Построить дом в стиле гауди
Дом, который построил Гауди
Перфекционист, отверженный влюбленный, аскет, математик… О самом Гауди создано столько же мифов, сколько о его знаменитых творениях. Побывав в Барселоне, можно в этом убедиться.
Более 90 лет прошло со дня его смерти, но Антонио Пласид Гильем Гауди-и-Корнет по-прежнему тревожит, не оставляя равнодушных. Причем оценки все так же варьируются от резкого неприятия до восхищения. «Даже не знаю, кому я сейчас вручаю диплом: гению или сумасшедшему», — сказал Гауди директор школы архитектуры. Оба эти определения, то поочередно, а то и вместе, Антонио слышал в свой адрес всю жизнь.
Часть собора Святого семейства, построенная еще самим Гауди. Строительство храма продолжается до сих пор.
Бедный мальчик
«Бедный, бедный мальчик», — вздохнул доктор после осмотра своего юного пациента Антонио. Впрочем, может тот доктор вовсе и не был сердобольным, а вполне обыденно сообщил родителям Гауди, что у их сына ревматизм. Носиться по улицам с другими детьми ему нельзя. Да он и не сможет: замучают боли. Антонио Гауди вместо резвых шалостей часами лежал на траве и смотрел в небо. И «часами» в этой фразе не преувеличение. Будущий архитектор всматривался не только в облака. Кроны деревьев, травинки, камни, улитки… Природа завораживала его.
В городке Реус, где родился и провел свое детство Гауди, нет ни одного здания, им построенного. Даже дома, в котором он рос, не сохранилось. Есть табличка, гласящая: «На этом месте стоял дом, в котором провел свои детские и юношеские годы Антонио Гауди-и-Корнет». Но туристы все равно сюда приезжают. Хотят увидеть, какие именно виды вдохновляли гения?
Самый, самый, самый
Диплом архитектора Гауди получил в 1878 году в возрасте 26 лет. Он окончил Провинциальную школу архитектуры в Барселоне (Каталония была одной из провинций Испании, отсюда и название). Чтобы понять, насколько серьезным было такое образование, достаточно двух фактов. Первый: к поступлению в эту школу Гауди готовился пять лет. Второй: в 1872 году выпускниками заведения стали всего три человека.
Европа в те времена переживала расцвет неоготического стиля. Антонио приветствовал идеи теоретиков неоготики — французского архитектора и писателя Виолле-ле-Дюка (это крупнейший реставратор готических соборов, в том числе и Собора Парижской Богоматери) и английского искусствоведа Джона Рёскина. Их тезис «Декоративность — начало архитектуры» — совпадал с творческим кредо Гауди.
Мастер брался за все: оформление витрин, проектировку фонарей (на фото как раз фонари Гауди, которые до сих пор украшают Королевскую площадь в Барселоне), мебели, — но при этом мечтал построить дом. Но не просто дом, а самый, самый, самый. При взгляде на который все бы ахнули. А если ты не просто мечтаешь, но и не чураешься любой работы, то рано или поздно удача тебя найдет.
Семейный особняк Дом Винсенса (Casa Vicens). Первый дом, построенный Антони Гауди.
Дом Висенса — первый в творчестве Гауди. Он спроектировал и рассчитал абсолютно все: от самого здания до решетки на окнах. Архитектор вернул моду на мавританский стиль, щедро украсив свое детище орнаментами из керамической плитки. Заодно и продукцию своего заказчика прорекламировал — Висенс был владельцем завода по производству керамической плитки.
Этот дом, как и следующий — Эль Каприччо — уже демонстрируют зарождение нового, уникального стиля Гауди. Да, его творения относят к модерну, но архитектор, любивший эклектику, выходил за рамки любых стилей, кроме своего собственного.
Творчеством Гауди заинтересовался промышленник Эусеби Гуэль. Его впечатлила витрина из кованого железа, дерева и стекла, созданная Антони для перчаточника.
Сотрудничество Гауди и Гуэля оказалось чрезвычайно плодотворным. Архитектор проектировал и строил павильоны усадьбы в Педральбес, винные погреба в Гаррафе, часовни и крипты Колонии Гуэль и фантастические Парк и дворец Гуэля. Все из построенного теперь наследие ЮНЕСКО.
Галерея вдоль прогулочной дорожки в парке Гуэль
Здания Гауди больше похожи на диковинных животных, чем на строения. Он придумал собственную безопорную систему перекрытий, чтобы пространство выглядело более воздушным. Точные расчеты такой конструкции люди научились проводить с помощью компьютера только через 100 лет. Безудержная фантазия Гауди сочеталась с тонким математическим расчетом — недаром его любимым школьным предметом была геометрия.
Каждый свой дом Гауди считал живым существом и верил, что его созданиям требуется свобода для роста. Порой целые помещения могли пойти под снос только потому, что архитектор видел новую возможность гармонии. Его решения не оспаривались. Антони Гауди стал самым модным и успешным архитектором Каталонии.
Фасад дома Casa Battlo («дом с черепами»)
Денди или отшельник?
Нет достоверных сведений о личной жизни мастера. Говорят, что в молодости он одевался, как денди и был гурманом. Еще в родном Реусе влюбился и ухаживал за дочкой одного знатного горожанина. Отец девушки пресек эти отношения, потому что искал для своей дочурки лучшей пассии. Говорят, что именно поэтому Гауди ничего не построил в своем родном городе — обиделся.
Была и еще одна любовь в жизни архитектора. Учительница Жозефе Моро. Гауди тогда уже исполнилось 34 года, но разбогатеть и прославиться он все еще не успел. Женщина отвергла его ухаживания. А уже через четыре года мастер закончил свой первый дом, и к нему пришла слава вместе с хорошими заработками. Кстати, чем больше доходов приносила любимая работа, тем равнодушнее к деньгам становился Гауди. Со временем выяснилось, что необязательно покупать самую модную и дорогую одежду. Да и гурманские изыски приелись. Можно питаться просто хлебом и пить воду. Под конец жизни Гауди стал настоящим аскетом. Его полностью захватила единственная страсть — его работа.
Саламандра Гауди стоит прямо при входе в парк Гуэль и стала символом творчества великого архитектора, а также символом Барселоны.
Другие свидетельствуют, что неуспех у женщин никак не был связан с доходами и славой. Его отвергали, потому что он был неприятен в общении: строптив, высокомерен, заносчив.
Такого же мнения придерживались многие рабочие на стройках. Тяжело работать с перфекционистом, который приезжает с утра на объект и заставляет строителей часами висеть на стене, прикладывая плитку то под одним углом, то под другим. Так он выбирал лучший узор. Или высаживал рабочих на еще не застывшую глину, чтобы определить лучшее место для сидения.
Род Гауди прервался со смертью Антони.
Чертежи Гауди. Тех, кто работал с архитектором, поражало, что мастер иногда «на глаз» делал то, что требовало серьезных расчетов. Что удивительно, он всегда оказывался прав.
Саграда Фамилия
Главным своим творением Гауди считал Искупительный храм Святого семейства в Барселоне — Саграда Фамилия. В Каталонии популярна легенда, что существует документ — предложение, присланное японцами, где они просят продать им храм в честь Святого семейства. Мол, они сами, по кирпичику, перевезут это чудо Гауди к себе в Японию, где наконец-то достроят, учитывая все проекты и пожелания мастера. В документе оставлено пустое место, куда можно вписать любую сумму, в которую оценивается такая сделка. Каталаны любят эту историю, и многие верят в ее правдивость, ведь Саграда Фамилия строил, в том числе, и японский архитектор Эцуро Сотоо, который влюбился в творение Гауди, принял католичество, выучил каталонский и поселился в Барселоне.
Если Саграда Фамилия когда-нибудь достроят, то это будет самый высокий собор в мире — 170 метров: Гауди планировал создать храм всего на метр ниже самой высокой горы в Барселоне. Почему обязательно ниже? Искусство искусством, а на божественный замысел замахиваться нельзя, посчитал великий архитектор.
Интерьер собора Саграда Фамилия
Он хотел, чтобы храм выглядел изнутри, как «лес древовидных колонн», через витражи сочился бы теплый свет, а при взгляде вверх прихожане видели звездное небо. Кстати, звезды, точнее, созвездия, стоили серьезных разборок с местным епископом. Дело в том, что Гауди вписал в ансамбль знаки зодиака.
— Сын мой, какие знаки зодиака? Это храм господень! — примерно такими словами его увещевал святой отец.
— Отче, они должны быть там. Это концепция, — твердил упрямый Гауди, который при этом был еще и ревностным католиком.
— Ты знаешь, что такое отлучение от Церкви? Подумай над этим, — наставлял его святой отец.
Знаки зодиака остались. А в 2010 году папа Римский освятил собор.
«С каждым случится то, что предначертано Господом»
7 июня 1926 года в половине шестого вечера Гауди собрался идти в храм на службу. Отпустил своего помощника, сказав на прощание: «Завтра приходи пораньше, Висенс — нам предстоит сделать много красивых вещей!». До храма архитектор не дошел. 73-летнего мастера сбил трамвай. Сбежавшиеся прохожие попытались вызвать такси, чтобы отвезти жертву аварии в больницу. Ни один таксист не согласился везти старика без сознания, который больше напоминал бездомного, чем прославленного и модного архитектора. С трудом Гауди доставили в больницу Святого Креста. Это была, скорее, богадельня: за пациентами ухаживали не медсестры, а монахини. Гауди лежал в общей палате, на койке № 9. Его личность установили только на следующий день. Естественно, предложили перебраться в лучшую клинику города. Но архитектор, уже пришедший в сознание, отказался.
Похороны Антони Гауди. Фото с экспозиции, посвященной мастеру
«С каждым случится то, что предначертано Господом, — сказал он, — мне лучше этого ожидать, оставаясь с народом».
В последующие дни толпы почитателей гения Гауди все шли и шли в больницу. В холле стоял специальный столик с бумагой, чтобы каждый мог оставить свои пожелания здоровья мастеру. Телеграмму с расспросами о его самочувствии прислал из Мадрида и сам король.
10 июня 1926 года Антони Гауди не стало. В 2013 году день смерти Гауди было решено отмечать как Всемирный День модерна.
Автор: Елена Сироид, artchive.ru
Источник
Волшебная архитектура Антонио Гауди
Читайте эту статью на сайте Идеальный турист
В Барселоне жили и творили многие великие художники и архитекторы, имена которых навсегда останутся в истории мировой культуры. И одним из таких выдающихся художников, который буквально создал свою собственную Барселону, уже не похожую на прежний город, с множеством причудливых строений и домов, является архитектор Антонио Гауди. Его навсегда запомнят как неординарную, однако выдающуюся личность.
Период раннего творчества Гауди
Дом Кальвет
Период раннего творчества Гауди относят ко времени Каталонского Возрождения, когда создавали свои шедевры также и другие талантливые архитекторы. Первые строения Гауди выполнены в строгом стиле модерн, и только одно здание имеет несколько другое направление и представляет собой псевдо барочный дом Кальвет.
Дом Висенс
В первую очередь, к раннему творчеству Гауди стоит отнести «Стилистические близнецы» — нарядный дом Висенс. Симметрия, правильные линии и пропорции, а также полное отсутствие лишних, отвлекающих элементов — это все являлось неотъемлемой частью первых творений Гауди.
Эль Капричо
Необычный и даже немного сказочный вид имеет дом Эль Капричо, что в переводе означает «настроение». Не смотря на причудливый внешний вид, это здание также не имеет никаких лишних элементов.
Крыша дома Мила
Антонио Гауди был очень талантливым, однако крайне необщительным человеком. В детстве он страдал ревматизмом, что мешало ему весело проводить время, играя на улице с другими детьми. Будущий архитектор этого и не особо искал, он был немного другого склада. Вместо подвижных игр Гауди любил бродить в одиночку по длинным красивым аллеям, паркам, гулять в садах или лесах. Он наслаждался природой и одиночеством. Именно по этой причине о Гауди не осталось никаких записей, заметок, характеристик его, как человека. У него почти не было друзей, а с родственниками Гауди не был достаточно близок.
Расцвет творчества
Дворец Гуэля
Одной из самых важных в жизни стала для Гауди встреча с Эусеби Гуэлем, богатейшим человеком Каталонии, который имел хороший вкус и мог позволить себе выделить столько средств, сколько будет необходимо, чтобы построить дом, который оказался бы ему по душе. У Гуэля – деньги и отличный вкус, у Гауди – огромный талант, так и сошлись два человека, которые не только изменили судьбу друг друга, но и стали хорошими друзьями.
Вскоре после знакомства Гауди берется за создание дворца для Гуэля. После завершения работы Гауди становится очень популярным и одним из самых дорогих архитекторов не только Барселоны, но и Испании. Постепенно он меняет стиль своих работ, переходя от правильных, прямых линий, к причудливым и кривым.
Вершина искусства
Храм Святого Семейства
Самым крупным и значимым творением архитектора, которое оставит его имя в истории Барселоны на многие века, является Искупительный храм Святого Семейства. Причиной его создания послужил переломный момент в жизни архитектора: скончался его отец, а через полгода ушла из жизни племянница, которая оставалась его последним близким человеком.
Гауди остался совсем один, и это очень повлияло на него, храм стал его искупительной жертвой, возведенный на деньги бедных и богатых барселонцев, а также на средства самого архитектора. Он считал, что не может брать ни копейки из средств горожан, которые полагались ему за работу, и все свои деньги также вкладывал в строительство.
При жизни он не успел завершить строительство, однако он и не планировал. Именно поэтому Гауди оставил подробные чертежи в масштабе 1:10, чтобы после его смерти замысел проекта не был нарушен. И не смотря на все трудности в финансовой сфере, храм продолжали строить и после того, как великого гения не стало, поскольку такова была воля народа.
Внутреннее убранство храма
Проект строительства настолько масштабный, что работы до сих пор ведутся! К храму постепенно достраивают недостающие элементы, которые во всех подробностях описаны и прорисованы в чертежах Гауди. На вопрос людей, когда же все-таки будет завершено строительство, он еще при жизни отвечал: «Мой заказчик не торопился». И, возможно, такие длительные работы и делают этот храм настолько уникальным и неповторимым.
Особенности творений
Дом Бальо
Стиль Гауди был довольно неоднозначным. Несмотря на то, что чаще всего его причисляют к модерну, в его работах также можно найти элементы барокко, неоклассицизма и готики. Также характерной чертой, которая прослеживается практически во всех его зданиях, является обожествление природы и отсутствие прямых линий точно также, как их невозможно найти и в природе.
Дом Мила
Гауди можно считать гением, который намного опередил свое время в сфере архитектуры и строительства. Он создал свою собственную, неповторимую Барселону, которую сейчас так любят не только испанцы, но и туристы со всего мира, ежегодно толпами прибывающие в этот очаровательный и сказочный городок великого архитектора.
Если вам понравилась наша статья, то поделитесь ею с друзьями, поставьте лайк и подпишитесь на обновления. До новых встреч!
Источник
Сказочная страна Антонио Гауди | Журнал Ярмарки Мастеров
Когда его спрашивали, зачем он так отделывает верхушки куполов, ведь они не видны с земли, он говорил: «Ими будут любоваться ангелы».
На его работы можно смотреть бесконечно долго, как на воду или огонь, и каждый раз открывать для себя что-то новое.
Вы знаете, что все такси в Барселоне черно-желтого цвета? Только черно-желтого, по особому распоряжению мэрии, изданному в 1926 году. Согласно каталонской символике, черный — цвет траура, желтый — цвет позора. Такси в Барселоне везут на себе траур и позор. Как и все в Барселоне, это память о Гауди. Антонио Гауди погиб в том городе, который сам построил. Не было бы Гауди, не было бы Барселоны. Своей мировой известностью она обязана именно этому , полусумасшедшему архитектору, строившему причудливые дома без инженеров-проектировщиков, по своим, разработанным технологиям.
В тыльной пристройке к Саграде Фамилии есть музей «строительной кухни» Гауди. Там есть большое зеркало, над которым , на полу висит огромное множество маленьких мешочков на разных высотах. В зеркале отражаются купола неправильной формы. Именно так поднимая или опуская группы мешочков, Гауди конструировал свои сложно рельефные формы.
Барселона была небольшим заштатным городком, пока в нем не появился странный человек, носивший в кармане сырые яйца , потому что яйцо — символ красоты и вечности, ненавидевшему прямые углы, потому что прямой угол придумал человек, а от Бога — это круг. Строившему дома без перекрытий и готовому воплотить в камень волшебство. НАСА только через несколько десятилетий разработало математическую формулу, по которой рассчитываются такие постройки.
Здания с глазами вместо балконов, дворцы с зоопарком на крыше, литые ворота в виде дракона, кружевные башни, динозавр, улегшийся на крышу обыкновенного городского здания, собор, только отдаленно напоминающий собор — этому человеку в Барселоне разрешали все, и он по настоящему старался.
Талант Гауди заметил еще один чудак, очень богатый барселонский промышленник, Эусеби Гуэль — он позволил строить все, что тот захочет, везде, где тот захочет и, и так, как тот захочет.
Так Гауди получил в единоличное распоряжение Барселону. Мало кто из получавших в единоличное распоряжение какой бы то ни было город, был так же милосерден к людям, искусству и красоте.
7 июня 1926 года Антонио Гауди, как обычно, прогуливался по городу, вглядываясь в облака — именно их он считал совершенным созданием природы, дающими художнику творческую идею.
В городе только — только пустили первый трамвай. И старик не заметил железное чудовище… Ни один извозчик не тронулся с места, ни один автомобилист не рискнул подвезти несчастного, его приняли его за нищего, не способного заплатить за проезд. Его доставили в больницу для нищих стражи барселонского порядка.
Три дня город сбиваясь с ног, искал своего Гауди. Но никто не догадался искать его в больнице для нищих. Там он и умер, не приходя в сосзнание
И тогда барселонская мэрия приказала всем извозчикам и всем таксистам города отныне и на веки веков носить на себе цвет траура по великому Гауди и цвет позора человеческой черствости.
Гауди оставил нам свои бесценные творения. Очень мечтаю побывать в Барселоне, чтобы живьем увидеть эту сказку — это совсем другие впечатления. А если кто-то уже побывал и видел всю эту красоту, поделитесь своими впечатлениями, а мы с благодарностью послушаем!
Список построенных Гауди зданий: 1883–1888 — Дом Висенс, Барселона 1883–1885 — Эль Капричо, Комильяс (Кантабрия) 1884–1887 — Павильоны усадьбы Гуэля, Педральбес (Барселона) 1886–1889 — Дворец Гуэля, Барселона — Мировое наследие ЮНЕСКО, 1984 1888–1894 — Школа при монастыре Святой Терезы, Барселона 1889–1893 — Епископский дворец в г. Асторга, Кастилия (Леон) 1891–1892 — Дом Ботинес, Леон 1891–1926 — Храм Святого Семейства, Барселона 1892–1893 — Миссия Францисканцев в Танжере (не реализован) 1895–1898 — Винные погреба Гуэля, Гараффа 1898–1904 — Дом Кальвет, Барселона 1898–1916 — Часовня и крипта Колонии Гуэля, Санта Колома де Сервелло 1900–1902 — Дом Фигерас по улице Бельэсгуард, Барселона 1900–1914 — Парк Гуэль, Барселона — Мировое наследие ЮНЕСКО, 1984 1901–1902 — Усадьба Миральяс 1904 — Склады кузнечной артели Бадиа 1905 (май) — Проект гостиницы «Attraction», Нью-Йорк (не реализован) 1904–1906 — Дом Батльо «Дом костей», Барселона 1904–1914 — Реконструкция Кафедрального собора, Пальма де Мальорка 1906–1910 — Дом Мила «Каменоломня», Барселона — Мировое наследие ЮНЕСКО, 1984 1909–1910 — Приходская школа при Соборе Святого Семейства, Барселона.
Источник