Презентация что нам стоит дом построить 4 класс
Презентация по ОРКиСЭ на тему «Многообразие культур народов России. Культура каждого народа неповторима. Что нам стоит дом построить» (4 класс)
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация по ОРКиСЭ на тему «Многообразие культур народов России. Культура каждого народа неповторима. Что нам стоит дом построить» (4 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Основы религиозных культур и светской этики, 4 класс УМК «Начальная школа XXI века» Н. Ф. Виноградова В. И. Власенко А. В. Поляков Многообразие культур народов России. Культура каждого народа неповторима. Что нам стоит дом построить…
2 слайд
Описание слайда:
Обсудим вместе. Стр. 50
3 слайд
Описание слайда:
Карелия расположена на северо-западе Российской Федерации. Большую часть республики занимают хвойные леса, славящиеся высоченными соснами и стройными елями, зарослями можжевельника и обилием ягод. Обсудим вместе. Стр. 51
4 слайд
Описание слайда:
Зима хоть и длится долго, но сильные заморозки здесь редкость. В основном зимы мягкие, с обилием снега.
5 слайд
Описание слайда:
Весна, со всеми своими прелестями в виде таяния снегов, расцветания деревьев и увеличением светового дня наступает лишь в середине апреля. Но до конца мая сохраняется вероятность возврата заморозков.
6 слайд
Описание слайда:
Лето в Карелии короткое и прохладное. На большей части территории по-настоящему летняя погода устанавливается лишь к середине июля. Температура редко поднимается выше +20ºC.
7 слайд
Описание слайда:
А вот уже в конце августа чувствуется осеннее настроение погоды: пасмурное небо, проливные дожди и холодные ветра.
8 слайд
Описание слайда:
Исаак Левитан Сакля в Алупке. Этюд. 1886. Обсудим вместе. Стр. 54
9 слайд
Описание слайда:
Сакля (от груз. სახლი сахли — «дом») —каменное сооружение жителей Кавказа, а также деревянный дом в Крыму, в горной зоне. В Крымских горах это обычно небольшой дом, из дерева, глины с плоской крышей. Часто располагались на горных склонах в виде террас, примыкая вплотную один к другому. Таким образом крыша нижестоящего здания часто являлась полом или двором вышестоящего. Древнейшие крымские сакли — простейшие однокомнатные сооружения без окон, с земляным полом и очагом посредине помещения. Дым в таких саклях выходил через отверстие в крыше. Современные сакли часто состоят из нескольких комнат, с крытым полом, оборудованы для комфортного проживания.
10 слайд
Описание слайда:
Культура каждого народа неповторима. Заглянем в бабушкин сундук. Предмет мебели, напольный, обычно большой и громоздкий ящик с крышкой на петлях и с замком.
11 слайд
Описание слайда:
татары дагестанцы Обсудим вместе. Стр. 54
12 слайд
13 слайд
Описание слайда:
Предметом особой гордости для женщины являлся набор украшений. По ним окружающие судили об обеспеченности, благосостоянии семьи. Украшения бережно сохранялись, передавались по наследству, обветшавшие детали обновлялись новыми материалами. Особая роль в национальном костюме отводилась головным уборам, которые строго соответствовали возрасту, семейному положению. Головные уборы имели возрастные разновидности и были тесно связаны с причёской. Девушки заплетали волосы в одну косу и на голове носили налобную повязку. Замужние женщины заплетали косу на темени и закручивали её в тугой узел. На такой причёске хорошо держался высокий головой убор панго. Передник – необходимая часть традиционного костюма мордовок. Его носили женщины всех возрастов в будни и праздники. Имелись специальные нарядные передники для гуляний и церкви. Цвет и отделка передника изменялись с возрастом женщины. Девушки и молодые женщины носили передники более ярких цветов (красного, малинового, зелёного), чем пожилые. Передники молодых обильно украшались полосками разноцветной ткани, лентами, вышивкой, на передниках пожилых женщин отделка была более скромной или её совсем не было. Праздничные женские пояса которые носили поверх рубахи, имели очень нарядные концы. Их делали из цветной бахромы, украшали мишурой и бисером, обшивали плоскими пуговицами.
14 слайд
Описание слайда:
Культура каждого народа неповторима. Приглашаем к праздничному столу.
15 слайд
Описание слайда:
Загляните в словарь В. И. Даля. стр. 63, 64-65, 66
16 слайд
Описание слайда:
Меню, которое было подано русскому царю Алексею Михайловичу во время его бракосочетания с Натальей Нарышкиной.
17 слайд
Описание слайда:
Что особенного было в традициях русской крестьянской кухни?
18 слайд
Описание слайда:
Почему так много пословиц и поговорок о хлебе?
19 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание: стр. 66
20 слайд
Описание слайда:
https://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%8F.html https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D1%8F Понихидина Инна Юрьевна учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ № 63» города Владивостока
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-525143
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Мини-проект. Наш дом. | Презентация к уроку по ОРКСЭ (4 класс) на тему:
Мини-проект «Наш дом»
1. Вводная часть.
Рассказ-беседа «Как жили люди на Руси».
Давным — давно на месте городов и деревень, находились непроходимые леса, полные зверей и птиц. Много места занимали и болота. Жить в таких условиях могли только сильные, выносливые и храбрые люди, среди них были и наши предки – славяне. Многие из них отличались необыкновенной физической силой, были настоящими богатырями. Мужчины охотились.
— А чем занимались женщины? (Собирали в лесу съедобные растения, готовили пищу, ухаживали за детьми…)
Восточных славян называли «русью». Поэтому их земли стали величать Русской землей или Русью.
- Россия-мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
- Ты отражала в глади вод
И первый кремль, и город новый,
Что строил русский наш народ
Под первою стеной сосновой.
- Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля –
Это русское раздолье,
Это Родина моя.
- Вижу горы – исполины,
Вижу реки и моря –
Это русские картины,
Это Родина моя!
- Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья –
Это русская сторонка.
Это Родина моя!
- Основная часть.
- Составление рассказа «Русская изба, чем ты красна?»
— Как называли дом на Руси? (Изба.)
— Казалось бы, вопрос, что такое изба, не нуждается в пояснении. Действительно, кто из нас не видел деревянной избы? Построенная из толстых бревен, она является традиционным жилищем русского человека на протяжении нескольких веков.
Но тем не менее само понятие, образ избы настолько глубоко и многопланово вошло в культуру и быт, что стало означать не только жилище определенного типа, но и традиционный уклад жизни.
— Основой избы является деревянный сруб с размещенной внутри печью.
Русские избы изумляют плотницким искусством: ни одного гвоздя, а стоят – не сдвинуть. Много терпения требовалось для возведения крыши. Доски для неё тесали топором. Избу располагали «лицом» к дороге или реке. Под одной крышей жили деды и отцы, внуки и правнуки. Русская пословица гласит: «Семья сильна, когда крыша над ней одна.»
— Что бы вам хотелось перенести из стариной избы к себе в дом?
- «Народы России».
— Велика страна Россия, много в ней живет разных народов: чукчи, татары, карелы, буряты и многие другие народы.
— Чем отличается один народ от другого? (У них разный язык, у каждого народа свои сказки, обычаи, песни, игры, разные жилища)
— Что объединяет все народы? (Все народы России живут одной дружной семьей. Мы с удовольствием слушаем песни разных народов, читаем сказки. Изучая культуру разных народов мы становимся душевно богаче.)
Рассказ о жилище ИГЛУ.
— Люди с давних времен научились строить жилища из того материала, который есть под рукой. Хорошо, если рядом есть лес, можно построить избу. А что делать тем, кто живет среди снегов и льдов? Из чего строить дом. Оказывается снег может стать хорошим строительным материалом. Из плотного снега эскимосы вырезали блоки – «снежные кирпичи», из которых строили дома – ИГЛУ. Оказалось, что снег не пропускает холод. Внутри такого дома можно даже развести костер, чтобы согреться. Застелив пол и стены шкурами оленей, можно переждать сильный веете или настоящую бурю.
Рассказ о ЮРТЕ.
А вот киргизы, казахи строили ЮРТЫ. Это переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у кочевников.
Юрта полностью удовлетворяет потребностям кочевника в силу своего удобства и практичности. Она быстро собирается и легко разбирается силами одной семьи в течение одного часа. Она легко перевозится на верблюдах, лошадях или автомашине, её войлочное покрытие не пропускает дождь, ветер и холод. Отверстие на вершине купола служит для дневного освещения и позволяет легко пользоваться очагом.
Родина наша – это страна,
Очень и очень большая она.
Родина наша – это наш дом,
Где мы все вместе дружно живем.
- Мини – проект по рассказу Г. Цыферова «Что у нас во дворе?»
- «Наш дом» (коллективная работа)
- Работа в группах.
« Мухомор-великан».
«Дерево».
«Качели».
«Клумба».
«Сад».
«Песочница».
«Фонари».
«Месяц».
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка – скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной Московский двор.
4. – Что же такое «ДОМ»?
- Дом – жилище, созданное руками человека.
- Место – где живет семья.
— У хороших хозяев теплый гостеприимный, уютный дом. В такой дом всегда хочется прийти, потому что в нем царит доброжелательная атмосфера. Наверно каждый человек стремится к тому, чтобы у него был такой дом. Добиться этого может каждый, но кирпичики своего дома надо закладывать уже сейчас..
— Какие обязанности по дому выполняете вы и ваши родители?
Обязанности по дому.
— Научись красиво застилать свою постель и делай это каждое утро.
— После занятий убирай книги и другие учебные принадлежности на свое место.
— Если насорил – собери мусор, вытри пыль.
— Следи за своими вещами, за чистотой обуви.
- Дом – культурная и историческая ценность. (Музей, священное сооружение, Храм Христа Спасителя, Собор Василия Блаженного
— Домик-музей М.Ю.Лермонтова.
— Репродукция картины А.К.Саврасова «Изба Михаила
Илларионовича Кутузова»
— Храм Христа Спасителя в Москве.
(Храм был построен после окончания Отечественной войны 1812 года. Храм строился 45 лет . В 1931 году при советской власти он был разрушен ,на его месте было построено спортивное сооружение. Сейчас Храм восстановлен.)
— Собор Василия Блаженного.
(Был построен в 16 веке по велению царя Ивана Грозного архитекторами Бармой и Постником. Стал победителем всенародного конкурса «ЧУДЕСА РОССИИ»)
- Дом – крепость. (Московский Кремль, Дом Павлова в Волгограде)
Дом Па́влова (Дом Солдатской Славы) — 4-этажный жилой дом в центре Волгограда, в котором во время Сталинградской битвы держала оборону группа советских бойцов под командованием старшего лейтенанта И. Ф. Афанасьева и старшего сержанта Я. Ф. Павлова. Стал символом мужества, стойкости и героизма.
В период обороны Сталинграда в конце сентября 1942 года разведывательная группа из четырёх солдат, возглавляемая сержантом Павловым, захватила в центре города четырехэтажный дом и закрепилась в нем. На третьи сутки в дом прибыло подкрепление, доставившее пулемёты, противотанковые ружья (позднее — ротные миномёты) и боеприпасы, и дом стал важным опорным пунктом в системе обороны дивизии.
Мир солдаты защищали,
Жизнь они за нас отдали.
Сохраним в сердцах своих
Память светлую о них.
- Итог. Мини — проект «Цветок для класса»
— Ребята, а можем ли мы школу назвать ДОМОМ. (Древние говорили, что школа – это «храм науки»)
— Что нужно сделать для того, чтобы в нашем доме было хорошо и уютно всем? (Нужно, чтобы все дружили, трудились, были добрыми по отношению друг к другу).
— В нашем классе много цветов. Мы за ними ухаживаем, поливаем. Я предлагаю вам посадить необычный цветок, которого нет нигде. Цветок ДОБРА. На лепестках напишите слова, которые помогут нам сделать наш класс настоящим ДОМОМ, в котором тепло и уютно всем.
Звучит песня «С чего начинается Родина».
Источник
«Что нам стоит дом построить? Голодок Алёна Алексеевна учитель начальных классов МКОУ СОШ 9 Г.Тавда.». Скачать бесплатно и без регистрации.
1
Что нам стоит дом построить? Голодок Алёна Алексеевна учитель начальных классов МКОУ СОШ 9 Г.Тавда
2
Очень разумными оказались наши предки. Особенно кропотливо они относились к постройке дома: ведь жить в нём предстояло пяти, а то и больше поколениям.
3
Прежде всего уделяется очень большое внимание выбору места для нового дома. Так, нельзя строить дом там, где раньше проходила дорога или стояла баня: в таком месте водится нечистая сила.
4
Выбирали участок, удобный с практической стороны: недалеко от реки, на пригорке, там, где обычно ложились отдыхать домашние животные. Осенью после уборки урожая, выбранное место окапывали по кругу, а в середину сажали берёзку.
5
Для строительства дома рубили деревья хвойных пород и брали только те, которые падали верхушками на восток. Молодые и старые деревья, а также сухостой были непригодны для этого. Священными считались одиночные деревья и рощи, выросшие на месте разрушенной церкви, поэтому их тоже не брали для постройки дома. Рубили в морозы, п.ч. Дерево считалось в это время мёртвым. Именно рубили, а не пилили: считалось, что так дерево лучше сохранится.
6
В глубокой древности строительство начиналось с жертвоприношения. В жертву домовому, который должен стать покровителем этого жилища, приносили домашнее животное или курицу и закапывали в угол будущего дома. Археологи при раскопках жилищ находят кости этих животных.
7
Сегодня при строительстве дома существует традиция закладывать монету в главный угол сруба.
8
Когда был поставлен сруб, брали самое крепкое дерево и укладывали матицу (центральная балка потолка). В неё вбивали крюк, к которому подвешивали люльку. Считалось, чем больше детей, тем богаче семья.
9
После этого ставили крышу- чело. Основной формой крыши у русских людей являлась двускатная крыша «конём», на «коня». Верхняя часть крыши называется и сегодня «конёк» – оберег дома от злых сил. Часто там помещали голову коня или петуха. Считалось, что изба – это колесница, запряжённая лошадями или птицами, несущаяся навстречу солнцу.
10
После того, как ставили крышу- вешали наличники (на лицо) с искусной резьбой. В окна «очи», связывающие дом с внешним миром, должно было заглядывать солнце: восходящее, полуденное, заходящее. Нижние прямоугольники наличников были символом засеянных полей.
11
Дом строить созывали всю деревню. За помощь расплачивались пирогами, сытным ужином. Когда хозяева входили в новый дом, впереди впускали петуха, курицу или кошку. Ночью хозяин в старом доме кланялся на все четыре стороны и приглашали домового пожаловать в новый дом. Хозяйка в старом доме последний раз топила печь, варила кашу, заворачивала горшок в чистое полотенце и, кланяясь во все четыре стороны, говорила: « Хозяин – батюшка, со женой, со малыми ребятами, поди в новый сруб, поди в новый дом ко старой скотинушке, ко старым людям». Затем печь гасили, а горшок с кашей переносили в новый дом. Там впервые зажигали огонь в новой печи и в ней доваривали принесённую кашу.
12
В новый дом переносили все предметы, которые являлись символами изобилия, плодородия и богатства: иконы, огонь, хлеб, соль, горшок каши, замешенное тесто. На новоселье приглашали родственников, которые обязательно приходили с хлебом и солью.
13
ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО ДОМА КРЕСТЬЯН
14
Под одной шляпой четыре брата стоят. Стол – один из основных предметов внутреннего убранства крестьянской избы. К нему относились с уважением и называли «Божьей ладонью». Именно поэтому нельзя было бить по столу, влезать на него детям.
15
Печь в доме располагалась в противоположном от красного углу. Красный угол указывает на полдень, на свет, на восход, на красную или божью силу. Печь – на тьму, на заход.
16
Красный угол связан был с востоком или югом, а печь – с дождём и севером. В красном углу помещали иконы. На образа, на восток молились.
17
Границы дома должны защищать его обитателей от внешнего мира. Вход, окна, дымоход- связь с внешним миром. Существовало несколько символических способов очищения жилищ: Окрещивали двери, пороги, чтобы не проникла «нечистая сила». Прибивали на дверь найденную конскую подкову- приносит счастье. Чтобы не было пожара от молнии, мазали молоком косяки дверей и окон.
18
Важное место у дома — порог Перед порогом снимали шапку. Через порог руки не подавали. Через порог не здоровались. Гостя встречали за порогом и пропускали впереди себя. Всякий входящий в дом должен остановиться у порога и помолиться.
19
Что из угла в угол не переставишь? Шуба в избе, рукав на улице. Мать толста, Дочь красна, Сын храбёр- Под небеса ушёл. Шкаф большой, Дверцы маленькие, Кладут белое, Вынимают чёрное. Всем кто придёт, всем, кто уйдёт, руку подаёт.
Источник