Сколько стоит построить дом на филиппинах
Как я на Филиппинах дом строю
В предыдущем посте я описал, как я покупал землю на Филиппинах. Сейчас расскажу как я на ней строю дом. Ошибок и приключений было много (и еще, наверняка, будут).
Казалось бы, технологии строительства существуют уже тысячи лет и не должны сильно отличаться между странами. Но по факту оказалось, что климатические особенности, доступность материалов и технологий, традиции и навыки людей вносят существенные коррективы. Настолько существенные, что я не мог себе представить, сколько сил и времени придется потратить.
Начинаем мы, конечно же, с плана. Что может быть проще? Люди, которые отмеряли землю, порекомендовали инженера, который пришел на встречу вместе с молодым архитектором, и уже наполовину готовым планом дома. Я им объяснил, что хочу, нарисовал ручкой на бумажке примерный план, и отправил работать.
После нескольких итераций, план был готов (на 25 листах, включая виды с разных сторон, детали фундамента, бетонных балок, виды с разных сторон, водопровод и канализацию, электропроводку и даже схему sanitary tank).
Даже визуализацию в 3D сделали. За все это отдал 20 000 песо.
Здесь и дальше цену буду указывать в песо. По сегодняшнему курсу 1 песо = 1.37 рубля.
Подготовка
Очищаем землю от кустов (еще 20 000 песо). Здесь будет стройплощадка, через год место изменится до неузнаваемости.
Строим забор из бамбука (15 000 песо). Обнести забором гектар земли оказалось несколько сложнее, чем я себе изначально представлял.
Можно было бы, конечно, натянут колючую проволоку или поставить более надежные бетонные столбы, но я решил быть ближе к природе.
Вот тот же забор через год. Можете оценить с какой скоростью здесь растет растительность. Интересно, что столбы, на которых держится забор (посередине), выбрали специального сорта — они проросли, пустили корни, и сломать их теперь будет довольно сложно.
Строем домик для рабочих из бамбука и пленки. Спать они будут на деревянных или фанерных койках.
Вообще на Филиппинах с крышей над головой достаточно легко. Температура всегда держится от 27 до 32, поэтому любой простейшей защиты от солнца и дождя достаточно для жизни.
Так барак выглядит примерно через год. Поменяли крышу на некое подобие соломы (называется nipa), и подвели электричество (об этом позже).
Вот сами спальные места.
И даже «плита» есть.
Дорога
Расскажу немного о доставке. С грунтовой дорогой, не покрытой щебнем, это оказалось не так легко — особенно если дорога влажная после дождя. Поэтому грузовики со стройматериалами подняться не всегда могут.
Последние 50 метров оказались особенно проблемными, и даже если грузовик поднимается, ему крайне сложно развернуться.
Поэтому приспособили карабао (это местная порода буйволов). Вместе с «водителем» — 500 песо с день, пройдет где угодно. Но оооочень медленный. За день дай бог три десятка мешков поднимет.
Но у него появился конкурент, который тоже без труда поднимается в любую погоду, и может даже арматуру с цементом из города привезти.
Здесь строители грузят песок из кучи, сваленной там, куда смог доехать самосвал — сначала в мешки, потом в кузов. Едем 50 метров в горку, и там разгружаем.
Вода
С водой возникла неожиданная проблема. Эти ребята вызвались «пробурить» скважину за 40 000 песо на условиях «no water — no pay». Две недели старались — не смогли. При этом взяли залог и сильно просили не просит его обратно, так как залог ушел на зарплату рабочим и еду.
Здесь люди вообще не умеют работать по контракту. Для них контракт — это побольше денег, а то, что риски тоже их — совершенно отказываются понимать.
В общем, воду пока возим из ближайшей речки (черпаем ведрами в бочки).
И разгружаем «силовым» способом. В каждой бочке по 300 литров.
Электричества пока нет — арматуру пилят руками и …. другой арматурой.
CHB
На Филиппинах нет кирпичей. Точнее, они есть, но мало и очень дорого. Дома строят вот из таких concrete hollow block (CHB).
Их укладывают на раствор, предварительно выстроив каркас из арматуры. И в дырки тоже заливают раствор.
Здесь еще видно так называемы wall footing — это фундамент специально для не несущих стен. Копается траншея глубиной 30-40 сантиметров, и бетонируется.
Дорога — это отдельная история. Дом на холме, примерно в 500 метрах от ближайшего подъезда и 800 метрах от бетонной дороги. Проехать там можно было разве что на танке. Вместе с очисткой земли, попросил также очистить «дорогу». Вот что получилось.
Проехать можно, но страшно, и не до конца (речка мешает). Я один раз попробовал, из за наклона дороги, чуть не слетел в овраг по скользкой траве (которая уже через две недели выросла), зацепился за какие-то камни, и часа два с помощью рабочих выезжал.
А стройматериалы доставлять надо…. Поэтому мы начинаем проект строительства дороги. Сначала, с частными компаниями (которых на острове две), а потом, ужаснувшись ценами (только 20 000 песо — доставка бульдозера, и 8 500 — час работы), ищем другие пути.
В результате договорились с капитаном (кто-то вроде мэра городка), и получили государственную технику на пару дней. Пришлось заплатить за солярку, труд рабочих, и небольшие подарки принимающим решения.
Получилось неплохо.
Даже утрамбовали и положили трубы (которые я, конечно, сам купил) там, где бывают речки.
Всего дорога обошлась примерно в 100 000 песо.
Земельные работы
Пока дорога строится, строители размечают где будет стоять дом, и копают ямы под фундамент.
Потом в яму ставят изготовленную по форме и смотанную проволокой арматуру (внизу будет больше гравия), и заливают полуметровым слоем бетонного раствора.
Из фанеры делается formwork, и заливается бетоном. Кстати, при отдирании от бетона, фанера расслаивается, поэтому тонкую фанеру можно использовать только один раз, а немного более дорогой толстой, хватает раз на пять.
Прошу прощение за качество фото.
Вот такие получаются колонны.
Следующий шаг — балки (beams). Точно так же проволокой скрепляется арматура.
Сколачивается formworks.
И «заливается» раствором. Цемент с песком, кстати, мешают прямо здесь, лопатами.
Formworks убирают. Получается вот так.
Повторяем действия для «висящих» колон и потолочной балки.
Доставка
Расскажу немного о доставке. С грунтовой дорогой, не покрытой щебнем, это оказалось не так легко — особенно если дорога влажная после дождя. Поэтому грузовики со стройматериалами подняться не всегда могут.
Последние 50 метров оказались особенно проблемными, и даже если грузовик поднимается, ему крайне сложно развернуться.
Поэтому приспособили карабао (это местная порода буйволов). Вместе с «водителем» — 500 песо с день, пройдет где угодно. Но оооочень медленный. За день дай бог три десятка мешков поднимет.
Но у него появился конкурент, который тоже без труда поднимается в любую погоду, и может даже арматуру с цементом из города привезти.
Здесь строители грузят песок из кучи, сваленной там, куда смог доехать самосвал — сначала в мешки, потом в кузов. Едем 50 метров в горку, и там разгружаем.
Вода
С водой возникла неожиданная проблема. Эти ребята вызвались «пробурить» скважину за 40 000 песо на условиях «no water — no pay». Две недели старались — не смогли. При этом взяли залог и сильно просили не просит его обратно, так как залог ушел на зарплату рабочим и еду.
Здесь люди вообще не умеют работать по контракту. Для них контракт — это побольше денег, а то, что риски тоже их — совершенно отказываются понимать.
В общем, воду пока возим из ближайшей речки (черпаем ведрами в бочки).
И разгружаем «силовым» способом. В каждой бочке по 300 литров.
Электричества пока нет — арматуру пилят руками и …. другой арматурой.
CHB
На Филиппинах нет кирпичей. Точнее, они есть, но мало и очень дорого. Дома строят вот из таких concrete hollow block (CHB).
Их укладывают на раствор, предварительно выстроив каркас из арматуры. И в дырки тоже заливают раствор.
Здесь еще видно так называемые wall footing — это фундамент специально для не несущих стен. Копается траншея глубиной 30-40 сантиметров, и бетонируется.
Вот такая получается стена.
Блоки эти совсем не прочные, особенно если не следить за теми, кто их делает (не домешать цемента — милое дело). Даже качественные блоки легко ломаются голыми руками.
При этом арматура, цемент и толстый слой штукатурки делает стены вполне адекватными по прочности, если они, конечно, не несущие. А несущие по плану — только колонны и балки.
Если бы я строил еще раз, то, наверное, вместо CHB использовал бы фанеру или hardiflex (что-то вроде влагостойкого гипсокартонная). Несмотря на вроде бы более дорогие материалы, сильно сэкономил бы на труде и времени — уж очень долго CHB штукатурить.
Почему не пенобетон? А потому что его здесь нет! Никто не производит и не продает пенобетон, хотя по климатическим условиям он бы подошел идеально.
Хотите переехать на Филиппины и иметь заработок — привозите небольшой пенобетонный заводик — и вот вам пустая и практически готовая ниша.
Электричество
Палаван — такое место, где, наверное, половина населения не имеет электричества кроме простых солнечных батарей или генераторов. Мне повезло — 220В есть на бетонной дороге, всего в 800 метрах.
Покупаем километр провода (50 000 песо, gage 2), просим местных доставить 50 «столбов», вкапываем их и кидаем провод.
Надо сказать, что на Филиппинах несколько устаревшие понятия о технике безопасности. Например, нулевой провод изолировать не принято (изолируется только фаза), а о заземлении даже не слышали. Большинство устройств, включая стиральные машины и водонагреватели в душ, продаются с отдельным (не в вилке) проводком для заземления, который обычно просто болтается. А от металлических частей ноутбука меня постоянно «щиплет», если я одновременно касаюсь их рукой и плиточного пола босой ногой.
На Палаване своя энергетическая компания — PALECO. С ними достаточно просто — надо было всего лишь показать фото подключения, заполнить заявку, заплатить пару тысяч песо, и через две недели уже приехал электрик, все проверил, установил счетчик и подключил провода.
Но стоит каждый кВт*ч — 12 песо!! Это 16 рублей! Будем стараться обойтись без кондиционеров.
Пока подключали электричество — достроили Sanitary Tank. Туда будут стекать все отходы, «перебраживать» без доступа кислорода, и сливаться дальше — в грунт. Без химии, все натуральное. Внутри два отделения — для первичной и вторичной обработки. Раз в 10-15 лет надо чистить.
Трубы бетонируются прямо в пол. Здесь будет ванная.
То же самое с электричеством (видите оранжевые трубы — в них будут провода). Стандарт розеток — американский. Но при этом на 220В (подстава, не правда ли)?
Прямо на грунт насыпается тонкий слой гравия, укладывается сетка из арматуры (также скрепленная проволокой), и бетонируется.
То же самое снаружи.
И дорожка вокруг дома.
Дорожку выкладываем камешками, которые продаются возле реки по 30 песо за ведро.
Цены
Немного о ценах. В принципе все материалы на Палаване намного дороже, чем в остальных Филиппинах, так как здесь в целях сохранения природы, практически ничего не производится, на добычу песка или гравия надо получать дорогой пермит, и даже бензопилу нельзя купить без лицензии.
Гравий 3/4 — 1300 песо за кубометр.
Обычный песок — 1300 песо за кубометр.
Мелкий песок — 1500 песо за кубометр.
Цемент — 260 песо за 40 кг мешок.
Арматура 10mm (6 метров) — 92 песо.
Арматура 12mm (6 метров) — 132 песо.
Арматура 16mm (6 метров) — 220 песо.
Фанера 1/4 дюйма — 355 песо за лист 4×8 футов.
Фанера 1/2 дюйма — 760 песо за лист 4×8 футов.
Дерево (для опалубки) — 84 песо за штуку 2×2 дюйма и 12 футов длиной.
Обратите внимание, что здесь намешаны метрическая и «имперская» системы. Несмотря на то, что официально на Филиппинах принята метрическая система, из за сильного влияния США, местные жители привыкли все измерять в дюймах.
Мне пришлось рассказывать своим строителям, что в 1 сантиметре 10 миллиметров. А размерность материалов и, например, сверл — это уже как придётся: есть и так, и сяк, вперемешку.
Я жил в России — с метрами и сантиметрами мне все было удобно. Жил в США — дюймы, футы и мили немного посложнее, но быстро привыкаешь. Но из за микса систем на Филиппинах — полнейшая путаница.
Зарплаты
На Филиппинах МРОТ — реальная сумма, которую реально платят и на которую можно жить.
Для строителей МРОТ — 270 песо с день. Столько получают рабочие без особых навыков.
Люди с навыками (каменщик, carpenter, plumber и т.п.) — 400-450 песо в день.
Прораб, у которого есть опыт строительства — 550-600 песо в день.
Работают 6 дней в неделю (воскресенье выходной), строго по 8 часов. Переработки оплачиваются дополнительно (просто пропорционально), оплачиваемых больничных нет, праздники выходными не считаются — все за свой счет. Большинство предпочитает в праздники работать чтобы не потерять доход.
Итог
Итак, на текущий момент я израсходовал:
2650 CHB 4″ (это те блоки с дырками).
368 мешков цемента.
51 кубометр песка.
12 кубометров гравия.
8 кубометров мелкого песка.
5580 метров арматуры.
76 кг проволоки.
1 км провода.
42 листа фанеры.
56 кг гвоздей .
Плюс трубы, розетки и другая мелочевка. Общая стоимость на текущий момент — 1 083 000 песо, из которых 341 000 — зарплаты.
О том, как я понял, что мой план — полное дерьмо с инженерной точки зрения, освоил структурный анализ (сопромат), уволил инженера, уволил прораба, добавил недостающие колоны, попробовал нанять прорабом русского парня, нашел наконец-то нормального прораба, а также сделал дизайн и построил крышу — в следующем посте.
Автор — Сергей Кандауров
Если вам понравилась наша статья, вы можете подписаться на рассылку новых записей из нашего блога, указав ваш e-mail в форме ниже, а так же ваше имя, чтобы мы знали как к вам обращаться.
Источник
Недвижимость на Филиппинах: «плюсы» и «минусы»
Приобретение недвижимости за рубежом – всегда ответственный шаг. Делать его надо взвешенно, будучи информированным, принимая во внимание множество критериев. Но если речь идет об экзотическом рынке, таком как Филиппины, потенциальному покупателю не так и просто найти необходимые сведения.
В этой статье мы попробуем провести своеобразный ликбез по филиппинскому рынку недвижимости и приведем важнейшие критерии, которые можно назвать его «плюсами» и «минусами».
Первый критерий. Географический
Начнем с минуса. Филиппины находятся в 15 часов лета от Москвы. От восточных регионов России время полета несколько меньше – можно уложиться в восемь часов. Тем не менее это не Европа, далековато. К тому же Россию и Филиппины до сих пор и не связало прямое воздушное сообщение. Что из Москвы, что из Владивостока добираться приходится на перекладных (через Доху, Сеул, Сингапур, Пекин и т. д.).
Однако можно сказать, что минусы являются продолжением плюсов. В данном случае что для одних – плохо, то для других – хорошо. Филиппины, давно «истоптанные» ногами американцев, австралийцев и испанцев, для россиян остаются terra incognita. А, как давно известно, хорошо там, где нас нет. А «нас» на этих семи тысячах островов, омываемых теплым морем, мало.
Точнее, россияне там есть, но большинство этих совсем не бедных людей предпочитают не светиться – они следуют не моде, а расчету. Многие из них, проводят на Филиппинах до шести месяцев в году, становясь частью местного истеблишмента, так называемых белых сообществ. Для них расстояния не играют решающей роли. Главные критерии – теплый океан, мягкий климат, и близость к таким странам, как Сингапур, Китай, Таиланд, Индонезия, Япония.
Второй критерий. Политический
Многие россияне не знают о Филиппинах ровным счетом ничего. Для большинства это место «где-то далеко; там, кажется, жарко, и вроде бы была война».
В реальности Филиппины – страна со стабильной политической ситуацией. Систему контролируют так называемые 40 семей, группа филиппинской элиты, которая регулирует правила политических отношений в республике. Ситуация близка к нашему пониманию системы «олигархического капитализма», при которой доступ к ресурсам распределяется между этими своеобразными кланами. С одной стороны – это минус. С другой – плюс. Должность Президента Республики никогда не позволяет принимать авторитарные решения, руководствуясь только своими интересами. Бизнесменам нужна политическая стабильность – долгосрочная, и она у них есть.
Полномочия вице-президента, который всегда избирается из оппозиции, не менее велики, чем президентские. Действующий президент Филиппин, госпожа Аройо, была избрана вице-президентом и получила должность президента благодаря импичменту тогдашнего президента Джозефа Эстрады. Уход последнего был вызван обвинениями в коррупции.
Третий критерий. Экономический
Экономика Филиппин держится на иностранных инвестициях, притоке денег от филиппинцев, живущих за границей и на средствах глобальных корпораций. Существенная часть инвестиций поступает от иностранцев из Европы, Австралии и США, открывающих на островах бизнес или проживающих здесь на пенсии. Конечно, зависимость от иностранного капитала – большой минус. С другой стороны, именно этот фактор, подталкивает правительство страны к созданию по-настоящему благоприятного инвестиционного климата – а это плюс. По-настоящему бурную активность развили здесь предприниматели из Китая, Южной Кореи, США, Великобритании, Австралии. Русский бизнес представлен весьма слабо. Пока.
Рынок недвижимости Филиппин также интересен иностранному инвестору. Во многом благодаря консервативному подходу филиппинцев к оценке своих ресурсов. Что имеется ввиду? Возникновение «финансового пузыря» здесь практически исключено. Государственная политика отслеживания «переоцененных» объектов недвижимости, выставленных на продажу, позволяет избегать спекулятивного роста цен. С другой стороны, себестоимость строительства – достаточно низка.
В самом деле, это не Россия и не Европа. На Филиппинах главную ценность представляют не здания, сооружения, а сама земля. Иностранному физическому лицу практически невозможно ее купить. Сделки по продаже земли осуществляются только при регистрации им юридического лица. Процедура эта требует времени – обычно до двух месяцев, но, опять же, предотвращает спекуляции.
Четвертый критерий. Социальный
Социальный фактор играет одну из самых важных ролей, при принятии решения о переселении на Филиппины. Первое: уровень жизни здесь, относительно высок по сравнению со странами-соседями. Стоимость рабочей силы на Филиппинах значительно выше, чем в том же Таиланде или Китае.
Филиппины – единственная христианская страна в Юго-Восточной Азии. Религией они обязаны 300 годам испанского владычества. Сегодня 85% населения страны исповедуют католицизм. Американский период в истории Филиппин оставил после себя неплохо развитую инфраструктуру и светский характер жизни, напоминающий устои Соединенных Штатов и Европы.
Иностранцы, живущие на Филиппинах, делятся на две группы. Первые – пенсионеры, которые проживают свои накопления под теплым солнцем. Они переезжают сюда просто наслаждаться жизнью. Вторые – бизнесмены, которые на Филиппинах находят способы заработать. Они ищут свои бизнес-ниши, оценивают возможности для перспективных инвестиций.
Примем во внимание все эти факты: отсутствие искусственно накрученных цен на Филиппинских островах, высокий уровень социального развития, отличное местоположение и политическую стабильность. Добавим еще и постоянный рост стоимости недвижимости. Можно сказать, что по соотношению цена-качество покупка недвижимости на Филиппинах – практически идеальный вариант для человека, ценящего деньги.
Автор: Антон Васильев, президент компании Gorizont Consulting Corp
Условия цитирования материалов Prian.ru
Источник