Мы построим свой дом ноты для фортепиано
Фортепиано для взрослых. Легкие пьесы для тяжелых случаев.
Мой распухший органайзер набит накопленными за годы работы нотами на все вкусы и случаи жизни. А в нем особое отделение: пьесы-выручалочки для граждан в запущенной ситуации. В этом посте — о легкодоступных пьесах на основе арпеджио
для начального
уровня, которые выводили из тупика моих разновозрастных учеников, и спасали меня в минуты отчаяния.
Пaциенты:
— умеющие играть взрослые («false beginners»), которым не удается быстро наверстать или заниматься дома;
— застопорившиеся или покатившиеся под откос дети и подростки, с которыми нужно закончить учебный год;
— все те, кто «хочет, но не может» — по разным причинам. И как следствие, те «Легкие пьесы, которые звучат сложно», о которых я писала здесь, им тяжелы.
Сразу расставим точки над Ё в слове «легкодоступные». Каждая муз.пьеса выдающегося композитора любого жанра (а других в нашем репертуаре нет), обладает выточенной веками системой мелодических и аккордовых связей. Подняться над этой железной логикой, увидеть ее компактно — это все равно, что получить ключи от потайных дверей, за которыми все казавшееся сложным, становится ясным и простым.
Сделать это без многолетней практики, и особенно без навыков аккордового сольфеджио (как и бывает у взрослых учащихся), почти невозможно. Увидеть логику и сделать сложное простым помогает преподаватель.
Роль преподавателя трудно переоценить — с ним за 30 минут вы сделаете то, над чем бы сидели самостоятельно много часов с неизвестным результатом. Вообще заниматься самому в своем углу не многим по силам, в любой сфере творчества, это касается и професисоналов тоже.
Арпеджио — пожалуй, самая легкодоступная и запоминаемая музыкальная формула. В арпеджио ноты идут от самой первой через одну «переборами» как на гитаре, что на неискушенный слух звучит красивее чем аккорд (то же самое, но одновременно). Арпеджио в массе своей идеально ложатся даже в самые неловкие руки.
Особенно приветствуются мной гитарные «переборы» в партии левой руки, всегда менее доступной для учащихся, ибо облегчает задачу и доставляет больше удовольствия. Красивые арпеджевые пьесы всех технических уровней (от примитивного до сложного) я бережно собираю и хочу поделиться.
Когда я вижу трудного подростка в период первой любви, плюющего на занятия дома, а также тяжелого ребенка, родители которого хотят, чтобы красиво — я достаю из широких штанин пьесу Les embruns («Брызги прибоя») by Michael Aaron, неизвестную на российских просторах. Дополнительный бонус: перебросы рук при сноровке могут быть spectacular для окружающих.
Видео, где моя ученица 13-ти лет ее играет, очень показательно. Девочка имела успех на концерте: люди-немузыканты хвалили, спрашивали о пьесе. Профессионалы же, которых есть у меня в жж, сразу услышат по данному видео — девочка неиграющая.
Как должно звучать на самом деле:
Когда передо мной начинающий взрослый, прошедший с успехом «малышовый» уровень и горящий, а также false beginner, но тоже уже горящий — я достаю из заветной папочки следующие два произведения. Легкие и красивые, на них можно не только впервые начать играть с педалью, но и учиться петь с аккомпанементом; научиться (или вспомнить) динамике.
«Сурок» Бетховена: благодаря имеющимся милым словам на разных языках идеальная пьеса, под которую можно начинать учиться петь и перестать стесняться. На первом видео: девушка 30 лет, музыкальная школа в глубоком детстве, зажатые руки, потерянные навыки. Но «малышовые» пьесы таким не дашь, мотивация снизится.
К чему стремиться
«Жаворонок» Глинки. Слова только на русском, что не облегчает лично моей задачи. Мои очень любят, причем не только взрослые, но и подростки. Арпеджио в левой руке лучше начать учить аккордами (три ноты одновременно), с аккордами петь мелодию. Очень хорош Жаворонок для перспективных и мотивированных малышей, ложится в руки хорошо даже у семилеток.
«Пьеса» Юрия Литовко. Идеально для затормозившихся в муз.развитии подростков и детей. Все у меня сначала думают, что это французская музыка из фильма по типу Ф.Лея. А вообще по честному это для маленьких в 7 лет. На видео играет «неиграющая» девочка 10 лет (и опять, этот факт непросто понять благодаря пьесе).
«Песня без слов» Шпиндлера. Очень проста и красива. Даю перспективным малышам, или взрослым на 4м-6м месяце занятий. Здесь на видео опять же девочка 9 лет с огромными техическими возможностями, но любящая, чтобы все получалось сразу, иначе фрустрация. Поэтому ничего другого, кроме таких песен, давать я не могла.
«Sound of silence». Подростки разрывают эту песню на части. Взрослые тоже с удовольствием. На концерте другие спрашивают, просят для себя. На видео — 30 лет, на пьесу ушло две недели.
К чему стремиться:
______________________________________________
Animals — The house of rising sun
Легкое и красивое фортепианное переложение для начинающих известной песни группы Animals. В эти легкие ноты для фортепиано вошел только гитарный аккомпанемент : пьеса целиком построена на арпеджио, разбирать ее и играть вам будет в удовольствие, настолько просто, комфортно и удобно переложение сделано.
_______________________________________________
Макс Рихтер. Departure Lullaby из сериала Leftlovers.
Преподаватели, не брезгуйте коммерческой музыкой массового поражения для начинающих!
Подробно о пьесе, скачать ноты — в блоге «Что играть?»
— Легчайшая в разборе пьеса, позволит почувствовать себя играющими пианистами, ощутить свои возможности.
— Hарабатывет технические навыки.
— Поднимает мотивацию, cмотрится визуально «круто».
— Не-классика для желающих эффектно выделиться игрой красивой грустной музыки для фортепиано.
____________________________________________
Сарабанда американского композитора У.Гиллока.
Новое поступление, только не с арпеджио, а с аккордами — Начинающим неистово рекомендую, играйте пьесы Гиллока!
Красивое медленное произведение для фортепиано с легкой левой рукой. Кроме тяжелых случаев неиграющих рук, обсуждаемых в посте, Сарабанда пригодится еще много кому —
Подробно о пьесе, ноты, разбор, технические задачи в блоге «Что играть?».
___________________________
Ян Тирсен — Приезд на остров
У
продвинутого уровня фортепиано
тоже могут быть тяжелые случаи, но не тунеядства или непонимания, а нехватки времени у взрослых на крупные сложные пьесы, а играть-то хочется. Французский композитор Ян Тирсен известен музыкой к фильму «Амели», которую сильно заиграли взрослые пианинщики, потому что это все легкие пьесы для тяжелых случаев. Легкая эффектная пьеса для фортепиано в стиле коммерческого минимализма, «Приезд на остров» должен быть в аптечке каждого преподавателя, занимающегося со взрослыми и подростками. Коллеги, на эту зажигательную пьесу-выручалочку массового поражения вы будете молиться.
__________
«Что Играть?» — фортепиано для взрослых, ноты, видео, разборы
я создала для тех, кто пытается сочетать взрослую жизнь и фортепиано — он мне позволяет добавлять разборы пьес по отдельности, а потом обобщать их в рубрики.
Kто привык к Вконтакту — группa «Фортепиано взрослым»
Кто привык к Фейсбуку — страница Masha Sharova Piano; здесь собирается все из ЖЖ и Вордпресса + нотный магазин в рубрике «Меню».
Мой сборник «Легкие пьесы для фортепиано, звучащие сложно. Ноты для «заржавевших» пианистов» вышел в издательстве «Феникс» в мае 2020. B сборнике рядом с произведениями выдающихся композиторов — занимательные истории и заметки из будней учителя музыки во Франции. ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ
Я в соцсетях :
Источник
Легкие пьесы для фортепиано, которые звучат сложно
Весной 2020 в издательстве Феникс под этим названием вышел мой сборник для заржавевших пианистов. Сейчас сборник ушел на допечатку. А здесь в формате уютного блога я показываю не только пьесы из сборника, но и дополню этот пост 5-летней давности пьесами, не вошедшими в книгу. Они украсят и ваш репертуар, если вы заржавели после музыкальной школы в детстве, и репертуар ваших деток или учеников — это к коллегам в поиске произведений, которые можно вложить ученикам в руки и не пасть на поле брани при разборе.
«Разбираю французскую песенку Чайковского. Но очень хочется сыграть что-нибудь бравурное и при этом бегло. Неужели шансов нет?», — прозвучал вопрос в комментариях про фортепиано для взрослых. Pасскажу о легкодоступных фортепианных пьесах, которыми можно пустить пыль в глаза, если силенок еще мало, а блеснуть хочется.
Суть вопроса: ко второму-третьему году обучения регулярно занимающиеся взрослые приходят к стадии «ни рыба ни мясо». Полученные навыки не позволяют играть по-настоящему интересный, ценный репертуар. Чем выше художественная ценность пьесы, тем чаще она хитросделанная, и тем больше времени уходит на ее разбор и привыкание рук.
Удобные для рук и разбора произведения, и при этом звучащие сложно или просто интересно (если хорошо сыграть) — их есть у меня. Кому пригодится:
— поздно начавшим взрослым
— катящимся по наколонной подросткам, которые чтобы хоть что-то
— совсем маленьким, но быстрым детям для повышения уровня и конкурсов.
Ян Сибелиус — Этюд
Из совсем нового и свежего. Очень красивая, милая лирическая, и одновременно игривая фортепианная миниатюра финского композитора, пронизанная — послушайте — очень русскими интонациями. Разбор простейший, но играть не просто: этюд на октавную технику и скрытую мелодию. Возможны два варианта игры. Как написано композитором (на видео), с прерывистой педалью, нотами стаккато и в подвижном темпе — для продвинутого уровня; и лирический медленный вариант без стаккато на педали — для среднего уровня.
_______________
А.Скарлатти — Испанские фолии.
Об этой пьесе я ни разу не слышала в России, на моей памяти ее там вообще не играют. Во Франции Фолии присутствуют в хрестоматиях для среднего уровня музыкальной школы. Фолия — старинный танец с особенной гармонической структурой, на которую написана массa музыки. Пьеса Скарлатти представляет собой четыре вариации на эту знаменитую тему. Поскольку гармоническая структура не меняется, разбор несложный. Дальше все зависит от легкости рук и правильной техники. При желании можно сыграть примерно на втором-третьем году обучения.
Эти ноты вместе с другими интересными пьесами, техническими пояснениями к ним и занимательными рассказами о буднях учителя музыки вы найдете в моем сборнике «Легкие пьесы для фортепиано, звучащие сложно. Ноты для «заржавевших» пианистов» (изд. «Феникс», 2020).
______________
Ян Тирсен — Приезд на остров
У
продвинутого уровня фортепиано
тоже могут быть тяжелые случаи, но не тунеядства или непонимания, а нехватки времени у взрослых на крупные сложные пьесы, а играть-то хочется. Французский композитор Ян Тирсен известен музыкой к фильму «Амели», которую сильно заиграли взрослые пианинщики, потому что это все легкие пьесы для тяжелых случаев. Легкая эффектная пьеса для фортепиано в стиле коммерческого минимализма, «Приезд на остров» должен быть в аптечке каждого преподавателя, занимающегося со взрослыми и подростками.
Подробнее о пьесе, разбор, технические трудности и скачать ноты — по ссылке на сайте «ЧТО ИГРАТЬ?»
_______________
Майкл Аарон — «Брызги прибоя»
Когда я вижу трудного подростка в период первой любви, плюющего на занятия дома, а также тяжелого ребенка, родители которого хотят, чтобы красиво — я достаю из широких штанин пьесу Les embruns («Брызги прибоя»), неизвестную на российских просторах. Дополнительный бонус: перебросы рук при сноровке могут быть spectacular для окружающих.
Разбор и ноты — скоро на сайте «ЧТО ИГРАТЬ?»
_____________
Карл Майер — Пьеса
Oчень хорошие ноты для начинающих, несложные в разборе и приятные для музицирования на уроке фортепиано и дома; построена на арпеджио, передающихся из левой в правую руку; при этом правая полностью повторяет левую на октаву выше. Разбор порадует даже самого запущенного тунеядца! Кому играть, технические задачи и скачать ноты — по ссылке
_____________
Уильям Гиллок — Фламенко
Легкая пьеса для фортепиано для навыка игры в быстром темпе и с испанским характером, которая звучит сложно. Пациенты:
— быстрые дети 7-8 лет, с хорошей базой и занятиями 2 раза в неделю по часу, на конкурс, концерт;
— дети 9-14 лет на легкий разбор и возможность блеснуть;
— взрослые, начиная со 2-го года обучения — разбор с преподавателем
СКАЧАТЬ НОТЫ Фламенко на сайте «Что играть?»`
______________
К.Ф.Э.Бах — Сольфеджиетто (может называться «Маленькое сольфеджио»).
Бах-сын сочинил много симпатичных пьес. Во Франции Сольфеджиетто часто играют в программах конкурсов для детей. Сыграть можно примерно на третьем-четвертом году, после обязательного прохода гамм и арпеджио. Пьеса знакомит с барочной структурой «тема-интермедия»: четыре идентичных проведения темы (от До-Соль-Фа-До) разделены тремя интермедиями. И в теме и в интермедиях сплошь и рядом повторяющиеся через октаву структуры и секвенции, благодаря чему разбор происходит быстро, запоминается легко, руки ложатся удобно.
_______________
Уильям Гиллок — Фиеста
Любимая старшими детьми и взрослыми, очень удобная и выигрышная пьеса для среднего уровня. Помимо удовольствия, нарабатывается умение играть синкопированные ритмы. Сначала покажу эталон, к которому (условно) надо стремиться; а ниже — интересное сравнение двух взрослых учеников. Разбор и скачать ноты — в блоге «Что играть?»
______________________________________________
Фридрих Бургмюллер — Тарантелла (из «25 легких этюдов»).
Любой Тарантеллой можно зажечь, а этой особенно, она еще не оставила равнодушным ни одного моего ученика, ребенка или взрослого. После моего проигрывания можно кричать «продано!», ее сразу хотят играть. Разобрать Тарантеллу легко благодаря массе повторов. Однако есть ритмические сложности — учащимся обычно сложно почувствовать и правильно воспроизвести в быстром темпе троичный такт 6/8 отягощенный паузами. Сбиваются на дуоли.
Эти ноты вместе с другими интересными пьесами, техническими пояснениями к ним и занимательными рассказами о буднях учителя музыки вы найдете в моем сборнике «Легкие пьесы для фортепиано, звучащие сложно. Ноты для «заржавевших» пианистов» (изд. «Феникс», 2020).
_______________
Александр Гречанинов — Прелюдия.
Kрасивая, грустная, медленная пьеса для фортепиано для среднего уровня, Прелюдия Гречанинова представляет широкие возможности для нашей художественной интерпретации. Эту романтическую миниатюру можно сыграть очень по-разному — порывисто-драматически или же медленно и безысходно; то есть предложить свою версию в зависимости от наших технических возможностей.
_______________________
Александр Майкапар — Бурный поток.
Идеальная пьеса, чтобы блеснуть и отжечь примерно на четвертом году обучения. Разобрать ее можно без сильного труда и раньше, в руки ложится удобно и легко, ребенку хорошему и маленькому дать можно. Но взрослому сыграть в нужном темпе — чем позже тем лучше. На видео ученица коллеги играет Бурный поток на конкурсе.
Майкапар — Бурный поток — ноты в хорошем виде здесь
_____________________
Фридерик Шопен. Вальс ля-минор.
У многих учащихся становится первым Шопеном в детские годы (примерно 3-4й годы обучения в российской музыкалке, в наших условиях обычно 5 год), и поэтому заигран намного больше, чем предыдущие пьесы. Плюс : работа с орнаментом, мордентами. Опасность: Tempo Rubato «из ниоткуда». Играет ученица 10 лет.
Эти ноты вместе с другими интересными пьесами, техническими пояснениями к ним и занимательными рассказами о буднях учителя музыки вы найдете в моем сборнике «Легкие пьесы для фортепиано, звучащие сложно. Ноты для «заржавевших» пианистов» (изд. «Феникс», 2020).
__________________________
Бетховен. Багатель ля-минор.
Багатель построена на одном ломаном ля-минорном арпеджио.
Eсть возможность даже для маленькой ручки охватить в одной фразе несколько регистров; а у начинающих это может быть первый «серьезный Бетховен». Не говоря о тренировке на ломаное арпеджио.
Эти ноты вместе с другими интересными пьесами, техническими пояснениями к ним и занимательными рассказами о буднях учителя музыки вы найдете в моем сборнике «Легкие пьесы для фортепиано, звучащие сложно. Ноты для «заржавевших» пианистов» (изд. «Феникс», 2020).
___________________
Диабелли — Скерцо (II часть Сонатины соль-мажор опус 151).
Пьеса присутствует в программах конкурсов для маленьких и широко известна у преподов перебрасыванием правой руки из второй октавы в басы и ярким припечатыванием этих самых басов — при хорошей скорости это здорово смотрится, начинающие очень довольны.
Эти ноты вместе с другими интересными пьесами, техническими пояснениями к ним и занимательными рассказами о буднях учителя музыки вы найдете в моем сборнике «Легкие пьесы для фортепиано, звучащие сложно. Ноты для «заржавевших» пианистов» (изд. «Феникс», 2020).
____________________
Гаврилин — Каприччио
Эффектная несложная пьеса для фортепиано, производящая впечатление виртуозной, если сыграть с движением и выразительно. Музыка хорошо знакома русским любителям балета : эта красота — из балета В.Гаврилина «Анюта».
О том, чем Каприччио полезно для репертуара, а также скачать ноты — в блоге «Что играть?».
Наконец, совсем начинающим, кто хочет отжечь уже после пол-года обучения:
Беркович — Этюд на тему Паганини.
**************
Эти ноты, c техническими пояснениями к ним и занимательными рассказами о буднях учителя музыки вы найдете в моем сборнике «Легкие пьесы для фортепиано, звучащие сложно. Ноты для «заржавевших» пианистов» (изд. «Феникс», 2020).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ «ЧТО ИГРАТЬ?»
БУТИК РЕДКИХ НОТ И КРАСИВЫХ АРАНЖИРОВОК ИЗВЕСТНОЙ МУЗЫКИ
МОИ УРОКИ ФОРТЕПИАНО ПО СКАЙПУ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Kто привык к Вконтакту — группa «Фортепиано взрослым»
Кто привык к Фейсбуку — страница Masha Sharova Piano; здесь собирается все из ЖЖ и Вордпресса + нотный магазин.
Источник