Смотри не разори своего дома желая построить дом ближнего

Содержание статьи

О разорении своего дома самочинным учительством.

Попытаюсь разрешить недоумение, которое возникло по-поводу слов преподобного Исайи Отшельника, предостерегавшего от того, чтобы учить ближнего.

Конечно, чтобы правильно понять учение, которое нам передали Святые Отцы, нужно понимать их образ мыслей, образ мыслей и приоритеты людей, к которым направлен тот или иной совет. Нам, душевным людям, трудно понять их — духовных (ср.: 1Кор.2:14), зная это, постараемся быть повнимательнее и, вместо того, чтобы воспринимать в штыки непонятое, постараемся разобраться.

Учить ближнего есть выпадение души из своего чина, и желать возвести его в доброе состояние есть великое разорение души.

Христос говорил:
«А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья;»(Мф.23:8)
Конечно, здесь сказано о том, чтобы «не называться», не сказано, чтобы вообще не учить. Известно, что человек должен учиться у человека. Случаи, когда человек получал учение от Бога или Его Ангелов — единичны. Быть наученным от Бога — пророком — выпало на долю весьма немногих. Все остальные принимают учение от людей, а значит должны существовать учителя.
Апостол Павел, заботясь об устроении Церкви, разъяснял, что каждому Бог дает различные таланты (дары) и каждого, таким образом поставляет в Теле Христовом на своём месте:

«И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во— вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, [иным] [дал] силы [чудодейственные,] также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?»(1Кор.12:28-30)

Вероятно, что выпадение из Богом установленного порядка опасно, поскольку является своеволием — попыткой идти против воли Божьей. Своеволие чрезвычайно опасно с духовной точки зрения. Преподобный Авва Дорофей писал: «Когда мы держимся своей воли и следуем оправданиям нашим, тогда, делая по видимости доброе дело, мы сами себе расставляем сети и даже не знаем, как погибаем».(Преподобный Авва Дорофей. Душеполезные поучения, послания. М.:2007 С.84)

Помня о том, что «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься»(Мф.12:37), апостол Иаков призывает братию следить за тем, что и как они говорят. Начинает же своё поучение апостол словами: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем.»(Иак.3:2) Поскольку учитель вынужден много говорить, ему гораздо сложнее не грешить, чем тому, кто трудится руками.
«Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда»(Мф.12:36) Тот кто учит, зачастую просто вынужден празднословить: чтобы расположить к себе слушателя, чтобы заинтересовать, чтобы логически связать важные части своего повествования. Не каждый способен понести это бремя.

В то же время, желая наставить ближнего, мы не знаем что наши слова пробудят в нем, быть может пытаясь научить его чему-то хорошему, но не являясь при этом солью земли и светом миру (ср.: Мф.5:13-14) мы толкнем его на путь осуждения, став таким образом соблазном. А это страшно, ибо горе тому, через кого соблазн приходит.(ср.: Мф.18:7) У Бога слово не разнится с делом: Он сказал — и стало так (ср.: Быт.1), только человек страдает пустословием.
Святитель Григорий Богослов, именно доброе дело, поистине христианскую жизнь, ставит гораздо важнее попыток кого-то научить:


3. Не всякому слову противься, не всякому и следуй; но знай, какому и
когда противиться или следовать. Более будь привязан к Богу, чем стой
за учение о Боге. Всякое слово можно оспаривать словом; но жизнь чем
оспоришь?
4. Или вовсе не учи, или учи доброю жизнию. Иначе будешь одною рукою
притягивать, а другою отталкивать. Меньше потребуется слов, если
делаешь, что должно. Живописец больше учит своими картинами.
6. Безгласное дело лучше неисполнимого слова. Никто никогда не стал
высоким без добрых дел, а многие прославились без красного слова.
Благодать дается не тому, кто говорит, но тому, кто хорошо живет.
(Григорий Богослов. Мысли, писанные четверостишиями.)

Иоанн Лествичник считает радение о себе гораздо более важным, чем мнимую заботу о ближнем, говоря: «Многие, покусившись спасать вместе с собою нерадивых и ленивых, и сами вместе с ними погибли … О спасении других не все подлежим ответу, ибо божественный Апостол говорит: Темже убо кийждо нас, братие, о себе слово даст Богу (Рим. 14: 12). И опять: Научая убо инаго, себе ли не учиши (Рим. 2: 21)? Как бы сказал: все ли должны мы пещись о других, не знаю, о сами же себе всячески должны мы заботиться.»(Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 3, стих.4)

Учение начинается с личного примера.
Преподобный Авва Дорофей в поучении к наставникам в монастырях писал:


Если ты настоятель братии, пекись о них с сокрушенным сердцем и снисходительным милосердием, наставляя и обучая их добродетелям делом и словом, а более делом, потому что примеры действительнее слов.(Преподобный Авва Дорофей. Душеполезные поучения, послания. М.:2007 С.191)

Только когда у христианина будут дела веры, окружающие заинтересуются учением Господа нашего Иисуса Христа. Как не может укрыться город, стоящий на вершине горы (Мф.5:14), так и будет светить свет христианина пред всеми людьми и они прославят Отца Небесного (ср.:Мф.5:16) и тогда, по их просьбе можно будет дать ответ о своем уповании с кротостью и благоговением.(1Пет.3:15)
Но даже здесь не стоит самочинно присваивать себе звание учителя. Одно дело учить, а другое — дать ответ.
Если человек открывается для того, чтобы ему дали ответ — он готов нечто принять, но когда наступает предел — лучше замолчать, предоставив Духу истины поработать в нем.


«Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.
«Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.»(Ин.16:12-13)

Если так поступал Иисус Христос — Богочеловек, то почему же мы грешные считаем, что способны САМИ что-то сделать?

Почему всякий раз, как учишь ближнего своего: сделай это или то, — так помышляй о себе и думай, что ты, взяв лом, разоряешь свой дом, желая устроить дом его.

Вероятно, что и другая мысль, высказанная в поучении преподобного Исайи Отшельника вызвала непонимание, однако с ней, кажется, все более просто.
Ключевые слова в ней: «сделай это или то». Более всего, что толкает нас на проявление такого «синдрома командира» — это гордость.


Ещё гордость в вере обнаруживает себя похвальбою в мнимом знании всего, — тогда как весьма мало знает или совсем слепотствует душевными очами.(Святой праведный Иоанн Кронштадский. О борьбе человека со страстями: извлечения из дневниковых тетрадей за 1856-1866 гг. М.:2008 С.72)

Проявляя такую утонченную гордость, советчик желая помочь ближнему, разоряет свой дом, выгоняет из него Духа Святого, который гордым противится.
Но желание научить не только гордостью продиктовано. Из болезненных мотивов можно вспомнить о раздражительности, злобе, гневе. Они также, бывает, проявляются через попытки учить.
Преподобный Авва Дорофей, предостерегая наставников от потакания этим страстям говорит:


«…Если ты, делая выговор другому, увлекаешься гневом, то ты исполняешь лишь свою собственную страсть», — а никакой разумный человек не разрушает своего дома для того, чтобы построить дом ближнего.(Преподобный Авва Дорофей. Душеполезные поучения, послания. М.:2007 С.193)

Мы разрушаем свой дом, когда потакаем страстям.
Поэтому, не лишним будет, прежде занятия учительством, воспитать самого себя, избавившись от страстей.
Так величайший миссионер — Апостол Павел — прежде, чем пойти на проповедь долгое время провел в пустыне, подвизаясь ради духовных даров, и всю свою дальнейшую жизнь он не оставлял подвигов.
Если мы посмотрим житие великих святителей, то они тоже прежде подвизались, потом же начинали учить.
Проповедь и учительство без благодати Святого Духа — сеять буквы.

«буква убивает, а дух животворит.»(2Кор.3:6)

Источник

Симеон Новый Богослов цитата #2011742

—  Симеон Новый Богослов, книга Добротолюбие

Читайте также:  Построить дом с двумя верандами

Добротолюбие, Т.5

Последнее обновление 17 сентября 2020 г.

Темы

домой, дом, домен

Симеон Новый Богослов7

монах, богослов, мистик и сочинитель 949 — 1022

Редактировать

Похожие цитаты

„Разрушать старый дом нельзя, пока не построен новый.“

—  Муртаза Губайдуллович Рахимов российский политический деятель, бывший Президент Республики Башкортостан 1934

Оригинальное интервью Муртазы Рахимова
Уфимский журнал
7 июня 2010

О доме

„Прежде чем получить, надо отдать, и прежде чем поселиться в доме, надо его построить.“

—  Антуан де Сент-Экзюпери, книга Военный лётчик

Пер. с фр. А. Тетеревниковой
Военный лётчик

О доме

„Алла работает над голосом. Я построил дом, там есть бассейн. Если кто-то в бассейне поет, то все хорошо слышно.“

—  Максим Галкин российский пародист, юморист, телеведущий, киноактёр и певец 1976

spletnik.ru
Интервью
Источник: Максим Галкин дал большое интервью «Дождю»: об Алле Пугачевой, скандальном фильме про Майкла Джексона и не только https://www.spletnik.ru/buzz/chronicle/88692-maksim-galkin-alla-ne-otnositsya-k-70-letiyu-kak-k-sobytiyu.html

О доме

„Если ткать днем, а ночью распускать, никогда не соткать. Если строить днем, а ночью разрушать, никогда не построить. Если молиться Богу, а делать перед Ним злое, никогда ни соткать, ни построить дом своей души.“

—  Николай Сербский епископ Сербской православной церкви, епископ Охридский и Жичский 1880 — 1956

О душе, О доме, О зле, О ночи

„В дом свой супругу вводи“

—  Гесиод древнегреческий поэт и рапсод

О доме

„Если ребенок не будет чувствовать, что ваш дом принадлежит и ему тоже, он сделает своим домом улицу.“

—  Надин де Ротшильд 1932

О доме

„Если у вас есть кошка, вы возвращаетесь не в дом, а домой.“

—  Пэм Браун

О доме

„Дом — тюрьма для мужчины и работный дом для женщины.“

—  Джордж Бернард Шоу Британский писатель, романист, драматург, лауреат Нобелевской премии в области литературы, общественный деятель 1856 — 1950

Цитаты по алфавиту

О женщинах, О доме

„Джентльмен всегда проводит даму до дома, если это дом джентльмена.“

—  Константин Семёнович Мелихан русский писатель, автор юмористических книг, эстрадный исполнитель собственных произведений, карикатурист, телеведущий,… 1952

Цитаты «Из записок джентльмена»

О доме

„Не по дому следует почитать хозяина, а дом по хозяину.“

—  Марк Туллий Цицерон древнеримский философ и политик -106 — -43 до н.э.

О доме

„Дом не там, где вы родились, дом там, где прекратились ваши попытки к бегству.“

—  Нагиб Махфуз 1911 — 2006

О доме

„Старость, как известно, осуществляет мечты юности; пример — Свифт: в молодости он построил дом для умалишенных, а на старости лет и сам поселился в нем.“

—  Сёрен Обю Кьеркегор Датский философ, протестантский теолог и писатель. 1813 — 1855

О старости, О мечтах, О доме

„Вы гораздо лучше поймете своих детей, когда они покинут ваш дом.“

—  Люсиль Болл американская актриса 1911 — 1989

О доме, О детях

Этот перевод ждет рассмотрения. Правильный ли перевод?

„… Я планирую полететь на Марс и сделать его своим домом.“

—  Элон Маск канадско-американский инженер, предприниматель, изобретатель и инвестор 1971

О доме

„Молодежь украшает свой дом зеркалами. Старики — картинами.“

—  Чак Паланик, книга Рэнт: биография Бастера Кейси

Произведения, Рэнт: биография Бастера Кейси

О молодежи, О доме, Картина

„От окружающего мира я спасаюсь у себя в комнате. Сажусь и занимаюсь своими делами. Дома меня почти никто не трогает, дома меня уже все знают.“

—  Алексей Октябринович Балабанов российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер и актёр 1959 — 2013

О мире, О доме

„Если ты хочешь научиться строить дома — построй дом. Никого ни о чём не спрашивай — просто построй дом.“

—  Кристофер Уокен американский актёр 1943

О доме

„Смехом и лепетом не согрет,
Сумрачен дом, где ребенка нет.
Дом, где царит тишина, не дом, —
Колокол с вырванным языком.“

—  Ованес Шираз Армянский поэт 1914 — 1984

О доме, О тишине, О смехе

„У домов, как у людей, есть своя душа и свое лицо, на котором отражается их внутренняя сущность.“

—  Александр Дюма (отец) Александр Дюма-Старший, великий французский писатель 1802 — 1870

О людях, О доме, О душе

„Мудрая жена устраивает дом свой, а глупая разрушает его своими руками.“

—  Соломон третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства -1011 — -931 до н.э.

Источник: Научно-популярное издание. «Анатомия Мудрости» 120 Философов. Издательство «Таврия» 1996 г.

О доме

Связанные темы

  • Дом
  • Домой
  • Домен

Источник

Протоиерей Александр Шаргунов. Толкование Евангелия на каждый день года.
Суббота 3-й седмицы по Пятидесятнице / Православие.Ru

Мф., 24 зач., 7, 24–8, 4

Читайте также:  Дом построят они на этом месте

Сказал Господь: всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое. И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи. Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа. И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы. И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им.

Жизнь подобна строительству дома. Кто строит на прочном фундаменте, у того дом устоит среди бурь и потрясений. Кто строит на песке, может быть, красивый, с роскошными апартаментами дом, невозможно будет сохранить его в самый важный момент – когда подуют ветры, обрушатся ураганы, и волны смерти покроют всех.

Притча Спасителя показывает двух людей, строящих дом: один – мудрый, другой – неразумный. Господь напоминает, что в жизни главное и решающее значение имеет фундамент. Когда основания разрушены, что может праведник? Самое великолепное здание окажется ни на что не годным, если его основание не выдержит. Для внешнего взгляда не видно, прочны основания дома или нет, построен он на твердом камне или на зыбком песке. Это откроется в час испытания, и этот час необходимо предвидеть.

На чем строю я дом моей жизни? Христос говорит просто и ясно: ты можешь строить на своей собственной воле или на воле Божией. Строящий на собственной воле строит на песке, потому что эта воля – слабая, колеблющаяся. Этот дом упадет от малейших бурь. Имеющий же в основании жизни волю Божию будет твердо стоять среди всех потрясений, даже в самых страшных испытаниях он не подвижится вовек, потому что он един с Богом.

И народ дивился учению Его, ибо Он учил их, «как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи». Книжники и фарисеи сами не исполняли то, что они проповедовали. В их слове не было жизни и силы. Они произносили его, как произносит ученик затверженный урок. А слово Христово было словом Самим Богом предлагаемой новой заповеди. Духом Святым со властью Божественной Он просвещает человеческие сердца и умы. Он говорит: «Да будет свет», – и вот стал свет.

Потому и следует за Ним множество народа. И далее мы видим чудо исцеления прокаженного. Это было одно из первых чудес Спасителя. Оттого что проказа считалась среди иудеев особенным знамением Божия неблаговоления, Христос, желая показать, что Он пришел отвратить гнев Божий от человечества, взяв на Себя грехи мира, начинает с исцеления прокаженного. К Тому, Кто учит не как книжники и фарисеи, припадает пораженный нечистотою: «Господи, если хочешь, можешь меня очистить». Он не сомневается в Его власти, но предает Себя Его воле: «Господи, если Ты захочешь, Ты сможешь». Когда мы не знаем, что полезно для нас, мы не должны сомневаться в Божией мудрости и милосердии, вверяя Ему свою жизнь: «Да будет воля Твоя».

«Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись». Господь хочет помочь нам, Он всегда рядом с нами. И когда мы от всего сердца обращаемся к Нему, Он с любовью внимает нам. Грех – проказа души, отделяющая нас от общения с Богом. Но Господь хочет и может спасти грешников. Он говорит как власть имеющий: «Хочу, очистись!» Он исцеляет нас, давая нам заповедь о хранении чистоты: «Очистись». Но вместе со словом заповеди произносится слово, совершающее чудо: «Хочу, чтобы ты был чист». Всесильная Божественная благодать никогда не оставит взыскующих ее.

«И он тотчас очистился от проказы». Естественное исцеление совершается постепенно, но когда Бог говорит, тотчас следует дело. Что заповедует исцеленному Христос? Для нас важнее всего усвоить, что все, получившие исцеление от Господа, должны отныне быть в совершенном послушании Ему. «Смотри, – говорит Господь, – никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им».

Не говори никому, прежде чем покажешься священнику, и он, как полагается по Божественному закону, засвидетельствует твое очищение. Христос хочет раскрыть Свои чудеса в истинном свете, и не позволяет возвещать о них, пока этот свет не воссиял в полноте. И пусть знают все, что Он пришел не нарушить Закон, но исполнить. Принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им. Это будет свидетельством, что среди них явился Тот, Кто совершает дела, которые не может совершить ни один первосвященник. Это будет свидетельством Его Божественной силы и власти, и что напрасно противятся все противляющиеся Ему.

Источник

Читать книгу Творения и Гимны, автор Новый Богослов Преп. Симеон онлайн страница 183 на сайте booksonline.com.ua.

исполнение того — скоро преуспевают. И исправляется в них великое и первое дело, состоящее в том, чтоб отвергнуться себя самих. Ибо исполнение чужой, а не своей воли не только самоотвержение душевное укореняет, но и умертвие всему миру производит.

45. Тому, кто прекословит отцу своему, сорадуются демоны; тому же, кто даже до смерти смиряется пред ним, удивляются Ангелы. Ибо таковый дело Божие совершает, уподобляясь Сыну Божию, который исполнил послушание Отцу своему даже до смерти, смерти же крестныя.

46. Безмерное и безвременное сокрушение сердца о чем либо чувственном омрачает и возмущает ум. Оно изгоняет из души чистую молитву и умиление, а всаждает в нее болезненное томление сердечное. Отсюда жесткость и нечувствие безмерное; а чрез это демоны обыкновенно отчаяние наводят на взявшихся жить духовно.

47. Когда случится с тобою таковое, монаше, ты же между тем находишь в душе своей ревность и великое желание совершенства, так что сильно стремишься исполнить всякую заповедь Божию, не погрешить даже в праздном слове, и нисколько не отстать от древних святых, ни в деянии, ни в ведении, ни в созерцании, но видишь, что тебе препятствует в этом враг, всевая плевелы малодушия и не попуская тебе воспарить на такую высоту святости, тем, что наводит разслабление, чрез возметание помыслов страшливых такими внушениями: невозможно тебе спастись среди мира и неопустительно исполнять все заповеди Божии; тогда ты, седши в угол, одиноко, сожмись и собери помыслы свои, — и дай благой совет душе своей, сказав ей: вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему. Спасение лица моего не дела мои, а Бог мой есть (Псал. 41:6). Кто оправдится от дел закона? И Царепророк говорит: неоправдится пред Тобою всяк живый (Пс. 142:2). Но верою, какую имею в Бога моего, надеюсь спасенным быть по неизреченному благоутробию Его даром. Ступай прочь с глаз моих сатана! Господу Богу моему поклоняюся и от юности моей служу Ему, могущему спасти меня по единой милости Своей. Отступи же от меня. Бог, создавший меня по образу и подобию своему, да сокрушит тебя.

Читайте также:  Как построить дом в земле холме

48. Бог от нас человеков не требует ничего другаго, кроме одного того, чтоб мы не грешили. Но это не есть исполнение закона, а только ненарушимое хранение образа и горняго достоинства, в коих стоя по естеству и нося светло–осиянную одежду Духа, мы пребываем в Боге и Он в нас, бываем по благодати богами и сынами Божиими, и знаменуемся светом познания Бога (по слову: знаменася на нас свет лица Твоего, Господи. Пс. 4:7).

49. Разслабление и тягота телесная, прибывающия в душу от лености и нерадения, отбивают от обычнаго правила и производят омрачение ума и малодушие. Отсюда почасту появляться начинают в сердце помыслы страхования и хулы, и искушаемый демоном разслабления и уныния нередко от робости не может войти в обычное место молитвы и предается лености, а нередко испытывает нападки неуместных помышлений о Творце всяческих. Итак, зная причину, откуда это тебе нашло, поспеши войти в обычное место молитвы твоей и падши пред человеколюбивым Богом, молись со стенаниями сердечными, в сокрушении и слезах, испрашивая избавления от тяготы разслабления и уныния, и от помыслов злых. И вскоре дано будет тебе освобождение от них, если будешь толкать (в двери милосердия Божия) притрудно и неотступно.

50. Кто стяжал чистое сердце, тот победил страхование. А кто еще очищает его, тот иногда побеждает его, а иногда сам бывает побежден им. Кто же совсем не подвизается (о сей чистоте), тот или всеконечно, ниспал в состояние нечувствия и, как друг страстей и бесов, при тщеславии болезнуя еще и самомнением, мнит себе быти что, ничтоже сый (Гал. 6:3), — или есть раб, преданный в руки страхования, и, как младенчествующий умом, трепещет и боится страха там, где для боящихся Бога нет страха, ни страхования.

51. Боящийся Бога не боится устремления против него бесов, ни их немощных нападений, равно как и угроз злых людей, но, будучи весь как пламень некий и огнь палящий, когда даже проходит по скрытным и неосвещенным местам, обращает в бегство демонов, которые больше, чем он от них, бегут от него, чтоб не быть опаленными от исходящаго из него пламеневиднаго луча божественнаго огня.

52. Кто проникнут страхом Божиим, тот не боится обращаться среди злых людей. Имея внутрь себя страх Божий и нося непобедимое оружие веры, он силен бывает на все и может делать даже то, что многим кажется трудным и невозможным. Он ходит среди их, как гигант среди обезьянок, или лев, рыкающий среди псов и лисиц, уповая на Господа, твердостию мудрования своего изумляет их, ужасает смыслы их, поражая их словом премудрости, как жезлом железным.

53. Не только безмолвник, или послушник, но и игумен, настоятель над многими, — и он, все устрояя, должен быть безпечален, т. е. свободен от печальной заботы о житейских потребностях. Ибо если печемся, то оказываемся преступниками заповеди Божией, которая говорит: не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете, или во что облечетеся, всех бо сих языцы ищут (Мф. 6:25, 32). — И еще: зрите, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печалми житейскими (Лук. 21:34).

54. У кого помысл занят попечением о житейских вещах, тот несвободен: ибо попечение об них держит его в своих руках и делает рабом своим, для себя ли он заботится о них, или для других. Свободный же от сего ни для себя, ни для других не печется о житейском, будь он епископ, или диакон, или игумен. Но и праздным он никогда не бывает и ни о чем, даже самом последнем и ничтожном, никакого небрежения не оказывает; а богоугодно все делая и устрояя, о всем безпечален пребывает, — и это на всю жизнь.

55. Смотри не разори своего дома, желая построить дом ближняго. Трудное это дело и неудобь исполнимое; почему поопасись, как бы не случилось, что взявшись за это, ты свой дом разорить разоришь, но и того дом построить отнюдь не можешь.

56. Если не стяжал ты совершеннаго безпристрастия к житейским вещам и деньгам: то не желай, чтоб тебе поручена была экономия (смотрение за этими вещами и распоряжение ими по обители); чтобы не быть плененну ими, и вместо воздаяния за труд служения обители, не подпасть осуждению за воровство и святотатство. Если же будешь принужден настоятелем взять сие дело: то веди его так, как бы ты обращался с палящим огнем. Разстроивай и самый первый прилог помысла (о чуждоприсвоении) исповедию и покаянием, и молитвою настоятеля сохранен будешь невредимым.

57. Не сделавшийся безстрастным не знает даже, что есть безстрастие, и не верит, чтоб был кто либо такой на земле. Ибо тому, кто сам не отвергся прежде себя и крови своей усердно не истощил за эту, воистину блаженную, жизнь, — как подумать, что другой кто сделал это, чтоб стяжать безстрастие? Таким же образом и тот, кто мнится имети Духа Святаго, ничего не имея, когда слышит, что действия Духа Святаго явно познаваемы бывают в тех, кои имеют Его, никак тому не верит, равно как и тому, что есть кто либо и в настоящем роде равный Апостолам Христовым и всем от века святым, подобно им движимый и воздействуемый Божественным Духом, или в видении Его бывающий, с сознанием того и чувством. Ибо всякий по собственному своему состоянию судит и о том, что касается ближних, — по тому, т. е., каков сам, по добродетели ли сказать, или по грехам.

58. Иное есть безстрастие души и иное безстрастие тела. То (душевное) и тело освящает своим собственным сиянием и светоизлиянием Духа; а это одно само по себе ни на что не полезно для того, кто стяжал его.

59. Как тот, кто из последней бедности обогащен царем и возведен в светлый сан, облечен им в блестящее одеяние, и определен стоять пред лицем его, — и самого царя с вожделением видит и как благодетеля чрезмерно любит, и на одеяние, в кое облечен, весело смотрит, и сан свой сознает, и данное ему богатство знает: так и монах, который, истинно, оставив мир и все мирское, приступил ко Христу, и влеком будучи добрыми чувствами, восшел на высоту духовнаго созерцания чрез исполнение заповедей, — и самаго Бога непрелестно созерцает, и совершившееся нем изменение ясно видит. Ибо всегда видит осиявающую его благодать Св. Духа, именуемую и одеянием, и царскою багряницею, — чем наипаче для верующих есть сам Христос Господь, так как верующие в Него, облекаются в Него.

60. Многие сами читают Божественныя Писания, другие слушают читающих оныя; но немногие бывают в силах правильно уразуметь значение и смысл читаемого. Иные полагают, что читаемое в Писаниях Божественных — невозможно; иные, почитая прямой смысл пишемаго неудобоприемлемым, берутся истолковывать то по своему, и истолковывают зле. Что сказано о настоящем времени, о том судят, что оно будет иметь место в будущем; а что сказано о будущем, то понимают, как сбывшееся уже, или сбывающееся каждый день. Таким образом, у них нет правильнаго суждения и истиннаго распознания отличий в вещах

Источник