Можно ли построить дом на приватизированном участке

Нужно ли разрешение на строительство, если земля в собственности?

Рано или поздно владельцы участков земли подумывают о возведении на них здания, строения или сооружения, для удовлетворения собственных целей. Будь то жилой дом, гараж, баня, коммерческое строение и др.

Но одного желания собственника земли здесь недостаточно. Чтобы иметь возможность осуществить задуманное, в некоторых случаях нужно получить специальный документ – разрешение на строительство. А выдается он специальным госорганом. О нем и пойдет речь в настоящей статье.

Законодательство

Земельные отношения в России регулируются Земельным кодексом. В нем содержатся нормы, которые касаются особенностей распоряжения, владения и пользования землями.

А в статье 7 говорится о составе земель, о том, что они подразделяются в зависимости от целевого назначения.

Именно это деление земель на разные виды влияет, в конечном итоге, на то, обязательно ли будет получать разрешение на строительство недвижимости на участке земли.

Но главный, регулирующий данный вопрос закон – это Градостроительный кодекс РФ. В нем сказано, что для строительства любого капитального здания нужно иметь разрешение.

К числу таких объектов, в первую очередь, относятся:

  • жилые здания со всеми примыкающими строениями;
  • промышленные строения;
  • инженерные комплексы.

Конкретно вопросу получения разрешения на то, чтобы построить объект на земельном участке, посвящена статья 51 Градостроительного кодекса РФ.

О том, как его получать и в каких случаях, будет далее подробно.

На какие объекты нужно получать разрешение на строительство

Многие землепользователи все никак не могут начать процесс строительства на своем участке только потому, что это осложняется предварительным получением документа, разрешающего создать постройку. Но для каких объектов обязательно получение разрешения, а для каких – нет?

Для дома, гаража, бани

Все объекты, которые относятся к строительству на личном земельном участке, именуются одной аббревиатурой – ИЖС (индивидуальное жилищное строительство).

Участки под ИЖС включены в состав земель населенных пунктов. И для ИЖС необходимо получить соответствующее разрешение от территориального органа власти, а в некоторых случаях и от соседей.

Что включается в ИЖС:

  • жилой дом;
  • баня;
  • гараж;
  • любая пристройка или надстройка к дому.

Однако разрешение нужно получать только в отношении строительства самого жилого дома. А гараж и баня – это помещения, которые не предназначены для проживания там людей и не используются в коммерческих целях, а нужны только для решения подсобных задач граждан.

Поэтому на них документы получать не нужно.

Но если же в бане планируется построить помещение, которое будет использоваться в качестве жилья, то тогда на него необходимо разрешение.

Для хозяйственных построек

В качестве таковых, как правило, понимаются сараи. К счастью, четкий ответ на

вопрос, нужно ли получать разрешающий документ на то, чтобы возвести хозпостройки, дается в части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса. В нем говорится о том, что никаких разрешений получать не нужно, если только эти постройки не предназначены для осуществления коммерческой деятельности.

Чтобы избежать конфликтных ситуаций с соседями, при возведении подобных построек, лучше просто соблюдать противопожарные и санитарные нормы, а также иметь решетчатый забор.

Если гражданин решит возвести капитальный сарай, нужно заранее обдумать то место на участке, на котором он будет выстраиваться. Это позволит избежать неприятной ситуации, когда постройка будет отбрасывать тень на соседний участок.

От этого, возможно, будет страдать урожай соседа. И тогда он может и обратиться с жалобой в соответствующий орган. В результате чего от хозяина сарая могут потребовать перенести его в другое место.

Для строительства же колодца нужно будет обязательно получить разрешение от санэпидемслужбы.

Для коммерческих сооружений

Ситуация с сооружениями, предназначенными для осуществления торговли, весьма неоднозначна.

Дело в том, что такие объекты могут быть двух типов:

  • стационарные;
  • нестационарные.

В первом случае имеются в виду строения, которые имеют фундамент и прочно связаны с участком земли. Их нельзя переместить на другое место без нарушения целостности таких сооружений. Сюда отнесены здания магазинов, складов и т.п.

Именно для строительства таких объектов разрешение от госоргана обязательно.

Что касается нестационарных объектов торговли, к коим отнесены киоски, прилавки под навесами и другие подобные конструкции, для них подобных разрешений не требуется. А все потому, что у них отсутствует прочная связь с землей, они возведены на какое-то определенное время и их можно свободно переместить на любой другой участок земли.

Срок действия разрешения

Как гласит пункт 19 статьи 51 этого же кодекса, разрешение на строительство ИЖС

предоставляется на срок 10 лет.

Для всех остальных объектов действует правило, согласно которому данный документ имеет силу в течение срока, предусмотренного проектом на строительство капитального здания.

Например, в г. Москве и Московской области разрешение действует в течение трех лет. До этого времени соответствующий объект должен быть сдан в эксплуатацию.

Данный срок можно продлить, закон это разрешает.

Это можно сделать максимум на 3 года, в течение которых необходимо будет завершить процесс стройки и ввести объект в эксплуатацию.

Что нужно для продления?

Собрать и предоставить в госорган пакет документов:

  • Ранее полученное разрешение на строительство.
  • Паспорт заявителя либо документы, удостоверяющие регистрацию юрлица.
  • Акт о состоянии стройки.
  • Заявление о продлении срока.
Читайте также:  Построить фундамент дом эконом

Подать эти документы следует не позднее, чем за 60 дней до срока истечения действующего разрешения на строительство.

Документы для получения

Существует законом установленный, общий перечень документов, которые следует предоставить, чтобы получить разрешение на строительство объекта капстроительства:

  • заявление.
  • документы, устанавливающие право на земельный надел.
  • градплан участка.
  • материалы из проектной документации.
  • пояснительная записка.
  • схема планировочной организации участка.

Она выполняется согласно градостроительному плану участка земли. В ней обозначаются: места размещения объекта капстроительства, подъездов и проходов к нему, где начинаются и заканчиваются публичные сервитуты, объектов археологического наследия.

  • Схема планирования земельного участка, которая подтверждает, что линейный объект расположен в границах красных линий.
  • Схемы отображения архитектурных решений.
  • Информация об инженерном оборудовании и план того, где и как объект капстроительства будет подключен к сетям инженерно-технического обеспечения.
  • Проект организации строительства.
  • Проект организации работ, по которому будет проводиться снос или демонтаж зданий и их частей.
  • Положительное заключение госэкспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации (тогда, когда этого требует специфика объекта капстроительства).
  • Разрешение на некоторые отклонения в строительстве, если это необходимо застройщику.
  • Согласие всех собственников объекта капстроительства на его реконструкцию, если об этом будет приниматься решение.

Когда речь идет о частном лице – гражданина, который планирует строить на земельном наделе жилой дом (не более 3х этажей в высоту и для проживания одной семьи), для него перечень документов не такой обширный.

Что застройщику потребуется предоставить

  • Заявление.
  • Документ о праве собственности на участок (свидетельство или постановление о выделении участка и др.).
  • Кадастровый паспорт на участок.
  • Градплан земельного надела, который предварительно нужно будет получить в местной администрации. Для его оформления потребуются различные технические документы, только застройщик не обязан сам их собирать. Надо только написать заявление о том, чтобы такой план выдали.
  • Схема планировочной организации – это условная схема того, как будет расположен дом на участке в будущем.
  • Доверенность на представителя, заверенная у нотариуса (если документы будет подавать не сам заявитель).

Если же в планах у гражданина – возвести жилой дом, в котором имеется более 3х этажей, и в нем будет проживать не одна семья, тогда подобный «упрощенный» порядок выдачи разрешения не будет действовать.

А застройщику придется собирать и подавать полный пакет документов, описанный в первом случае.

Способы получения

Стоит рассмотреть два основных способа получения разрешения на возведение частного дома: стандартная и упрощенная. Стандартный способ получения имеет место быть, если предполагается строительство более трех этажей. Упрощенная же схема действует в отношении стандартного жилого дома, этажность которого ограничивается тремя.

Для начала гражданину нужно понять, куда обращаться с пакетом документов. В случае со строительством жилого дома, ему следует пойти в местный орган власти, отвечающий за вопросы архитектуры и градостроительства, который расположен в районе нахождения самого участка.

В общем виде процедура выглядит так.

  • Гражданин обращается с пакетом документов в соответствующий орган, который будет выдавать разрешение.
  • Специалисты госоргана рассматривают поданное заявление и документы в течение 10 дней.
  • По истечении законного срока, заявителю выдается либо само разрешение, либо документ об отказе в его выдаче с четким обоснованием причин такого решения.
  • При положительном решении органа власти и поручении разрешения, можно приступать к строительным работам.

Какие могут возникнуть проблемы

При получении отказа в выдаче рассматриваемого документа, заявителю придется обращаться в суд, чтобы его признали незаконным.

Как правило, судебные тяжбы длятся не один месяц и требуют финансовых и

моральных издержек. А исход разбирательства, в итоге, может быть не в пользу гражданина.

Поэтому, единственно верным решением будет сразу собрать все необходимые документы и представить их в орган местной власти. Во избежание проблем с отказом правильнее будет обратиться за помощью к юристу, специализирующемуся на решении подобных задач.

Он сможет совершить все необходимые действия в кротчайшие сроки, к тому же, он предоставит гарантию того, что разрешение на возведение дома будет получено, и не нужно будет затем прибегать к помощи суда, заново формировать пакет документов, искать недостающие и тому подобное.

В общем, получить разрешение на строительство стандартного жилого дома не составляет особых трудностей. Важно знать куда обращаться, а также правила, по которым оно выдается, и какие документы необходимо предоставить.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей

Источник

Знай свои права: можно ли на приватизированном земельном участке перестраивать дом без разрешения архитектуры?

Вопрос: Можно ли на приватизированном земельном участке перестраивать дом без разрешения архитектуры?
Земля в собственности. Нужно ли брать разрешение в архитектуре на расширение и нужно ли делать проект?
Заранее, большое спасибо!

Нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации регулируются вопросы подготовки проектной документации, а также выдачи разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с п.3 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства.

Кодекс оговаривает, что к таким объектам относятся отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, и предназначенных для проживания одной семьи.
Для застройщика такого объекта (индивидуального жилищного строительства) подготовка и наличие проектной документации являются его правом, а не обязанностью.

Так же необходимо учитывать, что даже при наличии проектной документации, оформленной и полученной по собственной инициативе застройщиком объекта индивидуального жилищного строительства, в соответствии со ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, государственная экспертиза в отношении такой проектной документации не проводится, с учетом условий, что это должны быть:
— отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
— жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки).

Читайте также:  Как построить дом в снт и зарегистрировать его как жилой

ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно п.9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, которой регламентируется выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов индивидуального жилищного строительства, застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган ( орган местного самоуправления) заявление о выдаче разрешения на строительство.

К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
— правоустанавливающие документы на земельный участок;
— градостроительный план земельного участка;
— схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Ииных документов для получения разрешения на строительство, согласно положениями вышеуказанной нормы закона, не требуется.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления проводит проверку и либо выдает разрешение на строительство, либо отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

В соответствии с п.4 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство на земельном участке, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.

Таким образом, получение разрешения на капитальное строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов носит обязательный характер, однако перечень документов ограничен и регламентирован ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Заказ проектной документации носит добровольный характер.

Вопрос: Как узнать информацию о кадастровой стоимости земельного участка?

Для получения сведений о кадастровой стоимости конкретного земельного участка Вам необходимо обратиться в соответствующий территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии(Росреестр) по месту учета данного земельного участка. Предоставление сведений государственного земельного кадастра, в том числе и сведений о кадастровой стоимости земельного участка, регламентируются Правилами предоставления сведений государственного земельного кадастра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000г. № 918 и Федеральным законом от 02.01.2000г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».

В справочном порядке о нормативных правовых актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов оценки Вы можете узнать на официальном сайте Роснедвижимости www.kadastr.ru.

В левой части страницы есть ссылка Интерактивная кадастровая карта. При нажатии на эту ссылку открывается страница с перечнем федеральных округов. Нужно выбрать федеральный округ, в который входит интересующий Вас субъект Российской Федерации. При нажатии мышкой на «КО №» в левом нижнем углу страницы появляется ссылка «нормативные правовые акты». При нажатии на нее – открывается новая страница с перечнем категорий земель. Необходимо войти в папку (нажать на +) «Земли поселений» и открыть файл «НПА. pdf».

Вопрос:Технический паспорт не предусматривает внесение справочных сведений в раздел о правообладателях. Эти сведения должны быть актуальны на момент изготовления паспорта. Должны ли ОТИ требовать от заявителя выписку из ЕГРП? Как это отразится на сроках и вправе ли ОТИ это делать?

Требование о предоставлении выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в настоящее время нормативными правовыми актами не предусмотрено.

Проведение технической инвентаризации осуществляется на основании заявления собственника недвижимого имущества.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, бесплатно предоставляет информацию о правах на объект недвижимого имущества в соответствующие организацию (орган) по учёту объектов недвижимого имущества и в орган по учету государственного и муниципального имущества в том объеме, который необходим для их работы.

Вопрос:Каким образом и какие именно налоги перечисляются гражданами- физическими лицми самостоятельно?

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 228 НК РФ физические лица, получившие доходы в денежной и натуральной форме от физических лиц, производят исчисление и уплату НДФЛ самостоятельно, а согласно п. 3 этой же статьи Кодекса они обязаны подать в налоговый орган по месту жительства декларацию о полученных в порядке дарения доходах не позднее 30 апреля года, следующего за годом, в котором получен доход (ст. 229 НК РФ).
Сумма налога, исчисленная на основании декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика не позднее 15 июля года, следующего за годом получения дохода.

Не подлежат налогообложению доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев.
Освобождаются от налогообложения доходы (недвижимое имущество, транспортные средства, акции, доли, паи),  полученные в порядке дарения, в случае если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами (
Вопрос: Возможно ли принятие граждан, зарегистрированных по месту пребывания, на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий?

Из п. «в» ст. 71 Конституции Российской Федерации следует, что регулирование конституционного права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства находится в ведении Российской Федерации.

Читайте также:  Построить дом пошаговая инструкция из шлакоблоков

Регистрация граждан Российской Федерации, введенная Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в ее конституционно — правовом смысле является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Регламентируя условия реализации конституционного права на жилище, включая порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, законодатель в целях исключения злоупотребления правом может предусмотреть в нормативных правовых актах определенные организационно — учетные правила. Введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства — поскольку оно направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлениями о постановке на учет по улучшению жилищных условий, и органов управления муниципальным жильем, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилого фонда, иных граждан — не может рассматриваться как не согласующееся с предписаниями статей 17, 19, 27 и 40 Конституции Российской Федерации.

На основании вышеизложенного граждане, зарегистрированные по месту пребывания, не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами.

(Определение Конституционного Суда РФ от 09 апреля 2002г. № 13-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Аванова Александра Яковлевича на нарушение его конституционных прав положениями части 2 статьи 11 Закона города Москвы «Основы жилищной политики города Москвы»)
 
Вопрос: Может ли суд освободить заявителя (истца) от уплаты государственной пошлины?
В соответствии с ч. 2 ст. 333.20 НК РФ суды общею юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер госпошлины, подлежащей уплате, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату. В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 13.06.2006г. № 272-О нормативные положения, содержащиеся в ст. 336.36 НК РФ во взаимосвязи с п. 2 ст. 333.20 НК РФ, не позволяющие судам общей юрисдикции принимать по ходатайству физических лиц решения об освобождении от уплаты госпошлины, если иное уменьшение размера госпошлины, предоставлении отсрочки (рассрочки) ее уплаты не обеспечивают беспрепятственный доступ к правосудию, в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом РФ в Постановлениях от 3 мая 1995 года № 4-П, от 2 июля 1998 года № 20-П, от 4 апреля 1996 года № 9-П, от 12 марта 2001 года № 4-П, Определении от 12 мая 2005 года № 244-О, как не соответствующие ст. 19 (ч. 1 и 2) и 46 (ч. 1 и 2) Конституции РФ утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.

Вопрос: Каков порядок обжалования нормативно-правовых актов и других решений
Административных органов?

Правила обжалования таких актов в гражданском судопроизводстве закреплены в главе 24 ГПК РФ «Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части».

Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Закон наделяет физических и юридических лиц правом обращаться с жалобой на действия (решения), нарушающие их права и свободы, либо непосредственно в суд, в арбитражный суд, либо в таможенный орган, т.е. предусматривает возможность выбора первоначального пути обжалования. В соответствии с разд.XIII ТК РФ 1993 г. до подачи заявления или жалобы в суд необходимо было соблюсти процедуру первоначального обжалования решений (действий) таможенного органа и подать жалобу в вышестоящий таможенный орган или должностному лицу. В случае несоблюдения указанного порядка жалоба в суд или исковое заявление в арбитражный суд оставались без рассмотрения.

В соответствии с ч.1 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Частью 2 ст.46 Конституции РФ установлено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Возможность беспрепятственно обращаться в суд за защитой своих прав, нарушенных неправомерными действиями государственных органов, является одним из основных принципов правового государства.

В соответствии со ст.12, 13 ГК РФ одним из способов защиты нарушенных гражданских прав юридических и физических лиц является признание судом недействительными не соответствующих закону или иным правовым актам и нарушающих гражданские права и охраняемые законом интересы граждан либо юридических лиц ненормативных актов государственных органов или органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также и нормативных актов.

Статьей 1 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-I «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» также установлено, что каждый гражданин имеет право обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Более подробные консультации по интересующим Вас вопросам вы можете получить по телефону 8 928 153 74 21, либо на личном приеме в адвокатском кабинете Лунтовского Михаила Викторовича по адресу: 344022 г.Ростов-на-Дону пер. Крепостной, д.99 оф. 10

Источник