Спектакль дом который построил свифт театр дождей

Дом, который построил Свифт, отзывы на спектакль, постановка Театр дождей – Афиша-Театры

© Афиша

Предоставлено пользователем: Алина Назинина

3 часа 15 минут, 1 антракт

16+

Джонатан Свифт — автор знаменитой книги «Путешествия Гулливера» и острых сатирических памфлетов, великий мистификатор, священник и безумец. Вымышленные персонажи его собственных произведений — йеху, лилипуты, великаны, гуигнгнмы — населяют дом Свифта. Реальность здесь тесно переплетается с вымыслом, и уже невозможно понять, что правда, а что мистификация гениального безумца.
Для лечения к Свифту присылают психиатра доктора Симпсона. Мы видим происходящее в доме Свифта именно его глазами — глазами человека извне, вместе с нами познающего причудливые переплетения реальности и фантазии. Доктор Симпсон избран для того, чтобы постичь всю эту театральную постройку бытия, вобрать ее в свой опыт, пройти ее насквозь и переродиться. И вместе с ним избраны мы, зрители, столь же растерянные и не понимающие происходящего. Как и ему, нам мучительно не хочется выходить из своего устоявшегося малого мирка, своего Ноттингемшира, в пространство, где идут усложняющие все игры с реальностью.
«Дом, который построил Свифт», пожалуй, самая необычная постановка в Театре Дождей. Как и во всех пьесах Горина, о серьезном здесь часто говорят через комическое, за комедийными эпизодами проглядывают нешуточные отсылки к современности, а драма, трагедия и комедия причудливо переплетаются, выходя в финале в пространство незаслуженно забытого жанра мистерии.

Информация предоставлена «Театр дождей»

Создатели

Актеры:

Иван Кожевников, Анастасия Никитина, Елена Кохоновер, Владимир Воловик, Александр Иванов, Илья Божко, Денис Моисеев, Александр Шведов, Валерий Саломахин, Александр Клемантович, Денис Аксенов, Илья Гехтман, Елена Сапронова, Анатолий Рычагов, Артем Кожевников

Фото пользователя

Лучшие отзывы о спектакле «Дом, который построил Свифт»

Фото Дмитрий Ильинский

Фото Дмитрий Ильинский

9

Класс! Очень хорошая постановка! Абсолютно не чувствуется, что спектакль идёт больше 3 часов. Захватывает с самого начала и не отпускает до конца.
Отдельно хочется отметить декорации и костюмы. Всё вроде бы просто, но очень продуманно и интересно.
Вообще, побольше бы таких театров, как Театр Дождей. Был на нескольких спектаклях у них. Есть более интересные, есть менее. Но всегда на уровне. Ни разу ещё не было ощущения потерянного вечера после спектаклей этого замечательного Театра.

9

Смотрел пару лет назад на малой сцене Молодежного театра. Очень понравилось. Необычные впечатления, своеобразный сюрреализм на сцене, очень захватывает. Еще раз большое спасибо и актерам и постановщикам.
Если кто-то считает, что смотрел гениальный фильм Захарова и поэтому идти на этот спектакль не стоит, очень ошибается. Между кино и современным театром — пропасть. Такие эмоции и море ощущений, которые получаешь от живого просмотра этой театральной постановки, невозможно сравнить с кино, каким бы хорошим оно не было. Всем рекомендую.

5

Ушла сразу после антракта! Ну какая-то ужасная постановка. Невнятные и затянутые танцы, слабая режиссерская работа и вообще можно умереть со скуки (до антракта сидишь 2 часа и думаешь:»Когда же это все закончится?»).

Фото Артем Белых

Фото Артем Белых

5

Мы ходили на «Свифта» большой студенческой компанией. И спектакль оказался настоящим крепким орешком. До такой степени крепким, что все, кого я пытался спросить «Ну как тебе?», пожимали плечами и говорили что-то вроде «Слишком сложно для вечера пятницы». Действительно, получилась «загробная» постановка, в которой тонко перемешано будущее и прошлое Свифта, его видения и фантазии, причем зрителю не говорят, что же на самом деле происходит на сцене. Зато две девушки, сидевшие справа от меня, быстро заявили: «Это лучшее, что мы видели в «Театре Дождей». Наверное, каждому — свое. Итак, спектакль смело могу посоветовать только любителям сложных фильмов Тарковского, Феллини, «Мертвеца» Джима Джармуша. Все остальные рискуют просто упустить что-то очень большое, хотя разочарованными и не уйдут. P.S. Одноименный фильм Марка Захарова мне кажется более стройным, многоплановым и продуманным.

Фото Нинка

Фото Нинка

Этот спектакль действительно захватывает. В нём есть юмор, есть загадка, именно поэтому он понравиться как маленьким детям,подросткам, так и их родителям.

Прекрасный выбор для семейного похода в театр.

Я была на спектакле в начале декабре со своим классом, не могусказать, что кому-то совсем не понравилось.

Информация предоставлена «Театр дождей»

Джонатан Свифт — автор знаменитой книги «Путешествия Гулливера» и острых сатирических памфлетов, великий мистификатор, священник и безумец. Вымышленные персонажи его собственных произведений — йеху, лилипуты, великаны, гуигнгнмы — населяют дом Свифта. Реальность здесь тесно переплетается с вымыслом, и уже невозможно понять, что правда, а что мистификация гениального безумца.
Для лечения к Свифту присылают психиатра доктора Симпсона. Мы видим происходящее в доме Свифта именно его глазами — глазами человека извне, вместе с нами познающего причудливые переплетения реальности и фантазии. Доктор Симпсон избран для того, чтобы постичь всю эту театральную постройку бытия, вобрать ее в свой опыт, пройти ее насквозь и переродиться. И вместе с ним избраны мы, зрители, столь же растерянные и не понимающие происходящего. Как и ему, нам мучительно не хочется выходить из своего устоявшегося малого мирка, своего Ноттингемшира, в пространство, где идут усложняющие все игры с реальностью.
«Дом, который построил Свифт», пожалуй, самая необычная постановка в Театре Дождей. Как и во всех пьесах Горина, о серьезном здесь часто говорят через комическое, за комедийными эпизодами проглядывают нешуточные отсылки к современности, а драма, трагедия и комедия причудливо переплетаются, выходя в финале в пространство незаслуженно забытого жанра мистерии.

  • Что смотреть на Чеховском фестивале

    January 27 2021

  • Спектакли на выходные: поэтическое шоу брусникинцев и мистерия Бориса Юхананова

    January 22 2021

  • 5 сильных зарубежных спектаклей в кино

    January 18 2021

  • 10 лучших спектаклей 2020 года в Москве

    December 25 2020

Источник

«Дом, который построил Свифт» в «Театре Дождей»

7jpg_3Вероника Родкевич.

Театр Дождей глазами зрителя.

«Дом,  который построил Свифт» — это культовый спектакль Театра Дождей и уникальное явление в мире театрального искусства. Свифт был гениальным безумцем, и спектакль о нём — это тоже гениальное безумие, которому в этом театральном сезоне исполнится, ни много, ни мало,20 лет! А 25 сентября он будет сыгран в двухсотый раз на Малой сцене Молодежного театра.

Спектакль достиг и перешел свое совершеннолетие, но история его началась гораздо раньше. Наталья Васильевна Никитина, художественный руководитель и режиссер Театра Дождей, создатель спектакля, рассказывает о том, что история со «Свифтом» началась ещё в 1985 году, когда она прочла в журнале «Театр» пьесу «Дом, который построил Свифт».

» Я прочитала пьесу, она меня потрясла, и я ,естественно, тут же захотела её ставить, но на тот момент я не поставила ещё ни одного собственного спектакля. Я  занималась только режиссурой, восстановлением спектаклей руководителя «Субботы» Ю.А. Смирнова-Несвицкого и выбирала пьесу для первой постановки. Я колебалась между «Чайкой» Чехова и «Свифтом» Горина. Попробовала начать и то, и другое,  и «Чайка» вырвалась вперед. А выпустив «Чайку», я вернулась к «Дому, который построил Свифт».

Мы начали репетиции, и тут фильм Марка Захарова, который несколько лет лежал на полках, наконец -то в ноябре вышел в прокат. Сначала я, узнав об этом, руки опустила, подумала : «Ну, куда там, после Захарова!».

Но когда я увидела фильм, я не увидела в фильме того, что я увидела в пьесе и поняла, что могу ставить, потому что Захаров поставил не о том, о чем хотелось бы сказать мне.

И так вот 28 января 1988 года на сцене театра «Суббота» вышел этот спектакль, а в 89-ом мы ушли из «Субботы» и создали Театр Дождей.  Очень долго не решались вернуться к «Свифту», потому что и в «Субботе» площадка была небольшая, но наша несравнимо меньше и было непонятно, как сюда этот спектакль встроить. Один раз мы его восстановили и сыграли на фестивале «Зимний Авиньон» в Доме Актера, и в 1997 году я всё-таки решилась на полноценное восстановление этого спектакля», — рассказывает Наталья Васильевна Никитина.

С тех пор «Дом, который построил Свифт» вошел в репертуар Театра Дождей.

194443_cover-jpg-1050x700_q100_crop_upscale

Спектакль всегда проходит с неизменными аншлагами. Он один из самых любимых и в то же время один из самых сложных, поэтому и мнения о нем очень противоречивы. Равнодушных после просмотра «Свифта» нет. Одни зрители ходят смотреть его десятки раз за сезон, а кто-то не выдерживает и одного раза и покидает театр в антракте, не досмотрев до конца, но резюмируя : «Какая чушь!»

Я принадлежу к числу первых. С тех пор, как в первый раз 28 февраля 2014 года я увидела «Дом который построил Свифт» на сцене Театра Дождей, этот спектакль меня не «отпускает». И состояние шока и эмоционального потрясения возвращается снова и снова.

«Свифт» удивителен тем, что при всей сложности  он прост. Прост  как всё гениальное. Наталья Васильевна не заставляет нас разгадывать головоломки, символы и образы доступны пониманию всех зрителей, а не только высоколобым и искушенным театралам.

4f16ba6275a59670238513

Темпоритм, динамика и энергетика спектакля потрясающая. В нём нет провалов, действие держит в постоянном напряжении. Удивительная трансформация главного элемента оформления сцены создает иное пространство, в которое падаешь с самого начала. Музыка, которая вплетается в канву и становится неотъемлемой частью происходящего, погружает в состояние, напоминающее гипнотический транс! Всё это «Свифт»!

Рассказывать, о чем эта постановка, — занятие бессмысленное и неблагодарное. Это надо не только смотреть, но и видеть, это надо прочувствовать, пропустить через себя. Не на умственном уровне, а на уровне чувств, ощущений, эмоций. Ведь «Свифт» напоминает книгу, которую мало прочитать один раз, чтобы понять всю её глубину и полноту.

Сюжет основан на реальном факте из дошедшей до нас биографии Джонатана Свифта, в которой говорится, что бо́льшую часть своего состояния Свифт завещал употребить на создание лечебницы для душевнобольных. О том, что из этого вышло или могло выйти, и говорится в спектакле.

iqahzlwmk0o

В «Свифте» смешиваются жанры, переплетаются друг с другом, меняются местами. Драма превращается в комедию, трагедия в фарс и наоборот! Полностью теряешь ощущение времени и пространства , чувствуешь себя совершенно в ином измерении. Порой это напоминает бред и галлюцинации в сознании умалишённого, порой  безумную фантасмагорию. Фантасмагория в какие-то моменты превращается в мистерию!

«Свифт» не измеряется обычными мерками. Об этом говорит и Наталья Васильевна Никитина :

«Свифт» не имеет никакого отношения к быту, к жизни, к нормальной психологии, это мистерия. Это действительно мистерия и воспринимать её бытовым сознанием невозможно. Здесь надо перестать задавать вопросы — кто сумасшедший , кто нет, здесь это не имеет значения. Надо в это пространство погрузиться , спокойно открыть подсознание и впитать в себя все это, потому что эта пьеса, она как матрешка. Ты открываешь одну, а внутри следующий смысл, ты открываешь следующий, а внутри ещё, ещё, и такое ощущение, что дальше эта матрешка идет к бесконечности…»

Эта многоплановость, многомерность «Свифта» делает его самым интересным, самым сложным и самым спорным из всего репертуара Театра Дождей. Мнений здесь может быть бесконечное множество, но есть одно, которое определяет истинную ценность спектакля. Это мнение автора. Григорий Горин, посмотрев этот спектакль , сказал, что он впервые увидел свою пьесу, поставленную так, как она была им написана.

Нельзя не сказать о замечательных актерах! Ощущение, что они не играют, они живут в этом мире, создают его каждую минуту в этом маленьком сценическом пространстве и раздвигают стены до размеров Вселенной!

e8c511e848ae94f3cac65b239bdf4bca

Многие актеры играют в «Свифте» со дня его премьеры. Переходя из роли в роль, они искали и нашли «свои» образы. И сегодня уже невозможно представить , что когда-то роль Доктора Симпсона играл не Александр Маков, а Патриком был не Александр ИвАнов! Потому что это стопроцентное попадание в образы этих героев и игра актеров доставляет наслаждение, причем не только зрителям, но кажется что и самим артистам. Удивительно точный, проникновенный, тонкий , глубокий, мистичный образ Некто создал Николай Лосев, ранее игравший в массовке. Иван Кожевников, начинал когда-то с роли лилипута Флима, а сегодня он играет две роли — самого Свифта и великана Глюма. Так же как и Валерий Саломахин , игравший в прежние годы Патрика, а сегодня ставший великаном Глюмом.

Спектакль живет и развивается, и это ещё одна причина его долголетия и популярности. Все новые и новые зрители открывают для себя необыкновенный, причудливый мир «Свифта», и каждый находит в нём свое, созвучное сердцу, душе и чувствам.

Закончить я хочу цитатой из отзыва зрительницы, недавно в первый раз увидевшей «Свифта» .

«Спектакль выполнил главную задачу: каждым жестом, каждым звуком, каждым взглядом проник в душу и заставил задуматься о жизни. И ты выходишь уже другим — более чистым, более мудрым. Не каждый спектакль так очищает душу. Именно в таких спектаклях хочется поучаствовать — которые могут изменять судьбы и свои и людей. »

Продолжение цикла:  «Чайка» и «Три сестры» в Театре Дождей

Источник

«Театр дождей» в «Доме, который построил Свифт»

Театр дождей

Григорий Горин, вероятно, один из последних в плеяде величайших драматургов России. Конечно, уже проклевываются и еще прозвучат многие другие, но Горин — это особая планета, рожденная в неласковых советских условиях. Оттого так ярок и многослоен его мир метафор, намеков, сравнений, остроумия.

Режиссер «Театра дождей» Наталья Никитина на пресс-конференции, предшествовавшей юбилейному спектаклю, рассказала, что заболела пьесой сразу же, как только прочитала ее в 1985 году. Но узнав, что Марк Захаров снимает фильм, Наталья Никитина не решилась конкурировать и отложила Свифта на неопределенный срок. Так получилось, что фильм долго не выпускали, и Наталья Никитина все-таки решилась на постановку «Дома, который построил Свифт». И фильм, и спектакль вышли почти одновременно, но какими они оказались разными!

Театр дождей

По словам Никитиной, сам Григорий Горин поблагодарил актеров петербургского театра за то, что спектакль соответствует тому, что хотел выразить автор. К слову сказать, дружба Театра дождей и драматурга началась в 2000 году на гастролях в Москве. К сожалению, закончилась она стремительно — в июне 2000 года, через месяц после знакомства, когда Григорий Горин ушел из жизни.

Так что же так понравилось классику? Удивительно, но на сцене с минимумом декораций — в основном, в виде сеток — царит хаос, который, как ни странно очень хорошо срежиссирован. Сценография и костюмы выполнены Марией Смирновой-Несвицкой. Ей удалось вроде бы примитивным, на первый взгляд, вещам придать глубокий смысл. Чего только стоит ловушка — центральный персонаж сцены!

Театр дождей

Многие герои и явления меняют плюс на минус и обратно в считанные секунды, но к этому быстро привыкаешь. Действо наполнено образами, которые то раздражают, то почему-то исчезают, когда их как раз не хватает. В общем, все как в жизни. Вас помещают в урегулированный и комфортный внутренний хаос, где безумие общественной жизни гармонично уживается с личной любовной трагедией, а коллеги по работе — эти раздражающие йеху — вдруг могут оказаться вполне очаровательными людьми.

Понятно, что Свифт — лишь предлог, лишь маска, лишь способ рассказать о том, чему даже слово еще не придумали. Вообще странности реального Джонатана Свифта как нельзя лучше подходят для такого спектакля-размышления. Писатель, священнослужитель, настоятель Собора Святого Патрика в Дублине в конце жизни признан сумасшедшим. В своем завещании деньги и дом он оставил в пользу душевнобольных. Вот он — Дом, который построил Свифт. Мой дом — моя крепость, мое сумасшествие — моя защита.

Театр дождей

Но не все и не сразу это понимают. Например, доктор Симпсон (Александр Маков) всерьез опасается потерять рассудок, как будто это страшная потеря. Между тем, мощная фигура самого Свифта (Анатолий Рычагов) не дает и тени сомнения, что с ним все в порядке — просто окружение не то, но он к нему вполне по-христиански милосерден. Хотя именно Свифт здесь считается главным сумасшедшим, регулярно уходящим в мир иной. На протяжении всего действа он молчит, умудряясь «гипнотизировать» и коллег по сцене, и зрителей. Но вот когда в финале начинает говорить, то это кажется чем-то противоестественным.

Театр дождей

Есть еще мистер Некто (Николай Лосев), помогающий вспомнить прошлые жизни. Дворецкий (Александр Иванов), у которого «тоже есть нервы», оказывается проницательнее доктора Симпсона. В это время лилипут тонет в большой чайной чашке Свифта, а второй не может его спасти. Это — «маленькая» трагедия, вызывающая слезы, которую никто не видит, но она реальна, хотя большинству героев до нее нет никакого дела. Горькое привыкание к жизни великана Глюма (Иван Кожевников) заставляет вернуться к себе, как гипноз мистера Некто.

Кажется, что здесь нет никакой логики и связи, но это только кажется. Этот спектакль — мир нормального мыслящего человека, которому иногда приходится сомневаться в своей нормальности. Это — рассказ про жизнь со всеми ее приобретениями и потерями, который прекрасно ложится и в историю «Театра дождей».

Театр дождей

За 30 лет постановка «Дом, который построил Свифт» возрождалась трижды. Премьера спектакля состоялась 23 января 1988 года, когда и артисты, и режиссер Наталья Никитина еще составляли театр «Суббота». Второе пришествие Свифта произошло в 1992 году — специально для участия в Международном фестивале «Зимний Авиньон», в Доме Актера. На этот раз спектакль представлял уже родившийся «Театр дождей». Третья версия постановки пришлась на май 1997 года.

За эти годы в «Доме, который построил Свифт» разные роли сыграли более 100 актеров, но есть пятеро стойких, которые присутствуют в спектакле на протяжении трех десятков лет: Анатолий Рычагов — Свифт, Елена Сапронова — Ванесса, Иван Кожевников — 30 лет играет в спектакле разные роли, Александр Иванов — Патрик, дворецкий, Александр Маков — доктор Симпсон, психиатр. Но особую благодарность режиссер Наталья Никитина выразила тем, кто играет йеху и лапутян — это фон и ткань постановки, ее канва. Без них спектакль не приобрел бы необходимой целостности и гармонии.

Театр дождей

«Дом, который построил Свифт» ничего не поменяет в вашей жизни, но заставит о ней задуматься. И кто знает, что тут важнее. Хорошо, если вы ограничитесь глубокомысленным молчанием…

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

19 февраля 2018.
Текст: Юлия Иванова. Фотографии предоставлены пресс-службой «Театра дождей».
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: Театр Дождей.

Источник

Дом, который построил Свифт, отзывы, расписание и билеты на спектакль, постановка Театр им. Пушкина, Москва – Афиша-Театры

Изящное зрелище о внутренней эмиграции

Главный герой пьесы Григория Горина — Джонатан Свифт, предпочитающий участию в общественной работе сочинение собственного мира; а именно — «Путешествия Гулливера». Снаружи подступает лицемерная будничность в виде стражников, губернатора и епископа, зато дома балагурят созданные воображением лилипуты, лапутяне, гуигнгнмы etc. В основе — биографические факты, согласно которым Свифт не только страдал душевным недугом, но и дом свой завещал в пользу душевнобольных. Евгений Писарев, подобно увлекшемуся сочинительством Свифту, создал изящное зрелище с гигантскими столовыми приборами (сценография Зиновия Марголина), в котором нет ровным счетом ничего, за что режиссера можно было бы упрекнуть в излишней злободневности.

Создатели

Актеры:

Андрей Заводюк, Роман Полянский, Антон Феоктистов, Анастасия Мытражик, Анастасия Панина, Анна Кармакова, Эльмира Мирэль, Сергей Миллер, Сергей Ланбамин, Олег Пышненко, Константин Похмелов, Петр Рыков, Игорь Теплов, Алексей Рахманов, Григорий Сиятвинда

Расписание спектакля

Место проведения

касса +7 (495) 694 12 89

адрес Москва, Тверской б-р, 23

подробнее

режим работы пн-вс 11.00–15.00, 16.00–20.00

официальный сайт

Фото пользователя

Лучшие отзывы о спектакле «Дом, который построил Свифт»

9

Давнее моё непосещение театра Пушкина наконец прервалось очень достойным событием. Недавней премьерой театра — Дом, который построил Свифт. Спектакль о жизни одного из самых загадочных авторов 17-18 веков- сатирика и публициста Джонатана Свифта. Который в своих произведениях высмеивал пороки общества. Был на стороне слабого, но достойного простого человека. Этим видимо и заслужил любовь и уважение на родине — в Ирландии.

Начну с конца — да, это пожалуй самая талантливая и самая успешная работа режиссёра Евгения Писарева (из увиденных мною), который уверенно и верно вывел театр на достойные художественные высоты, по крайней мере по наличию такого количества классики, театральных звёзд и даже не только театральных 😉
Наверное, даже могу охарактеризовать увиденное, как совершено полноценную отдельную визуальную работу — браво работе сценографа, художникам (свет, звук, оформление сцены!!!) — можно даже не слушать (не понимать) текст, а наслаждаться воплощением, актёрами, которые даже не говоря текст, каждый в действии в игре, и полноценная картинка собирается из работ каждого героя, будь то сам Свифт, доктор или же один из обитателей сферического дома. Пазл! Вот наверное такое сравнение я бы применил — картинка начинает собираться с первым появлением и первыми похоронами Свифта. Далее — полнейшее погружение в мир безумия, сумасшествия, в странный мир декана Свифта, уводит зрителя, заставляя мыслить, работать извилинами, додумывая, переводя взгляд от персонажа к персонажу, от Дома, после к куску рафинада, далее в тюрьму, заседания глав города и губернатора…картинка сменяла другую. И каждая последующая сцена — увлекает, уводит, заставляет забыться среди лилипутян, жандармов, великана — все, буквально все мизансцены красивы, умны, закончены, ряд миниспектаклей.
Трансформации врача, Свифта, самого Дома, который совместно с героями стареет, лишаясь стёкол, жителей, ветшает…как разбитые идеалы, надежды, неоправданные ожидания…
Я увидел тонкую, умную, изящную работу о великом мыслителе, который не разменивался на слова, а «подтягивал» на свой уровень, заставлял трудиться, преодолевая себя, свои возможности. Также, в спектакле очень много героев, не персонажей, а именно живых людей с судьбой, историей, драмой жизни. Которые в определённые периоды спектакля раскрывая свою душу, сквозь боль, слёзы и лишения — констебль, который понял, что каждая его жизнь повторяет предыдущую, великан Глюм, который был лучше и выше всех, но таковым всегда трудно, а порой и просто невозможно, это и человек Некто — самый несчастный для меня — не помнит своего имени, живёт тысячи лет, не зная и забывая важного, главного…в его глазах вопрос, поиск, вера, он не опускает рук — настоящий азимут для заблудшего смертного. Но не могу не сказать про самого Свифта — это просто попадание сто из ста — Андрей Заводюк — 1,5 действия не проронил ни слова, но какая мимика, взгляды, стать. Но я увидел в нём человека. Живого человека, который любил, страдал, был счастлив, занимался любимым делом.

Я, как зритель, безумно рад, что в репертуаре Пушки появился умный, качественный, «вкусный» спектакль, который я знаю кому рекомендовать, кто поймёт, оценит, восхитится и будет благодарен за совет. Увы, это не такой большой круг лиц. Трудиться в театре зритель отвык. Но непременно такие спектакли, как Дом Свифта — должны, обязаны присутствовать в репертуаре театра, подтягивая зрителя, пытаясь разговаривать, мыслить — на равных.

P.S. Спасибо за работу! И долгой жизни при аншлагах ????

9

Еще один шедевр от труппы театра. Нет, не зря все таки, на этой сцене существовал когда то Камерный театр! Что то витает в воздухе, оставшееся с тех времен, что будоражит, заставляет искать новые формы.

Джонатан Свифт известен нам всем. Мы читали его книжку и смотрели мультфильмы. Но знали ли мы что-то про него самого? А вот он , оказывается, знает про нас практически все. И, поэтому, Свифт, в исполнении Андрея Заводюка, молчит почти три часа. Заставляя нас внимательно прислушаться к себе.
Это очень глубокий, психологически неудобный спектакль. Неудобный, это значит, что легко не будет во время просмотра. Смотреть вглубь себя самого всегда непросто. Видеть то, что пытаешься каждый день скрыть от окружающих. Но, час придет, безумный декан заговорит.

Пьеса Григория Горина была написана более тридцати лет назад. Но и сейчас она актуальна. Все, что происходит на сцене, абсолютно все это жизненно и узнаваемо. И две женщины, борющиеся за внимание одного мужчины и не стесняющиеся никаких средств, и Опустившийся Великан (Георгий Сиятвинда), который стал таким как все, потому что его заставили! Ну нельзя выделяться из толпы, нельзя быть великаном в стране лилипутов, надо шагать в строю себе подобных! Но сатисфакция будет получена и в конце великан опять станет Великаном! Две соперницы поймут, что главное для каждой — счастье любимого мужчины!

Игра актеров восхитительна! Антон Феоктистов в роли доктора Симпсона, а на самом деле Гулливер, просто бесподобен!
Два лилипута, два закадычных друга, сбежавшие в Ирландию и пытающиеся обрести здесь почву под ногами. Но любая дружба проходит испытания. В эмиграции жить несладко. Этот огромный кусок рафинада, который они тащат по сцене и чашка в которой тонет один из них, это и есть жизнь. Мужская дружба рушится из-за женщины, из-за обмана.

Любовь, смерть, дружба, Родина, такие вечные и простые понятия проходят красной нитью через весь спектакль.

Еще раз браво художникам, придумавшим декорации. Перевернутый стеклянный купол многофункционален. Это и крыша дома Свифта, и оранжерея и купол собора и чашка в которой бесславно тонет лилипут-предатель.

На спектакль надо идти однозначно. Чтобы задуматься, стать лучше.
Спектакль начинается с глухих ударов колокола. Тревожно становится, но с последней сценой ты понимаешь : «не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе»

9

Когда я впервые забралась под самый купол San Pietro в Ватикане, было такое чувство, будто сам Бог накрыл гигантской чайной чашкой: внизу — крошечные люди, вверху — солнце, льющееся со всех сторон. Волнительная неизвестность настоящего момента. Побудь немного здесь, ни на небе, ни на земле, подумай — может, поймёшь, что к чему.
В декорации нового спектакля Евгения Писарева «Дом, который построил Свифт» по пьесе Горина — что-то очень похожее. Всё крутится вокруг — не то купола базилики в разрезе, не то — перевёрнутой гигантской чайной чашки. Само по себе занятно — двухуровневая крыша, в которой то и дело слышен звук бьющегося стекла, плывут облака, видения и бродит непробиваемо молчаливый мыслитель — Свифт. Рядом с ним — две красивые женщины. Доктор, который не читал «Гулливера». Низкорослый Великан. Долгожитель с короткой памятью. Несвятой Патрик гоняет лилипутов… Сумасшедше прекрасный дом на границе безумия и блаженства!
«Дому, который построил Свифт» повезло — он создан созвездием мастеров, без преувеличения, блистательных театральных художников. Сценография — Зиновий Марголин, свет — Дамир Исмагилов, костюмы — Мария Данилова. К слову, Машей «одеты» все любимые мною фоменковские спектакли. Её трепетное, сразу считываемое, отношение к малейшим деталям, оттенкам, фактуре —невидимым тонким нитям, которыми в результате оказывается соткано пространство между сценой и зрителем — отдельная тема. По этим нитям, кажется, идёт то самое электричество, вкладываемое автором в спектакль…
Режиссёр Евгений Писарев пригласил мастеров ставить спектакль домой, в Театр имени Пушкина, которым руководит пять лет — создавать особенную историю, кажется, глубоко личную для него самого. А дом — это дом, как его ни поверни. Здесь стены помогают сотворить чудо, и оно только начинает раскрываться.
Друзья, да — смотреть. Как глубокий, сложный, ироничный, исцеляющий и невероятно красивый спектакль о жизни — её муках, ежедневном труде, противоречиях, творчестве, смыслах и вымыслах, откровениях и бреде, любви и смерти.

9

В самом здании театра Пушкина я была и раньше, но на антрепризных спектаклях. А вот на их «родном» спектакле вчера побывала впервые. И это был редкий случай, когда я была в театре с мужем, ибо смотрели мы нами обоими обожаемую вещь — «Дом, который построил Свифт». Муж ярый поклонник одноименного фильма, я предпочитаю пьесу Горина (хотя и фильм люблю, конечно). И вот довелось увидеть это на сцене!
Сразу скажу — нам понравилось. Причем обоим, что редко бывает 🙂
Спектакль невероятно атмосферный. С первый минуты погружаешься в мир Свифта — и тебя затягивает, как во сне. Реальность настолько сливается с выдуманным миром, что иногда кажется, что ты сам немножко сходишь с ума ) Все вроде бы идет правильно, но одновременно и явно противоречит здравому смыслу… а что вы хотите от дома, в котором собрались люди, считающие себя сумасшедшими — или героями книг Свифта?…
Пара лилипутов, например. «Под ногами все время шмыгают лилипуты» (с) Прекрасные Рельб (Алексей Рахманов) и Флим (Игорь Теплов), друзья с детства, которые привязаны друг к другу не только дружбой, но чувствами к одной женщине. И не понятно — дружба ли позволяет им мириться с этой ситуацией или сложившийся треугольник заставляет продолжать дружить…
А великан Глюм? Опустившийся великан, ждущий своего рыцаря… Григорий Сиятвинда замечателен в этой роли.
А дамы, Ванесса (Э. Абдурахманова) и Эстер (Анастасия Панина)? Им же веришь каждую минуту. Женщины, которые любят, причем безответно, это так… обычно в этой жизни, мне кажется. Придумывают свой, параллельный мир, в котором их избранник отвечает им, испытывает какие-то чувства, в котором все имеет смысл — и на это тратят свою жизнь, почитая за счастье просто быть рядом, знать, что их помнят и пусть путают с кем-то из прошлых любовей. Ревнуют, заботятся, отстаивают свое место рядом с Ним. Это вообще отдельная тема — влюбленные женщины…
Очень понравилась сцена с Некто (Александр Дмитриев) и констеблей — практически комедийная и страшная одновременно.
Еще я практически влюбилась в доктора Симпсона (или Гулливера?) 🙂 Ну очень хорош, очень. Даже не знаю, как слова подобрать — но это оказался абсолютно тот образ, который я видела, читая пьесу. Антону Феоктистову браво! Кстати, я его завтра увижу в спектакле «Мышеловка», интересно, как оно будет…
Как ни странно, мне не сказать, чтобы понравился сам Свифт. Вернее, пока он молчал, было очень даже чудесно, точно по тексту 🙂 А вот потом… Я совершенно солидарна с доктором Симпсоном, сказавшим Свифту «И вообще, вам не идет болтовня, сэр… Молчащим вы, извините, казались умней.» (с) Как-то не оценила я «говорящего» Свифта, к нему вместе с речью пришло такое внезапное оживление и нервная веселость, что совершенно разрушило очарование. На мой взгляд, недодержал слегка образ. Хотя, возможно, так и было задумано…
И отдельно хочу повосхищаться Патриком (Сергей Миллер) — иногда ощущение, что на нем, практически, все действие и держится. Невероятно шикарен!
Спектакль получился очень серьезным и при этом совершенно волшебным. Если честно, я очарована им. Возможно, как-нибудь соберусь и схожу еще раз — уж очень на душу лег. Оценка 5 из 5. Вот очень рекомендую, очень.

9

Очень много слышала об этой постановке и давно хотела сходить. Наконец-то оно свершилось.Спектакль понравился, действительно, заслуживает внимания. Очень интересная режиссерская работа, тонкий юмор, философский подтекст, элементы абсурда ( переплетение реальности и сказочных персонажей произведений Свифта). Интересные и необычные декорации. Смотрится спектакль легко, несмотря на замысловатый сюжет. Рекомендую к просмотру тем, кто любит не просто посмотреть и развлечься, а еще и подумать, и глубоко вникнуть. Любителя

Читайте также:  Как построить на участке новый дом вместо старого