На итурупе построить дома
Строительство на Курильских островах: большой фотообзор
Объем действующей до 2015 года ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2007-2015 годы» составляет 21 млрд рублей.
Основная часть этой суммы выделяется из федерального бюджета. Также Сахалинская область планирует привлечь для развития Курил средства частных инвесторов. Частные инвестиции в экономику островов составляют сейчас миллиард рублей в год, а к 2015-му — возрастут до 6 миллиардов. подробно о новой инфраструктуре Курильских островов (много фото) Курильские острова включают 30 больших и множество мелких островов. Население проживает постоянно только на Парамушире, Итурупе, Кунашире и Шикотане. Население Курильских островов — 18 735 человек остров Кунашир — самый южный остров Большой гряды Курильских островов. Население — около 8000 человек. Южно-курильск — административный центр Южно-Курильского округа.
Социальное жилье
В августе 2012 г. в Южно-Курильске состоялась церемония вручения ордеров и ключей от новых квартир. 10-квартирный дом построен на средства областного и местного бюджетов по одной из областных программ.
Дом культуры (медико-просветительская экспедиция «Рубежи России»,август 2010 г.)
Новый детский сад
Порт Южно-Курильска
Новый глубоководный причал
Ввод в эксплуатацию современных глубоководных причальных комплексов на Кунашире и Итурупе выведет на качественно новый уровень транспортную инфраструктуру на Курилах и повысит качество жизни на островах. Теплоход «Игорь Фархутдинов» впервые пришвартовался у нового причала (февраль 2011 г.)
На средства федеральной программы социально-экономического развития Курильских островов и бюджета Сахалинской области идет строительство морского вокзала на территории построенного причального комплекса в Южно-Курильской бухте. В этом здании кроме пассажиров будут располагаться различные службы — пограничный контрольно-пропускной пункт, таможенный пост, портнадзор, администрация и диспетчерская морского порта. Окончание строительства планируется в 2012 году.
Аэропорт «Менделеево» Аэродром был построен японцами, когда остров Кунашир ещё находился под управлением Японии и с тех пор практически не перестраивался. В 2006 г. был закрыт из-за полного износа инфраструктуры и разрушения взлётно-посадочной полосы. В ходе реконструкции, в рамках ФЦП социально-экономического развития Курильских островов, были введены в эксплуатацию новый пассажирский терминал, рулевые дорожки, новый перрон, взлетно-посадочная полоса (ВПП),система посадки и светосигнальное оборудование.
На острове действует Менделеевская ГеоТЭС (геотермальная электростанция ), которая обеспечивает остров теплом и электричеством. Энергия вулкана как источник тепла и света для человека — принцип работы этой станции. Ввод в эксплуатацию в 2007 г. II очереди станции обеспечил на 100% потребность в тепле Южно-Курильска. Запланированная модернизация Менделеевской ГеоТЭС позволит увеличить ее мощность с 3,6 МВт до 7,4 МВт.
На о. Кунашир работают два рыбоперерабатывающих производства — ООО ПКФ «Южно-Курильский рыбокомбинат» и ООО «Дельта». Южно-Курильский рыбокомбинат модернизировал свои производственные перерабатывающие линии. Вся рыба и морепродукты, выловленные своим собственным траловым флотом, доставляются на берег без потери качества. Комплексная смена из 25 человек успешно справляется с большими объёмами поступающего сырья.
В 2011 году на о. Кунашир были положены первые километры асфальта.
остров Итуруп -остров южной группы Большой гряды Курильских островов, самый крупный остров архипелага. Население — 6387 человек. Курильск — административный центр острова. В п.Курильск в последние годы построен современный микрорайон «Северный». В его черте планируется возвести большой дворец культуры и спорта, под крышей которого разместятся спорткомплекс, бассейн, дом культуры и другие учреждения.
В 2006 году на острове был запущен современный рыбоперерабатывающий комплекс «Рейдово».
Шесть камер воздушной заморозки обеспечивают выпуск 74 тонн готовой мороженой рыбопродукции в сутки.
На о. Итуруп так же расположен рыбоперерабатывающий цех «Ясный»,оснащенный единственным в своем роде морозильным тоннелем для воздушной заморозки рыбы,позволяющим непрерывно замораживать 210 тонн готовой рыбопродукции в сутки. Имеется икорный цех, где изготавливают 3 тонны икры в сутки. Кроме этого, посольный цех производительностью 25 тонн в сутки и холодильник мощностью 2300 тонн единовременного хранения.
Работает еще несколько рыбопромышленных предприятий, самые крупные из которых — «Скит», «Буг», «Континент». На острове уже построены здания Курильской средней школы на 250 учащихся, а также современная центральная районная больница на 50 коек с поликлиникой на 100 посещений в смену. Новая больница
Спортивный комплекс
работы по благоустройству
В феврале 2012 г. сданы в эксплуатацию два 8-квартирных дома
Новый аэропорт «Итуруп» располагается на солнечной стороне острова, что позволит беспрепятственно добираться до острова даже в непогоду. Увеличенная взлетно-посадочная полоса длиной 2,2 км будет принимать все типы самолетов, эксплуатирующиеся в регионе.
Рядом с Курильском расположен геотермальный источник с радоновыми водами.
Несколько лет назад источники представляли собой два бетонных чана для засолки рыбы, в которых и принимали ванны отдыхающие, не забывая при этом усеивать окрестности битым бутылочным стеклом. Благоустроила геотермальные источники компания «Гидросторой»
остров Шикотан — самый крупный остров Малой гряды Курильских островов. Малокурильское — административный центр острова. Население — около 2100 человек. На средства федеральной программы уже возведен и эксплуатируется глубоководный пирс в Малокурильской бухте на Шикотане, а в соседней бухте Крабозаводской на том же Шикотане близится к завершению строительство причала на условиях софинансирования — собственных средств ЗАО «Гидрострой» и областного бюджета.
Рыбоперерабатывающий комплекс «Крабозаводск» оснащен самым современным оборудованием.
мощность цеха позволяет ежесуточно принимать и обрабатывать до 300 тонн рыбы-сырца.
Новый детский сад на 70 мест (2010 г.)
Новая школа (2006 г.)
На всех островах — Итурупе, Кунашире и Шикотане идёт строительство систем топливообеспечения
остров Парамушир — один из островов Северной группы Большой гряды Курильских островов. Население — около 2500 человек. Северо-Курильск — административный центр и единственный населённый пункт острова.
Рыбный порт и рыбокомбинат — основные производства Северо-Курильска.
Новые дома (до этого жильё в Северо-Курильске не строилось 20 лет)
Дизельная электростанция, обеспечивающая электричеством Северо-Курильск, теперь размещается в новом здании.
Фермерское хозяйство, которое поставляет на местный рынок свежие овощи. Здесь работает свыше 30-ти человек.
День рыбака — один из главных праздников на Курильских островах
Перевозка грузов и пассажиров на острова осуществляется теплоходами «Игорь Фархутдинов» и «Марина Цветаева».
P.S. Конечно на Курильских островах далеко не всё так радужно и позитивно,как выглядит на этих фотографиях. Я собрала здесь только новые или отремонтированные объекты. Кроме крупных,по меркам Курильских островов населённых пунктов, есть и совсем небольшие поселения,где,тем не менее тоже живут люди. Но так как программа развития островов принята до 2015 года и положительная тенденция очевидна,то есть все основания верить,что во всех населённых пунктах всех 4 обитаемых Курильских островах будут достойные условия жизни.
Источник
Курильские острова: строительство новой инфраструктуры на о. Итуруп
В Курильском городском округе (о. Итуруп) впервые за всю историю его существования появились асфальтированные дороги, здесь построены центральная районная больница, детский сад, современная электростанция, в стадии возведения находятся крупные инфраструктурные объекты: всепогодный аэропорт «Итуруп» и глубоководный причал с морским вокзалом, развиваются предприятия рыбопромышленного комплекса, производится благоустройство населенных пунктов.
Новый микрорайон»Северный» в п. Курильск уже деревней не назовешь. Новые дома, асфальт, благоустройство как в нормальных современных городах.
Здесь сформированы все сети, вся инфраструктура. Хоть сейчас можно строить новые линии домов — были бы деньги…
И новые дома будут строиться. И не только они. В мкрн. «Северный» планируется возвести большой дворец культуры и спорта, под крышей которого разместятся спорткомплекс, бассейн, дом культуры и другие учреждения.
фото
Министерство обороны уже планирует построить в районе залива Китовый свой новый военный городок и перевести туда службы из Горячих Ключей, Горного и т. д. А что? Здесь под боком глубоководный причал, всепогодный аэропорт, развитая социальная и коммунальная инфраструктура, одним словом, уже не «край света».
В конце мая корейский субподрядчик «Гидростроя» Keumto Construction только приступал к работам по строительству глубоководного причала в портопункте Китовый. А уже сейчас основные строительно-монтажные работы практически завершаются. Конечно, предстоят еще серьезные мероприятия по обустройству всей портовой инфраструктуры, но уже в следующем году здесь спокойно будут швартоваться суда типа «Игорь Фархутдинов» и все центральные населенные пункты Курил забудут о рейдовой погрузке-выгрузке пассажиров…
На «финишную прямую» вышло строительство всепогодного аэропорта «Итуруп», который в перспективе сможет принимать воздушные суда типа «Ан-24», «Дэш-8» и «Боинг-737». На объекте уже построено 1450 метров взлетно-посадочной полосы, общая ее длина достигнет 2300 метров. Аэропорт планируется сдать в 2014 году, он станет единственным в России, полностью построенным «с нуля» в последние годы.
Открыта новая дизельная электростанция.
— Мы создаем совершенно новую энергетику, — утверждает руководитель областного агентства по развитию Курильских островов и инвестиционных программ Сергей Абабков. — Мощность современных экономичных дизелей не просто покрывает все потребности села, здесь еще установлено оборудование когенерации тепла, то есть станция будет еще и обогревать село, а старую котельную в эту зиму мы выводим в резерв и экономим уголь…
Кроме того, уже строится линия электропередачи на 35 кВ между Курильском и Рейдово, а в планах — модернизация Океанской ГеоТЭС с повышением ее мощности, и в итоге будет создана единая энергосистема центральной части Итурупа, которая позволит маневрировать излишками электроэнергии и экономить завозное топливо.
Развиваться будет не только Курильск (административный центр о. Итуруп), но и весь центральный район острова, включающий в себя еще и село Рейдово.
Рыбоперерабатывающий комплекс компании «Гидрострой» в с. Рейдово
В «Гидрострое» помимо всего прочего очень увлечены еще и ландшафтным дизайном. На территории предприятий разбиты оригинальные скверики, такой же построен и в селе Рейдово.
Всем гостям Курильска обязательно стоит порекомендовать посещение минеральных источников, расположенных буквально под боком у райцентра.
Несколько лет они представляли собой два бетонных чана для засолки рыбы, в которых и принимали ванны отдыхающие, не забывая при этом усеивать окрестности битым бутылочным стеклом. А потом источники взял под свое крыло все тот же «Гидрострой», построивший здесь сказочный городок.
использованы материалы https://www.sakhalin.info/news/78358/
Источник
Мост от тропиков к Камчатке. Сколько стоит жизнь на Курилах?
Премьер Мишустин подписал нацпрограмму развития Дальнего Востока. В ней обозначены создание новых рабочих мест, строительство новых аэропортов, развитие социальной инфраструктуры. А в конце лета Мишустин совершил большую поездку по Дальнему Востоку. До Курил он, правда, не доехал. Между тем, тамошний опыт может пригодиться в обустройстве страны.
… А теперь тут хочется жить
Журналист, телеведущий, писатель, почётный гражданин Архаринского района Амурской обл. Александр Ярошенко
Недавно я побывал на двух островах – Кунашире и Итурупе. Какова сегодня жизнь на этом краю российского края, куда десятилетиями народ заманивали исключительно надбавками, прибавками, льготами и квотами?
Ленин, асфальт и бассейн
Сахалинская область – единственный островной регион России. С самого большого острова, Сахалина, до более маленьких Курил можно добраться морем и по воздуху. Несколько лет назад на островах построили новые аэропорты, нафаршировав их навигационным оборудованием. Теперь сделанные в Канаде «бомбардье» садятся здесь практически в любую погоду. Билет с острова на остров и обратно стоит 11 тыс. руб. Лететь час, за который вам предложат полстакана сока.
Половина пути от аэропорта до райцентра – новый асфальт. Стоимость 1 км островной дорожной цивилизации – 100 млн руб.
«Вот здесь медведица месяца три сидела, её все водители прикармливали. Умная была, как человек», – водитель Анатолий, встречавший меня в аэропорту, буднично показывает рукой на обочину дороги. Курилы…
Южно-Курильск до октября 1947 г. назывался по-японски Фурукамаппу, сегодня это административный центр двух островов, Кунашира и Шикотана. Все улицы райцентра заасфальтированы. Аккуратные тротуары, весёлые краски детских площадок, золотая маковка храма. Перед зданием районной администрации высится каменный памятник Ильичу. На центральной площади посёлка уже три года высаживают цветы. Поставили лавочки в виде длинных такс, а посередине установили фигуру коровы.
– Раньше тут десятилетиями шипишка росла да целлофановые пакеты ветром бултыхало. А теперь сами видите, – говорят местные даже с некоторой гордостью.
Меня поселили в гостиницу морского порта. В кафе моя новая знакомая Аэлита кормит домашней едой.
– На все острова я одна Аэлита. Папа мой начитался Алексея Толстого и меня так назвал.
Аэлита всё лето работает без выходных за 70 тыс. в месяц, всеми силами гасит ипотеку и мечтает путешествовать. «Вы были в Париже?! Я тоже хочу. И на Кубу хочу слетать!» Пока же ей удалось побывать в Астрахани – взяла кредит и рванула. На мой вопрос: «Вы счастливая?» – ответила не раздумывая: «Да! У меня двое здоровых и красивых детей. Разве это не счастье?»
Острова преткновения
Между Россией и Японией много десятилетий нет официально заключённого мирного договора. Камнем преткновения стали острова Курильской гряды, которые после окончания Второй мировой войны отошли Советскому Союзу.
Но между островами и Японией уже больше 20 лет существует безвизовый туризм.
Десятки тысяч жителей РФ и японцев побывали в гостях друг у друга.
– Вначале это было настоящим цирком. У нас и сейчас сервиса нет, а в 90-е здесь слово «гостиница» даже не звучало. Грязь на улицах была такая, что в резиновые сапоги жижа затекала, – вспоминает редактор районной газеты Сергей Киселёв.
Кому принять японских туристов на ночлег, решала комиссия. Проверяли всё – от надворных туалетов до матрасов. Обязательным условием для приёма заморских гостей было наличие в доме электрических фонариков.
– В то время свет у нас отключали несколько раз в сутки. Ужас был, а не жизнь, – резюмирует Киселёв.
Тогда японцы от пребывания на острове, где главным строительным материалом был чёрный рубероид, испытывали культурный шок. Последние годы они в восторге от местного музея, уезжают домой с полными пакетами российского шоколада и бутылок с крымским вином. Наши кроме впечатлений везли с японского Хоккайдо овощи, фрукты, охлаждённое мясо, куриные яйца, витамины.
Кунашир и Хоккайдо отделяет 16-километровая полоска моря, а между ассортиментом японских и здешних магазинов – целый мировой океан.
– Там есть всё, а у нас зона рискованного земледелия и не менее рискованного животноводства, – сказала мне кунаширская продавщица Люба.
Японские туристы, несколько лет поночевав в домах гостеприимных кунаширцев с удобствами во дворе, решили построить здесь настоящую гостиницу. Вот так в Южно-Курильске появился Дом дружбы с латунной табличкой у входа: «В знак дружбы от японского народа».
– Остров Кунашир создан для туризма. У нас красивейшие, удобные для восхождения горы с вулканами. Здесь стык ареалов тайги и джунглей. Растения просто невиданные, даже бамбук растёт, – говорит Дмитрий Соков, учёный-ихтиолог.
«Плавки отжимать здесь»
Кунашир богат термальными источниками. Об их целебной силе здесь давно сложили легенды.
– Источники изучены. Они эффективны при заболеваниях кожи, больные псориазом после лечения часто входят в длительную ремиссию. Полезны наши воды и при заболевании костно-мышечной системы, – говорят доктора местной больницы.
С целебными до уникальности водами целая история. Дикая, как местная тайга с медведицами у обочины дорог. За 74 года на Кунашире максимум что сделали с источниками, это соорудили четыре ванночки, выложенные ржавым кафелем. Над ванночками шумят раскидистые сосны, в них макают свои лохмотья здешние туманы. Примитивная раздевалка, пластмассовое ведро, над которым висит объявление: «Плавки отжимать здесь».
Минеральные воды выходят на поверхность земли, затем по ржавым трубам и потрескавшимся шлангам подаются в ванночки, одновременно по таким же шлангам подземное лекарство из ёмкостей вытекает.
Вода, по уверениям докторов, меняется один раз в сутки. Люди лечатся сами, как пушкинский царь Дадон, переходят из одной ванночки в другую.
…Приезжая на новое место, я стараюсь побывать на кладбище, его состояние – честный срез нашей совести. Погост Южно-Курильска – как раскрытая ладонь жизни: он начинается с двух участков – японских и российских захоронений. Там, где похоронены граждане Страны восходящего солнца, идеальный порядок. Он весь покрыт ровным ковром травы. Редкие надгробные камни с лесенкой иероглифов. Аккуратная тропинка, как линия жизни, разделяет «последний сад» японских биографий.
Рядом, словно больной в горячке, разметались российские могилы. Ржавые оградки, рыжие от времени пирамидки, на скорую руку сваренные местными сварщиками. На них чёрные от дождей, давно не знавшие краски пятиконечные символы советского счастья. Трава выше пояса, всё неприбрано, брошено. В этом скорбном безмолвии – упрёк предательству живых.
«Здесь всё на виду»
Итуруп прибывает в большем порядке и лоске, чем соседний Кунашир. Здесь давно и успешно работает многоотраслевой холдинг «Гидрострой». Его создали лет 30 назад молодые мужики, бывшие военные. Они служили на острове, влюбились в Итуруп и приросли к нему пуповиной. Кроме основных «китов» – рыбалки, рыбопереработки и воспроизводства рыбы – холдинг занимается строительством и туризмом.
Бальнеолечение здесь тоже более цивилизованное. В 17 км от Курильска из подножия вулкана Баранского вытекает целебная речка, богатая серными водами. Купальни выложены красивым природным камнем, к ним ведёт удобная лестница. Рядом строится новый отель. Настоящий водно-оздоровительный комплекс построили недалеко от села Рейдово. Однако всё равно ещё не хватает гостиниц и качественной дальневосточной кухни. Мне предлагали узбекский плов. На Итурупе! Стандартный обед: салат, первое и второе – больше 600 руб. На треть дороже, чем в материковых райцентрах.
Пару лет назад на острова пришёл высокоскоростной интернет, тариф материковый.
– Вы не представляете, как мы тут раньше жили! Секретаря райкома до аэропорта везли на санях, которые тащил трактор! Дорог не было вообще. А сегодня асфальт лучше, чем в ваших мегаполисах, – говорила мне островитянка Ольга Кострова.
Островные магазины мало чем отличаются от материковых по ассортименту, но цены выше. Вялый арбуз – по 100 руб. за кг, помидоры – по цене мяса. В курильских магазинах часто можно нарваться на просрочку – товары завозят впрок. Они залеживаются, потом их втихаря толкают непритязательным покупателям.
– Даём за это по рукам! Наказываем, но всё равно жульничают, – сокрушается глава островной администрации Вадим Рокотов.
Тяжёлые льды Охотского моря каждый год на несколько месяцев отрезают острова от большой воды. Тогда единственной транспортной ниточкой остаются самолёты. До конца года на линию Сахалин – Курилы должны выйти два новых теплохода ледового класса, их с недели на неделю ждут в регионе. По прогнозам местных, с их приходом из магазинов уйдёт просрочка, логистика станет лучше и надёжней.
Местный ФОК поразил прекрасным бассейном, о котором мечтают во многих областных центрах материковой России. Народ плаванию и аквааэробике учит бывшая чемпионка Европы. Нормальной здесь называют зарплату в 100 тыс., те, у кого доход 150 тыс., говорят, что их жалованье хорошее.
Рыбаки говорят про хорошую заработную плату, заработав не меньше 1 млн за путину. Рыбообработчики, приезжающие сюда из разных регионов России, хорошей называют цифру вполовину меньшую.
Средняя курильская пенсия – 30 тыс. У отставных военных – 50 тыс. Многие мечтают с этой пенсией уехать на материк, в любых Ессентуках и Козельсках на эти деньги жить можно размеренно и спокойно.
Ирина и Анатолий Туровские живут на Итурупе больше 30 лет. Они преподаватели местной школы искусств, приехали на остров молодыми романтиками с Украины. Романтиками так и остались.
– Мы пока не можем представить своей жизни в другом месте. Самое дорогое здесь – люди. Жизнь на маленьком острове – особая история. Практически нет воровства, обмана и подлости. Здесь всё на виду, – говорят Туровские.
Недавно от Курильска до ближайшего села Китовое проложили пешеходную дорожку.
– Это наш Арбат. Я тут свои красивые платья иногда выгуливаю, – хохочет Ирина.
Мы возвращались по местному Арбату в Курильск поздним вечером. Вечерний Курильск издалека напоминает уснувшую Ялту. Редкие огни, чем-то похожий изгиб бухты, такой же чуть горчащий от соли воздух. Не хватало шумных цикад и южной, тягучей безмятежности…
Почём жизнь на Курилах? | |||
Говядина замороженная | 638 руб. за 1 кг | Свинина замороженная | 500 руб. за 1 кг |
Мандарины | 380 руб. за 1 кг | Яблоки | 290 руб. за 1 кг |
Помидоры | от 200 до 400 руб. за 1 кг | Огурцы тепличные | 170 руб. за 1 кг |
Масло растительное | 155 руб. за 1 л | Яйца | 125 руб. за десяток |
Молоко 2,5% жирности | 120 руб. за 1 л | Морковь | 110 руб. за 1 кг |
Арбузы | 90–100 руб. за 1 кг | Сахар | 95 руб. за 1 кг |
Картошка | 80 руб. за 1 кг | Лук | 80 руб. за 1 кг |
Хлеб | 50 руб. за батон 500 г | Кисломолочные продукты – дефицит (привозят не чаще одного раза в неделю) | |
Цены из магазина «Валентина» в г. Курильске. |
«Этот уникальный регион нужно осваивать по-особому»
Какие проблемы на Курилах ещё не решены? «АиФ» задал эти вопросы профессору Школы естественных наук Дальневосточного федерального университета Александру Абрамову.
Как удержать молодёжь
– В постсоветское время Курилы потеряли больше 20% своих постоянных жителей. Удалось ли остановить этот исход?
– Гражданское население островов стабилизировалось сегодня между 19 и 21 тыс. человек. В зависимости от ситуации на рынках и спроса на рабочие руки год от года оно то немного падает, то растёт. Но молодёжь уезжает учиться и обычно уже не возвращается.
– Почему? Ведь государство сегодня активно вкладывает в Курилы, не в пример 1990-м гг.
– Да, в 1994–2005 гг. первая федеральная целевая программа развития островов была профинансирована только на 18%. Сейчас действует уже третья программа, принятая в 2015 г. и рассчитанная до 2025 г. По ней в эти территории уже ежегодно вливается от 3,9 до 9,2 млрд руб. Инвестиции в основной капитал – модернизацию оборудования, зданий, транспорта – сегодня на Курильских островах одни из самых высоких на душу в России (см. инфографику). Они превышают даже те вложения, которые делаются в Москве. Но, во-первых, так происходит только в последние годы. Во-вторых, на мой взгляд, развитие островов и всего Дальнего Востока всё равно идёт однобоко. Государство нацелено на рост экономики, а люди в его планах лишь её дополнение. Инвестиции непосредственно в людей на Курилах сильно отстают и от столичных, и даже от региональных дальневосточных реалий.
Что я имею в виду? Средняя продолжительность жизни в Москве – 78 лет, а на Курилах – 70. Но на жильё, социальное обеспечение, лечение, обучение, досуг населения островов из бюджета выделяется сумма, которая не компенсирует трудности островной жизни.
Коренные жители уезжают с Курил, потому что хотят иметь те же возможности, что в других регионах страны. И так будет до тех пор, пока на островах не появится принципиально иная материальная, социальная, информационная среда, не сформируются принципиально иная экономика, транспортные схемы, ориентированные на разнообразные потребности жителей.
Поэтому, если мы хотим сохранить и даже увеличить население островов, то на первый план должно выйти развитие экономики для людей, инвестиции в семьи, где зарождается и формируется человеческий капитал. Нужно дополнить уже сформированные программы мерами по поддержке оседлости, ориентированными на тех, кто родился на Курилах, давно здесь живёт, отдал этим местам душу и сердце.
Кроме того, жители островов до последнего времени ощущали некоторую двойственность в позиции России по Южным Курилам: было непонятно, планируется их вернуть Японии или нет. Хорошо, что после недавнего принятия поправок в Конституцию, в которых есть положение о нерушимости границ, эта двойственность ушла.
Будем строить города?
– Есть ли необходимость создавать на Курилах новые поселения?
– Обязательно, если мы хотим сохранить и приумножить население, повысить отдачу экономики, более надёжно защитить восточные рубежи нашей страны. Курильская гряда – это естественная граница, отделяющая Россию от Тихого океана. Между ней и материком находится Охотское море – наш главный рыбный огород. Ещё один важнейший промысловый район – на юге архипелага, и там же глубоководные проходы в океан, которыми пользуются наши военные корабли. Чтобы бизнес и флот могли эффективно решать свои задачи, нужно иметь в районе островов современную инфраструктуру связи, навигации, управления, разведки, безопасности, снабжения, ремонта. Все эти системы должны быть обеспечены людьми, обладающими новыми высокотехнологичными навыками. Однако во всех сферах экономики и социалки на Курилах работают сейчас только 8 тыс. человек, и свободных людей нет, хотя можно переучивать тех, кто имеется.
Есть и временное население. Для людей, которые участвуют в рыбном промысле вахтовым методом, тоже важно создать современные условия жизни – в том числе в новых посёлках.
– В чём особенности федеральной программы социально-экономического развития Курил, которая действует сейчас?
– Предыдущие программы были нацелены на то, чтобы снизить остроту главных проблем. Были построены две геотермальные электростанции, модернизированы морские порты и аэропорты, улучшено сообщение с Сахалином и материком. Затем поставили цель перейти от компенсационной модели развития экономики к опережающему росту. В 2017 г. на Курилах учреждена территория опережающего развития, дающая инвесторам большие налоговые льготы. Крупнейшая из строек, которые уже начались, – модернизация рыбокомбината «Островной» на Шикотане.
– На островах есть не только рыба, но и золото, серебро. Перспективна ли их добыча?
– На Дальнем Востоке множество других месторождений драгоценных металлов, которые осваиваются активно. Однако это грязное производство. Не надо создавать его на Курилах. Пусть их природа сохранится нетронутой для будущих поколений.
Идти следует по другому пути, наращивая те экономические цепочки, первые звенья которых уже есть. На Курилах большие возможности для развития аквакультуры, биотехнологии, пищевой и фармацевтической промышленности. Это уникальный регион, который надо осваивать по-особому.
Источник