Пашков дом кто построил

Московские легенды. Дом Пашкова

Пашков дом находится в самом центре Москвы, на Ваганьковском холме, напротив московского Кремля. Стоящий высоко, вровень с Боровицким холмом и Кремлем, дом имеет своего рода мифологию: в соответствии с ней он является как бы архитектурным архетипом независимости, фронды и дворянской вольности, противостоящим Кремлю.

Здание это было построено в 1784–87 гг. для преуспевающего торговца землей и недвижимостью Петра Егоровича Пашкова, бывшего капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка, дворянина не очень знатного происхождения. Его отец был денщиком Петра Великого.

Предположительно его архитектором считают крупнейшего русского зодчего В.И. Баженова. Первоначальный цвет стен здания, согласно некоторым источникам, был оранжевый.

Существует старая легенда, что дом построен задом наперед. Фасад, обращенный к Кремлю, это задний фасад дома, а вход в него – с другой стороны, со Старо-Ваганьковского переулка. Легенда гласит, что Баженов, обиженный на Екатерину Вторую, которая в 1785 году повелела прекратить баженовские работы в Царицыно, построил дом таким образом, чтобы он задом смотрел на Кремль и его обитателей.

Но всё это очень маловероятно. Прежде всего потому, что в 1785-ом году дом уже вовсю строился, то есть, спроектировано здание было раньше, чем Екатерина нанесла обиду великому зодчему.

«Не знаю, носил ли он в народе особую кличку, но дети прозвали его волшебным замком — писал П.А. Вяземский. — На горе, красивый и величавый, с бельведером, с садом на улицу, а в саду фонтаны, пруды, лебеди, павлины и заморские птицы; по праздникам играл в саду домашний оркестр. Как, бывало, ни идешь мимо дома, так и прильнешь к железной решетке; глазеешь и любуешься; и всегда решетка унизана детьми и простым народом».

Начало изменений баженовского облика здания было положено императором Павлом: по его приказанию с купола была снята венчавшая его статуя Минервы (или Марса), служившая символом побед царствования его матери.

В 1812 г. дом был уничтожен пожаром, а затем восстановлен. Архитекторы пытались восстановить дом по изображениям XVIII в. таким, каким он был создан изначально, однако детали оформления стали другими или вообще не были восстановлены.

Пашковы владели домом до 1831-го года. Кто владел домом следующие восемь лет, неизвестно, но кто-то владел точно, не мог же такой дворец стоять без хозяина. А в 1839-ом году Пашков дом был выкуплен казной.

Первоначально здесь был открыт Дворянский институт при императоре Николае I. Потом, в 1852-ом году здесь разместилась Четвертая мужская московская гимназия. Но надо сказать, что для гимназии это здание уж слишком роскошно.

И в 1863-ем году, уже в царствование государя Александра Николаевича, в этом здании открылась Румянцевская библиотека, и Румянцевский музей. Николай Петрович Румянцев, сын Петра Румянцева-Задунайского, фаворита Екатерины Второй, генерал-фельдмаршала, был страстным коллекционером и чего только не собирал.

У него были коллекции по нумизматике, этнографии, минералогические, предметы искусства, кроме того у него была богатая библиотека. Со временем Румянцев делает свой музей общедоступным, и библиотеку тоже. В 1863-ем году сюда начали приходить люди.

Император Александр II очень это поощрял, и даже подарил музею знаменитую картину А.А. Иванова «Явление Христа народу», которая когда-то демонстрировалась именно здесь, и для которой был оборудован специальный «Ивановский зал».

Кроме того, император высочайше повелел, чтобы экземпляр каждой изданной в России книги обязательно доставлялся в Румянцевскую библиотеку. Так началось формирование того уникального книгохранилища, которое при СССР носило название «Библиотека имени Ленина», а сейчас называется «Российская государственная библиотека».

Ну и закончим, конечно, Булгаковым. «На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев».

Далее, как мы помним, главные герои покидают этот искаженный мир со всеми его смещенными понятиями, и перемещаются в мир правильный, в котором добро и зло не противодействуют, а сотрудничают.

Другие московские легенды:

Голосов овраг
Подземелья в Коломенском
Меншикова башня
Усадьба колдуна Брюса «Глинки»
Дом колдуна Брюса
Сухарева башня
Дом Пашкова
Дом Стахеева

Источник

История Пашкова дома

Тайна создателя

С полной уверенностью нельзя сказать, кто же построил настоящий дворец для разбогатевшего сына денщика Петра I. Петр Пашков, как считает большинство искусствоведов, поручил строительство дома Василию Баженову, однако никаких документальных свидетельств этому нет. Судьба Баженова как архитектора была вообще довольно странной: Василий Иванович попал в немилость к императрице Екатерине Великой, которая каждый раз без объяснения причин отстраняла его от строительства. Вероятно, именно поэтому Пашков нанял Баженова тайно, несмотря на запрет императрицы. Так на Ваганьковском холме в непосредственной близости от Кремля вырос великолепный дворец, получивший название в честь своего первого хозяина. Кстати, существует даже и такая версия, что Баженов из-за обид на Екатерину повернул дом задом к Кремлю.

1.jpg

Пашков дом, картина XIX века. (wikipedia.org)

Пашков дом, кстати, стал первым светским зданием в Москве, из окон которого можно было смотреть на постройки Кремля не снизу вверх. Немецкий путешественник Иоганн Рихтер в своих мемуарах со вкусом описывал владение: «Внизу два каменных бассейна с фонтанами в средине. От улицы дом отделяется решеткою чудного узора. Сад, как и пруд, кишит иноземными редкими птицами. Китайские гуси, разных пород попугаи, белые и пестрые павлины находятся здесь на свободе или висят в дорогих клетках. Эти редкости вместе с общей красотой этого дома привлекают сюда по воскресеньям и праздничным дням многочисленные толпы народа».

1.1.jpg

План дома Пашкова. (wikipedia.org)

Перед фасадом на Моховой Пашков разбил сад с террасными лестницами, скульптурой, фонтанами, спускавшимися к набережной. Также при Пашкове бельведер дворца был украшен статуей Марса, а на центральном портике был расположен герб семьи. У горожан дом вызывал неподдельное удивление: до сих пор дом Пашкова считается одним из самых красивых зданий Москвы.

Читайте также:  Как построить трехэтажный дом в симс 4

2.jpg

Пашков дом. Ж. Делабарт. Литография, XVIII в. (wikipedia.org)

После пожара

Дом Пашкова очень сильно пострадал во время нашествия Наполеона: полностью сгорел деревянный бельведер и галереи. С 1815 по 1818 год прежний облик дома восстанавливал известный архитектор Осип Бове. В 1839 году наследники Пашкова разорились, тогда казна выкупила у них дом для Университетского дворянского института, в с 1853 года тут размещалась московская 4-я гимназия.

4.jpg

Пашков дом. (wikipedia.org)

В 1831 году в Петербурге был создан музей на основе коллекций и библиотеки графа Румянцева. Однако из-за того, что государство не оказывало ему достаточной материальной поддержки, в скором времени появилась идея о переносе музея в Москву. И вот в мае 1862 года в Доме Пашкова распахнули двери Московский публичный и Румянцевский музеи. В этом же году здесь начала работу и Румянцевская публичная библиотека, одним из читателей которой в течение сорока лет был Лев Толстой. В честь такого торжества императорская семья подарила музею настоящую драгоценность — «Явление Христа народу» Александра Иванова.

Библиотека

5.png

Румянцевский музей. (wikipedia.org)

После революции коллекции музея были разделены между российским музеям, в здании же осталась только публичная библиотека, открытая в 1862 году — будущая Государственная Российская библиотека. Она не только получала обязательный экземпляр всех печатавшихся книг, но и хранила запрещенные цензурой издания.

6.jpg

Пашков дом. (wikipedia.org)

Руководство СССР в доме Пашкова разместило отдел редких рукописей Публичной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, открывшийся в 1921 году. До сих пор это здание используется в тех же целях: сегодня дом Пашкова входит в комплекс зданий Российской государственной библиотеки. В настоящее время в нем расположены нотно-музыкальный отдел и отдел рукописей.

Источник

Дом Пашкова в Москве

Дом Пашкова, изящнейший памятник классицизма, построенный на Ваганьковском холме с видом на Кремль, без сомнения, одно из самых красивых зданий Москвы.

Загадки дома Пашкова

Многое, связанное с этим зданием, где сегодня располагаются научные отделы Российской государственной библиотеки, покрыто флером таинственности. Хотя бы тот факт, что во всех путеводителях автором этого великолепного особняка, построенного в 1784–1786 годах, указан архитектор Василий Баженов, а никаких документальных свидетельств этому нет. Не зря именно на крышу Пашкова дома отправил Булгаков своего Воланда.

Итог споров вокруг особняка в свое время так охарактеризовал И.Э. Грабарь: «Пашков дом – одна из тех замечательных удач, которые даются не сразу и не одному мастеру, а являются результатом комбинированных творческих усилий нескольких, иногда многих мастеров… Никто не знает единственного автора Пашкова дома!» Возможно, Василия Баженова могли пригласить строить особняк в ту пору, когда великий зодчий был в опале (из-за неудачи со строительством Царицынского дворца, который забраковала императрица Екатерина), и его участие не предавалось огласке.

Да и по поводу истории самого Ваганьковского холма есть различные сведения: и что он был святым местом древних славян, и что использовался для захоронений (во дворе дома Пашкова дома сотрудники Ленинской библиотеки порой наталкивались на чьи-то древние останки), в XV веке здесь был дворец Софьи Витовтовны, жены Василия I. Потом местом заинтересовался Иван Грозный, построив неподалеку Опричный дворец. Есть мнение, что под холмом существует целая цепь галерей, ведущих в подземную древнюю Москву, где, согласно преданиям, спрятана библиотека Ивана Грозного. В петровскую эпоху на Ваганьковском холме появляется один из дворцов князя Меншикова.

А в 1783 году московский генерал-губернатор Чернышов передал участок на Ваганьковском холме и стоявший там дом в вечное и потомственное владение Петру Пашкову. Последний – фигура прелюбопытнейшая, хоть и мало изученная. Петр Егорович Пашков служил в Семеновском полку и, дослужившись до капитан-поручика, вышел в отставку. Его отец, бывший денщик Петра I, отойдя в итоге дворцовых интриг от дел, уже при Екатерине I был выслан из Москвы и стал сначала воронежским вице-губернатором, потом астраханским губернатором, но реально губерниями не управлял. Хотя и сколотил большое состояние, которое и оставил своему сыну. Петр капитал многократно увеличил, став винным откупщиком. Его называли «первый российский водочный король». Вот этот «король» и возвел один из самых роскошных в Москве дворцов с парком, фонтанами, скульптурами и павлинами.

Правда, через какое-то время Петр Пашков запутался в долгах (вызванных махинациями вокруг поставок водки) и передал свой особняк вместе с долгами двоюродному брату Александру Ильичу Пашкову. Новый хозяин быстро поправил дела выгодной женитьбой на наследнице медных рудников и нескольких уральских заводов. По прихоти жены Александр Ильич построил рядом на Моховой новый «дом Пашкова» – усадьбу для балов и театральных представлений, которую ныне занимает Аудиторный корпус Московского университета, а ее флигель – университетская церковь.

В 1812 году во время страшного московского пожара дом сильно пострадал, а главное, сгорел архив Пашкова (где, в частности, содержались сведения о строительстве здания). Восстанавливал дом уже Осип Бове и другие архитекторы.

Значительную часть средств, хотя здание было частным, выделила на его восстановление казна, так как дом был уже лицом столицы. Поэт Михаил Веневитинов назвал его «самым изящнейшим зданием во всей России». В 1839 году городская казна приобрела дом у обедневших наследников Пашкова. В нем разместили сначала Дворянский институт, а затем городскую гимназию.

Московский публичный и Румянцевский музеи

В мае 1862 года в Доме Пашкова обосновались Московский публичный и Румянцевский музеумы. В основу их легли собрание Московского университета, переехавшая из Санкт-Петербурга коллекция и библиотека графа Николая Румянцева. Московский публичный и Румянцевский музеи включали в себя, кроме библиотеки, отделения рукописей, редких книг, христианских и русских древностей, отделения изящных искусств, этнографическое, нумизматическое, археологическое, минералогическое.

Императорская семья преподнесла в дар музею часть своих личных библиотек, произведения декоративно-прикладного искусства и живописи, в том числе и картину «Явление Христа народу» Александра Иванова.

В 1870 году тогдашний директор музеев Василий Дашков, обеспокоенный плачевным состоянием здания музея, сообщал министру народного просвещения, что выделенных денег не хватает и он «вынужден был по недостатку каких-либо денежных средств обратиться к частному содействию в лице купца А. Захарова». На деньги мецената отремонтировали фасады Пашкова дома и построили казармы для служителей, помещения для канцелярии и квартиры смотрителя музеев. В 1925–1927 годах реставрацию Пашкова дома проводили несколько архитекторов, в том числе и Алексей Щусев.

Читайте также:  Как построить дом в revit

Пашков дом в советское время

В 30-е годы в связи с расширением Моховой улицы снесли ограду и вырубили сад, а Виталий Долганов (автор смотровой площадки на Воробьевых горах) соорудил монументальную лестницу, спускающуюся к Моховой. Вместо герба Пашкова, украшавшего здание, появились серп и молот. Внутренняя планировка из-за многочисленных ремонтов менялась еще радикальнее.

В 1986 году чуть не случилась катастрофа: в результате строительства станции метро «Боровицкая» осел фундамент и треснули перекрытия. Реставрация, начавшаяся практически сразу, затянулась и остановилась в середине 90-х из-за отсутствия финансирования. Дом оказался на грани разрушения. Только в 2003 году были наконец найдены средства, и четыре года спустя Российская государственная библиотека получила символический ключ от Дома Пашкова. Сегодня в Доме Пашкова работает три библиотечных отдела: научно-исследовательский отдел рукописей, отдел нотных изданий и звукозаписей, отдел картографии. А в парадном зале (культурно-выставочный центр) регулярно проходят международные конференции, вернисажи, презентации книг, церемонии вручения литературных премий.

Источник

Дом Пашкова. Быль, легенды и мифы

Это одна из визитных карточек Москвы. Величественное здание, возвышающееся на Ваганьковском холме, на пересечении Моховой улицы и Знаменки, известно каждому москвичу. Те, кто никогда не был в столице, наверняка не однажды видели его на фото.  
     
       
            (Фото отсюда)

Считается, что с бельведера этого здания, которое было когда-то одним из самых высоких домов  центра Москвы, герои романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд и Азазелло смотрели на город и прощались с ним, перед тем, как покинуть его навсегда.
Булгаков не случайно поместил Воланда на крышу Пашкова дома. В романе он представляется специалистом, приехавшим разобрать рукописи чернокнижника Герберта, хранящиеся в Государственной библиотеке. По легенде Герберт Аврилакский, будущий папа Сильвестр II выиграл папство в кости с самим дьяволом. Он был большим специалистом по чёрной магии и, умирая, попросил разрубить тело на части, чтобы оно не досталось дьяволу. А, возможно, дьявол сам разорвал его.

Когда-то тут, на Ваганьковском холме, было языческое капище. Позже, по мнению некоторых исследователей, здесь не только были построены тайные подземные убежища, в которых хранилась на случай пожаров казна московских Великих князей и где пытали и убивали противников царя, но и находился вход в легендарную подземную Москву.
Первый раз на эти галереи наткнулись ещё при сооружении одной из станций метро первой ветки метрополитена — «Библиотека им. В.И. Ленина», но, к сожалению, раскопать его археологам не дали.  Известный археолог Стеллецкий, в 30-е годы обследовавший Ваганьковский холм, обнаружил множество пустот – погребов, ходов, подвалов. В одном из подземелий были обнаружены таинственные ступени. Однако обследовать подземелья не удалось — ступени обвалились и раскопки, под угрозой обвала, были прекращены. Вход был спешно зацементирован.

Говорят, что под домом Пашкова проходили подземные ходы в Замоскворечье, к Храму Христа Спасителя и в Кремль. Ход спускается в колодец, затопленный водой. Считалось, что знающий человек, нажимал на специальный камень, и вода освобождала дорогу. Именно на этот подземный ход наткнулись метростроевцы. Многие из них жаловались, что их руки были запачканы зловонной красной грязью, а по ночам мучали кошмары. Возможно, поэтому тайный ход остался необследованным. Высказывались версии, что здесь были застенки Ивана IV, что это вход в подземную Москву, что здесь была устроена водонапорная башня, питавшая фонтаны Пашкова дома. А возможно, именно здесь скрыта таинственная либерия Ивана IV. Но узнать это невозможно из-за страшного заклятья, наложенного еще Софьей Палеолог. Страшная кара настигала всех, кто приближался к разгадке библиотеки. Считается, что искали библиотеку и Борис Годунов и Лжедмитрий I и сестра Петра Софья, и Анна Иоановна и многие современные охотники за кладами…

Позже под зданием Пашкова дома  приборы выявили странную аномалию и обнаружили уникальный археологический объект — выложенный белым камнем колодец диаметром 8 метров и глубиной около 25-30 метров, по стенам которого виднелись остатки винтовой лестницы.  Это уникальное подземное сооружение скорее всего представляет собой вход в подземные системы древней Москвы. Занялись им только в 1970-х годах. Казалось, что ещё немного — и исследователи доберутся до дна таинственного колодца, от которого во все стороны расходятся подземные галереи, одна из которых может стать началом новых открытий. Но… работы по расчистке были прерваны, и тайна колодца так и не была раскрыта.

Когда храм Христа Спасителя был взорван и на его месте заложили котлован для фундамента Дворца Советов, то обнаружились вскрытые земляными работами древние подземные ходы. Они вели от храма до Кремля, в них нашли несколько прикованных к стенам истлевших скелетов.
Ещё один подземный ход, ведущий от храма Христа Спасителя на противоположную сторону Москвы-реки, нашли трое ребят. И не только нашли, но и прошли этим ходом под рекой. К сожалению, оба хода были поспешно зацементированы.
В середине 1980-х директор Библиотеки Ленина очень хотел найти легендарную библиотеку Ивана Грозного. Собственно, сейчас описано около 60 точек в Москве и в других русских городах, где, по мнению энтузиастов, может находиться тайник с драгоценными книгами. Решили произвести раскопки в усадебной церкви Николая Чудотворца. Археологи обнаружили основание церкви XVI века, но никаких следов хранения древней библиотеки найдено не было.

В далёкую древность, с 1446 года в районе против Кремля за нынешним домом Пашкова и зданием библиотеки им. Ленина находилось поселение ваганов или «Старое Ваганьково», сохранившееся в названии современного Староваганьковского переулка. Согласно самой распространённой версии там жили дворцовые скоморохи и шуты, которые смешили и потешали московского государя и его приближенных бояр — ваганили.
Другая версия объясняет смысл и происхождение этого слова от «ваганного» денежного налога, в старину взимаемого за взвешивание товара. Он входил в перечень прочих пошлин, от которых правительство иногда освобождало торговцев, предоставляя им различные льготы. И само место, где собирался этот налог, также называлось «ваганцем». Такая ваганная пошлина могла взиматься с купцов близ кремлёвского Боровицкого холма, в районе Старого Ваганькова, где проходила дорога из Новгорода на Оку.

Читайте также:  Построить дом город сочи

Любопытно, что задний фасад Дома Пашкова смотрит на Кремль, а парадный вход на Староваганьковский переулок позади. Имя Пашкова ни о чём не говорит большинству. Единственное, что обессмертило его имя, так это домом. По заказу отставного офицера Петра Егоровича Пашкова в 80-х годах 18 века был выстроен этот сказочный особняк. Большинство историков считает, что архитектором, построившим здание, был знаменитый зодчий В.И. Баженов. Однако документов, подтверждающих этот факт, не сохранилось. Против этой версии говорит тот факт, что Баженов к тому времени был в опале, и строить по его проектам было запрещено. Но есть и другие соображения, косвенно указывающие на то, что всё же это был его проект.

В доме Пашкова есть ещё одна интересная особенность: внутри дом кажется просторнее, чем снаружи. Эту особенность использовал Булгаков описывая бал у Сатаны. Но интересно то, что не сохранилось описаний внутреннего убранства дома. Это так же породило немало слухов.
Как так случилось, что какой-то отставной офицер построил столь роскошный дворец почти у стен Кремля? А дело в том, что его отец был денщиком у Петра I, обладал большими связями. Как пишет Википедия, «капитан-поручик лейб-гвардии Семёновского полка, богатый московский откупщик («первый русский водочный король»), представитель дворянского рода Пашковых.
Биографические сведения о строителе Пашкова дома скудны. Родился в семье Е. И. Пашкова, разбогатевшего в петровское время на преследовании князей Гагарина и Кольцова-Мосальского. С малых лет был записан в гвардию, при Елизавете Петровне нёс военную службу. После выхода в отставку занялся винными откупами, на которых сколотил колоссальное состояние, однако сам же его довольно быстро и прожил».
В Москве Пашкова не любили, считали сутягой, человеком, лишённым всякого благородства, как теперь принято говорить — нерукопожатным.

В 1812 году дом полностью внутри выгорел. В 1813-ом его восстановлением занимался Бовэ.

Подвал использовался для хозяйственных нужд. В советское время до недавних пор здесь была курилка.

Широко бытует легенда, согласно которой в 1818 году во время посещения Москвы прусским королём Фридрихом Вильгельмом III с сыновьями он попросил показать лучшую панораму Москвы. Тогда короля и повели на бельведер пашковского дома. Выйдя на балкон и увидев сожжённый город, лежавший на пепелище, король опустился на колени, велев сделать то же самое сыновьям, и воскликнул: «Вот она, наша спасительница!». Этим жестом он благодарил Москву за спасение Европы от Наполеона. Там же он поклялся никогда не воевать с Россией. В память об императорском поклоне в чугунную ограду дома была вмурована корона. Сам же балкон получил именование «балкон трёх императоров». Трёх, потому что оба королевских сына со временем тоже взошли на престол: король Фридрих Вильгельм IV и император Вильгельм I. Этот сюжет стал основой картины, написанной художником Матвеевым много позже – в 1896 году. Но, опять же, эта легенда не имеет достоверного подтверждения.

В 30-х годах 19 века дом был выкуплен казной под дворянский институт. Затем некоторое время здесь находилась гимназия.
Новая эпоха в истории Пашкова дома началась в 1861 году с основанием «Московского публичного и Румянцевского музеев». Румянцевский музей был переведён сюда из Петербурга, а собрания Московского университета стали основой Московского публичного музея. В июле 1862 года в состав музея вошла Румянцевская публичная библиотека. Коллекция Румянцева насчитывала около 28 тысяч книг, 710 рукописей, более тысячи карт. 14 января 1863 года в Пашковом доме открылся первый читальный зал на двадцать мест. Книжный фонд и собрания музеев с тех пор постоянно росли, увеличивались и площади, занятые библиотекой. Расширялся читальный зал – сначала до трёхсот, а потом до пятисот мест.
С 1924 года здесь была создана Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина. Ныне это Российская Государственная библиотека – одна из крупнейших в мире, хранящая коллекцию книжных сокровищ со всего света.

Во время Великой Отечественной девочки из команды МПВО, которые несли дежурство на крыше дома Пашкова, по неполным данным, погасили более 200 зажигательных бомб. На крыше нового здания основного книгохранилища стояла зенитная установка. Сберегли фонд и строители, что успели к началу войны построить 18-ярусное книгохранилище из железа и бетона на 20 млн. единиц хранения, и сотрудники Ленинки, которые перенесли на руках (не успели внедрить запланированную механизацию) весь фонд и все каталоги из пожароопасного Пашкова дома в новое хранилище.
Наиболее ценные фонды в 41-ом были вывезены. Эвакуировано было из Ленинки около 700 тыс. единиц (редкие и особо ценные издания, рукописи). В дальнюю дорогу — сначала под Нижний Новгород, потом в Пермь (тогда г. Молотов) отобранные, упакованные книги и рукописи сопровождала группа сотрудников ГБЛ. Все ценности были сохранены, в 1944 г. реэвакуированы и встали на полки хранилищ Библиотеки. (Отсюда)

В 1988г. из-за аварийного состояния здания все отделы библиотеки из него выехали. 12 лет здание дома Пашкова пустовало, пока в 2000г. не началась его реконструкция, которая длилась семь лет. Рассказывают, что в 90-ых были желающие из лихих ребятишек приобрести этот дом и сделать из него торговый центр. Давление было сильным, но дом всё же отстояли.

           

Источник