Мы построим дом здоровья

Классный час «Строим дом своего здоровья»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Наро -Фоминская средняя общеобразовательная школа №6

с углублённым изучением отдельных предметов

Классный час: «Строим дом своего здоровья».

Классный руководитель: Лобанова Светлана Федоровна.

Цель классного часа: формирование ценностного отношения школьников к своему здоровью.

Задачи: 1) актуализировать понятие «здоровья»;

 2) сформировать позитивное отношение к своему здоровью;

3) моделирование жизненной перспективы с позиций ценностного отношения к здоровью;

4) создать условия для развития   коммуникативных умений учащихся в процессе групповой работы;

5) создать условия для развития   навыков использования Интернет — ресурсов.

Форма занятия:

·        Индивидуальная работа.   Групповая работа.   Ролевая игра

Способы и методы подачи информации: словесный, наглядный, частично – поисковый, проблемный.

Категория учащихся: 7 класс

Этап подготовки:

1)    изучение информации по проблеме сохранения и укрепления здоровья;

2)    диагностика учащихся класса: «Тест для самооценки учащимися факторов риска ухудшения здоровья», «Методика самооценки школьных ситуаций Кондаша»

3)    составление презентации.

Оборудование: компьютер, мультипроектор, схемы на доску, листы бумаги на столы учащихся, жетоны.

Место проведения: компьютерный класс

Демонстрация презентации по теме классного часа.

Ход мероприятия:

1.     Организационный момент

2.     Вступительное слово учителя

 Существует несколько трактовок понимания здоровья:

— здоровье – это отсутствие заболеваний;

— здоровье — умение человека осознавать свои потребности и удовлетворять их.

А какой смысл в понятие «здоровье» вкладываете вы?

( Ответы учащихся)

Спасибо за интересные определения, чувствуется, что проблема здоровья находится в поле вашего внимания. Всемирная организация здравоохранения еще в 1946 году в своем Уставе записала, что «… здоровье следует понимать как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов».  Итак, мы начинаем наш диалог.

Представим себе красивый и добротный дом. Все в нем ладно, и построен он на века. Если мыслить образно, то наше здоровье можно представить в виде дома, который сейчас постепенно строит каждый из детей. Каким он будет – кривым, покосившимся или, на зависть окружающим, крепким и долговечным? 

Давайте попробуем построить дом нашего здоровья вместе. Начнем с подготовки места под строительство.

3.     Основное содержание мероприятия.

Этап 1.Стоит ли строить?

Класс разделен на две группы. Одна группа принимает на себя роль противников такого строительства. Они придерживаются мнения: «Не мешай природе, а там уж как повезет».

Другая группа считает, что надо прилагать значительные усилия, чтобы продолжать оставаться здоровым.

Ребята не пришли к единому мнению…

•         Если человек родился болезненным, то тут уж ничего не поделаешь.

А как же Суворов: в раннем детстве он был хилым и болезненным, что не помешало ему после работы над собой стать сильным и уважаемым полководцем.                                         

•         Из-за плохой экологии многие изначально нездоровы.

•         Но ведь и при этом условии одни люди живут гораздо дольше других.

•         У меня соседскому мальчику 2 года, а он уже в очках. Когда же он успел растерять зрение?

Многие болезни заложены в генах. Кроме того, не все мамы, ждущие ребенка, понимают, что хорошо для него, а что плохо.

•         Многие говорят о здоровом питании, но ведь многие люди живут бедно и едят то, что есть.

Здоровая пища вовсе не дороже, чем привычная для многих. Просто в ней больше овощей, фруктов, молока. А мясо вредно!

•         Все вокруг твердят. Что надо много двигаться, это полезно. Но ведь сколько уроков!

У нас в школе много спортсменов. И они – не самые худшие ученики. Можно найти время, если поставить цель.

Этап 2. Заложим фундамент.

Слово учителя. Итак, мы подготовили место и начинаем закладывать фундамент. Но, прежде чем решить, какой материал будет составлять его, давайте перечислим, что же влияет на здоровье человека? Ответы учащихся:

Наследственность. Образ жизни. Окружающая среда. Качество медицинских услуг

Что же из перечисленного составляет фундамент здоровья?

Учащиеся сходятся во мнении, что это – наследственность.

Сообщения творческой группы учащихся «Корни» о влиянии наследственности на здоровье человека.

1 учащийся.Статистика свидетельствует, что долголетие дедушки и бабушки (не менее 85 одного из них и не менее 80 – двух) повышает шансы внуков на срок жизни, превышающий среднестатистический. Скоропостижная смерть одного из этих прародителей в возрасте до 50 лет от сосудистых или онкологических заболеваний говорит о необходимости профилактики этих заболеваний у потомков.

Читайте также:  Построить дом недорого в витебске

2 учащийся.Полезно поинтересоваться и здоровьем родственников старшего поколения, т.к. предрасположенность ко многим заболеваниям передается по наследству. Например, гипертония, диабет, рак. Другой пример: медики считают алкоголизм болезнью, предупреждая, что склонность к злоупотреблению спиртными может наследоваться. Что это значит? Говоря бытовым языком, человек быстрее втягивается в пьянство и спивается. Это обусловлено особенностями биохимических процессов в его организме. Однако предрасположенность и предопределенность — понятия разные. Реализация генетической программы зависит от целого комплекса условий. В рассматриваемом случае она корректируется соответствующим образом жизни.

 На доске закладываем этот «камень» в фундамент дома нашего здоровья (продолговатый фрагмент, на котором написано «наследственность»).

Этап 3. Продолжим строительство.

— Как вы думаете, что из перечисленного выше станет главным строительным материалом? (Образ жизни)

— Что в вашем понимании есть здоровый образ жизни?

Высказываются версии, в итоге формируется схема (СМ. презентацию)

Сообщения учащихся. Рубрика «Это интересно».

1-ый ученик.Американские медики разработали тест «Доживете ли вы до 70?», который дает возможность оценить факторы риска различных видов образа жизни человека. Ученые собрали большой фактический материал и сделали выводы относительно влияния некоторых особенностей образа жизни человека на его долголетие. Оказалось, что физический труд, в отличие от умственного, прибавляет несколько лет жизни. Спорт также увеличивает ее продолжительность. Установлено, что лица, занимающиеся спортом 5 раз в неделю, живут на 4 года дольше, чем те, кто игнорирует физические нагрузки или обращается к спорту лишь эпизодически.

2-ый ученик.Длительный сон (свыше 10 часов в сутки) отрицательно влияет на продолжительность жизни, сокращая ее на 4 года по сравнению с 7-8-часовым сном, что объясняется снижением двигательной активности, а значит, и ухудшением кровообращения. Доказано, что агрессивные люди вспышками гнева укорачивают свой век, тогда как спокойные – удлиняют его благодаря собственной уравновешенности. Разница в продолжительности жизни этих двух категорий лиц составляет шесть лет. На продолжительность жизни отрицательно влияют курение, употребление наркотиков, алкоголя, положительно влияет образование: среднее удлиняет ее на год, высшее – на два. Образование развивает интеллект и культуру, которые влияют на всю организацию жизни человека.

Давайте с помощью теста проверим, как принятый вами образ жизни влияет на ваше здоровье. Я предлагаю каждому из вас ответить на вопросы теста, подсчитать балловую оценку и самим оценить результат.

Анализ тестирования учащихся для самооценки факторов риска ухудшения здоровья.

 — Очень больно по здоровью «бьют» стрессы, связанные со страхами, неуверенностью, обидами, грубостью окружающих. И первая ступень к стрессу – состояние тревожности. Я предлагаю вам провести самооценку уровня вашей тревожности.(СМ. презентацию)

Учитель: Правильное питание – первый шаг к здоровью.

Сейчас вам предлагается побывать в роли диетологов. В последние годы эта профессия становится модной и высокооплачиваемой. И как знать, может кто-то из вас выберет эту профессию в будущем и прославится, как знаменитый диетолог.

    На столе у каждой группы имеется конверт, в котором представлены изображения разных продуктов (мясо, рыба, яйца, творог, грибы, мёд, шоколад, сдоба, молоко, сыр, ягоды, яблоки, бананы, апельсины, лимоны и другие)   Попытайтесь распределить их по следующим принципам, обосновывая свой выбор. Каждая группа должна  распределить  продукты на три части:

·         те,   которые необходимо включать в рацион с осторожностью,

·          те, которые давать ребёнку не рекомендуется

·         те, присутствие которых должно быть обязательным.

1)      Группа делает отбор для ребенка 3-5 лет

2)      Группа — для школьника среднего и старшего звена.

3)      Группа – пожилого человека.

Время выполнение задания: 5-7минут.

Ученики одной из групп после выполнения задания высказывают своё мнение и обосновывают сделанный выбор. Другие группы дополняют ответ.

   Медик или классный руководитель подводит итог:

Действительно, рацион питания человека в разном возрасте различен.

Детям дошкольного возраста не рекомендуется резко вводить в рацион такие продукты как грибы, мёд, ягоды, фрукты и овощи красной окраски, так как она могут вызвать аллергию у ребёнка.

Обязательно в рационе должны присутствовать молочные продукты, нежирные сорта мяса, рыба, овощи и фрукты, натуральные соки.

До трёх лет лучше совсем не давать ребёнку шоколад и шоколадные конфеты.

Детям школьного возраста нельзя острое, жирное, газированные лимонады, чипсы, гамбургеры. С осторожностью нужно употреблять какао. В рационе должно быть достаточно овощей и фруктов,  натуральных соков.

У взрослых в зависимости от вида деятельности суточная потребность в калорийности продуктов разная. Она зависит от того, физически или умственно работает человек, имеются ли у него хронические заболевания.

Читайте также:  Построить дом два входа

При отсутствии аллергии и противопоказаний все продукты в умеренном количестве можно и нужно употреблять.

Пожилым людям для укрепления костей необходим кальций, источником которого являются молочные продукты, рыбу, мясо. Лучше ограничивать приём сладкого. Кушать больше овощей и фруктов,  натуральные соков.

Таким образом, пищевой рацион должен соответствовать энергетической потребности организма в том или ином возрасте, содержать достаточное количество пищевых веществ с определенным — сбалансированным — соотношением между ними.

Учитель: А как вы думаете, имеет ли значение цвет продуктов для сохранения и укрепления нашего здоровья?

Ученики высказывают свои предположения.

Учитель: Цвет продуктов может не только создать хорошее настроение, но и сохранить здоровье.

  Ученики высказывают свои предположения.

 Учитель: А какие продукты полезны для поддержания творческого состояния организма, для укрепления памяти, для концентрации внимания, для повышения работоспособности и хорошего настроения?

Ученики высказывают свои предположения.

Учитель:На мой взгляд, прозвучали интересные и малоизвестные факты.

Таким образом, учащиеся прикрепляют к «фундаменту» четыре «блока» с надписью на каждом «Образ жизни», которые составят «стены» нашего дома здоровья.

Этап 4. Мы почти у цели.

А теперь поговорим о влиянии на здоровье окружающей среды.

(Сообщения учащихся об экологии дома.)

•         Ученые отмечают, что опасными загрязнителями воздуха в помещениях являются древесно-стружечные плиты, из которых обычно делается мебель. Их изготавливают из измельченной древесины и склеивающих составов. В качестве связующего материала широко применяются пено- или аминопласты, которые выделяют формальдегид – вещество, вызывающие аллергию. С течением времени поступление формальдегида в окружающую атмосферу уменьшается, поэтому старая мебель экологичнее. Опасны также продукты неполного и полного сгорания, испарения жидких моющих веществ, клеев, освежителей, сигаретный дым.

•         Не менее опасно электромагнитное излучение. В помещении электромагнитные волны излучают телевизоры, компьютеры, СВЧ – печи, сотовые телефоны. При покупке предпочтение отдавайте приборам с низкой мощностью и жидкокристаллическими дисплеями. Факторами риска являются и громкие звуки, разрушающие нервную систему, могущие привести к нарушению сна.

Экология дома — это и правильный подбор растений, и дизайн, и отношения, которые складываются между людьми, это и мысли и душевное состояние каждого человека.

Сообщение ученицы о правильном подборе растений в доме.

-А теперь выйдем за пределы вашего дома. С какими факторами риска может столкнуться здесь человек?

Ответы учащихся:

•         Загрязнение воздуха, водоемов

•         Замусоренность территории

•         Загрязнение почвы

•         Уменьшение площадей зеленых насаждений

•         Стихийные автостоянки

•         Шум

•         Радионуклиды

Краткие сообщения учащихся.

1 учащийся.Автомобили стали главными загрязнителями окружающей среды в городах. В выхлопных газах содержатся угарный и углекислый газ, двуокись азота, агрессивные окислители, тяжелые металлы. Воздушное пространство загрязняют ТЭЦ, работающие на угле, который часто содержит много серы и является причиной кислотных дождей. Растворенная в капельках атмосферной влаги серная кислота попадает в дыхательные пути и вызывает различные нарушения в их деятельности. Так, в Лондоне в 1952 году от «черного тумана» (капли кислотного дождя +взвешенная пыль) заболели десятки тысяч человек, 4000 умерли.

Слово учителя.

Таким образом, крышей нашего «дома» будет окружающая среда,

что символизирует защищенность человека в случае разумного отношения к ней. Не в нашей с вами компетенции обсуждать сегодня качество медицинских услуг как компонент здоровья. Сейчас мы ничего не можем изменить, хотя в этой сфере далеко не всё в порядке. В нашем символическом доме хорошее медицинское обслуживание мы обозначим окнами, потому что они открывают человеку возможность увидеть новые подходы к лечению болезней и поддержанию организма в нормальном состоянии на долгие годы.

Подведение итогов.

Итак, мы завершили наш диалог, построили наш «дом здоровья».

Пусть он будет крепким, надежным и долговечным.

Залог того – тот опыт, который вы сегодня получили.

Источник

Конспект занятия «Мы построим дом здоровья» | План-конспект по ЗОЖ на тему:

Государственное казенное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Дзержинская специальная (коррекционная) школа – интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Конспект занятия

конкурсно-игровая программа

«Мы построим дом здоровья»

Воспитатель: Шарова С.А.

Цель: 

формирование основ здорового образа жизни.

Задачи:

Обучающая:  уточнить представление детей о здоровом образе жизни;

Коррекционно – развивающая: развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать, излагать свои мысли, через выполнение практических заданий конкурса.

Читайте также:  Можно ли построить дом из гипсокартона

Воспитательная: воспитывать уважение к себе и своему здоровью, способствовать воспитанию активной жизненной позиции.

Оборудование:  

  • компьютерная презентация «Вредные привычки»;
  • кирпичики с надписями «Здоровое питание»,  «Физкультура и спорт», «Полезные привычки», «Хорошее настроение»,  крыша дома —  «Здоровье»;
  • Картинки продуктов.

Ход занятия:

   1.Орг. момент.

 Воспитанники  делятся на команды, придумывают название и девиз.

   2. Вступительное слово педагога о ЗОЖ

—  Здравствуйте, ребята и гости конкурсной программы — «Мы построим дом здоровья»   (сообщение цели)

  Для  полноценного развития человека, необходимо иметь крепкое здоровье. — Здоровье следует беречь с самого детства. И оно во многом зависит от того, какие привычки вы в себе воспитаете.  Поэтому,  будем говорить о здоровье и о способах его укрепления.

    3.  Актуализация знаний:

  кроссворд  (ключевое слово – здоровье)

1. Вежливое, слова при встречи (здравствуйте)

2. Физические упражнения выполняются  утром ( зарядка)

3. Прозрачная жидкость, с помощь которой умываемся, принимаем душ ( вода)

4. Вкусные, ароматные, содержат витамины. Поспевают  летом и осенью ( фрукты)

5. Как называют человека, который выступает на Олимпийских играх ( спортсмен)

6. Вещества необходимые человеку, продаются в аптеке и содержатся в овощах и фруктах (витамины)

7.  Овощ оранжевого цвета, содержит полезный кератин (морковь)

8.  Точный распорядок дня (режим)

1.

з

д

р

а

в

с

т

в

у

й

т

е

2.

з

а

р

я

д

к

а

3.

 в

о

д

а

4.

ф

р

у

к

т

ы

5.

с

п

о

р

т

с

м

е

н

6.

в

и

т

а

м

и

н

ы

7.

м

о

р

к

о

в

ь

8.

р

е

ж

и

м

4. Основная часть

Фундаментом нашего здоровья является правильное, здоровое питание.

1. конкурс «Здоровое питание»

  • Выберите продукты, полезные для  организма человека: на столе  разложены продукты, овощи,  фрукты.  Команды выбирают и  делают вывод, обобщают свой выбор.

 Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для      поддержания хорошего здоровья.

  — Как необходимо питаться?  

 Ответ детей: Разнообразно.

*Прикрепить на доску кирпичик —  «Здоровое питание»

2. конкурс «Физкультура и спорт»

Спортивные  речевки

1 команда:

Раз! Два! Три! Четыре!

Эй, ребята, шире шаг!

Нет, наверное, в целом мире,

Веселей,  дружней ребят!

2 команда:

Раз, два, три, четыре! Три, четыре, раз, два!

Тот, кто с нами хочет плыть,

Ловким, смелым должен быть!

Мы, готовы как всегда,

Победить вас без труда.

3. Конкурс капитанов

Амреслинг  или показать 3 упражнения – утренней гимнастики.

4.  конкурс пантомимики. (например)

1 команде  показать: гимнастку, пловца, штангиста.

2 команде  показать: шахматиста, бегуна, хоккеиста.

Оценка конкурса.

*Прикрепить на доску кирпичик  – «Физкультура и спорт»

5 конкурс. Выберите  полезные привычки ( команды называют по очереди)

Чистить зубы

Принимать душ

Курение

Быть опрятным

Алкоголь

Наркомания

Утренняя зарядка.

Употреблять овощи и фрукты.

Кататься на лыжах и велосипеде

Закаливание.

Вывод, обобщение.

 * Прикрепить  — «Полезные привычки»

 Показать Презентацию о вреде курения, алкоголя и наркотиков ( 5 слайдов)

 Вывод детей:

 — К чему приводят человека,  употребление алкоголя, табакокурения, наркотиков?

( к тяжелым болезням и смерти)

Физминутка «Музыкальная зарядка»

6  конкурс  «Хорошее настроение»

Воспитатель:  Для человека важно не только телесное здоровье, но и душевное.  

  Улыбка и смех  – это залог хорошего настроения.  Смех, как правило,  продляет жизнь.

Ответы,  на вопросы:

  1 команда:

—  Что, приводит к плохому настроению ? (грубость, стресс и агрессия.)

  2 команда:

  -Что помогает, сохранять хорошее настроение? (добрые слова, комплементы)

-Давайте скажем друг другу – доброе слово или комплемент.

  • Дети первой команды — делают комплименты детям второй команды и наоборот. Делаем вывод, обобщение.

 * Прикрепить кирпичик  – «Хорошее настроение»

Воспитатель : — что следует делать, чтобы наше здоровье укреплялось?

   — Продолжите фразу: «Чтобы быть здоровым, я …»

7  конкурс «Собери пословицу»

 ( отдельные слова необходимо собрать в  пословицу о здоровье)

1 команда: «Береги платье снову,  а здоровье смолоду»

2 команда: «В здоровом теле – здоровый дух»

Оценка конкурса.

              *Нам осталось прикрепить крышу нашего дома – «здоровье»

    5. Итог

Подведение итога занятия, рассматривают  дом и перечисляют составляющие ЗОЖ.

      Награждение команд.

Источник