Укажите имя архитектора который построил дом на тверской 14
Дом № 14 по Тверской улице (Москва) — Википедия
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 апреля 2020; проверки требуют 3 правки.
памятник архитектуры (федеральный)
Дом № 14 по Тверской улице в Москве (известный как дом Е. И. Козицкой или дом Г. Г. Елисеева) — памятник истории и культуры Москвы XVIII века; в нём расположен знаменитый гастроном «Елисеевский», а также Государственный музей — культурный центр «Интеграция» имени Н.А. Островского.
История[править | править код]
Конец 1930-х годов. Тверская улица, вид в сторону Пушкинской, площади, справа — дом № 14
Интерьер «Елисеевского», 2008 год.
Дом № 14 по Тверской улице был построен на углу Тверской улицы и переулка, носившего тогда название Сергиевского, в конце 80-х годов XVIII века по проекту архитектора Матвея Фёдоровича Казакова. Говорили, что «дворец на Тверской» строил статс-секретарь Екатерины II Григорий Васильевич Козицкий для своей жены Екатерины Ивановны Козицкой (в девичестве Мясниковой), но это не так: почти за 15 лет до начала строительства Григорий Козицкий, попав в государственную опалу, покончил с собой, нанеся себе 32 ножевые раны. Так что к моменту начала строительства Екатерина Козицкая давно уже была вдовой и самостоятельно занималась домом. Вскоре Сергиевский переулок был переименован в честь новой хозяйки дома в Козицкий.
Новый дом Козицкой воплощал в себе всё совершенство и гармонию архитектуры классицизма. Это лёгкое шестиколонное здание было великолепно и внутри, и снаружи. Интерьеры были так роскошны, что это обстоятельство послужило причиной отказа московских университетских властей от найма его для размещения студентов и профессоров после пожара 1812 года, когда собственный дом университета на Моховой почти полностью выгорел. Ректор Московского университета Иван Андреевич Гейм писал о доме Козицкой: «Только нижний его этаж по простой своей отделке был бы способен для помещения в нём университетских студентов и кандидатов, а второй этаж отделан так богато и убран так великолепно, что никаким чиновникам, а того менее студентам, в оном жить никак не можно, чтоб не испортить штучных полов и штофных обоев, огромных дорогих трюмо и прочее…»
Впоследствии, в качестве приданого дочери Козицких Анны, дом переходит русскому дипломату Александру Михайловичу Белосельскому-Белозерскому, имевшему от первого брака двух дочерей Зинаиду и Марию.
Зинаида Александровна Белосельская-Белозерская в совершенстве владела французским, итальянским, английским языками, знала греческий, латынь. У неё был литературный талант, она была великолепнейшей певицей. Её редким по красоте голосом восхищался итальянский композитор Россини. Красавица, обладавшая блестящим умом, тонкая ценительница и покровительница искусств, она сочиняла музыку, ставила оперы, где выступала в главных ролях, писала стихи и прозу, увлекалась живописью. В 1811 году Зинаида Александровна вступила в брак с Никитой Григорьевичем Волконским, родным братом будущего декабриста Сергея Григорьевича Волконского.
В 1824 году княгиня Зинаида Александровна Волконская переезжает в Москву и поселяется в доме № 14 по улице Тверской. Она превратила дом в настоящий храм искусств, поместив в нём коллекцию отца, где были оригиналы и копии знаменитейших произведений живописи, а стены комнат были украшены фресками в стиле различных эпох. Княгиня Волконская устраивала у себя в доме литературно-музыкальные вечера. Её салоны пользовались большой известностью. В доме выступали великосветские любители — известный виолончелист граф Михаил Юрьевич Виельгорский, певица Екатерина Петровна Лунина-Риччи, а также другие талантливые музыканты и певцы итальянской оперы. В доме бывали Александр Сергеевич Пушкин и Василий Жуковский, Пётр Вяземский, Фёдор Тютчев, Денис Давыдов и Александр Одоевский, Иван Тургенев, Александр Алябьев и многие другие.
В 1825 году в этом доме проездом в Сибирь останавливалась невестка Зинаиды Волконской — Мария Николаевна Волконская (в девичестве Раевская), жена сосланного декабриста Сергея Григорьевича Волконского. Чтобы хоть как-то скрасить Марии последние часы перед страшным путешествием, Зинаида Александровна собирает у себя в доме «Прощальный вечер», куда приглашает лучших исполнителей итальянской музыки, которые в то время были в Москве. На том вечере также присутствует и Пушкин.
В 1829 году Волконские уезжают в Италию, но дом остаётся во владении Белосельских-Белозерских. Последующее упоминание о доме относится уже к концу 60х годов, когда в нём размещался пансион Э. Х. Репмана, в котором учились дети богатых родителей.
В начале 1870 года дом приобретает подрядчик Самуил Миронович Малкиель (1836—?), занимающийся поставками обуви для российской армии. Дом переделывается по новой моде архитектором Августом Егоровичем Вебером в 1874 году: снимаются классический портик и колонны, почти полностью изменяется фасад. Со времени Малкиеля нижний этаж дома занимал магазин портного Корпуса, а бельэтаж — богатые квартиры. Внутренность роскошных залов была сохранена. Остались также беломраморная лестница и подъезд, выходивший на парадный двор. Домом по очереди владели купцы Носовы, Ланины, Морозовы.
«Елисеевский»[править | править код]
Фруктовый отдел «Елисеевского» (1913)
Кабинет управляющего «Елисеевского» (1913)
В 1898 году дом приобретает петербургский купец-миллионер Григорий Григорьевич Елисеев. Дом со всех сторон заключают в деревянные леса, так чтобы никто не мог проникнуть на его территорию, и начинается новая глобальная перестройка. Для переделки дома Елисеевым был приглашён петербургский инженер Гавриил Васильевич Барановский, позднее построивший для Елисеева несколько домов в Петербурге. Отделкой интерьеров вместе с Барановским занимались архитекторы Воейков и Перетяткович. Проходивший когда-то под домом проезд, в который могли въезжать кареты, стал главным входом в магазин, а комнаты первого и второго этажей превратились в огромный торговый зал, сверкающий причудливой декоративной обработкой стен и яркими огнями изящных огромных люстр. Особняк на Тверской принадлежал Елисееву до 1917 года.
В годы Советской власти магазин переименован в Гастроном № 1, но продолжал неофициально называться «Елисеевским». Был одним из образцовых и передовых советских предприятий торговли. В начале 1980-х годов с гастрономом связано громкое уголовное дело, в результате которого за хищения осуждены многие работники гастронома, а директор Соколов расстрелян по приговору суда.
В 1991 году гастроном приватизирован, в начале 2000-х годов сменил собственника, часть площадей сдана в аренду (их заняли ресторан «Этаж» и ночной клуб YE). В 2003 году проведена реконструкция, восстановившая некоторые интерьеры магазина Елисеевых и переформатировавшая прилавочный магазин в универсам. С 2005 года оператором гастронома стала розничноторговая сеть «Алые паруса». С 2015 года Правительством Москвы готовится продажа площадей с обременением в виде договоров аренды под магазин-гастроном.
Государственный музей — культурный центр «Интеграция» имени Н.А. Островского[править | править код]
С 1918 года часть дома использовалась под квартиры. В 1935—1936 годах в одной из них провёл последний год своей жизни Николай Алексеевич Островский: он прожил 32 года, из которых 9 лет был прикован к постели. В 1940 году в квартире создан мемориальный музей Островского.
В 1992 году музей был переименован в Государственный музей — гуманитарный центр «Преодоление» имени Николая Островского, экспозиция расширена творчеством людей с ограниченными возможностями здоровья. В 2016 году переименован в Государственный музей — культурный центр «Интеграция» имени Н.А. Островского.
Литература[править | править код]
- Романюк С. К. «Из истории Московских переулков»
- Гиляровский В. А. «Москва и Москвичи», История двух домов
- Захарова Е. А. «Великая Эпоха» (The Epoch Tomes) — международный информационный проект
- Имена московских улиц. Топонимический словарь / Р. А. Агеева, Г. П. Бондарук, Е. М. Поспелов и др.; авт. предисл. Е. М. Поспелов. — М.: ОГИ, 2007. — 608 с. — (Московская библиотека). — ISBN 5-94282-432-0.
- Сухарева О. В. «Кто был кто в России от Петра I до Павла I», Москва, 2005
Источник
История дома на Тверской 14
Дом № 14 по Тверской улице был построен на углу Тверской улицы и переулка, носившего тогда название Сергиевского, в конце 80-х годов XVIII века по проекту архитектора Матвея Фёдоровича Казакова.
Справа — дом Е.И. Козицкой
Говорили, что «дворец на Тверской» строил статс-секретарь Екатерины II Григорий Васильевич Козицкий для своей жены Екатерины Ивановны Козицкой (в девичестве Мясниковой*), но это не так: почти за 15 лет до начала строительства Григорий Козицкий, попав в государственную опалу, покончил с собой, нанеся себе 32 ножевые раны. Так что к моменту начала строительства Екатерина Козицкая давно уже была вдовой и самостоятельно занималась домом. Вскоре Сергиевский переулок был переименован в честь новой хозяйки дома в Козицкий.
Козицкая Екатерина Ивановна (24.10.1746- 6.5.1833), жена Г.В.Козицкого. Младшая дочь уральского горнозаводчика Ивана Мясникова и его жены Татьяны Борисовны Твердышевой (сестра богатых рудопромышленников). Отец Екатерины Ивановны унаследовал богатое состояние своей жены после смерти ее братьев и приумножил его так, что Екатерина Ивановна и ее сестры (Ирина, Дарья и Аграфена) явились родоначальницами богатства многих знатнейших русских фамилий (Бибиковых, Балашовых, Долгоруких, Васильчиковых, Левашевых, Толстых и Закревских). По отзывам современников, Козицкая была умной и энергичной женщиной и, будучи дочерью простого «мужика», сумела составить себе самостоятельное положение в высшем свете, в котором выдающуюся роль играли ее дочери — княгиня А.Г. Белосельская и графиня Лаваль. Жила она открыто и много принимала как в Санкт-Петербурге, так и в Москве, где у нее был большой дом на Тверской улице (на углу Козицкого переулка). Дочери Козицкой передали свои части материнских богатств в семьи князей Белосельских, Трубецких, графов Лебцельтернов и Борхов.
Использованы материалы книги: Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I, Москва, 2005
Новый дом Козицкой воплощал в себе всё совершенство и гармонию архитектуры классицизма. Это лёгкое шестиколонное здание было великолепно и внутри, и снаружи. Интерьеры были так роскошны, что это обстоятельство послужило причиной отказа московских университетских властей от найма его для размещения студентов и профессоров после пожара 1812 года, когда собственный дом университета на Моховой почти полностью выгорел. Ректор Московского университета Иван Андреевич Гейм писал о доме Козицкой: «Только нижний его этаж по простой своей отделке был бы способен для помещения в нём университетских студентов и кандидатов, а второй этаж отделан так богато и убран так великолепно, что никаким чиновникам, а того менее студентам, в оном
жить никак не можно, чтоб не испортить штучных полов и штофных обоев, огромных дорогих трюмо и прочее…»
Впоследствии, в качестве приданного дочери Козицких Анны, дом переходит, русскому дипломату Александру Михайловичу Белосельскому-Белозерскому, имевшему от первого брака двух дочерей Зинаиду и Марию.
Зинаида Александровна Белосельская-Белозерская в совершенстве владела французским, итальянским, английским языками, знала греческий, латынь. У неё был литературный талант, она была великолепнейшей певицей. Её редким по красоте голосом восхищался итальянский композитор Россини. Красавица, обладавшая блестящим умом, тонкая ценительница и покровительница искусств, она сочиняла музыку, ставила оперы, где выступала в главных ролях, писала стихи и прозу, увлекалась живописью. В 1811 году Зинаида Александровна вступила в брак с Никитой Григорьевичем Волконским, родным братом будущего декабриста Сергея Григорьевича Волконского.
Граф Никита Григорьевич Волконский
В 1824 году княгиня Зинаида Александровна Волконская переезжает в Москву и поселяется в доме № 14 по улице Тверской. Она превратила дом в настоящий храм искусств, поместив в нём коллекцию отца, где были оригиналы и копии знаменитейших произведений живописи, а стены комнат были украшены фресками в стиле различных эпох. Княгиня Волконская устраивала у себя в доме литературно-музыкальные вечера. Её салоны пользовались большой известностью. В доме выступали великосветские любители — известный виолончелист граф Михаил Юрьевич Виельгорский,
певица Екатерина Петровна Лунина-Риччи,
а также другие талантливые музыканты и певцы итальянской оперы. В 1824 году княгиня Зинаида Волконская, внучка Козицкой, открыла здесь литературный салон, в котором любили собираться известные художники, поэты и публицисты. Здесь не раз читали свои стихи А.С.Пушкин,
Е.А.Баратынский,
Д.В.Веневитинов,
П.А.Вяземский,
А.Мицкевич.
А.С. Пушкин, приехав в Москву, первым делом добился права присутствовать в этом салоне. Он был лично хорошо знаком с его хозяйкой З. Волконской и был здесь частым гостем. Сама Волконская, также пробовала себя в литературном жанре. Она опубликовала свои мемуары, написала Оду Александру I, которого она очень уважала.
В доме бывали также Василий Жуковский,
Фёдор Тютчев,
Денис Давыдов
Александр Одоевский,
Иван Тургенев,
Александр Алябьев
и многие другие.
Пушкин посвятил Зинаиды Волконской стихотворение:
Среди рассеянной Москвы,
При толках виста и бостона,
При бальном лепете молвы
Ты любишь игры Аполлона.
Царица муз и красоты,
Рукою нежной держишь ты
Волшебный скипетр вдохновений,
И над задумчивым челом,
Двойным увенчанным венком,
И вьется, и пылает гений.
Певца, плененного тобой.
Не отвергай смиренной дани,
Внемли с улыбкой голос мой,
Как мимоездом Каталани
Цыганке внемлет кочевой.
В 1825 году в этом доме проездом в Сибирь останавливалась невестка Зинаиды Волконской — Мария Николаевна Волконская (в девичестве Раевская), жена сосланного декабриста Сергея Григорьевича Волконского.
Чтобы хоть как-то скрасить Марии последние часы перед страшным путешествием, Зинаида Александровна собирает у себя в доме «Прощальный вечер», куда приглашает лучших исполнителей итальянской музыки, которые в то время были в Москве. На том вечере также присутствует и Пушкин.
В 1829 году Волконские уезжают в Италию. В Италии З. Волконская организовала салон «Северной Коринны», который привлекал лучшее общество Рима. Но в конце концов ее обобрало католическое духовенство, и она умерла в бедности. Московский салон прекратился с ее отъездом в 1829 году.
Но дом остаётся во владении Белосельских-Белозерских.
Последующее упоминание о доме относится уже к концу 60х годов, когда в нём размещался пансион Э. Х. Репмана, в котором учились дети богатых родителей.
В начале 1870 года дом приобретает подрядчик Малкиель, занимающийся поставками обуви для российской армии. Дом переделывается по новой моде архитектором Августом Егоровичем Вебером в 1874 году: снимаются классический портик и колонны, почти полностью изменяется фасад. Но Малкиель быстро прогорел, и дома его, в том числе и дом № 14, перешли к кредиторам.
Со времени Малкиеля нижний этаж дома занимал магазин портного Корпуса, а бельэтаж — богатые квартиры. Внутренность роскошных залов была сохранена. Остались также беломраморная лестница и подъезд, выходивший на парадный двор. Домом по очереди владели купцы Носовы, Ланины, Морозовы.
Елисеевский магазин
Интерьер Елисеевского магазина
В 1898 году дом приобретает петербургский купец-миллионер Григорий Григорьевич Елисеев. Дом со всех сторон заключают в деревянные леса, так чтобы никто не мог проникнуть на его территорию, и начинается новая глобальная перестройка. Ходят разные слухи, некоторые даже говорили, что это будет «Храм Бахуса».
В 1901 году таинственная завеса спала: Елисеев открыл роскошный богатейший магазин с названием «Магазин Елисеева и погреба русских и иностранных вин». Открывали «Елисеевский» торжественно, с молебном, который служили специально приглашенные священник со диаконом. Прилавки в магазине, буквально, ломились от изобилия всяческой снеди. Елисеев, у которого были налажены прямые торговые связи с европейскими странами, торговал всевозможными сортами чая и кофе, разнообразными крупами, маслом, сырами, колбасами, ромом, фруктами, трюфелями и анчоусами.
Вход в винный отдел был сделан не с фасада, а с торца — со стороны Козицкого переулка. В. Гиляровский в книге «Москва и москвичи» указывает, что какой-то чиновник придрался, что расстояние от входа в магазин до церкви не соответствует требованиям к продаже спиртных напитков и хотел закрыть винный отдел. Тогда было найдено оригинальное решение — для винного отдела сделали отдельный вход, так как расстояние до церкви с торца здания соответствовало требованиям.
Сейчас, отдельного входа в винный магазин нет, но этот отдел находится в глубине здания и, видимо раньше, там действительно был отдельный вход.
Магазин прославился не только своим богатейшим ассортиментом продуктов, но и роскошным убранством торговых залов в стиле необарокко. Огромные хрустальные люстры, напоминающие гроздья винограда, украшают высокие своды торгового зала.
Пришедшие на открытие магазина были потрясены роскошью : стены и потолок украшали роспись и лепнина, хрустальные люстры работали от электричества, но более всего поражали витрины и прилавки.
«Серебро и хрусталь сверкали на белоснежных скатертях,- вспоминал В.Гиляровский,русский журналист и писатель. -А посередине между хрустальными графинами, наполненными винами разных цветов, вкуса и возраста, стояли бутылки всевозможных форм. Причудливых форм заливные, желе и галантины вздрагивали, огромные красные омары и лангусты прятались в застывших соусах, а доминировали надо всем своей громадой окорока. Окорока вареные румянели розовым салом. Окорока вестфальские спорили нежной белизной со скатертью. Жирные остендские устрицы были фигурно разложены на слое снега. Стерляжья мелкая икра, осетровая, белужья…». Прибывших встречал сам хозяин — Григорий Григорьевич Елисеев.
«Вышел из народа»
Григорий был внуком основателя торговой династии Петра Елисеева. Он имел прекрасное образование и огромный семейный капитал, но всегда помнил, что «вышел из народа».
История этой семьи начинается с Петра Касаткина — крепостного садовника графа Шереметева, который получил вольную благодаря таланту и смекалке. Вот как это произошло: граф всегда приезжал в свое ярославское имение на Рождество, и в 1812 году к праздничному столу Петр подал господам свежую землянику, выращенную им в теплице. Все приняли её за конфеты, а когда распробовали, пришли в восторг. Граф так расчувствовался, что воскликнул: «Ну, угодил! Проси что хочешь!» И Петр попросил вольную.Уже через неделю он оказался в Санкт-Петербурге и принялся торговать апельсинами вразнос. Через год он выкупил у Шереметева своего брата, и они создали торговое сообщество, предварительно вступив в купеческое сословие под новой фамилией — Елисеевы (по имени их отца).
Поставщик двора Его величества
Дело своё братья решили вести сами, чтобы не платить лишнего перекупщикам.Петр сам ездил на Восток за фруктами, а его брат — на остров Мадейра, во французский Бордо, португальский Порту и испанский Херес, где лично заказывал лучшие вина. Вскоре лавка Елисеевых превратилась в главный виноторговый центр города. Сыновья Петра стали расширять дело отца и дяди. Они приобрели собственные корабли, открыли огромные винные склады во многих российских и европейских городах. Теперь Елисеевы покупали вино уже не партиями, а целыми урожаями! К 1843 году они основали компанию » Братья Елисеевы» с уставным капиталом 1 миллион рублей, а в 1874 году получили почетное звание «поставщики двора Его императорского величества».
Новый гастрономический магазин Григория Елисеева стал ещё одним важным событием в истории династии. Хозяин его хоть и был уже миллионером, но не забывал правил, установленных предками, и старался не упускать даже мелочи. Так, он лично руководил оформлением прилавков в магазине, вместе с приказчиками выкладывал затейливые пирамиды из продуктов. Кстати, придуманный им стиль — горки художественно уложенных продуктов -используется и сегодня.
Превыше всго для Елисеевых был престиж фирмы, а это означало качество и свежесть, и потому при малейшем подозрении продукт убирали из торговых залов. Но не выбрасывали — боялись, что кто-нибудь увидит, что у Елисеева что-то испортилось. Домой служащим тоже не разрешали брать — по той же причине. А что же делали с такими продуктами? Вечером весь персонал собирался в закрытом помещении и съедал их. Так и хозяева были спокойны, и работники сыты.
Всего в «Елисеевском» открылось пять отделов: колониально-гастрономических товаров, хрусталя Баккара, бакалейный, кондитерский и самый большой фруктовый.
Кроме того, были ещё винный погреб и производственные цеха,изготовлявшие собственную продукцию.
Москвичам пришлось по вкусу оливковое масло, которое Елисеев закупал в Провансе. Приучил он их и к французским трюфелям, и к устрицам. С заморскими товарами успешно соперничали русские окорока,балыки из белой и осетровой рыбы, икра. В кондитерском отделе особой популярностью пользовались «дамские пирожные» из собственной пекарни. Сортов кофе и чая было так много, что покупатели терялись, а уж в винах без приказчиков вообще было не разобраться.
Для переделки дома Елисеевым был приглашён петербургский инженер Гавриил Васильевич Барановский, позднее построивший для Елисеева несколько домов в Петербурге. Отделкой интерьеров вместе с
Барановским занимались архитекторы В. В. Воейков и М. М. Перетяткович. Проходивший когда-то под домом проезд, в который могли въезжать кареты, стал главным входом в магазин, а комнаты первого и второго этажей превратились в огромный торговый зал, сверкающий причудливой декоративной обработкой стен и яркими огнями изящных огромных люстр.
Взлеты, падения…
За покупками в «Елисеевский» приезжали в экипажах. Продавцы встречали покупателей как близких людей, обращались к ним по имени-отчеству и способны были вести беседу на любую тему.Продавцы очень быстро запоминали вкусы постоянных посетителей и старались во всем им угодить. Главным девизом для персонала стала фраза Григория Елисеева: «Ни один покупатель не должен уйти из магазина обиженным или недовольным!»
История компании Елисеевых знает не только подъёмы, но и падения.После революции Григорий Елисеев эмигрировал во Францию, а его магазин национализировали. Но несмотря на изменившийся ассортимент и снизившееся качество обслуживания, он всё равно остался магазином для гурманов, хоть и советского образца. В главном магазине страны можно было купить копченую колбасу и хороший сыр,получить «заказ» к празднику или просто зайти полюбоваться роскошью отделки…
В 2003 году, к 190-летию Дома Елисеевых, нынешние владельцы гастронома провели реставрацию старинного помещения. Впрочем, в наши дни магазин преобразился не только внешне. В него как будто вернулся реформаторский дух последнего Елисеева, немало сделавшего для того, чтобы гастрономия стала частью нашей национальной культуры.
Портрет самого Григория Елисеева, выполненный художником-любителем Александром Романовым, украшает стену главного торгового зала гастронома и по сей день.
Кто-то задумается над вопросом: а зачем вообще нужны гастрономические бутики,когда существуют огромные супермаркеты, в которых чего только нет? Ну, во-первых, для того, чтобы многие вспомнили. что еда — это не только средство утоления голода, но и возможность получить удовольствие. А во-вторых, именно в гастрономическиз бутиках можно купить продукты и еду, отличную от того, что мы едим каждый день. Поэтому зайдите в магазин для гурманов и купите себе что-нибудь необычайно вкусное и совершенно неизвестное!
Серия сообщений «Архихтектура «:
Архитектура разных стран и народов
Часть 1 — Нэджангса (Ченгыса)
Часть 2 — Буддистские монастыри Южной Кореи :: Монастырь Нэджангса
…
Часть 15 — Замок ЖОСЕЛЕН
Часть 16 — Замок Фужер,Бретань
Часть 17 — Без заголовка
Серия сообщений «Россия»:
Часть 1 — Ленинград, прекрасные фото и стихи
Часть 2 — Еще одно прекрасное сочетание поэзии, фото и архитектуры
…
Часть 10 — Киноактер Леонид Быков
Часть 11 — Рождественские пряники.
Часть 12 — Без заголовка
Серия сообщений «История России «:
Часть 1 — Без заголовка
Источник