Психологическая игра построить дом
Психологическая игра «Дом, который построил…»
1. Название игры – «Дом, который
построил…» (например: «Дом, который построил 9А
класс»).
2. Задачи игры: создать условия для
взаимодействия детей друг с другом,
способствующие формированию навыка
сотрудничества, положительного отношения друг к
другу, формирование ресурсов к поддержанию
положительного микроклимата в коллективе.
3. Описание проблем или задач развития, на
решение которых направлена данная игра
В школе иногда случается так, что два класса,
которые учатся в параллели, объединяют. Это
приводи к тому, что формально существует один
класс, но на деле этот класс разделен на две
подгруппы, которые зачастую не просто не
общаются друг с другом, но и довольно остро
конфликтуют. Это приводит к серьезным проблемам
в развитии ведущего вида деятельности – общения
со сверстниками, а также негативно отражается на
процессе обучения ребят.
4. Предполагаемый психологический
результат
Данная психологическая игра должна
способствовать созданию благоприятного
психологического климата в коллективе,
формированию сплочения коллектива и навыков
сотрудничества, дать возможность ребятам
увидеть друг друга в новой ситуации и
осуществить перенос возникших отношений за
пределы игры, в повседневную жизнь.
5. Описание сюжетной канвы
В начале игры все участники разбиваются на 2
команды. Это можно сделать с помощью жеребьевки,
возможен другой способ. Например: ведущий
предлагает выйти на середину 2 “добровольцам”,
каждый из “добровольцев” должен пригласить к
себе в команду человека, отличающегося от него по
какому-нибудь признаку (например, по цвету волос,
полу, нелюбви к грубости и т.п.). Затем выбранный
член группы таким же образом приглашает в
команду следующего человека и т.д. Выбор
участников осуществляется представителями
обеих команд по очереди.
6. Игровой результат
Основная цель участников игры построить дом,
который будет принадлежать каждому члену группы
(класса) и создать в этом доме психологическую
атмосферу, благоприятную для каждого.
7. Тип сюжета – игра-проживание, в ходе
которой решаются развивающие и коррекционные
психологические задачи.
8. Время на игру и на обсуждение – 1,5
часа.
9. Участники
- Возраст участников – 13-15 лет.
- Размер группы – зависит от количества учеников
в классе. - Сколько взрослых должно участвовать в качестве
ведущих – один ведущий, психолог. - Предусмотрено ли участие педагогов, кого и в
каком качестве – нет не предусмотрено.
10. Возможное продолжение игры в
деятельности психолога и педагогов (классного
руководителя)
Игра может стать началом (продолжением) работы
психолога по развитию коммуникативных навыков,
улучшению внутригруппового взаимодействия. В
некоторых случаях игра может дать психологу
информацию диагностического характера для
дальнейшей работы с классом (группой).
11. Подробный сценарий игры с указанием
задач каждого этапа
№ этапа | Время на проведение | Содержание каждого этапа | Задачи, решаемые на каждом | Материалы, необходимые |
1. | 5 мин. | Приветствие «Узелки» Участники | Повысить настроение, настроить на высокую работоспособность. | Афоризмы на доске: «Будущие нас ждёт только если люди будут сотрудничать.А вот какое это будет будущие, зависит от того какие люди будут сотрудничать» (Артас Данте). |
2. | 5 мин. | Разделение на команды Психолог | Познакомить учащихся с правилами игры способствовать созданию игровой атмосферы. | |
3. | 10-15 мин. | «Строим дом» Каждой | Создание условий для развития навыков совместной деятельности со сверстниками, для самовыражения. Поощрение совместного переживания, связанного с выполнением общего задания. | Ватман, цветные карандаши, цветная бумага, клей, ножницы. (одной команде дать цветные карандаши и ножницы, а другой – цветную бумагу и клей.) |
4. | 15-20 мин. | «Жильцы нашего дома» Теперь | Создание условий для самовыражения и создание у ребят положительного отношения друг к другу. Развитие положительной самооценки и самоуважения. | Небольшие листочки белой бумаги, карандаши |
5. | 10-15 мин. | «Заселение дома» После того | Развитие навыков невербальной коммуникации путем активного игрового взаимодействия, развитие отношений партнерства. | Клей или 2-сторонний скотч. |
6. | 10-15 мин. | «Законы нашего дома» Теперь | Создание возможности для осмысления жизненных правил и законов общения. | Листы А4, ручки |
7. | 10 мин. | Обсуждение – Почему вы | Создание условий для развития рефлексии, перенос усвоенных навыков взаимодействия в реальные отношения. |
Источник
Психологическая игра-исследование Построй идеальный дом. | Классный час (1 класс) по теме:
« Построй идеальный дом».
Цель: учить детей думать, изобретать, творить. Развивать творческие способности и активизировать познавательную деятельность учащихся. Воспитывать любовь к Родине, к семье, к семейным традициям, близким людям.
Ход занятия.
« Любовь к дому выражается словом «уют». Уют связывают с чувством покоя. Уютно – значит спокойно. Уют – это и есть».
Б. В. Ничипоров.
Наше Отечество, наша Родина – матушка – Россия. Отечеством мы зовем ее потому, что здесь из покон веков жили наши прадеды. Родиной потому, что мы здесь родились и все для нас родное и знакомое. Матерью потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими водами.
У нас есть и малая родина. Это наш край, наш город. У нас есть дом, семья. Семья – это близкие люди, е, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
( Звучит музыка «Маленькая страна»)
Есть за горами за лесами
Маленькая страна.
Там папа, мама, дед и баба,
Братик и сестра.
Там мне всегда тепло и ясно,
Любят все там меня.
Там лучик солнца поселился
И излучает свет.
Маленькая страна – это моя семья!
Там родился и вырос,
Где любят меня!
Учитель: Прислушайтесь к себе, к своему сердце. Вспоминайте свой дом. В нашем доме звучит много слов, вспомните самое теплое слово, которое согревает душу. Запишите это слово на листок.
Произнесите вслух, что записали. Если кому – то понравились другие слова, запишите их к себе на листочке.
На доске слово «Дом». Всмотритесь в это слово, прислушайтесь к нему.
Скворцы живут в скворечнике,
Очки живут в очечнике.
Лиса живет в своей норе,
Живут деревья на горе.
И у меня есть тоже дом,
Он самый лучший:
И мы живем в нем.
В семейном кругу мы растем.
Основа основ – наш общий дом.
В семейном кругу все корни мои,
И в жизни я выхожу из семьи,
В семейном кругу мы жизнь создаем.
Основа основ – идеальный родительский дом.
— Запишите на своем листке те слова, которые связаны с ощущениями, воспоминаниями, мыслями о доме.
— Произнесите вслух те слова, которые, захотелось произнести из написанных на листочках.
— Сегодня мы с вами будем строить идеальный, уютный дом.
ИГРА «ПОСТРОЙКА ДОМ».
(на столах лежат конверты)
Несомненно, что у человека должен быть дом. И непросто крыша над головой, а место, где человеку тепло и уютно. Сегодня мы сможем построить дом своей мечты, используя материалы нашего исследования. Мы сегодня образуем строительные бригады. Предлагаю каждой бригаде набор кирпичей. На кирпичах написаны слова «здоровье», «любовь», «понимание», «улыбка». Остальное подпишите сами . Придумайте название кирпичей, которые возьмете для строительства своего чудного дома.
_ Скажите, что нужно, для того что бы построить дом?
Дети строят дом.
Ученик читает стихотворение:
В доме пахнет пирогами,
Чисто вымыты полы:
Здесь сегодня соберутся
Люди близкие мои.
Я люблю очаг семейный:
В нем и чисто, и светло.
Чтоб там не было снаружи,
Мне уютно и тепло.
— Запишите, в запомнившиеся слова (близкие люди, уют, тепло, чистота, свет).
— произнесите вслух. Выделите то слово, которое вам больше всего понравилось.
— Молодцы!
— А сейчас я начитаю говорить предложения, а вы его закончите.
— « Мой дом…», « Дома мне интересно…», « Я в доме…», « Я люблю дома…», « Я хочу дома…».
— Запишите самое интересное предложение на ваш взгляд.
Прочтите.
_ А сейчас я буду читать предложения. Если, что-то уже слышали подобное – поднимите руку.
( Дети выходят с карточками и рассказывают).
- ДОМ — это сложное и таинственное образование. Это стены его и место расположения, и особые голоса, и неповторимые скрипы и звуки. Это родные люди.
- ДОМ- пристанище. Дом превращен в забегаловку. Жом как проходной двор, где беспорядочно ходят разные люди. Это не только друзья, а часто совершенно посторонние люди -лишь бы не оставаться одному.
- ДОМ — вокзал. Люди, которые, живут в доме, осознают себя как бы на вокзале и собираются туда на 10 -12 часов поспать, перекусить, и разбежаться.
- Дом — как салон. Салон — парадная, гостиная или зал для приема гостей, а салонный разговор или музыка — все это синонимы легкого, пустого, поверхностного состояния. Дом превращается в место для разговоров.
Дом как затвор. Закрытость дома от друзей и близких обосновывается бегством от мира в себя, в свою тьму.
Ученик: Корабли уходят в море,
Ветер парус их напряг.
Чтоб прийти к далекой цели
Нужен компас и маяк.
Так и мы идем по жизни
За далекою мечтой.
Пусть семья нам будет вечной
Путеводною звездой.
- Звучит тревожная музыка.
- Напишите. Холодный дом. Как вы это понимаете?(звучит спокойная музыка).
- Напишите. Идеальный дом. Как вы это понимаете?
- Положите на чистый лист свою ладонь. Обведите. Запишите на «ладони» всех, кого возьмете в свой идеальный дом.
- Назовите главного человека в своем доме.
- Перечитайте все слова на листочках и выберите главное слово.
- Напишите его с большой буквы. Произнесите вслух.
- Мы с вами построили идеальный дом. Итак, идеальный дом- это
Ученик: Идеальный дом – это дом, в котором никому ни для кого ничего не жалко, где все любят друг друга и делятся радостью и горем. Идеальный дом должен быть у каждого человека на свете. Ученик : Идеальный дом – надежная крыша над головой, это место, где тебя любят и ждут, где вам всегда уютно и тепло.
Дом! Дом! Дом!
Я хочу, что бы все смеялись в нем!
Чтоб мечты сбывались в нем!
Чтобы утро всегда добрым было!
Чтобы все в нем никогда не грустили!
Мы желаем от душу,
Чтобы были дела хороши,
Чтобы в дом не стучалась беда,
Желаем счастья добра,
Желаем теплых светлых дней,
Здоровья, что всего важней.
А сейчас я вам предлагаю еще одну игру, которая называется «народная мудрость гласит»
Соберите пословицы о семье, о доме.
Семья, куча, страшная, туча. Семья в куче – не страшна туча
Семья, клад, лад, не нужен. Не нужен клад, когда в семье лад.
Семья, место, душа, вместе. Когда семья вместе, так и душа на месте.
— МОЛОДЦЫ!
РЕФЛЕКСИЯ.
А сейчас вместе с нашими гостями мы скажем пожелания вашему дому.
- Руки над головой, пальцы согнуты – это крыша идеального дома.
- Руки скрещены на груди – много света в вашем доме.
- Глаза вверх – мир вашему дому.
- Глаза вниз – покой нашему дому.
- Глаза влево – любовь вашему дому.
- Глаза прямо – свет вашему дому!!!
БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ!!!
Дети хором
ВСЕМ НАМ СЧАСТЬЯ, МИРА И ДОБРА! ПУСТЬ РАДОСТЬ ЦАРИТ В ВАШЕМ ДОМЕ ВСЕГДА!!!
Источник
Психологическая игра «Дом»
Государственное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Благовест» Перевозского района»
Деловая игра «ДОМ»
Педагог-психолог
Гончарова И.Н.
Каменка,
2010 г.
Деловая игра «Дом»
Цель: развитие поведенческих и социальных навыков, формирование положительного стереотипа семейных взаимоотношений, пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
формирование навыков коллективной деятельности;
формирование навыков бесконфликтного межличностного общения подростков;
развитие социальных навыков;
создание атмосферы творчества и взаимопонимания в процессе коллективной деятельности.
Участники: школьники 10 – 15 лет в количестве не более 20 человек.
Для игры необходимо:
два одинаковых комплекта цветных листов 10×20 (по 14 листов в каждом комплекте);
два листа ватмана;
клей, скотч, ножницы;
маркеры, фломастеры.
Подготовка к игре:
написать на листах каждого комплекта цветной бумаги по одному слову: «доброта», «самостоятельность», «любовь», «взаимопомощь», «ответственность», «взаимопонимание», «умение слушать», «сочувствие», «богатство», «здоровье», «работа», «дети»
два листа остаются неподписанными
на двух листах ватмана начертить контуры дома: фундамент – 4 кирпича, 1 этаж – 4 кирпича, 2 этаж – 4 кирпича; крыша, труба
Описание игры
1 этап (5-7 минут). Вступление.
Ведущий предлагает группе играющих попробовать дать определения понятия «семья».
Высказывая собственное мнение, каждый играющий участвует в коллективном определении понятия «семья».
2 этап (20-30 минут). Основная часть
Ведущий: Давайте представим, что семья – это ДОМ, у которого есть ФУНДАМЕНТ, два этажа, КРЫША и ТРУБА. А кирпичи у нашего ДОМА- это основные принципы семьи: «доброта», «самостоятельность», «равноправие», и т.д. Всего 12 кирпичей
Самые основные кирпичи- те, на которых держится весь ДОМ, закладываются в ФУНДАМЕНТ. Затем те кирпичи, которые представляются вам необходимыми и важными – на первый этаж, оставшиеся – на второй этаж. У вас есть в запасе два незаполненных кирпича – вы можете написать на них то, что, по вашему мнению, не хватает для определения семьи, и поместить их там, где захотите.
А ещё у вас есть КРЫША, где вы можете написать, даже нарисовать всё, что сделает ваш ДОМ лучше, добрее, веселее. Например, на КРЫШЕ может поселится «кошка хорошего настроения»
У ДОМА есть ТРУБА. В эту ТРУБУ вылетает то, что мешает этому ДОМУ: всё лишнее и ненужное
Затем ведущий предлагает разделиться на две микрогруппы (7-8 человек). Каждой микрогруппе раздаётся комплект кирпичей, ватман с контурами ДОМА, клей, маркеры
Ведущий: Представьте, что вы — коллектив архитекторов, разрабатывающих проект дома, где должны быть использованы данные вам кирпичи. Необходимо выбрать:
— конструктора, который непосредственно клеит, рисует и пишет на листе ватмана ваш проект;
— ведущего, который будет вести обсуждение;
— референта, который должен писать обоснование закладки каждого кирпича.
Время на строительство – 15 минут. По окончании срока каждая группа должна по очереди «защитить» свой проект, то есть объяснить, каким получился «ДОМ»
При защите вторая группа оппонирует, то есть задаёт вопросы, просит уточнить, по их мнению, фрагменты проекта
3 этап (10-15 минут). «Защита» каждого проекта.
Ведущий следит, чтобы оппоненты не перебивали «защищающих», вопросы задавали в корректной форме, избегали негативных высказываний, резкой критики. Поощряет доброжелательность и взаимопонимание.
4 этап (5-7 минут). Рефлексия.
«Большая семейная фотография»
Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов «семьи». Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр».
Примеры карточек:
доброта | самостоятельность |
умение слушать | любовь |
сочувствие | взаимопомощь |
счастье | ответственность |
здоровье | взаимопонимание |
уважение | дети |
Источник