Урок как человек построил дом
Урок окружающего мира во 2 классе по теме: «Как построить дом?» | План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме:
Урок окружающего мира во 2 классе по теме:
«Как построить дом?»
Цель.
1. Познакомить детей с разновидностями строительных профессий, обобщить знания о транспорте и о строительных материалах и их назначении.
2. Развивать художественно-эстетические навыки.
3. Воспитывать уважение к людям разных профессий.
Оборудование:
- Мультимедийная презентация.
- Рисунки различных видов строительного транспорта.
Используемые технологии: проектная технология, информационные технологии, опережающие задания, работа в группах.
Ход урока
- Актуализация знаний (домашняя работа)
1) Какие материалы использует человек для изготовления предметов необходимых ему для жизни? Расскажите по картинкам учебника.
С. 109 -111 по рядам.
2) 6 учеников работают по карточкам:
Карточка 1
1. Отметь в окошке галочкой те предметы, которые сделаны из глины.
- Чашка
- Настольная лампа
- Ручки водопроводного крана
- Керамическая ваза
- Кухонный нож
- Игрушка-свистулька
- Мыльница
- Цветочный горшок
- Подставка для ручек и карандашей
- Тарелка
2.Приведи примеры продуктов, которые человеку дает коза.
_______________________________________________________________
Карточка 2
- Отметь в окошке галочкой те предметы, которые сделаны из древесины.
- Разделочная кухонная доска
- Стул
- Ножницы
- Ваза
- Книга
- Кофта
- Диван
- Сапоги
- Шарф
- Тетрадь
- Приведи примеры продуктов, которые человеку дает овечка.
Выставление отметок
- Мотивация учебной деятельности.
— Где мы живем? В каком городе? Как вы думаете, почему Екатеринбург называют городом?
— Ребята, скажите, какие здания, объекты строятся в нашем городе?
— Что, по вашему мнению, нужно еще построить в нашем городе?
- Дома для себя строят не только люди, но и животные. Вспомните, в каких сказках шло строительство домов?
(Теремок», «Лиса и заяц», «Три поросенка»)
— Из каких материалов был построен Теремок, домик Лисы и Зайчика, дома у Поросят?
— Чем же сегодня на уроке мы займемся?
— Хотели бы узнать? Смотрим и слушаем.
4. Работа по теме урока
Презентация «Как построить новый дом»
— Сначала люди устраивали жилище в пещерах. Потом из шкур зверей делали дома-палатки. Жители Азии ставят юрты – переносные дома, конусообразной формы, которые делают из войлока. Войлок держит тепло и не пропускает ветер.
-Как вы думайте, почему люди сложили такую пословицу?
Дом построить не шапку на голову надеть.
-А как человек выбирает строительные материалы?
-Человек подходит к строительству жилища очень ответственно. Ведь от него зависит прочность и красота дома.
— Что необходимо для строительства дома? (люди, строительная техника и строительные материалы)
Физминутка — зарядка для глаз
5. Работа в паре.
1.Рассмотрите рисунки на стр. 112-113 учебника.
2. Обсудите, какие материалы нужны для строительства городского дома, а какие – для строительства сельского дома.
-Какие материалы нужны для строительства сельского дома?
(БРЕВНА, ДОСКИ, ШИФЕР, КИРПИЧИ, ПЕСОК, ЦЕМЕНТ)
-Какие материалы нужны для строительства городского дома?
(ДОСКИ, КИРПИЧИ, ПЕСОК, ЦЕМЕНТ, БЕТОННЫЕ ПЛИТЫ)
-Дома строят по определенным правилам. Делают это мастера. Людей каких специальностей можно увидеть на стройке? (КАМЕНЩИК, МАЛЯР, КРАНОВЩИК, СВАРЩИК, МОНТАЖНИК, ПЛОТНИК, ВОДИТЕЛЬ)
— Очень важно, чтобы все строители работали слаженно и дружно. Только тогда дом будет строиться быстро и качественно. Это значит, что водитель должен вовремя подвезти кирпичи и цемент, крановщик сразу всё поднимет наверх, и каменщики уложат кирпич за кирпичом.
— Какие строительные машины облегчают труд человека?
Современный дом не построить без помощников – строительных машин.
Экскаваторы, подъёмные краны, самосвалы, бетономешалки, бульдозеры, башенный кран, погрузчик, автокран – все они работают на стройке.
Учащиеся рассказывают о строительной технике. (3 человека)
- – бульдозер, экскаватор.
2 – автопогрузчик, автокран.
3 – башенный кран, самосвал.
— Какая строительная техника понадобится для строительства сельского дома?
Нужен ли башенный кран при строительстве? Почему?
6. Игра – проект «Юные строители!».
Задание: в течение 15 минут каждая бригада во главе с бригадиром составляют список строительных материалов, машин, обслуживающих строительство объекта. Участники команды – это рабочие – специалисты, которые должны знать свою работу, необходимые им строительные материалы и используемую технику. Все полученные знания дети обобщают в виде проекта и готовят его защиту.
Проект первой команды — «Детский сад».
- Проект: кирпичное двухэтажное здание,
- Для стен выбран цвет: синий тон,
- Вывеска: «Солнышко».
- Предметы на детской площадке сделаны: из дерева.
- Строительные материалы: кирпич, пластик, деревянные доски, шифер, цемент, песок.
- Рабочие – специалисты: каменщик, крановщик, сантехник, шофер, маляр.
- Строительная техника: самосвал, экскаватор, бетономешалка.
Из фигур, вырезанных из цветной бумаги учащиеся выкладывают аппликацию Детский сад.
Проект второй команды — «Больница».
- Проект: трехэтажное здание, сделанное из бетонных плит.
- Для стен выбран цвет: белый и зеленый тон,
- Вывеска: «Доктор плюс».
- Площадь перед домом: зеленый парк.
- Строительные материалы: бетонные плиты, пластик, деревянные доски, шифер, облицовочная плитка.
- Рабочие – специалисты: крановщик, сантехник, шофер, маляр, сварщик.
- Строительная техника: самосвал, экскаватор, трактор, подъемный кран.
Из фигур, вырезанных из цветной бумаги учащиеся выкладывают аппликацию Больница.
Проект третьей команды — «Супермаркет».
- Проект: трехэтажное здание, сделанное из бетонных плит.
- Для стен выбран цвет: синий, красный, белый тон,
- Вывеска: «Монетка».
- Площадь перед домом: скамейки, деревья.
- Строительные материалы: бетонные плиты, деревянные доски, шифер.
- Рабочие – специалисты: крановщик, сантехник, шофер, маляр, сварщик.
- Строительная техника: самосвал, экскаватор, подъемный кран.
Из фигур, вырезанных из цветной бумаги учащиеся выкладывают аппликацию Супермаркет.
Защита проектов
7. Подведение итогов урока.
-Проект должен отличаться законченностью, выбраны эмоционально комфортные цвета, здание должно по архитектуре соответствует своему назначению.
8. Рефлексия «Огонек в доме».
— Если вы чувствовали во время работы положительный эмоциональный настрой, зажги красный огонек в домике, (стикер)
— Если чувствовали себя некомфортно –огонек синий (стикер)
9. Домашнее задание
Рабочая тетрадь с. 72, 73, № 1,2, 3.
Источник
План урока «Как строят дом»
Открытый урок
Тема: «Как строят дом» 8 класс
Преподаватель : Панин В.Н. МБОУ «Лицей №5»
Цели: Дать понятия о способах постройки деревянных моделей домов.
Задачи:
обучающие: обучить способам соединения под углом, знать инструменты и приспособления для строительства.
развивающие: уметь производить расчеты площади знать элементы зданий.
воспитывающие: развить чувство патриотизма и любви к Родине.
Оборудование:
— столярный верстак, стамеска, киянка, рашпильный напильник. Технологии : ИКТ, игровая.
Ход урока
1. Вводная часть :
проверить учащихся,
назначить дежурных.
выяснить знания учащихся в области строительства домов: Из какого материала строят дома?
из дерева,
из кирпича,
из бетонных панелей,
— из глины,
— из соломы…
Какие приспособления применяют при строительстве разных типов домов?
кирпичный дом ( песок, цемент, мастерок, кирпич …)
панельный дом ( подъёмный кран, бетонные панели, электросварочная аппаратура…)
деревянный дом ( топор).
Сообщение цели урока:
— дать понятия о способах постройки деревянных моделей домов.
2. Изложение программного материала:
Жилой дом — это архитектурное сооружение, которое удовлетворяет естественной потребности человека в свете и тепле, воздухе и воде, защите и отдыхе, также информации. Дом создаёт условия для работы, общения и отдыха. Дом сделал человека менее зависимым от природных условий — под крышей и за окнами ему уже не страшны дожди и холода, ветры и жара. Однако потребовалось несколько десятков веков, чтобы люди научились проектировать , строить и использовать жилища, удовлетворяющие растущим потребностям человечества.
На сегодняшнем уроке речь пойдёт о деревянных домах. Настоящий дом мы конечно не можем построить в условиях мастерских, поэтому мы начнём делать модель дома, на которой вы поймёте основной смысл того, как построить деревянный дом.
Историческая справка : « В начале XX века на Всемирной выставке в Париже русские плотники одними топорами срубили северорусскую бревенчатую избу. Ни единого гвоздя — вся изба вместе с мебелью и утварью была плоть от плоти дерева. Как от корня растёт дерево, поднимая ввысь, так на глазах у изумлённых парижан выросла чудо-изба. Она поразила совершенством пропорций, красотой декоративного убранства и мудрость конструктивных решений».
Далее учитель демонстрирует слайд-шоу, на которых изображены модели различных домов и других предметом быта русских крестьян.
При изготовлении модели используют выполненные ранее фотографии, рисунки, схемы, чертежи и описания. Построенные по законам красоты, деревянные строения не теряют монументальности даже будучи уменьшенными в несколько раз. Сделать настоящий макет можно лишь тогда, когда имеется представление о том, как работали старые мастера-древоделы. Очень важно знать основные способы рубки бревенчатого сруба и инструменты, которыми располагал плотник, а основной инструмент у русского плотника всегда был топор. В умелых руках он мог заменить долото, стамеску, скобель, рубанок, но топор нельзя было заменить ничем. Старинные русские поговорки гласят: « Топор всему делу голова», «Топор -кормилец», «Топор одевает, топор одевает». Иногда, желая подчеркнуть грубую работу, мы не задумываясь, говорим : топорная работа, но забываем, что качество зависит не от инструмента, от мастерства.
Топор состоит из топорища, захвата, хвоста, проуха, обуха, носка, пятки, лезвия, бородки. Учитель демонстрирует топор и показывает составные части топора.
Старые мастера изготавливали топорище обязательно своими руками. Прежде всего они добивались, чтобы захват удобно лежал в руке, а конечная часть захвата должна слегка расширятся.
Учитель :
На сегодняшнем уроке мы выполним один из основных элементов при изготовлении сруба ( деревянного дома) — соединение столярных элементов под углом (вязка).
Дежурный раздаёт технологические карты изготовления углового концевого соединения. Учитель рассказывает весь технологический процесс.
Рассмотрим цифровую технологическую карту соединения под углом.
Учитель демонстрирует технологическую карту данного соединения, применяя компьютер и мультимедийный проектор.
Для выполнения данного шипового соединения потребуются различные инструменты : киянка, ножовка, стамеска, поэтому вспомним правила безопасности при работе данным инструментом:
ручка стамески должна быть надёжно насажена,
при запиливании пользоваться приспособлениями: упором, стуслом,
при пилении не перекашивать пилу,
класть пилу зубьями от себя,
ручка напильника должна быть надёжно насажена,
не сдувать опилки и не сметать их рукой.
3.практическая часть:
дежурные раздают заготовки и инструменты,
учащиеся приступают к работе,
учитель при выполнении работы обходит рабочие места, оказывает помощь и осуществляет текущий контроль.
4. Заключительная часть:
подведение итогов,
выставление оценок,
дежурные приступают к уборке мастерской.
Если в конце урока осталось свободное время, то можно провести викторину «Названия столярных инструментов»
ь
а
и
д
л
н
ф
н
а
д
ф
и
л
ь
Инструмент для опиливания.
т
с
л
х
ы
X
л
ы
с
Т
Очищенный от сучьев ствол дерева.
и
э
3
с
к
э
с
к
и
3
Чертёж, выполненный от руки.
о
у
с
с
т
л
с
т
у
с
л
о
Приспособление для пиления под углом.
и
к
о
о
в
в
т
х
с
х
в
о
с
т
о
в
и
к
Часть сверла.
Источник
Урок окружающего мира во 2-м классе по теме «Как построить новый дом?»
Тема урока: «Как построить новый дом?»
Цели урока:
- познакомить учащихся с профессией
«строитель»; - расширить представления детей о разных жилищах,
строительных материалах и строительных
машинах; - развивать познавательную активность детей,
умение работать с учебным текстом; - совершенствовать навыки самостоятельной
групповой работы; - воспитывать уважительное отношение к людям
разных профессий.
Оборудование: учебник «Мир
вокруг нас» Плешакова А.А., рабочая тетрадь,
компьютер, мультимедиапроектор, слайдовая
презентация (Приложение 1),
видеомагнитофон, видеофильм, карточки-задания
для групповой работы
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Проверка
домашнего задания
Как много вокруг очень добрых вещей,
Которые честно нам служат.
Но как появилось, откуда пришло
Всё то, что бывает нам нужно.
– На прошлом уроке мы узнали секреты некоторых
вещей. Расскажите:
- как глина превращается в разные изделия;
- как рождается книга;
- как делают шерстяные вещи (с.105-107 учебника).
2. Сообщение темы и цели урока
– Сегодня мы совершим с вами очередное
путешествие. (Приложение 1.
Слайд 2.)
Мы входим в дом, а в доме том
Тепло, вода и свет.
Красив, уютен, прочен дом.
А сколько дому лет?Пять лет назад дом возведён –
И дом, и весь квартал.
Но кто построил этот дом?
И как он домом стал?
– Сформулируйте цель нашего урока. (Ответить на
вопрос: «Как построить новый дом?»).
3. Актуализация знаний детей
– А как человек учился строить? С чего начинал?
(Ответы детей)
Кормила людей, одевала охота,
Но стало в пещере им жить неохота.
Там холодно было и старым, и малым,
И шли на охоту за стройматериалом.
– А что же было стройматериалом? Из чего
строили дома? (Приложение 1.
Слайды 3-11.)
4. Знакомство с новым материалом
– Дома бывают разные. В домах люди живут, в
домах работают. Издавна они строились по обычаю
предков. На Руси, например, человек начинал с
того, что тщательно выбирал место для
строительства дома. Порой, чтобы найти
подходящее место, строитель проходил по берегу
реки много километров. Нередко делали так:
пускали бревно по воде, и там, где оно приставало
к берегу, основывали поселение.
Ещё в те времена считали, что строить дом можно
только с помощью топора. Пилой пользоваться было
нельзя. Дело в том, что топор уплотняет древесину,
место сруба получается гладким, а поры, которые
есть в дереве, закрытыми. Влага не проникает в
них, и они не начинают гнить раньше времени, как
это случалось с теми брёвнами и досками, которые
обрабатывали пилой. Начиная валить деревья, клал
мужик у корней краюшку хлеба, до земли кланялся,
прощенья просил: «Не скуки ради топор взял, по
нужде великой пришёл».
Начиная строить, планировали, куда встанет
фундамент печи, а постройку возводили вокруг
этого места. Отсюда выражение – «плясать от
печки», значит, начинать сначала. В основание
дома клали монетку – к богатству. Брёвна
соединяли с помощью специальных выемок – пазов.
Один ряд брёвен назывался «венец». Строительство
дома напоминало плетение венка. Конец – делу
венец. Венчали дом крышей. Окна защищали
ставнями, украшали росписью, резными
наличниками.
Самые высокие, красивые места отводились для
церквей и храмов. Строили их из камня, украшали
каменной резьбой, орнаментом. Высокие купола
возводили, используя специальные подъёмные
устройства, ведь кранов тогда не было. Чтобы
такой подъёмник работал, использовали лошадей. И
взмывали ввысь купола соборов и церквей.
5. Работа с учебником
– А сейчас пришли на помощь людям мощные, умные
машины, удобные материалы.
– Откройте учебник на странице 112. Прочитаем
текст «На стройке». (Чтение текста.)
– Какие машины облегчают труд строителей?
(Ответы детей. Приложение 1.
Слайд 12.)
– Рассмотрите рисунки на странице 111. Назовите
стройматериалы, которые здесь показаны. Для чего
они служат? (Ответы детей. Приложение
1. Слайд 13.)
– В современном строительстве используются и
другие материалы, придуманные человеком: стекло,
металлы, пластмасса. На крышах городских домов
часто используют листы жести.
6. Физкультминутка
– Покажите жестами работу, которую выполняют
герои стихотворения.
Как построить новый дом,
Чтоб удобно было в нём? (Разводят руками.)Чертежом проекта
Займётся архитектор. («Чертят» в
воздухе.)К кирпичу кладёт кирпич,
Ты считать устанешь.
Стены дома возведёт
Каменщик. («Кладут кирпичи».)Рамы, двери, подоконник –
Молотком пройдётся плотник. (Стучат
кулаком о кулак.)Красить и белить пора –
Приглашаем маляра! («Красят» в
воздухе.)И теперь, пожалуйста,
В дом добро пожаловать! (Приглашающий жест.)
7. Продолжение работы над новой темой
– На стройке строители выполняют разную
работу. Вот бульдозер аккуратно срезает и
расстилает землю, потому что бульдозерист –
мастер своего дела. Экскаватор роет котлован. Это
экскаваторщик ловко им управляет. Башенный кран
так велик, что кабину, где сидит рабочий –
крановщик не сразу заметишь. Каменщики кладут
кирпичи, кровельщики кроют крышу, плотники
устанавливают рамы и двери, маляры красят стены,
паркетчики укладывают паркет. Но очень важно,
чтобы все строители работали дружно, слаженно,
только тогда дом будет строиться быстро и
качественно. (Слайд 14.)
– А теперь посмотрите видеофильм «Кто построил
этот дом?» (Просмотр видеофильма.)
8. Закрепление изученного
Работа проводится в группах.
– Давайте попробуем построить новый дом сами.
Разделим класс на две группы. Вы теперь
строительные бригады. Первая бригада будет
строить городской дом, а вторая – сельский.
Всё необходимое – на карточках. Определите
последовательность работ , дополняя предложения
словами из словарика. Расскажите, как пойдёт ваша
стройка.
Бригада 1.
Городской дом
Последовательность работ | Словарик |
– Закладывают бетонное основание – … – Крышу кроют … и … – Роют большую яму – … – Кладут стены из … – Для ускорения строительства используют … – Для скрепления материалов используют … и… | кирпичи котлован цемент бетон черепица бетонные блоки жесть |
Бригада 2.
Сельский дом
Последовательность работ | Словарик |
– Окна защищают …, – украшают … – На основании с помощью пазов скрепляют … – Обивают брёвна … – Крышу кроют …или … – Закладывают кирпичное основание… | брёвна доски ставни шифер фундамент черепица наличники |
Представление результатов работы бригад.
Проверка, оценивание работ. (Приложение
1. Слайды 14-15.)
– Человек научился строить. Он стал Великим
Строителем. Всё может строитель, всюду он
необходим, всюду в почёте.
9. Итог урока
– Какую цель мы перед собой ставили?
– Мы ответили на вопрос?
– Что нового для себя вы узнали на уроке?
10. Домашнее задание
– Выполнить задания № 1-3 на странице 41
тетради.
Использованная литература:
1. Зубков Б.В.От колеса до робота. –
«Малыш», 1988.
2. Ярославцева А. Что нам стоит дом построить.
– «Весёлые уроки», 2005, № 4, с.26.
3. «Весёлые уроки», 2005, №2, с.14.
4. Семёнова М. Мы – славяне! – СПб. «Азбука»,
1998.
5. Ефимовский Е. Мудрые науки – без
назидания и скуки: Карусель изобретений. – СПб.:
ТИТ «Комета», 1994.
Источник