Сюжетно ролевая игра построим дом
Конспект сюжетно-ролевой игры «Строим дом». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам
Ольга Васильева
Конспект сюжетно-ролевой игры «Строим дом»
«Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми
дошкольного возраста»
«Строим дом»
в старшей группе
1.Задачи:
Расширение у дошкольников конкретных представлений о строительстве, его этапах.
Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание уважения у труду строителей.
2.Подготовка к игре:
Изготовление атрибутов:
Каски для строителей (оранжевые, белые)
Изготовление строительного кирпича из коробок,
Карта-чертеж (проект, мастерки,
Молоток.
Лопаты,
ведра,
блоки-перекрытия, крыша из проф. настил (заменитель)
Пирожки из гофрированной бумаги.
Накладные для получения материала.
Обогащение впечатлениями:
Экскурсия на ближайшую стройку, наблюдение за трудом строителей, конструирование «Домик»,
«Гараж», рассматривание картин «Строители»,
Чтение сказки «Три поросенка», «Теремок»,
чтение произведения Баруздина С. «Кто построил этот дом?»
Просмотр мультфильма «Какой чудесный день…»
Рисование «строительство дома».
Загадывание загадок.
Обучение игровым приемам:
Научить детей читать чертежи (проекты,
Распределять роли самостоятельно или использовать считалки.
Научить пользоваться мастерком, замешивать раствор.
Выполнять последовательно работу.
3. Перспективный план подготовки к игре «Строим дом»
Сюжеты:
Строительный объект.
Строительная база.
Роли:
Начальник строительного участка.
Прораб.
Мастер.
Каменщики.
Монтажники.
Шофёр.
Рабочие
Атрибуты:
Краски строительные, строительный материал
Игровые действия:
Рассматривает чертеж (план нового дома, определяют какой материал нужен в первую очередь, с чего начинается строительство любого дома. Строители едут в автобусе на объект, кладовщик выдает материал
Речевые обороты:
-соблюдайте техника безопасности,
-рабочие инструменты держите в порядке
— Я бы посоветовал добавить воду в раствор.
-Отправляйтесь на строительную базу за стройматериалом.
Сопутствующие сюжеты и материалы:
-Автобус,- Буфет,-Водитель автобуса,-Кладовщик, -буфетчица,-Руль, -стулья.
Стол, стеллаж с инструментами и материалом. столики, посуда.
Сопутствующие действия:Возит пассажиров. Выдает материал.
Наливает горячий чай с пирожком. Приветствует пассажиров,
Предоставьте накладную
4. Ход игры.
Педагог читает загадку.
Воспитанники отгадывают загадку (стройка)
Педагог предлагает детям побыть в роли строителей и построить большой дом для молодой семьи, где будут жить мама, папа, ребенок.
Предлагает распределить роли с помощью считалки. 1-начальник,2-прораб, 3- мастер, 4,5,6,7 –каменщики, 8,9,10,11-монтажники, 12-кладовщик, 13-водитель автобуса, 14- водитель машины, 15-буфетчица.
Дети садятся в автобус и едут на строительный участок. Начальник открывает план чертеж (проект дома) и предлагает прорабу посмотреть. Определяют, какой материал понадобиться в первую очередь.
Начальник участка отправляет машину на базу за красным кирпичом для фундамента, а прораб отправляется к мастеру, дает ему указания по намеченному плану работы. Начальник участка проводит инструктаж по технике безопасности. Прораб дает первое задание по проекту мастеру. Мастер следит за качеством выполнения работ. Каменщики кладут кирпич. Рабочие месят цемент, подают каменщикам.
Начальник участка отправляет машину за новым материалом. Кладовщик по накладной выдает материал. Строители разгружают машину. Прораб объясняет мастеру следующий этап работы. Мастер распределяет задание. Каменщики и рабочие выполняют задание. Мастер следит за качеством работы. Начальник строительного участка и прораб, сверяют работу с чертежом. Автобус привозит на объект монтажников. Начальник строительного участка объясняет прорабу следующий этап работы и отправляет машину за материалом на базу. Прораб дает указание мастеру, а мастер монтажникам. Каменщики уходят на отдых в буфет. Дом построен.
Все строители приводят в порядок территорию около дома. Начальник строительного участка проверяет качество работы дома.
5. Окончание игры
Педагог обращает внимание на большое готовое здание. Интересуется, какие строительные материалы понадобились для строительства дома (закрепляют форму, цвет, количество) так же интересуется какие специальности (профессии) работали на стройке.
6. Оценка игры
Педагог предлагает оценить ход игры, если понравилась игра возьми смайлик с улыбкой, если нет – то возьми смайлика грустного.
Источник
Сюжетно-ролевая игра «Строительство». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам
юлия кабанова
Сюжетно-ролевая игра «Строительство»
«Всем на свете нужен дом. «
Цель. Совершенствование у дошкольников конкретных представлений о строительстве и его этапах.
Задачи:
совершенствовать конкретные представления о строительстве, его этапах; развивать сообразительность, умение активно привлекать и комбинировать представления о постройках и различных трудовых процессах.
формировать умение задумать постройку и выполнять ее, добиваться намеченного результата.
Развивать навыки общения, устойчивость внимания, точность восприятия, зрительный анализ, чувство пропорции и симметрии, художественный вкус, инициативность, творческую активность и воображение, образное мышление, самосознание.
Формировать умения творчески развивать сюжет игры.
Закрепление знаний о рабочих профессиях. Воспитание уважения к труду.
Роли: строитель, каменщик, шофёр, грузчик, крановщик, медсестра, повар.
Игровые действия: Выбор объекта строительства. Выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку. Строительство. Дизайн постройки. Сдача объекта.
Игровой материал: планы строительства, различные строительные материалы, каски, инструменты, строительная техника, образцы материалов, журналы по дизайну, предметы-заместители.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы: «Теремок», «Строители«, «Кто построил тот дом?» С. Баруздина, «Здесь будет город» А. Маркуши, «Как метро строили» Ф. Лева и другие произведения;
Рассматривание картин, иллюстраций о строительстве и беседы по содержанию;
Познание. Моделирование;
Дидактические игры ;
Игры со строительным материалом;
Беседа о технике безопасности на стройке;
Беседа-встреча со строителем;
Художественное творчество. Рисование на тему «Новый дом», Аппликация «Дом»;
Изготовление атрибутов для игры;
Экскурсии: с. Кудиново, на строительство домов.
Ход игры.
Обучение этой игре воспитатель может приурочить ко времени знакомства детей с произведениями о строительстве. Показав ребятам иллюстрацию или соответствующий мультфильм, видеофильм. Необходимо вызвать интерес детей к этой теме — мотивировать. Обязательно мотивационная база должна сопровождаться яркими, эмоциональными пояснениями, чтобы у детей возникло желание самим построить дом.
Затем воспитатель должен акцентировать внимание детей на то, что, построить красивый дом трудно, перед этим надо научиться строить, и предлагает детям для этого посмотреть, как рабочие строят дом.
В связи с этим организовывается экскурсия на стройплощадку. Если организовать поход на стройку не получается, то можно показать видео фильм о строительстве дома. Будет также полезно.
Во время экскурсии внимание детей должно быть обращено на совместную работу людей, на то, что только общими усилиями, работая вместе, рабочие могут строить такие большие, красивые и прочные дома. Далее педагогу следует обратить внимание детей на разделение труда строителей, подчеркнуть,что в процессе общей работы каждый делает свое дело: один подвозит материал, другой кладет стены, третий готовит раствор и т. п. Также надо показать детям, что использование техники помогает рабочим,облегчает их труд: машины подвозят строительный материал, подъемный кран поднимает его на большую высоту и т. д.
В ходе проведенной экскурсии, необходимо организовать встречу со строителем, который расскажет о своей работе. После такой беседы ребята должны понять, что строительством дело не кончается, что дома строят для того, чтобы потом в них кто-то жил или работал.
Чтобы дать детям возможность выразить полученные ими на экскурсии впечатления, мы рекомендуем педагогу в процессе непосредственной образовательной деятельности, в области «Художественное творчество», а также при индивидуальной работе нарисовать строительство дома и сделать аппликацию.
Для закрепления и систематизации полученных знаний воспитатель может провести с детьми беседы по картинкам, на которых изображено строительство, а также показать еще раз им фильм на эту тему, использовать так же дидактические игры о строительстве и связанных с рабочими стройки. При этом нужно обратить их внимание на то, чего они не заметили, задать ребятам вопросы, побуждающие их сравнивать, припоминать, сопоставлять; затем картинки следует вывесить в группе, а книжки с соответствующими рисунками дать детям в пользование. Во время разговора-беседы о строителях педагог должен обратить внимание детей на последовательность всех этапов строительства: разработку проекта, выбор и подготовку строительной площадки, обеспечение строительными материалами и механизмами, закладку фундамента, возведение стен, крыши и дальнейшие благоустройство территории вокруг нового дома. Воспитатель может обсудить с детьми нравственный смысл деятельности людей строительных профессий (машинисты экскаваторов и бульдозеров, бетонщики, каменщики, монтажники, сантехники, плотники, штукатуры и др.).
После подготовительной (предварительной) работы педагог должен снова показать ребятам ту иллюстрацию, которую они видели до экскурсии и сказать, что теперь они смогут построить такой красивый дом, но лишь в том случае, если будут работать, как рабочие, все вместе.
Приступая к строительству, воспитатель вместе с детьми заранее договаривается о том, что будет в доме, который они собираются строить: замысел должен предшествовать игре, он не должен быть случайным,например: какой это будет дом, для чего он будет строиться и т. д. Педагог может, например, посоветовать детям, поселить в новом доме всех имеющихся у них зверюшек, кукол, построить дом для отдыха семьи и т. п.
Для игры, мы делим детей на бригады, стараемся подвести детей к самостоятельному распределению фронта работ (т. е. поручаем каждой из бригад какой-нибудь один определенный участок работы. Так, например, одна бригада должна погрузить строительный материал на машины, другая — привезти его на стройку, третья — разгрузить, четвертая — возводить стены дома. Воспитатель сначала должен возглавлять бригаду строителей. Он советует каменщикам, как лучше класть стены, шоферам подсказывает, какой материал необходимо привезти, грузчикам помогает организовать погрузку и выгрузку с помощью кранов и т. д. Организуя и направляя своим участием игру, педагог вместе с тем помогает детям согласованно действовать ради общей цели.
Перед началом строительства, имеет смысл организовать педагогом показ выполнения постройки, порядок использования материала, расположения постройки, украшения ее, с одной стороны, а с другой, влияние товарищей по игре,от которых заимствуется многое: умение договариваться, доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь,— все это значительно сокращает время приобретения детьми опыта строительной игры.
Во время данной сюжетно-ролевой игры, когда дети строят дом, изображая строительных рабочих: кто-то подает материал, занимается доставкой кирпича, укладкой стройматериалов, а кто-то делает изгородь, вокруг дома. Ребята несколько раз перестраивают дом, стараются сделать его красивым. Отходят, смотрят, а потом что-нибудь переделывают. Дают друг другу советы. В то же время во время строительства может возникнуть травма, поэтому на стройке есть врач, который окажет медицинскую помощь и порекомендует соблюдать правила безопасности.
Неподалеку девочки могут устроить столовую, где
рабочие стройки просят накормить их, и они договариваются о том, что рабочие в перерыв придут к ним обедать. Девочки начинают сооружать столы, стулья,расставляют посуду: «Ой, скоро рабочие обедать придут, а у нас еще не готово!» Замысел игры в стройку становится шире. В игре объединяются две группы детей, вначале игравшие порознь.
Взрослому надо следить за тем, чтобы в последующих играх на эту тему дети обязательно менялись ролями. Игра, меняя форму, может преобразовываться, видоизменяться за счет развития ее содержания. Так, дети могут строить новый дом для кукол, магазин, дачу и, перевезя туда на лето кукол, развернуть на этой основе новую самостоятельную игру. Взрослый всячески должен поощрять все вносимые детьми в игру новшества, содействовать творчеству детей и его интеграционных качеств и в случае необходимости помогать им.
По окончании игры воспитатель должен практиковать разговоры с детьми о проведенной игре.В целях коррекции ролевых отношений отмечать отдельные недостатки: водитель машины далеко сгрузил стройматериалы, каменщикам было трудно работать; не сложили свой рабочий инструмент. Обсудить, кто в бригаде хорошо работал и кому из строителей можно вынести благодарность за добросовестный труд и. т.
Развитие строительной игры осуществляется на основе тесной связи ее с ролевой, но в развитии сюжета игры следует находить новые линии для повышения уровня строительной игры.
В сложной структуре строительной игры взаимосвязь с сюжетно-ролевой игрой — наиболее частое явление. Опыт показывает, что наиболее полное развитие игры наблюдается притом условии, когда в постройке заключены возможности действовать с нею и сюжетными игрушками, когда само содержание постройки вызывает необходимость привлечения впечатлений о данном предмете.
Опираясь на эти впечатления, дети своеобразно комбинируют их, создают увлекательный сюжет игры, в котором постройка является нередко тем центром, вокруг которого объединяется играющий коллектив воспитанников группы. У детей возрастает интерес к архитектурной стройке, в процессе которой они стремятся достигнуть построек наиболее совершенной конструкции. Стремление создать красивую, архитектурно-выразительную постройку побуждает детей к сравнению деталей, в процессе которого они отбирают детали по форме, величине, длине, ширине, цвету, с тем, чтобы симметрично расположить их в постройке. Способность сравнивать детали, находить сходные элементы, выбирать их из множества других является для детей этого возраста серьезной мыслительной работой и служит развитию точности зрительного восприятия, дифференцированию величины, формы, цвета.
Рекомендации по организации игры:
1. Необходимо создать условия для игровой деятельности в группе с учётом места, времени в режиме дня,создать материально — игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы — заместители, бросовый материал, который используется детьми во время сюжетно – ролевой игры.
2. Обогащать содержание детской игры использованием различных методов и приёмов таких как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя о труде взрослых, использование иллюстраций, инсценировки литературных произведений, этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре, предложения, советы, разъяснения, вопросы, направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования и др.
Источник
Сюжетно-ролевая игра «Строим дом». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам
Галья Бондарева
Сюжетно-ролевая игра «Строим дом»
Воспитатель МКДОУ №8 Бондарева Г. Х
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Музыка», «Чтение художественной литературы».
Цель. Совершенствование у дошкольников конкретных представлений о строительстве и его этапах.
Образовательная: совершенствовать конкретные представления о строительстве, его этапах; развивать сообразительность, умение активно привлекать и комбинировать представления о постройках и различных трудовых процессах. формировать умение задумать постройку и выполнять ее, добиваться намеченного результата.
Развивающая: Развивать комбинаторные способности, мышление, воображение, мелкую и общую моторику; развивать навыки общения, устойчивость внимания, точность восприятия, зрительный анализ, чувство пропорции и симметрии, художественный вкус, инициативность, творческую активность и воображение, образное мышление, самосознание;. формировать умения творчески развивать сюжет игры.
Воспитательная: Способствовать нравственному развитию. Способствовать проявлению сопереживания, сочувствия к персонажам, желанию помочь им. Воспитывать желание работать в коллективе. создать радостное настроение, эмоциональный настрой; закрепление знаний о рабочих профессиях. Воспитание уважения к труду.
Роли: строитель, регулировщик, шофёр, грузчик.
Игровые действия: Выбор объекта строительства. Выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку. Строительство. Дизайн постройки. Сдача объекта.
Игровой материал: персонажи к сказке «Теремок», различные строительные материалы, каски, инструменты, строительная техника, образцы материалов, предметы-заместители.
Предварительная работа:Чтение художественной литературы: «Теремок», «Строители«, «Кто построил тот дом?»; рассматривание картин, иллюстраций о строительстве и беседы по содержанию; дидактические игры; игры со строительным материалом; художественное творчество. Рисование на тему «Новый дом», Аппликация «Дом»;
Ход игры.
Перед сюжетно-ролевой игрой воспитатель инсценирует с детьми сказку «Теремок», распределяет роли, по окончании представления – Медведь разрушает теремок (маленький домик, «звери» спасаются
Воспитатель:
Ой, ребята-зверята, что же наделал Медведь! Где же вы будете жить теперь?
Медведь:
Простите меня, дети. Мал был теремок для меня, вот он и сломался.
Воспитатель:
Что же нам теперь делать? Может нам построить новый Теремок!
Дети:
Да.
Воспитатель:
Да вот кто его построит?
Дети:
Мы построим!
Воспитатель:
Скажите, какой теремок мы будем строить большой или маленький?
Дети:
Большой, просторный.
Воспитатель:
А из чего?
Дети:
Из кубиков, кирпичиков, призм.
Воспитатель:
Вспомните, ребята, звери в теремке жили дружно?
Дети:
Да, дружно.
Воспитатель:
Значит и мы тоже будем работать дружно и весело.
Вот только нелегко вам придется… кубики тяжелые, устанете быстро, если будете носить их на руках. Что же нам придумать. Вот если бы были у нас машины…
Дети
У нас есть грузовые автомобили.
Воспитатель:
Вот как чудесно! А водить грузовики у нас будут … (назначаю 2-3 человек водителями) возить груз вы будете по сигналу светофора.
Скажите, на какой цвет светофора нельзя ехать?
Водители:
Нельзя ехать на красный цвет.
Воспитатель:
Приготовится к поездке, какой цвет говорит?
Водители:
Желтый.
Воспитатель:
А когда можно поехать?
Водители:
Когда загорится зленный цвет!
Воспитатель:
Молодцы! За работой светофора будет следить Юля.
Будьте внимательны!
Строительный материал на ваши машины погрузят грузчики Костя и Андрей, они очень сильные и умелые ребята. Строителями будут (называю остальных детей). а чтобы нам было веселей работать давайте споём песенку «Строим дом, дом большой»
Самостоятельная игра. Воспитатель следит за взаимоотношениями детей, за ходом игры, направляет игру в нужное русло, побуждает детей проговаривать свои действия. Когда дети немного устали говорит
Воспитатель:
Какой у вас получился замечательный дом. Большой, просторный, теперь можно устроить новоселье и пригласить гостей
Источник