На месте моего дома хотят построить дорогу
Что делать, если ваш дом хотят снести ради новой дороги
Вот такие коттеджи сравняли с землёй ради новой дороги. Фото: Архив «КП»
Крым никогда не видел такого количества строек, как после воссоединения с Россией. Крымский мост, аэропорт в Симферополе, сеть новых дорог… В этом строительном ажиотаже никто не застрахован от неожиданной новости: «Ваш дом попадает под снос, землю изымаем для нужд государства». Как отстоять свои права? «Комсомолка» узнавала у юриста.
КОТТЕДЖИ — ПОД СНОС
К примеру, построили вы уютный коттедж для своей семьи, вложили деньги и душу. Оформили документы. А где-то далеко проектировщики решили, что лучше всего проложить новую трассу именно через ваш участок. Так и произошло с элитным микрорайоном в селе Совхозном под Симферополем.
Улицу начали застраивать лет 10 назад. В 2017-м там выросли новенькие просторные дома площадью от 100 квадратов, участки в 10-15 соток. И это все — под каток?!
Сравнять с землей решили 27 домов. Собственники были шокированы.
— Сначала было несколько вариантов прохождения трассы «Таврида». Мы указывали, что целесообразнее провести дорогу по другому участку, — рассказывает «Комсомолке» владелица одного из снесенных домов Елена Фокина (имя изменено. – Ред.). — Там было чистое поле и две улицы маленьких старых развалившихся домиков, во многих из них хозяева не жили. Но в итоге к нам не прислушались.
Эти старенькие дома сносить не стали. Фото: Архив «КП»
ПРОЦЕДУРОЙ НЕДОВОЛЬНЫ
Владельцы коттеджей в Совхозном в этой ситуации оказались меж двух огней. С одной стороны, есть строительство «ради всеобщего блага» — дорога, которую спроектировали и собираются прокладывать в рамках федеральной целевой программы развития региона. Выделены миллиарды из госбюджета, а за срыв сроков строительства ответственным лицам грозят серьезные штрафы. Естественно, представители власти сделают все, чтобы выкупить земли у владельцев как можно быстрее и как можно дешевле. Собственник же должен быть начеку и отстаивать свои интересы, которые защищены российским законодательством.
По словам Елены Фокиной, представители разных служб и ведомств постоянно общались с собственниками участков, но никто не мог толком объяснить, как будет проходить процедура изъятия в пользу государства, на что рассчитывать владельцам, когда начнется снос.
Элитный микрорайон не пожалели. Фото: Архив «КП»
— С 2017 года мы писали письма в органы власти, приходили формальные отписки, конкретных ответов никто не давал. Только весной 2018 года опубликовали распоряжение об изъятии — причем с ошибками. Многие объекты не были включены. Например, в документе значится участок, но не указан дом, который стоит на нем. Кадастровые номера были с ошибками. Нам приходилось вносить изменения во все документы. Процедура проходила отвратительно! Ошибок наделали чиновники, а головная боль была у собственников, — вспоминает Елена.
— Насыпь трассы у наших соседей приходилась ровно по границу участка, упиралась прямо в дом почти. Жить под трассой — не очень.Она отмечает, что владельцы некоторых соседних участков тоже хотели, чтобы их землю и дома забрали:
ПРИШЛОСЬ ВМЕШАТЬСЯ ГЛАВЕ РЕСПУБЛИКИ
Елена Фокина говорит, что поначалу недвижимость оценили примерно в 50% от рыночной стоимости.
— Мы сказали, что аналогичные объекты стоят дороже. Предоставили счета на материалы, сметы, сделали свою независимую оценку. Мы записали обращение к главе республики Сергею Аксенову — и только после его непосредственного вмешательства нам предоставили адекватных оценщиков, и цифра приблизилась к рыночной. До этого чиновники всех уровней нас игнорировали.
На то, чтобы приобрести новое жилье, собраться и выехать, жителям Совхозного дали месяц.
— Даже меньше получалось, ведь деньги мы получили не сразу, а после проверки со стороны казначейства. А когда перечислили компенсацию, то чиновники каждый день стали звонить: «Давайте, съезжайте!». Успели что-то купить, не успели — никого не волнует. Обмена не предлагали, сказали, что аналогичных участков и домов в госсобственности нет, — отмечает Елена.
Всего для строительства трассы «Таврида» в Крыму изымают более 1800 земельных участков. Уже в 2020 году дорогу должны сдать в эксплуатацию, а вопрос с выкупом до сих пор не решен, многие собственники еще не получили денег, хотя соглашения давно подписали.
— К сожалению, затянули ситуацию с выкупом паев у граждан. Однозначно, некачественно работали. Поступает много обращений от граждан, что с ними еще не рассчитались, — констатирует глава РК Сергей Аксенов. — До конца года этот вопрос должен быть решен. По справедливой, для всех одинаковой стоимости.
СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА
Согласно Закону Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК, у владельца со дня получения соглашения об изъятии и отчета об оценке есть всего 20 дней (!) на то, чтобы просмотреть документы и направить чиновникам свои мотивированные замечания. На 21 день органы исполнительной власти вправе обратиться в суд за принудительным изъятием.
Чтобы не попасть в авральную ситуацию и все успеть, необходимо заранее готовиться. Как только вы получили уведомление об изъятии или резервировании вашего имущества для последующего изъятия, начинайте приводить в порядок все документы. Если не понимаете, что надо делать — не медлите и проконсультируйтесь со специалистами.
Уточните рыночную стоимость, узнайте, какие у вас есть права. Определитесь, что вы хотите: денежную компенсацию или натуральный обмен. Если у вас изымают часть участка, подумайте, не приведет ли это к ухудшению ваших условий жизни. У вас коммерческая земля? Тогда обратите внимание на то, сможете ли вы реализовать свои проекты на оставшемся куске земли.
— Если хотя бы одно из условий соглашения вас не устраивает, нужно обращаться с мотивированными предложениями к органам исполнительной власти, осуществляющим изъятие, или подавать иск в суд, — говорит генеральный директор компании «Галапакс», юрист Антон Орловский.
Суд — это долго и хлопотно. Иногда целесообразнее рассмотреть не денежную компенсацию, а натуральный обмен. Особенно если изымаемый земельный участок с домом является единственным жильем. В силу ст.32 Жилищного кодекса РФ может быть предоставлено взамен изымаемого другое жилое помещение с учетом его стоимости. Можно произвести натуральный обмен и в случае изъятия любого другого имущества (статья 56.9 Земельного Кодекса РФ).
Дороги требуют жертв
Фото: Анастасия ЖУКОВА
— Да, бюрократические проволочки, согласование всех нюансов и тонкостей отнимет массу времени и нервов, но зато сохранит денежные средства. Важно! Если ваше имущество окажется дороже, чем то, что предоставляют, разницу в стоимости вам возместят. Здесь главное не продешевить и не просмотреть. Вам обязательно должны предоставить отчет об оценке на ваше и предоставляемое имущество. Разница в их стоимостях в виде денежной компенсации должна быть указана в соглашении об изъятии, — разъясняет юрист Антон Орловский.
Эксперт подчеркивает: не стоит переживать, если предоставляют имущество дороже изымаемого. Доплачивать не придется, так как законом это не предусмотрено. Зато в законе указано, что владельцу должны предоставить равнозначный объект – такой же площади, в таком же состоянии. И возмещать государству разницу в стоимости гражданин не обязан.
КСТАТИ
«Таврида» не единственная большая стройка, ради которой у крымчан забирают участки в госсобственность. Изымается земля для строительства дорог «Симферополь — Евпатория — Мирный», «Симферополь — Красноперекопск — Армянск — граница с Украиной». Масштабы там поменьше, но проблемы тоже возникают.
Так, «Комсомолка» недавно писала о проблемной ситуации в поселке Грэсовский: строители еще до заключения соглашения об изъятии вбили на участке местного предпринимателя гигантскую бетонную сваю — опору путепровода. Теперь строительная компания и собственник участка разбираются в суде. Ответ на вечный вопрос: «Кто виноват и что делать?» — ищут юристы обеих сторон почти год.
Судятся с государством и несколько семей, ранее проживавших в микрорайоне Цементная слободка в Керчи. Их дома попали в санитарную зону Крымского моста, и людей переселили в новые квартиры. Вот только с документами чиновники затянули: люди до сих пор не могут получить бумаги на новые квартиры и зарегистрированы в старых, которые давным-давно сравняли с землей.
ВАЖНО
Консультации для граждан, чьи участки попали под изъятие, проводит общественная приемная ООО «Институт «Шельф» (подрядчик, проектирующий дороги).
Телефон + 7(3652) 54-94-26.
Адрес: г. Симферополь, ул. Севастопольская, 45.
Открыто по будням с 10.00 до 12.00 и с 13.00 до 16.00.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
В Крыму подрядчик начал стройку на частной земле без разрешения
Собственник огородился забором и отстаивает права в суде (подробнее)
Аксенов: Хозяевам домов, попавших под снос из-за «Тавриды», заплатят больше, чем они имели
Власти уверяют, что ни один владелец не будет обижен (подробнее)
Землю под трассу «Таврида» выкупят до конца года
Меньше трети владельцев участков заключили соглашения (подробнее)
Источник
Проблемы строительства загородных дорог, или война за накатанный путь к любимому дому
Раз уж тему строительства дорог относят к одной из двух злополучных российских проблем, то и внимания она заслуживает более чем пристального. Особенно с этим будут согласны жители российской глубинки и обитатели многочисленных дачных поселков. Порою самым животрепещущим вопросом для них бывает следующий: кто должен строить дороги в их родном населенном пункте?
Развернутый ответ на него можно получить, обратившись к пункту 5 главе 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В нем ясно изложено, что строительство дорог общего пользования (также это касается остановок и других инженерных сооружений) в пределах населенного пункта – это прерогатива местной администрации. Причем выполняться она должна за счет средств местного бюджета. Совсем другое дело, если органы местного самоуправления всеми силами стараются отсрочить незабываемый момент, олицетворяющий завершение строительства. В таких случаях вполне можно получить судебное решение, превращающее рассказы о нехватке бюджетных средств в наивное оправдание. Но иногда для этого приходится хорошо постараться.
Жукучастник FORUMHOUSE
И вопрос о том, кто должен строить дороги в сельском поселении (не в СНТ или ДНП) — не вопрос: конечно же, администрация. Тут другой вопрос — сроки. В какие сроки и какие дороги должны быть построены администрацией сельского поселения.
Что делать для того, чтобы администрация вас услышала
Для того чтобы главы местных поселений не остались в стороне от вашей проблемы, связанной со строительством дороги общего пользования, помните: никогда не тратьте время на переписку с такими людьми. Получив первое уведомление о невозможности решить вопрос «по-хорошему», обращайтесь к служителям фемиды. Вот, что думает о решении этой проблемы наша форумчанка, обладающая приличным опытом в решении подобных вопросов.
tor28участник FORUMHOUSE
Я бы вообще послала их отписку в прокуратуру с жалобой. С ними переписываться – это терять время. Если будете все же писать им, то, конечно, на имя главы. Посылать обязательно заказным письмом с уведомлением. Чтобы быстрее получить новую отписку, можно продублировать мылом.
Итак, вот что мы имеем. Если на плане населенного пункта нанесены дороги, съезды и им подобные сооружения (например, мосты), то все они должны строиться, а также обслуживаться средствами и стараниями местной администрации. Конечно, никто не спорит с тем, что старания эти всегда очень сильно растянуты во времени.
Все вышесказанное в полной мере относится к дорогам, обеспечивающим непосредственный подъезд к участку. Их еще называют съездами с дорог общего пользования.
Но еще раз обратите внимание! Надеяться на какие-то действия со стороны администрации можно лишь в том случае, если дороги уже нанесены на общую планировку.
Если нет, то вот мнение, заслуживающее внимания.
Dozenучастник FORUMHOUSE
Когда администрация выделяла вам участки, она должна была заложить в проекте, где должны быть дороги. Надо с администрации «трясти», где должны быть дороги.
На данном этапе, в принципе, проблем возникнуть не должно. Тем более, что земельный участок с капитальными постройками или правом на их возведение должен быть обеспечен проездом к нему. Это сказано в статье 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
И это как раз тот случай, когда администрация с большой долей вероятности пойдет жителям навстречу. Если нет, то возможность обращения в прокуратуру еще никто не отменял.
Для тех, кто желает построить дорогу своими силами
Некоторые жители небольших поселков, которым надоело обивать пороги администрации, решаются на строительство дороги общего пользования своими силами. Практически всегда подобный шаг является экономически неоправданным.
tor28участник FORUMHOUSE
Построить дорогу с соблюдением всех норм и правил – очень дорогое удовольствие. А за самострой могут и к ответственности привлечь.
И впрямь, ну подумайте сами, ведь с чего начинается строительство? С разработки проекта, с создания проектно-сметной документации – с дальнейшим согласованием всех документов в государственных инстанциях различного уровня. И это всего лишь перечень «бумажных» работ, предшествующих трудоемкому строительству. А что вас может ожидать после окончания всех этих хлопот? Не всегда это может оказаться чем-то хорошим. Например, ответственность за любой несчастный случай, произошедший на этой дороге, может запросто лечь на плечи самих строителей. Даже одного этого факта многим читателям будет достаточно для того, чтобы всерьез задуматься о целесообразности подобной затеи.
Делаем вывод: каким бы трудолюбием не располагали вы и ваши единомышленники, правильнее всего будет заставить органы местного самоуправления выполнять свои прямые обязанности по обеспечению поселения качественными и надежными дорогами.
Для того чтобы собственный успех в борьбе с бюрократическими препонами не вызывал у вас сомнений, почитайте статью 15 Федерального закона Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ. В ней говорится о том, что бездействие должностных лиц, ответственных за деятельность в области строительства и эксплуатации автомобильных дорог, в наши дни может сурово караться законом.
Для тех, кто, несмотря ни на что, решился строить дорогу к дому своими руками, на нашем сайте найдется подходящая статья. Если кто-то желает «померяться силами» с представителями местной администрации, то ему будет полезно посетить раздел, посвященный нормативным актам и показательным судебным решениям, которые касаются дорожного строительства. А принять участие в рассуждениях на тему «Кто должен прокладывать дороги?» вы можете в соответствующем разделе. Для всех желающих принять участие в не менее интересных обсуждениях, посвященных представленной тематике, у нас открыт раздел «Практика борьбы с бездорожьем».
Источник
Как остановить строительство дороги — Правовед.RU
Здравствуйте, Ольга! Вы, к сожалению, не указали, какая это дорога, потому что дороги бывают разные и раличаются по категориям. Однако, расположение дороги независимо от того, начато ли строительство, должно соответствовать тербованиям закона.
Согласно Свода правил СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги.
4.10 При проектировании вновь строящихся автомобильных дорог категорий I-III их трассу прокладывают в обход населенных пунктов. В случаях, когда по технико-экономическим расчетам установлена целесообразность проложить трассу дороги категорий II-III через населенный пункт в целях обеспечения в дальнейшем ее реконструкции, принимают расстояние от бровки земляного полотна до линии застройки населенного пункта в соответствии с генеральным планом населенных пунктов, но не менее 200 м. При невозможности обеспечить данное требование категорию дороги в пределах населенного пункта и ее расчетные параметры назначают в соответствии с требованиями СП 42.13330. На дорогах категорий I и II, проектируемых на расстоянии менее 50 м от жилой застройки, должны быть предусмотрены защитные экраны на длину жилой застройки населенного пункта.
Жилые зоны не должны пересекаться дорогами I, II и III категорий, а также дорогами, предназначенными для движения сельскохозяйственных машин.
Это касается автомагистралей, дорог областного значения, подъездов к населённым пунктам.
Согласно ч.2 ст. 26 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 N 257-ФЗ
2. В зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается в размере:
1) семидесяти пяти метров — для автомобильных дорог первой и второй категорий;
2) пятидесяти метров — для автомобильных дорог третьей и четвертой категорий;
3) двадцати пяти метров — для автомобильных дорог пятой категории;
4) ста метров — для подъездных дорог, соединяющих административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации, города федерального значения с другими населенными пунктами, а также для участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, построенных для объездов городов с численностью населения до двухсот пятидесяти тысяч человек;
5) ста пятидесяти метров — для участков автомобильных дорог, построенных для объездов городов с численностью населения свыше двухсот пятидесяти тысяч человек.
Если планируется дорога областного или районного значения, дорога местного значения, подъездная дорога общей сети — здесь требования немного другие.
При проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым иобщественным зданиям, в том числе со встроенно-пристроеннымипомещениями, и доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников влюбую квартиру или помещение.
Расстояние от края проезда до стены здания, как правило, следует принимать 5-8 м для зданий до 10 этажей включ. и 8-10 м для зданий свыше 10 этажей.
Насчёт расселения домов — вопрос сложный. Для этого дом должен быть признан непригодным для проживания. Критерии непригодности установлены Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 28.02.2018) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Полагаю, что Вам следует (если Вы ещё этого не сделали) обратиться в прокуратуру на предмет проверки соблюдения требований законодательства при строительстве дороги.
Если ответ будет отрицательным — в межведомственную комиссию в соответствии с вышеуказанным Постановлением для оценки воздействия дороги на условия проживания. Но это будет возможно уже тогда, когда дорога будет действовать и другие меры не принесут результата.
Источник