Построить дом в мастере и маргарите
Дом Мастера — Мансуровский переулок, 9
Всего 21 фото
Рассказ этот будет о «Доме Мастера», о доме, в котором работал Михаил Булгаков над романом «Мастер и Маргарита», где он часто бывал у своих близких друзей. В этом смысле и дом, и его адрес вполне конкретны – это Мансуровский переулок, 9. Внутри этого дома реально нам побывать не удастся, но почувствовать, что именно здесь происходили самые светлые, счастливые и самые темные, отчаянные события в жизни Мастера и Маргариты, вполне можно. На удивление, дом не снесли и он странным образом «не сгорел», поскольку земля в этих местах буквально «на вес золота»…
Мансуровский переулок находится между Остоженкой и Пречистенкой, ближе к Садовому.
Частично переулок застроен монстрами из стекла и бетона, уничтожившими здесь многие добрые и тихие здания Старой Москвы…
02.
…Но ряд исторических мест в Мансуровском, к счастью, уцелело…
03.
Мы передвигаемся по Мансуровскому переулку от Пречистенки к Остоженке… «Дом Мастера» уже виден — он на дальнем плане, слева на фото ниже, а на главном — Дом архитектора Кузнецова (желтого цвета) по адресу Мансуровский переулок, 11, земельный участок которого смежен с участком Дома Мастера. Это единственный дом Москвы, остающийся в потомственном фамильном владении с царскогого времени. Александр Васильевич Кузнецов приобрел его у купчихи Воскобойниковой в 1915 году и полностью перестроил. В этом доме бывало множество известных людей, в том числе и друг архитектора Кузнецова — Федор Шехтель…
04.
К еще бо́льшому счастью уцелел и старый деревянный дом на Мансуровском, 9 – «Дом Мастера». И, хотя существуют альтернативные варианты расположения Дома Мастера, в частности – в Плотниковом, 10/28 и Чистом, 4, переулках, — этот адрес является самым верным с точки зрения указаний самого Булгакова и подробностей из его романа. Но, немного истории.
05.
…Вскоре после войны 1812 года Сергей Васильевич Мельников, титулярный советник, выгодно, и к обоюдному согласию, продал часть своего владения, что на Масальском (тогда он так звался), мещанке Прасковье Федоровне Емельяновой. Новая владелица участка лишь 29 марта 1834 года подала прошение о застройке участка купленной земли. В 1834-м вдоль красной линии переулка для Прасковьи Федоровны был выстроен добротный деревянный жилой дом на белокаменном подвале. Центральная часть по фасаду на три оконных оси была выделена креповкой. Интерьер был спланирован по принципу кругового обхода. Парадные помещения — с лепным декором потолков и изразцовыми печами. В подвале выложен камин с чугунным прибором. В глубине же двора, справа и слева от дома, были построены деревянные сараи.
От Емельяновой усадьба перешла к поручику Ивану Петровичу Полетаеву, а затем к купцу первой гильдии Сергею Владимировичу Топленинову и, по наследству, к его сыновьям Владимиру и Сергею. Кстати, Сергей Топленинов был женат на дочери архитектора Льва Кекушева, Марии, которая, несмотря на протесты родных, ушла из роскошного особняка на Остоженке, 21, к любимому. Только через несколько лет, когда накал страстей «в благородном семействе» поугас, Мария и Сергей поженились и переехали на Остоженку.
Владимир, старший, был актером, долгое время выступал на разных сценах, в конце жизни работал в Театре транспорта и даже дружил с самим Луначарским, который поспособствовал тому, чтобы братьям вернули этот реквизированный в 1918 году дом. Сергей был художником-декоратором, макетчиком-исполнителем Малого театра, МХАТа (других театров). В унаследованном доме старший брат жил с семьей наверху, а младший — в нижнем полуподвальном этаже, что, похоже, обоих устраивало.
06.
Фото из собрания Э.В. Готье Дюфайе 2552/83. Дом Мастера виден частично слева.
Часть дома братья сдавали драматургу Сергею Александровичу Ермолинскому и его жене Марии Артемьевне Чемишкиан.
«Прелесть нашего жилья состояла в том, что все друзья жили в том же районе. Стоило перебежать улицу, пройти по параллельному переулку – и вот мы у Ляминых. Еще ближе – в Мансуровском переулке – Сережа Топленинов, обаятельный и компанейский человек, на все руки мастер, гитарист и знаток старинных романсов. В Померанцевом переулке – Морицы; в нашем Малом Левшинском – Владимир Николаевич Долгоруков (Владимиров), наш придворный поэт Вэ Дэ…». Из воспоминаний Любови Евгеньевны Белозерской, второй жены Михаила Булгакова.
07.
Михаил Афанасьевич появился в этом доме в 1926 году. К кому он чаще ходил в гости, к Ермолинскому или к младшему Топленинову, не столь неважно. Но, доподлинно известно, что, когда ему было особенно трудно, он бывал здесь практически ежедневно. В это же время развивались его отношения с Еленой Сергеевной Шиловской.
Как рассказывала Евгения Владимировна Власова, жена Владимира Топленинова, Булгаков часто ночевал в специально отведенной ему комнате с печкой (в правой части дома, если смотреть на фасад со стороны переулка). Тут же, сидя в этом полуподвальчике, Булгаков работал над своим романом «Мастер и Маргарита». И судя по всему, Мастера он «прописал» именно здесь.
08.
Вот как вспоминает об этом времени Сергей Ермолинский: «В сухой зимний денек, особенно когда солнечно было, Михаил Афанасьевич появлялся у меня. Я жил недалеко, в Мансуровском переулке в небольшом деревянном доме. Перейдя Остоженку… можно было переулком спуститься к Москве-реке. Поэтому лыжи стояли у меня, и наша прогулка начиналась прямо из моего дома. Он оставлял свою зеленовато-серую доху до пят и из такого же американского медведя большую, налезавшую на уши ушанку, натягивал неизменный вязаный колпак, и мы, закрепивши лыжи уже во дворике дома, отправлялись в поход…».
Сам же Мастер рассказывает Бездомному об этом убежище: «…Ах, ах, ах! Зимою я очень редко видел в оконце чьи-нибудь черные ноги и слышал хруст снега под ними. И в печке у меня вечно пылал огонь! Но внезапно наступила весна, и сквозь мутные стекла увидел я сперва голые, а затем одевающиеся в зелень кусты сирени…».
09.
«… — Я открыл оконца и сидел во второй, совсем малюсенькой комнате, — гость стал отмеривать руками, — так… Вот диван, а напротив другой диван, а между ними столик, и на нем прекрасная ночная лампа, а к окошку ближе книги, тут маленький письменный столик, а в первой комнате — громадная комната, четырнадцать метров, — книги, книги и печка. Ах, какая у меня была обстановка!…».
Это заглубленные полуподвальные окна жилища Мастера в Мансуровском переулке. И именно с правой стороны, что считается верным.
Фото не мое. Я не смог в одиночку просто физически увидеть своей фотокамерой этот маленький дворик Мастера (снимая через забор), как это каким-то образом сделала alienordis)
10.
В общем, заглянуть, вот так, с камерой во двор Булгаковского дома, как снято фото выше, человеку с нормальным ростом просто нереально — забор оказался очень высоким. Подтверждаю это, — мне очень хотелось снять этот дворик, поэтому я специально еще раз пришел к Дому Мастера только за этим… Оказалось, что помощь второго человека явно требовалась) Забор такой высоты, очевидно, как раз установлен для того, чтобы таких фото не могли сделать и не мешать хозяевам дома. Таким образом моего фото общего вида сада Мастера и окон его жилища мне не удалось сделать (через забор). Однако удалось снять эти самые Окна Мастера через щель в воротах) Ну, хоть так.
11.
12.
Опять же, по воспоминаниям, в так называемом кафе «Нато Вачнадзе», устроенном в саду, Михаил Афанасьевич читал главы из нового романа. И тогда же на вопрос Марии Артемьевны ответил, что подвал именно этого дома он описал в «Мастере и Маргарите».
Именно здесь длились недолгие мгновения счастья Мастера и Маргариты…
13.
14.
Здесь читала она с Мастером главы романа о Понтии Пилате…
15.
И, здесь же, после убийственной литературной критики, заболевающий Мастер в отчаянии сжег свой роман.
Кстати, Булгаков тоже самое сделал однажды и со своей рукописью «Мастера и Маргариты…
16.
Человеческая трагедия разыгрывалась в этих стенах и Доме Скорби, когда Мастер расказывал поэту Бездомному, свою Грустную Историю…
17.
…В 1980-х «дом Мастера» в Мансуровском реставрировался, жившим в то время в нем, художником В.А. Курским (1917-1985), и комната, в которой работал Михаил Афанасьевич, была сохранена именно как его писательский уголок. Сейчас в доме живут потомки Курского. Поставлен новый забор, плотно закрыты ставни, и лишь в заборную щель можно рассмотреть прежний двор и те самые неприметные, полуподвальные окна, за которыми рождался знаменитый роман…
18.
19.
20.
Вид на Мансуровский переулок и «Дом Мастера» со стороны Остоженки.
21.
Дом Мастера в Мансуровском переулке вызывает трогательные и искренне чувственные ощущения. Именно здесь ты особенно осознаешь, что История Старой Москвы перед тобой. Что здесь и происходили все эти чудеса, разливалось счастье, приходила беда, являлись потусторонние строгие и ироничные силы; что всё это сделало наш мир более светлым, более честным и более возвышенным, где всегда есть место Любви и исполнению Предназначения!
Источники:
Москва, которой нет. Мансуровский переулок, д.9. Дом Топлениновых.
Кадры из фильма «Мастер и Маргарита». Телесериал Владимира Бортко. Премьера 19 декабря 2005 года.
© Vladimir d’Ar, 2016
Булгаковский дом – Большая Садовая, 10 или 302 бис
«Нехорошая квартира» или Мемориальный музей-квартира Булгакова на Садовой 302-бис
Настенные росписи подъезда «Нехорошей квартиры» или «Мастер и Маргарита» в народных цветах
Источник
Дом в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Тип урока: урок-исследование
Цель: Выяснить, какова роль дома в понимании
идейного замысла романа М.Булгакова «Мастер и
Маргарита».
Задачи:
- Обучающая: Закрепление умения
анализировать художественный текст. - Развивающая: Развитие логического,
образного, ассоциативного мышления,
наблюдательности. - Воспитательная: Определения для себя
такого понятия, как дом.
На данном этапе урока формируются следующие
УУД:
- личностные (умение учащимися выразить свое
понимание понятия дом); - регулятивные (умение исследовать материал,
работать фронтально, индивидуально,
осуществлять самопроверку и взаимопроверку); - общеучебные (умение работать схудожественным,
систематизировать полученные данные); - познавательные (умение находить художественные
детали в тексте и определять их функцию); - коммуникативные (умение строить монологическое
высказывание, отвечать на вопросы, воспринимать
лекционный материал)
Формы работы учащихся: выполнение заданий на
интерактивной доске, исследование
художественного текста, аналитическая работа с
презентацией, выполнение индивидуальных заданий
и работа в малых группах.
Необходимое техническое оборудование:
проектор, интерактивная доска, компьютер.
1-й этап.Оргмомент: Учитель сообщает тему
урока и предлагает её записать в тетрадь.
2-й этап:Мозговой штурм. Учитель дает задание
подобрать ассоциации к слову «Дом».
Ответы учащихся: любовь, покой, уют, добро:
(Все ответы записываются на экране
интерактивной доски (ИД)).
Учитель:Записываем в тетради эпиграф,
который как нельзя лучше передает определение
слову «дом».
«Любовь к Дому выражается словом уют.
Уют связывают с чувством покоя.
Уютно значит спокойно.
Уют это и есть Дом»
(Б.В. Ничипоров)
3-й этап. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос: Чьи Дома в русской
литературе вы знаете, любите?
Учащиеся:Дом Ростовых из романа «Война и
мир», Турбиных из романа М.Булгакова «Белая
гвардия». Дом семьи Толстых :.
Учитель: Сегодня, прежде чем анализировать
образ дома в романе «Мастер и Маргарита», мы
познакомимся с ещё одним домом- домом Булгаковых.
4-й этап. Знакомство с новым материалом.
Рассказ учителя. Учитель знакомит учащихся с
семьёй Булгаковых. (Приложение 1)
Учитель:
Михаил Афанасьевич Булгаков родился 3 (15) мая 1891
г. в семье преподавателя Киевской Духовной
академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены
Варвары Михайловны, в девичестве Покровской. Оба
родителя происходили из старинных семей
орловских и карачевских (Орловской губернии)
священнослужителей и купцов: Булгаковых,
Ивановых, Покровских, Турбиных, Поповых:
В 1892-1899-х и в 1900-х гг. в поисках лучшего жилья
семья меняла квартиры почти ежегодно: жили на
Госпитальной ул., 4; в Кудрявском пер., 9 и 10;
Прозоровской ул., 10; Ильинской ул., 5/8; в
Дионисьевском пер., 4. Разрасталось и количество
домочадцев: у Михаила было шесть братьев и сестер
— Вера (1892 г.), Надежда (1893 г.), Варвара (1895 г.),
Николай (1898 г.), Иван (1900 г.) и Елена (1902 г.) Последним
городским адресом для полной семьи оказался
впоследствии знаменитый — Андреевский спуск, 13
(строение 1, кв. 2, будущий «Дом Турбиных»), а
загородным — дача в поселке Буча под Киевом, где
семья регулярно проводила летние месяцы.
«Свобода, которую нам давали родители в чтении
книг, выборе друзей, способствовала нашему
развитию», — вспоминал Н.А.Булгаков.Он же
вспоминал:»А отец наш был человек интересный и
высоких нравственных качеств».
Родительница Михаила Булгакова, Варвара
Михайловна, как и отец, прививала детям
трудолюбие и стремление к знаниям. По словам
Н.А.Булгаковой-Земской, сестры писателя, он
говорила: «Я хочу вам всем дать настоящее
образование. Я не могу вам дать приданое или
капитал. Но я могу вам дать единственный капитал,
который у вас будет, — это образование».
Каким был гимназист Миша Булгаков? Писатель
К.Г.Паустовский, учившийся вместе с ним, дал такой
портрет будущего автора «Мастера и Маргариты»:
«Булгаков был переполнен шутками, выдумками,
мистификациями. Все это шло свободно, легко,
возникало не любому поводу. В этом были
удивительная щедрость, сила воображения, талант
импровизатора: Существовал мир, и в этом мире
существовало как одно из его звеньев — его
творческое юношеское воображение». Такому
поведению Михаила Булгакова способствовала и
непринужденная семейная атмосфера, о которой
вспоминала его сестра, Надежда: «:основным
методом воспитания детей: была шутка, ласка и
доброжелательность: это то, что выковало наши
характеры: У нас в доме все время звучал смех:
Это был лейтмотив нашей жизни».
Окончив гимназию, Михаил Булгаков не особенно
колебался в выборе профессии: влияние
родственников-врачей, братьев Василия, Николая и
Михаила Покровских; близкое присутствие друга их
дома, педиатра И.П.Воскресенского, перевесило
наследственные корни предков —
священнослужителей, да и время, и воспитание было
уже совсем другое. 21 августа 1909 года он был
зачислен на медицинский факультет
Императорского Университета св.Владимира в
Киеве. Учеба проходила и в условиях начавшейся
тогда войны 1914-1918 гг.
В «Автобиографии» 1924 г. Булгаков написал: «В
конце 1921 года приехал без денег, без вещей в
Москву, чтобы остаться в ней навсегда. В Москве
долго мучился; чтобы поддержать существование,
служил репортером и фельетонистом в газетах:»
1 февраля 1922 г. на Булгакова обрушилось большое
горе, первое после смерти отца. В Киеве умерла его
мать, Варвара Михайловна. Мать Булгаков любил. Ее
памяти он посвятил самые добрые слова в романе
«Белая гвардия», ей же посвятил стихотворение:
Утро. Мама в спальне дремлет.
Солнце красное взойдет,
Мама встанет тотчас же.
Всем работу раздает:
«Ты иди песок сыпь в ямы,
Ты ж из ям песок таскай».
Нуждаясь сам, он находил возможность помогать
близким. Об этом свидетельствуют воспоминание
Н..Булгакова:»Славный, добрый Миша, мне хорошо
известно, что ты принимаешь самое горячее
участие в поддержке меня, так же, как ты старался
помогать в свое время Ване».
Учитель: Что бы вы определили как главное в
Доме Булгаковых?
Учащиеся: Любовь, непринужденность, шутки,
забота.
5-йэтап: Взаимопроверка. (Приложение 2)
Учитель: Предлагаю Вам проверить, насколько
хорошо вы знаете текст романа «Мастер и
Маргарита». Викторина «Дома в романе
М.Булгакова». Учитель раздает в распечатанном
виде вопросы, учащиеся только записывают ответы
к ним.
Вопрос 1.Старинный особняк кремового цвета
помещался на бульварном кольце. Площадка пред
домом в летнее время превращалась в площадку для
ресторана.( Слайд 3)
Ответ: Дом Грибоедова
Вопрос 2. Роскошная громада 8-го дома, фасад
выложен чёрным мрамором. (Слайд 4)
Ответ: Дом Драмлита.
Вопрос 3. Эта квартира давно уже пользовалась
если не плохой, то странной репутацией. (Слайд 5)
Ответ: квартира 50. Д.302-бис по Садовой.
Вопрос 4.Убранство кабинета заключалось в
пачке старых афиш, висевших на стене. (Слайд 6)
Ответ: Варьете.
Вопрос 5. Здесь они первым долгом осмотрелись,
и затем звонким голосом, слышным решительно во
всех углах, Коровьев объявил:
— Прекрасный магазин! Очень, очень хороший
магазин!(Слайд 7)
Ответ: Торгсин
Вопрос 6. Когда в приемную знаменитой
психиатрической клиники, недавно отстроенной
под Москвой на берегу реки, вошел человек с
острой бородкой и облаченный в белый халат, была
половина второго ночи.(Слайд 8)
Ответ: Клиника Стравинского
Учитель: Обменяйтесь тетрадями и проверьте,
правильно ли даны ответы на вопросы викторины.
Учащиеся обмениваются тетрадями и
осуществляют взаимопроверку.
6-й этап. Постановка проблемного вопроса.
Учитель: Всем этим домам Ю.Лотман дал
следующее определение:»Такое пространство
напоминает дорогу в ад. Это антидома». Почему
литературовед так их охарактеризовал?
Учащиеся выдвигают гипотезу: В этих домах
отсутствует любовь, доброта, но есть нечто
другое.
7-й этап. Работа в группах. Исследование
художественного текста.Группа 1.
Задание: «Почему автор изменил настоящее
название здания «Дом Герцена» на «Дом
Грибоедова»?
Учащиеся: В доме Герцена царит бездуховность,
равнодушие, формализм, еда, а не литература —
пристрастие литераторов.
Индивидуальное задание. Рассказ о пребывании
Бегемота и Коровьева в Дома Гибоедова.
Вывод: Противоестественно считать человека
творческой личностью только по удостоверению.
Группа 2. Задание: «Какие ассоциации вызывает
у вас Драмлит?Почему?»
Учащиеся: В нем царит приспособленчество,
отсутствует настоящее творчество.
Группа 3. Задание: «Расшифруйте номер
квартира 50. Д.302-бис по Садовой и сделайте вывод,
почему такой номер дал квартире автор. Как вы
объясните, что она получила эпитет «нехорошая»?
Учащиеся: 10+ ( 3+2)х 2. Это говорит о нереальности
происходящего, потому что таких номеров квартир
не бывает. А нехорошая, так как символизирует и
репрессии, и взятки, и обман.
Группа 4. Задание: «Дайте развернутую
характеристику Варьете в романе как учреждению
культуры? Насколько оно соответствует своему
назначению?»
Учащиеся: В Варьете царит ложь,
непрофессионализм.
Индивидуальное задание: Рассказ учащегося о
Ж.Бенгальском.
Группа 5. Задание: «Что хотел подчеркнуть
автор, рисуя изобилие Торгсина?»
Учащиеся: Социальную несправедливость,
царящую в Москве 30-х годов.
Группа 6. Задание: «Кто и почему оказался в
клинике Стравинского?»
Учащиеся: Иван Бездомный из-за шизофрении.
Его душа была больна.
8-й этап. Подтверждение гипотезы о том, что
перед нами антидома.
На экране появляется вся схема (Слайд 9)
9-й этап. Постановка проблемного вопроса
Учитель: «Какие Дома мы не отнесли к
антидомам и почему?»
Учащиеся: Не назвали дом Мастера, «Вечный
дом», дом Ивана Пырьева.
10-й этап. Дифференцирующие задания
Вариант 1. Анализ иллюстративного материала.
(Минимальный уровень сложности)
Задание:»Рассмотрите иллюстрацию к роману и
назовите художественные детали, которые создают
образ Дома Мастера».Дайте характеристику Дома
Мастера, опираясь на эти детали. Какой это дом?
Хотелось ли бы вам в нем побывать? Почему?(Слайд
10)
Учащиеся: записываем художественные детали:
- кресло,
- перо и бумага,
- вода,
- цветы,
- огонь;
- книги:
Учащиеся отмечают, что по данным деталям можно
говорить о доброжелательной, творческой
атмосфере в доме, что в нем царит любовь.
Вариант 2. Задание на сопоставление и анализ.
(Задание повышенной сложности). «Какова роль
огня как художественной детали в создании
образов домов в романе? Постройте блок-схему,
раскрывающую функцию огня».
Учащийся: Все эти дома горят. Огонь
уничтожает и очищает.
Учитель: Почему тогда Мастер не называет свой
Дом домом, а говорит, что у него подвальчик,
квартирка?
Учащиеся:Он сжёг роман, отказался от
творчества, теперь это трудно назвать домом.
Учитель: А где и почему в романе появляется
определение Дома?
Учащиеся:Только в гл.32 появляется слово Дом
«Вечный дом», то есть Дом за порогом смерти.
Учитель:Исходя из этого, сформулируйте идею
дома в романе.
Учащиеся: Человек, не сумевший обрести своего
дома в земной жизни, обретает его после смерти. Но
не поздно ли?
Учитель:Кто действительно обретает Дом в
романе?
Учащиеся:Иван Бездомный.
Вариант 3. Задание творческого и
систематизирующего характера. Восстановите
этапы жизненного поиска Ивана Бездомного.
Определите, что помогло герою обрести Дом.
На ИД разбросаны иллюстрации и формулировки
этапов жизни Ивана Бездомного:
- Гибель Берлиоза
- И.Пырьев — профессор
- Прощание
- Погоня
- Дом скорби
- Встреча с Воландом
- Полнолуние
В результате работы выстраивается блок-схема с
иллюстрациями (Слайд 11)
- И.Пырьев — профессор
- Полнолуние
- Прощание
- Встреча с Мастером
- Дом скорби
- Погоня
- Гибель Берлиоза
- Встреча с Воландом
11-й этап. Рефлексия.
Учитель:Что нового вы узнали о Доме? Как
изменилось ваше представление о нем?
Учащиеся делятся своими мыслями о том, что
такое в их представлении Дом.
Вывод: «Восстановить в себе Бога и — тем
самым самого себя- вот, опять же символически,
главный сюжет булгаковского творчества» —
В.Акимов. (Слайд 12)
Домашнее задание: Написать сочинение-эссе:
«Дом, в котором я бы хотел жить».
Источник