В каком году построили дом быта

Служба быта СССР. Дом быта — что это такое?

Из истории советской службы быта. Постановление от 26 августа 1967 г. N 822 О мерах по дальнейшему развитию бытового обслуживания населения.

Комитету по кинематографии при Совете Министров СССР, Комитету по печати при Совете Министров СССР, Комитету по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР обеспечить по заказам министерств бытового обслуживания населения союзных республик выпуск короткометражных рекламных фильмов, издание справочников и брошюр, подготовку телевизионных передач и радиопередач о достижениях передовых коллективов предприятий бытового обслуживания населения, доходчиво рассказывать советским людям о преимуществах, получаемых ими от пользования услугами предприятий службы быта.

В Советском Союзе, бытовое обслуживание — крупная отрасль народного хозяйства. Рост благосостояния, культурного уровня и потребностей трудящихся, увеличение выпуска бытовой техники, легковых автомобилей сказывается на изменении структуры бытовых услуг. Происходит укрупнение предприятий бытового обслуживания и их специализация.
В СССР вводилась в практику работа бытовых предприятий с выездами на заводы и фабрики для приема заказов; использовался прием заказов на дому и доставка изделий населению; организовывались платные стоянки для личных автомобилей, мотоциклов, велосипедов.
При строительстве жилых домов обязательно предусматривалось выделение помещений для служб быта. Запрещалось изъятие и использование в других целях помещений, занимаемых предприятиями бытового обслуживания.

Комбинаты бытового обслуживания (КБО) сгинули вместе с советским строем, а их здания остались и активно эксплуатируются. Причем, в отличие от зданий кинотеатров и Дворцов культуры, чаще всего чуть ли не по прямому назначению.
Говорят, что в СССР бытовое обслуживание населения было чуть ли не на пещерном уровне. Нагло врут. Как раз тогда комбинаты бытового обслуживания служили верой и правдой вплоть до распада страны, а то и далее.
Да и сейчас во многих из них наблюдаются признаки жизни, причем нередко здания населяют фирмы, работающие по прежнему профилю.
О бытовых надобностях горожан тогда заботились не меньше, чем об удовлетворении культурных потребностей, и в каждом районе города КБО строились не менее активно, чем кинотеатры и дворцы культуры.
Рабочим нужно было модно одеваться, стильно подстригаться и хорошо выглядеть на семейных фото. В выходные они выезжали за город, поэтому нуждались в пунктах проката с их палатками, спальными мешками и прочим дефицитным инвентарем.
Полки магазинов отнюдь не ломились от качественной одежды, обуви и товаров массового потребления. Тут и выручали комбинаты бытового обслуживания, по мере сил удовлетворяя наши растущие потребности и снимая социальную напряженность.

На примере Челябинска

Ул. Гагарина — центральная улица и административный центр Ленинского района. Сюда в конце 50-х в новенькие «хрущевки» целыми бараками переселялись рабочие трубопрокатного завода и других здешних предприятий. Здесь с особой рачительностью отцы города проявляли заботу о трудовом народе, строили библиотеки, кинотеатры и магазины. Неудивительно, что именно на Гагарина в 1965 г. силами знаменитого Треста № 42 был построен первый в районе комбинат бытового обслуживания.
Помимо прочего, он был еще и головным предприятием объединения «Фабрика ремонта и пошива одежды № 1», которое сперва располагалось на ул. «Челябинского рабочего» (КБС), а потом, погостив в здании новенького КБО, переехало в центр города на ул. Воровского. Хоть двухэтажное здание на ул. Гагарина, 29, площадью 2 тыс. м2 построили в 1965 г., открылось оно только в апреле 1966-го.
Столь долгий перерыв между сдачей объекта в эксплуатацию и открытием ателье объяснялся тем, что оснащали его очень основательно, по последнему слову техники. Например, чтобы установить на втором этаже промышленные прессы-утюги, приходилось разбирать оконные проемы и поднимать все это оборудование при помощи подъемного крана. Швейное производство занимало тогда весь второй этаж. На первом этаже работали парикмахерская, химчистка и фотостудия.

Штат КБО был довольно большой и доходил временами до ста человек. Одновременно работало по шесть-семь бригад, специализирующихся на разных видах деятельности: меховые изделия, вышивка, работа с кожей, мужская, женская и детская одежда, массовый пошив костюмов для дворцов культуры и прочих творческих нужд. Здесь же шили постельное белье, подушки и матрасы — словом, все, чего не отыскать было в государственных промтоварных магазинах.

Читайте также:  Сколько стоит построить дом в полоцке

Старожилы утверждают, что спрос на эти изделия в 70-е годы настолько превышал предложение, что заказчики буквально выстраивались в очереди. Предметом особой гордости КБО на ул. Гагарина был просторный подвал, он же — склад сырья. Из этого подвала отоваривались тканью и фурнитурой все челябинские подразделения объединения «Фабрика ремонта и пошива одежды № 1». Здесь работали лучшие в городе мастера по индпошиву брюк, занимавшие первые места на челябинских выставках и конкурсах вплоть до наших дней.

В Арматурном переулке в доме № 5 располагался КБО, с 1975 г. обслуживающий работников Челябинского кузнечно-прессового завода. Но изначально к нему не зарастала народная тропа, ведущая от проходной вдоль промзоны к обширным заводским оранжереям. Заводчане шли туда после работы за саженцами, свежей зеленью, а заодно посещали и комбинат, где к их услугам были открыты фотоателье, химчистка, парикмахерская, ремонт обуви и пункт проката. Как и комбинат на ул. Гагарина, этот КБО входил в состав объединения «Фабрика ремонта и пошива одежды № 1», выполняя аналогичные функции.

Некогда трущобный микрорайон «Порт-Артур» окончательно обрел современный облик лишь в начале 90-х, когда был снесен последний массив хибарок между автодорогой «Меридиан» и ул. Барбюса. В процессе застройки по адресу: ул. Тухачевского,13Б, появился последний в истории района комбинат бытового обслуживания. Отношение к нему со стороны городского руководства, по свидетельствам очевидцев, было превосходное.
В эпоху тогдашнего тотального дефицита новый КБО обласкали, оснастили качественными материалами, новыми вязальными и трикотажными машинами, добротной мебелью и к тому же начали активно зазывать сюда работать мастеров из конкурирующих структур. Комбинат предлагал полный комплекс услуг для новоселов и их домочадцев — от фото- и швейно-трикотажного ателье до обувной мастерской и многого другого.

Источник

Источник

Мария Серова — о том, как появилось главное общежитие Москвы на улице Шверника The Village продолжает рассказывать о примечательных зданиях Москвы. В новом выпуске — о «Доме нового быта» Натана Остермана

Мария Серова

архитектор, сооснователь сообщества «Совмод», посвящённого советской архитектуре 1955–1991 годов

Идеология создания массового жилья в СССР не раз меняла курс своего развития на протяжении десятилетий, но всегда на годы опережала возможности неповоротливой строительной сферы. Возникший ещё в 1920-е годы, этот разрыв так и не был преодолён до самого распада страны. Пробел отчасти заполняло экспериментальное проектирование и капсульное строительство выборочных объектов. Так, на окраине Академического района стоит одна из самых важных построек конца 1960-х годов — Дом аспиранта и стажёра МГУ. Задуманный как «Дом нового быта», он должен был стать социальным экспериментом по созданию человека коммунистического будущего.

«Дом нового быта» изначально создавался для одиночек и молодых семей. Основной идеей команды архитекторов под руководством Натана Абрамовича Остермана было создание многофункционального жилого комплекса с развитой системой общественных пространств и бытового обслуживания. Две с половиной тысячи жителей будущего дома должны были быть избавлены от обременительного домашнего хозяйства. Вместо этого в свободное время они могли заниматься спортом, хобби и самообразованием. А главное — общаться друг с другом: по мнению Остермана, главной задачей нового жилья было преодоление одиночества, потерянности и отчуждённости человека в современном городе.

Концентрация в одном здании сразу нескольких функций стала предлогом для радикальных архитектурных новаций. Дом нового быта должен был стать переосмыслением на новом уровне опыта домов-коммун 1920-х годов, что само по себе было смелым идеологическим жестом. В сталинское время многие из архитекторов-авангардистов были отлучены от профессии и даже не имели возможности преподавать: хрущёвская оттепель сделала общественную жизнь свободнее, но в архитектурной сфере этот процесс сильно отставал.

Однако и сами по себе практические решения комплекса выглядят до сих пор актуально. Комплекс состоит из двух V-образных жилых корпусов высотой в 17 этажей. Соединяющая их центральная перемычка полностью отводилась для общественного использования. Внутри неё — библиотека, клубные помещения со зрительным залом, прачечная, ремонт, поликлиника, детский центр, зимний сад, огромная столовая и даже собственный спортивный зал с плавательным бассейном, — всё, что могло понадобиться молодым людям.

Читайте также:  Как построить дом на садоводческом участке

Дом аспиранта и стажёра МГУ

Радикальный эксперимент по созданию коммунистического быта

Архитекторы: Н. Остерман,
А. Петрушкова, И. Канаева,
Г. Константиновский, Г. Карлсен

Годы создания: 1965–1971

структура: два 17-этажных корпуса на 812 квартир

Улица Шверника, 19

Квартиры изначально проектировались компактными: вместо отдельных кухонь — ниши с электроплитой, мини-холодильником и мойкой; вся мебель — встроенная; а светильники должны были перемещаться по всей плоскости потолка. На каждом этаже дополнительно создавалась столовая с кухней на 15–20 человек — прообраз коворкингов XXI века. Фактически команда Остермана предвосхитила современную моду на эффективно используемые микропространства и общественные зоны, подталкивающие людей к общению и совместной работе. Архитекторы хотели объединить в здании как коллективистский, так и индивидуальный подход, и потому все квартиры проектировались с уникальным дизайном. Более того: в создании «Дома нового быта» принимали участие социологи, которые анализировали пожелания будущих жильцов комплекса. Передовое жильё должно было воспитывать передового человека.

А потом ничего не получилось. «Дом нового быта» пришёлся бы ко времени в 2014 году, а для Советского Союза эпохи Брежнева он был слишком хорош и дорог. В ходе строительства социальную программу упростили и сократили, а здание передали МГУ под общежитие и гостиницу для профессоров, аспирантов и стажёров. Молодые семьи, в течение пятилетия предвкушавшие счастливую жизнь в мире будущего, остались ни с чем. Дом аспиранта и стажёра постепенно пришёл в упадок – уже в наше время ректор МГУ Виктор Садовничий назвал комплекс «крайне опасным». Хотя вряд ли это что-то значит: само по себе создание «Дома нового быта» было одной из маленьких, но великих по своей смысловой силе побед на зыбком поле советской идеологической системы.

Натан Остерман так и не застал крушения собственной утопии. Он умер до окончательного завершения проекта в 1969 году. Ему было всего 53 года.

В тексте использованы материалы Анны Броновицкой (Институт модернизма).

ФОТОГРАФИИ: Екатерина Фефилова

Источник

История Службы Быта, которая помогала жить и развиваться жителям СССР

В 1965 году в СССР для улучшения бытового обслуживания населения в союзных республиках были образованы специальные министерства. Сегодня трудно представить, что своим появлением Служба быта обязана государственной идеологии, утверждающей, что строящие коммунизм советские люди не должны отвлекаться на решение мелких повседневных проблем. Государство предлагало своим гражданам своеобразную сделку: все бытовые хлопоты и часть домашней работы перекладываются на плечи специализированных учреждений и предприятий, централизованно выполняющих ту или иную работу, а освобожденное от домашней суеты население гармонично развивается, всячески способствуя построению нового общества.

Автобус-мастерская бытового обслуживания населения БЗ-06 производства Борисовского АРЗ (Беларусь)

В действительности, в эту концепцию вписывались лишь прачечные и химчистки, а также фабрики-кухни и кулинарии, предлагавшие хозяйкам реальную альтернативу стирке и готовке. Ремонт обуви, бытовой техники (при условии, что таковая имелась) или стрижку граждане также редко пытались осуществлять своими силами. Как бы то ни было, но пафосная позиция государства принесла вполне реальные и, надо заметить, весьма симпатичные плоды.

Автобус-мастерская бытового обслуживания населения ТА-9Т с передвижной парикмахерской и сапожной мастерской

На рубеже 50-60-х годов жизнь определила основные направления работы в сфере быта: банно-прачечные услуги; ателье по индивидуальному пошиву одежды; фотоуслуги; ремонт обуви, металлоремонт, изготовление ключей; ремонт бытовой техники; ремонт часов. Безусловно, прачечные, парикмахерские или, например, сапожные мастерские существовали и в старорежимные времена. С точки зрения методики оказания мелких бытовых услуг, государство в середине 60-х не придумало ничего нового. Новизна заключалась в стратегии, выраженной в создании централизованного института. Сейчас реформу подобного масштаба назвали бы «национальным проектом».

Автолавка ПАЗ-659 на шасси ГАЗ-51А

До 1965 года, когда в управлении народным хозяйством произошел возврат от введенных в 1957 году совнархозов к министерствам, бытовые услуги осуществлялись учреждениями, подчинявшимися либо республиканским министерствам жилищно-коммунального хозяйства, либо союзам потребительских обществ (Потребкооперция, Центросоюз). При этом уровень подчинения и финансирования был «местечковым». Ни о каком расширении сферы или географии деятельности каждым конкретным предприятием не могло быть и речи. К примеру, если на углу улицы стояла будка сапожника дяди Пети, то этот мастер чинил лишь ту обувь, что приносили ему клиенты — ни больше ни меньше, и никогда ему не пришло бы в голову покидать привычную будку и идти со своим ремеслом «в народ».

Читайте также:  Дом который построил гамбург

Автомастерская АБО-05Р на базе ГАЗ-53А Опытно-механического завода им. А.И.Крючкова (Казахстан) предназначалась для оказания населению парикмахерских услуг.

В 1965 году все предприятия, работающие в сфере услуг, были переподчинены специально созданным республиканским министерствам бытового обслуживания населения (сокращенно — МБОН или Минбыт). Централизация позволила вывести финансирование и управление на иной качественный уровень. В крупных городах начали строиться Дома быта, посетители которых могли воспользоваться любой из многочисленных профильных услуг, собранных под одной крышей. При этом сразу же обнаружилась «социально-географическая» несправедливость в отношении жителей сел и маленьких городов. В небольших населенных пунктах невыгодно было строить не только Дома быта или фотоателье, но подчас и обыкновенные парикмахерские.
Для того чтобы отремонтировать сапоги или часы, колхозникам приходилось ехать в ближайший райцентр.

Автопередвижная бытовая мастерская на шасси ГАЗ-51А

И тут Минбыт вспомнил о еще довоенной практике кинопередвижек. В 30-е годы во многие глухие деревни «важнейшее из искусств» доставлялось на специально оборудованных полуторках — с переносным экраном, кинопроектором, а подчас и бензиновым электрогенератором. Позже этот опыт освоили Райпотребсоюзы, организовав «барражирование» но районным глубинкам передвижных лавок, и Управления культуры, обеспечив гражданам, проживающим в сельской местности, доступ к культурным и образовательным ресурсам с помощью «мобильных» клубов и библиотек. 11оскольку в Постановлении от 15 мая 1965 года № 384 «О мерах по улучшению работы предприятий бытового обслуживания населения» особая роль отводилась повышению качества бытового обслуживания на селе, практику доставки услуг к отдаленным потребителям подхватил Минбыт.

Кинопередвижки производства Новгородского киномеханического завода (НКМЗ) (ОАО «Исток»)

Одним из первых передвижные мастерские, оборудованные «залом» для парикмахеров и «мастерской» для ремонта обуви, стал выпускать Тартуский авторемонтный завод №3 Минавтошосдора ЭССР. Сначала это была модель ТА-9Т на шасси ГАЗ-51 А, затем ТА-942Т (ГАЭ-53Ф) и ТА-942А (ГАЭ-53А). Удачный опыт эксплуатации этих машин по всему Советскому Союзу позволил расширить их сферу применения и организовать производство подобных бытовых автобусов на различных предприятиях: Броварском заводе торгового машиностроения Укоопсоюза, Борисовском АРЗ Минавтотранса БССР, Оренбургском механическом заводе Мин-местпрома РСФСР и Опытно-механическом заводе им. Крючкова (Алма-Ата) Минбыта Казахской ССР.

Автобус-мастерская обслуживания населения ТА-942Т

Впоследствии Минбыт в качестве профильных изготовителей передвижных средств бытового обслуживания для всего СССР определил три головных завода: Орджоникидзевский завод технологического оборудования Минбыта РСФСР (с 1966 года), г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ); Харьковский завод нестандартного оборудования Минбыта УССР и Опытно-механический завод им. Крючкова Минбыта Казахской ССР. Позже к ним добавили завод «Рязбытоборудоваиие», г. Рязань.

Передвижная мастерская на шасси ГАЗ-53Ф

Машины для Службы быта оборудовали и предприятия Цетро-союза: Днепропетровский завод технологического оборудования и Пермский механический завод. Номенклатура изделий всех заводов была практически полностью унифицирована по общесоюзным техническим требованиям Службы быта. Машины отличались лишь конструкциями кузовов-фургонов. В качестве базы для них использовались шасси ГАЗ-51 А, затем ГАЭ-53А и ГАЗ-66.

Автолавка на шасси ГАЗ-53Ф

Однако развитие бытовых услуг в глубинке (собственные Дома быта стали появляться даже в районных городах и поселках городского тина), с одной стороны, и «замыливание» самой идеи передвижек — с другой, привило к тому, что в стране оставалось все меньше и меньше выездных парикмахерских и мастерских срочного ремонта. Автомобили Службы быта все чаще выступали лишь в роли мобильных приемных пунктов, оформляющих заявки и доставляющих нуждающуюся в ремонте собственность граждан в специализированные учреждения и обратно.

Киносъемочный 7-местный микроавтобус, отличавшийся от «Десны-2» прежде всего значительно увеличенной высотой крыши над пассажирским салоном

В 1980-х годах в роли мобильных пунктов выступали автомобили УАЗ и ИЖ-2715. Поскольку проходимость последних была невелика, то работали они в основном в крупных городах: эти автомобили развозили из приемных пунктов, расположенных в разных районах города, белье в прачечные или технику, нуждающуюся в ремонте, в централизованные мастерские «Рембыт-техники», а затем возвращали в пункты приема. К сожалению, со временем Служба быта как централизованный институт прекратила свое существование.

Пункт стоматологический передвижной ПСП 03 был спроектирован и изготовлен в 1976 г. на базе автобуса АСЧ 03

См.также:

Журнал. Служба быта 1-12-1965

Малоизвестная советская бытовая техника

Расцвет Застоя или какой была наша страна 40 лет назад

Краткая история советского автобуса

Автобус от Министерства Культуры

Источник