На дачах построят храм
В Пушкинском районе на дачном участке строится храм
Просыпаться на природе под громкий колокольный звон не по душе членам садоводческого товарищества «Росток» в Пушкинском районе. Из-за этого дачники конфликтуют с соседкой, решившей поставить на своем участке…храм. Несмотря на протесты, строительство церкви ведется уже несколько лет, причем женщина упорно твердит, что это дом. Корреспондент газеты «Подмосковье сегодня» побывал в «Ростке», чтобы увидеть стройку своими глазами.
Начиналось с часовенки
На въезде в СНТ «Росток» нас встречает председатель Борис Григоращенко-Похно. Вместе с ним еще четыре дачника – сезон закончился и поселок будто вымер.
– Зачем здесь храм, для кого? – недоумевают обитатели «Ростка».
История здания из красного кирпича на участке Людмилы Мокрецовой началась в 2011 году. Тогда впервые зашли разговоры о строительстве православной церкви.
– Мокрецова обратилась с просьбой к членам СНТ разрешить ей поставить на участке маленькую часовенку. Люди у нас добродушные – позволили, – рассказывает Григоращенко-Похно.
По его словам, бывший председатель СНТ посоветовал женщине: говори, мол, что будешь строить часовенку, а на самом деле возводи храм. Потому что если сразу скажешь – люди тебе не разрешат, а потом зарегистрируем.
Когда об этом стало известно дачникам, председателя они сменили, а участок Людмилы Мокрецовой оказался в центре внимания всего СНТ, православной церкви, местных властей и суда.
Неудачная стройка
Пока шла переписка со всеми возможными инстанциями (от прокуратуры до епархии), продолжала расти и постройка. Сегодня членам «Ростка» уже нет необходимости заглядывать через забор участка, чтобы убедиться, что никакая это не «часовенка». Огромное здание прекрасно видно даже из-за забора: толстые кирпичные стены, стрельчатые окна, характерные выемки под иконы. Сомнений нет – это церковь.
– Кого бы мы ни спросили, все – от строителей до соседей – подтверждают: это православный храм. Священники местные говорят то же самое, – говорит председатель. – Но в округе храмов предостаточно. И если есть желание, можно пойти туда!
Все это дачники рассказывают, стоя за забором. На территорию стройки, по их словам, хозяйка никого не пускает. И не отвечает на телефонные звонки.
Между тем стройка «вылезла» за пределы участка: из-за поврежденного кювета нарушилось водоотведение, в итоге весной-летом земли, расположенные рядом, затопило.
– Мы ходили вот так в воде, – одна из соседок стройки показывает рукой под грудь. – В итоге ничего летом не смогли нормально сделать – сначала «плавали», потом пытались разгрести все это.
Дом или храм?
В 2012 году между СНТ «Росток» и хозяйкой участка Людмилой Мокрецовой началось судебное разбирательство. В результате было установлено, что строится на территории СНТ действительно храм (заключение эксперта есть в опубликованном судебном решении), и возводится он незаконно. Суд вынес решение строительство на участке номер 92 остановить.
Дело в том, что в федеральном законодательстве есть такое понятие, как целевое использование земли. По словам председателя СНТ, территория «Ростка» относится к землям сельхозназначения, а тип разрешенного использования – «для садоводства». Это же подтверждает и публичная кадастровая карта. Согласно Земельному кодексу РФ можно использовать земли с/х назначения для ведения сельского хозяйства, что вполне логично. В иных случаях, в том числе для строительства «культовых зданий» (официальное название), статус земли необходимо поменять.
Впоследствии «вердикт» районного суда поддержали и вышестоящие инстанции. Казалось бы, на этом история должна была закончиться. Но на дворе 2015-й, а строительство продолжается.
– Судебные приставы сообщили мне, что Мокрецова зарегистрировала это строение как двухэтажный жилой дом, – объясняет председатель СНТ.
Пусть разрешится миром
Глава Пушкинского благочиния подтверждает – на территории СНТ все-таки будет храм.
– Женщина решила построить этот храм, и жители сначала были не против. А потом сменился председатель, который выступает категорически против храма. И вот эти люди теперь мешают строительству церкви. Мы ничем запретить его строительство не можем, так как женщина строит его на своей территории. Я ее тоже просил пока ничего не делать, но это ее выбор. Мы хотели бы, чтобы все разрешилось миром, – говорит благочинный Пушкинского округа протоиерей Иоанн Монаршек.
Между тем хозяйка участка Людмила Мокрецова заявила нашему корреспонденту: все-таки это будет… дом. По словам женщины, желание построить храм у нее действительно было и соседи ее поддерживали. Но потом ситуация изменилась. В данный момент более 90 садоводов «Ростка» негодуют, представляя, как уже будущим летом тихим ранним утром здесь будут на всю округу бить колокола.
– Я устала от нападок. Поэтому сейчас для людей это не храм, а просто дом. Если они сами захотят, будет храм. Если не нужен – для них его и так нет, я это здание оформила как частный дом, – вздыхает Людмила. – Отстаивать его, как храм, я не могу… и не буду.
А дом-храм-часовня тем временем строится. Осталось доделать крышу. Или все-таки купола? Как пойдет…
Источник
Часовенки спасут деревни. Почему наши сёла стоят без храмов?
Всем миром
Хорошо, если найдутся в каждой деревне люди, готовые вложить силы в строительство часовни, чтобы дать новый виток жизни своей родине. Нужно привлечь и соседей: пусть хоть по 50, по 100 руб. внесёт в общий котёл старушка, но она будет знать, что тоже участвовала в строительстве. А «лепта вдовы», по Евангелию, дорогого стоит. И строить надо вопреки всему. Нет земли? Отрежьте от своей! Село бесперспективное? Не верьте, после постройки часовни станет перспективным. Главное — захотеть! А силы прибудут, добровольцы найдутся, деньги каким-то образом появятся, даже строительный материал, вполне вероятно, пожертвует какой-нибудь предприниматель на благое дело. Строительство надо вести всем миром. Это сплотит живущих в селе.
Не стоит гнаться за богатым убранством — Богу это не надо… Сделайте часовенку скромную, например, из круглого бревна, размером 4 на 4 метра, а если предусмотреть маленький алтарь, то 6 на 8. Главное — высокую, она должна быть выше жилых домов в деревне.
Место надо выбрать самое красивое, на пригорке. Иконы купить простые, да люди и сами из дома принесут. А потом освятить часовню, желательно приурочить к православному празднику, и этот день затем считать «днём крещения села». Накрыть столы, кушанья приготовить сообща, совершить праздничную трапезу. И так делать ежегодно.
Договоритесь с батюшкой из ближайшей церкви, чтобы он приезжал, исповедовал, причащал, крестил младенцев, венчал, провожал усопших в последний путь. Если батюшки нет, то любой верующий мужчина может читать простые молитвы в вашем Божьем доме. Недавно сам патриарх Кирилл с печалью отметил, что сейчас Бог изгоняется из мира и пора каждому верующему становиться апостолом.
Главное — не красть!
Приведу два примера из своей жизни.
На дачном участке мы с мужем построили маленькую часовню. Сейчас кажется: нет у нас строения дороже её. Вечером зайдёшь, зажжёшь свечи — и лики святых разговаривают с тобой. Вся суета осталась за порогом. Сколько же радости, благодати даёт эта часовенка! Каждый год на Казанскую приезжает батюшка с клиросом, совершает молебен с водосвятием, потом мы за столами возле часовни устраиваем праздничную трапезу. Звонят колокола, поют птицы, благоухают цветы. Лето Господне…
Другой пример. Более 12 лет мы возрождали к жизни большой Успенский собор в городе Демидове Смоленской области. Силы, средства, необходимые для его реставрации, и то, на что могли рассчитывать люди, взявшиеся за это неподъёмное (так казалось) дело, были несоизмеримы. Вдумайтесь: площадь пола в соборе почти 700 м², высота с куполом 54 м, площадь стен снаружи и внутри более 6 тыс. м². Окна, двери, газификация, ремонт кровли, четырёх звонниц и большой колокольни…
Прошли годы упорного труда. Результат: собор восстановлен, «заселяется» иконами, которые пишет местный иконописец по заказам прихожан, проведено тепло. И всё это обошлось в 9 млн руб.! Никто не верит, но это так. Утверждаю это как председатель штаба по восстановлению собора. Секрет прост: никто не крал! Обходились своими силами и тем, что нам давала сама Богородица. Она ободряла нас вновь оживающими фресками, проявляющимися из старых стен, а также посылала большую материальную помощь, когда деньги были совсем на исходе.
Читайте также: «Бурановские бабушки»: Наша главная цель – построить церковь в Бураново!
Думаю, что если разойдётся по стране идея о строительстве часовен, как облетела её акция «Бессмертный полк», то мы узнаем о многих чудесах, которые будут сопровождать этот благодатный труд. Приступайте к нему с молитвой. Это будет первый шаг для укрепления, возрождения сёл и деревень. И не забудьте рассказать о результатах нашей газете.
Смотрите также:
- Божий электорат. Очередь к мощам святого Николая потрясла католический мир →
- «Без веры чуда бы не было». В Иерусалиме сошел Благодатный огонь →
- Налево от Сан-Пьетро. Православные в Ватикане →
Источник
Этой осенью в Западном викариатстве начнется строительство трех новых храмов — Московская городская епархия Русской Православной Церкви
14 сентября 2019 года в Западном викариатстве прошло выездное совещание по Программе строительства православных храмов в городе Москве. Мероприятие провели депутат Государственной Думы, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресин и руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, управляющий Западным викариатством епископ Павлово-Посадский Фома.
В рамках совещания его участники посетили приход иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в Очаково-Матвеевском (Мичуринский просп., напротив вл. 15).
Стройплощадка огорожена, завезены бытовки для рабочих, плиты для подъездных дорог. В этом году подрядчик должен залить фундаментную плиту.
«Храм «Неопалимой Купины» будет размещаться на берегу Очаковского пруда, просматриваться со всех сторон, в частности, и со стороны Мичуринского проспекта. Очень выигрышное место, — рассказал архитектор А.И. Зусик, генеральный директор компании «Архитектон», кандидат архитектуры, лауреат премии ЮНЕСКО. — На храм открывается вид с противоположного берега пруда. Это редкая возможность увидеть храм, отраженным в воде. Такой классический сюжет. Еще одна удача: колокольня обращена к пруду, что позволит усилить акустический эффект. Ведь звук колокольного звона будет отражаться от водной глади. У нас в городе не так уж много озер и рек, где мы могли бы использовать этот прием».
Храм и приходской дом решены в одном объеме. «Если говорить о стилистике, то мы преимущественно опирались на псковскую традицию, — отметил архитектор. — Хотя, конечно, встречаются и элементы авторского видения. То есть мы не впрямую следуем традиции. Наш храм напоминает исторические классические русские церкви, однако много деталей авторских, таким образом, это новый проект с индивидуальным лицом».
На приходе Успения Пресвятой Богородицы в Матвеевском (ул. Нежинская, вл. 4) подрядчик готов начинать работы, остается получить разрешение на строительство. Проект храмового комплекса был несколько изменен, теперь в него войдет один храм на 500 человек. За основу архитектурного образа взят собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1490 г.), а прообразом фресковой росписи интерьеров станут фрески Дионисия, созданные художником в том же древнем соборе. Как говорят сами архитекторы, проект представляет собой «сочетание традиций русского зодчества конца XV — начала XVI веков и стилистики современной православной храмовой архитектуры».
На приходе равноапостольной Марии Магдалины на Сетуни (2-й Сетуньский проезд, вл. 9) все готово к началу строительства храмового комплекса. Об этом сообщил представитель прихода. Одновременно возводится деревянный храм. В.И. Ресин поручил подрядчикам подготовить к концу октября график работ. Разрешение на строительство получено.
В XIX веке в районе современных Сетуньских проездов располагалась дача Николаевского института. В конце XIX века при даче был построен храм святой равноапостольной Марии Магдалины. Об этом храме содержатся сведения в известном издании «Сорок сороков» под редакцией Павла Паламарчука: «…в XIX веке здесь, за Дорогомиловской заставой, на берегу Сетуни близ ее устья, был загородный двор Воспитательного дома. Дача стояла на правом берегу Сетуни, позже потеряла хозяйственное значение и здесь проводили лето воспитанницы Николаевского сиротского института. Церковь при даче построена купцом Щербаковым, которому это обошлось 11 000 рублей. Она была деревянной. Непосредственно примыкала к столовой, строил архитектор Прыжов. Освящена 11 июля 1893 года. Дожила до революции».
Новый храм будет возведен в память об утраченной святыне.
Финансово-хозяйственное управление
Источник
Божья воля
На севере Москвы собираются строить очередной храм — один из 380, предусмотренных нашумевшей программой возведения церквей по всему городу. Уместность нового храма вызывает вопросы у местных жителей, а его архитектурные достоинства — у специалистов. Однако все это не смущает главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, который вопреки всему одобрил его появление. Страсти по стройке — в материале «Ленты.ру».
О строительстве Храма в честь Святого равноапостольного великого князя Владимира в районе Покровское-Стрешнево (многие из-за близости одноименной станции метро называют его Тушиным) заговорили в 2014 году.
Вместе с домашней для футбольного «Спартака» «Открытие Ареной» он должен стать частью большого многофункционального квартала «Тушино-2018» — с жилыми корпусами, торговыми центрами и спорткомплексами. За проект отвечает строительная компания «Стадион Спартак», ее совладелец — брат собственника футбольного клуба, а также вице-президента и крупного акционера «Лукойла» Леонида Федуна Андрей.
Храм входит в «Программу 200», которая была запущена еще в 2010 году. Изначально она предусматривала возведение в Москве 200 новых храмов. После присоединения к столице новых территорий их общее число увеличилось до 380. Несмотря на то что проект был запущен еще в лужковскую эпоху, его активно поддерживает и нынешний главный архитектор города Сергей Кузнецов: «Нас учили в институте, что церковь — самое главное архитектурное сооружение», — говорил он, комментируя возведение храма в районе Покровское-Стрешнево.
Между тем многие специалисты сомневаются в необходимости еще одного религиозного строения в городе. В его окрестностях уже сейчас есть как минимум пять церквей, и недостаток в них местные верующие испытывают едва ли.
К слову, уже вскоре после того, как заговорили о строительстве сотен новых храмов, выяснилось, что жители спальных районов (стройки почти не затронули центр города, где и без того было исторически много храмов) не рады новому соседству. Кто-то сетовал на вырубку парков или близость церквей к жилым домам, кому-то не нравилось засилье религиозных сооружений в столице и агрессивная политика РПЦ. Вокруг некоторых строительных площадок разворачивались полномасштабные протесты: люди разбирали заграждения и блокировали работу техники.
Самый известный случай произошел в 2015 году в парке «Торфянка» на севере Москвы. Многие митингующие тогда подчеркивали, что считают себя верующими, но прежде всего хотят сохранить зеленый массив рядом с домом. После нескольких недель противостояния, в котором успели поучаствовать православные активисты из движения «Сорок сороков», стройку было решено перенести на альтернативный участок неподалеку. Впрочем, это далеко не единственный раз, когда строительство храмов особо не согласовывалось с жителями.
Протестовали не только в Москве. За последние пять лет подобные акции проводились в 28 городах 25 регионов России.
Иногда общественный гнев доходит и до преступления — в ноябре прошлого года 35-летний житель Южного Тушина (граничит с Покровским-Стрешневым) Евгений Сенчин поджег другой храм, расположенный в его районе. Сначала сообщалось, что деревянному строению нанесен непоправимый ущерб (в денежном выражении он оценивался в миллион рублей) и восстановлению оно не подлежит. Но впоследствии все же было решено отстроить церковь заново и передать ее другой общине. Теперь же рядом с районом, где жители сжигают церкви, решили построить еще одну.
Изначально храм должен был быть готов к 2017 году и выглядеть совсем иначе. Планировалось, что он повторит внешний и внутренний облик исторического Владимирского собора в крымском Херсонесе. Именно там в 988 году легендарный киевский князь прошел крещение, после чего взял в жены византийскую принцессу Анну. Однако начало работ затягивалось, и к сегодняшнему дню от облика старинного собора не осталось ничего.
Сегодня сооружение позиционируется как современный проект, однако, по словам архитектора Даниила Макарова, таковым его можно назвать с большой натяжкой. «Качество пластических решений фасадов и пропорции можно назвать компромиссными: классическая композиция и детали храма сочетаются с современными способами использования орнаментальных паттернов на поверхностях и попыткой минимизировать пластику фасадов. И детали, и орнаменты в проекте проигрывают от этого компромисса. Получается, что и современным проект не получается назвать, но и на уровень архитектурных проектов храмов конца XIX — начала XX века, он не выходит», — отмечает Макаров.
Он уверен, что авторы проекта так и не определились, каким хотят видеть храм в итоге и какая роль ему подойдет: «С одной стороны, этот храм должен стать приходским для жителей, с другой стороны, композиция храма относит его к совершенно иной типологии церквей, которые задумывались для подчеркивания торжественности и парадности места или в качестве мемориалов (церковь Вознесения в Коломенском, Распятская церковь-колокольня в Александровском кремле, храм-памятник русской славы в немецком Лейпциге). Найти равновесие между мемориальной и приходской функциями довольно сложно. Если рассматривать проект в качестве мемориального, то он встает в один ряд с такими проектами, как упомянутый уже храм-памятник в Лейпциге 1913 года постройки и храм-памятник в честь Всех святых в Минске 2018 года постройки. Но обсуждаемый проект оказывается наименее пафосным среди них».
Наконец, у храма есть недостатки с точки зрения экономики и урбанистики. Многие церкви проектируются таким образом, чтобы их мог содержать приход. В России они регистрируются в качестве религиозных некоммерческих организаций, освобождаются от налогов и получают возможность зарабатывать проведением обрядов, продажей литературы. Это уменьшает их зависимость от внешних пожертвований. Однако, по словам Даниила Макарова, реализовать это в храме в Покровском-Стрешневе будет сложно. «Пока не понятно, учитываются ли в проекте проблемы современной храмовой архитектуры: возможности независимого содержания храма приходом, задела для развития приходских активностей, применения принципов устойчивого развития, энергоэффективности и так далее. Возможно, этого и не требуется для храма-памятника, чье содержание будет перекладываться на попечителей, что ставит проект вне категорий устойчивости», — говорит архитектор.
В целом он называет храм «довольно качественным, но не сильно выделяющимся на фоне остальной церковной архитектуры». При этом, по словам Макарова, он вместе с коллегами надеялся на интересное и яркое решение, которое авторы проекта предложить так и не смогли: «Причин для этого может быть множество: начиная от своеобразной специфики церковной архитектуры, завязанной на воспроизведении исторических форм, и заканчивая взаимодействием многих участников проектировочного процесса — для того, чтобы сегодня сделать эстетически бескомпромиссный проект, должно сойтись очень много факторов».
Проект храма разрабатывало архитектурное бюро SPEECH, основанное в 2006 году Сергеем Кузнецовым и Сергеем Чобаном и прежде никогда не занимавшееся церквями. Среди самых заметных работ SPEECH — сразу три футбольных стадиона (реконструкция московских «Лужников», перестройка «Динамо» и арена в Краснодаре), башня «Федерация» в составе «Москвы-Сити», множество жилых комплексов в Москве и Петербурге, а также оформление знаковых выставок, в том числе павильона России на EXPO-2015 в Милане.
В 2012 году один из двух сооснователей SPEECH Сергей Кузнецов был назначен главным архитектором Москвы. На новой работе он «курирует крупные градостроительные проекты, реализуемые на территории столицы, а также работает с профессиональным сообществом». Формально с тех пор он никак не связан со своим бывшим бюро и не имеет в нем никаких коммерческих интересов — его развитием занимается бывший партнер Кузнецова Сергей Чобан. Однако недавно SPEECH стало самым востребованным проектировщиком на московском первичном рынке недвижимости: в 2016 году суммарная площадь реализуемых им проектов равнялась 1,93 миллиона квадратных метров (это 19 жилых комплексов). Ближайший конкурент — производственное объединение «Резерв» — тогда отстал в 2,5 раза и добился заказов только на 760 тысяч квадратных метров.
Помимо этого, SPEECH участвовало в проектировании нескольких объектов государственного значения. Среди них, например, главный информационный павильон нашумевшего парка «Зарядье» напротив Кремля, Дворец водных видов спорта в Казани, построенный к Универсиаде 2013 года, жилые кварталы инновационного центра «Сколково» (председателем градостроительного совета которого является Кузнецов), новые здания Третьяковской галереи и Мосгордумы. Часть этих заказов SPEECH получило еще до назначения своего основателя главным архитектором столицы, часть — уже после. Причем в некоторых (как в павильоне «Зарядья») Кузнецов указан соавтором проекта.
Заработало SPEECH и на московской реновации (хотя обычно специализируется на дорогом жилье), за которую тоже отвечает Кузнецов. Бюро неожиданно выиграло конкурс поквартальной реновации Кузьминок. Этот район стал одной из пяти экспериментальных площадок, опыт которых столичные власти собираются в дальнейшем распространить на весь город. В борьбе за голоса жюри SPEECH обошло всемирно известное бюро основоположника деконструктивизма Захи Хадид. Его специалисты предлагали превратить Кузьминки в новый деловой центр Москвы, построить дома с уникальной архитектурой — расходящиеся лучами по кварталам-треугольникам, а у метро возвести небоскребы со срезанной крышей. Однако предпочтение в итоге отдали довольно обыденному проекту, ориентированному на квартальную застройку с дворами-колодцами.
За время работы главным архитектором города Кузнецов уже не раз принимал решения, вызывавшие споры как в профессиональном сообществе, так и среди простых жителей. Именно он утвердил проект реконструкции легендарной библиотеки Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН, пострадавшей от пожара в 2015 году. Нынешним летом библиотеку полностью снесли, чтобы затем отстроить заново (хоть и по оригинальным чертежам 1970-х). Архитекторы настаивают, что будущее здание не будет иметь ничего общего с утраченным и станет лишь его репликой.
Еще одна претензия к Кузнецову — массовая застройка Москвы некомфортными многоэтажными жилыми домами, в народе получившими название «человейники». Во многом это происходит в рамках той самой реновации. Многие опасаются, что город получит собственные гетто на окраинах, которых до сих пор удавалось избежать. Нередко подряды на проектирование таких домов достаются SPEECH и компании РТДА.
С ней Кузнецов никогда не был связан напрямую, но много помогал крупными госконтрактами. За последние два года их совокупный объем составил 545,7 миллиона рублей. Единственный собственник РТДА Марина Лепешкина четыре года проработала в научно-исследовательском и проектном институте Генплана, придя туда одновременно с назначением Кузнецова главным архитектором города. Сам он открещивался от возможного кумовства при распределении подрядов: «Конечно, можно искать связи через каких-то общих знакомых. Например, Марина Лепешкина долго работала в НИИ Генплана, а потом организовала свою компанию. Они делают, я считаю, квалифицированную работу».
Храм в Покровском-Стрешневе рискует стать новым просчетом главного столичного архитектора. Сам он всячески поддерживает стройку и называет ее «очень интересным проектом». «У коллег из РПЦ есть свой понятный и конкретный взгляд на строительство храмов в Москве. Мы сотрудничаем с ними по очень узкому ряду вопросов. Они мою позицию знают. Мы не раз обсуждали эту тему, что соборная архитектура должна быть шедевром», — говорил Кузнецов. Он уверен, что конфликта бизнес-интересов удалось избежать, но вот интересы города и его жителей никто, похоже, учитывать не собирался.
Источник