Премудрость построила себе дом вытесала семь столбов его

9, Толкование на книгу притчей Соломоновых — профессор Александр Павлович Лопухин

профессор Александр Павлович Лопухин

1–11. Божественная Премудрость как устроительница Царства Божия на земле. 12–18. Противоположная тому деятельность нечестия, олицетворяемого в образе блудницы.

Притч.9:1. Премудрость по­стро­ила себе дом, вытесала семь столбов его,

Притч.9:2. заколола жертву, ра­с­т­во­рила вино свое и при­готовила у себя трапезу;

Притч.9:3. послала слуг сво­их про­воз­гласить с воз­вышен­ностей городских:

Если в гл. VIII говорилось об участии Премудрости в деле миротворения и промышления Божия (Притч.8:27–31), и люди вообще призывались к послушанию Премудрости, то здесь в гл. IX говорится – под образом основанного Премудростью дома (ст. 1) – об устроении Ипостасной Премудростью Царства Божия или Церкви среди людей для их духовного питания, просвещения и освящения, и все люди нарочито приглашаются в этот дом Премудрости на приготовленную Ею трапезу. Премудрость божественная – эта великая художница или строительница (Притч 8.30) с момента начала миротворения, – в исторические времена основала на земле великий дом Свой (там же Притч.8:34), который, конечно, вместе есть дом Божий (Пс 83.11). Дом Премудрости Божией есть, очевидно, Царство Божие или Церковь, основание которой Божественным Домостроительством было положено еще в раю; это Царство Божие, затем во многообразии священных библейских событий и лиц, теократических установлений и учреждений, под руководством Закона и пророков, раскрывалось в течение всего Ветхого Завета вплоть до явления Христа Спасителя, когда оно сменилось новозаветной Церковью или новозаветным Царством Божием (1Тим 3.15; Евр 3.6; Откр 3.12). Дом премудрости основан на семи столбах (ст. 1), т. е. согласно общему библейскому значению числа 7 в смысле полноты, законченности, совершенства (Быт 4.24; Пс 11.7; Мф 18.21–22). Царство Божие или Церковь Премудростью Божией снабжена многоразличными дарами и дарованиями – всем, что нужно для ее благоустройства, процветания и славы. Толкование числа семи столбов в точном значении дало большею частью неудачные опыты, таково древне-иудейское толкование – в смысле 7 небес, с которых сошла Тора и дарована людям (Midr. S. 25), еще менее в смысле 7 свободных искусств (Heidenheim) или 7 первых глав книги Притчей (Hitzig), наконец, 7 свойств вышней мудрости по исчислению Иакова (Иак 3.17). Заслуживает лишь внимания христианско-церковное толкование семи столбов в смысле семи даров Св. Духа (Ис 11.2–3, сн. Откр 1.4, 12, 3.1, 4.5), затем – семь таинств и под.

Блага царства Божия, основанного Премудростью, изображаются здесь (ст. 2) под образом приготовленной Ею трапезы мяса мирной жертвы (евр.: тебах, LXX: θύματα, Vulg.: victimas) и растворенного – водой или пряностями – вина (ср. Ис 5.22; Притч 23.30), как и в Евангелии Господь изображал блага Царства Божия на земле и Царства Небесного под образом трапезы (Мф 22.1; сл. Лк 14.16; сл. Лк 22.30). Частнее, при свете Нового Завета, под этой трапезой Премудрости, можно разуметь Евхаристию или таинство тела и крови Христовой. К этой Божественной трапезе Премудрость призывает людей через посланных Ею рабов (ст. 3), как и в евангельских притчах о званных на царскую вечерю гости приглашаются через рабов царских (Мф 22.1 сл.; Лк 14.16 сл.). Под этими рабами-глашатаями надо разуметь всех когда-либо посланных Богом и Его Премудростью – проповедников истины Божией для созидания среди людей Божественной теократии, в Ветхом Завете – пророков, в Новом Завете – апостолов (Ис 52.7; Рим 10.15–18).

Притч.9:4. «кто нера­зу­мен, обратись сюда!» И скудо­умному она сказала:

Притч.9:5. «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною ра­с­т­во­рен­ное;

Притч.9:6. оставьте нера­зу­мие, и живите, и ходите путем ра­зу­ма».

Люди, к которым обращается призыв посланников Премудрости, именуются здесь (ст. 4, 6) неразумными или скудоумными – не в абсолютном смысле, а в относительном – в смысле ненаученности высшим истинам и, главнее, нравственной неустойчивости и бесхарактерности (ст. 6, ср. Притч 7.7, 19.25, 21.11). Такие люди, каких особенно много среди юношей, еще доступны научению и педагогическому воздействию (ср. Пс 18.8, 118.130). А во время насаждения христианства именно такие, простые умом и сердцем люди, оказались особенно восприимчивыми к проповеди Евангелия (Мф 11.25; Лк 10.21; 1Кор 1.27). Потому-то Премудрость и призывает их на свою духовную трапезу (ст. 5), в свет истинного разумения и благочестия.

Притч.9:7. По­уча­ю­щий кощун­ника наживет себе бесславие, и облича­ю­щий нечестивого – пятно себе.

Притч.9:8. Не обличай кощун­ника, чтобы он не воз­ненавидел тебя; обличай мудрого, и он воз­любит тебя;

Притч.9:9. дай наставле­ние мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он при­умножит знание.

Здесь делается вводное замечание, имеющее целью ограничить круг людей, к которым обращена проповедь посланников Премудрости: бесцельно и напрасно учить мудрости людей, презрительно издевающихся над истиной, ненавистно относящихся к ней и к ее проповедникам (ср. Мф 7.6). Вместо бесполезной и небезопасной траты слов на вразумление кощунника, проповедник лучше должен обращать свое внимание на мудрого, т. е., по крайней мере, стремящегося к мудрости, которому проповедь мудрости всегда принесет существенную пользу (ср. Мф 13.12). Понятно, впрочем, само собой, что и указанное ограничение, ст. 7–8, имеет лишь относительное и условное значение: им внушается не безусловное запрещение учить нечестивых истине, а лишь осмотрительность в обращении с хулителями истины. Любовь, высшее начало истинной жизни, обязывает всех обладателей истины всюду распространять добро и истину, заботясь о спасении всех, по образцу Самого Бога, хотящего спасения всех, не исключая и грешных (Иез 18.32, 33.11; 2Пет 3.9; 2Тим 2.4).

Читайте также:  Построить только каркас дома

Притч.9:10. Начало мудрости – страх Го­с­по­день, и по­знание Святаго – ра­зу­м;

Притч.9:11. потому что чрез меня умножат­ся дни твои, и при­бавит­ся тебе лет жизни.

Речь Премудрости заканчивается указанием того главного основания, на котором зиждется серьезное искание мудрости (ст. 10), – и благодатных плодов или спасительных последствий истинной мудрости для стяжавшего ее (ст. 11).

Началом мудрости является страх Божий (10а, сн. Притч 1.7) и благоговейное познавание Бога: «познание Святаго – разум» (10б). (Этот перевод следует, по закону параллелизма, предпочесть греческому LXX: Βουλὴ αγίων σύνεσίς, слав.: «совет святых разум». Скорее можно бы принять перевод Вульг.: scientia sanctorum prudentia); LXX, слав. в конце ст. 10 имеют добавление: τὸ γάρ γνῶναι νόμον διανοίας ἐστίν ἀγαθῆς; слав.: «разумети бо закон помысла есть благаго». Добавление это отсутствует во многих греческих кодексах (23, 68, 106, 109, 248, 252, 295 у Гольм., в Альд. Алекс., у Климента Александр.), не имеется и в Вульгате: по-видимому – позднейшая глосса, хотя и отвечающая контексту речи. Ст. 11 представляет одно из нередких в Книге притчей обещаний долголетия за исполнение уроков мудрости (сн. Притч 3.2, 16, 21, 4.10, 15, 10.27).

Рассмотренный отдел Притч 9.1–11 читается в храмах в качестве паримии на Богородичные праздники, поскольку здесь предизображается Ипостасная Премудрость не в предвечном бытии Своем, а в состоянии воплощения; мысль же о воплощении Сына Божия неотделима от мысли о Богоматери, послужившей орудием воплощения Сына Божия (см. у еп. Виссариона, с. 103–104).

Притч.9:12. [Сын мой!] если ты мудр, то мудр для себя [и для ближних тво­их]; и если буен, то один по­терпишь.

Притч.9:12a. –[Кто утверждает­ся на лжи, тот пасет ветры, тот гоняет­ся за птицами лета­ю­щими:–

Притч.9:12b. –ибо он оставил пути своего виноградника и блуждает по тропинкам по­ля своего;–

Притч.9:12c. –проходит чрез безводную пустыню и землю, обречен­ную на жажду; собирает руками бес­плодие.]

В качестве побуждения к исполнению наставлений мудрости и к избежанию (изображаемых ниже) соблазнов безумия и распутства, Премудрый указывает здесь на то, что полезные следствия мудрости имеют силу собственно для самого держащегося мудрости, а не для Бога (мысль, аналогичная выраженной в Иов 22.2–3), и не для ближних. LXX, слав., однако, добавляет: καί τοῖς πλησίον, «и искренним твоим». Кроме того LXX и еще имеют трехстрочное добавление к ст. 12, имеющееся также в сирск. и арабск. переводах, а также в славянск. и русск. синод. (в последнем эти добавления заключены в скобки). По-видимому, это позднейшие глоссы, хотя имеющие признаки происхождения из еврейского подлинника, перенесенные сюда из других мест кн. Притчей и других свящ. книг.

Притч.9:13. Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не зна­ю­щая

Притч.9:14. садит­ся у дверей дома своего на стуле, на воз­вышен­ных местах города,

Притч.9:15. чтобы з­вать про­ходящих дорогою, идущих прямо сво­ими путями:

Притч.9:16. «кто глуп, обратись сюда!» и скудо­умному сказала она:

Притч.9:17. «воды краденые сладки, и утаен­ный хлеб при­ятен».

Притч.9:18. И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине пре­исподней зазван­ные ею.–

Притч.9:18a. –[Но ты отскочи, не медли на месте, не останавливай взгляда твоего на ней;–

Притч.9:18b. –ибо таким образо­м ты прой­дешь воду чужую.–

Притч.9:18c. –От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей,–

Притч.9:18d. –чтобы по­жить многое время, и чтобы при­бавились тебе лета жизни.]

Для усиления впечатления от увещаний Премудрости здесь подробно изображаются соблазны неразумия, идущие от жены распутной. По внешности призыв последней напоминает призыв мудрости, но отличающие жену распутную дерзость, безрассудство и подобные отрицательные качества (ст. 13–17), а главным образом гибельный конец увлекающихся ее соблазнами (ст. 18, сн. Притч 7.27), должны, по мысли Премудрого, раз и навсегда предохранить ученика его от всяких увлечений распутства и безумия, как бы ни были подчас велики соблазн и искушение следовать им. – В конце ст. 18 у LXX имеется добавление, имеющее характер позднейшей глоссы (ее нет в Комплютенск. изд.).

Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. — Изд. 4-е. — Москва : Дар, 2009. / Т. 3. : Исторические книги. Учительные книги. — 960 с. / Книга притчей Соломоновых. 538-654 с. ISBN 978-5-485-00272-5

Читайте также:  Построить крыльцо к дому схема

Комментарии для сайта Cackle

Источник

Толкования Священного Писания. Толкования на Притч. 9:1

Свт. Иоанн Златоуст

Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его

Премудрость — Сын Божий, сделавшийся человеком. Он приготовил Себе дом — плоть от Девы. Семь столбовДух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия (Ис 11:2), дух страха Божия, говорит Исаия. Или, дом — Церковь, а столпы — апостолы. Или говорит о мудром муже, потому что он тверд, имеет нужное для себя и не нуждается в чем-либо. Дом премудрости — Церковь, столпы — почитаемые столпами в Церкви.

На Притчи Соломона.

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 1-2 Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его,
заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу

Также не отступя от подобающего образа, мы можем представить столбы неба и как сами церкви, которые, будучи многими, одну всеобщую [Церковь] распространяют по всей окружности земель. Потому и апостол Иоанн писал семи церквам, что Духом предназначено быть одной всеобщей [Церкви], исполненной семиобразной благодатью. И известно нам, что от Господа говорил Соломон: Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его (Притч 9:1). Чтобы сделать понятным, что он говорит о седмице церквей, он следом приобщает самые таинства, утверждая: заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу (Притч 9:2).

Нравственные размышления на Книгу Иова.

Свт. Лев Великий

Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его

Мы суть Его плоть — плоть, происшедшая от утробы Девы. Если бы Его плоть не была такой же, как у нас, то есть не была бы истинно человеческой, Слово не обитало бы среди нас. Он истинно обитал с нами (Ин 1:14), ибо Он соделал природу нашего тела своей собственной. Премудрость построила себе дом (Притч 9:1) не из чего-либо, но из нашей собственной сущности. То, что Он воспринял ее, видно из сказанного: Слово стало плотию, и обитало с нами (Ин 1:14)

Проповеди.

Свт. Феофан Затворник

«Премудрость, Бог-Слово, построила себе дом, св. Церковь, и в нем «приготовила… трапезу», – слово Божие и св. таинства, особенно же таинство Тела и Крови. И «послала слуг своих», св. апостолов и их преемников, звать всех к себе на вечерю.

Много уже созвано, но и еще продолжается звание, да наполнится весь дом. И вечеряние идет безостановочно. Слава Господу, столько к нам милосердому! Пойдемте же все! Войдем внутрь, никто не оставайся за дверью. В эти дни поста особенно усилено звание и обильно вечеряние. Но тем непростительнее лишиться вечери. Заруби всякий на памяти своей следующие слова Премудрости: «согрешающий против Меня наносит вред душе своей» (Прит.8:36), и пожалей себя.

Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия.

Сщмч. Киприан Карфагенский

Ст. 1-2 Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его,
заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу

Также через Соломона Дух Святой предначертал образ жертвоприношения Господня, указав не только на закланную жертву, на хлеб и вино, но и на жертвенник и апостолов. Премудрость, — говорит, — построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу (Притч 9:1-2). <…> Говорится о вине растворенном, то есть пророчески предвозвещается о чаше Господней, растворенной водою и вином.

Письма.

Сщмч. Ипполит Римский

Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его

Он имеет в виду Новый Иерусалим, или святую плоть. Под семью столбами он подразумевает семикратное единение со Святым Духом, почивающим на ней…

Что есть Премудрость, что построила себе дом? Христос — премудрость и сила Бога и Отца, [воздвиг Себе дом -] собственную плоть. Ибо Слово стало плотию, и обитало с нами (Ин 1:14). Вытесала семь столбов (Притч 9:1). [То есть,] седмицу Святого Духа, как говорил Исаия: «И почиет на нем седмица духов Божиих» (Ис. 11:2).

На Притчи Соломона.

Блж. Августин

Ст. 1-2 Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его,
заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу

И скудоумному премудрость сказала: идите, ешьте хлеб мой, и пейте вино, мною растворенное (Притч 9:5). В этих словах мы действительно узнаем Божию Премудрость, то есть совечное Отцу Слово, создавшее Себе в девственном чреве дом — тело человеческое, и к этому телу, как члены к главе, присоединившее Церковь, заклавшее жертвы мучеников, приготовившее трапезу из вина и хлебов, в которых проявилось и священство по чину Мельхиседека, призвавшее безумных и бедных смыслом.

Читайте также:  Как построить дом из монет

О Граде Божьем.

Блж. Феодорит Кирский

Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его

Мы говорим поэтому, что, когда он сказал в его предыдущей речи, что премудрость построила себе дом (Притч 9:1), он говорит загадочно о созидании плоти Господа. Ибо истинная Мудрость не может жить в каком-то ином строении, но строит дом себе в плоти Девы.

Эранист.

Беда Достопочтенный

Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его

Поскольку о вечности божества Христа сказано достаточно, Соломон прибавляет об усвояемом [Им] человечестве. Итак, Премудрость построила себе дом, потому что Сын Божий человека, которого в единство Своего лица принял, Сам сотворил. Вытесала семь столбов. Она семивидной
благодатью Духа воздвигнула в мире церкви, которые дом ее, то есть таинство воплощения ее, держат, как бы подпирая, чтобы злобой неверных
не упразднилось воспоминание верой, поклонением и проповедью. И конечно, дом Премудрости — это Церковь Христа, столбы — учителя святой Церкви, исполненные семивидным Духом, такие как Иаков, Кифа и
Иоанн. Премудрость вытесала эти семь столбов, без сомнения, потому что воздвигла умы проповедников, удаляя от любви к веку сему ради попечения об устроении этой Церкви.

На Притчи Соломона.

Лопухин А.П.

Ст. 1-3 Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских

Если в гл. VIII говорилось об участии Премудрости в деле миротворения и промышления Божия (ст. 27-31), и люди вообще призывались к послушанию Премудрости, то здесь в гл. IX говорится — под образом основанного Премудростью дома (ст. 1) — об устроении Ипостасной Премудростью Царства Божия или Церкви среди людей для их духовного питания, просвещения и освящения, и все люди нарочито приглашаются в этот дом Премудрости на приготовленную Ею трапезу. Премудрость божественная — эта великая художница или строительница (Притч VIII:30) с момента начала миротворения, — в исторические времена основала на земле великий дом Свой (там же ст. 34), который, конечно, вместе есть дом Божий (Пс LXXXIII:11). Дом Премудрости Божией есть, очевидно, Царство Божие или Церковь, основание которой Божественным Домостроительством было положено еще в раю; это Царство Божие, затем во многообразии священных библейских событий и лиц, теократических установлений и учреждений, под руководством Закона и пророков, раскрывалось в течение всего Ветхого Завета вплоть до явления Христа Спасителя, когда оно сменилось новозаветной Церковью или новозаветным Царством Божием (1 Тим III:15; Евр III:6; Откр III:12). Дом премудрости основан на семи столбах (ст. 1), т. е. согласно общему библейскому значению числа 7 в смысле полноты, законченности, совершенства (Быт IV:24; Пс XI:7; Мф XVIII:21-22). Царство Божие или Церковь Премудростью Божией снабжена многоразличными дарами и дарованиями — всем, что нужно для ее благоустройства, процветания и славы. Толкование числа семи столбов в точном значении дало большею частью неудачные опыты, таково древне-иудейское толкование — в смысле 7 небес, с которых сошла Тора и дарована людям (Midr. S. 25), еще менее в смысле 7 свободных искусств (Heidenheim) или 7 первых глав книги Притчей (Hitzig), наконец, 7 свойств вышней мудрости по исчислению Иакова (Иак III:17). Заслуживает лишь внимания христианско-церковное толкование семи столбов в смысле семи даров Св. Духа (Ис XI:2-3, сн. Откр I:4, 12; III:1; IV:5), затем — семь таинств и под.

Блага царства Божия, основанного Премудростью, изображаются здесь (ст. 2) под образом приготовленной Ею трапезы мяса мирной жертвы (евр.: тебах, LXX: θύματα, Vulg.: victimas) и растворенного — водой или пряностями — вина (ср. Ис V:22; Притч XXIII:30), как и в Евангелии Господь изображал блага Царства Божия на земле и Царства Небесного под образом трапезы (Мф XXII:1; сл. Лк XIV:16; сл. XXII:30). Частнее, при свете Нового Завета, под этой трапезой Премудрости, можно разуметь Евхаристию или таинство тела и крови Христовой. К этой Божественной трапезе Премудрость призывает людей через посланных Ею рабов (ст. 3), как и в евангельских притчах о званных на царскую вечерю гости приглашаются через рабов царских (Мф XXII, сл. ; Лк XIV:16 сл.). Под этими рабами-глашатаями надо разуметь всех когда-либо посланных Богом и Его Премудростью — проповедников истины Божией для созидания среди людей Божественной теократии, в Ветхом Завете — пророков, в Новом Завете — апостолов (Ис LII:7; Рим X:15-18).

Источник