Построить дом с николаем белоусовым

Дом по проекту Николая Белоусова

Интерьер

Дом по проекту Николая Белоусова

Архитектор Николай Белоусов строит и рубит дома в традициях русского деревянного зодчества. А получается у него европейский модернизм.

12 Мая 2012, обновлено 23 Октября 2018

https://www.admagazine.ruAD Magazine

Подавляющее большинство русских архитекторов – западники. Они учились в советские времена, испытывали информационный голод, разрывали на части иностранные журналы и на веки вечные втемяшили себе в голову, что “серьезный” дом должен быть построен из стекла и бетона и выглядеть как строгие кубики Людвига Мис ван дер Роэ. Ну, или как кривули Фрэнка Гери. Студенты выросли и успешно строят. Их дома похожи на творения Миса и Фрэнка Ллойда Райта. Это хорошие дома. Но по ним нельзя сказать, что это дома РУССКИЕ. Ну и правда: как его делать-то сегодня, русский архитектурный стиль? Не копировать же, в самом деле, самое русское, что было в нашей архитектуре, – деревянное зодчество Севера (которым, кстати, все наши архитекторы неустанно восхищаются). Да, это национальный стиль и национальный способ работы с материалом и конструкцией. Но это дела давно минувших дней. Зачем клиенту-банкиру “рубка в обло”?

Вид на “входной” торец дома. Под навесом, соединяющим его с хозблоком, скрывается главный вход.

Архитектор Николай Белоусов, как и его коллеги в XXI веке, строит абсолютно современные дома. Но строит их по-русски – из дерева, и пользуясь теми же принципами, что его коллеги XVII века.

Каминная зона на первом этаже. Мягкая мебель, Armani Casa. Мебель для дома хозяева подбирали в основном сами, без участия архитектора.

Дом, который Белоусов построил в Подмосковье для семьи с тремя детьми, стоит на квадратном участке шестьдесят на шестьдесят метров. Двухэтажное здание вытянуто вдоль одной стороны участка и делит его на две неравные части. Пространства нанизаны на ось – от входа к гостиной, столовой и дальше к бане. Из всех зон этой “общественной” анфилады есть выходы на идущий вдоль фасадов деревянный помост (местами он становится галереей).

Места на кухне достаточно и для готовки, и для семейных трапез. Кухня, Snaidero.

На втором этаже, где расположены спальни, все чуть более закрыто. Но оконные проемы все равно огромны, и дом все равно производит впечатление прозрачности и планировочной гибкости – любое внутреннее пространство в любой момент может оказаться открытой террасой и наоборот. Хозяева говорят, что и через год после новоселья они продолжали открывать для себя эти “эффекты неожиданности”.

Столовая. Практически все конструкции в доме выполнены из лиственницы. На этой фотографии хорошо видно, как соединяются стены.

Пространственная игра была главной задачей, которую ставил перед собой Белоусов. Как и положено “западному” архитектору, он каждый раз придумывает что-то особенное, что делает проект интересным для него. Но реализует свои композиционные затеи в дереве, с которым умеет работать как никто.

Фрагмент столовой. Стены дома слегка тонированы белой краской.

У Белоусова свое производство в Галиче, и он имеет возможность рубить дерево именно так, как нужно ему, создавать именно те конструктивные узлы, которые ему необходимы. То есть объединять архитектурное творчество с осмыслением конструкции. Вообще-то в такой комплексности и заключается понятие “архитектурный стиль”. У архитектора Белоусова есть свой стиль. Современный – и безошибочно русский.

Фрагмент гостиной зоны на первом этаже. Диванная группа, Flexform.

А еще, конечно, это просто очень уютный дом – с запахом дерева, с ощущением живого материала, с игрой света и тени, с бликами отраженного в воде (на участке три водоема) солнца. Это просто очень качественная архитектура. Но качественной архитектуры у нас немало. А вот по-настоящему русской она бывает редко. И поэтому я очень ценю архитектора Белоусова.

Лестничный холл — часть анфилады общественных помещений первого этажа. Среди достоинств дома — неожиданные видовые точки, которые возникают на протяжении этой анфилады.

Спальня хозяев дома на втором этаже. Кровать и диван, B&B Italia.

На участке вокруг дома множество зон, “примыкающих” к интерьеру, — вроде этой открытой “комнаты для завтраков”.

Фото: Ричард Пауэрс

12 Мая 2012, Обновлено 23 Октября 2018

Источник

Николай Белоусов, «АМ Белоусова»: «Сейчас уменьшились аппетиты, все хотят одноэтажные дома»

О причинах упадка деревянного домостроения, конъюнктуре рынка, перспективных технологиях и молодых кадрах портал Ради Дома PRO поговорил с архитектором Николаем Белоусовым.

— Как за последние годы изменилась ситуация с деревянным домостроением в России? Сформировался ли у рынка запрос на такой продукт?

— Какие-то сдвижки произошли, но не кардинальные. Через Минпромторг поданы бумаги и планируются изменения норм, но пока государственно-бюрократический процесс только немного сдвинулся, и результатов никаких.

Читайте также:  Построить дом из полиблоков

— Какие конкретно продвигаются идеи?

— Пересмотр всех строительных норм и правил, касающихся деревянных объектов, потому что у нас эти нормы были приняты еще в довоенные годы, и мы просто не можем сегодня сделать крупное общественное деревянное здание — по противопожарным эксплуатационным нормам деревянными могут быть только небольшие клубы, Дома культуры, двухэтажные жилые дома, и все. Поэтому пока не появится правовая база, позволяющая приступить к изготовлению того, что уже весь мир делает, мы с места не сдвинемся. А тем временем, в Вене сейчас строится 40-этажный жилой объект, в Канаде и Европе построены 9-16 этажные уже эксплуатируемые объекты.

— Почему, по-вашему, так происходит?

— Для этого должна быть утверждена нормативная и создана индустриальная производственная база. Должны выпускаться панели CLT, из которых эти дома делают. Технологии CLT придумали австрийцы и успешно по всему миру реализуют, и эта технология дала новый взгляд на деревянную архитектуру и деревянное строение. В Австрии давно приняты законы, по которым все вновь строящиеся ясли, детские сады, школы, дома престарелых и даже тюрьмы могут быть сделаны только из дерева, потому что по совокупности серьезных исследований, и медицинских, и социологических, в школах лучше успеваемость, меньше заболеваемость, в деревянных домах инвалиды дольше живут и меньше болеют. Вплоть до парадокса, что в деревянных тюрьмах процесс возвращения оступившихся людей к нормам морали происходит быстрее и эффективнее. Эти выводы сделаны на основе глубоких исследований, проведенных междисциплинарными специальными научными центрами. И в Австрии действует такая правовая и нормативная база. Плюс, там сейчас муниципальное строительство за государственный счет ведется из дерева, просто потому что это дешевле, чем из любых других строительных материалов. Кроме того, с точки зрения пожарной безопасности деревянный сорокаэтажный дом ничуть не опаснее, чем любое другое здание из других материалов.

— Вам доводилось строить из CLT-панелей?

— Нет, никогда не доводилось, у нас в стране их просто нет. Их где-то кто-то производит, но они никак не применяются. Эти технологии, в основном, рассчитаны на общественные малоэтажные здания (до 5 этажей), жилое домостроение и выше, но у нас нет на это ни государственного, ни частного заказа.

— А лично вы испытываете трудности с сырьем для своих зданий?

— Нет, никаких. У нас одни из самых больших запасов дерева в мире, поэтому это совершенно не проблема.

— В Костромской области, где находится ваш завод, высаживают заново деревья?

— Во-первых, тот объем леса, который идет на деревянное домостроение, ничтожен по сравнению с тем, который идет на бумажную, печатную рекламную продукцию и на фанерное производство. Во-вторых, все переживают за вырубку деревьев, но никто не спрашивает про такие ресурсы, как песок, глина или кусок известняка, который используется для производства бетона. А ведь в том месте, где был взят кусок известняка, он больше никогда не появится. Прошли миллиарды лет с формирования Земли, чтобы в определенном месте появились песок, глина или известняк. Об этом, почему-то, никто не думает. И это очень серьезный когнитивный диссонанс. Потому что дерево — возобновляемый материал, в отличие от остальных перечисленных. При этом деревянный дом может служить 300 лет, если у него не течет крыша, и за это время вырастет в два раза больше деревьев, чем были потрачены на строительство и отделку этого дома.

— Кто ваши заказчики?

— За 20 лет, которые я занимаюсь деревянной архитектурой, у меня заказчиками были успешные бизнесмены, а также актеры, режиссеры, журналисты, аналитики, галеристы, то есть высший слой технической и творческой интеллигенции. Они ко мне всегда обращались в первую очередь за архитектурой, при этом заказывали рубленные дома из натурального чистого дерева — не клеёные, не кирпичные и не бетонные.

— Какие проекты сейчас востребованы?

— Сейчас уменьшились аппетиты, все стали заказывать небольшие объекты. Все хотят одноэтажные дома. Есть новые заказчики, которые хотят строить дома далеко от Москвы, то есть это вторые или дальние дачи.

— Какие задачи вы ставили перед собой, когда в 2003 году организовывали первый практикум «Древолюция»?

Читайте также:  Как построить дом своими руками смета

— «Древолюция» — это моя частная программа, на которую хорошо ко мне относящиеся спонсоры дают деньги и материалы: краски, гвозди, шурупы, доски и клееный брус. Всё в небольших количествах, но меня это крайне привлекает, потому что это возможность студентам и молодым архитекторам познать и перестать бояться самих себя, своими руками за две недели придумать и сделать деревянные объекты. Потом члены жюри это внимательно критически оценивают. А я выступаю куратором этой программы, работаю со студентами, их консультирую на протяжение двух недель. В результате, они получают первые премии во всех национальных конкурсах в области архитектуры, а не только деревянных объектов, что крайне ценно и говорит об эффективности практикума. Плюс, я преподаю в МАРШе и в этом году я буду вести дипломный проект. Поэтому я всеми доступными мне средствами несу в широкие массы студенчества и архитектурной молодежи культурное отношение к дереву.

— Много последователей? Как вы оцениваете потенциал молодого поколения?

— Есть чудные ребята, которые продолжают это делать и весьма успешно. Я очень доволен тем, что ко мне на «Древолюцию» приезжают не только из Москвы, но и из Питера, Вологды, Воронежа, Тюмени, Саратова, Самары, Омска. Со всей страны народ едет, и у них формируется хорошая среда общения, они все дружат друг с другом, общаются, и это крайне ценно. Потому что у нас в стране, кроме премии «Архивуд», каких-то серьезных премий в области деревянной архитектуры нет, и ни в одном вузе нет специализированных кафедр по дереву.

— А у вас не возникали мысли создать школу деревянного зодчества?

— Мне хватает того, что у меня есть практикум деревянной архитектуры. На этот курс со всей страны раз в год раньше приезжали 80 человек, а сейчас я понизил численность до 30. Но пока ребята проектируют и изготавливают свои объекты, к ним вечерами приходят читать лекции ведущие архитекторы, специалисты в области охраны памятников деревянного зодчества, и скульпторы, и художники, которые работают с деревом, и социологи, и философы. Они за две недели дают участникам ту дисциплинарную информацию, которую в других местах получить невозможно. Кроме того, сейчас в МАРШе работают платные курсы, связанные с деревянной архитектурой. Но это все проблески, которые никак не отражаются на состоянии дел в отрасли.

— Какие из свойств дерева как строительного материала являются, на ваш взгляд, наиболее недооцененными?

— Начнем с того, что деревянные стойки до трех метров высоты работают не хуже металлических конструкций. При растяжении дерево работает потрясающе, но оно выдерживает гигантские нагрузки на разрыв, но это никак не применяется и не используется. Дерево тоже надо понимать, чувствовать с точки зрения своих декоративных качеств. Ни один материал не дает такой палитры архитектору, как дерево, но надо знать породы дерева, технические параметры древесины, понимать, чем отличается кедр от лиственницы, от сосны, от ели, от березы, от дуба, как они работают, как они сохнут, какая у них смолистость, какими материалами их надо обрабатывать для повышения сроков службы. Поэтому это весь комплекс вопросов, которые, к сожалению, сегодня можно прочесть только в специальной литературе. Но для этого надо сделать усилие.

— А как обстоят дела с энергоэффективностью современных деревянных домов?

— Понятно, что деревянная стена толщиной 24-25 см не соответствует нашим национальным нормам по энергоэффективности. Но если сделать серьезный теплый фундамент, потому что очень большие потери идут как раз через пол, если в кровлю закладывать утепление в соответствии или чуть выше нормы, если вставить правильные стеклопакеты с правильным коэффициентом энергоэффективности, то деревянный дом останется теплым. Что касается системы отопления, то избы в Архангельской области и севернее топились русскими печами, и в них люди чувствовали себя достаточно комфортно. А сейчас у нас принято топить газом, потому что газ дешевый и его много. Меж тем, существуют замечательные системы тепловых насосов, которые с точки зрения охраны окружающей среды эффективнее, но у нас мало используются. Более того, вопросы энергоэффективности больше связаны с постановкой государством задач: хочет оно экономить выбросы CO, или не хочет, хочет улучшить жизнь своих сограждан, или не хочет, хочет вводить энергоэффективные объекты, или не хочет.

Мария Шевцова

Читайте также:  Построить дом южно сахалинск

Источник

Интерьер с обложки: дом в Подмосковье, 276 м²

Интерьер

Интерьер с обложки: дом в Подмосковье, 276 м²

Архитектор Николай Белоусов построил в Подмосковье модернистский сруб с панорамными окнами, названный “Ловушка для солнца”. Рассказываем, почему.

1 Декабря 2016, обновлено 23 Октября 2018

https://www.admagazine.ruAD Magazine

Говорить правду легко и приятно, писать о том, что по-настоящему нравится, – тоже. Я никогда не скрывала, что Николай Белоусов – один из любимейших мною русских архитекторов. Я бесконечно уважаю его за то, что он делает по-настоящему бесценное дело – создает современную по духу и формам архитектуру, одновременно возрождая русские строительные традиции. Речь идет, естественно, о работе с деревом, по которому Белоусов у нас, без сомнения, главный специалист.

На фасаде здания видно, с каким большим выносом сделана кровля, — это необходимо для успешного отвода воды.

Потомственный архитектор и выпускник МАРХИ, он пришел к своему “деревянному призванию” не сразу, в 2000 году (до того успешно занимался всякой другой архитектурой в Москве и Париже). Увлечение возможностями самого традиционного строительного материала постепенно привело к основанию в Галиче собственной производственной базы “Проект Обло” – там все проекты Белоусова и рубятся.

Интерьер гостиной в подмосковном доме, построенном “Архитектурной мастерской Белоусова”. Как обычно в работах Николая, главное тут — конструктивная цельность: например, книжные полки спроектированы еще на стадии рабочей документации.

Не стал исключением и дом площадью 276 м², стоящий на двадцати сотках в Подмосковье. Заказчик нашел Белоусова по публикациям в журналах и на первой же встрече, объясняя свое представление о будущем доме, произнес фразу, которая стала и ключом к проектированию, и названием постройки. “Я всегда прошу клиентов сформулировать задачу как можно короче, емче. Этот умный и искушенный молодой человек сказал, что ему нужна “ловушка для солнца”, – рассказывает Белоусов. Фраза про ловушку красивая, и смысл ее сразу интуитивно понятен. Речь о доме, который солнце не покидает никогда, пронизывая его в разных помещениях в течение дня: когда ни заглянешь внутрь медового сруба, солнце всегда где-то рядом – путается в стропилах, играет бликами на дощатом полу.

Участок для воплощения концепции подходил идеально – большой, на северной и восточной сторонах поляна, где дом и поставили, на южной и западной лес, который защищает постройку от “лишнего” света. Но вот конструктивно идея прозрачности, пронизанности светом означала, что традиционный русский сруб необходимо обеспечить огромными панорамными окнами. Что, согласитесь, довольно нетипично. А вот что типично – это то, что Белоусов о сложностях (без которых спроектировать такую штуку невозможно) не говорит вообще. Скорее наоборот. “При сильной идее планировочные и технические вопросы решаются оперативно и правильно. Проект и рабочая документация были выполнены в сжатые сроки – за восемь месяцев. Быстро сделали фундамент и собрали на нем сруб, изготовленный в Галиче. Заказчик своими руками и очень тщательно вел отделку дома. Постоянно консультируясь со мной, придумывая узлы и детали, например, лестницу и барную стойку. В результате мы очень подружились”, – описывает процесс Белоусов.

Кухня-столовая. Барная стойка отрисована при участии заказчика. Из помещения кухни ­открывается перспектива на гостиную. На дощатом полу ­отдыхает любимец хозяев — ­ризен­шнауцер Егор. На заднем плане каминная зона гостиной. Кресла Сité по дизайну Жана Пруве, Vitra. Журнальный столик, Fritz Hansen. Винтажный торшер 1960-х годов, привезенный из Флоренции. Камин, Focus.

Архитектурные элементы интерьера – ограждения балконов, уличные галереи, книжные полки – были нарисованы и спроектированы в рабочем проекте: в таком доме они неразрывно связаны с конструкциями. Мебели немного, в основном дизайнерские предметы и винтаж из Европы. Всё – и объемы, и детали – в согласии с личностью заказчика. “Мы создаем авторский интерьер, но главная задача – организация пространства, тождественного будущему обитателю”, – поясняет Николай.

Фрагмент интерьера второго этажа. Кожаное кресло привезено из Берлина. Африканский табурет из древесины амаранта. Торшер винтажный.

Дом получился, по словам архитектора, “очень простой, с ясной планировкой”. В плане он представляет собой букву Т. Двухэтажная спальная часть с лестницей по оси, двусветная гостиная с кухней-столовой и кабинетом на втором этаже. Материал – сосновый лафет толщиной 220 мм. Кровля сделана с уклоном в шесть градусов, с вентилируемым чердаком.

Спальня. Винтажное кожаное кресло Z-Down, дизайнер Эрик Магнуссен; торшер, Stéphane Davidts; льняное постельное белье Lino, Crate and Barrel.

Есть особенная фишка, которая самому Белоусову страшно нравится (помню, как он мне ее еще на этапе проектирования описывал): водосток с кровли устроен по центру дома, перед окном лестницы, с трехметровой консоли – водопадом шириной 1,2 метра. То есть – поясняем для далеких от архитектуры читателей – водосточных труб в доме нет. “Когда идет дождь, за окнами лестницы возникает водопад – в интерьере появляется природный элемент”, – говорит, сияя, Белоусов.

Вот ведь какой “природный” дом – и солнце он ловит, и дожди его украшают.

Лестница была спроектирована при участии хозяина дома. Ступени сделаны из клееной сосновой доски толщиной 6 см.

Текст: Евгения Микулина Стилист и продюсер: Наталья Онуфрейчук

Фото: Сергей Ананьев

1 Декабря 2016, Обновлено 23 Октября 2018

Источник