Урок как построить новый дом

Урок окружающего мира во 2-м классе по теме «Как построить новый дом?»

Тема урока: «Как построить новый дом?»

Цели урока:

  • познакомить учащихся с профессией
     «строитель»;
  • расширить представления детей о разных жилищах,
    строительных материалах и  строительных
    машинах;
  • развивать познавательную активность детей,
    умение работать с учебным текстом;
  • совершенствовать навыки самостоятельной
    групповой работы;
  • воспитывать уважительное отношение к людям
    разных профессий.

Оборудование:  учебник  «Мир
вокруг нас» Плешакова А.А., рабочая тетрадь,
компьютер, мультимедиапроектор, слайдовая
презентация (Приложение 1),
видеомагнитофон, видеофильм, карточки-задания
для групповой работы

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Проверка
домашнего задания

Как много вокруг очень добрых вещей,
Которые честно нам служат.
Но как появилось, откуда пришло
Всё то, что бывает нам нужно.

– На прошлом уроке мы узнали секреты некоторых
вещей. Расскажите:

  • как глина превращается в разные изделия;
  • как рождается книга;
  • как делают шерстяные вещи (с.105-107 учебника).

2. Сообщение темы и цели урока

– Сегодня мы совершим с вами очередное
путешествие. (Приложение 1.
Слайд 2.)

Мы входим в дом, а в доме том
Тепло, вода и свет.
Красив, уютен, прочен дом.
А сколько дому лет?

Пять лет назад дом возведён –
И  дом, и весь квартал.
Но кто построил этот дом?
И как он домом стал?

– Сформулируйте цель нашего урока. (Ответить на
вопрос: «Как построить новый дом?»).

3. Актуализация знаний детей

– А как человек учился строить? С чего начинал?
(Ответы детей)

Кормила людей, одевала охота,
Но стало в пещере им жить неохота.
Там холодно было и старым, и малым,
И шли на охоту за стройматериалом.

– А что же было стройматериалом? Из чего
строили дома? (Приложение 1.
Слайды 3-11.)

4. Знакомство с новым материалом

– Дома бывают разные. В домах люди живут, в
домах работают. Издавна они строились по обычаю
предков. На Руси, например,  человек начинал с
того, что тщательно выбирал место для
строительства дома. Порой, чтобы найти
подходящее место, строитель проходил по берегу
реки много километров. Нередко делали так:
пускали бревно по воде, и там, где оно приставало
к берегу, основывали поселение.
Ещё в те времена считали, что строить дом можно
только с помощью топора. Пилой пользоваться было
нельзя. Дело в том, что топор уплотняет древесину,
место сруба получается гладким, а поры, которые
есть в дереве, закрытыми. Влага не проникает в
них, и они не начинают гнить раньше времени, как
это случалось с теми брёвнами и досками, которые
обрабатывали пилой. Начиная валить деревья, клал
мужик у корней краюшку хлеба, до земли кланялся,
прощенья просил: «Не скуки ради топор взял, по
нужде великой пришёл».
Начиная строить, планировали, куда встанет
фундамент печи, а постройку возводили вокруг
этого места. Отсюда выражение –  «плясать от
печки», значит, начинать сначала. В основание
дома клали монетку – к богатству. Брёвна
соединяли с помощью специальных выемок – пазов.
Один ряд брёвен назывался «венец». Строительство
дома напоминало плетение венка. Конец – делу
венец. Венчали дом крышей. Окна защищали
ставнями, украшали росписью, резными
наличниками.
Самые высокие, красивые места отводились для
церквей и храмов. Строили их из камня, украшали
каменной резьбой, орнаментом. Высокие купола
возводили, используя специальные подъёмные
устройства, ведь кранов тогда не было. Чтобы
такой подъёмник работал, использовали лошадей. И
взмывали ввысь купола соборов и церквей.

5. Работа с учебником

– А сейчас пришли на помощь людям мощные, умные
машины, удобные материалы.

– Откройте учебник на странице 112. Прочитаем
текст «На стройке». (Чтение текста.)

– Какие машины облегчают труд строителей?
(Ответы детей. Приложение 1.
Слайд 12.)

– Рассмотрите рисунки на странице 111. Назовите
стройматериалы, которые здесь показаны. Для чего
они служат? (Ответы детей. Приложение
1
. Слайд 13.)

– В современном строительстве используются и
другие материалы, придуманные человеком: стекло,
металлы, пластмасса. На крышах городских домов
часто используют листы жести.

6. Физкультминутка

– Покажите жестами работу, которую выполняют
герои стихотворения.

Как построить новый дом,
Чтоб удобно было в нём? (Разводят руками.)

Чертежом проекта
Займётся архитектор. («Чертят» в
воздухе.)

К кирпичу кладёт кирпич,
Ты считать устанешь.
Стены дома возведёт
Каменщик. («Кладут кирпичи».)

Рамы, двери, подоконник –
Молотком пройдётся плотник. (Стучат
кулаком о кулак.)

Красить и белить пора –
Приглашаем маляра! («Красят» в
воздухе.)

И теперь, пожалуйста,
В дом добро пожаловать! (Приглашающий жест.)

7. Продолжение работы над новой темой

– На стройке строители выполняют разную
работу. Вот бульдозер аккуратно срезает и
расстилает землю, потому что бульдозерист –
мастер своего дела. Экскаватор роет котлован. Это
экскаваторщик ловко им управляет. Башенный кран
так велик, что кабину, где сидит рабочий –
крановщик не сразу заметишь. Каменщики кладут
кирпичи, кровельщики кроют крышу, плотники
устанавливают рамы и двери, маляры красят стены,
паркетчики укладывают паркет. Но очень важно,
чтобы все строители работали дружно, слаженно,
только тогда дом будет строиться быстро и
качественно. (Слайд 14.)

– А теперь посмотрите видеофильм «Кто построил
этот дом?» (Просмотр видеофильма.)

8. Закрепление изученного

Работа проводится в группах.

– Давайте попробуем построить новый дом сами.
Разделим класс на две группы. Вы теперь
строительные бригады. Первая бригада будет
строить городской дом, а вторая – сельский.
Всё необходимое – на карточках. Определите
последовательность работ , дополняя предложения
словами из словарика. Расскажите, как пойдёт ваша
стройка.

Бригада 1.

Городской дом

Последовательность работСловарик
– Закладывают бетонное основание –
… 
– Крышу кроют … и …
– Роют большую яму  – …
– Кладут стены из …
– Для ускорения строительства используют …
– Для скрепления материалов используют …  и…
кирпичи
котлован
цемент
бетон
черепица
бетонные блоки
жесть

Бригада 2.

Сельский дом

Последовательность работСловарик
– Окна защищают …,
– украшают …
– На основании с помощью пазов скрепляют …
– Обивают брёвна …
– Крышу кроют …или …
– Закладывают кирпичное основание…
брёвна
доски
ставни
шифер
фундамент
черепица   
наличники

Представление результатов работы бригад.
Проверка, оценивание работ. (Приложение
1
. Слайды 14-15.)

– Человек научился строить. Он стал Великим
Строителем. Всё может строитель, всюду он
необходим, всюду в почёте.

9. Итог урока

– Какую цель мы перед собой ставили?
– Мы ответили на вопрос?
– Что нового для себя вы узнали на уроке?

10. Домашнее задание

– Выполнить задания  № 1-3 на странице 41
тетради.

Использованная литература:

1. Зубков Б.В.От колеса до робота. –
 «Малыш», 1988.
2. Ярославцева А. Что нам стоит дом построить.
– «Весёлые уроки», 2005, № 4, с.26.
3. «Весёлые уроки», 2005, №2, с.14.
4. Семёнова М. Мы – славяне! – СПб. «Азбука»,
1998.
5. Ефимовский Е. Мудрые науки –  без
назидания и скуки: Карусель изобретений. – СПб.:
ТИТ «Комета», 1994.

Источник

Урок окружающего мира во 2 классе по теме: «Как построить дом?» | План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме:

Урок окружающего мира во 2 классе по теме:

Читайте также:  Достижение построить три дома

«Как построить дом?»

Цель.

1. Познакомить детей с разновидностями строительных профессий, обобщить знания о транспорте и о строительных материалах и их назначении.

2. Развивать художественно-эстетические навыки.

3. Воспитывать уважение к людям разных профессий.

Оборудование:

  1. Мультимедийная презентация.
  2. Рисунки различных видов строительного транспорта.

Используемые технологии: проектная технология, информационные технологии,                  опережающие задания, работа в группах.

Ход урока

  1. Актуализация знаний (домашняя работа)

1) Какие материалы использует человек для изготовления предметов необходимых ему для жизни? Расскажите по картинкам учебника.

С. 109 -111 по рядам.

2) 6 учеников работают по карточкам:

Карточка 1

1. Отметь в окошке галочкой те предметы, которые сделаны из глины.

  • Чашка
  • Настольная лампа
  • Ручки водопроводного крана
  • Керамическая ваза
  • Кухонный нож
  • Игрушка-свистулька
  • Мыльница
  • Цветочный горшок
  • Подставка для ручек и карандашей
  • Тарелка

2.Приведи примеры продуктов, которые человеку дает коза.

_______________________________________________________________

Карточка 2

  1. Отметь в окошке галочкой те предметы, которые сделаны из древесины.
  • Разделочная кухонная доска
  • Стул
  • Ножницы
  • Ваза
  • Книга
  • Кофта
  • Диван
  • Сапоги
  • Шарф
  • Тетрадь
  1. Приведи примеры продуктов, которые человеку дает овечка.

Выставление отметок

  1. Мотивация учебной деятельности.

 — Где мы живем? В каком городе? Как вы думаете, почему Екатеринбург называют городом?

— Ребята, скажите, какие здания, объекты строятся в нашем городе?

— Что, по вашему мнению, нужно еще построить в нашем городе?

  • Дома для себя строят не только люди, но и животные. Вспомните, в каких сказках шло строительство домов?

(Теремок», «Лиса и заяц», «Три поросенка»)

— Из каких материалов был построен Теремок, домик Лисы и Зайчика, дома у Поросят?

— Чем же сегодня на уроке мы займемся?

     — Хотели бы узнать? Смотрим и слушаем.

   4. Работа по теме урока

Презентация «Как построить новый дом»

 — Сначала люди устраивали жилище в пещерах. Потом из шкур зверей делали дома-палатки. Жители Азии ставят юрты – переносные дома, конусообразной формы, которые делают из войлока. Войлок держит тепло и не пропускает ветер.

-Как вы думайте, почему люди сложили такую пословицу?

Дом построить не шапку на голову надеть.

      -А как человек выбирает строительные материалы?

 -Человек подходит к строительству жилища очень ответственно. Ведь от него зависит прочность и красота дома.

— Что необходимо для строительства дома? (люди, строительная техника и строительные материалы)

Физминутка — зарядка для глаз

5. Работа в паре.

1.Рассмотрите рисунки на стр. 112-113 учебника.

2. Обсудите, какие материалы нужны для строительства городского дома, а какие – для строительства сельского дома.

-Какие материалы нужны для строительства сельского дома?

(БРЕВНА, ДОСКИ, ШИФЕР, КИРПИЧИ, ПЕСОК, ЦЕМЕНТ)

-Какие материалы нужны для строительства городского дома?

(ДОСКИ, КИРПИЧИ, ПЕСОК, ЦЕМЕНТ, БЕТОННЫЕ ПЛИТЫ)

-Дома строят по определенным правилам. Делают это мастера. Людей каких специальностей можно увидеть на стройке? (КАМЕНЩИК, МАЛЯР, КРАНОВЩИК, СВАРЩИК, МОНТАЖНИК, ПЛОТНИК, ВОДИТЕЛЬ)

— Очень важно, чтобы все строители работали слаженно и дружно. Только тогда дом будет строиться быстро и качественно. Это значит, что водитель должен вовремя подвезти кирпичи и цемент, крановщик сразу всё поднимет наверх, и каменщики уложат кирпич за кирпичом.

— Какие строительные машины облегчают труд человека?

Современный дом не построить без помощников – строительных машин.

Экскаваторы, подъёмные краны, самосвалы, бетономешалки, бульдозеры, башенный кран, погрузчик, автокран – все они работают на стройке.

Учащиеся рассказывают о строительной технике. (3 человека)

  1. – бульдозер, экскаватор.

     2  – автопогрузчик, автокран.

     3 – башенный кран, самосвал.

— Какая строительная техника понадобится для строительства сельского дома?

Нужен ли башенный кран при строительстве? Почему?

6. Игра – проект «Юные строители!».

Задание: в течение 15 минут каждая бригада во главе с бригадиром составляют список строительных материалов, машин, обслуживающих строительство объекта. Участники команды – это рабочие – специалисты, которые должны знать свою работу, необходимые им строительные материалы и используемую технику. Все полученные знания дети обобщают в виде проекта и готовят его защиту.

Проект первой команды — «Детский сад». 

  • Проект: кирпичное двухэтажное здание, 
  • Для стен выбран цвет: синий тон,
  • Вывеска: «Солнышко».
  • Предметы на детской площадке сделаны: из дерева.
  • Строительные материалы: кирпич, пластик, деревянные доски, шифер, цемент, песок.
  • Рабочие – специалисты: каменщик, крановщик, сантехник, шофер, маляр.
  • Строительная техника: самосвал, экскаватор, бетономешалка.

Из фигур, вырезанных из цветной бумаги учащиеся выкладывают аппликацию Детский сад.

Проект второй команды — «Больница».

  • Проект: трехэтажное здание, сделанное из бетонных плит.
  • Для стен выбран цвет: белый и зеленый тон,
  • Вывеска: «Доктор плюс».
  • Площадь перед домом: зеленый парк.
  • Строительные материалы: бетонные плиты, пластик, деревянные доски, шифер, облицовочная плитка.
  • Рабочие – специалисты: крановщик, сантехник, шофер, маляр, сварщик.
  • Строительная техника: самосвал, экскаватор, трактор, подъемный кран.

Из фигур, вырезанных из цветной бумаги учащиеся выкладывают аппликацию Больница.

Проект третьей команды — «Супермаркет».

  • Проект: трехэтажное здание, сделанное из бетонных плит.
  • Для стен выбран цвет: синий, красный, белый тон,
  • Вывеска: «Монетка».
  • Площадь перед домом: скамейки, деревья.
  • Строительные материалы: бетонные плиты, деревянные доски, шифер.
  • Рабочие – специалисты: крановщик, сантехник, шофер, маляр, сварщик.
  • Строительная техника: самосвал, экскаватор, подъемный кран.

Из фигур, вырезанных из цветной бумаги учащиеся выкладывают аппликацию Супермаркет.

Защита проектов

7. Подведение итогов урока.

-Проект должен отличаться законченностью, выбраны эмоционально комфортные цвета, здание должно по архитектуре соответствует своему назначению.

8. Рефлексия «Огонек в доме».

— Если вы чувствовали во время работы положительный эмоциональный настрой, зажги красный огонек в домике, (стикер)

— Если чувствовали себя некомфортно –огонек синий (стикер)

9. Домашнее задание

Рабочая тетрадь с. 72, 73,  № 1,2, 3.

Источник

Конспект урока на тему «Как построить новый дом»

Тема урока: «Как построить новый дом?»

(интегрированный урок окружающий мир – математика – технология)

Цель: расширить представления детей о строительстве домов, строительных материалах и строительных машинах.

Задачи:

1. Познакомить детей с разновидностями строительных профессий, обобщить знания о транспорте, задействованном в процессе строительства.

2. Совершенствовать навыки самостоятельной групповой работы;

3. Развивать чувство любви, привязанности к родному очагу, аккумулировать

добрые ощущения к своему дому.

4. Воспитывать уважение к людям разных профессий.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

— способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

— понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания.

Коммуникативные УУД:

задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания; работать в группе.

Предметные результаты:

— научатся выявлять характерные особенности возведения многоэтажного городского и одноэтажного сельского домов; сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; использовать свои наблюдения в разных видах деятельности;

-повторят приёмы сложения и вычитания в пределах 100.

Оборудование: учебник «Мир вокруг нас» Плешакова А.А., компьютер, мультимедиапроектор, слайдовая презентация, карточки — задания для групповой работы, клей.

Читайте также:  Сколько стоит дом построить братске

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Настрой на работу, обратить внимание на гостей.

  1. Сообщение темы и цели урока

— Послушайте стихотворение и сформулируйте цель нашего урока.

Где семье комфортно нашей?
Где поутру пахнет кашей?
Там ступают кошки лапки,
А у входа стоят тапки?

В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый… (дом)

Мы входим в дом, а в доме том

Тепло, вода и свет.

Красив, уютен, прочен дом.

А сколько дому лет?

Пять лет назад дом возведён –

И дом, и весь квартал.

Но кто построил этот дом?

И как он домом стал?

(Ответить на вопрос: «Как построить новый дом?)

-О чем хочется узнать при изучении темы?

(Из чего и как строили дома раньше? Как строят дома сейчас?)

-И работать у нас сегодня будут 4 бригады: историки, кладовщики, водители и строители.

  1. Знакомство с многообразием жилищных построек. (Рассказ учителя.)

Жилищем древнего человека могли быть пещера, шалаш, землянка.

Хижина – это дом в лесу. Сделана хижина из дерева, крыша покрыта большими кусками коры.

В степях, где мало строительного леса, строили дома из глины, перемешанной с соломой. Такие дома называются – мазанки.

Казахи, киргизы и монголы издавна разводили овец. В поисках хорошего пастбища люди постоянно меняли место жительства, поэтому и дом им нужен особенный. Он должен легко разбираться и легко собираться. Каркас такого дома сделан из жердей, покрыт войлоком из овечьей шерсти. Называется такое жилище – юрта.

Североамериканские индейцы, жители лесов, втыкали в землю гибкие стволы деревьев, связывали их верхушки, покрывали войлоком, и получался вигвам.

На Крайнем Севере, где всё покрыто снегом и льдом, эскимосы строили своё жилище из снежных кирпичей с окнами из кусков речного льда. Чтобы было тепло, внутри зажигали плошки с тюленьим жиром, покрывали пол и стены звериными шкурами. Называется такое жилище – иглу.

Жителям лесов было, конечно, лучше: свой дом они строили из толстых брёвен. Между брёвнами клали мох, чтобы не выходило тепло из дома. Такие постройки надёжно защищали от морозов и зверей. В таких жилищах и сейчас неплохо живётся многим обитателям сёл и деревень, хотя иные дома построены 100 и более лет назад.

  1. Отгадывание ребуса, сообщение учащихся о русской избе.

-Как назывался дом в старину? (изба) hello_html_6082d4f3.png

Называется такой дом – изба.

-Бригада историков подготовила для нас интересную информацию.

1) Избы строились по обычаям предков. На Руси начинали с того, что тщательно выбирали место для строительства дома. Порой, чтобы найти подходящее место, строитель проходил по берегу реки много километров. Нередко делали так: пускали бревно по воде, и там, где оно приставало к берегу, основывали поселение.

2) Считалось, что строить дом можно только с помощью топора. Пилой пользоваться было нельзя. Дело в том, что топор уплотняет древесину, место сруба получается гладким, а поры, которые есть в дереве, закрытыми. Влага не проникает в них, и они не начинают гнить раньше времени, как это случалось с теми брёвнами и досками, которые обрабатывали пилой. Начиная валить деревья, клал мужик у корней краюшку хлеба, до земли кланялся, прощенья просил: «Не скуки ради топор взял, по нужде великой пришёл».

3) Начиная строить, планировали, куда встанет фундамент печи, а постройку возводили вокруг этого места. Отсюда выражение –  «плясать от печки», значит, начинать сначала. В основание дома клали монетку – к богатству. Брёвна соединяли с помощью специальных выемок – пазов. Строительство дома напоминало плетение венка. Конец – делу венец. Венчали дом крышей. Окна защищали ставнями, украшали росписью, резными наличниками.

— Выполните расчёты и узнайте, каков периметр главной в доме комнаты – горницы.

Задание на карточках:

Длина комнаты – 5 метров, ширина – 4 метра. Найдите периметр комнаты. (5+5+4+4=18 метров)

-Прочтите старинную пословицу.

Дом построить – не шапку на голову надеть.

-Как вы думаете, почему люди сложили такую пословицу? (Высказывают предположение, что дом построить нелегко.)

— Современные многоэтажные дома строят не так, как деревянные. Узнаем, в чём же отличие.

5. Знакомство с этапами строительства дома.

-Представьте, что вы решили построить дом. С чего начнёте строительство? (ответы детей)

Работа в бригадах. Задание — разложить карточки в нужной последовательности.

6. Работа со сказками. — А сейчас мне хотелось бы вспомнить про сказки. «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», — такими словами заканчиваются многие сказки. — Почему, так говорят? — Как вы думаете, а могут ли сказки научить чему-то строителей?

  • Сказка «Три поросёнка» — учит правильно выбирать материал для дома и строить его тщательно, чтобы не бояться в нём бури, ни разбойников. ( Ниф-Ниф решил, что проще и скорее всего смастерить дом из соломы. Нуф-Нуф – из веток и тонких прутьев. Наф-Наф – из камней.)

  • Сказка «Лиса и заяц» — учит строителей строить дома так, чтобы в них можно было жить и в холодную зиму, и в жаркое лето.

7. Строительные материалы. (Работа с учебником и карточками.)

-В учебнике на стр. 113 нарисованы различные стройматериалы. Чтобы узнать, как правильно они называются, решим выражения.

1. Кирпич

24-20-2=

2. Цемент

36+30-63=

3. Доски

(17-17)+4=

4. Шифер

47-(40+2)=

5. Бетонные плиты

0+(12-6)=

6. Брёвна

Проверка.

-Назовите стройматериалы. Знаете ли вы, для чего они служат?

-Более подробно расскажет нам о стройматериалах бригада кладовщиков.

1) Кирпич применяется для кладки стен при строительстве дома. Кирпич красный используется для изготовления фундамента и стен, кирпич белый — для изготовления стен домов. Бетонные плиты служат для потолочного перекрытия.

2) Песок, цемент, гипс — вяжущие средства — применяют для приготовления раствора, его используют при кладке стен из кирпича и блоков.

3) Лесоматериалы — круглый лес хвойных и лиственных пород, строительные бревна, доски, бруски используются для строительства стен домов, потолков, полов, крыш.

4) Кровельные материалы: шифер, металлическая черепица, листовое железо применяют для покрытия крыш домов.

-В современном строительстве используются и другие материалы, придуманные человеком: стекло, керамическая плитка, пластиковые панели.

8. Техника на строительстве.

— Какие машины облегчают труд строителей?

Бригада водителей выясняла, какие машины приходят на помощь человеку на стройке.

1) Бульдозер. Мощный трактор несёт впереди себя стальной щит. Всем щитом землю толкает, разравнивает, засыпает ямы и впадины. Он готовит для строителей широкие дороги, гладкие просторные площадки, чтобы всем другим машинам было удобно работать.

2) Экскаватор. Машина-землекоп загребает землю ковшом. Ковш зачерпывает землю, поднимается, поворачивается, высыпает землю в грузовик-самосвал. Это экскаватор роет огромную яму — котлован.

3) Машины-автопогрузчики. У них строгий порядок. Каждой машине — груз по ее силам. Автокраны — силачи настоящие. Любую бетонную плиту, стальную трубу подхватят и отправят на место. Автокраны и автопогрузчики высоко не забираются, на земле трудятся. Они помогают строить фундамент.

Читайте также:  Построить дом в гурьевском районе

4) Башенные краны — силачи — великаны. Они обязательно выше всех. Чтобы даже на крышу самого высокого дома подать своей рукой-стрелой все, что понадобится.

5) Самосвалы используют для перевозки строительных материалов.

Бетономешалка применяется для приготовления растворов путем смешивания в определенных соотношениях песка, цемента и воды.

-Найдите в таблице названия машин-помощников человека на стройке.

9. Физкультминутка.

– Покажите жестами работу, которую выполняют герои стихотворения.

Как построить новый дом,
Чтоб удобно было в нём? (Разводят руками.)

Чертежом проекта
Займётся архитектор. («Чертят» в воздухе.)

К кирпичу кладёт кирпич,
Ты считать устанешь.
Стены дома возведёт
Наш рабочий — каменщик. («Кладут кирпичи».)

Рамы, двери, подоконник –
Молотком пройдётся плотник. (Стучат кулаком о кулак.)

Красить и белить пора –
Приглашаем маляра! («Красят» в воздухе.)

И теперь, пожалуйста,
В дом добро пожаловать! (Приглашающий жест.)

10. Игра «Кто работает на стройке?» — закрепление представлений о профессиях людей на строительстве, упражнение в словообразовании.

-Название каких профессий прозвучали в физминутке?

-Бригада строителей готова рассказать вам о себе, а вы помогайте.

1) Расчищает строительную площадку бульдозером — буль­дозерист;

роет яму под фундамент экскаватором — экскаваторщик;

бетонирует фундамент — бетонщик;

поднимает грузы подъёмным краном — крановщик;

2) подвозит строительные материалы на самосвале — шофёр;

кладёт стены (из камня, кирпича) — каменщик;

подвозит строительный материал на тракторе — тракторист;

сваривает металлические конструкции — электросварщик;

3) кроет крышу — кровельщик;

белит и красит стены, двери… — маляр- штукатур;

делает рамы, двери — плотник;

На стройке очень важно, чтобы все работали дружно, слаженно, только тогда дом будет строиться быстро и качественно.

Вопрос для размышления бригадам:

-Чем строительство сельского дома отличается от постройки городского? (используются разные строительные материалы и т.д.)

11. Обобщение. Восстановите этапы постройки дома.

1. Нарисовать эскиз дома и начертить план дома.

2. Подготовить площадку для постройки.

3. Выбрать строительные материалы.

4. Начать строительство (фундамент — кладка стен — крыша).

5. Отделочные работы.

6. Благоустройство территории вокруг дома.

12. Игра – проект «Юные строители». Изготовление макета дома из готовых деталей.

— Наша строительная площадка – на этих листах бумаги.

Задание: в течение 15 минут каждая бригада во главе с бригадиром составляют список строительных материалов, машин, обслуживающих строительство объекта. Все полученные знания дети обобщают в виде проекта – аппликации и готовят его защиту.

Проект первой бригады – деревянный сельский дом.

  • Строительные материалы: брёвна, деревянные доски, шифер, кирпич, цемент, песок.

  • Рабочие – специалисты: плотник, каменщик, шофер, кровельщик, маляр.

  • Строительная техника: бульдозер, экскаватор, самосвал, бетономешалка.

  • Площадь перед домом: садовые деревья и кустарники, цветник, скамейка, качели, песочница.

Проект второй бригады – одноэтажный кирпичный сельский дом.

  • Строительные материалы: кирпич, деревянные доски, металлочерепица, цемент, песок.

  • Рабочие – специалисты: каменщик, шофер, кровельщик, маляр.

  • Строительная техника: бульдозер, экскаватор, самосвал, бетономешалка.

  • Площадь перед домом: садовые деревья и кустарники, цветник, скамейка, качели, песочница.

Проект третьей бригады – многоэтажный городской дом.

  • Строительные материалы: бетонные плиты, пластик, деревянные доски, шифер, облицовочная плитка.

  • Рабочие – специалисты: каменщик, крановщик, сантехник, шофер, маляр, сварщик.

  • Строительная техника: бульдозер, экскаватор, самосвал, автопогрузчик, трактор, подъемный кран.

  • Площадь перед домом: деревья, скамейки, детская площадка, парковка для автомобилей.

Проект четвёртой бригады – многоквартирный городской дом.

  • Строительные материалы: бетонные плиты, пластик, деревянные доски, шифер, облицовочная плитка.

  • Рабочие – специалисты: каменщик, крановщик, сантехник, шофер, маляр, сварщик.

  • Строительная техника: бульдозер, экскаватор, самосвал, трактор, автопогрузчик, подъемный кран.

  • Площадь перед домом: деревья, скамейки, детская площадка, автомобильная парковка

13. Подведение итогов.

— Замечательные дома. Я бы с удовольствием поселилась в ваших домах.

А вам они нравятся? Мне они по душе. Дома сданы под ключ. Лучшей бригаде присваивается звание «образцовая» строительная бригада. Бригадам вручаются почетные грамоты.

— Дом. Вслушайтесь, всмотритесь в это слово. Вспомните свой дом. Предлагаю вам поселить в доме образы, наполнить его звуками, которые вызовут тёплые чувства, воспоминания и мысли и помогли построить дом, в котором хорошо живётся.

Дети произносят слова – ассоциации. (Дом- это семья, добро и т.д.)

У каждого дома (и то непременно)
Должны быть и крыша, и окна, и стены,
Должно быть уютно, тепло и светло,
Но главное – в доме должно быть добро.

Вывод – обобщение.

Дом — это не только жильё, но и важнейший символ Земного существования. Дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом — кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная Земля.

14. Домашнее задание. Проверить свои знания по теме на с.110 – 113.

*Вопрос для любознательных: Можно ли построить дом «вверх тормашками»?

15. Рефлексия.

— Повлиял ли наш урок на ваше отношение к дому?

— Ваш дом будет еще красивее, если будет согрет человеческой улыбкой и любовью.

— Мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы сегодня уходите с этого урока. Для этого давайте оставим следы своего настроения на фундаменте.

«Фундамент настроения». Красный цвет – прекрасное настроение, вам все понравилось, синий – вам немного было скучно и зелёный – совсем урок не понравился. (Дети на фундаменте выкладывают из «кирпичиков» разного цвета «фундамент настроения»)

Приложение.

Задание 1. Выполните расчёты и узнайте, каков периметр главной в доме комнаты – горницы.

Длина комнаты – 5 метров, ширина – 4 метра. Найдите периметр комнаты.

_________________________________________________________________

Ответ: _____________________________________________________________________

Задание 2.

1. Кирпич

24-20-2=

2. Цемент

36+30-63=

3. Доски

(17-17)+4=

4. Шифер

47-(40+2)=

5. Бетонные плиты

0+(12-6)=

6. Брёвна

Задание 3.

а

в

т

о

п

о

г

р

у

з

ч

и

к

ю

а

б

у

л

ь

д

о

з

е

р

э

ж

з

и

к

м

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

й

к

л

м

н

о

п

о

д

ъ

ё

м

н

ы

й

я

ч

с

ц

ю

с

к

р

а

н

п

р

с

т

у

ф

х

ц

ч

ш

в

ъ

б

е

т

о

н

о

м

е

ш

а

л

к

а

а

э

к

с

к

а

в

а

т

о

р

й

ю

я

ы

л

й

ц

у

к

е

н

г

ш

щ

з

х

ъ

ф

б

Игра – проект «Юные строители»

___________________________________________________

№ бригады, название проекта

плотник, каменщик, шофер, кровельщик, буль­дозерист, экскаваторщик, бетонщик, крановщик, тракторист, электросварщик, маляр- штукатур.

Строительная техника:

бульдозер, экскаватор, автопогрузчик, самосвал, автокран, бетономешалка, подъёмный кран, трактор.

Площадь перед домом:

садовые деревья и кустарники, цветник, скамейка, качели, песочница, детская площадка, деревья, скамейки, парковка для автомобилей.

Источник