Рассказ детям как построить дом

Как построить дом? От индейского типи до древнеримской инсулы. Как рассказать детям о строительстве зданий

У детей возникает множество вопросов об устройстве мира, и далеко не на все из них мы можем ответить. Мало кто из взрослых, не будучи химиком, расскажет о происхождении обычного стекла, а если вы не строитель, то мало что понимаете в арочных сводах… Теперь есть книжка, в которой подробно объясняются все хитрости создания различных построек, а самые знаменитые здания предстают в разрезе. Мальчишек — за уши не оттащишь. Вот как она начинается.

Дом на сваях

Представь, что ты зашёл далеко в лес и заблудился. Надвигается ночь. Как построить себе убежище? Скорее всего ты соберёшь ветки для шалаша, установишь их домиком и свяжешь наверху лианами. Однако, заглянув внутрь, ты поймёшь, что в шалаше слишком мало места. К тому же он не сможет защитить тебя от дождя, ведь капли воды легко просочатся сквозь ветки.

Или, допустим, ты оказался в горах. Здесь тебе наверняка пришло бы в голову построить дом из камней. Беда в том, что тебе нечем будет их скрепить. После нескольких часов напряжённой работы вместо дома перед тобой по-прежнему будет лежать груда камней.

На берегу реки твоё положение окажется ещё хуже: здесь для строительства убежища нет ничего, кроме глины. Конечно, её можно высушить, придать форму, но очень скоро под лучами солнца глиняный дом покроется трещинами и рухнет, подняв облако пыли.

В конце концов ты пойдёшь искать готовое убежище — пещеру. Именно так и поступали люди в начале человеческой цивилизации.

А теперь посмотри на дом, в котором ты сейчас живёшь. Чем твой дом отличается от соседних домов, от офисного здания, где работают твои родители, от детской поликлиники или школы? Как люди научились строить дома и какие материалы для этого использовали? Ответы на эти вопросы мы получим, если обратимся к истории архитектуры.

Первые дома

В древности с появлением первых инструментов племена, жившие в лесах, стали строить деревянные дома. Они рубили высокие прямые деревья и собирали стены из брёвен, укладывая их одно на другое. Для того чтобы дом получился устойчивым и крепким, брёвна укладывались внахлёст, перекрывая друг друга в углах.

Люди также заметили, что дождевая вода лучше всего стекает по двускатной крыше. Но такая крыша давит на стены, расталкивая их в стороны, поэтому строители стали соединять стены под потолком балками.

На рисунке по порядку: Бревенчатый дом, Каркасные стены, Диагональные раскосы, Каменный дом

Постройка дома из обработанных брёвен — бруса — довольно тяжёлая работа. И очень скоро люди придумали более лёгкий способ возведения домов из древесины — каркасные дома. Основой для стен в них стал каркас — деревянная решётка, в которой вертикальные опоры из досок размещались на расстоянии вытянутой руки друг от друга и соединялись снизу и сверху горизонтальными балками. На каркас крепилось покрытие, защищавшее дом от непогоды. Это могли быть доски, которые прибивались внахлёст, или сплетённые ветки, обмазанные глиной.

С развитием каркасного домостроительства люди изобрели новые деревянные детали, укрепляющие конструкцию. Так появились диагональные раскосы, которые применяются в строительстве до сих пор.

В горных местностях люди возводили каменные дома, для которых нужно было придумать надёжные способы скрепления камней. Однажды они нашли камни, которые при нагревании в раскалённой печи рассыпались в белый порошок — известь. И хотя известь жгла руки, люди обнаружили, что если её замочить в воде и смешать с песком, получится настоящий строительный клей, который мы называем известковым раствором. С его помощью строители смогли возводить высокие, прочные стены из камня.

Дома получались ещё крепче, если в углах каменные блоки выкладывались, перекрывая друг друга, — это было похоже на то, как жители лесов укладывали брёвна в своих деревянных домах. А ещё из смеси извести и песка получалась штукатурка, которой покрывали стены, чтобы они выглядели гладкими и белыми.

Виды кирпичной кладки
На рисунке по порядку: Английская, Фламандская, Американская

Люди, жившие на побережье южных морей и в пустыне, догадались, как можно использовать в строительстве глину. Они выкладывали её в деревянные формы и высушивали на солнце, получая кирпичи. На севере, где не так жарко, люди обжигали глину в печах. После обжига она становилась твёрдой как камень и приобретала правильную геометрическую форму.

Первые крыши

Из чего бы ни возводились стены домов: из дерева, камня или кирпича, — строители знали, что самое сложное — построить хорошую кровлю. Сначала они просто соединяли доски в форме крыши. Но как бы плотно они ни заполняли щели листьями и травой, капли дождя всё равно просачивались внутрь.

Самой удачной конструкцией оказался каркас из стропильных балок с закреплённым на нём покрытием. Фермеры крепили на стропила вязанки сухой травы. Из-за этого их дома выглядели немного лохматыми, зато такое покрытие хорошо защищало от дождя. Жители гор покрывали крышу тонкими каменными пластинами. Лучшим материалом для крыш считался кровельный сланец: этот камень можно было распилить на пластинки толщиной в сантиметр.

Читайте также:  Когда построят дом на угольной

Прекрасным кровельным материалом стала черепица. Кирпичных дел мастера делали её из глины, придавая при обжиге форму, облегчающую сток дождевой воды. Сток воды поддерживался и конструкцией крыши, края которой строители выводили за периметр стен.

На рисунке по порядку: Соломенная крыша, Сланцевая крыша, Черепичная крыша

Дома всегда соответствовали образу жизни людей и строились из подручных материалов. Индейцы Северной Америки во время охоты перевозили с собой типи — «палатки» из шестов, на которые натягивалась кожа. А жители пустынь бедуины, перегонявшие стада на тысячи километров, ставили на ночь шатры, которые утром можно было свернуть и погрузить на верблюдов, чтобы продолжить путь.

Рыбаки возводили дома на сваях, поднимая их выше уровня разлива воды. В горах для того, чтобы снег легко скатывался с крыш, люди делали их со свесами, далеко выходившими за стены. Охотники-эскимосы строили иглу из блоков прессованного снега. Фиджийцы плели стены своих хижин из тростника. Камерунские племена мусгум возводили из земли и травы дома, похожие на ульи.

Как сделать дом удобным

Тысячи лет люди жили в подобных домах и мирились со многими неудобствами. Во-первых, в их домах было темно. Чтобы пропустить внутрь солнечный свет, в стенах делали окна, но через них проникали холод и дождь, а когда окна закрывали деревянными ставнями, снова становилось темно. Ночью комнату можно было осветить только маленькой, коптящей масляной лампой.

В домах не было водопровода, и приходилось носить воду из ручья или колодца. Кроме того, люди вынуждены были пользоваться туалетом на улице. Но хуже всего было то, что дома не отапливались.

Каменный дымоход

Если же в доме разжигали огонь, помещение наполнялось едким дымом. Дым был не так страшен, если имелось отверстие в крыше, но даже в этом случае огонь мог перекинуться на деревянные и соломенные части здания.

С появлением дымоходов в более зажиточных домах условия жизни их обитателей улучшились. Дымоходы, которые сооружались из огнеупорного материала: кирпича или камня, — выводили дым через крышу. В помещениях стало намного теплее, к тому же теперь люди могли готовить пищу дома, а не на улице.

Желая увеличить площадь дома, люди начали надстраивать верхние этажи, изобретая при этом новые конструкции: межэтажные лестницы и перекрытия из деревянных балок, застланных досками.

Средневековое стеклянное окно

В оконные проёмы люди вставляли стёкла: пропуская с улицы свет, они защищали помещения от непогоды. Стекло делали из расплавленного песка, который застывал в виде тонких твёрдых полупрозрачных пластин. Вначале пластинки получались совсем маленькими, но строители додумались собирать их в оправу — обрамление из металла, а затем вставлять в деревянную раму, которую устанавливали в оконный проём. На протяжении веков стекло было дорогим материалом, лишь самые богатые люди могли себе его позволить.

Древние римляне, жившие две тысячи лет назад, даже придумали центральное отопление: они задували под пол нижнего этажа горячий воздух.

Система подогрева полов в древнеримском доме

Но люди не останавливались на достигнутом. Они продолжали искать новые способы строительства зданий. Плотники придумали, как можно перекрыть большое пространство: они составляли из балок и небольших брусков сложные фермы, решетчатые конструкции, в которых каждая деталь поддерживала равновесие целого.

Деревянная стропильная ферма

Древние римляне использовали конструкции с арочным сводом. До них никто не мог увеличить внутреннее пространство здания в ширину, так как длинные горизонтальные балки перекрытия не выдерживали вес кровли. Арки из камня или кирпича были прочнее любой балки. Постепенно римляне научились возводить огромные куполообразные арки — своды, перекрывающие всё помещение. Арочный свод позволял делать большие оконные проёмы и строить широкие и прочные мосты, по которым могли проехать гружёные повозки.

Строители Древнего Рима первыми изобрели бетон, соединив в растворе щебень, известь и песок. Они выливали жидкую бетонную смесь в съёмные деревянные формы — опалубки. Когда смесь застывала, опалубки снимались и оставались прочные как камень стены. Из бетона можно было делать фундаменты, полы и даже своды.

Первые многоквартирные дома с общим двором тоже появились в Древнем Риме. Они назывались инсулами, что в переводе с латинского означает «острова», в них арендовали жильё десятки семей.

Городская жизнь для многих была привлекательна, однако она хранила в себе и опасности. Горожане по-прежнему готовили еду на открытых очагах и выпекали хлеб в печах, так что дым из тысяч труб поднимался над городом. Пожары вспыхивали постоянно.

Римская инсула

Современный дом

Итак, на протяжении веков люди жили в домах из камня, кирпича или дерева, перекрытых черепичными крышами, в домах, которые обогревались огнём и освещались масляными лампами. Казалось, так будет всегда.

Однако около двухсот лет назад произошла промышленная революция. По всей Европе ручное производство сменилось на промышленное. Мебель и посуду, ткани и ковры стали производить на фабриках с помощью машин и специальных станков, причём намного быстрее, чем вручную. Промышленная революция стала временем больших перемен в строительстве и архитектуре.

Появились новые технологии изготовления стекла. Прежде его можно было получить лишь в виде маленьких пластин, а теперь, благодаря специальным печам и машинам, листы стекла выходили большими и прочными, так что ими можно было остеклять окна во всю стену. Также люди заметили, что несколько листов стекла, установленных вместе — так называемое двойное остекление, лучше защищают от холода.

Люди веками использовали металл для скрепления каменной кладки, а также для изготовления кровельных и дверных покрытий, замков и петель. Но детали из меди, железа и свинца не выдерживали большие нагрузки. Всё изменилось, когда появились новые железные сплавы — чугун и сталь. Стальная балка могла быть длиннее деревянной, а выдерживала гораздо большую нагрузку. Соединяя болтами стальные балки и колонны, инженеры могли собирать громадные каркасы для строительства высоких домов, причём делать это намного быстрее, чем раньше.

Читайте также:  Построить дом за 2млн

Стальной каркас

Вскоре люди придумали, как придать дополнительную прочность бетону: его стали заливать вокруг каркаса из стальных стержней — арматуры, получая таким образом железобетон.

Используя новые материалы, строители могли возводить здания длиннее и шире прежних. До определённого момента не было смысла строить их выше: людям всё равно было тяжело подниматься по высоким лестницам. Но когда американец Элиша Отис изобрёл безопасный лифт, способный автоматически перевозить людей с этажа на этаж, больше ничто не ограничивало высоту зданий — и они взлетели до небес.

Лифт Отиса работал благодаря электроэнергии, которая полностью изменила жизнь людей. В прошлом дома освещались только керосиновыми лампами и свечами, настолько тусклыми, что большинству людей приходилось ложиться спать на закате и вставать вместе с солнцем, чтобы работать при солнечном свете.

Газовые лампы, изобретённые в самом начале промышленной революции, горели ярче свечей, но электрические лампочки давали ещё больше света. Теперь люди могли долго не ложиться спать, проводя вечер за ужином, чтением или разговорами. В городах, которые когда-то с заходом солнца погружались во тьму, теперь горели окна и вереницы уличных фонарей освещали мостовые.

Источник

«Строим дом, дом в котором мы живем». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам

Тамара Тарасова
«Строим дом, дом в котором мы живем». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Цель: расширить представления детей о строительных профессиях, последовательности строительства жилых домов.

Задачи:

1. Познакомить детей со строительными профессиями (бульдозерист, экскаваторщик, крановщик).

2. Учить располагать постройки согласно предложенному плану, строить по образцу (рисунку, формировать чувство взаимопонимания в коллективной работе.

3. Продолжать знакомить с различными строительными материалами, строительной техникой, участвующей в строительстве новых домов.

4. Формировать пространственные и количественные ориентировки, мелкую моторику.

5. Развивать интерес к строительным профессиям, желание создавать постройку.

6. Воспитывать любовь к родному городу, уважение к людям труда.

7. Активизировать речь детей, умение общаться, ввести в активный словарь новые слова (проект, архитектор, фундамент, бетон).

Словарь: бетономешалка, панелевоз, бульдозер, проект, архитектор, фундамент, бетон.

Методы и приемы: беседа, рассказ, чтение стихов, отгадывание загадок, игра, рассматривание схем, иллюстраций.

Материал и оборудование: иллюстрации строительной техники, зданий и домов города Саранска, заготовки для строительства домов.

Предварительная работа: экскурсия на строительство жилого дома, рассматривание иллюстраций различных построек, рассматривание картины «На строительной площадке», беседы о строительных профессиях, чтение художественной литературы (Г. Люшин «Строители», С. Баруздин «Строим дом», В. Маяковский «Кем быть», проведение сюжетно-конструктивных игр «Строим дом», дидактических игр «Кому что», «Угадай по описанию»

Воспитатель – коллегам. Уважаемые коллеги! Я представляю вашему вниманию мастер-класс «Строим дом, дом в котором мы живем». Цель моего занятия: расширить знания детей о строительных профессиях, последовательности строительства жилых домов.

Воспитатель сообщает о поставленных задачах данного занятия.

Воспитатель – детям. Ребята, работники краеведческого музея нам подарили макет жилья людей, которые жили на земле много веков назад.

Когда-то люди жили,

Без крыши над головой,

Защитой скалы были.

И леса кров живой.

Мелькает год за годом,

Идет за веком век,

Зависеть от природы

Не хочет человек.

Полезные орудья,

Создав своим трудом,

Сильнее стали люди,

И вот – построен дом.

— Скажите, для чего человеку нужен дом? (Ответы детей)

— Правильно, дом нужен человеку для того, чтобы в нем жить, чтобы человеку было уютно и тепло.

— Ребята, посмотрите, какие разные дома научились строить люди. Покажите из них те, которые строят в городе. (Дети показывают иллюстрации зданий)

— Скажите, а где можно увидеть деревянные дома? (В селах и деревнях)

— Почему?

— Там, где людей мало, дома строят низкие и маленькие. А в городе людей много, и много нужно жилья, поэтому здесь строят многоэтажные дома.

Воспитатель – коллегам. Свое занятие я хочу начать со знакомства детей с разнообразными видами зданий и строительной техникой

Воспитатель – детям. Как, вы, думаете, люди, каких профессий строят дома? (Дома строят строители)

Воспитатель – коллегам. Уважаемые коллеги! Мы сейчас уточним, с какой строительной техникой знакомы наши дети.

Читайте также:  Как построить дом из керамзитобетона своими руками

Воспитатель – детям. Прежде чем приступить к строительству дома, строители начинают готовить строительную технику и отправляют ее на строительную площадку.

— Кто же первым оправляется на строительную площадку? Отгадайте.

Там где строят новый дом,

Ходит воин со щитом,

Где пройдет, там станет гладко,

Станет ровная площадка. (Бульдозер)

— Правильно, это бульдозер, Бульдозер похож на маленький трактор. Впереди у него железный щит. Острый конец щита врезается в землю и разравнивает площадку. Ну, вот площадка готова. Теперь можно рыть котлован для фундамента.

— Какая же машина будет выполнять эту работу?

К нам во двор забрался крот,

Роет землю у ворот,

Сотню рук он заменяет,

Без лопаты он копает.

— Догадались, это бульдозер. Основная часть его – ковш. Стальными зубами он вгрызается в землю, набирает ее, словно в пасть, и высыпает в грузовик, который называется самосвал. Это самая сильная машина.

Вот машина,

Так машина –

Высотою с дом кабина,

И колеса высотою,

Выше нас с тобою вдвое. (Читает ребенок)

— Потом на площадке появляются панелевозы, они привезли строительные материалы. Затем приезжает бетономешалка, которая из песка, щебня (мелкие камешки) и цемента делает бетон – самый крепкий строительный материал. Бетон нужен для фундамента дома.

— А это, что за машина?

Длинной шеей поверчу —

Груз тяжелый подхвачу,

Где прикажут — положу,

Человеку я служу!

— Да, это подъемный кран. Посредине у него кабина со стеклянными стенами, для обзора четырех сторон. Так строители с помощью техники строят дома.

— Дети, а какие строительные профессии, вы, знаете? (Ответы детей).

— Чтобы построить в городе новый многоэтажный дом, нужно много людей, знающих свое профессиональное дело. А какие, мы сейчас с вами вспомним.

Растет этаж за этажом,

И с каждым часом,

С каждым днем

Все выше, выше новый дом. (Каменщик)

Топором, рубанком,

Выстругивает планки,

Сделал подоконники,

Без сучка – задоринки. (Плотник)

Брызжет краска по стене,

Солнце светится в окне.

Стали стены голубые,

Словно небо в вышине. (Маляр)

— Ребята, а какие еще строительные профессии, вы, знаете?

Воспитатель. Бетонщик закладывает фундамент дома, крановщик – кирпичи наверх подает, каменщик стены из кирпича выкладывает, штукатур отделывает стены и потолки, а маляр их красит.

Воспитатель – коллегам. Дети не только знают строительную технику и строительные профессии, но и могут сами строить дома. Дети нам покажут и расскажут, как строить дома.

Воспитатель – детям. Я предлагаю вам стать строителями и построить новые дома. С чего мы начнем строительство? (С работы архитектора).

Воспитатель распределяет роли среди детей. Дети строят дома (кирпичный и панельный)

— Ну, вот и готовы наши дома.

Воспитатель обращается к архитекторам.

— Скажи, почему ты спроектировал кирпичный дом?

— Какой, ты, спроектировал дом?

— Расскажите о своем доме, который, вы построили.

Дети:

— Мы построили кирпичный дом, по проекту Даши. Кирпичный дом очень красивый.

— Кирпичный дом теплый и уютный.

— Дом из кирпича удобный для жилья человека.

Воспитатель

— Какой дом построила ваша бригада?

— Наш дом панельный. Он быстро строится.

— Панельный дом большой, комнаты в нем светлые.

— В панельном доме большие окна и просторные балконы.

— Панельный дом теплый и уютный.

Воспитатель — коллегам. А сейчас мы поговорим о значимости профессии строителя и о том, почему к данной профессии нужно относится с уважением.

Воспитатель — детям. Ребята, скажите, как называется наш город? (Ответы детей) Наш город с каждым днем становится все краше и краше, появляется много новых прочных, красивых зданий. (Показывает иллюстрации: это Ледовый дворец, храм Ушакова и т. д.)

— Ребята, чьим трудом все это создано? Кого мы должны благодарить за это?

Дети: Строителей.

Воспитатель: Какие же дома должен строить строитель?

Дети: Крепкие, надежные, теплые, красивые и т. д.

Воспитатель – детям. Действительно, профессия строителя очень важная и имеет большое значение в жизни каждого человека.

Литература

1. Развитие речи. Окружающий мир. Дидактический материал к занятиям со старшими дошкольниками, Епифанова О. В., Волгоград, «Учитель», 2007.

2. Система комплексных занятий в подготовительной группе, Рент Н. А., Волгоград, «Учитель», 2013.

3. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников, Горькова Л. Г., Обухова Л. А., М, «ВАКО», 2005

4.Детский сад: будни и праздники. Методическое пособие для работников дошкольных учреждений, Доронова Т. Н, Рыжова Н. А., М, ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.

Источник