Сам он всю жизнь клал печи построили дом
«Счастье — это не гора денег, счастье — это добывать свой хлеб любимой работой», — говорил дед Анисим. Сам он всю жизнь клал печи. Построили дом — шли в село Горки за дедом — «его печи никогда не дымят».
Я увидел деда Анисима семи лет, когда отец позвал деревенского мастера починить печь: «Дымит…» Два дня дед ковырялся в наполовину разобранной печи. Когда работа была окончена, позвал меня полить из ковшика воды ему на руки. А потом, сидя за накрытым столом, опять позвал, хитро улыбаясь: «Погляди, Васятка, идет ли дым из трубы?» «Идет!» — крикнул я в открытое окно. «Хорошо! Это радость для всех и в первую очередь для меня…»
С тех пор, когда я видел человека, которому его работа доставляет большую радость, вспоминал деда Анисима. И в этот раз, увидев оренбургского фотографа Сергея Жданова за работой, улыбнулся: «Это как мой земляк-печник…»
Фотограф Сергей Жданов имеет несколько профессий: работал инженером, был на военной службе, руководил областным обществом охотников, сам был хорошим охотником, ружье повесил на гвоздь после одного случая. «Подстрелил зайца. Он кричал, как ребенок, бабы с дороги прибежали, думали, что случилось несчастье. А у меня как раз родился сын — всё, бросил охоту. Но страсть охотника осталась. Вспомнил: есть еще фотокамера. Начал снимать и понял: до этого знал не свои дела. Мир природы стал для меня бесконечно дорогим. Сейчас делаю всё возможное, чтобы сказать об этом другим людям.
Впервые я услышал об оренбургском охотнике без ружья на выставке «Золотая черепаха» в Москве. Он занял призовое место в первой десятке. «Снимать животных интересно, — говорит Сергей. — Интересно наблюдать их образ жизни, повадки, интересно знать, как они выживают в трудных условиях, как относятся к человеку, интересно видеть красоту животных.
Почти все призеры знаменитой выставки взялись написать книги о своих охотах. У Сергея книга называется «Записи фотоохотника». Я три вечера листал «Охоту». Положил рядом, чтобы снова ее полистать. Хороший подарок оренбуржца любителям живой природы.
Сергей Иванович рассказывает, как охотился волк на сайгаков. «В каком-то месте вижу большой шар перекати-поле. Но шар катится навстречу ветру. Отчего бы? Поднял осторожно бинокль и вижу: волк, присев, носом катит шар туда, где лежат три сайгака…»
«Видел я потопленный в речке улей — старый опытный медведь выламывал из улья лакомство, а пчелы ему мешали. Другой, молодой, медведь укатил у доярок в лесном лагере две большие фляги молока — одну сумел открыть, другую закатил на горку и столкнул вниз. На фляге остались глубокие борозды…
Видел не раз скопление ужей у реки Урал. Бывает это в апреле. И представьте себе сплошной «дождь» из саранчи — неба не видно! На дороге машины буксуют от раздавленной саранчи. Древняя напасть! Но природа саранче рада — она идет на корм для многих птиц.
Сейчас Сергей Жданов начал работу над другой книгой
«Счастье — это не гора денег, счастье — это добывать свой хлеб любимой работой», — говорил дед Анисим. Сам он всю жизнь клал печи. Построили дом — шли в село Горки за дедом — «его печи никогда не дымят».
Я увидел деда Анисима семи лет, когда отец позвал деревенского мастера починить печь: «Дымит…» Два дня дед ковырялся в наполовину разобранной печи. Когда работа была окончена, позвал меня полить из ковшика воды ему на руки. А потом, сидя за накрытым столом, опять позвал, хитро улыбаясь: «Погляди, Васятка, идет ли дым из трубы?» «Идет!» — крикнул я в открытое окно. «Хорошо! Это радость для всех и в первую очередь для меня…»
С тех пор, когда я видел человека, которому его работа доставляет большую радость, вспоминал деда Анисима. И в этот раз, увидев оренбургского фотографа Сергея Жданова за работой, улыбнулся: «Это как мой земляк-печник…»
Фотограф Сергей Жданов имеет несколько профессий: работал инженером, был на военной службе, руководил областным обществом охотников, сам был хорошим охотником, ружье повесил на гвоздь после одного случая. «Подстрелил зайца. Он кричал, как ребенок, бабы с дороги прибежали, думали, что случилось несчастье. А у меня как раз родился сын — всё, бросил охоту. Но страсть охотника осталась. Вспомнил: есть еще фотокамера. Начал снимать и понял: до этого знал не свои дела. Мир природы стал для меня бесконечно дорогим. Сейчас делаю всё возможное, чтобы сказать об этом другим людям.
Впервые я услышал об оренбургском охотнике без ружья на выставке «Золотая черепаха» в Москве. Он занял призовое место в первой десятке. «Снимать животных интересно, — говорит Сергей. — Интересно наблюдать их образ жизни, повадки, интересно знать, как они выживают в трудных условиях, как относятся к человеку, интересно видеть красоту животных.
Почти все призеры знаменитой выставки взялись написать книги о своих охотах. У Сергея книга называется «Записи фотоохотника». Я три вечера листал «Охоту». Положил рядом, чтобы снова ее полистать. Хороший подарок оренбуржца любителям живой природы.
Сергей Иванович рассказывает, как охотился волк на сайгаков. «В каком-то месте вижу большой шар перекати-поле. Но шар катится навстречу ветру. Отчего бы? Поднял осторожно бинокль и вижу: волк, присев, носом катит шар туда, где лежат три сайгака…»
«Видел я потопленный в речке улей — старый опытный медведь выламывал из улья лакомство, а пчелы ему мешали. Другой, молодой, медведь укатил у доярок в лесном лагере две большие фляги молока — одну сумел открыть, другую закатил на горку и столкнул вниз. На фляге остались глубокие борозды…
Видел не раз скопление ужей у реки Урал. Бывает это в апреле. И представьте себе сплошной «дождь» из саранчи — неба не видно! На дороге машины буксуют от раздавленной саранчи. Древняя напасть! Но природа саранче рада — она идет на корм для многих птиц.
Сейчас Сергей Жданов начал работу над другой книгой — «Звери». Собрался ехать на Север, интересуют его белые медведи, олени, лоси, росомаха, песцы, полярные волки… Приятно видеть человека, у которого есть любимое дело!
(В. М. Песков)
Показать текст целиком
В современном мире все чаще можно услышать фразу ‘я не счастлив’. Почему так происходит? Что нужно сделать для того, чтобы прожить счастливую и интересную жизнь? Над этими вопросами размышляет В.М.Песков в данном тексте.
Автор раскрывает проблему отсутствия счастья у людей на примере воспоминаний героя-рассказчика Васьки. Ещё в семилетнем возрасте, отмечает автор, мальчик услышал и пронёс через всю жизнь простую истину: ‘Счастье — это не гора денег, счастье — это добывать свой хлеб любимой работой’. В.М.Песков показывает читателю, что Васька серьезно отнесся к этим словам, изображая встречу героя с фотографом Сергеем Ждановым. Сергей Иванович буквально живет своей профессией, с увлечением рассказывает о ней и пишет книги. В.М.Песков обращает внимание читателя на то, что у Сергея Жданова появилось своё любимое дело, благодоря которому он стал по-настоящему счастливым человеком.
Цель автора в данном тексте состоит в том, чтобы показать читателю безграничные возможности обрести счастье и интересную жизнь. В.М.Песков не говорит об этом явно, но примеры, приведенные им в тексте, доказывают, что любой человек, занимающийся любимым делом — счастлив.Сложно не согласиться с позицией автора. Действительно, люди постоянно отмечают то, что чувствуют себя по-настоящему счастливыми только в занятии любимым делом, а не в погоне за материальными благами или повышении в должности.
Справедливость данного тезиса широко охвачена и доказана в русской литературе. Например, в одноименном расказе И.А.Бунина, господин из Сан-Франциско так и не сумел ощутить на себе настоящее счастье. Казалось бы, у него было все для этого: семья, богатство и четкий план, в конце которого он неприменно
Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам
Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.
Критерии
- 1 из 1К1Формулировка проблем исходного текста
- 2 из 3К2Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
- 1 из 1К3Отражение позиции автора исходного текста
- 3 из 3К4Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
- 1 из 2К5Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
- 1 из 2К6Точность и выразительность речи
- 0 из 3К7Соблюдение орфографических норм
- 1 из 3К8Соблюдение пунктуационных норм
- 2 из 2К9Соблюдение языковых норм
- 0 из 2К10Соблюдение речевых норм
- 1 из 1К11Соблюдение этических норм
- 1 из 1К12Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
- ИТОГО: 14 из 24
Готовые сборники сочинений и эссе от экспертов
✅ 46 идеальных эссе по истории
✅ 30 образцовых эссе по обществознанию
✅ 55 сочинений по литературе от эксперта
✅ Подготовка к ЕГЭ по литературе для ленивых
Источник
Никаких утеплителей и плёнок: как в деревенских домах делали тёплые полы. Гениальная простота организации подпола
Фото автора
Мы живём в удивительное время. Каждый год появляются всё новые и новые строительные материалы, композиты, утеплители, плёнки, инструменты и т.д.
Даже десять лет назад не было такого разнообразия!
Когда мы только-только затевали строительство нашего коттеджа, я привёз на стройку рулон чуда-чудного и дива-дивного под названием супердиффузионная мембрана. Бригада строителей из Башкирии, в первый раз увидевшая такую плёнку, крутила её, вертела, мочила в стакане воды, долго думала какой стороной раскатывать на минвате. В конце-концов, Ильдус — бригадир строителей — выдал многозначительное:
-Мдааааа… шайтан тряпка.
А что говорить про то, как строили пятьдесят лет назад или сто. И уж тем более 200 или даже 500. Наивно полагать, что какой-нибудь барин-помещик, звал своего управляющего и говорил:
-Слыш, Сенька! Сегодня доставка придёт. Я заказал пару телег экструзии. К зиме надо нам каркас флигеля утеплять.
И крестьяне в Киевской Руси не заказывали по интернету бусурманскую OSB-фанеру из магазина «Княжий зодчий.ру».
Ну не было таких технологий!
Но ведь как-то они умудрялись жить, строили тёплые избы, не парились с конденсатом и утеплителем, не высчитывали точку росы, не считали на сопромате прогиб балок.
Фото автора
Вчера я обследовал подпол в нашем только что купленном деревенском доме. Мы включили отопление на всю мощь, а полы были просто как лёд. Снизу, из щелей в досках, из под плинтусов, по углам тянуло холодом со страшной силой.
Зимой придётся ходить в валенках!
Чтобы узнать, откуда такая напасть, пришлось повторно лезть в подпол и смотреть, как он устроен.
И, знаете, что я вам скажу, тот, кто строил этот дом (а строили его по типовому проекту, как и сотни лет назад) был гениальным строителем.
Не верите?
Покажу!
Фундамент под русскую печь на кухне. Фото автора
Естественно, в домах того времени газа не было. Центром жизни и источником тепла в доме была русская печь. Поскольку наш новый(старый) дом — пятистенок, то отопление второй комнаты было организовано от второй печи — голландки. Благодаря двум печам во внутренних помещениях дома было очень тепло.
Но, как обеспечивалась теплота полов?
На самом деле очень просто.
Сам дом фундамента не имеет. Его заменяет сложенный из плоских камней-кирпичей квадрат. Камни клали друг на друга и пересыпали землей. Получался настоящий ленточный фундамент — аналог нашего МЗЛФ.
Доски пола из лиственницы — сверху. Снизу — пароизоляция из камней. Фото автора
Печи не стояли на деревянном полу — доски просто не выдержали бы такого веса. Каждая печь имела собственный фундамент, который был сложен из специально подобранных плоских, как кирпичи, камней.
Когда печи нагревались, вместе с ними нагревался и каменный фундамент, который по сути дела был гигантским аккумулятором тепла. Получается, фундамент прогревал подпол. Поэтому полы, сделанные из колотой лиственницы толщиной 70 мм и шириной 60-80 см. даже в самую студёную зиму всегда оставались тёплыми.
Покосившийся фундамент под голландку для обогрева жилой комнаты. Фото автора
Но, если подпол прогревался вместе с двумя фундаментами, то земля под домом не промерзает. А это влечёт за собой повышенную влажность и отсыревание всех деревянных конструкций.
Знаете как решена эта проблема?
Гениально просто!
Пароизоляцией.
Конечно, не плёнкой Дельта или Изоспаном, а камнями! Теми же самыми плоскими камнями. Всё заложено внахлёст двумя слоями плоских камней, пересыпанных глиной. Этот слой создавал замок для идущей из земли влаги.
Там, где в подполе был сделан приямок для хранения солений, варений и прочих заготовок, на камни дополнительно положены доски из лиственницы. Очень удобно ходить (на досках, кстати, лежат букетики полыни против мышей).
За 50 лет в доме ни разу ничего не отсырело.
Ни капли конденсата!
К сожалению, прежние хозяева убрали из дома обе печи. Прогревать подпол нечему и полы стали ледяными. Придётся их как-то утеплять на ближайшие пару лет, пока будет строиться новый дом.
Кто-нибудь может подсказать как, чтобы за год не сгнили?
Буду очень благодарен!
Источник
Стихотворение, за которое Маяковскому можно дать нобелевскую премию мира
Литературный журнал «Ритмы вселенной»
Владимир Маяковский фигура в русской литературе неоднозначная. Его либо любят, либо ненавидят. Основой ненависти обычно служит поздняя лирика поэта, где он воспевал советскую власть и пропагандировал социализм. Но со стороны обывателя, не жившего в ту эпоху и потока времени, который бесследно унёс многие свидетельства того времени, рассуждать легко.
Маяковский мог бы не принять советскую власть и эмигрировать, как это сделали многие его коллеги, но он остался в России до конца. Конец поэта печальный, но он оставался верен своим принципам, хотя в последние годы даже у него проскальзывают нотки недовольства положением вещей.
То, что начнет твориться в советской России после 30-х годов, поэт уже не увидит.
Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» было написано в 1918 году. Это время, когда ещё молодой Маяковский с восторгом принимает происходящие в стране перемены и без капли сожаления прощается со своей богемной жизнью, которую вёл ещё несколько лет назад.
Кобыла по имени «Барокко». Фото 1910 года.
Большой поэт отличается от малого не умением хорошо рифмовать или мастерски находить метафоры, и уж точно не количеством публикаций в газетах и журналах. Большой поэт всегда берётся за сложные темы, которые раскрывает в своей поэзии — это даётся далеко не каждому, кто умеет писать стихи. Большой поэт видит не просто голод, разруху, когда люди видят голод и разруху. Он видит не роскошь и сытую жизнь, когда люди видят роскошь и сытую жизнь — подмечает те детали, мимо которых простой обыватель пройдёт мимо и не заметит ничего.
А Маяковский всю жизнь презирал мещанство и угодничество и очень хорошо подмечал тонкости своего времени.
О самой поэзии он выскажется так:
Поэзия — вся! — езда в незнаемое.
Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
тысячи тонн словесной руды.
В стихотворении (оно будет ниже) поэт напрямую обращается к животному. Но это обращение служит неким метафорическим мостом, который должен только усилить накал, происходящий в стихе и показать обычному обывателю всю нелепость и жестокость ситуации. Случаи жестокого обращения с лошадьми были часты в это время. Животных мучали до последнего, пока те действительно не падали замертво прямо на дорогах и площадях. И никто этого не пресекал. Это считалось нормой.
Животное же не человек…
Извозчики времён Маяковского.
Предлагаем вашему вниманию стихотворение «Хорошее отношение к лошадям», за которое по праву можно дать премию мира. Кстати, нобелевку в 2020 году получила американская поэтесса Луиза Глик. Аведь многие тексты Маяковского не хуже, и они то как раз о борьбе – борьбе за свободу и за равное существование на нашей планете.
Маяковский вдохновил множество хороших людей — именно поэтому его помнят и любят до сих пор.
Будь ты хоть человек, а хоть лошадка, которая отдаёт всю себя ради общей цели. Пусть поэт и обращается к лошади, но главную свою мысль он хочет довести до людей, которые стали слишком чёрствыми и жестокими.
Миру мир!
Хорошее отношение к лошадям
Били копыта,
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.-
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала!
— Упала лошадь! —
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные…
Улица опрокинулась,
течет по-своему…
Подошел и вижу —
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…
И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
Может быть,
— старая —
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось —
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.
И стоило жить, и работать стоило!
Лайк и подписка — лучшая награда для канала.
Источник
Читать
Лодочники
Без праздника и жизнь не в жизнь. А праздник без рыбного пирога — что за праздник! Вот и выходит, что рыба нужна иной раз позарез, а без лодки не видать ее как своих ушей. Значит, надо сделать лодку. На что проще? Но прежде чем ее сделать, нужно найти подходящую осину: высокую, толстую, гладкую, с твердым нутром. Вологодскому Гайавате приходится долго ходить и ездить по всяким лесам, пока не попадется ему как раз то, что надо. Сваленную далеко от дома осину он заострит с обоих концов, наметит нос и корму. Затем по всему днищу наделает «сторожков» — круглых, строго одинаковых по толщине и длине палочек. Длина их будет равняться толщине днища. Он забьет эти сторожки в отверстия рядами, опоясывающими будущую лодку, возьмет в руки тесло и начнет выдалбливать, выбирать, вытесывать внутренность заветной осины. Сторожки помогают ему не протесать днище до дыры либо не сделать его слишком тонким. Выдолбленная осина становится легкой и звонкой. Лодочник привезет ее домой и положит где-нибудь на гумне или в подвале — завяливать. Иногда она завяливается там несколько лет. Не так-то просто крестьянину оторваться от основных дел: то сенокос, то жатва приспела, то дом строить, то на службу идти. Наконец назначен особый день. Где-нибудь на берегу речки заготовку кладут на невысокие козлы и под ней на всю ее длину разводят не очень жаркий костер. Наливают в нее горячей воды, опускают накаленные в костре камушки. Снаружи жарят, внутри парят. И вот — чудо! — выдолбленная осина как бы сама раздвигает свои бока. Голые еловые прутья осторожно, по одному, вставляют внутрь в согнутом виде. Их нежная упругость медленно раздвигает борта. Все шире и шире… Вот уже наметился и лодочный силуэт… Нетерпеливый хозяин подкладывает дрова, вставляет и вставляет упругие прутья, забивает распоры между бортами (предательскую крохотную щелку внутри никто не заметил). И вот лодка разведена! Вдруг раздается треск. Один борт отваливается начисто, а дно выпирается по ничем не исправимой щели. Теперь все начинай сначала… Впрочем, опытный лодочник никогда не будет спешить, лодка в его руках разводится без всяких усилий. В разведенную лодку он вставляет полудужья шпангоутов, набивает с бортов тонкие тесины и устраивает два рундучка для сиденья. Затем лодку смолят. И только после всего этого можно ехать ловить рыбу. Вряд ли есть что-либо приятнее в жизни, чем спускание на воду только что сделанной лодки! Если посудина большая, то по берегу до воды кладут еловые кругляши и по ним скатывают лодку к воде. Иной раз она так легка, что с этим без особой натуги справляется один человек*. Мастера-лодочники были, как правило, и хорошими плотниками либо столярами. Лодки обычно делались для себя, а не на продажу. Покупать лодку нормальному, хорошо владеющему топором мужику было как-то совестно, и он принимался за лодку сам. Испортив пару осин, он добивался-таки своего. Тут уж включались в дело азарт и соревнование: «Я что, хуже других?»; «Одни делают, а я нет»; «Не боги делают горшки» и т.д. Конечно же, были и признанные мастера с особым чутьем и особым умением. Они-то и давали советы, помогали, необидно поучая новоявленного лодочника. Так понемногу обзаводилась лодками вся деревня, если, конечно, стояла она на речном берегу или озерном. Только у не имеющих призвания к рыбной ловле либо у боящихся воды не было своей лодки.
Печники
Государство имеет свою столицу, губерния или область также имеет свой центр. Уж так повелось, и никуда от этого не уйдешь. В северной России после губернии и уезда шла волость. Несмотря на все реформы, перестройки и перекройки, волость всегда была главной государственной ячейкой и как бы основной «единицей измерения» всей необъятной народной жизни. Семья же (то есть хозяйство, двор, оседлость) была — —————————————* О строительстве более крупных судов и лодок см.: Шергин Б. В. Поморщина-корабельщина. М.: Советский писатель, 1947; Личутин В. Долгий отдых. М.: Современник, 1977. той золотой крупицей или тем полновесным зерном, которые и составляли весь волостной, объединенный приходом ворох. Но что за семья без дома? Дом (или хоромы) давал кров и уют не только людям, но и коровам, и лошадям, и всякой прочей живности. И если в духовном смысле главным местом в хоромах был красный угол главной избы, то средоточием, материально-нравственным центром, разумеется, была русская печь, никогда не остывающий семейный очаг. Печь кормила, поила, лечила и утешала. На ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии и положении. Она остывала только вместе с гибелью всей семьи или дома. Удивительно ли, что печника чтили в народе не меньше, чем священника или учительницу? Никто не знает, когда и как обычный костер («пожог» — по-северному) превратился в закрытый очаг, иначе в каменку, еще и теперь встречающуюся в банях, сделанных «по-черному». Каменка складывалась без кирпича, из одних камней. Поэтому важно было уметь искусно сделать свод, подобрать камни таких размеров и форм и так их приладить друг к другу, чтобы они держали себя сами. Верхняя часть свода выкладывалась без глины, дым выходил в межкаменные щели. Накаленные камни, обогревая жилище, долго держали тепло. Со временем каменки остались только в банях, в домах начали «бить» печи. «Били» обычно с помощью соседей и родственников, устраивая малые помочи. На деревянное возвышение — опечек — устанавливалась «свинья», сделанная в виде печного свода из плотно пригнанных, закругленных снаружи брусьев. Она, словно литейная форма, была раскладная, гвоздями ее не скрепляли, чтобы потом можно было по частям вынимать из печи. Снаружи по опечку устанавливали щиты, получалась обширная печная опока, в которую набивали густую, хорошо промешенную глину. Дым выходил в отверстие под потолком, поэтому избы строили довольно высокие. Однако настоящие печники появились лишь после того, как перестали строить избы «по-черному», когда дымоход был выведен через крышу и потолок. Трубу и кожух из глины не собьешь, нужен кирпич, а вместе с тем и особый мастер. Зосима Неуступов, родной брат уже упомянутого Ивана Афанасьевича, был, как мальчишка, горяч и бесхитростен. Мужики его часто разыгрывали, а ребятишки дразнили под окнами. В гневе он выскакивал из дому, гнался за обидчиками. Разве догонишь? Но через час-полтора та же оравушка вваливалась к Изохе в избу, и конфликта как не бывало. Изоха клал печи неподражаемо. Как видим, братья не желали походить друг на друга: один любил дерево, другой — кирпич да глину. До сих пор во многих уцелевших домах стоят Изохины печи. Какой же должна быть печь по Изохе? Во-первых, не угарной. Угарная печь — это бедствие на всю жизнь, иногда для нескольких поколений. Бывали случаи, когда от угара умирали целыми семьями. А сколько мучений, если даже не умрешь! Голова раскалывается от боли, в ушах звон, все нутро выворачивает наизнанку. В уши тебе почему-то напихают мороженой клюквы, а за пазуху положат тоже замерзший конский кругляш. Во-вторых, печь должна быть достаточно большой, чтобы было где полежать ребятам и старикам. В-третьих — жаркой, но нежадной, чтобы дров шло как можно меньше. Одни и те же поленья дают жару в хорошей печи намного больше, чем в плохой. В-четвертых — чтобы дым не выкидывало во время ветра. В-пятых — чтобы была красива. Миловидна. Чтобы гляделась в избе как невеста, с карнизами чтоб, с печурками для сушки всяческих рукавиц. Зосима Афанасьевич Неуступов всего этого достигал в своих сооружениях легко и весело. Другие мастера-печники тоже, конечно, имелись. Но один с норовом, другой кладет угарно. Третий требует сороковку ежедневно, а кладет долго. И если не угодишь или худо будешь кормить, еще и сделает что-нибудь назло. Печь сложит некрасивую либо совсем холодную. Воющая печь — это совсем плохо. Чуть ветерок, и в трубе заголосит будто нечистая сила. Это значит, что недобрым хозяевам недовольный печник вставил в трубу горлышко от бутылки. В доме хоть не живи… Не такой был Изоха! Клал он не только большие печи, но и щитки, и лежанки. Во время войны появились печурки с железными трубаками. Эти у настоящего печника даже не вызывают интереса, но Изоху и такие не выводили из себя. Он знал, сколько и каких класть поворотов, как лучше сделать свод, устье и под. Умел так стукнуть по кирпичу, что он раскалывался как раз там, где надо. Мастерок и кельма в руках Изохи приобретали какую-то чудесную силу, словно бы приколдованные. Печников еще в пятидесятых годах учили в школах ФЗО. Нынче почему-то совсем перестали. Ну и жаль! На Руси еще не скоро исчезнет последняя печь.
Источник