Построить доходный дом спб
Все о строительстве доходных домов СПб – от материалов до планировок
После основания новой столицы Петр Первый издал ряд указов, в которых запрещал строить каменные здания везде, кроме Петербурга — там должны были возводиться только кирпичные дома. Это оказалось неосуществимым. К первой половине XIX века здания из кирпича составляли только треть городской застройки — остальные дома были из дерева. Большинство кирпичных доходных домов располагалось в центре, где Комитет городских строений запретил деревянную застройку.
В 80-е годы XIX века в градостроительной истории Петербурга кирпичных домов впервые стало больше, чем деревянных. К началу 90-х годов в Северной столице ежегодно возводили в среднем 480 домов — по 220 деревянных и 260 каменных. К концу XIX века в центре города, на участке от Крюкового канала до Фонтанки, количество кирпичных доходных домов составляло около 96%. А поскольку каменные дома зачастую были многоквартирными, уже в конце XIX века четверо из пяти петербуржцев проживали в таких зданиях.
Интересно, что визуально Петербург все же казался каменным градом, поскольку от 30 до 70% деревянных домов оштукатуривались. Это продлевало срок службы древесины в условиях повышенной влажности и поднимало престиж зданий, а значит — стоимость аренды квартир.
Как строили доходные дома
Здания с квартирами для сдачи внаем возводили максимально быстро. Российский историк и краевед Иван Пушкарев так описывал строительство зданий: «положат фундамент, а через 5 месяцев уже стоит большой дом из кирпича в три и более этажа. А на следующий год в нем проживают постояльцы». В 1845 году для надворного советника В. Г. Жукова всего за 50 дней был возведен четырехэтажный доходный дом, побивший рекорды скорости строительства. Новые дома заселялись очень быстро, практически сразу по готовности, с нарушением годичного правила просушки.
Материалы для строительства
Дерево
Наиболее часто для строительства использовали сосновые бревна из кондового леса. Такие бревна долго не гнили, и дома могли простоять до 200 лет. Крыши были тесовыми, двускатными. Во второй половине XIX века стали делать железные крыши. Оконные рамы и двери также были из древесины и обрамлялись наличниками. Дерево использовалось и при возведении кирпичных домов — до второй половины ХХ века из него делали межэтажные перекрытия.
Кирпич
Это второй по популярности материал для строительства доходных домов. В XVIII веке кирпичи в Санкт-Петербурге производились вручную на заводах, принадлежащих государству. В XIX веке появляется много частных заводов. В качестве сырья используются разные виды глины. Особенно ценной считается ижорская. С конца XIX века на заводах появляются кирпичеделательные машины, которые производили до 3 тысяч кирпичей в час. Но механизмы нередко выходили из строя, поэтому ручное формирование оставалось главным.
Природный камень
В XIX веке природный камень используется не для строительства, а для облицовки зданий. В Петербурге были популярны:
- мрамор,
- гранит,
- песчаник,
- известняковые плиты,
- горшечный камень,
- туф.
Впервые вместо привычной штукатурки использовали мраморную и гранитную облицовку при строительстве дворца графа Г. Г. Орлова по проекту А. Ринальди, из-за чего дом был назван Мраморным.
Мраморный дворец — шедевр архитектуры раннего екатерининского классицизма. Построен в 1768—1785 годах по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди.
Стекло
С 30-х годов XIX века на петербургских доходных домах появляются эркеры — остекленные выступы, прозванные жителями города «фонарями». Знаменитыми витражами дома Северной столицы стали украшать в конце XIX века, а их повсеместное распространение пришлось на начало ХХ века с расцветом архитектурного стиля модерн. В жилых домах витражи устанавливали в вестибюлях и на парадных лестницах.
Как выгодно и безопасно купить квартиру в новостройке
Основные архитектурные стили
Классицизм
Когда бум строительства доходных домов еще не начался, в архитектуре Петербурга преобладал классицизм. Поэтому некоторые здания с квартирами для сдачи внаем оснащались роскошными колоннами, портиками, пилястрами, фронтонами. Но основной принцип классицизма — симметричная система здания с подчеркнутым центром — плохо сочетался с назначением доходных домов, где не было единой внутренней структуры. Почему? Читайте здесь. Постепенно архитекторы стали отходить от привычного стиля.
Стилизаторство
В 30-х годах XIX века при возведении доходных домов пытаются совместить практичность и экономичность, поэтому фасады практически не декорируют. Желание архитекторов бороться с однообразными обликами зданий приводит к рождению историзма или «ретроспективного стилизаторства». Начинается период использования мотивов барокко, ренессанса, готики. Современники говорили, что это дома в мавританском, русском, греческом вкусе.
Дом Мурузи — самый известный доходный дом в мавританском стиле. Здание было оснащено пятью парадными лестницами, а на пяти этажах располагались редкие для того времени квартиры с водопроводами. Жилье в этом доме снимали основатели русского символизма — Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский. А с 1955 по 1972 год в доме Мурузи проживал Иосиф Бродский.
Дом был построен в 1877 гг. по проекту архитектора Серебрякова для «миллионера и византийского князя» А. Д. Мурузи.
«Кирпичный стиль»
В последней четверти XIX века набирает популярность «кирпичный стиль» с неоштукатуренными поверхностями кирпичной кладки. Этот способ строительства позволял удешевить возведение и обслуживание доходных домов, поскольку в условиях повышенной влажности штукатурка быстро портилась и нуждалась в регулярном восстановлении. Позже фасады кирпичных зданий начали украшать полихромным кирпичом и керамической плиткой.
Северный модерн
В начале XX века формируется новый архитектурный стиль — модерн. В Петербурге получил распространение северный модерн, зародившийся в Финляндии и Швеции. Особенности стиля — лаконичные архитектурные облики зданий с фасадами, облицованными гранитом. Особую красоту домам придают нестандартные формы оконных проемов и растительные орнаменты в оформлении.
Один из наиболее известных представителей северного модерна — архитектор Ф. И. Лидваль. Он спроектировал и построил для графа М. П. Толстого один из лучших образцов нового стиля — жилой комплекс с тремя арками. Именно здесь были запроектированы первые петербургские квартиры-студии со скромной передней и альковом, разделенными перегородками. Кухни и уборные оставались общими — по одной на блок из 12 квартир.
Доходный дом графа М. П. Толстого. Строительство завершено в 1912 году. Для постройки выделен узкий участок между Троицкой улицей и Фонтанкой.
Виды планировок
Галереи
Галерейными были первые доходные дома Петербурга, созданные по образцу европейских зданий. Входы в квартиры или каждую комнату располагались на открытых галереях. Но даже с остекленными галереями из-за особенностей петербургского климата в таких домах было холодно и неуютно. Преимущества галереи, которую можно было использовать как общий коридор, жители Северной столицы не оценили, поскольку привыкли к анфиладам.
Двусторонние анфилады
Уличные корпуса доходных домов с анфиладами всегда были двусторонними — с окнами на улицу и во двор. В каждой квартире располагались две параллельные анфилады: вдоль дворового фасада шли жилые помещения, а вдоль уличного — парадные. Двустороннее жилье пользовалось повышенным спросом из-за наличия престижного уличного фасада.
Односторонние анфилады
Вдоль границ участков доходных домов строили флигеля с одним дворовым фасадом. Стены, выходившие на соседние участки, делали глухими, поскольку к ним примыкали флигеля других домовладельцев. Квартиры были односторонними, с окнами во двор. Но комнаты также располагались анфиладно: от парадной лестницы шли квадратные парадные комнаты с 2-3 окнами, за ними располагались вытянутые жилые комнаты с одним окном, а возле черной лестницы была кухня, которая замыкала анфиладу.
Квартиры с коридорами
В доходных домах такое жилье появляется в 60-х годах XIX века. Анфиладная планировка остается, а коридоры используются как помещения для прислуги. В уличных корпусах коридоры находятся между анфиладами, а в дворовых — вдоль глухой стены. В середине 80-х годов в доходных домах появляются первые квартиры с изолированными комнатами.
Секционная планировка
Изначально кухни могли быть где угодно, на усмотрение квартиросъемщиков. Разделение комнат с учетом их функций появляется только к середине XIX века, когда рукомойники и уборные соединяют системой труб с выгребными ямами.
Тогда начали располагать хозяйственные помещения строго друг над другом. Так сформировался новый и все еще актуальный вид планировки — секционный, при котором кухни поэтажно находятся одна над другой.
Прародители хрущевок
В начале ХХ века с появлением общедомовых систем канализации и отопления отпала необходимость в черных лестницах. А сами квартиры стали теснее: потолки уменьшились с 4,2 до 2,8 метров, средняя площадь комнат стала около 11 м². Появляются совмещенные санузлы, а вместо полноценных кухонь в однушках делают кухонные ниши. Но такое жилье было исключением. Массовыми подобные квартиры станут спустя 60 лет, когда начнут возводить хрущевки, подробно описанные в этой статье.
Краткий вывод
Хотя основатель Санкт-Петербурга Петр I и мечтал о каменном граде, до конца XIX века большую часть городской застройки составляли деревянные дома. Каменные здания, большинство из которых были доходными домами, располагались только в центре. Но постепенно все больше зданий возводится из кирпича. В связи с этим происходит и поэтапная смена архитектурных стилей: на смену классицизму приходит историзм, затем «кирпичный стиль», за ним — северный модерн. Планировки доходных домов также претерпевают изменения. От галерей, распространенных в Европе, быстро отказываются в пользу привычных анфилад, которые по мере развития бытовых удобств сменяются секционной планировкой, используемой в строительстве современных домов.
Подпишитесь на новые статьи о продаже квартир
Источник
7 самых красивых доходных домов Петербурга
Доходный дом — это жилой дом, построенный на деньги владельца с целью отдавать квартиры в этом доме в аренду. Такие дома появились в Петербурге в середине 19 века, но особую популярность получили на стыке 19 и 20 веков.
Отличительная черта доходных домов — это их красота. Инициаторы строительства вкладывали в своё детище большие деньги и нанимали талантливых архитекторов. А всё дело в конкуренции: домов в Петербурге было много, и состоятельные жильцы выбирали себе жилье не только по удобству, но и по красоте.
В этой статье я расскажу про самые красивые доходные дома Петербурге. Я отобрал 7 лучших и расставил их по местам в топе. Все фото в статье сделаны мной же. Начнём?
7. Доходный дом Путиловой
Архитектурный стиль: Северный модерн
Архитектор: Претро
Дата постройки: 1907
Доходный дом Путиловой, вид со стороны Большого проспекта Петроградской стороны
И начнём мы с яркого представителя довольно редкого для России стиля — северного модерна. Данный стиль характерен для Скандинавии, а его отличительными чертами являются натуральные материалы, характерные для северных стран (финский гранит, декоративная шероховатая штукатурка), а также обилие других черт, отсылающих нас к скандинавской культуре.
В лучах солнца серое здание приобретает желтоватый тёплый оттенок. Стоит отметить орла, расположенного на углу здания — он является самым настоящим символом доходного дома Путиловой
Архитектором этого прекрасного дома является Ипполит Претро — талантливый русский архитектор шведско-финского происхождения. Он был очень талантливым архитектором, и творил всю свою жизнь — сначала в царской России, потом в Советском Союзе. Но, увы, жизнь его прервалась трагично — он был репрессирован и расстрелян в 1937 году.
Разноразмерные окна интересных форм украшают внешний вид здания
Интересный факт — данное здание подверглось реставрации в 2012 году, и его внешний вид значительно выиграл от этого (увы, так бывает не всегда). А дело в том, что при реставрации использовались исторические материалы из карьеров Карелии и даже Финляндии. Поэтому сейчас здание выглядит так, как оно выглядело 100 лет назад! Именно точно воссозданный исторический облик придает этому дому особую красоту, поэтому он и фигурирует в данном топе.
6. Собственный доходный дом Никонова
Архитектурный стиль: Неорусский (псевдорусский)
Архитектор: Никонов
Дата постройки: 1900
Внешний вид фасада доходного дома Никонова
Доходный дом Никонова известен жителям Петербурга под забавным прозвищем «дом-пряник», и это не удивительно. Дом построен в неорусском стиле, поэтому фасад здания изобилует изразцами и красочными кокошниками в старорусском стиле.
Во дворе здания я обнаружил вот такую вот башню — она служит черной лестницей внутри здания
Данный доходный дом был построен Николаем Никоновым — одним из самых известных архитекторов Санкт-Петербурга на рубеже 19 и 20 веков. Большая часть его строений выполнена в неорусском стиле — архитектор любил русскую народную культуру, поэтому и доходный дом, который он фактически строил сам для себя, был исполнен в этом стиле.
Забавно, что Никонов был самоучкой — он был исключён из академии художеств и получал архитектурное образование самостоятельно. Как мы можем видеть, он вполне с этим справился и стал одним из знаковых архитекторов Петербурга.
Так выглядит выход из двора-колодца дома Никонова
Но вернёмся к доходному дому. Пожалуй, этот дом является самым ярким представителем неорусского стиля в архитектуре Петербурга. И хотя он и находится на небольшой и узкой улочке, пройти мимо этого здания и не обратить на него внимание просто невозможно — уж очень оно красочное и необычное. Однако, я ставлю его лишь на шестое место, так как следующие пять кандидатов явно не уступают дому Никонова в красоте.
5. Доходный дом купца Полежаева
Архитектурный стиль: модерн
Архитектор: Яковлев И.И.
Год постройки: 1915
На этот дом я наткнулся случайно — ехал по делам и увидел в окно автобуса этот «замок». Пришлось спешно выйти и посмотреть — что же это за здание.
Фасад здания
Оказалось, что это — доходный дом, построенный в 1915 году для хлеботорговца Полежаева. Роскошный и монументальный семиэтажный дом, выполненный в стиле модерн, расположен на пересечении Старорусской и Новгородской улиц.
Любопытно, что купец-старообрядец Полежаев решил вложить свои деньги в недвижимость, и сделать это не в центре города, как это делали другие, а построил свой доходный дом практически на окраине, в промышленном районе. Сделал он это с мыслью о перспективном развитии города, и не прогадал — сейчас это место хоть и не самый центр города, но и точно не его окраина.
С архитектурной точки зрения здания очень интересно — оно удивляет своим размером ( в то время доходные дома было принято строить с меньшим размахом), а также массой архитектурных деталей — начиная с , и заканчивая элегантными башенками, венчающими здание.
Кстати, в этом доме снимался небезызвестный сериал «Мастер и Маргарита» 2006 года. Именно здесь были сняты все сцены в «нехорошей квартире». Так что внутреннее убранство этого дома нам тоже известно, по сериалу. И, увы, интерьеры здания выглядят куда хуже, чем его экстерьер.
4. Собственный доходный дом Басина
Архитектурный стиль: Неорусский (псевдорусский)
Архитектор: Басин, Никонов
Дата постройки: 1879
На четвёртое место я решил поставить ещё один дом в псевдорусском стиле, и в создании которого также поучаствовал архитектор Никонов. Однако главным архитектором, автором проекта и по совместительству владельцем доходного дома стал Николай Басин. Доходный дом Басина находится прямо напротив Александринского театра, в самом центре Петербурга.
Внешне дом снова отсылает нас к древней русской культуре — кокошники, резные формы: всё выглядит так, будто бы старинный деревянный русский дом покрасили розовой краской.
Но есть мнение, что данный дом является градостроительной ошибкой — он портит ансамбль района, в котором расположен. Ведь все окружающие его дома построены в стиле классицизм (в их числе и знаменитая улица Зодчего России, идеально симметричная и строгая улица), и только одно пёстрое «пятно» стягивает на себя внимание смотрящих.
Однако, я не просто так поставил этот дом на 4 место, ведь он прекрасен! Очень красивое архитектурное творение и отличный пример неорусской архитектуры.
3. Доходный дом Иоффа
Архитектурный стиль: Неоклассицизм
Архитектор: Лишневский
Дата постройки: 1914
Тройку лидеров открывает одно из самых известных зданий Петербурга — дом на пяти углах. Ни одна подборка фотографий из Петербурга не обходится без этого здания, однако, обычно все восхищаются ансамблем «пяти углов», а не доходным домом Иоффа отдельно.
Дом Иоффа по своей форме напоминает утюг — его главный фасад стоит центральным углом по отношению к улице. Но в этом и кроется задумка архитектора — выделить угол, разместить на нём башню, и, тем самым, превратить доходный дом в архитектурную доминанту «пяти углов».
Я не буду вдаваться в подробности о том, кто жил в этом прекрасном доме, так как речь в данной статье совсем не об этом. Касательно архитектуры — это здание действительно очень красиво, и, не смотря на свою строгость и серый цвет, для многих именно оно является символом Санкт-Петербурга.
2. Собственный доходный дом Розенштейна
Архитектурный стиль: Неоготика
Архитектор: Розенштейн, Белогруд
Дата постройки: 1915
Самый известный дом на Петроградской стороне, архитектурная домината площади Льва Толстого, «дом с башнями» — всё это про него, про доходный дом Розенштейна!
Первоначальный проект здания разрабатывал сам Розенштейн, но в процессе всё-таки был вынужден привлечь к строительству архитектора Белогруда. Именно у него возникла идея воплотить в здании средневековые готические мотивы (Белогруд был большим любителем средневековой архитектуры) — отсюда и появились легендарные две башенки, в итоге и сформировавшие окончательный облик здания.
Не знаю как для вас, но для меня это здание — одно из самых красивых в Петербурге. Это архитектурный шедевр, не похожий на другие постройки Санкт-Петербурга и не являющийся мейнстримным символом города. Всем, кто никогда не был на Петроградской — советую, хотя бы ради этого доходного дома!
1. Доходный дом Веге
Архитектурный стиль: Неоклассицизм
Архитектор: Овсянников, Ставицкий
Дата постройки: 1914
Ну и первое место заслуженно получает доходный дом Веге. Этот дом, по моему мнению, является самым красивым не только среди доходных домов, но и среди всех строений Петербурга в целом.
Массивное и серое,но оттого ещё более прекрасное. Монументальности придаёт и вход во двор-курдонёр (внутренняя площадка, «выемка» по центру главного фасада здания), выполненный в виде арки, которую на себе держат атланты.
Атланты доходного дома Веге являются вторыми по величине в Санкт-Петербурге. Больше них только атланты Зимнего дворца
Здание было построено на деньги предпринимателя Роберта Георгиевича Веге. В народе ходит слух о том, что Веге называли «шоколадным королём», и слух довольно популярный (на самых крупных сайтах о доходном доме Веге написана недостоверная информация про «шоколад»), но это выдумка. На самом деле Роберт Веге был владельцем завода по производству ультрамариновой краски, на этом он разбогател и стал известным. Но, по всей видимости, людям больше нравятся легенды о сладостях, нежели реальность о производстве краски.
Часы
Я поставил этот дом на первое место по субъективным предпочтениям (собственно говоря, весь топ субъективен). Однако, я думаю, что многие согласятся с моим выбором, не так ли?
Пишите в комментариях — какие доходные дома нравятся больше всего вам, обсудим это вместе!
Источник