Абдулов в фильме Марка Захарова «Убить дракона», 1988 г.
Его собственная семья была маленькой, но счастливой. Нина Лапшинова не стала актрисой при муже-режиссере. При этом она не увлекалась домашним хозяйством и отнюдь не благоговела перед знаменитым супругом. Например, мюзикл «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», по которому обмирала театральная Москва, Лапшинова назвала свойственным ей словечком «чуши». Нина Тихоновна и Григорий Горин имели право говорить великому Марку самые нелицеприятные вещи. Лапшинова скончалась за пять лет до смерти Марка Анатольевича, и даже самые осторожные в высказываниях люди отмечали, насколько сдал после этого Марк Анатольевич.
Большим несчастьем для режиссера было то, что у дочери Александры не сложилась семейная жизнь. Как всякий отец, он очень любил свою Сашу и однажды уступил ее горячему желанию стать актрисой именно «Ленкома», хотя девушку приглашали и другие театры. С той поры эта тема не дает покоя многим людям, которые, вероятно, Захарову и на сцене-то не видели. Но фильмы Марка Захарова видело большинство, и там, где играет актриса, она очень хороша, с этим не поспоришь.
Захаров не собирался умирать, рвался из больницы, куда попадал все чаще. Он работал над спектаклем под названием «Капкан», и так вышло, что название это стало пророческим. Сейчас только ленивый не проходится по будущему «Ленкома», появились грязные сплетни. Всё точно так же, как с другими театрами, из которых навсегда ушли великие руководители.
Но, может быть, дело не в театрах, а в нас самих? Может быть, до нас еще просто не дошло, что мы – счастливчики, потому что жили в эпоху Табакова, Волчек и Захарова.
Источник