Почему не построили дом советов
Почему Дворец Советов так и не построили?
Дворец Советов — грандиозный замысел советского руководства, который так и не воплотился в жизнь. Правда ли, что строить в начале такое огромное сооружение было не из чего? Почему для башенной части выбрали фундамент аж 30-метровой глубины? И почему Дворец Советов так и не построили после войны? Об этом и не только расскажу сегодня.
ВНИМАНИЕ: Это вторая часть про историю Дворца Советов. Если вам интересно, как всё начиналось, то прочитайте мою предыдущую статью.
Строить не из чего
Подготовительные работы для строительства Дворца Советов начались в 1931 году со сноса храма Христа Спасителя. Интересно, что сооружение оказалось не таким уж и прочным. Стены достаточно легко разбирались. Поэтому историки склоняются к версии, что взрывать конструкцию потребовалось исключительно потому, что она была очень массивной.
Разборка храма Христа Спасителя, 1931.
Много времени потребовалось, чтобы разобрать все завалы. Только в конце 1932 года приступили к строительным работам. Кстати, окончательный проект Дворца Советов к тому времени ещё не выбрали. Однако и без этого у строителей хватало забот.
Площадка на месте храма Христа Спасителя после сноса, 1931.
Уже тогда стало понятно, что сооружение будет грандиозным. Однако не только в Москве, но и во всём Советском Союзе не существовало предприятий, которые смогли бы обеспечить такую масштабную стройку всем необходимым. Пришлось создавать новые заводы.
Советские инновации
Но самое интересное — это то, как осуществлялся приём крупных металлических конструкций для каркаса здания. Это делалось в Лужниках. Строительные элементы доставляли туда по Окружной железной дороге. Потом на грузовых трамваях конструкции уже перевозили на стройплощадку. То есть до метро «Кропоткинская».
Строители на площадке, 1938-1948.
Но до места возведения будущего Дворца Советов вагоны доехать на электрической тяге не могли. Провода сильно мешали бы подъёмным кранам. Поэтому до конечного пункта трамваи тянул мотовоз.
Кстати, эти же трамваи использовали для перевозки металлических деталей при строительстве Большого Каменного и Крымского мостов в 1937-1938 годах. Так что от возведения Дворца Советов была польза. Это помогло развиваться советской промышленности.
Изобретение новой стали
Особые требования предъявлялись к фундаменту. Вес Дворца Советов оценивался в 1,5 млн тонн. Такого «тяжёлого» здания не было на тот момент нигде в мире. Поэтому основание башенной части заложили на глубине 30 метров. Почвы в принципе позволяли это сделать.
Строительство Дворца Советов, 1938-1940.
Но мешала Москва-река, которая находилась очень близко. Из-за неё был высокий уровень грунтовых вод. Пришлось особое внимание уделять гидроизоляции фундамента. Работы начали 1 января 1935, а через 4 года основание высотной части завершили.
Для каркаса здания, как уже упоминалось, использовали металл. Его выбрали, потому что дворец был очень тяжёлым. Если бы стены строили из кирпича, то их ширина должна была достигать 10 метров. Поэтому решили использовать сталь.
Так должно было выглядеть пространство вокруг Дворца Совета после его постройки.
Для этого специально создали две новые марки. Они были очень прочными и практически не подвергались коррозии. Этот же материал хотели использовать для статуи В.И. Ленина, главного украшения Дворца Советов.
Трудности
Большой проблемой стала внешняя отделка. Никто не мог понять, чем нужно облицевать сооружение. Требования предъявляли замечательные: лёгкий, прочный, устойчивый к атмосферному воздействию материал. Правда в то же время он должен был быть нарядным и иметь приятный цвет.
Сначала обратились к мрамору. Но быстро поняли, что он не подойдёт. Решили использовать гранит. Однако он был очень тяжёлым. Его могли применить только до высоты 35 метров над землёй. Далее сооружение решили облицевать металлическими плитами.
Панорама строительства Дворца Советов, 1940-1941.
Трудности возникли и с освещением статуи В.И. Ленина на вершине Дворца Советов. Предлагались разные варианты: начиная от изготовления скульптуры вождя пролетариата из молочного стекла, заканчивая мыслью проделать в статуе дырки, чтобы свет шёл изнутри. Но в итоге решили использовать специальные прожекторы.
Война и отказ от всех замыслов
Как только началась Великая Отечественная война, строительство Дворца Советов прекратилось. Но его конструкции начали разбирать только летом 1942 года. Это было связано с тем, что немецкая армия захватила Донбасс. СССР остался без угля. Пришлось возрождать месторождения около Воркуты. А для этого требовалось восстановить железную дорогу, чтобы наладить поставки.
Вот, что осталось от Дворца Советов, 1947.
Очень прочную сталь использовали для реконструкции мостов, по которым потом двигались тяжёлые составы с грузом. К весне 1943 года каркас Дворца Советов разобрали полностью. Несмотря на это, над проектом продолжали работать. В том числе, Б.М. Иофан, эвакуированный в Свердловск (Екатеринбург).
После завершения войны идею возродили. Экономические трудности вынудили придумать новый проект. Высота здания уменьшилась на 100 метров. Это отразилось на общих размерах сооружения и вместимости залов. Но такой вариант советское руководство не устраивал. Б.М. Иофан «промучался» до 1956 года, придумав ещё несколько проектов. Но все они были отклонены.
К идее снова возвращались в тех же 50-х. Даже проводили конкурсы на лучший проект. Но это ни к чему не привело. В 1963 году работы по созданию Дворца Советов закончились. Он был просто не нужен. Тем более на месте, где должно было располагаться сооружение, уже разместился бассейн «Москва». Про его историю можете почитать здесь.
Бассейн «Москва».
С 1961 работал Кремлёвский Дворец съездов. И необходимости в таком же сооружении просто более масштабном, не видели. Так бесславно закончилась, пожалуй, самая грандиозная стройка советской Москвы.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог. Также напоминаю, что у меня есть страница в Instagram, где я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!
Источник
Почему Дворец Советов никогда бы не построили?
Дворец Советов — самое шикарное здание Советской эпохи, которого мы с вами никогда не увидим. Почему главное сооружение страны так и не построили? Правда ли, что сначала не было вообще никакого представления о том, как Дворец Советов должен выглядеть? И каким образом архитекторы делали проекты, если не знали, как такое здание строить? Об этом и не только расскажу сегодня. Будет очень интересно!
Зачем Дворец Советов был нужен?
Впервые идея строительства Дворца Советов появилась в 1922 году во время Первого съезда Советов. Предложение прозвучало в речи С.М. Кирова. По его словам, депутатов было много, а места, где бы все они могли собраться одновременно, не существовало.
1-ый Съезд Советов в Большом театре, 1922.
К тому же, Киров отмечал, что на Западе постоянно говорят, что в Стране Советов бесцеремонно рушат архитектурные памятники «буржуазной» эпохи. Так вот на их месте должен появиться шикарный дворец для рабочих и крестьян, от которого бы у всех за границей отвисла челюсть.
Также предполагалось, что строение станет своего рода «завершающим» зданием. И будет архитектурным центром столицы. Однако времена тогда были трудными, и о возведении такого монументального сооружения не могло быть и речи. Вернулись к вопросу в 1930 году.
Хотели чего-то такого…сами не знали, чего
Интересно, что никто даже не представлял, как должен выглядеть Дворец Советов. Понимали только, что необходим огромный зал на несколько тысяч человек. А то в Большом театре, где проводились съезды ВКП(б), всё равно было немного места. Да еще и эта роскошь…не по-советски.
Ещё одной необычной идеей было желание приспособить Большой зал Дворца Советов под шествия и демонстрации. Чтобы понять, как должно выглядеть здание, устроили предварительный конкурс на эскизный проект.
В нём участвовали практически все известные архитекторы Москвы того времени. Изначально, место под Дворец Советов было не определено. Предпочтение отдавалось площади на месте Храма Христа Спасителя. Но архитекторам разрешили пофантазировать и на других участках столичной местности.
Любопытно, что никаких конкретных задач перед авторами не ставили. Они должны были полностью придумать вид будущего Дворца Советов.И предоставить пояснительные записки, чтобы донести свой замысел (это сделали единицы). Проекты предлагались разные: от интересных до совсем уж странных. Листайте фото, чтобы посмотреть.
Проект бригады архитектора В. Балихина, 1931.
Проект бригады архитектора В. Балихина, 1931.
Проект бригады архитектора В. Балихина, 1931.
Проект бригады архитектора В. Балихина, 1931.
Проект бригады архитектора В. Балихина, 1931.
Конкурсам нет конца
Итогом конкурса стало лишь то, что окончательно удалось определиться с местом. Дворец Советов должен был разместиться там, где располагался храм. Но с проектом самого здания ясности не было. Поэтому пришлось снова проводить конкурс. Причем к архитекторам уже предъявляли более конкретные требования.
Участников было очень много. На рассмотрение пришло 160 проектов. Причем не все из них сделали советские архитекторы. Были представители США, Италии, Германии, Швейцарии и даже знаменитый Ле Корбюзье из Франции. Идей высказали много. Листайте фото.
Проект архитекторов А. Жукова и Д. Чечулина, 1931.
Проект архитекторов А. Жукова и Д. Чечулина, 1931.
Проект архитекторов А. Жукова и Д. Чечулина, 1931.
Проект архитекторов А. Жукова и Д. Чечулина, 1931.
Победителями признали творения И.В. Жолтовского, Б.М. Иофана и…американского архитектора Г. Гамильтона.
Проект Г. Гамильтона.
Несмотря на то, что идеи их были оригинальны и симпатичны руководству, окончательного понимания облика Дворца Советов так и не появилось. Пришлось проводить еще конкурсы. В итоге за основу приняли проект Б.М. Иофана.
Победивший проект Б. Иофана.
Сначала придумали, потом учились как делать
Работать архитектору спокойно не дали. Его объединили с другими коллегами, по сути, бывшими соперниками (Щуко и Гельфрейх). Они видели Дворец Советов абсолютно по-другому. Под их напором Иофан сдался. Его эскиз превратился вот в это.
Высота сооружения составляла 415 метров, 100 из которых занимала статуя В.И. Ленина. Ничего, что очень длинно. Ничего, что фундамент мог не выдержать. И, конечно, ничего, что статую вождя пролетариата полгода бы скрывали облака из-за московского климата.
Началось самое интересное. После утверждения эскиза, в конце 1934 года, архитекторы поехали в учебное турне по Европе и США, чтобы понять, как строить высотные сооружения. Даже не знаю, что сказать…
До музея как до звезды или почему не вышло?
После полученных знаний, Дворец Советов стал немного меньше. Он должен был вмещать 21 тысячу человек в большом зале и 6 тысяч в малом. Чтобы уместить такое монументальное сооружение, пришлось бы снести пару кварталов на Волхонке, а ГМИИ им. Пушкина передвинуть на 100 метров.
Строительство Дворца Советов, 1938-1940.
Верхние помещения Дворца Советов, кстати, приспособить под музеи. Но потом подсчитали, что напрямую подняться у посетителей не получится из-за особенностей конструкции. Пришлось бы сначала воспользоваться лифтом, потом эскалатором, а потом снова лифтом. Вся дорога занимала около 20 минут. Долго, конечно. А как доставлять на место экспонаты — вообще было непонятно.
Строительство Дворца Советов, 1938.
Именно эта башня постоянно тормозила строительство. Не имея почти никакого функционального значения, она требовала огромного количества дорогостоящих материалов. И самое главное — времени. Если бы от этой части здания отказались, то строительство могли бы начать на полтора года раньше. Тогда к Великой Отечественной войне каркас большого зала был бы готов наполовину. Но не получилось.
Стальные конструкции каркаса Дворца Советов, 1940.
В этом частично кроется причина того, что Дворец Советов так никогда и не возвели. Уж слишком было крутое сооружение. Оно требовало безумного количества ресурсов и времени, которых в СССР в те годы предоставить не могли.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Если вам эта тема понравилось, пишите об этом в комментариях. Я продолжу писать статьи про Дворец Советов. Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог. Также напоминаю, что у меня есть страница в Instagram, где я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!
Источник
Забытый символ коммунизма. Почему Дворец Советов так и не построили (10.01.2014)
Помещичий дом по вертикали
5 декабря 1931 г. был взорван храм Христа Спасителя. Незадолго перед этим объявили международный конкурс на проектирование главного здания страны — Дворца Советов, место под которое расчистил взрыв храма.
Новая власть, новая идеология, глобальный замах на тотальное счастье человечества требовали адекватного воплощения в сооружении, которое было бы «видно со всего мира».
Конкурс вызвал всенародный отклик: эскизы с идеями Дворца Советов присылали школьники и рабфаковцы, активные пенсионеры и жилтоварищества. Только профессиональных архитектурных проектов было 160, из них 24 — от зарубежных мастеров. Несмотря на большое число блистательных работ, Совет строительства, объявив итоги второго тура, присудил победу проектам Б. Иофана, И. Жолтовского и американца Г. Гамильтона. Все три победителя представили проекты помпезных, тяжеловесных сооружений, восходящих к стилю ампир. При этом были проигнорированы яркие, современные проекты братьев Весниных, архитекторов немецкой архитектурной школы «Баухауз», самого, пожалуй, популярного в мире мастера Ле Корбюзье.
Автор неосуществлённого проекта Дворца Советов Борис Михайлович Иофан. Фото: РИА Новости / Елизавета Микулина
1920-е гг. оказались в СССР временем триумфа конструктивизма — нового стиля, в котором архитектурный образ создаётся минимальными средствами. Постройки Константина Мельникова, Ильи Голосова, Моисея Гинзбурга, тех же братьев Весниных, смелые проекты Татлина и Эль Лисицкого успели снискать мировую славу новому советскому зодчеству. И вдруг — демонстративный отказ от этих завоеваний, программное возвращение к «большому стилю» империи.
Разочарование архитектурной общественности было столь велико, что мировые лидеры нового зодчества написали удивлённые письма на имя Сталина, которого наивно именовали президентом. Международный конгресс современной архитектуры, объединявший передовых мастеров, намечал в 1933 г. собраться в Москве в четвёртый раз, но итоги конкурса на Дворец Советов побудили отказаться от этой затеи. Как обескураженно писал Луначарскому Ле Корбюзье, «народ любит королевские дворцы».
Проект Дворца Советов архитектора Бориса Иофана. Фото: РИА Новости / Михаил Филимонов
Отказ от революционных архитектурных идей в пользу традиционных был не первым. Примерно так же завершился конкурс на Красный стадион на Воробьёвых горах. Сильнейшим в конкурсе на Дворец Труда признали конструктивистский проект братьев Весниных, но почему-то присудили ему не 1-е, а только 3-е место (видно, чтобы не ориентировать всю советскую архитектуру на новый стиль), к реализации же проекта так и не приступили. В конкурсе на здание Центрального телеграфа победил талантливый конструктивист Григорий Бархин, но при воплощении проекта старому мастеру Ивану Рербергу поручили одеть здание с просвечивающим каркасом в «приличную» каменную шубу. Точно так же победителям конкурса на здание гостиницы «Москва» не позволили полностью воплотить смелый проект — на стройплощадке его «скорректировал» в академическом духе Алексей Щусев — проверенный старый мастер.
Как считает Юрий Волчок, профессор МАрхИ, дело здесь не в личных предпочтениях Сталина. Ставший привычным за два века помещичий дом с колоннами в большей мере соответствовал представлению народа о главном здании страны.
Изображение Дворца Советов на «Плане города Москвы», составленного и изданного в 1940 году Геодезической конторой Управления планировки г. Москвы. Фото: Public Domain
Остался подземный вход
Как известно, Дворцу Советов было суждено остаться гигантским миражом: 416-метровая огромнейшая в мире «высотка» массой 1,5 млн тонн, четверть которой — колоссальная фигура Ленина (один лишь указательный палец вождя — двухэтажный дом), раздавила бы историческую застройку Москвы. Вмешалась война: уже построенные на высоту семи подземных этажей сваи фундамента из высокопрочной стали разобрали на противотанковые «ежи». А после войны никому не хотелось ковыряться в непролазной грязи Черторыйского ручья, место стройки перенесли на гребень Ленинских гор, да как-то незаметно Дворец Советов заменили новым зданием МГУ.
Лев Руднев, став архитектором новой «высотки», имел очень жёсткие сроки окончания проектирования, поэтому в основу положили проект Иофана, тем самым была подчёркнута преемственность здания МГУ по отношению к Дворцу Советов. Да и остальные шесть московских небоскрёбов имеют генетическое родство с неосуществлённым проектом.
Их создание силами советских зодчих, конструкторов, материаловедов, строителей было, по мнению того же Ю. Волчка, технологическим прорывом, сравнимым с полётом в космос. Без этих высоток у нас не было бы массового строительства, страна не переселилась бы из бараков в хрущёвки, сегодня анекдотичные, но в своё время спасительные для страны, погрязшей в решении квартирного вопроса.
Конкурс на проектирование Дворца Советов совпал по времени с разработкой первого генплана Москвы 1935 г. Идея вертикали, которая «держит» мегаполис, не потеряла актуальности и сегодня. Принцип полицентризма, определённый Дворцом Советов, актуален и теперь, когда столица приросла юго-западной «манишкой», и опять требуется международный конкурс архитектурных идей, чтобы новая Москва не оказалась жалкой околицей Москвы исторической. Существуй Дворец Советов в реальности, считает Юрий Волчок, букет стекляшек, именуемый Сити, отодвинулся бы значительно дальше от центра города (как квартал небоскрёбов Дефанс в Париже убрали из зоны видимости Эйфелевой башни).
А нам на память от Дворца Советов осталась станция метро — прежде одноимённая, сегодня известная как «Кропоткинская», работы превосходного мастера Алексея Душкина, лучшая, может быть, среди метрополитенов мира. Когда-то она замышлялась как… подземный вестибюль Дворца Советов. Вот бы, кстати, вернуть ей историческое название!
В декабре 2013 года ушел из жизни журналист «Аргументов и фактов» Савелий Кашницкий. В память о талантливом коллеге и замечательном человеке АиФ.ru публикует лучшие материалы автора за последние годы. О Савелии Кашницком>>
Материал из еженедельника «АиФ» №1-2 от 11 января 2012 г.
Источник
Дворец Советов: что помешало постройке самого грандиозного здания в мире
30 декабря 1922 года на первом Съезде Советов было провозглашено создание СССР. Тогда же С.М. Киров выдвинул амбициозную идею – построить Дворец Советов, который стал бы символом страны.
Однако к воплощению задумки приступили только в 1931 году. На каждом этапе – от проекта до подготовки к воплощению и начала грандиозной стройки – Дворец Советов был сооружением, подобного которому в мире не существовало.
Борьба архитектурных стилей
В июне 1931 года объявили конкурс проектов. Через несколько месяцев был уничтожен храм Христа Спасителя. «Отжившее», по замыслам властей, должно было уступить место новому. На конкурс подавали заявки как профессиональные архитекторы, так и рядовые граждане Союза. В числе участников конкурса был также великий французский архитектор Ле Корбюзье.
Во второй тур вышли работы Б. Иофана, И. Жолтовского и Г. Гамильтона. Все три проекта были выдержаны в монументальной стилистике. Позже подобный стиль назовут «сталинским ампиром». Выбор этих проектов знаменовал конец эпохи советского конструктивизма – легкость и ажурность уступили место помпезности и массивности. Оскорбленный игнорированием своего продуманного проекта Ле Корбюзье писал: «Народ любит королевские дворцы».
В 1933 году был определен победитель — строительство должно было вестись по проекту Б. Иофана. Но эскиз-победитель сильно отличался от итогового варианта.
Трансформация идеи
Знаменитой башни с фигурой Ленина на первом эскизе не было: Дворец Советов выглядел как комплекс зданий, а на башне располагалась фигура Освобожденного Пролетария. Постепенно башня приобретала уровневую структуру, сопровождающие здания убирались. Высота здания должна была составлять 420 метров, из которых 100 – это высота статуи.
Грандиозная статуя Ленина (один палец вождя был величиной с двухэтажный дом) на верхушке появилась только в 1939 году. Мысль сделать здание постаментом принадлежала не Иофану, а итальянцу Бразини. Сам Иофан хотел расположить памятник перед Дворцом, но властям пришлось по вкусу предложение Бразини.
В центральной части Дворца предусматривался Большой зал на 22 тысячи человек. Сцена находилась в середине, зрительские ряды шли амфитеатром. Рядом с ним размещались фойе, подсобные помещения, Малый зал. В высотной части находились палаты Верховного Совета СССР, Президиум, кабинеты.
Грандиозная стройка
По проекту для строительства Дворца и всей инфраструктуры потребовалось бы снести едва ли не все исторические здания Волхонки. Предполагалось сделать грандиозную автостоянку, залитую бетоном площадь, отодвинуть ГМИИ им. А. С. Пушкина.
На стройплощадке впервые в СССР выполнили предварительный анализ грунта с помощью колонкового бурения – пробурили ряд скважин глубиной до 60 метров и проанализировали состав почвы. Место оказалось удачным – на этой территории располагались плотные известняки и скальный «островок». Чтобы грунтовые воды не подтачивали фундамент, впервые применили битумизацию: вокруг котлована пробурили почти 2000 скважин, в них залили битум. Дополнительно установили откачивающие воду насосы и добавили изолирующее покрытие.
Для финальной облицовки грандиозного сооружения построили камнеобрабатывающий комбинат, который потом «помог» сделать Москву гранитной: на нем обрабатывались каменные панели для метро, мостов и домов.
Для производства бетона для Дворца недалеко от него был основан завод. На строительство фундамента (также спроектированного особым образом – в виде колец) потребовалось 550 тысяч кубометров бетона. Диаметр каждого кольца составлял около полутора сотен метров. На них устанавливались 34 колонны. Площадь одной колонны в поперечном сечении составляла 6 кв. м. На такой колонне мог уместиться автомобиль.
Каркас здания создавался из особой марки стали, созданной специально для строительства – «ДС». Вспомогательный каркас, направлявший нагрузку на основной – из устойчивой к коррозии стали, попроще. Рядом с Ленинскими горами был основан завод, где элементы подготавливали к монтажу.
Основной каркас решили монтировать на бетонных кольцах. Чтобы поднимать балки, на этих кольцах предполагалось собирать краны. Чем выше, тем меньше кранов: монтаж статуи должен был осуществлять только один кран.
Финал строительства
Проект предполагалось завершить к 1942 году. В 1940-м каркас достиг семи этажей, но началась война. Качественная сталь требовалась для производства противотанковых ежей, и пришлось демонтировать каркас. После войны у страны не было ресурсов на подобные сооружения. Проект перенесли на Воробьевы горы, где постепенно вместо Дворца выросло здание МГУ. В основу высоток был положен проект Иофана, и общие черты хорошо видны.
Еще одним следом от проекта служит станция метро «Кропоткинская» – она замышлялась как подземный вестибюль Дворца и построена с максимальным размахом.
Источник