Петр первый построил баню

Русская баня при Петре I

Русская баня при Петре I

Как известно великий русский правитель Петр I вошел в историю, славясь своими новаторскими заслугами. А так же проявлял большое уважение к русской бане, и сам охотно парился. Одним из выдающихся проектов царя, стал город Санкт-Петербург, это был первый город в царской России построенный согласно европейским стандартам. Особое место в возведении города отдавалось парным. По приказанию царя баню в Петербурге мог построить каждый, единственным условием было, что бы она стояла подальше от жилых домов, и по возможности построена из камня. И еще, построение парной не облагалось налогами. Про время правления Петра І сохранилось много письменных свидетельств, описанных как в литературных произведениях, так и в документах.

До наших дней дошел рассказ современника Петра, в котором он описывает пребывания русского царя с войском гренадеров в столице Франции, Париже. Петр I выдал указ, построить на берегу Сены бани, что бы укрепить здоровье солдат. После чего, парижане со страхом и удивлением наблюдали, как голые русские мужики выбегали из парной, и гурьбой бросались в ледяную воду Сены. При этом громко смеются и рассказывают анекдоты. Как-то всю эту картину пришлось наблюдать Вертону, королевскому гофмейстеру. Испугавшись за здоровье солдат, он поспешил сообщить Петру о неразумном поведении мужчин. Ведь прибегая к таким зверским развлечениям, они могут простудиться, и даже умереть. На что царь с улыбкой заверил Вертона, что данная процедура не только не вредна, а и способна укрепить здоровье. После чего недоумевающий королевский гофмейстер, решил, что русский народ, все же понять не возможно.

Также Петр Великий, кроме построения бань, увлекался, еще одним, модным на то время занятием, лечением природными водами. Во времена его правления, это было очень распространенным, и многие представители интеллигенции и среднего сословия, выезжали за территорию матушки России, на лечения водами. Русские классики часто описывали данное увлечения в своих произведениях. Сам Петр I, в свое время, бывал в Пирмонте, Карлсбаде, Баден-Бадене. И по возвращению, велел найти подобные лечебные источники и на территории родной страны. Так были обнаружены железистые «марциальные» источники возле города Олонца, в Карелии. Там же была открыта одна из первых лечебниц, и издана брошюра, которая сохранилась и до наших дней. В этой брошюре были описаны правила использования вод: «Правила дохтурские, как при оных водах поступать».

Еще при дворе Петра жил Берхольц, камер-юнкер. Которому, как чужеземцу, было весьма интересно опробовать на себе, то диковинное удовольствие, именуемое русской баней. Впоследствии камер-юнкер, удовлетворил свое любопытство, и в сопровождении опытного банщика посетил баню. Позже он в своих записях в дневнике, отмечал полезность банных процедур для организма, и что нужно позволять себе такое удовольствие чаще. Так же описывал целительные свойства массажа веником, под воздействием которого кожа распаривается сильнее, что усиливает полезный эффект бани. Но основным плюсом русской парильни Берхольц считал ощущения испытываемые после нее. «Как бы вновь рожденный» писал он в своем дневнике. И отмечал, что русский народ потому имеет сильный дух, потому что регулярно парится в банях.

Начатое Петром Великим, построение русских бань по всех территории России, продолжило свое развитие и в дальнейшем. Во времена правления Елизаветы Петровны, врачевал при дворе лекарь с Испании Антонио Ну-ньес Риберо Санчес. Этот врач впоследствии выдал книгу о пользе российских бань. Она увидела свет в 1774 году в Париже, где ее автор проживал последние годы своей жизни. В этой книге Антонио подчеркивает лечебный эффект полученный именно от русской бани. При этом русская парная сравнивается с римскими, турецкими и греческими аналогами. Книга испанского врача была переведена и издана во многих странах, и в России, в том числе.

Related posts:

Источник

Первые бани на Руси

История русской бани уходит в седую древность. Геродот, странствуя по белу свету, побывал и на территории нашей страны — в Северном Причерноморье и в устье Днепро-Бугского лимана. Историк пересказывает легенду, услышанную им в причерноморских степях. О том, что здесь некогда появился греческий герой Геракл. У него было три сына — Агафирс, Гелон и Скиф. Однажды Геракл предложил сыновьям натянуть могучий лук, с которым, кроме него, никто не мог совладать. Только один Скиф — младший из братьев — сумел выполнить повеленье Геракла. Так Скиф стал владыкой причерноморских степей. В скифском кургане, что близ Никополя на Днепре, найдена серебряная ваза с изображением людей богатырского вида, обуздывающих степных коней.

Геродот рассказывал о банях, которыми пользовались эти сильные, могучие люди. Устанавливали три жерди, верхними концами наклоненные друг к другу, и обтягивали их затем войлоком. Потом бросали в чан, поставленный посреди этой хижины, раскаленные докрасна камни. Взяв конопляное семя, залезали в эту войлочную баню и бросали его на раскаленные камни. От этого, замечает историк, поднимался такой сильный пар, что никакая эллинская баня не сравняется с той, какую он видел в степи. Наслаждаясь ею, скифы вопили от удовольствия. От Геродота мы узнаем о том, что скифы после погребения покойника очищали себя парной баней. Скифские женщины растирали на шероховатом камне, подливая воды, куски кипариса, кедра и ладана. Этим жидким тестом с приятным запахом обмазывали все тело, а когда на следующий день смывали этот слой, оно становилось чистым и блестело.

О русской бане упоминается в летописях X-XIII веков. Ее называли мовь, мовня, мовница, мыльня, влазня или просто баня. В Древней Руси побежденные племена даже платили дань… березовыми вениками.

Много любопытного узнаем у Нестора (XI — нач. XII в.), этого, можно сказать, первого русского писателя, в его «Повести временных лет», «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля…»

Читайте также:  Как построить баню из блоков своими руками с фото пошаговое

Есть в летописи строки и о бане. В Великом Новгороде легендарный апостол Андрей, путешествуя по разным странам, увидел деревянные бани, где люди, обнажившись, били себя вениками и под конец окатывали себя холодной водой. «…И возмут на се прутье младое и бьют ся сами… И обдаются водой студеною… И то творят мовенье собе, а не мученье».

Во времена, о которых повествует летопись, у восточных славян еще не было городов. Значит, речь идет о V-VI веках.

Некто Берхольц, находившийся некоторое время при дворе Петра I, рассказывает, что русские люди умеют дать воде, которую льют на раскаленные печные камни, ту степень теплоты, какая необходима. «Вначале спокойно лежишь на полке, устланном соломой, сверху покрытой чистой простынью. Затем начинают парить березовыми вениками. Это необыкновенно приятно, потому что открывает поры и усиливает испарину. После энергично скребут пальцами по всему телу, чтобы отделить от него нечистоту, что также очень приятно. Затем берут мыло и натирают им все тело так, что нигде не остается ни малейшего следа грязи… Окачивают, по желанию, теплою или холодной водой. Чувствуешь себя как бы вновь рожденным…»

Рассказ, записанный со слов современника Петра I: «В 1718 году, в бытность Петра Великого в Париже, приказал он сделать в одном доме для гренадер баню на берегу Сены, в коей они после жару купались. Такое необыкновенное для парижан, по мнению их, смерть приключающее действие произвело многолюдное сборище зрителей. Они с удивлением смотрели, как солдаты, выбегая, разгоряченные банным паром, кидались в реку, плавали и ныряли. Королевский гофмейстер Вертон, находящийся в прислугах императора, видя сам сие купание, Петру Великому докладывал (не зная, что то делается по приказу государя), чтобы он солдатам запретил купаться, ибо-де все перемрут. Петр, рассмеявшись, отвечал: «Не опасайтесь, господин Вертон. Солдаты от парижского воздуха несколько ослабли, так закаливают себя русской баней. У нас бывает сие и зимой: привычка — вторая натура».

Петр I не только чтил русскую баню, но был организатором первых водолечебных курортов в России. Петр распорядился разыскивать «лечительные воды» в российских землях. Так, «молотовый работник» Кончезерского завода Иван Рябоев открыл возле Олонца, что в Карелии, «марциальные воды». Так как вода источника оказалась железистой, ее назвали марциальной — в честь Марса — бога войны и железа.

Еще с петровских времен в России почиталась античная культура. Возводились сооружения в стиле Древней Эллады и Рима. И термы в том числе. В городе Пушкино (бывшее Царское село) в помещениях Большого дворца находится, так называемая, Холодная баня. Это копия римских терм, «в древнем вкусе времен Августа и Цицерона».

Баням на Руси всегда придавали лечебный, оздоровительный смысл. В архивах сохранилась запись о том, что 11 мая 1733 года от медицинской канцелярии получено разрешение «завести в Москве лечебную баню». Хозяина этого заведения обязывали «цену брать без излишества, дабы на него жалоб не происходило». Кроме того, «запрещено держать горячие вина, водки и всякий заповедный напиток».

Русские бани стали распространяться по всему миру. Так, например, после похода Наполеона в Россию, его разгрома и вступления русских войск в западноевропейские страны наши бани стали строить во Франции, Германии, Швейцарии. Еще в XVIII веке парилки по нашему образцу стали делать в Лондоне и Нью-Йорке.

В чем же превосходство русских бань? Хотя здесь нет роскоши римских бань, но зато русские производят в одной комнате то, что римляне делали, а турки и восточные жители и ныне производят в четырех или пяти. Но самое главное преимущество состоит в том, как поддается пар. В русской бане пар нагнетается при помощи каменки, в которую положены раскаленные камни. Захотел погорячее — плеснул воду в каменку. В римских, турецких банях пар идет оттого, что поливают горячий пол, под которым проходят трубы. Но у этих бань есть недостатки, которых нет у русских бань — они не обновляются свежим воздухом. Новый пар рождает новый воздух… Кроме этого такой пар не смягчает тело так, как это делает пар русской бани — «расширяет орудия вдыхания, боевые и другие жилы, оживляет и восстанавливает оные части в то состояние, в каком оне были прежде».

Во всех методических пособиях по физиотерапии русская баня рассматривается как классический метод теплолечения. Миллионы людей черпают в этом самобытном и чрезвычайно простом средстве бодрость, здоровье, закалку.

Источник

Бани при петре первом

Автор admin На чтение 11 мин. Просмотров 1 Опубликовано 6 декабря, 2020

Артель Банная

Вы сейчас находитесь: Артель Банная » Бани при Петре I

Бани при Петре I

Некто Берхольц, находившийся некоторое время при дворе Петра I, рассказывает, что русские люди умеют дать воде, которую льют на раскаленные печные камни, ту степень теплоты, какая необходима. «Вначале спокойно лежишь на полке, устланном соломой, сверху покрытой чистой простынью. Затем начинают парить березовыми вениками. Это необыкновенно приятно, потому что открывает поры и усиливает испарину. После энергично скребут пальцами по всему телу, чтобы отделить от него нечистоту, что также очень приятно.
Затем берут мыло и натирают им все тело так, что нигде не остается ни малейшего следа грязи… Окачивают, по желанию, теплою или холодной водой.
Чувствуешь себя как бы вновь рожденным…»

Рассказ, записанный со слов современника Петра I: «В 1718 году, в бытность Петра Великого в Париже, приказал он сделать в одном доме для гренадер баню на берегу Сены, в коей они после жару купались. Такое необыкновенное для парижан, по мнению их, смерть приключающее действие произвело многолюдное сборище зрителей. Они с удивлением смотрели, как солдаты, выбегая, разгоряченные банным паром, кидались в реку, плавали и ныряли. Королевский гофмейстер Вертон, находящийся в прислугах императора, видя сам сие купание, Петру Великому докладывал (не зная, что то делается по приказу государя), чтобы он солдатам запретил купаться, ибо-де все перемрут. Петр, рассмеявшись, отвечал: «Не опасайтесь, господин Вертон.
Солдаты от парижского воздуха несколько ослабли, так закаливают себя русской баней. У нас бывает сие и зимой: привычка — вторая натура».

Читайте также:  Как построит водяную баню

Петр I не только чтил русскую баню, но был организатором первых водолечебных курортов в России. Петр распорядился разыскивать «лечительные воды» в российских землях. Так, «молотовый работник» Кончезерского завода
Иван Рябоев открыл возле Олонца, что в Карелии, «марциальные воды». Так как вода источника оказалась железистой, ее назвали марциальной — в честь Марса
— бога войны и железа.

Еще с петровских времен в России почиталась античная культура.
Возводились сооружения в стиле Древней Эллады и Рима. И термы в том числе.
В городе Пушкино (бывшее Царское село) в помещениях Большого дворца находится, так называемая, Холодная баня. Это копия римских терм, «в древнем вкусе времен Августа и Цицерона».

Баням на Руси всегда придавали лечебный, оздоровительный смысл. В архивах сохранилась запись о том, что 11 мая 1733 года от медицинской канцелярии получено разрешение «завести в Москве лечебную баню». Хозяина этого заведения обязывали «цену брать без излишества, дабы на него жалоб не происходило». Кроме того, «запрещено держать горячие вина, водки и всякий заповедный напиток».

Русские бани стали распространятся по всему миру. Так, например, после похода Наполеона в Россию, его разгрома и вступления русских войск в заподноевропейские страны, наши бани стали строить во Франции, Германии, Швейцарии. Еще в XVIII веке парилки по нашему образцу стали делать в Лондоне и Нью-Йорке.

В чем же превосходство русских бань? Хотя здесь нет роскоши римских бань, но зато русские производят в одной комнате то, что римляне делали, а турки и восточные жители и ныне производят в четырех или пяти. Но самое главное преимущество состоит в том, как поддается пар. В русской бане пар нагнетается при помощи каменки, в которую положены раскаленные камни.
Захотел погорячее — плеснул воду в каменку. В римских, турецких банях пар идет оттого, что поливают горячий пол, под которым проходят трубы. Но у этих бань есть недостатки, которых нет у русских бань — они не обновляются свежим воздухом. Новый пар рождает новый воздух… Кроме этого такой пар не смягчает тело так, как это делает пар русской бани — «расширяет орудия вдыхания, боевые и другие жилы, оживляет и восстанавливает оные части в то состояние, в каком оне были прежде».

Во всех методических пособиях по физиотерапии русская баня рассматривается как классический метод теплолечения. Миллионы людей черпают в этом самобытном и чрезвычайно простом средстве бодрость, здоровье, закалку.

Источник

Как Пётр I боролся с бородами и банями

Отказаться от бороды русские смогли достаточно быстро, а вот от бань они никак не могли отказаться. Сегодня поговорим о том, как Петр первый боролся с бородами и банями.

Петр пытался перестроить Россию на западный лад.

Русская одежда

Как только Петр 1 взошел на престол, то начались кардинальные перемены в государстве. Он считал, что Россию нужно сделать такой, каким был Запад. А если кто-то будет против этого, то этого человека следует заставить силой.да он приказывает всем дворянам носить одежду, которую носили на Западе.

В 1698г., Петр запрещает носить русскую одежду, которая была до пола. Если кто-то из его приближенных приходил в подобной одежде, он своими руками её и обрезал.

Борьба с бородами

Единственные, кто мог их носить — старообрядцы, священники и крестьяне.

Проходит четыре года и царь понимает, что бороды могут принести дополнительный доход государству, поэтому вводится налог на бороды. Бояре и госслужащие платили по шестьдесят руб. в год, купцы — по сто руб., со всех остальных — тридцать руб.

Сельчане в своем селе могли без проблем носить бороду, но если они выезжали в город, то обязаны были её убрать, если же не убирали, то при каждом въезде в город отдавали копейку.

Что бы вы понимали ценовую политику тех годов, на один рубль можно было в еде себе не отказывать весь месяц и весь месяц кушать достаточно плотно.

Налог на бани

Бани всегда играли особую роль в жизни людей, а в те времена и подавно. Но и с ними Петр первый начал активно бороться. Основным объяснением было то, что Запад не знал ничего о русской, горячей бане. В своей поездке, Петр обратил внимание, что если на Западе об этом ничего не знают, то и в России эти бани не нужны.

Есть интересный факт — Пётр первый не любил мыться.

Как и в случае с бородой, царь пришел к выводу, что привычка русских к чистоте поможет внести в казну дополнительные деньги. Царь вводит налог на бани.

С 1704г. все богачи выплачивали в год с одной бани по 3рубля, дворяне — 1рубль, а сельчане по пятнадцать копеек.

За свои бани люди платили гораздо больше, чем за бороды. Многие русские отказались от бороды, а вот от бань не смогли, так как любили чистоту.

Нажимайте «Мне нравится»
Подписывайтесь на наш канал, чтобы никогда не пропускать интересное из мира истории.
Так же советуем подписаться на наш телеграм-канал , там много исторических фактов

Источник

Первые бани на Руси

История русской бани уходит в седую древность. Геродот, странствуя по белу свету, побывал и на территории нашей страны — в Северном Причерноморье и в устье Днепро-Бугского лимана. Историк пересказывает легенду, услышанную им в причерноморских степях. О том, что здесь некогда появился греческий герой Геракл. У него было три сына — Агафирс, Гелон и Скиф. Однажды Геракл предложил сыновьям натянуть могучий лук, с которым, кроме него, никто не мог совладать. Только один Скиф — младший из братьев — сумел выполнить повеленье Геракла. Так Скиф стал владыкой причерноморских степей. В скифском кургане, что близ Никополя на Днепре, найдена серебряная ваза с изображением людей богатырского вида, обуздывающих степных коней.

Читайте также:  Фото самому построить баню

Геродот рассказывал о банях, которыми пользовались эти сильные, могучие люди. Устанавливали три жерди, верхними концами наклоненные друг к другу, и обтягивали их затем войлоком. Потом бросали в чан, поставленный посреди этой хижины, раскаленные докрасна камни. Взяв конопляное семя, залезали в эту войлочную баню и бросали его на раскаленные камни. От этого, замечает историк, поднимался такой сильный пар, что никакая эллинская баня не сравняется с той, какую он видел в степи. Наслаждаясь ею, скифы вопили от удовольствия. От Геродота мы узнаем о том, что скифы после погребения покойника очищали себя парной баней. Скифские женщины растирали на шероховатом камне, подливая воды, куски кипариса, кедра и ладана. Этим жидким тестом с приятным запахом обмазывали все тело, а когда на следующий день смывали этот слой, оно становилось чистым и блестело.

О русской бане упоминается в летописях X-XIII веков. Ее называли мовь, мовня, мовница, мыльня, влазня или просто баня. В Древней Руси побежденные племена даже платили дань. березовыми вениками.

Много любопытного узнаем у Нестора (XI — нач. XII в.), этого, можно сказать, первого русского писателя, в его «Повести временных лет», «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля. »

Есть в летописи строки и о бане. В Великом Новгороде легендарный апостол Андрей, путешествуя по разным странам, увидел деревянные бани, где люди, обнажившись, били себя вениками и под конец окатывали себя холодной водой. «. И возмут на се прутье младое и бьют ся сами. И обдаются водой студеною. И то творят мовенье собе, а не мученье».

Во времена, о которых повествует летопись, у восточных славян еще не было городов. Значит, речь идет о V-VI веках.

Бани Петра I

Некто Берхольц, находившийся некоторое время при дворе Петра I, рассказывает, что русские люди умеют дать воде, которую льют на раскаленные печные камни, ту степень теплоты, какая необходима. «Вначале спокойно лежишь на полке, устланном соломой, сверху покрытой чистой простынью. Затем начинают парить березовыми вениками. Это необыкновенно приятно, потому что открывает поры и усиливает испарину. После энергично скребут пальцами по всему телу, чтобы отделить от него нечистоту, что также очень приятно. Затем берут мыло и натирают им все тело так, что нигде не остается ни малейшего следа грязи. Окачивают, по желанию, теплою или холодной водой. Чувствуешь себя как бы вновь рожденным. »

Рассказ, записанный со слов современника Петра I: «В 1718 году, в бытность Петра Великого в Париже, приказал он сделать в одном доме для гренадер баню на берегу Сены, в коей они после жару купались. Такое необыкновенное для парижан, по мнению их, смерть приключающее действие произвело многолюдное сборище зрителей. Они с удивлением смотрели, как солдаты, выбегая, разгоряченные банным паром, кидались в реку, плавали и ныряли. Королевский гофмейстер Вертон, находящийся в прислугах императора, видя сам сие купание, Петру Великому докладывал (не зная, что то делается по приказу государя), чтобы он солдатам запретил купаться, ибо-де все перемрут. Петр, рассмеявшись, отвечал: «Не опасайтесь, господин Вертон. Солдаты от парижского воздуха несколько ослабли, так закаливают себя русской баней. У нас бывает сие и зимой: привычка — вторая натура».

Петр I не только чтил русскую баню, но был организатором первых водолечебных курортов в России. Петр распорядился разыскивать «лечительные воды» в российских землях. Так, «молотовый работник» Кончезерского завода Иван Рябоев открыл возле Олонца, что в Карелии, «марциальные воды». Так как вода источника оказалась железистой, ее назвали марциальной — в честь Марса — бога войны и железа.

Еще с петровских времен в России почиталась античная культура. Возводились сооружения в стиле Древней Эллады и Рима. И термы в том числе. В городе Пушкино (бывшее Царское село) в помещениях Большого дворца находится, так называемая, Холодная баня. Это копия римских терм, «в древнем вкусе времен Августа и Цицерона».

Баням на Руси всегда придавали лечебный, оздоровительный смысл. В архивах сохранилась запись о том, что 11 мая 1733 года от медицинской канцелярии получено разрешение «завести в Москве лечебную баню». Хозяина этого заведения обязывали «цену брать без излишества, дабы на него жалоб не происходило». Кроме того, «запрещено держать горячие вина, водки и всякий заповедный напиток».

Всемирная слава

Русские бани стали распространяться по всему миру. Так, например, после похода Наполеона в Россию, его разгрома и вступления русских войск в западноевропейские страны наши бани стали строить во Франции, Германии, Швейцарии. Еще в XVIII веке парилки по нашему образцу стали делать в Лондоне и Нью-Йорке.

В чем же превосходство русских бань? Хотя здесь нет роскоши римских бань, но зато русские производят в одной комнате то, что римляне делали, а турки и восточные жители и ныне производят в четырех или пяти. Но самое главное преимущество состоит в том, как поддается пар. В русской бане пар нагнетается при помощи каменки, в которую положены раскаленные камни. Захотел погорячее — плеснул воду в каменку. В римских, турецких банях пар идет оттого, что поливают горячий пол, под которым проходят трубы. Но у этих бань есть недостатки, которых нет у русских бань — они не обновляются свежим воздухом. Новый пар рождает новый воздух. Кроме этого такой пар не смягчает тело так, как это делает пар русской бани — «расширяет орудия вдыхания, боевые и другие жилы, оживляет и восстанавливает оные части в то состояние, в каком оне были прежде».

Во всех методических пособиях по физиотерапии русская баня рассматривается как классический метод теплолечения. Миллионы людей черпают в этом самобытном и чрезвычайно простом средстве бодрость, здоровье, закалку.

Источник

Источник