Победим каменный дом построишь
Значения сложных бессоюзных предложений и знаки препинания в них. Упражнение
Упражнение 51. Выделите грамматические основы в сложных бессоюзных предложениях. Установите смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения. Расставьте недостающие знаки препинания. Сделайте разбор выделенных предложений.
1. От жары рассохшееся колесо раскалывается вдруг по самую ступицу спицы выпирают пучком перекушенных колышек тележка со стуком падает набок кипы газет вываливаются (Пастернак). 2. Ждём Матрёшку час другой нет её (Тынянов). 3. Шмахин взглянул на часы было только без десяти семь (Чехов). 4. Не хочешь отвечать я скажу (Н. Островский). 5. Умом Россию не понять аршином общим не измерить у ней особенная стать в Россию можно только верить (Тютчев). 6. Зреет рожь тебе заботушка как бы градом не побилася без дождей в жары не высохла от дождей не положилася (Никитина). 7. Хотел я встать передо мной всё закружилось с быстротой хотел кричать язык беззвучен и недвижен стал (Лермонтов). 8. Сделаешься слишком умным пожалуй жить не захочется сделаешься богаче всех людей будут завидовать лучше я сорву и съем третье (волшебное, сморщенное яблоко) (Тургенев). 9. Он покраснел ему было стыдно убить человека безоружного (Лермонтов). 10. Пополз я по густой траве вдоль по оврагу смотрю лес кончился несколько казаков выезжают из него на поляну (Лермонтов). 11. Белое одеяло сброшено на пол дом пуст Вера Никандровна одна (Федин). 12. Изумрудные лягушата прыгают под ногами между корней подняв золотую головку лежит уж и стережёт их (М. Горький). 13. Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях бревно на избах было темно и старо многие крыши сквозили, как решето на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбер (Гоголь). 14. Вот вам мои условия вы нынче же публично откажетесь от клеветы и будете просить у меня извинения (Лермонтов). 15. В доме мало-помалу нарушалась тишина где-то скрипнула дверь послышались чьи-то шаги кто-то чихнул на сеновале (Гончаров). 16. Поведение Нагульнова все расценивали по-разному одни одобряли другие порицали некоторые сдержанно помалкивали (Шолохов). 17. Через несколько мгновений поднимаюсь и вижу мой Карагез летит развевая гриву (Лермонтов). 18. Я говорю не сдамся (Л. Толстой). 19. Помню также она любила одеваться и прыскаться духами (Чехов). 20. Я тебе определённо скажу у тебя есть талант (Фадеев). 21. Фёдор понял речь шла о связи (Фурманов). 22. Алексей решил довольно тянуть (Полевой). 23. Сорока поднял голову вверху сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица (Серафимович). 24. Я поднял голову перед огнём на опрокинутой кадке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником (Тургенев). 25. Я проснулся заря уже занималась (Тургенев). 26. Луны не было на небе она в ту пору поздно всходила (Тургенев). 27. Он даже испугался так было темно тесно и нечисто (Чехов). 28. Окна в бараке то освещались то гасли кто-то чиркал спички (Шишков). 29. Прошла неделя другая вдруг въез- жает ко мне во двор коляска (Пушкин). 30. Дайте ему только нож да пустите на большую дорогу зарежет за копейку зарежет (Гоголь). 31. Не успело солнце пригреть загудело всё небо (Бубенков). 32. Я стал звать хозяина молчат стучу молчат (Лермонтов). 33. Смелые побеждают трусливые погибают (пословица). 34. Не было никакой возможности уйти незаметно он вышел открыто будто идёт во двор и шмыгнул в огород (Фадеев). 35. Победим каменный дом построишь (А.Н. Толстой). 36. Пройдёт молодец приосанится пройдёт девица пригорюнится а пройдут гусляры споют песенку (Лермонтов). 37. Пропади ты совсем плакать о тебе мы не будем (Чехов). 38. Посмотрит рублём подарит (Некрасов). 39. Он всегда любил поболтать это было мне отлично известно (Каверин). 40. Они расстанутся они уже расстались эта мысль ошеломила обоих (Катаев).
► Читать тему 3.2. Значения сложных бессоюзных предложений и знаки препинания в них
► Смотреть Ответы к упражнениям
Источник
Ëèòåðàòóðíûå äíåâíèêè
Îòâåòû íà óïðàæíåíèå https://proza.ru/diary/konkursk2/2013-12-15
1. Îò æàðû ðàññîõøååñÿ êîëåñî ðàñêàëûâàåòñÿ âäðóã ïî ñàìóþ ñòóïèöó, ñïèöû âûïèðàþò ïó÷êîì ïåðåêóøåííûõ êîëûøåê, òåëåæêà ñî ñòóêîì ïàäàåò íàáîê, êèïû ãàçåò âûâàëèâàþòñÿ (ÑÁÏ; îòíîøåíèÿ ïåðå÷èñëåíèÿ).
2. Æäåì ìàòð¸øêó ÷àñ, äðóãîé íåò å¸ (ÑÁÏ; îòíîøåíèÿ ïðîòèâîïîñòàâëåíèÿ, ìåæäó ÷àñòÿìè ìîæíî âñòàâèòü ñîþç à).
3. Øìàõèí âçãëÿíóë íà ÷àñû: áûëî òîëüêî áåç äåñÿòè ñåìü (ÑÁÏ; äîïîëíèòåëüíûå îòíîøåíèÿ, ìåæäó ÷àñòÿìè ìîæíî âñòàâèòü «è óâèäåë, ÷òî»).
4. Íå õî÷åøü îòâå÷àòü /1 ÿ ñêàæó /2 (ÑÁÏ; ñîñòîèò èç äâóõ ÷àñòåé; óñëîâíûå îòíîøåíèÿ; ïåðåä ïåðâîé ÷àñòüþ ìîæíî âñòàâèòü ñîþç åñëè; ïîýòîìó ñòàâèòñÿ òèðå).
5. Óìîì Ðîññèþ íå ïîíÿòü, àðøèíîì îáùèì íå èçìåðèòü /1: ó íåé îñîáåííàÿ ñòàòü /2 â Ðîññèþ ìîæíî òîëüêî âåðèòü /3 (ÑÁÏ; ñîñòîèò èç òð¸õ ÷àñòåé. Ìåæäó ïðåäëîæåíèÿìè 1 è 2 ïðè÷èííûå îòíîøåíèÿ; ìåæäó ÷àñòÿìè ìîæíî âñòàâèòü ñîþç ïîòîìó ÷òî; ïîýòîìó ñòàâèòñÿ äâîåòî÷èå. Ìåæäó ïðåäëîæåíèÿìè 2 è 3 îòíîøåíèÿ ñëåäñòâèÿ; ìåæäó ÷àñòÿìè ìîæíî âñòàâèòü íàðå÷èå ïîýòîìó; ïîýòîìó ñòàâèòñÿ òèðå).
6. Çðååò ðîæü òåáå çàáîòóøêà: êàê áû ãðàäîì íå ïîáèëàñÿ, áåç äîæäåé â æàðû íå âûñîõëà, îò äîæäåé íå ïîëîæèëàñÿ (ÑÁÑ; 1 è 2 îòíîøåíèÿ âðåìåííûå, ïåðåä ïåðâîé ÷àñòüþ ìîæíî âñòàâèòü ñîþç êîãäà; 2 è 3 îòíîøåíèÿ ïîÿñíåíèÿ, ïåðåä òðåòüåé ÷àñòüþ ìîæíî âñòàâèòü à èìåííî).
7. Õîòåë ÿ âñòàòü /1 ïåðåäî ìíîé âñ¸ çàêðóæèëîñü ñ áûñòðîòîé /2; õîòåë êðè÷àòü /3 ÿçûê áåççâó÷åí è íåäâèæåí ñòàë /4 (ÑÁÏ; ñîñòîèò èç ÷åòûð¸õ ÷àñòåé. Ìåæäó ïðåäëîæåíèÿìè 1 è 2; 3 è 4 îòíîøåíèÿ ïðîòèâèòåëüíûå; ìåæäó ÷àñòÿìè ìîæíî âñòàâèòü ñîþç íî; ïîýòîìó ñòàâèòñÿ òèðå. Ìåæäó ïåðâîé ãðóïïîé ïðåäëîæåíèé (1 è 2) è âòîðîé ãðóïïîé ïðåäëîæåíèé (3 è 4) îòíîøåíèÿ ïåðå÷èñëåíèÿ; ïîñêîëüêó âíóòðè êàæäîé ãðóïïû åñòü äðóãèå çíàêè, íà ãðàíèöå ýòèõ ãðóïï, ìåæäó ïðåäëîæåíèÿìè 2 è 3, ñòàâèòñÿ òî÷êà ñ çàïÿòîé).
8. Ñäåëàåøüñÿ ñëèøêîì óìíûì /1 ïîæàëóé, æèòü íå çàõî÷åòñÿ /2; ñäåëàåøüñÿ áîãà÷å âñåõ ëþäåé /3 áóäóò çàâèäîâàòü /4: ëó÷øå ÿ ñîðâó è ñúåì òðåòüå (âîëøåáíîå, ñìîðùåííîå ÿáëîêî) /5 (ÑÁÏ; 1 è 2, 3 è 4 îòíîøåíèÿ óñëîâèÿ; ïåðåä ïåðâîé è òðåòüåé ÷àñòÿìè ìîæíî âñòàâèòü ñîþç åñëè; ìåæäó ãðóïïîé 1 è 2 è ãðóïïîé 3 è 4 îòíîøåíèÿ ïåðå÷èñëåíèÿ; ïðåäëîæåíèå 5 ñîäåðæèò âûâîä; ìîæíî âñòàâèòü ïîýòîìó).
9. Îí ïîêðàñíåë: åìó áûëî ñòûäíî óáèòü ÷åëîâåêà áåçîðóæíîãî (ÑÁÏ; îòíîøåíèÿ ïðè÷èíû, ìåæäó ÷àñòÿìè ìîæíî âñòàâèòü ñîþç ïîòîìó ÷òî).
10. Ïîïîëç ÿ ïî ãóñòîé òðàâå âäîëü ïî îâðàãó, ñìîòðþ /1: ëåñ êîí÷èëñÿ /2, íåñêîëüêî êàçàêîâ âûåçæàþò èç íåãî íà ïîëÿíó /3 (ÑÁÏ; 1 è 2 îòíîøåíèÿ äîïîëíèòåëüíûå, ìîæíî âñòàâèòü «è âèæó, ÷òî»; 2 è 3 îòíîøåíèÿ ïåðå÷èñëåíèÿ).
11. Áåëîå îäåÿëî ñáðîøåíî íà ïîë, äîì ïóñò, Âåðà Íèêàíäðîâíà îäíà (ÑÁÏ; îòíîøåíèÿ ïåðå÷èñëåíèÿ).
12. Èçóìðóäíûå ëÿãóøàòà ïðûãàþò ïîä íîãàìè; ìåæäó êîðíåé, ïîäíÿâ çîëîòóþ ãîëîâêó, ëåæèò óæ è ñòåð忏ò èõ (ÑÏÁ; îòíîøåíèÿ ïåðå÷èñëåíèÿ; ïîñêîëüêó ïðåäëîæåíèÿ îòäàëåíû äðóã îò äðóãà ïî ñìûñëó è âòîðîå ïðåäëîæåíèå ðàñïðîñòðàíåíî, èìååò ñâîè çàïÿòûå, òî ìåæäó ÷àñòÿìè ñòàâèòñÿ òî÷êà ñ çàïÿòîé).
13. Êàêóþ-òî îñîáåííóþ âåòõîñòü çàìåòèë îí íà âñåõ äåðåâåíñêèõ ñòðîåíèÿõ /1: áðåâíî íà èçáàõ áûëî òåìíî è ñòàðî /2; ìíîãèå êðûøè ñêâîçèëè, êàê ðåøåòî /3; íà èíûõ îñòàâàëñÿ òîëüêî êîí¸ê ââåðõó äà æåðäè ïî ñòîðîíàì â âèäå ð¸áåð /4 (ÑÁÏ; 1 è 2 îòíîøåíèÿ ïîÿñíåíèÿ, ìåæäó ÷àñòÿìè ìîæíî âñòàâèòü ñëîâà à èìåííî; 2, 3 è 4 îòíîøåíèÿ ïåðå÷èñëåíèÿ; ïîñêîëüêó ïðåäëîæåíèÿ îòäàëåíû äðóã îò äðóãà ïî ñìûñëó, à òðåòüå è ÷åòâ¸ðòîå ïðåäëîæåíèÿ ðàñïðîñòðàíåíû è èìåþò ñâîè çàïÿòûå, òî ìåæäó ÷àñòÿìè ñòàâèòñÿ òî÷êà ñ çàïÿòîé).
14. Âîò âàì ìîè óñëîâèÿ: âû íûí÷å æå ïóáëè÷íî îòêàæåòåñü îò êëåâåòû è áóäåòå ïðîñèòü ó ìåíÿ èçâèíåíèÿ (ÑÁÏ; îòíîøåíèÿ ïîÿñíåíèÿ, ìåæäó ÷àñòÿìè ìîæíî âñòàâèòü ñëîâà à èìåííî).
15.  äîìå ìàëî-ïîìàëó íàðóøàëàñü òèøèíà /1: ãäå-òî ñêðèïíóëà äâåðü /2; ïîñëûøàëèñü ÷üè-òî øàãè /3; êòî-òî ÷èõíóë íà ñåíîâàëå /4 (ÑÁÏ; 1 è 2 îòíîøåíèÿ ïîÿñíåíèÿ, ìåæäó ÷àñòÿìè ìîæíî âñòàâèòü ñëîâà à èìåííî; 2, 3 è 4 îòíîøåíèÿ ïåðå÷èñëåíèÿ; ïîñêîëüêó ïðåäëîæåíèÿ îòäàëåíû äðóã îò äðóãà ïî ñìûñëó, òî ìåæäó ÷àñòÿìè ñòàâèòñÿ òî÷êà ñ çàïÿòîé).
16. Ïîâåäåíèå Íàãóëüíîâà âñå ðàñöåíèâàëè ïî-ðàçíîìó /1: îäíè îäîáðÿëè /2, äðóãèå ïîðèöàëè /3, íåêîòîðûå ñäåðæàííî ïîìàëêèâàëè /4 (ÑÁÏ; 1 è 2 îòíîøåíèÿ ïîÿñíåíèÿ, ìîæíî âñòàâèòü ñëîâà à èìåííî; 2, 3 è 4 îòíîøåíèÿ ïåðå÷èñëåíèÿ).
17. ×åðåç íåñêîëüêî ìãíîâåíèé ïîäíèìàþñü è âèæó: ìîé Êàðàãåç ëåòèò, ðàçâåâàÿ ãðèâó (ÑÁÏ; îòíîøåíèÿ äîïîëíèòåëüíûå, ìåæäó ÷àñòÿìè ìîæíî âñòàâèòü ñîþç ÷òî).
18. ß ãîâîðþ: íå ñäàìñÿ (ÑÁÏ; îòíîøåíèÿ äîïîëíèòåëüíûå, ìåæäó ÷àñòÿìè ìîæíî âñòàâèòü ñîþç ÷òî).
19. Ïîìíþ òàêæå: îíà ëþáèëà îäåâàòüñÿ è ïðûñêàòüñÿ äóõàìè (ÑÁÏ; îòíîøåíèÿ äîïîëíèòåëüíûå, ìåæäó ÷àñòÿìè ìîæíî âñòàâèòü ñîþç ÷òî).
20. ß òåáå îïðåäåë¸ííî ñêàæó: ó òåáÿ åñòü òàëàíò (ÑÁÏ; îòíîøåíèÿ äîïîëíèòåëüíûå, ìåæäó ÷àñòÿìè ìîæíî âñòàâèòü ñîþç ÷òî).
21. Ôåäîð ïîíÿë: ðå÷ü øëà î ñâÿçè (ÑÁÏ; îòíîøåíèÿ äîïîëíèòåëüíûå, ìåæäó ÷àñòÿìè ìîæíî âñòàâèòü ñîþç ÷òî).
22. Àëåêñåé ðåøèë: äîâîëüíî òÿíóòü (ÑÁÏ; îòíîøåíèÿ äîïîëíèòåëüíûå, ìåæäó ÷àñòÿìè ìîæíî âñòàâèòü ñîþç ÷òî).
23. Ñîðîêà ïîäíÿë ãîëîâó: ââåðõó ñêâîçü òîíêèé ïàð ìîðîçà áëåñòåëà çîëîòàÿ Ìåäâåäèöà (ÑÁÏ; äîïîëíèòåëüíûå îòíîøåíèÿ, ìåæäó ÷àñòÿìè ìîæíî âñòàâèòü ñëîâà «è óâèäåë, ÷òî»).
24. ß ïîäíÿë ãîëîâó: ïåðåä îãí¸ì, íà îïðîêèíóòîé êàäêå, ñèäåëà ìåëüíè÷èõà è ðàçãîâàðèâàëà ñ ìîèì îõîòíèêîì (ÑÁÏ; äîïîëíèòåëüíûå îòíîøåíèÿ, ìåæäó ÷àñòÿìè ìîæíî âñòàâèòü ñëîâà «è óâèäåë, ÷òî»).
25. ß ïðîñíóëñÿ: çàðÿ óæå çàíèìàëàñü (ÑÁÏ; äîïîëíèòåëüíûå îòíîøåíèÿ, ìåæäó ÷àñòÿìè ìîæíî âñòàâèòü ñëîâà «è óâèäåë, ÷òî»).
26. Ëóíû íå áûëî íà íåáå: îíà â òó ïîðó ïîçäíî âñõîäèëà (ÑÁÏ; îòíîøåíèÿ ïðè÷èíû, ìåæäó ÷àñòÿìè ìîæíî âñòàâèòü ñîþç ïîòîìó ÷òî).
27. Îí äàæå èñïóãàëñÿ: òàê áûëî òåìíî, òåñíî è íå÷èñòî (ÑÁÏ; îòíîøåíèÿ ïðè÷èíû, ìåæäó ÷àñòÿìè ìîæíî âñòàâèòü ñîþç ïîòîìó ÷òî).
28. Îêíà â áàðàêå òî îñâåùàëèñü, òî ãàñëè: êòî-òî ÷èðêàë ñïè÷êè (ÑÁÏ; îòíîøåíèÿ ïðè÷èíû, ìåæäó ÷àñòÿìè ìîæíî âñòàâèòü ñîþç ïîòîìó ÷òî).
29. Ïðîøëà íåäåëÿ, äðóãàÿ âäðóã âúåçæàåò êî ìíå âî äâîð êîëÿñêà (ÑÁÏ; âòîðîå ïðåäëîæåíèå ñîäåðæèò íåîæèäàííîå ïðèñîåäèíåíèå; ìåæäó ÷àñòÿìè ìîæíî âñòàâèòü ñîþç è; åñòü ñëîâî âäðóã).
30. Äàéòå åìó òîëüêî íîæ äà ïóñòèòå íà áîëüøóþ äîðîãó çàðåæåò, çà êîïåéêó çàðåæåò (ÑÁÏ; âòîðîå ïðåäëîæåíèå ñîäåðæèò íåîæèäàííîå ïðèñîåäèíåíèå, íåîæèäàííûé ðåçóëüòàò; ìåæäó ÷àñòÿìè ìîæíî âñòàâèòü ñëîâà «è òîãäà»).
31. Íå óñïåëî ñîëíöå ïðèãðåòü çàãóäåëî âñ¸ íåáî (ÑÁÏ; âòîðîå ïðåäëîæåíèå ñîäåðæèò óêàçàíèå íà áûñòðóþ ñìåíó ñîáûòèé; ìåæäó ÷àñòÿìè ìîæíî âñòàâèòü ñëîâà «è ñðàçó»).
32. ß ñòàë çâàòü õîçÿèíà /1 ìîë÷àò /2; ñòó÷ó /3 ìîë÷àò /4 (ÑÁÏ; 1 è 2, 3 è4 îòíîøåíèÿ ïðîòèâèòåëüíûå, ìåæäó ÷àñòÿìè 1 è 2, 3 è 4 ìîæíî âñòàâèòü ñîþç à; ìåæäó ïåðâîé ãðóïïîé ïðåäëîæåíèé (1 è 2) è âòîðîé ãðóïïîé ïðåäëîæåíèé (3 è 4) îòíîøåíèÿ ïåðå÷èñëåíèÿ; ïîñêîëüêó âíóòðè êàæäîé ãðóïïû åñòü äðóãèå çíàêè ïðåïèíàíèÿ, íà ãðàíèöå ýòèõ ãðóïï, ìåæäó ïðåäëîæåíèÿìè 2 è 3, ñòàâèòñÿ òî÷êà ñ çàïÿòîé).
33. Ñìåëûå ïîáåæäàþò òðóñëèâûå ïîãèáàþò (ÑÁÏ; îòíîøåíèÿ ïðîòèâèòåëüíûå, ìåæäó ÷àñòÿìè ìîæíî âñòàâèòü ñîþç à).
34. Íå áûëî íèêàêîé âîçìîæíîñòè óéòè íåçàìåòíî /1 îí âûøåë îòêðûòî2, áóäòî èä¸ò âî äâîð /3, è øìûãíóë â îãîðîä /2 (1 è 2 ÑÁÏ; âòîðîå ïðåäëîæåíèå ñîäåðæèò ñëåäñòâèå, ðåçóëüòàò, âûâîä; ìåæäó ÷àñòÿìè ìîæíî âñòàâèòü íàðå÷èå ïîýòîìó. Âíóòðè âòîðîãî ïðåäëîæåíèÿ íàõîäèòñÿ ïðèäàòî÷íîå ñ ñîþçîì áóäòî, êîòîðîå ñ äâóõ ñòîðîí âûäåëÿåòñÿ çàïÿòûìè).
35. Ïîáåäèì êàìåííûé äîì ïîñòðîèøü (îòíîøåíèÿ óñëîâíûå, ïåðåä ïåðâûì ïðåäëîæåíèåì ìîæíî âñòàâèòü ñîþç åñëè).
36. Ïðîéä¸ò ìîëîäåö /1 ïðèîñàíèòñÿ /2, ïðîéä¸ò äåâèöà /3 ïðèãîðþíèòñÿ /4, à ïðîéäóò ãóñëÿðû /5 ñïîþò ïåñåíêó /6 (1 è 2, 3 è 4, 5 è 6 ÑÁÏ, îòíîøåíèÿ óñëîâíûå, ïåðåä ÷àñòÿìè 1, 3, 5 ìîæíî âñòàâèòü ñîþç åñëè; ãðóïïû 1 è 2, 3 è 4 ìåæäó ñîáîé ñâÿçàíû îòíîøåíèÿìè ïåðå÷èñëåíèÿ; ãðóïïà 5 è 6 ñâÿçàíû ñ ãðóïïîé 3 è 4 ïðîòèâèòåëüíûì ñîþçîì à ÑÑÏ).
37. Ïðîïàäè òû ñîâñåì ïëàêàòü î òåáå ìû íå áóäåì (ÑÁÏ, îòíîøåíèÿ óñëîâíûå, ïåðåä ïåðâûì ïðåäëîæåíèåì ìîæíî âñòàâèòü ñîþç åñëè).
38. Ïîñìîòðèò ðóáë¸ì ïîäàðèò (ÑÁÏ; îòíîøåíèÿ ñðàâíèòåëüíûå, ìåæäó ÷àñòÿìè ìîæíî âñòàâèòü ñîþç ñëîâíî).
39. Îí âñåãäà ëþáèë ïîáîëòàòü ýòî áûëî ìíå îòëè÷íî èçâåñòíî (ÑÁÏ; âòîðîå ïðåäëîæåíèå èìååò çíà÷åíèå ïðèñîåäèíåíèÿ, ñîäåðæèò ìåñòîèìåíèå ýòî).
40. Îíè ðàññòàíóòñÿ /1, îíè óæå ðàññòàëèñü /2 ýòà ìûñëü îøåëîìèëà îáîèõ (ÑÁÏ; 1 è 2 îòíîøåíèÿ ïåðå÷èñëåíèÿ; ïðåäëîæåíèå 3 èìååò çíà÷åíèå ïðèñîåäèíåíèÿ è ñîäåðæèò ìåñòîèìåíèå ýòà).
Äðóãèå ñòàòüè â ëèòåðàòóðíîì äíåâíèêå:
- 31.12.2013. 31 äåêàáðÿ
- 30.12.2013. Ïóñòü íå ãàñíåò åëêà!
- 28.12.2013. Äâå ëàñòî÷êè óæå ïðèëåòåëè
- 26.12.2013. Óïîòðåáëÿåì ÷èñëèòåëüíûå ïðàâèëüíî
- 25.12.2013. Êîíêóðñû íîí-ñòîï
- 24.12.2013. Ñåãîäíÿ â ïîëíî÷ü
- 22.12.2013. Îòêðûòî ÷èòàòåëüñêîå ãîëîñîâàíèå
- 20.12.2013. À ïðî Êíèæíóþ Ëàâêó íå çàáûëè?
- 19.12.2013. Âåëèêèå äóìàþò, ÷òî
- 17.12.2013. Êàê ïðàâèëüíî
- 15.12.2013. Äîìàøêà ïî ðóññêîìó. Çíàêè ïðåïèíàêè â ñëîæíûõ
- 13.12.2013. Íå ìîãó íå ïîäåëèòüñÿ ðàäîñòüþ
- 09.12.2013. Íàäåâàþò îäåæäó, îäåâàþò Íàäåæäó
- 08.12.2013. ×èòàåì Ðîçåíòàëÿ
- 07.12.2013. Ðàäîñòíûå âåñòè ñ ïîëåé
- 04.12.2013. Îñòàëîñü 3 äíÿ
- 02.12.2013. Áóäüòå îñòîðîæíû ñ ïðè÷àñòèÿìè
- 01.12.2013. Âñåõ ïîçäðàâëÿåì ñ íà÷àëîì 12-ãî êîíêóðñà!
Источник
Бессоюзное сложное предложение: примеры, знаки препинания в бессоюзном предложении
Бессоюзные сложные предложения, 5 примеров. Тема: русский язык, 9 класс, ЕГЭ. Какие предложения бессоюзные, а какие — союзные? Их части и виды. Знаки препинания в бессоюзном предложении: запятая, тире, двоеточие, точка с запятой. Бессоюзные предложения — сложноподчиненные или сложносочиненные?
Anews.com
около 1 года назад
Лев Толстой в Ясной Поляне в 1908 году. Фото: С.М. Прокудин-Горский
Бессоюзное предложение — это сложное предложение, где части объединены без помощи союзов, а лишь по смыслу и интонационно.
Как и в любом сложном предложении, в нем несколько грамматических основ, фактически оно состоит из двух и более простых предложений.
Части бессоюзного предложения разделяются запятой, тире, двоеточием или точкой с запятой.
Метель не утихала, небо не прояснялось. (А.С. Пушкин)
Шестнадцать лет служу — такого со мной не было. (Л.Н. Толстой)
Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. (А.С. Пушкин)
Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережет их. (М. Горький)
Все остальные сложные предложения называются союзными — в них есть союзы, сочинительные или подчинительные. Примеры сочинительных союзов: и, да, или, но, а. Примеры подчинительных союзов: что, чтобы, потому что, если, когда.
5 бессоюзных предложений — примеры
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Привычка свыше нам дана: замена счастию она. (А.С. Пушкин)
Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. (Л.Н. Толстой)
Ветер выл жалобно и тихо, во тьме ржали кони, из табора плыла нежная и страстная песня-думка. (М. Горький)
Солнце садилось, ветер все крепчал, закат разгорался пурпуром. (В.Г. Короленко)
Бессоюзное предложение — сложносочиненное или сложноподчиненное?
Бессоюзное сложное предложение — отдельный вид сложного преложения. В нем смысловые связи между частями выражены менее отчетливо, чем при наличии союза, относительного местоимения или других служебных слов. Такой способ связи частей предложения называется паратаксис.
Одни бессоюзные предложения по интонации ближе к сложносочиненным, где обе части равноправны. Другие — к сложноподчиненным, где одна часть зависима от другой.
Нередко бессоюзное предложение можно превратить и в сложносочиненное, и в сложноподчиненное.
Пример: Зажегся свет, стали видны лица присутствующие.
Это предложение можно сделать сложносочиненным, добавив союз «и»: Зажегся свет, и стали видны лица присутствующих.
А можно превратить его в сложноподчиненное: Когда зажегся свет, стали видны лица присутствующих.
Виды бессоюзных предложений
Смысловые отношения между частями бессоюзных предложений могут быть разными:
Перечислительные — в этом случае ставится запятая или точка с запятой.
Я не видел вас целую неделю, я не слышал вас долго. (А.П. Чехов)
Причины — ставится двоеточие.
Я несчастлив: каждый день гости. (А.П. Чехов)
Следствия — ставится тире.
Мелкий дождик сеет с утра — выйти невозможно. (И.С. Тургенев)
Пояснительные — ставится двоеточие.
Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами. (А.С. Грибоедов)
Изъяснительные (поясняют действие из первой части, связанное со словами, мыслями: вспоминать, думать, смотреть, говорить и т.п.) — ставится двоеточие:
Опомнилась, глядит Татьяна: медведя нет… (А.С. Пушкин)
Сопоставительно-противительные — ставится тире.
Чин следовал ему — он службу вдруг оставил. (А.С. Грибоедов)
Условно-временные — ставится тире.
Увидишься с Горьким — поговори с ним. (А.П. Чехов)
Знаки препинания в бессоюзных предложениях: запятая, тире, двоеточие, точка с запятой
Бессоюзные предложения могут состоять из двух и более простых или сложных предложений, между которыми в зависимости от значения ставятся запятая, двоеточие, тире или точка с запятой.
Запятая в бессоюзных предложениях ставится:
Если части предложения близки по смыслу, между ними ставятся запятые.
Была без радости любовь, разлука будет без печали. (М.Ю. Лермонтов)
Ножи стучат, посуда звенит, масло шипит. (А.П. Чехов)
Тихи пруды, холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. (Н.В. Гоголь)
Запятая не ставится, если два простых предложения с союзом «и» между ними соединены бессоюзной связью с предшествующим предложением или вводным словом. В этом случае они приравниваются к однородным придаточным:
Кажется, погода налаживается и вскоре наступит потепление.
Точка с запятой ставится:
Если части предложения отдалены друг от друга по смыслу или содержат много второстепенных членов, имеют внутри себя запятые:
Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, еще сохраняющем последний отблеск зари. (М.Ю. Лермонтов)
Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы (И.С. Тургенев).
Если бессоюзное сложное предложение распадается на части, в свою очередь образующие бессоюзные сложные предложения:
Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели; только не сжата полоска одна. (Н.А. Некрасов)
Если бессоюзное соединение частей предложения сочетается с союзным:
Долго при свете месяца мелькал белый парус между темных волн; слепой все сидел на берегу, и вот мне послышалось что-то похожее на рыдание. (М.Ю. Лермонтов)
Двоеточие в бессоюзных предложениях ставится:
Когда основная часть высказывания содержится в первой части, а во второй части — пояснение, указание на причину etc:
Печален я: со мною друга нет. (А.С. Пушкин)
Об одном прошу вас: стреляйте скорее. (М.Ю. Лермонтов)
Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо, в глазах ощущалась тупая боль (А.И. Куприн)
Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила. (И.С. Тургенев)
Если в первой части имеются слова так, таков, такой и т.д., а конкретное содержание которых раскрывается во второй части:
Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой. (А.С. Грибоедов)
Одно было несомненно: назад он не вернется. (И.С. Тургенев)
Когда в первой части используются глаголы видеть, слышать, знать, понимать, чувствовать и т.п., а во второй части излагается увиденное, услышанное, понятое:
Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. (И.С. Тургенев)
Ты сам заметил: день ото дня я вяну. (М.Ю. Лермонтов)
Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды. (М. Горький)
Я сразу понял: медведь добывает мед. (В.К. Арсеньев)
Однако при отсутствии оттенка предупреждения в начале бессоюзного предложения ставится запятая: Слышу, земля задрожала. (Н.А. Некрасов)
Если вторая часть — неполное предложение, то может ставиться тире: Я думал — волк. Тире может использоваться и для передачи дополнительных оттенков значения.
Перед прямым вопросом, включенным в состав бессоюзного сложного предложения:
Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? (А.П. Чехов)
В бессоюзном предложении из трех частей может ставиться два двоеточия:
Ну, да это само собой разумеется: душа не яблоко: ее не разделишь (И.С. Тургенев)
Чтобы избежать повтора, одно из двоеточий в таких случаях нередко заменяют на тире.
Тире в бессоюзных предложениях ставится:
Когда основная часть высказывания содержится во второй части сложного предложения, а первая часть указывает время или условие, причину или уступку.
Гости разошлись — в доме стало тихо и грустно.
На улице была метель — выйти невозможно.
Меньше знаешь — крепче спишь.
Победим — каменный дом построишь. (А.Н. Толстой)
Когда смысловые части сложного предложения сопоставляются или противопоставляются друг другу:
Служить бы рад — прислуживаться тошно. (А.С. Грибоедов)
Если содержится указание на быструю смену событий:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова. (И.А. Крылов)
Если во второй части предложения содержится следствие, результат, вывод из первой части:
Он говорил — ему покорялись. (И.С. Тургенев)
Я бы в летчики пошел — пусть меня научат. (В.В. Маяковский)
Но даже в этом случае автор вправе использовать запятую или двоеточие, не подчеркивая интонационно следствие.
Если во второй части содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой части:
Посмотрит — рублем подарит (Н.А. Некрасов)
Если вторая часть бессоюзного сложного предложения представляет собой присоединительное предложение (можно вставить слово «это»):
На стене ни одного образа — дурной знак. (М.Ю. Лермонтов)
Перед местоименными словами так, такой, таков, если с них начинается присоединительное предложение:
Приказ есть приказ — так его воспитал фронт. (К.Д. Воробьев)
Запятая и тире в бессоюзных предложениях ставятся:
Если между двумя частями сложного предложения находится вводное слово. Это позволяет понять, к какой из частей относится данное слово, либо подчеркивает добавочный, пояснительный смысл второй части.
Поселок Первомайский был самым старым шахтерским поселком в этом районе, — от него, собственно, и начался город. (А.А. Фадеев)
Перед словамим «это», «вот», «так», «такой» в начале присоединительного предложения:
Если вам писать противно, скучно, не пишите, — это все равно получится скверно, фальшиво. (А.Н. Толстой)
В предложении, где первоначальная конструкция «ломается» для создания эффекта внезапного поворота:
Комната наполнилась шумом отодвигаемых стульев, в углу вспыхнул огонек спички, осветив кисть руки с длинными пальцами, испуганной курицей заклохтала какая-то барышня, — Самгину было приятно смятение, вызванное его словами. (М. Горький)
Источник