Построю дом поближе к солнцу
Стихотворение, за которое Маяковскому можно дать нобелевскую премию мира
Литературный журнал «Ритмы вселенной»
Владимир Маяковский фигура в русской литературе неоднозначная. Его либо любят, либо ненавидят. Основой ненависти обычно служит поздняя лирика поэта, где он воспевал советскую власть и пропагандировал социализм. Но со стороны обывателя, не жившего в ту эпоху и потока времени, который бесследно унёс многие свидетельства того времени, рассуждать легко.
Маяковский мог бы не принять советскую власть и эмигрировать, как это сделали многие его коллеги, но он остался в России до конца. Конец поэта печальный, но он оставался верен своим принципам, хотя в последние годы даже у него проскальзывают нотки недовольства положением вещей.
То, что начнет твориться в советской России после 30-х годов, поэт уже не увидит.
Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» было написано в 1918 году. Это время, когда ещё молодой Маяковский с восторгом принимает происходящие в стране перемены и без капли сожаления прощается со своей богемной жизнью, которую вёл ещё несколько лет назад.
Кобыла по имени «Барокко». Фото 1910 года.
Большой поэт отличается от малого не умением хорошо рифмовать или мастерски находить метафоры, и уж точно не количеством публикаций в газетах и журналах. Большой поэт всегда берётся за сложные темы, которые раскрывает в своей поэзии — это даётся далеко не каждому, кто умеет писать стихи. Большой поэт видит не просто голод, разруху, когда люди видят голод и разруху. Он видит не роскошь и сытую жизнь, когда люди видят роскошь и сытую жизнь — подмечает те детали, мимо которых простой обыватель пройдёт мимо и не заметит ничего.
А Маяковский всю жизнь презирал мещанство и угодничество и очень хорошо подмечал тонкости своего времени.
О самой поэзии он выскажется так:
Поэзия — вся! — езда в незнаемое.
Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
тысячи тонн словесной руды.
В стихотворении (оно будет ниже) поэт напрямую обращается к животному. Но это обращение служит неким метафорическим мостом, который должен только усилить накал, происходящий в стихе и показать обычному обывателю всю нелепость и жестокость ситуации. Случаи жестокого обращения с лошадьми были часты в это время. Животных мучали до последнего, пока те действительно не падали замертво прямо на дорогах и площадях. И никто этого не пресекал. Это считалось нормой.
Животное же не человек…
Извозчики времён Маяковского.
Предлагаем вашему вниманию стихотворение «Хорошее отношение к лошадям», за которое по праву можно дать премию мира. Кстати, нобелевку в 2020 году получила американская поэтесса Луиза Глик. Аведь многие тексты Маяковского не хуже, и они то как раз о борьбе – борьбе за свободу и за равное существование на нашей планете.
Маяковский вдохновил множество хороших людей — именно поэтому его помнят и любят до сих пор.
Будь ты хоть человек, а хоть лошадка, которая отдаёт всю себя ради общей цели. Пусть поэт и обращается к лошади, но главную свою мысль он хочет довести до людей, которые стали слишком чёрствыми и жестокими.
Миру мир!
Хорошее отношение к лошадям
Били копыта,
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.-
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала!
— Упала лошадь! —
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные…
Улица опрокинулась,
течет по-своему…
Подошел и вижу —
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…
И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
Может быть,
— старая —
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось —
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.
И стоило жить, и работать стоило!
Лайк и подписка — лучшая награда для канала.
Источник
Соседи затеняют солнце, что делать?
Часто бывает так, что сосед при желании увеличить свой дом не задумывается над тем, что заслоняет солнце соседу. Естественно соседи недовольны. Что делать в такой ситуации? Свет солнца очень важен для нашей полосы, а вот в южных краях дома строят вплотную, чтобы свести к минимуму зной от падающих лучей солнца.
В нашем климате солнечный свет является благом, которое ценится значительно больше, чем тень: осенью и зимой солнце служит источником тепла, весной и летом – является условием отличного отдыха.
Солнечные лучи – один из важнейших факторов формирования микроклимата жилой среды и уничтожения болезнетворных микроорганизмов. Поэтому строительные нормы содержат положения, нормирующие минимальную инсоляцию помещений, предназначенных для постоянного пребывания в них людей.
Проблема затенения возникает, если расстояние между домами меньше, чем высота плоскости, отбрасывающей тень. Эту высоту измеряют по вертикали от нижнего края затеняемого окна до свеса кровли затеняющего дома Соседи, не заслоняйте солнце…
Определение степени затененности того или иного жилого помещения в доме необходимо для того, чтобы соблюсти нормы инсоляции, согласно которым солнечный свет должен попадать в помещение в течение определенного минимального периода времени. Этот период составляет 2,5 часа при непрерывном освещении и 3 часа, если в освещении солнечными лучами есть перерыв. В доме с четырьмя жилыми комнатами как минимум две из них должны быть освещены солнцем.
При расчете инсоляции следует учитывать ориентацию окон жилых помещений по сторонам света. Если в окна с южной ориентацией солнце светит практически весь день, то в окна, выходящие на север, оно не заглядывает никогда. Поэтому для жилых помещений нежелательна исключительно северная ориентация окон.
Для обеспечения необходимого количества солнечного света нормируются также минимальные размеры окон в жилых помещениях. Площадь проемов, измеряемых в свету оконных коробок, не может быть меньше, чем 1/8 площади пола данного помещения. Так как расчет и построение диаграмм инсоляции являются довольно трудоемкими, стоит воспользоваться рекомендациями архитекторов по определению таких расстояний между домами, которые обеспечивают попадание прямых солнечных лучей.
Не слишком близко к «высокому» соседу
Известно, что для того, чтобы не оказаться в тени, нужно отодвинуться от соседнего дома на соответствующее расстояние. Упрощенно это можно сформулировать так: все будет в порядке, если расстояние между домами превышает высоту более высокого из них. Чтобы это проверить, необходимо выполнить соответствующие измерения расстояния (a) и высоты элемента дома, отбрасывающего тень (h). Данная высота h представляет собой расстояние по вертикали от нижнего края наиболее низко расположенного окна жилого помещения в затеняемом доме до уровня обреза крыши затеняющего строения. Расстояние a измеряется от внутренней поверхности стены затеняемого дома до горизонтальной проекции линии обреза крыши затеняющего здания.
Теперь сравним: измеренное таким образом расстояние a не должно быть меньше, чем высота плоскости, отбрасывающей тень a h. Если a< h, то можно говорить о затенении.
В границах угла 60.
Лучше, если ни один высокий объект не закрывает окна в зоне, определенной углом 60, измеряемым в горизонтальной плоскости. Вершина угла располагается на внутренней поверхности стены, по центру окна затеняемого помещения. Необходимо понимать, что угол 60 в радиусе 6-8 м от окна (обычное расстояние между домами) определяет сектор круга шириной 7,5-9,5 м. Необходимо, чтобы эта зона была пустой: здесь не должно быть ни одного препятствия, отбрасывающего тень, например, высокой стены соседнего дома.
Эти условия проще выполнить, правильно расположив дом. Если участок узкий, и строение нельзя разместить подальше от соседнего дома, выходом может быть изменение линии застройки, например, строительство дома в глубине участка.
Если дом уже возведен, для обеспечения угла 60 можно просто увеличить окно затеняемого помещения или сместить его на фасаде.
На практике
Как правило, расстояние между домами на соседних участках составляет не менее 6 м (для строений 1-й и 2-й степени огнестойкости) либо 8 м (для домов 3-й степени огнестойкости). Высота одноэтажного дома – около 4 м от уровня земли до карниза или обреза крыши, то есть затеняющего края. Это значит, что с точки зрения затенения, скорее всего, не возникнет причин для споров по поводу соседства двух одноэтажных домов.
Двухэтажный дом имеет высоту около 7-8 м от уровня земли, следовательно, может получиться так, что он станет препятствием для попадания солнечных лучей в комнаты, расположенные на первом этаже соседнего дома. В такой ситуации до начала строительства стоит провести соответствующие обмеры и расчеты.
Если высота дома составляет 8 м, скорее всего его карнизный свес, находится на высоте 7 м над нижним краем самого низко расположенного окна в стене соседнего дома. Допустим, что расстояние между домами – 8 м. Ширина карниза или свеса заслоняющего дома будет 1 м, то есть находиться на расстоянии 7 м от стены соседнего дома. В данном случае высота затенения равна расстоянию между домами.
Тем не менее, достаточно, чтобы затеняющий дом был немного выше либо расстояние между домами – меньше, чтобы хозяева затененного дома имели основание для опасений, что такое соседство ограничит им доступ к солнц
Существует инструмент, который позволяет провести анализ реального солнечного освещения помещений с учетом их ориентации относительно сторон света, времени суток и года, габаритов заслоняющего дома и формы окна. Это линейка для расчета инсоляции. Линейка, а точнее, линейки, потому что их много – для разных времен года в разных географических широтах, позволяют определить форму тени, отбрасываемой произвольным объемом на второй объем или плоскость, а также проанализировать время инсоляции данной точки. Линейки представляют собой диаграммы на кальке или пленке, которые можно прикладывать к планам. С их помощью определяются длина, и положение тени, отбрасываемой определенным объектом в разное время суток и года. Наиважнейшими для попадания солнца в конкретные окна в доме являются диаграммы, позволяющие рассчитать время, в течение которого данное место будет в тени.
Использование линейки инсоляции для зданий и оконных проемов более сложных форм требует опыта и пространственного воображения. Тем не менее, линейки иногда применяют для разработки проектов обустройства участка, в особенности, если проект выполнен только на бумаге, (то есть виртуальная модель отсутствует).
Компьютер помогает
Существуют специальные компьютерные программы для симулирования условий инсоляции дома. Они работают на основе трехмерной модели дома и окружающих его объектов с учетом всех затеняющих элементов: стен, крыш, балконов. Вносятся также данные, касающиеся ориентации дома, географических координат и высоты соседних строений. Построение такой модели в компьютере – занятие достаточно трудоемкое. Но с ее помощью можно получить план или перспективный вид дома, показывающий границу теней в определенное время дня и период года. Некоторые программы позволяют выполнить анализ инсоляции, поэтому можно автоматически получать последовательный ряд изображений, демонстрирующих движение тени снаружи и внутри дома.
Источник
Теотиуакан — место, где родились боги / Мексика
Раз уж у нас нынешний год выдался весьма апокалиптичным, то ближе к его концу предлагаю поговорить о городе, который вымер полторы тысячи лет назад, о городе богов с проспектом мёртвых – о Теотиуакане.
Панорама Теотиуакана
Агрогородок в этом месте возник ещё в 3 веке до рождества Христова, а во втором веке нашей эры из-за извержений вулканов пострадали другие города по соседству, вроде «Места Молитвы» Куикуилько, и люди со всех окрестностей ринулись в Теотиуакан, превратив его в крупнейший город Мезоамерики. Здесь строились пирамиды, а в это же время в наших краях римляне заливали бетоном купол Пантеона.
Кстати, о пирамидах. Крупнейшей постройкой Теотиуакана является пирамида Солнца.
Пирамида Солнца
Высота современной пирамиды Солнца составляет 64 метра. Пирамида имеет несколько ярусов, при этом, слышал рассказ о том, что в оригинале она могла выглядеть несколько иначе. То, что видим мы – результат труда реставраторов.
Каждый уважающий себя турист обязательно должен подняться на вершину пирамиды Солнца. Теотиуакан расположен на высотке около 2200 метров над уровнем моря, и в повседневной жизни эта высота особо не мешает, но при восхождении на пирамиду ощущаешь себя настоящим альпинистом. На террасах можно отдохнуть, отдышаться и размяться, прогуливаясь по плоскому периметру.
Люди поднимаются на пирамиду Солнца
Добравшись до вершины, нужно обязательно вскинуть руки к солнцу. Ведь ацтеки, которые в своё время обнаружили эту пирамиду и назвали её пирамидой Солнца, считали, что это место, где рождались боги. А может быть, и вам удастся переродиться в какого-нибудь пернатого крокодила? Ну, а ещё вскинутые к солнцу руки дают тень – здесь очень уж жарко, особенно после трудного подъёма по лестнице.
На вершине пирамиды Солнца в Теотиуакане
Но вообще, это всё выдумки для глупых туристов. Нас на такой ерунде не проведёшь. Мы ведь понимаем, что по-настоящему стать богом можно только там, куда проход запрещён!
На пирамиде Солнца
Как-то так получилось, что восхождение на пирамиду Солнца мы совершили в самом начале знакомства с Теотиуаканом, и потом ни минуты об этом не пожалели. Ведь город довольно большой, и после длительной прогулки по пустынному проспекту Мёртвых под палящим солнцем, далеко не каждый сможет подняться на вершину.
Далее мы отправились в городской музей. В нём представлен макет города – центральная улица Дорога Мёртвых ведёт к пирамиде Луны, а пирамида Солнца стоит справа. Она же виднеется в окне. Я не знаю, есть ли в музее какие-то интересные экспонаты, мне он запомнился лишь спасительной прохладой. Уходить отсюда не хотелось.
Кстати, если что, вся мексиканская археологическая и культурная крутота сосредоточена в Национальном антропологическом музее, о котором я уже рассказывал.
В музее Теотиуакана
Пока у нас ещё есть силы, мы отправляемся в противоположный конец города, где располагается сооружение, получившее название «Цитадель». Внутренняя площадь цитадели могла вместить до 100 000 человек. Исследователи предполагают, что всё население Теотиуакана составляло 125 000 человек.
Главной постройкой внутри цитадели был храм (или пирамида) Пернатого змея.
Храм Пернатого Змея
Если вы подумали, что храм Кетцалькоатля (того самого пернатого крокодила), это красивенькая пирамида на переднем плане, то вы заблуждаетесь. Это более поздняя постройка. Видимо, власть в какой-то момент сменилась, и пирамиду Кетцалькоатля решили спрятать, как закрывают пирамиду Ленина какими-нибудь баннерами во время парадов на Красной площади, или как, в своё время, застроили церковь Союзмультфильма в той же Москве.
Пирамида Кетцалькоатля
Судя по внешнему виду храма Пернатого змея, это отличный пример грамотной научной реставрации (ну, мне так кажется, но это не точно). Перед нами оригинальная лестница, а также отделанные резьбой по камню террасы пирамиды. Строители всего этого великолепия ещё и штукатурили поверхности, и разукрашивали в яркие цвета. Пример реконструкции можно увидеть во всё том же музее антропологии в Мехико.
Прикасаться к подлинным экспонатам запрещено, а если вам куда-то разрешают забраться, значит это красивый новодел. В оригинале большинство построек древних цивилизаций были обнаружены в таком же виде, как и верхняя часть пирамиды Кетцалькоатля, а то и в ещё более руинированном.
Оригинальное оформление храма Кетцалькоатля
По бокам от храма когда-то стояли дворцы, но, во время нашего визита, строители только заливали бетоном остатки древних фундаментов. Потом там можно будет гулять.
Внутри Цитадели Теотиуакана
Сейчас мы находимся на южной окраине города и пойдём на северную. На главной оси Теотиуакана расположился широкий проспект «Дорога мёртвых». Вообще, все здешние названия – выдумка ацтеков, обнаруживших Теотиуакан через несколько веков после его вымирания. Поэтому и оригинальные названия улиц, и названия пирамид, и даже изначальное имя самого города мы не знаем.
Но вернёмся к дороге мёртвых. Если честно, это никакая не дорога. Больше похоже на канал с системой бассейнов. Каждые сто метров проспект перегорожен какими-то плотинами, на которые довольно трудно взбираться. Но местами есть лайфхаки. Под некоторыми «дамбами» можно пробраться по узким тоннелям. Один из них виден рядом с ребёнком.
Дорога мёртвых, разделённая на площади
Городские районы располагались по обе стороны от дороги. Где-то их фрагменты сохранены в виде руин, а где-то собраны в красивые пирамидки.
Застройка вдоль дороги мёртвых
А впереди уже маячит наша очередная цель – пирамида Луны.
Дорога м1ртвых и пирамида Луны
Пирамида Луны – второе по размеру сооружение в Теотиуакане. Высота пирамиды 42 метра.
Пирамида Луны
В отличие от пирамиды Солнца, на вершину пирамиды Луны не пускают. Можно подняться лишь на платформу перед пирамидой, а дальше путь закрыт.
Вы же помните, что Теотиуакан – город, где рождаются боги. И что нельзя стать богом в общедоступном месте! 🙂
На пирамиде Луны
Если вы уже были на высокой пирамиде, то, наверняка, будет соблазн не подыматься на более низкую. Не поддавайтесь. Пирамида Луны очень крутая!
Во-первых, с неё ещё открывается самый крутой вид на город.
Вид на пирамиду Солнца с пирамиды Луны
Не знаю, бывал ли здесь великий Елбасы, но свою Астану (ныне Нурсултан) он строил по образу и подобию Теотиуакана. Пользоваться таким городом очень неудобно, но инопланетяне, глядя из космоса, обзавидуются.
Дорога мёртвых. Панорама Теотиуакана с пирамиды Луны
Во-вторых, пирамида крутая в прямом смысле. Подниматься на неё ещё ничего, а вот спускаться – страшновато.
Подъём на пирамиду Луны
Пирамиды, конечно, самые внушительные постройки города, но люди-то жили в нормальных домах или во дворцах, на худой конец. Рядом с площадью Луны учёные раскопали дворец Кетцальпапалотль. В нём и комнаты, и межэтажные перекрытия из древних палок и говна. И даже роспись стен.
Цветная роспись стен в Теотиуакане
И колонны, и яркая красная краска, которую так любили здешние обитатели.
Дворец Кетцальпапалотль
Но все эти дворцы – тема для отдельных исследований. Мне со стороны показалось, что многое здесь собрано по кусочкам из различных частей, лежавших в руинах.
Во дворце Кетцальпапалотль
На этом свою прогулку по таинственному городу богов мы заканчиваем. Впереди нас ждут другие, не менее загадочные города майя на Юкатане.
Теотиуакан
Смотри также:
Ойянтайтамбо – город богов / Перу
Настоящие сокровища майя и ацтеков / Национальный музей антропологии в Мехико
—
Ставь лайк и подписывайся на мой канал, чтобы не пропустить новые рассказы про Самые обычные путешествия!
Источник