Содержание пьесы дом который построил свифт

Григорий Горин — Дом, который построил Свифт

Горин Григорий

Дом, который построил Свифт

Григорий Горин

ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ СВИФТ

Театральная фантазия в двух частях

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Джонатан Свифт

Доктор Ричард Симпсон.

Эстэр Джонсон — сестра милосердия.

Ванесса Ваномри — сестра милосердия.

Патрик — дворецкий.

Судья Бигс.

Губернатор.

Епископ.

Первый лилипут.

Второй лилипут.

Великан Глюм.

Некто.

Лапутянин.

Рыжий констебль.

Черный констебль.

Горожане, актеры, члены Опекунского совета, музыканты.

Время и место действия: 1745 год, Дублин.

Распределяя работу своего мозга, я счел наиболее правильным сделать господином вымысел, а методу и рассудку поручить обязанности лакеев. Основанием для такого распределения была одна подмеченная у меня особенность: я часто испытываю искушение быть остроумным, когда уже не в силах быть ни благоразумным, ни здравомыслящим…

Джонатан Свифт

ПРОЛОГ

Дублин. Площадь перед собором святого Патрика. Печальный перезвон колоколов… Несколько горожан остановились, опустили головы, мужчины сняли шляпы. Из кареты выглянул молодой человек в дорожном костюме. Это — Доктор Симпсон.

Доктор.

Эй, господа, скажите, что случилось?

По ком вдруг колокол печально зазвонил?

Кто умер?

Первый горожанин. Умер Свифт.

Доктор. Кто?

Второй горожанин.

Мистер Свифт. Декан собора

Святого Патрика…

Первый горожанин (печально).

Заступник наш и добрый покровитель

Обиженных, убогих и несчастных…

Доктор. Как жаль… Когда случилось это?

Первый горожанин. Сегодня, как обычно, в пять часов…

Доктор (вздрогнул). Что значит «как обычно»?

Первый горожанин. Как обычно…

Доктор. Ты думаешь, болван, что говоришь?!

Горожанка.

Ах, сударь, вы издалека, наверное?

Не знаете характера декана.

Он — очень пунктуальный человек,

Во всем порядок любит, аккуратность,

И если переходит в мир иной,

То ровно в пять, хоть проверяй часы…

Доктор. Так жив он?

Первый горожанин. Кто?

Доктор. Декан!

Первый горожанин. Как «жив», когда вам говорят, что «умер».

Горожанка.

Уж и в газетах было извещенье,

И колокол собора затрезвонил…

Первый горожанин. Да вот он сам идет.

Доктор. Кто?!!

Первый горожанин. Свифт. Хоть у него спросите…

Молча проходит Свифт. На нем — черная сутана с белым пятном четырехугольного жабо — традиционное одеяние служителей англиканской церкви.

Доктор. Простите, мистер Свифт!

Свифт остановился.

Я — доктор Симпсон. К вам сюда приехал из Лондона… По просьбе Опекунского совета… Чтоб, оказав вам помощь и леченье, избавить от душевного недуга… И вдруг мне эти люди говорят, что вы… простите… умерли…

Свифт молча кивнул.

Забавно! Но, извините, сэр, все это — бред! Навязчивая, глупая идея, которую мы мигом излечим, коль вы в леченье будете послушны… Вы слышите, о чем я говорю?

Свифт молча пошел прочь.

Ответьте, сэр! Скажите мне хоть слово…

Свифт уходит.

Первый горожанин (усмехнулся). Ну, доктор, вы — неверящий Фома!

Горожанка.

Уж и в газетах было извещенье,

И колокол трезвонит целый час,

А вы хотите говорить с покойным…

Доктор (теряя терпение). Послушайте, кто вы такие?

Первый горожанин. Мы?!

Второй горожанин. Мы — гости сэра Свифта!

Горожанка.

Нас в дом его любезно пригласили,

Чтоб вместе с ним его же помянуть…

Доктор (усмехнулся). Ах, вот как? Значит, вы безумны тоже?

Горожанка. Конечно, сударь. Вы-то разве — нет?

Горожане с интересом разглядывают Доктора.

Доктор (отшатнулся). Подите прочь! (Прыгнул в карету.)

Карета отъехала. Горожане провожали ее недоуменными взглядами.

Первый горожанин. Какой-то странный доктор…

Все засмеялись. Звук колокола усиливается.

* ЧАСТЬ ПЕРВАЯ *

1. ГОСТИ ДОМА СВИФТА

Звон разбитого стекла. Камень, брошенный с улицы, влетел в одну из зал большого дома Джонатана Свифта. Множество окон и дверей, в глубине — крутая лестница, уходящая куда-то вверх. Появился дворецкий Патрик, человек средних лет, с бесстрастным лицом, стал сметать разбитое стекло. Следом в залу вошла сестра милосердия и домоправительница мисс Ванесса. Подошла к бюро, достала журнал.

Ванесса (записывая). «5 октября. В доме Джонатана Свифта разбито оконное стекло…»

Патрик (мрачно). Осмелюсь добавить, четвертое за неделю…

Ванесса (записывая). «Четвертое за неделю»… Честно говоря, Патрик, после воскресной проповеди декан ожидал большого успеха… И камень мелковат…

Патрик (поднимая камень). Смею не согласиться, мисс Ванесса. Для меня этого булыжника вполне достаточно… (Убрал камень в сундучок.)

Ванесса. В доме много гостей?

Патрик. Как обычно, мисс Ванесса.

Ванесса. Кто именно?

Патрик. Я не всех знаю… Великан Глюм… Какие-то люди с летающего острова… Лошади…

Ванесса (поправляя). Гуингнмы, Патрик. Я же объясняла…

Патрик. Извините, гуингнмы… Потом, этот.. который живет вечно…

Ванесса. Мистер Некто?..

Патрик. Да. И лилипуты, мисс… Под ногами все время шмыгают лилипуты… Мешают работать…

Ванесса. Направляйте всех в сад. Я хочу, чтобы мистер Свифт мог спокойно здесь выпить чай…

Патрик. Я объясняю, но разве они слушают… В окна заглядывают, в двери лезут… И лилипуты, мисс, все время шмыгают лилипуты… У лакеев тоже есть нервы!

Ванесса. Я это помню! Особенно когда плачу вам жалованье…

Ванесса уходит. Патрик готовит чай: выкатил столик, зажег спиртовку. В одной из дверей появляется печальная фигура, одетая довольно странно английский котелок, сюртук, внизу что-то среднее между юбкой и туникой. На ногах — обувь, напоминающая древнегреческие сандалии. Это — мистер Некто.

Некто. Добрый вечер, Патрик.

Патрик. Добрый вечер, сэр. Всех просили спуститься в сад…

Некто. А может быть, сейчас утро?

Патрик. Вполне может быть, сэр. Просили спуститься…

Некто. Тогда — доброе утро!

Патрик. Доброе утро, сэр. (Пытается его выпроводить.)

Некто (упираясь). А число? Какое число?

Патрик. Пятое октября.

Некто. А год?

Патрик (теряя терпение). Вы спрашивали об этом уже утром!

Некто. Да?.. Не помню. А утром какой был год?

Патрик. Тысяча семьсот сорок пятый!

Некто. До Рождества или после?

Патрик, явно потеряв терпение, подошел к Некто, вытолкнул его в одну из дверей. Через секунду Некто появился из другой двери. В третью дверь сильно постучали. Патрик открыл дверь и увидел два огромных башмака. Патрик поднял голову, обращаясь к невидимому хозяину башмаков.

Патрик. Мистер Глюм, вас просили не приходить сюда! Тем более в грязной обуви. Пройдите в сад… Что?.. Что? Не слышу! Нагнитесь… Я вас прошу… (Обращаясь к Некто.) Может быть, хоть один раз он стукнется головой… (Снова обращается наверх.) Нет! Не прискакивал ваш Ланцелот! (Кричит.) Рыцарь Ланцелот не прискакивал! Не при-ска… Нет, сэр, я не буду бегать к вам за каждым словом на третий этаж!..

Источник

Читать Дом, который построил Свифт (киносценарий) онлайн (полностью и бесплатно)

Содержание:

  • Часть первая 1

    • 1. ГОСТИ ДОМА СВИФТА 1

    • 2. ЛИЛИПУТЫ 3

    • 3. ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ 4

    • 4. БОЙ С ВЕЛИКАНОМ 5

    • 5. ВСЕ ЭТО — ТЕАТР 6

    • 6. НЕКТО 7

  • Часть вторая 9

    • 7. ОПЕКУНСКИЙ СОВЕТ 9

    • 8. ГУЛЛИВЕР 10

    • 9. ЛАПУТЯНЕ 11

    • 10. ПОСЛЕДНЯЯ СМЕРТЬ ДЖОНАТАНА СВИФТА 12

Григорий Горин
Дом, который построил Свифт

Идет съемка фильма, и этого не скрывают. Шум голосов, отдельные команды, звуки настраиваемых инструментов. Рука художника рисует на полотне шутливый портрет человека в старинном парике.

— Кто это? — спросил чей-то женский голос.

Читайте также:  Томск сколько стоит дом из пеноблоков построить

— Свифт!

— Свифт? — растерянно засмеялись. — Не похож!

— Похож! — категорически заявил режиссер. — Нам не нужно портретного сходства. У нас не биографический фильм. Музыка!

Вступила музыкальная увертюра. Сквозь портрет стала видна старинная карета, в которой сидел человек в дорожном камзоле, шляпе…

— Поехал, доктор!

Карета тронулась. Доктор занялся завтраком: почистил крутое яйцо, съел.

— Едет! — комментирует режиссер. — Оглядывается по сторонам. Колокол!!

Печально зазвонил колокол.

— Дублин! — скомандовал режиссер…

Возникла дублинская площадь перед собором Святого Патрика. Звук колокола усилился. Несколько горожан остановились перед собором, опустили головы, мужчины сняли шляпы.

Доктор Симпсон (так звали человека в дорожном камзоле) выглянул из кареты, недоуменно осмотрел печально стоявших людей.

— Эй, господа, скажите, что случилось? — спросил он, обращаясь ко всем сразу. — По ком вдруг колокол печально зазвонил? Кто умер?

— Умер Свифт, — вздохнул один из горожан.

— Кто?

— Мистер Свифт. Декан собора Святого Патрика, — пояснил он и печально продолжил: — Заступник наш и добрый покровитель обиженных, убогих и несчастных.

— Как жаль… Когда случилось это? — спросил доктор, выйдя из кареты.

— Сегодня, как обычно, в пять часов, — сказал горожанин.

— Что значит «как обычно»?

— Как обычно, — невозмутимо сказал горожанин.

— Ты думаешь, болван, что говоришь?! — закричал доктор. Его тронула за рукав горожанка:

— Ах, сударь, вы издалека, наверное?

Не знаете характера декана.
Он очень пунктуальный человек
Во всем порядок любит, аккуратность,
И если переходит в мир иной,
То ровно в пять, хоть проверяй часы…

— Так жив он? — совсем растерялся доктор.

— Кто? — Горожане тупо смотрят на него.

— Декан!

— Как жив, когда вам говорят, что умер, — заговорили горожане наперебой. — Уж и в газетах было извещенье. И колокол собора затрезвонил… Да вот он сам идет…

— Кто?!

— Свифт. Хоть у него спросите…

Раздались громкие аплодисменты. Сопровождаемый пестрой свитой шутов и юродивых от здания собора показался высокий человек в черной сутане с белым пятном четырехугольного жабо. Глаза его закрывала черная повязка.

Доктор с изумлением наблюдал за ним:

— Он слеп?

— Напротив, сэр! — зашептал один из горожан. — Декан прекрасно видит… Но часто видит все наоборот. Поэтому он и прикрыл глаза, чтоб взглядом никого не беспокоить.

Горожанин засмеялся. Доктор сделал несколько решительных шагов к Свифту. Свифт остановился, за ним вся свита.

— Простите, мистер Свифт! Я доктор Симпсон. К вам сюда направлен из Лондона. По просьбе Опекунского совета. Чтоб, оказав вам помощь и леченье, избавить от душевного недуга. И вдруг мне эти люди говорят, что вы… простите…

Свифт снял повязку, открылись его глаза — веселые и печальные одновременно. Глаза эти стали рассматривать доктора в упор. Доктор чуть отступил:

— …что вы… простите… умерли!

Свифт кивнул, как бы подтверждая случившееся. Толпа засмеялась, Доктор остался серьезным:

— Но, извините, сэр, все это — бред! Навязчивая глупая идея, которую мы мигом излечим. — Он полез в карман, достал бумагу. — Вот письмо, подтверждающее мои полномочия. Здесь подпись губернатора, сэра Уолпа.

Свифт взял протянутое письмо. Сложил его раз, другой. Загнул конец. Получился симпатичный бумажный голубь. Свифт посмотрел в небо и, размахнувшись, направил голубя к облакам.

Голубь взлетел и начал совершать круги над площадью.

Из толпы вылез карлик, вынул огромный пистолет, прицелился, пальнул. Крылья голубя раскрасились оранжевыми языками пламени. Все восторженно зааплодировали…

Свифт еще раз глянул на разгневанное лицо доктора, надел на глаза повязку и пошел прочь, сопровождаемый свитой. Оставшиеся на площади горожане обступили доктора. Доктор неприязненно озирался.

— Послушайте, кто вы такие?

— Мы — гости сэра Свифта! — зашумели горожане. — Нас в дом его любезно пригласили, чтоб вместе с ним его же помянуть…

Доктор усмехнулся:

— Ах, вот как? Значит, вы безумны тоже?

— Конечно, сударь! — согласились горожане. — Вы-то разве нет?

Доктор не успел ответить. Грохотнул гром, и с неба хлынул обильный дождь.

Безумные горожане обрадованно запрыгали, затанцевали, подставляя лица струйкам дождевой воды и как бы приглашая доктора присоединиться к их танцу.

— Подите прочь! — пробормотал доктор и, расталкивая прыгающих горожан, поспешил к карете.

Скоро карета уже стремительно неслась по улицам Дублина навстречу титрам фильма, спускавшимся с небес на землю…

Часть первая

1. ГОСТИ ДОМА СВИФТА

Неожиданно громовой раскат закончился звоном разбитого стекла. Камень, брошенный с улицы, влетел в одну из комнат большого дома, принадлежащего Джонатану Свифту. Любопытные лица прильнули к стеклам, но тут же со смехом отпрянули, — в комнате появился дворецкий Патрик, мужчина средних лет с бесстрастным лицом. Бросив негодующий взгляд на окна, он взял веник и совок, начал сметать осколки стекла.

Следом за ним в комнату вошла домоправительница Ванесса. Подойдя к бюро, достала оттуда журнал, перо…

— «Пятое октября. В доме Джонатана Свифта разбито оконное стекло», записала она.

— Осмелюсь добавить: четвертое за неделю, — сказал Патрик.

— «…Четвертое за неделю…» Как вы думаете, Патрик, кто это мог сделать?

— Наверное, йеху… Или кто-то из гостей.

— В доме много гостей? — спросила Ванесса.

— Как обычно, — пожал плечами Патрик.

— Кто именно?

— Я не всех знаю… Великан Глюм… Потом этот человек с летающего острова… Лошади…

— Гуигнгнмы, — поправила Ванесса, тщательно произнося это сложное слово. — Гу-игн-гнмы… Я же объясняла.

— Да. Да. Гу-инг-мы, — повторил Патрик. — Потом этот, который живет вечно…

— Мистер Некто?

Патрик равнодушно посмотрел на нее, потом скосил глаз в сторону окна: похоже, кто-то подглядывал за ними. Патрик перевел взгляд на Ванессу:

— И лилипуты, мисс! Под ногами все время шмыгают лилипуты. Очень мешают работать!

— Направляйте всех гостей в сад! — сказала Ванесса, отложила перо и двинулась к выходу.

— Очень мешают работать! — сказал Патрик и кивнул в сторону окон, где появились чьи-то любопытные глаза. Появились и исчезли. — А ведь у лакеев тоже есть нервы!

— Я это помню, Патрик, — холодно ответила Ванесса, — особенно когда плачу вам жалованье…

Она вышла. Патрик проводил ее недобрым взглядом, затем стал готовить чай: выкатил столик, зажег спиртовку.

В этот момент в одной из дверей появилась странная фигура в довольно нелепом одеянии: черный английский котелок, сюртук, внизу что-то среднее между юбкой и туникой. На ногах были надеты древнегреческие сандалии.

— Добрый вечер, Патрик! — произнес он, застенчиво улыбаясь. — Я — Некто.

— Не смею спорить, сэр, — сказал Патрик довольно равнодушно. — Всех гостей Просили пройти в сад.

— А может быть, сейчас утро? — доверчиво спросил Некто.

— Вполне может быть, сэр. — Патрик начал теснить гостя к дверям.

— А число? — упирался Некто. — Какое число?

— Пятое октября.

— А год?

— Вы спрашивали об этом уже утром.

— Да? Не помню. А утром какой был год?

— Тысяча семьсот сорок пятый!

— До рождества Христова или после?

Патрик, явно потеряв терпение, подошел к Некто, вытолкнул его в одну из дверей. Через секунду Некто появился из другой двери. В третью дверь сильно постучали. Патрик открыл дверь и увидел два огромных башмака.

Читайте также:  Как построить подвал под уже готовым домом

— Ланцелот! — раздался чей-то крик сверху. Патрик посмотрел наверх и увидел в окне чью-то голову. — Ланцелот!

Патрик вздохнул, пошел вверх по лестнице:

— Так и будем стучать целый день, сэр?

— Мне нужен рыцарь Ланцелот! — сказала голова на третьем этаже и сердито топнула башмаком на первом. — Где Ланцелот?!

— Не знаю! — проворчал Патрик, задернул штору наверху, захлопнул дверь внизу.

— Ланцелот? — удивился Некто, все еще стоявший, к неудовольствию Патрика, в комнате. — Откуда Ланцелот? Разве мы в средневековье, Патрик?

Источник

Дом, который построил Свифт, отзывы, расписание и билеты на спектакль, постановка Театр им. Пушкина, Москва – Афиша-Театры

Изящное зрелище о внутренней эмиграции

Главный герой пьесы Григория Горина — Джонатан Свифт, предпочитающий участию в общественной работе сочинение собственного мира; а именно — «Путешествия Гулливера». Снаружи подступает лицемерная будничность в виде стражников, губернатора и епископа, зато дома балагурят созданные воображением лилипуты, лапутяне, гуигнгнмы etc. В основе — биографические факты, согласно которым Свифт не только страдал душевным недугом, но и дом свой завещал в пользу душевнобольных. Евгений Писарев, подобно увлекшемуся сочинительством Свифту, создал изящное зрелище с гигантскими столовыми приборами (сценография Зиновия Марголина), в котором нет ровным счетом ничего, за что режиссера можно было бы упрекнуть в излишней злободневности.

Создатели

Актеры:

Андрей Заводюк, Роман Полянский, Антон Феоктистов, Анастасия Мытражик, Анастасия Панина, Анна Кармакова, Эльмира Мирэль, Сергей Миллер, Сергей Ланбамин, Олег Пышненко, Константин Похмелов, Петр Рыков, Игорь Теплов, Алексей Рахманов, Григорий Сиятвинда

Расписание спектакля

Место проведения

касса +7 (495) 694 12 89

адрес Москва, Тверской б-р, 23

подробнее

режим работы пн-вс 11.00–15.00, 16.00–20.00

официальный сайт

Фото пользователя

Лучшие отзывы о спектакле «Дом, который построил Свифт»

9

Давнее моё непосещение театра Пушкина наконец прервалось очень достойным событием. Недавней премьерой театра — Дом, который построил Свифт. Спектакль о жизни одного из самых загадочных авторов 17-18 веков- сатирика и публициста Джонатана Свифта. Который в своих произведениях высмеивал пороки общества. Был на стороне слабого, но достойного простого человека. Этим видимо и заслужил любовь и уважение на родине — в Ирландии.

Начну с конца — да, это пожалуй самая талантливая и самая успешная работа режиссёра Евгения Писарева (из увиденных мною), который уверенно и верно вывел театр на достойные художественные высоты, по крайней мере по наличию такого количества классики, театральных звёзд и даже не только театральных 😉
Наверное, даже могу охарактеризовать увиденное, как совершено полноценную отдельную визуальную работу — браво работе сценографа, художникам (свет, звук, оформление сцены!!!) — можно даже не слушать (не понимать) текст, а наслаждаться воплощением, актёрами, которые даже не говоря текст, каждый в действии в игре, и полноценная картинка собирается из работ каждого героя, будь то сам Свифт, доктор или же один из обитателей сферического дома. Пазл! Вот наверное такое сравнение я бы применил — картинка начинает собираться с первым появлением и первыми похоронами Свифта. Далее — полнейшее погружение в мир безумия, сумасшествия, в странный мир декана Свифта, уводит зрителя, заставляя мыслить, работать извилинами, додумывая, переводя взгляд от персонажа к персонажу, от Дома, после к куску рафинада, далее в тюрьму, заседания глав города и губернатора…картинка сменяла другую. И каждая последующая сцена — увлекает, уводит, заставляет забыться среди лилипутян, жандармов, великана — все, буквально все мизансцены красивы, умны, закончены, ряд миниспектаклей.
Трансформации врача, Свифта, самого Дома, который совместно с героями стареет, лишаясь стёкол, жителей, ветшает…как разбитые идеалы, надежды, неоправданные ожидания…
Я увидел тонкую, умную, изящную работу о великом мыслителе, который не разменивался на слова, а «подтягивал» на свой уровень, заставлял трудиться, преодолевая себя, свои возможности. Также, в спектакле очень много героев, не персонажей, а именно живых людей с судьбой, историей, драмой жизни. Которые в определённые периоды спектакля раскрывая свою душу, сквозь боль, слёзы и лишения — констебль, который понял, что каждая его жизнь повторяет предыдущую, великан Глюм, который был лучше и выше всех, но таковым всегда трудно, а порой и просто невозможно, это и человек Некто — самый несчастный для меня — не помнит своего имени, живёт тысячи лет, не зная и забывая важного, главного…в его глазах вопрос, поиск, вера, он не опускает рук — настоящий азимут для заблудшего смертного. Но не могу не сказать про самого Свифта — это просто попадание сто из ста — Андрей Заводюк — 1,5 действия не проронил ни слова, но какая мимика, взгляды, стать. Но я увидел в нём человека. Живого человека, который любил, страдал, был счастлив, занимался любимым делом.

Я, как зритель, безумно рад, что в репертуаре Пушки появился умный, качественный, «вкусный» спектакль, который я знаю кому рекомендовать, кто поймёт, оценит, восхитится и будет благодарен за совет. Увы, это не такой большой круг лиц. Трудиться в театре зритель отвык. Но непременно такие спектакли, как Дом Свифта — должны, обязаны присутствовать в репертуаре театра, подтягивая зрителя, пытаясь разговаривать, мыслить — на равных.

P.S. Спасибо за работу! И долгой жизни при аншлагах ????

9

Еще один шедевр от труппы театра. Нет, не зря все таки, на этой сцене существовал когда то Камерный театр! Что то витает в воздухе, оставшееся с тех времен, что будоражит, заставляет искать новые формы.

Джонатан Свифт известен нам всем. Мы читали его книжку и смотрели мультфильмы. Но знали ли мы что-то про него самого? А вот он , оказывается, знает про нас практически все. И, поэтому, Свифт, в исполнении Андрея Заводюка, молчит почти три часа. Заставляя нас внимательно прислушаться к себе.
Это очень глубокий, психологически неудобный спектакль. Неудобный, это значит, что легко не будет во время просмотра. Смотреть вглубь себя самого всегда непросто. Видеть то, что пытаешься каждый день скрыть от окружающих. Но, час придет, безумный декан заговорит.

Пьеса Григория Горина была написана более тридцати лет назад. Но и сейчас она актуальна. Все, что происходит на сцене, абсолютно все это жизненно и узнаваемо. И две женщины, борющиеся за внимание одного мужчины и не стесняющиеся никаких средств, и Опустившийся Великан (Георгий Сиятвинда), который стал таким как все, потому что его заставили! Ну нельзя выделяться из толпы, нельзя быть великаном в стране лилипутов, надо шагать в строю себе подобных! Но сатисфакция будет получена и в конце великан опять станет Великаном! Две соперницы поймут, что главное для каждой — счастье любимого мужчины!

Игра актеров восхитительна! Антон Феоктистов в роли доктора Симпсона, а на самом деле Гулливер, просто бесподобен!
Два лилипута, два закадычных друга, сбежавшие в Ирландию и пытающиеся обрести здесь почву под ногами. Но любая дружба проходит испытания. В эмиграции жить несладко. Этот огромный кусок рафинада, который они тащат по сцене и чашка в которой тонет один из них, это и есть жизнь. Мужская дружба рушится из-за женщины, из-за обмана.

Любовь, смерть, дружба, Родина, такие вечные и простые понятия проходят красной нитью через весь спектакль.

Еще раз браво художникам, придумавшим декорации. Перевернутый стеклянный купол многофункционален. Это и крыша дома Свифта, и оранжерея и купол собора и чашка в которой бесславно тонет лилипут-предатель.

Читайте также:  Построить мебель в дома

На спектакль надо идти однозначно. Чтобы задуматься, стать лучше.
Спектакль начинается с глухих ударов колокола. Тревожно становится, но с последней сценой ты понимаешь : «не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе»

9

Когда я впервые забралась под самый купол San Pietro в Ватикане, было такое чувство, будто сам Бог накрыл гигантской чайной чашкой: внизу — крошечные люди, вверху — солнце, льющееся со всех сторон. Волнительная неизвестность настоящего момента. Побудь немного здесь, ни на небе, ни на земле, подумай — может, поймёшь, что к чему.
В декорации нового спектакля Евгения Писарева «Дом, который построил Свифт» по пьесе Горина — что-то очень похожее. Всё крутится вокруг — не то купола базилики в разрезе, не то — перевёрнутой гигантской чайной чашки. Само по себе занятно — двухуровневая крыша, в которой то и дело слышен звук бьющегося стекла, плывут облака, видения и бродит непробиваемо молчаливый мыслитель — Свифт. Рядом с ним — две красивые женщины. Доктор, который не читал «Гулливера». Низкорослый Великан. Долгожитель с короткой памятью. Несвятой Патрик гоняет лилипутов… Сумасшедше прекрасный дом на границе безумия и блаженства!
«Дому, который построил Свифт» повезло — он создан созвездием мастеров, без преувеличения, блистательных театральных художников. Сценография — Зиновий Марголин, свет — Дамир Исмагилов, костюмы — Мария Данилова. К слову, Машей «одеты» все любимые мною фоменковские спектакли. Её трепетное, сразу считываемое, отношение к малейшим деталям, оттенкам, фактуре —невидимым тонким нитям, которыми в результате оказывается соткано пространство между сценой и зрителем — отдельная тема. По этим нитям, кажется, идёт то самое электричество, вкладываемое автором в спектакль…
Режиссёр Евгений Писарев пригласил мастеров ставить спектакль домой, в Театр имени Пушкина, которым руководит пять лет — создавать особенную историю, кажется, глубоко личную для него самого. А дом — это дом, как его ни поверни. Здесь стены помогают сотворить чудо, и оно только начинает раскрываться.
Друзья, да — смотреть. Как глубокий, сложный, ироничный, исцеляющий и невероятно красивый спектакль о жизни — её муках, ежедневном труде, противоречиях, творчестве, смыслах и вымыслах, откровениях и бреде, любви и смерти.

9

В самом здании театра Пушкина я была и раньше, но на антрепризных спектаклях. А вот на их «родном» спектакле вчера побывала впервые. И это был редкий случай, когда я была в театре с мужем, ибо смотрели мы нами обоими обожаемую вещь — «Дом, который построил Свифт». Муж ярый поклонник одноименного фильма, я предпочитаю пьесу Горина (хотя и фильм люблю, конечно). И вот довелось увидеть это на сцене!
Сразу скажу — нам понравилось. Причем обоим, что редко бывает 🙂
Спектакль невероятно атмосферный. С первый минуты погружаешься в мир Свифта — и тебя затягивает, как во сне. Реальность настолько сливается с выдуманным миром, что иногда кажется, что ты сам немножко сходишь с ума ) Все вроде бы идет правильно, но одновременно и явно противоречит здравому смыслу… а что вы хотите от дома, в котором собрались люди, считающие себя сумасшедшими — или героями книг Свифта?…
Пара лилипутов, например. «Под ногами все время шмыгают лилипуты» (с) Прекрасные Рельб (Алексей Рахманов) и Флим (Игорь Теплов), друзья с детства, которые привязаны друг к другу не только дружбой, но чувствами к одной женщине. И не понятно — дружба ли позволяет им мириться с этой ситуацией или сложившийся треугольник заставляет продолжать дружить…
А великан Глюм? Опустившийся великан, ждущий своего рыцаря… Григорий Сиятвинда замечателен в этой роли.
А дамы, Ванесса (Э. Абдурахманова) и Эстер (Анастасия Панина)? Им же веришь каждую минуту. Женщины, которые любят, причем безответно, это так… обычно в этой жизни, мне кажется. Придумывают свой, параллельный мир, в котором их избранник отвечает им, испытывает какие-то чувства, в котором все имеет смысл — и на это тратят свою жизнь, почитая за счастье просто быть рядом, знать, что их помнят и пусть путают с кем-то из прошлых любовей. Ревнуют, заботятся, отстаивают свое место рядом с Ним. Это вообще отдельная тема — влюбленные женщины…
Очень понравилась сцена с Некто (Александр Дмитриев) и констеблей — практически комедийная и страшная одновременно.
Еще я практически влюбилась в доктора Симпсона (или Гулливера?) 🙂 Ну очень хорош, очень. Даже не знаю, как слова подобрать — но это оказался абсолютно тот образ, который я видела, читая пьесу. Антону Феоктистову браво! Кстати, я его завтра увижу в спектакле «Мышеловка», интересно, как оно будет…
Как ни странно, мне не сказать, чтобы понравился сам Свифт. Вернее, пока он молчал, было очень даже чудесно, точно по тексту 🙂 А вот потом… Я совершенно солидарна с доктором Симпсоном, сказавшим Свифту «И вообще, вам не идет болтовня, сэр… Молчащим вы, извините, казались умней.» (с) Как-то не оценила я «говорящего» Свифта, к нему вместе с речью пришло такое внезапное оживление и нервная веселость, что совершенно разрушило очарование. На мой взгляд, недодержал слегка образ. Хотя, возможно, так и было задумано…
И отдельно хочу повосхищаться Патриком (Сергей Миллер) — иногда ощущение, что на нем, практически, все действие и держится. Невероятно шикарен!
Спектакль получился очень серьезным и при этом совершенно волшебным. Если честно, я очарована им. Возможно, как-нибудь соберусь и схожу еще раз — уж очень на душу лег. Оценка 5 из 5. Вот очень рекомендую, очень.

9

Очень много слышала об этой постановке и давно хотела сходить. Наконец-то оно свершилось.Спектакль понравился, действительно, заслуживает внимания. Очень интересная режиссерская работа, тонкий юмор, философский подтекст, элементы абсурда ( переплетение реальности и сказочных персонажей произведений Свифта). Интересные и необычные декорации. Смотрится спектакль легко, несмотря на замысловатый сюжет. Рекомендую к просмотру тем, кто любит не просто посмотреть и развлечься, а еще и подумать, и глубоко вникнуть. Любителям легких антреприз, скорее всего, будет скучно и неинтересно.

Информация предоставлена Театром им. Пушкина

Один из самых загадочных британских писателей конца XVII — начала XVIII века Джонатан Свифт известен широкому кругу читателей в первую очередь как автор знаменитой книги «Путешествия Гулливера».
Григорий Горин придерживается реальных фактов из жизни Джонатана Свифта, хотя далек от биографической точности. Доподлинно известно, что написание острых сатирических памфлетов не мешало Свифту всю жизнь быть священнослужителем, деканом собора Святого Патрика в Дублине, а в своем завещании деньги и дом декан Свифт действительно оставил в пользу душевнобольных.
В пьесе вымышленные персонажи книг Свифта — великаны, лилипуты, гуигнгнмы, лапутяне — становятся неотъемлемой частью реальности, в которой живет объявленный сумасшедшим декан, и часто невозможно понять, где настоящие события, а где его фантазии и вымыслы. Прибывшему к Свифту доктору Симпсону вместе со зрителями предстоит пережить все удивительные события в этом доме для того, чтобы понять и постичь гениальность одинокого художника.

  • Спектакли на выходные: смертельная любовь Юлии Ауг и визуальная поэзия по дневнику Джармена

    February 12 2021

  • Спектакли на выходные: хореографический перформанс о свободе и сюрприз Дмитрия Волкострелова к юбилею ЦИМа

    February 5 2021

  • Что нужно знать про кукольный спектакль Тимура Бекмамбетова в Театре наций? Рассказывают авторы постановки

    February 4 2021

  • Спектакли на выходные: опус на языке генетического кода и Бэтмен в СССР

    January 29 2021

Источник