Строитель построил дом закон хаммурапи

лучшее правило управления рисками — The Idealist

Почти 4000 лет назад король Хаммурапи из Вавилона, Месопотамия, изложил один из первых законов.

Кодекс Хаммурапи является одним из самых старых переведённых документов. Он состоит из 282 законов, большинство из которых касается наказаний. Каждый закон учитывает статус преступника. Кодекс также включает в себя самые ранние из известных законов о строительстве, предназначенные для согласования желаний строителя и жильца и призванные обеспечить безопасность домов:

«229. Если строитель, строя кому-нибудь дом, сделает свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть домохозяину, то строителя должно предать смерти.

230. Если он причинит смерть сыну домохозяина, то должно предать смерти сына строителя.

231. Если он причинит смерть рабу домохозяина, то должно отдать домохозяину раба за раба.

232. Если он уничтожит имущество, то он обязан возместить все уничтоженное им, и за то, что построил дом непрочно, так что он обрушился, должен восстановить обвалившийся дом за свой счёт.

233. Если строитель, строя кому-нибудь дом, сделает свою работу непрочно, так что упадёт стена, то он обязан возвести стену за свой счёт».

Хаммурапи стал правителем Вавилона в 1792 году до нашей эры и занимал эту должность в течение 43 лет. В эпоху городов-государств Хаммурапи обеспечил рост своего скромного королевства (показатель где-то между 60 и 160 квадратных километров), завоевав несколько соседних государств. Удовлетворённый размером территории, которую он контролировал, Хаммурапи принялся совершенствовать управление своим народом.

«Оказывается, наш мир очень слабо защищен от угрожающей ему странной  и

внезапной опасности».

— Артур Конан Дойл

Хаммурапи был справедливым правителем и заботился о благополучии своего народа. Он преобразовал территорию, заказав строительство оросительных канав для повышения производительности сельского хозяйства, а также снабдив города защитными стенами и крепостями. Хаммурапи также отремонтировал храмы и религиозные достопримечательности.

По сегодняшним меркам Хаммурапи был диктатором. Он, однако, не злоупотреблял своей властью, считал себя «пастухом» своего народа. Хотя вавилоняне держали рабов, у этих подневольных людей тоже были права. Рабы могли вступать в брак с другими людьми любого статуса, начинать бизнес и приобретать свою свободу, и они были защищены от жестокого обращения.

На первый взгляд может показаться, что мы мало чему можем научиться у Хаммурапи. Я имею в виду, зачем думать о древних вавилонянах? Они были просто фермерами-варварами, верно?

Но на самом деле мы не столь разные как кажется. Наши современные убеждения не отделены от тех, что были во времена Хаммурапи; они являются их продолжением. Ранние юридические кодексы являются предтечами тех, на которые мы опираемся сегодня.

Независимо от того, является ли страна диктатурой или демократией, одним из ключей к любой эффективной правовой системы является способность каждого понимать её законы. Мы понимаем несовершенство нашего закона, и одновременно можем оценить простоту Кодекса Хаммурапи в области практической справедливости без высоких принципов. Даже название «свод законов» вводит в заблуждение. У древних вавилонян не было эквивалентного термина.

В кодексе Хаммурапи подразумеваются три важных понятия: взаимность, подотчётность и стимулы.

У нас нет данных о том, как часто вавилонские дома рушились до и после внедрения Кодекса. Мы не знаем, сколько людей были казнены в результате несоблюдения строительных норм. Но нам известна сила человеческого инстинкта самосохранения, который лежит в основе нашего поведения. Желание избежать смерти — самый мощный стимул, который у нас есть. Если предположить, что люди чувствовали и думали так же 4000 лет назад, мы можем догадываться о влиянии Кодекса.

Представьте себя вавилонским строителем. Каждый раз, когда вы строите дом, существует риск, что он рухнет, если вы допустите какие-либо ошибки. И что делать? Предусмотреть максимально возможный запас прочности. Запланировать любые потенциальные риски. Вы не срезаете углы или не пытаетесь сэкономить немного денег. Независимо ни от чего, вы не собираетесь допускать каких-либо известных недостатков в строительстве. Это не стоит того. Вы хотите быть уверенным, что дом незыблем.

Теперь сравните это с убеждениями современных инженеров или строителей.

Самое худшее, с чем они могут столкнуться — штраф. Мы видели это во время урагана «Катрина» — погибло 1600 человек из-за наводнений, вызванных, в частности, плохим дизайном систем защиты от ураганов в Новом Орлеане. Анализ трагедии, что потоки, дамбы, насосы и ворота города были плохо разработаны и плохо обслуживались. Число погибших было больше, чем могло бы быть. И все же никто не был привлечён к ответственности.

Ураган «Катрина» считается катастрофой, которая была вызвана частично естественными причинами, а частично — искусственными. В последние месяцы, в Гренфелл-Тауэр в Лондоне, мы наблюдали последствия небрежного строительства. По меньшей мере 80 человек погибли в пламени, которое, как считается, загорелось случайно, но, согласно экспертным оценкам, возгорание стало сильнее из-за использования дешёвых строительных материалов, которые не прошли тесты безопасности.

Части Кодекса Хаммурапи, которые касаются законов о строительстве, крайне жестоки и иллюстрируют важную концепцию: запас прочности.

Вавилонскому строителю было недостаточно построить дом, который устоит перед естественными стрессорами. Непредвиденное событие — например, аномальная погода – могло обрушить строение и, в свою очередь, привести к смерти строителя, поэтому строители должны были обеспечить большой запас прочности. Чем больше, тем лучше. При ветре 59 миль в час мы не хотим находиться в доме, построенном, чтобы выдерживать 60.

Читайте также:  Дорого ли сейчас построить дом

Но наши текущие финансовые системы не стимулируют людей создавать широкие пределы безопасности. Вместо этого они обеспечивают обратное — способствуют опасному риску.

Нассим Талеб сослался на Кодекс Хаммурапи в эссе для «Нью-Йорк таймс», в котором описал способ предотвращения банкротства. Его решение? Прекратите предлагать бонусы за рискованное поведение людей, которые не будут платить, если результат плох. Талеб писал:

«… настало время для фундаментальной реформы: если любой человек, который работает в компании, независимо от его нынешнего финансового состояния, потребует финансовой помощи, финансируемой налогоплательщиком, то такая помощь не должна быть оказана. Фактически, вся оплата в системно важных финансовых учреждениях — крупных банках, а также некоторых страховых компаниях и даже огромных хедж-фондах — должна строго регулироваться».

Вопрос, по мнению Талеба, не является обычной жалобой на неравенство доходов. Вместо этого он рассматривает бонусы как асимметричные стимулы. Они вознаграждают риски, но не наказывают последующие ошибки, которые вызывают «скрытые риски в финансовой системе и становятся катализатором катастроф».

Бонусы поощряют банкиров игнорировать потенциал событий «Чёрного лебедя», причём финансовый кризис 2008 года является простым (или, скорее, субстандартным) примером. Вместо того, чтобы игнорировать эти события, банки должны стремиться минимизировать причинённый вред.

В некоторых областях карьеры есть строгая система стимулов и препятствий, как официальных, так и неофициальных. Врачи получают повышение и уважение, если они хорошо выполняют свою работу, и рискуют тяжёлыми штрафами за медицинскую халатность. За исключением экспериментов, в которых пациенты полностью информированы и согласны с этими рисками, врачи не получают бесплатный допуск для рисков, которые наносят вред пациентам.

То же самое касается военнослужащих и сотрудников службы безопасности. Как писал Талеб, «мы доверяем военным безопасности нашей жизни, но не даём им щедрых бонусов. Они получают вознаграждение и честь в случае хорошо выполненной работы, и серьёзное осуждение, если терпят неудачу».

Хаммурапи и его советники были безразличны к сложным законам и системам. Вместо этого они хотели, чтобы Кодекс давал результат и был понятен всем. И Хаммурапи понял, как работают стимулы — урок, полезный в том числе для нас.

Когда вы объединяете стимулы каждого как с положительным, так и с отрицательным результатом, вы создаёте систему, которая заботится о себе. Талеб описывает Закон 229 Кодекса Хаммурапи как «лучшее правило управления риском, созданное когда-либо». Несмотря на варварский на современный взгляд подход, он учитывал определённые трюизмы. Строители обычно знают больше о строительстве, чем их клиенты, и могут использовать неочевидные способы. После завершения строительства строитель может уйти с небольшой дополнительной прибылью, в то время как несчастный клиент неосознанно остаётся с небезопасным домом.

Небольшая дополнительная прибыль, которую строители могут генерировать, аналогична бонусной системе в некоторых современных отраслях. Он вознаграждает тех, кто принимает неразумные риски, обманывает своих клиентов и вредит другим людям ради собственной выгоды. Система Хаммурапи имела противоположный эффект; она объединяла интересы лица, получающего деньги, и человека, их платящего. Вместо того, чтобы строитель был мотивирован заработать как можно больше прибыли, а домовладелец — получить безопасный дом, они оба преследовали последнюю цель.

Кодекс иллюстрирует эффективность использования чувства самосохранения в качестве стимула. Мы чувствуем себя более безопасно в самолётах, которые управляются человеком, а не машиной, потому что, в частности, считаем, что пилоты хотят защитить свою собственную жизнь так же, как и нашу.

Когда нам не хватает стимула защищать себя, мы гораздо более подвержены риску безопасности других людей. Вот почему банкиры готовы пойти на вред своим клиентам, если это означает, что они получат существенные бонусы. И почему врачи-мужчины прописывали противозачаточные таблетки миллионам пациентов в 1960-х годах, не сообщая им о рисках (которые были в то время высокими). Вот почему компании, занимающиеся продажей вредных продуктов, таких как фаст-фуд и табак, довольны тем, что рискуют. Или почему британская инициатива по сокращению численности индийских кобр, с компенсациями тем, кто ловил змей, имела противоположный эффект. Или почему сотрудники Wells Fargo открывали миллионы поддельных счетов для достижения показателей продаж.

Стимулы возникают при отрицательных последствиях для тех, кто их эксплуатирует. Внешние стимулы основаны на внешней мотивации, которая легко идёт наперекосяк.

Когда у нас есть реальная заинтересованность в результате, то вы действуете так, как иначе не могли и представить. Мы действуем по-другому. Мы не торопимся. Мы используем мышление второго порядка и инверсию. Мы ищем доказательства или способ опровергнуть это.

Четыре тысячи лет назад вавилоняне понимали силу стимулов, но мы, похоже, с тех пор забываем о недостатках человеческой природы.

Оригинал: farnamstreetblog

Источник

Читать Законы вавилонского царя Хаммурапи онлайн (полностью и бесплатно) страница 7

( 225) Если он сделал тяжелую операцию волу или же ослу и убил его, то он должен заплатить владельцу вола или же осла 1/4 его покупной цены.

Читайте также:  Сколько стоить построить дом под ключ из пеноблоков

( 226)clxvii Если цирюльник без дозволения рабовладельца сбрил рабский знак у чужого раба, то этому цирюльнику должны отрубить кисть руки.

( 227) Если человек обманул (?) цирюльника, и тот сбрил рабский знак у чужого раба, то этого человека должны казнить и повесить у ворот, а цирюльник должен поклясться: «Если бы. я знал, я бы не выбрил», и он будет оправдан.

( 228) Если строитель построил дом человеку и завершил его, то за один cap дома домовладелец должен ему дать в подарок 2 сикля серебра.

( 229) Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.

( 230) Если он убил сына хозяина, то должны убить сына этого строителя.

( 231) Если он убил раба хозяина, то он, строитель, должен отдать хозяину раба за раба.

( 232) Если он погубил имущество, то все, что он погубил, он должен возместить и, так как дом, который он построил, он не сделал прочно и тот рухнул, он должен также отстроить дом из собственных средств.

( 233) Если строитель построил человеку дом и работу свою не укрепил, и стена обрушилась, то этот строитель должен укрепить стену из собственных средств.

( 234) Если лодочник соорудил человеку судно, но свою работу сделал ненадежно, и это судно рассохлось (?) в том же году или оно имело другой недостаток, то лодочник должен это судно разобрать, а из собственных средств сделать прочное и отдать судовладельцу прочное судно.

( 235) Если лодочник соорудил человеку судно емкостью 60 гуров, то он должен дать тому в подарок 2 сикля серебра.

( 236) Если человек отдал свое судно в аренду лодочнику, а лодочник был нерадив и потопил судно или погубил, то лодочник должен возместить судно судовладельцу.

( 237) Если человек нанял лодочника и судно и нагрузил его зерном, шерстью, маслом, финиками или же любым другим грузом, а этот лодочник был нерадив и потопил судно и погубил то, что в нем было, то лодочник должен возместить судно, которое он потопил, и все, что погубил в нем.

( 238) Если лодочник потопил судно человека, а затем поднял его, то он должен заплатить серебром половину его покупной цены.

( 239) Если человек нанял лодочника, то он должен ему ieaтить 6 гуров зерна в год.

( 240) Если судно, идущее против течения, ударило судно, идущее по течению, и потопило его, то судовладелец, чье судно было потоплено, может клятвенно показать перед богом все, что погибло на его судне, и судно, шедшее против течения, которое потопило судно, шедшее по течению, должно возместить ему его судно и все погибшее у негоclxviii.

( 241)clxix Если человек забрал быка в залог, то он должен отвесить 1/3 мины серебраclxx.

( 242-43) Если человек нанял на один год скотину, то наемную плату за рабочее животное — 4 гура зерна, а наемную плату за переднее животноеclxxi — 3 гура зерна он должен дать его хозяину.

( 244) Если человек нанял вола или осла, и лев убил его в степи, то убыток — только его хозяина.

( 245) Если человек нанял вола и убил его нерадивостью или побоями, то он должен возместить вола за вола хозяину вола.

( 246) Если человек нанял вола и сломал ему ногу или же рассек ему шейную жилу, то он должен возместить вола за вола хозяину вола.

( 247) Если человек нанял вола и выколол ему глаз, то он должен заплатить хозяину вола половину его покупной цены серебром.

( 248) Если человек нанял вола и сломал ему рог, отрезал ему хвост или же повредил ему морду (?), то он должен заплатить серебром 1/5 его покупной цены.

( 249) Если человек нанял вола, и бог его поразил, и он издох, то человек, нанявший вола, может произнести божественную клятву и он будет свободен.

( 250) Если бык при своем хождении по улице забодал человека и умертвил его, то это дело не имеет основания для иска.

( 251) Если бык человека был бодлив, и его квартал указал ему, что тот бодлив, но он не закутал ему рога, быка своего не спутал, и этот бык забодал и умертвил сына человека, то тот должен заплатить 1/2 мины серебраclxxii.

( 252) Если это раб человека, то тот должен заплатить 1/3 мины серебра.

( 253)clxxiii Если человек нанял человека для управления своим полем и доверил ему скот и обязал его договором обрабатывать поле, то если этот человек украл семена или же фураж, а это было схвачено в его руках, ему должны отрубить его руку.

( 254) Если он забрал семена (?) и истощил скот, то он должен возместить убыток зерна, что он натворил.

Читайте также:  Чтоб построить дом какие нужны документы для

( 255) Если скот того человека он отдал в наем или же украл семена и в поле ничего не вырастил, то этого человека должны уличить, и во время сбора урожая он должен отмерить по 60 гуров зерна за каждый бур площади поля.

( 256) Если он не может уплатить свое возмещение, то его должны растерзать на этом же поле с помощью скота.

( 257) Если человек нанял пахаря, то он должен ему платить по 8 гуров зерна в 1 год.

( 258) Если человек нанял погонщика волов, то он должен платить ему по 6 гуров зерна в 1 год.

( 259) Если человек украл плуг с обрабатываемого поля, то он должен заплатить хозяину плуга 5 сиклей серебра.

( 260) Если он украл сошник или же борону, то он должен заплатить 3 сикля серебра.

( 261) Если человек нанял пастуха для пастьбы крупного и мелкого рогатого скота, то он должен платить ему по 8 гуров зерна в 1 год.

( 263) Если он погубил вола или же овцу, которые были ему даны, то он должен возместить их владельцу вола за вола, овцу за овцу.

( 264) Если пастух, которому были даны крупный рогатый скот и овца для пастьбы, получил всю свою наемную плату, и его сердце было удовлетворено, уменьшил количество крупного рогатого скота, уменьшил количество овец и сократил приплод, то он должен давать приплод и доход согласно по договору.

( 265) Если пастух, которому были даны для пастьбы крупный рогатый скот и овцы, был вероломным и изменил тавро и продал скот за серебро, то его должны уличить, и он должен возместить крупный рогатый скот и овец их владельцу в десятикратном количестве.

( 266) Если на скотном дворе появилась эпидемия или же лев побил скот, то пастух должен очиститься перед богом, а падеж на скотном дворе должен принять на себя хозяин скотного двора.

( 267) Если пастух был нерадив, и на скотном дворе появились чесотка (?), то пастух, который причинил ущерб от чесотки (?) на скотном дворе, должен восстановить поголовье крупного рогатого скота и овец и отдать владельцу их.

( 268) Если человек нанял вола для молотьбы, то его наемная плата 20 ка зерна.

( 269) Если он нанял для молотьбы осла, то его наемная плата — 10 ка зерна.

( 270) Если он нанял ягненка для молотьбы, то его наемная плата — 1 ка зерна.

( 271) Если человек нанял волов, телегу и ее погонщика, то он должен платить по 180 ка зерна за 1 день.

( 272) Если человек нанял только самое телегу, то он должен платить по 40 ка зерна за 1 день.

( 273) Если человек нанял наемника, то от начала года до пятого месяца он должен ему платить по 6 шеумов серебра за один день, а от шестого месяца до конца года он должен платить по 5 шеумов серебра за один день.

( 274) Если человек наймет мастерового, то наемная плата его … шеумов серебра, наемная плата кирпичного мастера — 5 (?) шеумов серебра, наемная плата ткача — 5 шеумов серебра, наемная плата гравера — … шеумов серебра, наемная плата … шеумов серебра, наемная плата кузнеца (?) — … шеумов серебра, наемная плата плотника — … шеумов серебра, наемная плата сапожника — … шеумов серебра, наемная плата корзинщика — … шеумов серебра, наёмная плата строителя — … шеумов серебра за один день oн должен платить.

( 275) Если человек нанял парусное (?) судно, то его наемная плата 3 шеума серебра за один день.

( 276) Если человек нанял весельное судно, то он должен платить в качестве его наемной платы 2 1/2 шеума серебра за один день.

( 277) Если человек нанял судно емкостью 60 гуров, то он должен платить в качестве его наемной платы 1/6 сикля серебра за 1 день.

( 278) Если человек купил раба или рабыню, и месяц не прошел, а на него обрушилась эпилепсия (?), то покупатель может вернуть его своему продавцу и получить серебро, которое он отвесил.

( 279) Если человек купил раба или рабыню, и по поводу него предъявлен искclxxiv, то только продавец обязан отвечать по иску.

( 280) Если человек купил в чужой стране раба или рабыню другого человека, а когда он явился в свою страну, хозяин раба или рабыни опознал своего раба или свою рабыню, то, если это раб и рабыня — дети страныclxxv, им должна быть предоставлена свобода безвозмездно.

( 281) Если они — сыны другой страны, то покупатель должен сказать перед богом количество серебра, которое он отвесил, а хозяин раба или рабыни может отдать тамкару серебро, которое тот отвесил, и выкупить своего раба или свою рабыню.

( 282) Если раб сказал своему господину: «Ты — не мой господин», то он должен уличить его в том, что он — его раб, а затем его господин может отрезать ему ухоclxxvi.

Источник