Построй свой дом басков переулок
«Древнерусский терем»: Что говорят об элитном ЖК «Русский дом» Историки архитектуры обсуждают самую заметную новостройку в центре Петербурга
Летом в Петербурге ввели в эксплуатацию жилой комплекс «Русский дом» — пожалуй, самую заметную новостройку в историческом центре. ЖК занимает большую часть квартала — с фасадами, выходящими на Басков переулок и улицу Короленко. По масштабам и структуре комплекс напоминает наиболее массивные доходные дома начала ХХ века — с двором-курдонером и закрытыми внутренними дворами. На территории ЖК продолжаются работы, но оценить фасады и курдонер может любой прохожий: «Русский дом» уже стал объектом туристических фотосъемок. В элитном комплексе — 395 квартир, из них не проданы всего 67; по данным системы «Яндекс.Недвижимость», цены варьируются от 13,5 до 113,5 миллиона рублей. Сейчас идет заселение комплекса.
Раньше на месте «Русского дома» находился комплекс построек лейб-гвардии 1-й Артиллерийской бригады Императорской армии: в советское время часть зданий надстроили, но как минимум три исторические постройки оставались нетронутыми. В 2012 году весь комплекс, несмотря на протесты градозащитников, снесли.
Группа ЛСР начала строить комплекс в неорусском стиле — непривычном для Петербурга — в 2015 году. Здание спроектировали в архитектурной мастерской Евгения Герасимова. Главный архитектор проекта — Светлана Меркушева; среди других ее объектов — здание Еврейского общинного дома (ЕСОД) на Большой Разночинной; жилой комплекс на улице Егорова; отель «Эмеральд» на Суворовском проспекте. Другая недавняя заметная постройка АМ «Герасимов и партнеры» — деловой квартал «Невская ратуша» в историческом районе Пески, спроектированный совместно с Сергеем Чобаном: здесь находится бизнес-центр, а летом в здание самой ратуши с круглой смотровой площадкой въехала часть комитетов Смольного.
«Русский дом» не первый жилой комплекс, построенный Группой ЛСР в центре Петербурга. Так, год назад мы рассказывали о том, каково жить в «Парадном квартале» — элитном ЖК рядом с Таврическим садом, расположенном на месте снесенных казарм Преображенского полка. Еще один элитный ЖК от ЛСР — «Смольный парк» на Орловской улице.
Басков переулок застроен в основном трех- и шестиэтажными доходными домами второй половины XIX — начала ХХ века, а пяти- девятиэтажный «Русский дом» стал доминантой переулка. В Басковом, в частности в доме номер 12, в детстве жил президент Путин. Прямо напротив «Русского дома», в реконструированных до неузнаваемости Бассейных банях находятся офисы компаний «Магистраль Северной столицы» (управляет ЗСД) и «СПб Реновация».
ЖК «Русский дом» не первый год активно обсуждают в околоархитектурном сообществе — мнения диаметрально противоположные. Так, например, главный редактор портала «Архи.ру» Юлия Тарабарина сравнила комплекс с домом трех Бенуа на Каменноостровском проспекте: «Хотя тот дом — прекрасный представитель неоклассики, увлечения Италией, и в нем нет ничего русофильского, между ним и „Русским домом“ в проекте Евгения Герасимова обнаруживается некоторое сходство на уровне типологии и ощущений». А искусствовед и историк архитектуры Алексей Лепорк раскритиковал «Русский дом»: «Прямо конец XIX века. Но с плохими пропорциями и громаднющее, фрикативно–богатое сооружение, спору нет. Смешно только то, что оно 2018 года».
The Village спросил у архитектора Евгения Герасимова, почему для ЖК в центре Петербурга выбрали неорусский стиль, а у специалистов по архитектуре — удалась ли стилизация.
Адрес: Басков пер., 2
Архитектор: Архмастерская «Евгений Герасимов и партнеры»
Застройщик: Группа ЛСР
Годы постройки: 2015–2018 годы
И возможности, и ограничения участка, на котором построен «Русский дом», задавались прежде всего двумя его важнейшими особенностями, а именно — местоположением и размером. Участок большой — 2,4 гектара, находится он в историческом центре города; сама по себе совокупность этих двух факторов — уже вызов для архитектора. Мы решили ответить на него нестандартным ходом и выбрали неорусский стиль. Он только на первый взгляд кажется непривычным для Санкт-Петербурга; на самом деле на рубеже XIX-XX веков шел активный поиск именно в национальной стилистике — так ознаменовался национально-патриотической подъем того времени. В Петербурге было немало построек в стиле, который тогда назывался «а-ля рюсс»: на ум приходит Федоровский городок в Царском селе или здание на углу Литейного и Пестеля, по диагонали от дома Мурузи. Сто лет назад петербургские зодчие пытались переосмыслить наследие допетровской архитектуры России. Получается, наш «Русский дом» — это пере-переосмысление ее принципов, своего рода «вторая производная».
Это не ордерная архитектура. Здесь нет колонн, капителей и пилястров; ничего, что отсылало бы к античности и классицизму. Разновысокие объемы, связанные в единую композицию, живописный многобашенный силуэт кровли, остроконечные крыши, узорная резьба на фасадах — мы сознательно хотели вызвать ассоциацию с древнерусскими теремами.
Сравнение с домом трех Бенуа на Каменноостровском, 26–28, для нас скорее лестно. В глаза бросается прежде всего парадный курдонер как смыслообразующий элемент композиции всего здания. Именно за счет таких открытых дворов градостроители начала ХХ века рассчитывали отойти от тесноты дворов-колодцев, наполнить городские кварталы воздухом и светом. Курдонер «Русского дома» выходит на Басков переулок и ориентирован на юг — отсюда в окна квартир попадает солнце.
историк архитектуры
Новое здание в начале Баскова переулка, можно сказать, заполнило лакуну: оно там вполне уместно и по своим габаритам, и по характеру архитектурного решения. Другое дело, в свое время градозащитники заявили, что сносится историческое здание казарм (правда, оно было перестроено в советский период). Но об этом сейчас уже поздно говорить, потому что новое здание — это состоявшийся факт.
Что касается неорусского стиля: мне кажется, это преувеличение. Это не столько неорусский стиль, сколько своеобразный вариант неосеверного модерна. Такие элементы, как треугольные щипцы, другие детали, обостряющие силуэт, скорее отсылают к архитектуре Петербурга начала ХХ века, в которой мотивы северного модерна — регионального варианта стиля — сочетаются с деталями, действительно напоминающими древнерусское зодчество. В принципе, в этом нет противоречия. Можно вспомнить несколько зданий: например, на Чкаловском проспекте, 31, архитектор Лишневский, начало 1910-х годов. Или постройка Крыжановского на Песках, в которой приемы северного модерна, восходящего к национальному романтизму Финляндии, сочетаются с деталями, опознавательными знаками древнерусской архитектуры. В этом смысле здание вполне продолжает традицию петербургской архитектуры около 1910 года: чуть больше века спустя мы возвращаемся к тому, что происходило в период строительного бума, очень популярного в Петербурге стиля модерн. Издалека здание даже можно принять за постройку 1910 года (но, конечно, когда присматриваешься вблизи, видишь, что это современная постройка).
В районе Баскова переулка, улицы Некрасова много построек периода модерна. Вспомним Театр кукол, доходный дом Бассейного товарищества и так далее. В этом смысле здание, на мой взгляд, не нарушает исторический контекст Петербурга, уместно в него вписывается. Здание, конечно, очень крупное, массивное, но именно разделка на детали, элементы и непревышение традиционной исторической высоты застройки Петербурга, я думаю, позволяют считать это новое сооружение вполне корректной вставкой в историческую среду нашего города.
Издалека здание даже можно принять за постройку 1910 года
Была такая идея, что поскольку исторический центр Петербурга более-менее полностью сложился, в нем остались только незначительные лакуны, то новое строительство должно быть обязательно нейтральным, подчиненным контексту. Ну в том случае, если бы это был Невский проспект или район Дворцовой площади, понятно, что архитектура должна быть действительно нейтральной. А в Басковом переулке, скажем прямо, превалирует рядовая застройка (хотя и есть несколько интересных домов). И то, что появился новый яркий примечательный акцент, обогащает городскую среду. Ему там не с чем спорить и не с чем конкурировать. По соседству есть очень приличные доходные дома начала ХХ века, но ни один из них не является таким уж неординарным сооружением, под которое следовало бы подстраиваться. В сущности говоря, Басков переулок и улица Короленко — довольно нейтральная среда, и то, что там появился новый привлекательный архитектурный акцент, только на пользу города, на мой взгляд.
Современная архитектура Петербурга периода постпостмодернизма характерна чрезвычайно широким диапазоном стилевых исканий: от следования новациям (неоавангард) до откровенного историзма, имитаций исторического стиля. В данном случае буквальной имитации нет. Есть попытка освоить исторически мотивы — с тем, чтобы придать зданию большую содержательность и интересность. В этом смысле она вполне в контексте. Потому что сегодня одна из доминирующих тенденций строительства в исторических районах Петербурга — ориентация на традиции модерна начала ХХ века. Это, можно сказать, почти мейнстрим архитектурных исканий, если речь идет об историческом центре города.
заведующий кафедрой Истории русского искусства факультета Истории искусства РГГУ
Ассоциации возникают, конечно, не с древнерусскими теремами, а с многоквартирными жилыми домами дореволюционного Петербурга-Петрограда. Тем более что «Русский дом» возник сравнительно недалеко от комплекса Бассейного товарищества собственников квартир (арх. Алексей Зазерский, Эрнест Виррих, Алексей Бубырь, 1912–1914 годы), памятника петербургского модерна. Кажется, что проектировщики «Русского дома» ориентировались на эту архитектуру в большей степени, чем на древнерусскую или на эклектический «русский стиль» XIX века. Например, округлые эркеры со стороны Баскова переулка — это типичная форма из репертуара той эпохи. Но и с Бассейным комплексом сравнение выйдет не в пользу «Русского дома», фасады которого откровенно сухи и механистичны. Никакого внятного образа не складывается.
Я не считаю, что выбранный путь исторических стилизаций актуален и для времени, и для места появления ЖК «Русский дом». Во всяком случае, авторы проекта в этом мастерстве проигрывают своим коллегам вековой давности. Между прочим, стилизовать в русском вкусе — задача сложнейшая, более трудная, чем, например, работа с ордером. Поясню: древнерусская (допетровская) архитектура не выработала готовых решений для архитекторов, проектирующих современные здания. Боярские палаты были очень компактными строениями, на этот опыт нельзя было опереться, как на палаццо эпохи Возрождения. Об этом с разочарованием говорили еще зодчие конца XIX столетия, отмечавшие, что за пределами церковной архитектуры «русский стиль» надо фактически изобретать с нуля, чтобы как-то решать в нем многоэтажные дома, общественные здания и тому подобное. Верхние торговые ряды на Красной площади Александра Померанцева (ныне известные как ГУМ) были смелой попыткой дать таким условным палатам монументальность (за основу там были взяты мотивы Борисоглебского монастыря под Ростовом Великим). А ЖК «Русский дом» демонстрирует абсолютно поверхностный подход к теме.
В облике «Русского дома», на мой взгляд, победила скука
Подобные по габаритам постройки неизбежно начинают доминировать в панораме улицы. Это нормально, но все упирается в качество архитектуры.
Здание вписывается в стилизаторскую тенденцию, довольно широко представленную в российской архитектуре последних десятилетий. Например, в Москве модно стилизовать сталинские высотки, в Петербурге — модерн и так далее. Имеется своя ниша и у «русицизма»: можно вспомнить такие постройки, как Moscow Marriott Royal Aurora Hotel на Петровке или дом в 1-м Хвостовом переулке. Надо сказать, что отношение к таким опытам всегда неоднозначное, «русский стиль» уловить непросто. Однако в указанных зданиях присутствуют оригинальность и некоторое дерзновение авторов, тогда как в облике «Русского дома», на мой взгляд, победила скука.
Источник
Уникальная мини-экскурсия по Баскову переулку — самые интересные факты и места
Жилой комплекс «Русский дом»
Из новых построек стоит сразу отметить жилой комплекс «Русский дом» в Басковом переулке, 2. Архитектором проекта выступил Евгений Герасимов, который впервые за всю свою практику решил применить в разрабатываемом проекте неомодерн.
Строительство жилого комплекса проводилось на двух земельных участках в 2015 — 2018 годах. Застройщик получил разрешение на возведение жилого комплекса, в состав которого был включён встроенный детский сад на 60 детей и подземный паркинг почти на 500 автомобилей.
Фасады зданий выполнены в стиле прибалтийского неомодерна. Благодаря необычной конфигурации дома в Басковом переулке появился крупнейший в Петербурге двор‑курдонер — это два закрытых уютных дворика. Также организована парадная зона отдыха, окружённая аллеями.
Композиционное решение жилого комплекса основано на сочетании открытой пешеходной зоны и двух закрытых просторных дворов. Ядром композиционного решения является парадное центральное пространство, разомкнутое в сторону Баскова переулка, которое как бы втягивает улицу в глубину жилого квартала и активно включает его территорию в архитектурный ансамбль.
Динамичность силуэта, пластическая выразительность фасадной композиции, наличие эркеров, башен и акцентных завершений позволяет новому комплексу включиться в сложившуюся историческую ткань города, не нарушая общего восприятия, но выделяясь яркостью архитектурного образа.
Архитектурные решения главных фасадов преемственно развивают композиционные приёмы неорусского стиля раннего модерна, основанного на опыте народного искусства и древнерусского зодчества.
В здании прослеживаются разновысокие объёмы, связанные в единую пространственную композицию; членения фасадных плоскостей по горизонтали с выделением цокольный и венчающей частей; живописная многобашенная композиция кровли, присущая древнерусским теремам.
Уникален тут контраст между гладью каменных стен и декоративными элементами обрамления арочных окон, выступающих башен, ризалитов и эркеров; впечатляет многообразие каменного декора, выполненного по мотивам древнерусской резьбы; пастельная сдержанность цветовой палитры натурального камня.
Всё говорит о том, что такие архитектурные решения характерны для зданий в неорусском стиле, построенных на рубеже ХIХ-ХХ веков, что делает здание очень уникальным и привлекательным.
Доходный дом А. И. Ерошенко
Интересен в Басковом переулке дом № 5 — доходный дом А. И. Ерошенко. Это здание в 1903 году в стиле модерн построил выдающийся архитектор, один из самых ярких и колоритных мастеров модерна, трудившийся в Петербурге в начале XX века — Фридрих фон Постельс, или Фёдор Фёдорович Постельс.
Здание принадлежало купцу Алексею Ивановичу Ерошенко, потомственному почётному гражданину. Дом до сих пор дом хранит уникальный стиль модерна начала ХХ века. На фасадах можно увидеть фрагменты удивительной лепнины. Сам дом имеет одно-единственное парадное, в котором некогда находился роскошный наборный витраж, почти весь утраченный в 1990-е. Тем не менее в здании некоторые артефакты всё-таки сохранились.
Есть возможность ещё увидеть витраж на 3-м этаже. Со двора дома просматривается сохранившийся витраж, но не в парадной, а в помещении, которое сейчас занимает какая-то фирма. Большая редкость для Петербурга, когда витраж находится в квартире. В парадной также можно полюбоваться на рисунок метлахской плитки и лестничные ограждения, оформление потолка и светильник.
Квартиры дома Ерошенко приспособили под офисы, но и в них осталось несколько уникальных и красивых керамических печей, изготовленных на разных заводах. Если вас интересует эта тема, хотите узнать, где в Петербурге можно увидеть старинные печи и камины?
В 2001 году доходный дом А. И. Ерошенко был включён КГИОПом в «Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность». Стоит уделить внимание автору здания. В 1903 году фон Постельс окончил Академию художеств.
Мастер работал в Петербурге, Москве и других городах. Дом № 5 в Басковом переулке — это первая самостоятельная работа Постельса, с возведения этого здания и начал свой творческий путь один из самых видных мастеров модерна.
Фридрих фон Постельс в Петербурге построил не так много, но каждая его работа достойна внимания. В Северной столице уцелело 5 работ Постельса. В городе на Неве сложился поистине уникальный творческий портрет мастера. Фёдор Фёдорович играл с формами, цветами, облицовочными материалами и создал архитектуру, непохожую ни на что другое.
В его творчестве переплетены разнообразные европейские течения новой архитектуры: от бельгийско-французского ар-нуво до «гаудинанского» зодчества. Каждая работа Федора Федоровича Постельса — пример так называемой индивидуально-авторской архитектуры. Она возникает как своего рода протест против устаревших норм петербургского зодчества.
Дом Л. К. фон Таубе
В Басковом переулке, 12 расположен дом Л. К. фон Таубе, построенный в эклектичном стиле в 1859-1860 годах, автор проекта — архитектор Александр Карлович Кольман. Здание интересно тем, что в нём «мотивы Ренессанса трактованы весьма схематично».
В 1838 году в этом доме жил приехавший из Воронежа поэт Алексей Васильевич Кольцов, что подтверждается в книге «Ленинград. 1939. Адресно-справочная книга». Однако Кольцов жил в доме, который здесь находился до постройки нового здания. И на этом месте, скорее всего, дом был деревянным. Дом, который мы видим сегодня, был возведён по проекту известного архитектора, академика архитектуры Императорской Академии художеств Александра Карловича Кольмана.
Архитектор участвовал в отделочных работах Мариинского дворца и Исаакиевского собора, проектировал постройки для царской семьи в Санкт-Петербурге. Среди ещё самых известных и замечательных работ мастера в Петербурге стоит отметить: изменение фасада особняка Митусова (Б. Морская, 59), дворец Александрова в Стрельне (Санкт-Петербургское шоссе, 69), особняк А. Ф. Кельха (ул. Чайковского, 28), который Кольман выполнен в лучших традициях барокко, и др.
В новейшую историю дома № 12 в Басковом переулке вошёл уникальный факт. 21 декабря 2011 года «Национальный комитет +60», созданный петербургскими общественниками для празднования 60-летия Владимира Путина, обратился к губернатору Петербурга с просьбой о переименовании Баскова переулка в улицу Владимира Путина.
Это связано с тем что 7 октября 1952 года в Басковом переулке, 12 родился будущий Президент России Владимир Владимирович Путин. Член Топонимической комиссии Андрей Рыжков сообщил, что комиссия не поддержит предложение: во-первых, переименование улиц возможно лишь в случае возвращения исторических названий, во-вторых, «исходя из общей практики, топонимическая комиссия не рекомендует называть улицы в честь здравствующих людей».
Владимир Путин родился и жил в доме № 12, а учился в школе по адресу: Басков переулок, дом № 8. Там сейчас находится колледж. В коммуналке, где жили Путины, было печное отопление, а мыться они ходили в Мальцевские бани на Некрасова. Так что у нашего президента было классическое советское детство.
В продолжении темы о переименовании, послушайте интересную историю. Однажды «Национальному комитету +60» не разрешили переименовать Басков переулок в улицу Путина. Тогда в 2016 году они захотели присвоить имя Фиделя Кастро безымянной площади в Кировском районе. Мол, кубинский лидер здесь бывал в 1963 году, да ещё и звание Героя Советского Союза носил.
В 2017 году в Законодательном собрании Петербурга обсудили возможность оставить в веках имя Фиделя Кастро на карте города. Петербургская фракция КПРФ переживала, что в Петербурге до сих пор нет улицы или памятника в честь Фиделя Кастро, который скончался 25 ноября 2016 года, и в этой связи обратилась к губернатору Петербурга с просьбой исправить положение.
Однако подобная инициатива встретила возражения среди депутатов ЗакСа. Некоторые чиновники отметили, что даже на Кубе запретили называть улицы в честь Фиделя, так зачем же нам, дескать, устраивать культ личности. Один из депутатов фракции «Справедливая Россия» предложил сменить название улицы Вилле Песси в Выборгском районе (ныне Учебный переулок) на Фиделя Кастро. Но увековечивание памяти кубинского революционера в Петербурге пока так и не произошло.
Здание Штаба Армии ПВО
В Басковом переулке, 16 здание Штаба Армии ПВО — памятник регионального значения и включено в государственный реестр. Пятиэтажный дом был возведён в стиле сталинского неоклассицизма в 1937 году по проекту архитектора Давида Бурышкина. Здание имеет большую архитектурную, историческую и героическую ценность. За «его плечами» великая история.
В 1830 году участок в Басковом переулке, где позднее было построено здание штаба ПВО, принадлежал вдове тайного советника Розенберг. В середине XIX века деревянный дом со службами занимал купец Михаил Иванович Меркурьев. В выписке 1862 года из полиса Страхового Общества на участке значатся: главное строение, павильон, службы и прачечная, различные помещения без фундаментов.
В 1873 году дома семьи Меркурьевых выкупила жена тайного советника Дмитрия Павловича Шубина-Поздеева Мария Ивановна Шубина-Поздеева, которую называли «водочной королевой» Ярославской губернии. Ей участок с домами и со всеми службами принадлежал вплоть до революции 1917 года.
В 1937 году на месте деревянного дома было выстроено пятиэтажное здание штаба второго корпуса ПВО. В силу своего стратегического местоположения (близость к границам сопредельных враждебных государств) и статус крупнейшего промышленного и политического центра страны, начиная с 1920-х перед Петроградом-Ленинградом остро стояла проблема противовоздушной обороны города. Особенно актуальной эта проблема стала в 1919 году — во время Гражданской войны.
В июле 1919 года защиту Петрограда от налётов вражеской авиации осуществляла противовоздушная оборона города, в состав которой входили 13 зенитных батарей, сведенных в четыре дивизиона, 4-й истребительно-авиационный дивизион в составе трех авиаотрядов: 10, 11 и 12-го. Кроме того, в противовоздушную оборону Петрограда входили вспомогательные части: 9 прожекторных станций, установленных на позициях.
В 1924 году в Ленинграде был сформирован первый в стране зенитный артиллерийский полк — 1-й полк зенитной артиллерии РККА. В него вошли пять дивизионов по четыре батареи в каждом. Второй корпус ПВО, расположившийся в 1937 году в новом здании в Басковом переулке, осуществлял непосредственное прикрытие Ленинграда от ударов с воздуха. Командовал корпусом генерал-майор М. М. Процветкин.
Бригадные районы ПВО создавались в том случае, если в составе зоны было много частей противовоздушной обороны, разбросанных на большой территории и не включенных в состав соединений. В состав Северной зоны (Ленинградский военный округ) кроме 2-го корпуса ПВО входили Мурманский, Петрозаводский, Архангельский, Выборгский, Свирский и Лужский бригадные районы ПВО.
С началом Великой Отечественной войны Ленинградский военный округ был развернут в Северный фронт, а позднее — Ленинградский фронт. После развертывания корпуса с началом войны в его состав входили: шесть зенитных артиллерийских полков среднего калибра, один отдельный зенитный артиллерийский дивизион среднего калибра, один зенитный пулеметный полк, два зенитных прожекторных полка, три полка аэростатов заграждения, один полк ВНОС (воздушное наблюдение, оповещение и связь) и отдельный радиобатальон ВНОС.
7 июля 1941 года приказом Народного комиссара обороны СССР на базе истребительных авиационных дивизий был сформирован 7-й истребительный авиационный корпус, который был передан в оперативное подчинение командира 2-го корпуса ПВО, что было важно для обеспечения целеустремленного применения истребительной авиации и зенитной артиллерии в системе противовоздушной обороны Ленинграда.
11 января 1942 года в блокадном Ленинграде состоялась конференция изобретателей и рационализаторов 2-го корпуса ПВО, где Эммануил Иосифович Голованевский, техник-лейтенант, создатель первого в мире радиолокатора, выступил с предложением разработать телевизионную систему для нужд обороны города. Суть системы сводилась к тому, что с «Редутов» (радиолокационных станций обнаружения) информация о самолётах противника передавалась в штаб ПВО с помощью телевизионного сигнала.
Всего за 900 дней вражеской блокады на город было произведено 272 воздушных налета (из них 193 ночью). Ленинград пережил 642 воздушные тревоги, продолжавшиеся 702 часа 21 минуту. За годы войны войска Ленинградской армии ПВО уничтожили 1561 вражеский самолет, в том числе истребительная авиация ПВО уничтожила 1044 самолета, зенитная артиллерия — 479 самолётов, зенитные пулеметы — 30 самолётов и посты ВНОС ружейным огнем — 8 самолётов.
Огнём зенитчиков и штурмовыми атаками летчиков-истребителей было уничтожено свыше 3 полков пехоты противника, 99 танков, 183 артиллерийские батареи, 85 минометных батарей, 685 автомашин и много другой военной техники гитлеровской армии.
Здание штаба второго корпуса ПВО в Басковом переулке 16 являлось одним из самых важных стратегических командных пунктов обороны Ленинграда во время блокады, куда поступала вся информация о воздушных налетах. Усовершенствованная с помощью телесигнала система «РУС-2» (радиоулавливатель самолётов-2, «Редут»), стала спасением для Ленинграда от воздушной угрозы.
12 января 2018 года в соответствии с распоряжением председателя КГИОП Сергея Макарова «Здание штаба второго корпуса ПВО» (Басков пер., д. 16, лит. А) включено в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения. Сегодня же здание в Басковом переулке используется как административное.
Доходный дом Е. С. Егорова
Очень необычна и интересна архитектура дома № 35 в Басковом переулке — доходный дом купца Егорова. Дом занимает целый квартал, выходя также на улицу Некрасова и Басков переулок. Архитектор, построивший этот доходный дом в 1883—1885 годах, — знаменитый П. Ю. Сюзор. Дом является памятником архитектуры.
В 1873 года участок с одноэтажным домом был продан потомственному почётному гражданину Ефиму Савельевичу Егорову. Он сдавал домик содержательнице Сарре Казак «под заведение» за 2100 рублей в год. К 1882 году в этом домике с заведением случился пожар. Егоров, получив «вознаграждения за сгоревшее строение», начал строительство нового дома на большом участке от Бассейной улицы до Баскова переулка.
Согласно описи от 30 ноября 1885 года площадь основания дома занимала 867.4 квадратные сажени (около 4000 м²), средняя высота здания составляла 25 м. Дом построен на фундаменте из бутовой плиты с известью и песком на деревянных лежнях. Стены возведены из кирпича. Следующее описание дает архитектор Ф. С. Харламов, осматривавший дом в 1885 году:
… работы по чистой отделке в здании его закончены, за исключением весьма немногих, а именно: по постановке балюстрады на балконах, зонтиков у подъездов, окончательной отделки некоторых квартир. Дом представляет собой капитальную постройку с солидной и богатой отделкой.
Архитектура дома, какой мы видим сегодня, — удивительна. Фасады здания, выходящие на улицу Восстания и улицу Некрасова, различны, хотя и объединены одной стилистикой. Круглые угловые эркеры увенчаны маленькими куполами со шпилями. Оба фасада богато украшены лепными украшениями, характерными для эклектики башенками, кариатидами, гирляндами из цветов и фруктов, львиными головами, маскаронами.
Наличники окон украшены гирляндами из цветов. Окна на третьем этаже, рядом с эркерами украшают вазы, увитые гирляндами из листьев, поддерживаемые с двух сторон грифонами. На фасаде здания располагаются кариатиды двух видов: первые украшают центральный эркер, они держат в одной руке рог изобилия, а в другой — пучок колосьев. Вторые располагаются парами, они держатся за руки, а свободной рукой поддерживают антаблемент.
В продолжение вертикальной тяги под ними располагаются головы львов, которые держат ниспадающие вниз гирлянды из цветов и фруктов. В центре гирлянд располагаются изображение скрещенных якоря и жезла Гермеса с наложенным на них свертком. Это, вероятно, указание на занятия владельца дома, Е. С. Егоров был купцом 2-й гильдии.
В наличниках окон на четвёртом этаже можно увидеть щит, украшенный гирляндами из листьев, справа и слева от него сидят два Амура. На щите изображён знак владельца Е. С. Егорова — вензель «Е». Два внутренних двора являются типичным для доходных домов XIX—XX веков. Во двор ведёт арка, украшенная декоративной лепниной. В конце XIX века в арке находились деревянные ворота, закрывавшиеся на ночь.
Источник